Открытый урок по русской литературе на тему: "Легенды и мифы Древней Греции". Проверка домашнего задания

Эпиграф к уроку:
«… в жизни всегда есть место подвигам»
(А.М.Горький «Старуха Изергиль»).
Ход урока
1.Слово учителя.
Легенды о Ларре и Данко взяты из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», который был написан в 1894 году. Это произведение принадлежит к раннему периоду творчества писателя. С этого момента Горький заявил себя как выразитель особого способа миропонимания и носитель вполне определенной эстетики – романтической.
2. Актуализация.
Чтение отрывка учителем из произведения под музыку
С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные желтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море…
- Образ морской стихии не только зримый, конкретный образ, но и символический. Каков традиционный символический смысл образа морской стихии?
(Море→ отсутствие зримых границ→ свобода) Т.Е. речь идет о литературном направлении – романтизме, основной признак которого – свобода, свободная личность.
2.Терминологическая работа.
- Объясните, как вы понимаете слова «романтизм», «романтика», пользуясь домашними записями в тетради.
-Каковы же особенности романтического произведения:
1. Культ необыкновенной личности;
2.Романтический портрет;
3.Романтический сюжет;
4.Романтический пейзаж;
5. Романтическая стилистика.
3. Аналитическая беседа.
-Докажите, что рассказ является романтическим.
Анализ легенды о Ларре.
-Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь)
-Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам они живут?
-В чем источник трагедии Ларры? (Ларра не мог и не хотел идти на компромисс между своими желаниями и законами общества.)
-К чему приводит крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к
эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку).
-Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное
существование, бессмертие).
-Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?
-Каково отношение автора к герою? (Он осуждает героя, в котором
воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности).
-«Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.
(Карточка: (ученик работает со словарем) (слайд 2)
Что такое гордость и гордыня?
Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.
Гордыня - непомерная гордость. Высокое мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.)
-В чем трагедия бессмертия Ларры?
Анализ легенды о Данко.
-Как складываются отношения между Данко и толпой?
-Какое чувство переживает Данко, глядя в толпу судящих его людей? Ответ подтвердите примерами из текста.
(Глядя на тех, ради которых он, рискуя жизнью, отправился в болото, Данко испытывает негодование, « но от жалости к людям оно погасло»)
- Какова функция эпизода об «осторожном человеке»?
(Упоминание об «осторожном человеке» вводится в легенду о данко для того, чтобы подчеркнуть исключительность героя.)
Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко
совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии).
-Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры?
4.Работа с текстом.
«Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко».
-Почему толпа разочаровалась в Данко?
-С кем сравнивает толпу автор?
- Как на всё это реагирует Данко?
-Почему Данко усмирил свою гордыню?
-Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается
рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).
5.Работа в группах. Составить кластер.
1 группа: назвать черты, присущие Данко и записать
их на листах бумаги (Листы бумаги размещены на доске. Учащиеся маркером делают записи: Красота. Смелость. Желание помочь окружающим. Любовь к людям. Самопожертвование…)
(Эти голубые листы с неровными краями похожи на голубые искры,
которые видели путники над степью. Давайте попробуем соединить их.
Переворачиваем голубые листы бумаги. С другой стороны они окрашены в красный цвет. Листы соединяются в форму сердца).
Мы собрали из осколков сердце… То самое сердце… Сердце смельчака Данко, исполненное любви к людям
2 группа: назвать черты, присущие Ларре и записать их на листах бумаги (Листы бумаги размещены на доске. Учащиеся маркером делают записи:гордость, одиночество, гордыня, глаза его были холодны)
6. Индивидуальное сообщение учащегося.
В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее. и сопоставим с легендой о Данко.
(Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?
(Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).
– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?
(Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)
7. Сравнительная работа образов Данко и Ларры. (Самостоятельная работа учащихся с текстом. Составление таблицы.) (слайд 3)
- Сапоставьте героев (Данко и Ларру) по следующим положениям:
Портрет;
Отношение к людям;
Впечатление, производимое на окружающих;
Понимание гордости;
Поведение в момент суда;
Судьба героев.
Сопоставление образов Данко и Ларры
Критерии Данко Ларра
Портрет Молодой красавец.
Красивые - всегда смелы; в очах его светилось много силы и живого огня. Юноша, красивый и сильный; глаза его были холодны и горды, как у царя птиц.
Отношение к людям Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд, и видел, что они – как звери;
Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло;
Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут.
Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда, она упала, встал ногой на ее грудь;
У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел всего этого;
Я убил её потому, мне кажется,- что меня оттолкнула она: а мне было нужно ее.
Впечатление, производимое на окружающих Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех.

Все смотрели с удивлением на сына орла;
Это оскорбило их;
Тогда уж совсем рассердились они.

Понимание гордости Во мне есть мужество вести, вот потому я повёл вас! Отвечал, что таких, как он, нет больше;
Стоял один против всех;
Долго говорили с ним и, наконец, увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего.
Поведение в момент суда Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец! -Развяжите меня! Я не буду говорить связанный!
Судьба героев Бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям;
А Данко все был впереди, и сердце его все пылало и пылало!

Он не может умереть!- с радостью сказали люди; остался он один, свободный, ожидая смерти; ему нет жизни и смерть не улыбается ему.

После проведенной работы, мы можем ответить на проблемный вопрос: являются ли наши герои необыкновенными личностями?
Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен.
Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже
лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.
8.Работа в группах. (слайд 4)
1 группа выбирает цитаты,характеризующие Данко.
2 группа выбирает цитаты, характеризующие Ларру.
«...глаза его были холодны и горды, как у царя птиц...»
«В очах его светилось много силы и живого огня»
«глаза были тусклы»
« ...когда стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы...»
«Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и они обрушились на…»
«Во мне есть мужество вести, вот потому я повёл вас!»
«У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел всего этого».
9.Работа с изобразительно-выразительными средствами: тропы и фигуры речи. Анализ отрывков описание пейзажа. (слайд 5)
-Какую роль играет пейзаж в обеих легендах?
10. Вашим домашним задание к этому уроку было составление даймонда. 1 группа – Данко, 2 группа –Ларра. (учащиеся читают свои 7-мистишия).
Даймонд – это семистишие особой формы: (слайд 6)
1 строка – существительное
2 строка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к существительному,
3 строка – 3 глагола или деепричастия, относящиеся к существительному
4 строка – фраза из 4 слов: 1,2 характеризуют 1 существительное, 3,4 – относятся к противоположному понятию
5 строка – 3 глагола или деепричастия
6 строка – 2 прилагательных или причастия
7 строка – 1 существительное.
Данко
Смелый, отважный
Возмущается, ведёт, спасает
Данко любит – Ларра ненавидит
Вырывает, горит, угасает
Мужественный,героический
искры
Ларра
Самолюбивый, гордый
Ударил, рассердился, убил
Ларра ненавидит –Данко любит
Ожидать, ходить, блуждать
Одинокий, свободный
Тень
11.Попробуйте с помощью музыки охарактеризовать героев (поиск музыкальных аналогий)
Звучат отрывки из произведений композиторов: Бетховена, Шопена, Чайковского.
12. Давайте посмотрим короткометражный анимационный фильм «Легенда о Данко».
13. Домашнее задание. (слайд 6)
Напишите сочинение – миниатюру «Что я сделаю для людей»
14. Работа с оценочными листами. Заполните лист с учетом личного вклада в урок.
15. Итоги урока. Рефлексия. (Групповая)
Акрослово
Дать характеристику герою
Д-дает жизнь людям
А- анализирует поступки людей
Н-негодование вскипело, но от жалости к людям погасло
К- красивый
О- он любит людей
Заключение
Этот урок следует после изучения повести М.Горького «Детство».
Предполагаемые результаты:
-знают о жизни и творчестве М.Горького;
-знают о литературном направлении в литературе – романтизме;
-умеют находить черты романтизма в произведении писателя;
-умеют анализировать прозаическое произведение;
-умеют выделять главное в информационном потоке;
-умеют критически мыслить, аргументировать свои ответы, задавать вопросы, давать сравнительную характеристику;
-умеют работать в группе, проявлять свои коммуникативные качества;
-умеют адекватно реагировать на критику и оценивать работу друг друга.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Басинский П.В., Федякин С.Р. Русская литература конца 19 века – начала 20 века и первой эмиграции: Пособие для учителя. М., 2000.
Н.В. Егорова: Поурочные разработки по русской литературе XX века 11класс. М.: Изд-во “ВАКО”, 2015 г.;
Б.И. Турьянская: Литература в 7 классе – урок за уроком. М.: “Русское слово”, 2014 г.
Щедрова Л.К. Читая Горького сегодня. 11 класс// Литература в школе. 2014 № 5
Словарь литературоведческих терминов.М. 2012 г.
Ресурсы интернет:
https://yandex.ru/video/search?text=видео%20легенда%20и%20данко
Оценивание деятельности отдельного учащегося при групповой работе
Ф.И.учеников 1. Предлагает идеи 2. Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию) 3. Помогает участникам группы 4. Внимательно слушает и задает вопросы 5. Умеет вести обсуждения (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры) 6. Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании.
Общий балл

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: Доброта в литературных произведениях. «Легенда о старом плаще».

Цель: Развивать осмысленное чтение на основе современных педагогических технологий (технология критического мышления).

Задачи:

Познакомить учащихся с новым жанром легендой;

Работать над формированием правильного типа читательской деятельности;

Развивать критическое мышление учащихся, речь;

Формировать умение проводить рефлексию.

Воспитывать чувство доброты, уважения к друг другу и окружающим.

Интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода.

Рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, самооценка, отношение к окружающим людям.

Речевые умения: рассказ рассуждение, обобщенный план ответа по тема, обогащение словаря (пословицы), составление синквейна, вести диалог.

Личностная позиция: осознание необходимости доброго отношения к окружающим людям.

ИКТ: «чтение» информации, представленной в видеоматериале, кластере, художественном тексте; моделировать произведение.

Ход урока:

1. Оргмомент .

2. Постановка темы урока . Стадия вызова.

-Просмотр видеосюжета.

Постарайтесь сформулировать тему урока.

-Учебный диалог по теме урока.

Недаром говорят: “Земля согревается солнышком, а душа – добротой”

– Сегодня на уроке мы будем говорить об этом удивительном слове, о доброте в нашей жизни.

Упражнение «Ассоциации»:

    Прочитайте слово, записанное на доске: Доброта (карточка)

    Запишите на листах возникшие ассоциации (индивидуальная работа детей)

    Расскажите друг другу, что вы записали (работа в группах)

    Из записанных слов составьте кластер (милосердие, сострадание, благородство, помощь, отзывчивость, душевность, мягкость)

Как можно назвать эти слова? (синонимы)

3. Работа с опорными словами до чтения :

Что такое легенда?Леге́нда (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое») прозаическое произведение народное или авторское о реальных людях или исторических событиях с элементами фантастики.

Попробуйте предположить, о чем пойдет речь в легенде:

По названию « Легенда о старом плаще».

По опорным словам и (после детских предположений по опорным словам):

почтальон

дорогая реликвия

(индивидуальная работа детей и опрос)

4. Работа с текстом легенды. Стадия осмысления.

-Знакомство с легендой (чтение с остановками)

Легенда о старом плаще

1 (про себя)

Жили три брата: учёный, врач и почтальон по имени Марио. Учёный и врач были людьми талантливыми, настойчивыми и честными и вскоре стали уважаемыми и известными. Учёный сделал много замечательных открытий. Врач умел лечить даже самые тяжёлые болезни. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты. Его уважали и любили. Для каждого находилось у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник. Старики ждали прихода почтальона с нетерпением, потому что он всегда терпеливо и внимательно слушал их воспоминания о прошлом и все их жалобы. Ведь старым людям часто не с кем поговорить, потому что молодые всегда заняты, всегда торопятся, и им некогда, да и неинтересно слушать стариков. Марио жил скромно – ведь жалованье почтальона невелико. Но он не печалился об этом и никому не завидовал.

-Кем работали братья?

-Какие таланты были у братьев Марио? Прочитайте.

- А каким талантом обладал скромный почтальон Марио? Докажите словами из текста.

-Как понять выражение, выделенное курсивом?

-Жалованье – денежное вознаграждение, получаемое лицом, состоящим на государственной службе. Почему маленькое жалование не огорчало Марио?

2 (учитель)

Однажды почтальон появился на улице без хорошо знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи.

3 (про себя)

Прошло много лет. Никого из братьев уже не было в живых. Открытия учёного продолжали служить людям. Помнили жители городка и о чудесном докторе. При помощи его методов в городской больнице возвращали здоровье даже самым тяжёлым больным. Но самую светлую память сохранили горожане о скромном добром почтальоне, о его добросовестности, умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку.

-Скажите, Марио рассказал, куда исчез его плащ? Почему?

- Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом.

4 (по цепочке)

Рассказывают, когда паренёк этот стал взрослым, он отдал плащ маленькой девочке, которую встретил в лесу. Девочка была легко одета, так как пошла за грибами днём, когда светило солнышко и было тепло. Но к вечеру полил сильный дождь. Девочка была из другого города и не знала, где живёт добрый человек, который отдал ей свой плащ, поэтому она не могла вернуть его хозяину. Однажды она встретила нищего старика, которому не во что было одеться. Она накрыла его худые озябшие плечи плащом…

Так этот плащ переходил из рук в руки по цепочке добра. Говорят, что теперь он хранится в городском музее как самая дорогая реликвия.

-Оправдались наши предположения?

-Какие чувства вызвала легенда?

-Соотнесите легенду с кластером.

-Найдите в тексте слова и выражения, характеризующие почтальона.

-Прочтите слова, содержащие главную мысль легенды.

-Как понять слова «Цепочка добра», «Самая дорогая реликвия».

-Есть ли у Вашей семьи семейная реликвия? Чем она вам дорога?

5.Стадия рефлексии. (работа в группах)

1. Составьте простой план для пересказа произведения.

2.Составление синквейна «Почтальон».

3. Закончите легенду по-своему.

4. На карточке записаны пословицы, выберите ту, которой можно озаглавит эту легенду. Почему?

Доброго человека дела славят.
Добрый конец – всему делу венец.
Добрый совет ко времени хорош.
Доброму – добрая память.

5. Изобразить модель легенды.

Презентация групп. Обсуждение работы групп.

6. Д.з. написать отзыв о произведении или аннотацию к нему. (Вспомнив правила их написания).

7. Итог урока

    Наш урок подошёл к концу.

    Какой для вас была наша работа на уроке?

    Самое популярное чувство в жизни - это добро. Его сложно описать, дать точную формулировку. Оно способно творить великие дела, мирить соседей, приручать животных, делать мир краше.

    «Не забывайте подарить добро соседу,
    Родственнику, другу.
    Оно, как истинное волшебство
    Вернётся к вам по кругу».

Урок литературного чтения - 3 класс. Тема: Г.Б.Остер "Как получаются легенды"

Данный материал будет полезен учителям начальной школы. Этот конспект направлен на формирование интереса к чтению произведений Г.Б.Остера, на знакомство с мифами и легендами родного края, на творческую и познавательную активность учащихся.
Тема урока: Г.Б.Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды своего села.
Тип урока : урок открытия новых знаний.
Цель урока : изучение творчества Г.Б. Остера на примере его произведения «Как получаются легенды», формирование интереса к чтению произведений Г.Б.Остера.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «миф», «легенда», с произведением Г. Остера «Как получаются легенды», с легендами родного края; Заинтересовать ребят к чтению книги Г.Б. Остера «Легенды и мифы Лаврового переулка»
Развивающие: развивать речь учащихся, воображение, умение работать над содержанием текста; работать в паре и самостоятельно; умение делать сообщение, с использованием книги; обогащать жизненный опыт при решении практических задач по рефлексии своей деятельности.
Воспитательные: воспитание культуры поведения учащихся; желание посмотреть на себя со стороны и поработать над своими недостатками, стремление составлять собственные легенды о жизни детей.

Планируемые результаты (УУД) :
Предметные: знать значения понятий миф, легенда, познакомиться с произведением Г.Остера «Как получаются легенды», с легендами родного края. Определять особенности легенд. Учиться сочинять легенды.
Метапредметные. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Оценивать результаты своей деятельности; определять правильность выполненного задания.
Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; анализировать, сравнивать ситуации, представленные в произведении; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки; читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное; сотрудничать в совместном решении проблемы.
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Информационный материал: учебник, часть 2, стр. 184-186; книги Остера Г.Б. «Вредные советы», «Легенды и мифы Лаврового переулка» и другие (по выбору учащихся), легенды села Рековичи
Демонстрационный материал: гербарий лаврового листа.
Интерактивный материал: презентация к уроку (вложение – 9слайдов).

Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельност и.
– Прозвенел заливистый звонок, начинаем чтения урок!
«Самооценка-разогрев» (реакция на утверждения с помощью жеста).
Если вы согласны, что читая, человек узнаёт много нового, то кивните головой.
Если вы согласны, что книга – лучший друг, то похлопайте руками.
Если вы согласны, что сегодня хорошо подготовились к уроку помашите рукой.
Если вы уже настроены на работу и готовы выполнять задания, то улыбнитесь.

II. Актуализация знаний и постановка проблемных вопросов
А) Проверка домашнего задани я.
1) Рассматривание выставки книг Остера Г.Б., составленной учащимися класса.
- Книги какого автора представлены на выставке?

2) Защита проекта учащим ися
- Какое произведение вы изучили на прошлом уроке? (Г.Остер «Вредные советы»)
- Почему Г.Остер писал вредные, а не полезные советы? (Учёные открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые делают всё наоборот. Им дают полезный совет: « Умывайся по утрам» - они берут и не умываются. Учёные решили, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, и получится как раз правильно. Читаешь их и понимаешь, как нельзя поступать.)

Вам было задание на выбор выучить вредные советы или сочинить свои вредные (можно полезные) советы
- Ребята, почему вы решили сделать мини-проект по данной теме?(Дети зачитывают актуальность проекта, цель, задачи, план)

Как выполняли и какой продукт получился? (Дети показывают проект и читают 3 стихотворения Г.Остера и 3 стихотворения собственного сочинения)
- Так чему же учит это произведение Г.Остера? (Быть воспитанными)
3) ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ

Б) Постановка проблемных вопро сов
-Ребята, вы помните, что Григорий Бенционович жил в Одессе? ,
(Слайд 1)
Он часто прохаживался по старинным переулкам,
(Слайд 2)
слушал как шелестят листья лаврового дерева и вдыхал их аромат.
(Слайд 3)
- Перед вами листья лаврового дерева. Вдохните их аромат.
- Ребята, а у нас растут такие деревья? Может вы знаете, где используют листья этого дерева?
- Как вы думаете, что сочинял Георгий Остер после прогулок? (?????)
- А вы хотели бы это узнать? (Слайд 4)
Григорий Бенционович написал книгу «Легенды и мифы Лаврового переулка»
- Так что же писал Г. Остер после прогулок? (Мифы и легенды)
- А вы знаете, как получаются легенды? (???)

III. Построение проекта выхода из затруднения (Постановка темы и задач урока) :
-Предположите, какая будет тема урока?
-Тема Г.Остер «Как получаются легенды» (Слайд 5)
Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке? Давайте поставим перед собой задачи.
1) Узнать что такое легенды и мифы
2) Познакомиться с произведением Г.Остера «Как получаются легенды»
3) Определить главную мысль произведения
4) Сочинить свою легенду (Слайд 6)

IY. Совместное открытие знаний
1) Словарная рабо та. Работа над смысловым значением слов мифы и легенды с использованием толкового словаря Ожегова
-Итак, нам нужно узнать что такое легенды и мифы. Где можно найти данную информацию?
- Посмотрите в толковом словаре Ожегова (Дети читают вслух, потом возникает слайд)(Слайд 8)
легенды 1.Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии,
2.(перен.) Вымысел, нечто невероятное.

мифы 1. Древние народные сказания о легендарных героях, богах, о происхождении природных явлений;
2. (перен.) О недостоверном рассказе, выдумке;

(На доске вывешиваются плакаты: легенда это предание о каком-то историческом событии; неправдоподобное сообщение)
2) Антиципация чтен ия (прогнозирование содержания чтенения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста)

– Как вы думаете, что мы будем читать на уроке: предания, или неправдоподобные сообщения? (Высказывание своего мнения и его обоснование.)
3) Первичное знакомство с произведениемГ.Б.Остер «Как получаются легенд ы».
Чтение с остановками по цепочке. (Учитель – ученица - ученик)

Первый абзац читает учитель

Как вы думаете, о чём будет рассказываться дальше?

Прочитайте до слов «Есть другая история...».
- Как вы думаете, что произойдет далее?

Прочитайте последний абзац.

– Понравились ли вам легенды из Лаврового переулка? Обоснуйте своё мнение.
- Перед чтением данного произведения был задан вопрос: что мы будем читать на уроке: предания, или неправдоподобные сообщения.
Вы ответили….Угадали ли вы содержание данных легенд?
Y.Физкультминутка.

YI. Первичное закрепление во внешней речи.
1.Повторное чтение рассказа. Беседа по содержа нию
(Дети читают сначала про себя, а потом вслух)
-Прочитайте текст самостоятельно. Придумайте и задайте вопросы, чтобы ответы на них можно было найти в тексте.
- Прочитайте произведение вслух.
- Какие вопросы вы приготовили? Задайте.
2.Постановка концептуальных (смысловых) вопросов по текс ту.
-Ребята,объясните как же получаются легенды?
(Легенда связана с реальной историей и реальной местностью. События, описанные в ней, обязательно переходят в фантастические.)
Для чего Г.Остер написал нам произведение «Как получаются легенды»
(Эти легенды учат детей быть воспитанными и прилежными; не баловаться, слушаться старших)
YII. Самостоятельная работа
1.Работа с текстом легенд о родном кр ае.
– В нашем селе нет лавровых переулков. Но легенды существуют даже у нас в Рековичах.
(Учитель дает карточки с текстом:
Легенда о первой Рековичской церк ви.
Давным-давно, когда река Десна еще была судоходной, а леса были настоящими дебрями, в них водилось много птицы и зверья. В ту пору жили в лесу люди, промышляющие разбоями и грабежом. Они грабили лодки, идущие по реке, купеческие обозы с товарами, проходящие по Рековичской земле.
Одному из разбойников понравилась молодая девушка – дочь князя Мещерского. Эти люди выкрали молодую барышню и увезли в поповские леса (так назывались леса на берегу Десны). Молодая княгиня была смелой и находчивой. Когда разбойники уснули в своем лагере, она бросилась бежать. Грабители обнаружили пропажу только под утро и кинулись вдогонку. Выбравшись из леса, девушка заметила погоню и спряталась на поле под снопом со льном. Не найдя никого, преследователи вернулись в свое логово.
В честь возвращения дочери князь велел построить церковь. Так в 17 веке появилась первая деревянная церковь в честь Казанской иконы божьей матери (домовая церковь князей Мещерских).

Легенда о происхождении села Рековичи
Во время Отечественной воны 1812 года по нашей земле проходили войска Наполеона. Учитывая важное значение Брянска, Трубчевска, Стародуба и других городов края, французы предпринимали неоднократные попытки захватить их. Захватчики встречали решительное сопротивление партизанских отрядов.
Покидая наши места, Наполеон, якобы, потерял здесь рукавицу – оттого и произошло название села Рековичи.

Подготовьтесь прочитать их вслух.
Чтение вслух
Мы прослушали две легенды о своем родном крае. Сравните, одинаковые ли они?
– Обратимся ещё раз к толкованию слов мифы и легенды. В основе легенд, с которыми вы работали лежит …(что?) (Предание о каком-нибудь историческом событии)
– Как вы думаете, какую легенду сочинить легче? Обоснуйте своё мнение.

2. Сочинение легенды (Совместная работа с учител ем)
-Давайте попробуем сочинить легенду. Я начну, а вы продолжайте.

В одной деревне жила умная девочка. Она хорошо училась и за это родители подарили ей смартфон. Девочка постоянно ходила с этим телефоном, даже на переменах не выпускала его из рук. И вот однажды…

Продолжите пожалуйста, что случилось.(Ответы детей)

YIII.Рефлексия.
- Ребята, мы со всеми справились поставленными задачами? Для чего Г.Остер написал книгу Легенды и мифы Лаврового переулка? Где пригодятся знания?
-А теперь выберите себе по два предложения и закончите фразу (Слайд 9)
Сегодня на уроке я узнал(а)…
На этом уроке я похвалил(а) себя за …
После урока мне захотелось …

IХ. Домашнее задание. (Учащимся дается задание на выбор)
1) Читать в учебнике стр.184-186, пересказывать.
2) Узнать у родителей легенды семьи или доме
3) По желанию сочинить легенду.

Конспект урока

литературного чтения

«Легенда: правда и вымысел»

МБОУ СОШ №15, г. Апатиты

учитель-логопед,

МБОУ СОШ №15г. Апатиты

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №15, г. Апатиты

г. Апатиты

Литературное чтение

4 класс

Тема урока : Легенда – правда или вымысел?

Тип урока: объяснение нового материала с элементами исследовательской деятельности .

Виды и формы организации учебного процесса : личностно-ориентированный урок с использованием фронтальной, индивидуальной, групповой работы.

Методы обучения:

· проблемно-поисковый (создание проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению);

· словесный (беседа, диалог);

· практический (работа с таблицей);

· наглядный (наблюдение, презентация);

· исследовательский.

Педагогические технологии: технология АМО, ИКТ, игровые технологии, технология обучения как учебного исследования, технология критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, карта России,

презентация в формате MS. ppt., раздаточный материал научно-популярная литература :

· «История государства Российского» том 3 глава 8 стр. 107, М.:Моск. рабочий; Слог, 1993;

· «История государства Российского» том 9 глава 6 стр. 18, М.:Моск. рабочий; Слог, 1993;

· , «Школьный толковый словарь русского языка », М., «Просвещение», 2001;

· , «Я познаю мир», стр. 209, стр. 248, М., АСТ, 2002;

· Учебник «Литературное чтение», 4 класс, I часть, раздел «Героическая песня, легенда, библейское предание» Авторы-составители: , - М. «Вента-Граф», 2004

Цель урока: дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы.

Задачи:

1. Образовательные:

· систематизация знаний о жанровом разнообразии фольклора;

· создание условий для полноценного восприятия литературных произведений через единство содержания и формы работы;

· сравнение персонажей разных произведений, выявление отношений к ним собственной оценки и подтверждение собственных суждений текстом произведений.

2. Развивающие:

· развитие мыслительной деятельности учащихся с использованием активных методов обучения;

· формирование умений исследовательской работы;

· овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

· развитие познавательной активности.

3. Воспитательные:

· обогащение нравственного опыта обучающихся;

· формирование навыков работы в группах (понимать и принимать учебную задачу, аргументировать свою точку зрения в устно-речевом общении);

· формирование интеллекта и общей культуры.

Ход урока

Формы, методы, приёмы

Цель применения

I этап урока. Инициация

Цель этапа : создание настроя на совместную коллективную деятельность в группах.

1. Выбор команд АМО «Найди свою половинку»

Ученики собирают группу, найдя свою половину пословицы.

Пословицы: «Ученье свет, а неученье тьма», «Делу время, а потехе час». Приложение 1

Теперь вы члены двух команд. Команды, прошу занять свои места.

2. Приветствие . Игра «Дразнилки»

Приложение 1

Приветствие команд будет необычным. Каждая команда поочереди выкрикивает дразнилки, которые приготовили дома.

У кого запас дразнилок закончится, тот и проиграл.

Предлагаю пожелать друг другу удачи (приветствие ладошкой).

Формирование групп, чувства команды

Создание

психологического климата

II этап урока. Вхождение в тему

Цель этапа: систематизация знаний о жанрах фольклора.

1. Актуализация знаний

Сегодня у нас необычный урок, его тему вы определите, составив слово из букв (карточки с буквами у каждой команды лежат на столе).

Какое слово у вас получилось? (фольклор)

Что такое фольклор? (ответы детей)

- Фольклор – это устное народное творчество.

Слайд 2

К какому жанру фольклора относятся следующиепроизведения?

(подготовленные дети читают произведения)

Слайд 3

· Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок... (колыбельная песня)

· От топота копыт, пыль по полю летит (скороговорка)

· Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький…

(сказка)

· Четверо братцев под одной крышей стоят (загадка)

· Та-ра-ра! Та-ра-ра!

На лугу стоит гора,

На горе растет дубок,

А на дубе воронок (потешка)

· Матушка Добрынюшке говаривала,

Матушка Никитичу наказывала:

«Ах ты, душенька Добрыня сын Никитинич! (былина)

· Как в старом-то было городе,

В славном и богатом Нижнем,

Как уж жил тут, поживал богатый мещанин,

Богатый мещанин Кузьма Минин-сын (героическая песня)

· Было у человека два сына. Старший-спокойный да хозяйственный, работает в поле, отцу помогает. А младшему все не сидится дома, хочется дальние страны посмотреть…

(предание)

Приложение 2

Создание условий для определения учащимися цели урока и постановки учебных задач

Актуализация опыта учащихся, необходимого для «открытия новых знаний»

III этап урока. Погружение в тему

Цель этапа: дать понятие легенды как жанра фольклора.

1. Целеполагание

В четвёртом классе мы познакомились с новыми жанрами фольклора: былиной, преданием, героической песней. Сегодня мы дополним наши знания еще одним видом жанрафольклора - легендой.

Знакомо ли вам это понятие?

АМО «Вершина успеха»

Отметьте на вершине успеха уровень своих знаний о легенде (учащиеся при помощи цветных магнитов определяют уровень своих знаний о легенде).

Приложение 3

2. Интерактивная лекция

Введение понятия «легенда»

Что такое легенда?

Где мы можем найти определение легенды? (найти в толковом словаре, Интернете)

Задание по группам:

1- найти определение понятия «легенда» по толковому словарю приёмом «Сжатие текста»

2- найти определение понятия «легенда» по научно-популярной статье из Интернета приёмом «Сжатие текста»

Каждая команда даёт своё определение.

Познакомимся с этим понятием на 17 странице нашего учебника

Вывод: легенда-произведение фольклора. В легенде повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.

Слайд 4

Сегодня у нас будет необычный урок, а урок-исследование. Мы станем учёными-исследователями. А предметом исследования будут легенды «О граде Китеже, «О покорении Сибири Ермаком». В ходе нашего исследования мы должны доказать, что эти произведения являются легендами.

Создание условий для определения учащимися ожиданий

Раскрытие сущности обсуждаемого понятия, построение логического умозаключения

IV этап урока Проработка содержания темы

Цель этапа: формирование умений исследовательской работы

1. Знакомство с содержанием произведения

Задание: каждая команда знакомится с содержанием легенд и даёт краткий пересказ содержания текста по опорным словам (карточки с опорными словами лежат на столах).

Приложение 4

1- читает про себя легенду о граде Китеже, стр.

2 - легенду о покорении Сибири Ермаком, стр. 15 – 17

Представители от команд дают краткий пересказ, сопровождаемый показом иллюстраций на слайдах.

Слайды 5-10; 11-17

2. Исследовательская работа

Исходя из понятия легенды, мы должны доказать, что произведение является/не является легендой.

- В каждом исследовании есть: предмет исследования, гипотеза, методы исследования и выводы.

Предметом исследования у каждой команды будет легенда.

Гипотеза : в процессе исследования нужно доказать, что легенда основана на историческом событии, написана в форме сказки.

Метод исследования: наблюдение, практическая работа (работа с картой)

Выводы. У каждой команды есть маршрутные листы-таблицы, в которые заносятся результаты исследования.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации.

Формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности ; осуществлять взаимный контроль; учить анализировать и обобщать полученные знания

Этапы исследования

I этап исследования

Историческая личность : доказать или опровергнуть существование исторической личности

Команда 1

Легенда о граде Китеже

Команда 2

Легенда о покорении Сибири Ермаком

Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории хана Батыя.

Ученики работают с информацией о данной личности в детской энциклопедии «Я познаю мир» на странице 209 приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Слайд 18

Методы исследования : наблюдение.

Вывод: Хан Батый является исторической личностью.

Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории Ермака, Ивана Грозного.

Ученики работают с информацией о данных личностях в детской энциклопедии «Я познаю мир» на страницах 242, 248 приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Учитель дополняет рассказ учащихся. Слайды 19-20

Методы исследования : наблюдение.

Вывод: Ермак и Иван Грозный являются историческими личностями .

Игра «Цветик-семицветик»

На карточках (лепестках) напечатаны характеристики личности героев (в соответствии с легендами). Ученикам нужно распределить карточки к портретам Батыя и Ермака. Составить рассказ о характерных чертах соответствующей исторической личности.

Приложение 6

Слайды 21-22

II этап исследования

Временные рамки : необходимо найти соответствие дат событий, описанных в легендах, и дат, приводимых в научно-популярных статьях в книге «История государства Российского».

Гипотеза : временные рамки в легендах совпадают/не совпадают с историческими событиями.

Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды.

Ученики работают со статьёй из книги «История государства Российского» том 3 глава 8 страница 107. Дата прихода на реку Волгу Батыева войска и дата из легенды появления Батыева войска в ветлужских лесах (XIII век) совпадают. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Методы исследования: наблюдение.

Вывод: временные рамки легенды совпадают с историческими событиями, следовательно, соответствуют действительности.

Гипотеза: временные рамки в легендах совпадают/не совпадают с историческими событиями

Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды. Ученики работают со статьёй из книги «История государства Российского» том 9 глава 6 страница 18. Даты жизни Ивана Грозного () и завоевание Ермаком Сибири (1581год) совпадают.

Методы исследования: наблюдение. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Вывод : временные рамки легенды совпадают с историческими событиями, следовательно, соответствуют действительности.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы

III этап исследования

Географическое место: найти на физической карте России географические названия, встречающиеся в легенде

Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современных географических картах).

Открыть в Интернете географическую карту Нижегородской области (по закладке учителя).

Приложение 7

Ученики находят/ не находят на карте географические названия, которые встречаются в легенде: реку Волгу, ее приток реку Ветлугу, озеро Светлояр. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Методы исследования : практическая работа.

Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современной географической карте России).

Ученики находят/не находят на карте России карте географические названия, которые встречаются в легенде: Уральские горы, Дон, Сибирь, реку Иртыш. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Методы исследования : практическая работа.

Вывод: наше предположение подтвердилось.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы

Общий вывод: Вы доказали, что произведения основываются на исторических событиях, выполнено одно условие из понятия легенды.

IV этап исследования

Художественный стиль произведения: доказать стиль «сказочного» языка произведений

В легенде повествуется о каком-либо событии в форме сказки . Это второе условие определения понятия легенды. Нам надо доказать/ опровергнуть вторую часть определения легенды. Вспомните и назовите, что характерно для стиля «сказочного» языка.

Слайд 23

Команда доказывает/опровергает условия сказочного стиля произведения, отмечая свои результаты в таблице. Достаточно доказать два условия сказочного стиля.

Приложение 5

Развитие умения осуществлять умозаключение на основе раннее приобретённых знаний

Таблица доказательств литературного стиля произведения

Повторяющиеся определения.

Давным-давно…., все бежала и бежала..

Расположено оно……глав церквей

Придя, завоевав, стих(затих)…

победа силы духовной над силой физической.

Вывод: произведение написано в форме сказки.

Повторяющиеся определения.

Думал-думал, царь-батюшка…

Определения перед определяемым словом.

Смерти не боится…, заболел царь.

Краткие формы прилагательных и глаголов.

Слег, слыхал,…повидали…

Нравственные ценности народа:

Отдать жизнь за родину (службу верную для Руси святой сослужу)

Вывод: произведение написано в форме сказки

Развитие способностей к практическому применению изученного материала

Ученики работают с текстом легенды. Команда по пунктам самостоятельно доказывает/опровергает стиль сказочного языка, отмечая свои результаты в таблице. Каждая команда доказывает на примерах свою гипотезу.

Общий вывод: произведение написано в стиле сказочного языка.

В ходе исследовательской работы доказали, что в этих произведениях выполнены два условия, значит, эти произведения являются легендами.

Актуализация полученных знаний

V этап урока Подведение итогов

Цель этапа: осмысление новых знаний, умений, критический анализ полученной информации

1.Составление кластера по теме «Что такое легенда?»

Слайд 24

Кластер


Осмысление новых знаний, умений, качеств, критический анализ полученной информации

2. Рефлексия: оценивание учащимися уровня собственных знаний на вершине успеха.

3. Подведение итогов.

Какой этап нашей исследовательской работы вам показался наиболее интересным? Сложным?

Кто из вас почувствовал интерес к исследовательской деятельности?

Корректировка своей деятельности на основе этой оценки, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы.

Мы отделены от Древней Греции тысячелетиями, но история сохранила для нас очень много интересного и поучительного. В наши дни мы пользуемся достижениями древних греков (театр, алфавит, олимпийские игры). Этими достижениями пользуются многие народы мира, ведь вклад греков в мировую культуру очень велик. А теперь вспомним, какие качества ценили древние греки в людях? Правильно: ум, образованность, мудрость; мужество, храбрость и силу. Ценятся ли эти качества в наши дни? Конечно! Потому что они являются общечеловеческими, вечными. И этим мы тоже обязаны древним грекам. Особым почтением у эллинов пользовались люди искусства, потому что искусство для древних греков – это не просто развлечение. Это воплощение представлений о красоте космоса и человека. В искусстве отражено мировоззрение греков, их мировосприятие. Искусство было неотделимо от жизни. Люди искусства являлись героями легенд и мифов древних греков. С одним из них вы познакомитесь, просмотрев видеоурок «Отличие мифа от легенды. Геродот. «Легенда об Арионе». Её главный герой – не просто чрезвычайно талантлив, но ещё необычайно смел и мужественен. Судьба уготовила ему… А может быть, лучше посмотреть и послушать? Тогда этот видеоурок для вас…

Тема: Мифы народов мира

Урок: Отличие мифа от легенды. Геродот. "Легенда об Арионе"

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое легенда, как и когда создавались легенды, а также познакомимся с легендой об Арионе и проанализируем ее.

Легенды, как и мифы, создавались в древности. Рассказы об исторических событиях древние люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Со временем они обрастали дополнительными подробностями и приобретали иногда фантастические черты. Так создавались легенды.

Мифы - это произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий.

Легенда - (от лат. - то, что должно быть прочитано) — жанр несказочной прозы в фольклоре, устный народный рассказ, в основе которого лежат исторические факты, события, аргументы, переплетающиеся с вымыслом и фантастикой; это предание о каком-либо историческом событии, изложенное в художественной, поэтической форме.

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из самых знаменитых легенд. Это Легенда об Арионе Геродота.

Кто же такой Геродот?

Рис. 1. Древнегреческий историк Геродот

Геродот - великий древнегреческий историк, который жил в V веке до Рождества Христова. Он много путешествовал и записывал рассказы о прошлом. Он побывал на местах великих сражений и написал историю Греко-Персидских войн. В своей работе он большое место уделял местным мифам, легендам, преданиям. Римский оратор Цицерон называл Геродота отцом истории.

Героем легенды Геродота является Арион. Арион - это реальное историческое лицо. Он являлся несравненным, великим кифаредом. Он, как и правитель Коринфа тиран Периандр, жил в VII веке до нашей эры. Даже сохранился отрывок одного из его произведений «Гимн Посейдону».

Рис. 2. Древнегреческий кифаред Арион ()

Кифаред - музыкант, играющий на кифаре, разновидности лиры.

Тиран - в Древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии - единоличный правитель.

Рис. 3. Древнегреческий правитель Коринфа Периандр ()

Познакомимся с Легендой об Арионе.

Арион большую часть времени своей жизни провел у Периандра и затем решил отплыть в Италию и Сикелию. Там он нажил великое богатство, потом пожелал возвратиться назад в Коринф. Он отправился в путь из Таранта и, так как никому не доверял больше коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. А корабельщики задумали злое дело: в открытом море выбросить Ариона в море и завладеть его сокровищами. Арион же, догадавшись об их умысле, стал умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища. Однако ему не удалось смягчить корабельщиков. Они велели Ариону либо самому лишить себя жизни, чтобы быть погребенным в земле, либо сейчас же броситься в море. В таком отчаянном положении Арион все же упросил корабельщиков (раз уж таково их решение) по крайней мере позволить ему спеть в полном наряде певца, став на скамью гребцов. Он обещал, что, пропев свою песнь, сам лишит себя жизни. Тогда корабельщики перешли с кормы на середину корабля, радуясь, что им предстоит услышать лучшего певца на свете. Арион же, облачась в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песнь. Окончив песнь, он, как был во всем наряде, ринулся в море.

Почему Арион хотел спеть в полном наряде певца? В первую очередь, чтобы показать корабельщикам, что он не испугался их угроз и для него важнее не богатство, а искусство певца. Кроме того, он хотел показать, что они хотят лишить жизни не просто обычного богатого человека. Может быть, он надеялся, что боги придут ему на помощь, потому что не захотят гибели великого искусного музыканта.

Как же изображены мореходы? Жадность, алчность, корысть, желание легкой наживы определили их поведение. Они, конечно, знали, что Арион - великий певец. И в то же время помнили о том, что прославленный кифарист везёт великое богатство. Однако убивать его сами они не решились и заставили Ариона самого лишить себя жизни, при этом порадовались, что услышат лучшего певца на свете.

Между тем корабельщики отплыли в Коринф, Ариона же, как рассказывают, подхватил на спину дельфин и вынес к Тенару. Арион вышел на берег и в своем наряде певца отправился в Коринф. По прибытии туда он рассказал все, что с ним случилось. Периандр же не поверил рассказу и велел заключить Ариона под стражу и никуда не выпускать, а за корабельщиками внимательно следить. Когда же те прибыли в Коринф, Периандр призвал их к себе и спросил, что им известно об Арионе. Корабельщики отвечали, что Арион живет и здравствует где-то в Италии и они-де оставили его в Таранте в полном благополучии. Тогда внезапно появился Арион в том самом одеянии, в каком он бросился в море. Пораженные корабельщики не могли уже отрицать своей вины, так как были уличены. Так рассказывают коринфяне и лесбосцы. А на Тенаре есть небольшая медная статуя - жертвенный дар Ариона, изображающий человека на дельфине.

Каким же изображен Периандр?

Периандр изображен в легенде человеком недоверчивым, он не поверил сразу в чудесное спасение Ариона. Однако он умён и справедлив, поэтому всё же решил разобраться в этой истории и уличил корабельщиков во лжи.

Что же привлекает в образе Ариона?

Арион - талантливый человек, несравненный кифаред, основоположник жанра дифирамба. Он передавал свои знания другим, создал хор для выступления в Коринфе. Он был человеком предусмотрительным: для продолжения путешествия нанял земляков. Перед лицом смерти он ведет себя достойно: он поёт свою последнюю песню и храбро бросается в море.

Дифирамб - преувеличенная восторженная похвала.

Почему это произведение называется легендой?

Повествование называется легендой , потому что оно было создано Геродотом на основе устного предания, распространённого в Коринфе и на острове Лесбос. В нём присутствуют реальные люди: Арион и Периандр. Сказочное обогащение Ариона в Италии и Сикелии, а также его чудесное спасение дельфином можно отнести к фантастическим событиям.

Какова основная идея произведения?

Идея - (от греч. - понятие, представление) - основная мысль художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных им проблем.

1. Абелюк Е.С. Мифологический словарь школьника. М.: РОСТ, МИРОС, 2000.

2. Кун Н.А. легенды и мифы Древней Греции. Минск: Народная асвета, 1989.

3. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. - М., 2013.

4. Штейн А. Моя первая книга по мифологии: пособие для младших школьников / А. Штейн. — М.: Материк-Альфа, 2006.

5. Энциклопедия «Мифы народов мира». - М., 1980—1981, 1987—1988.

1. Мифы Древней Греции. Боги и герои. Рассказы для детей о Древней Греции ().

2. Мифологическая энциклопедия ().

1. Составьте рассказ об Арионе (его прошлое, род занятий, поведение во время смертельной опасности, почему он просит корабельщиков «позволить ему спеть в полном наряде певца»).

2. Перечитайте Легенду об Арионе (стр. 212-214 учебника) и выполните одно из предложенных заданий:

а) Подготовьте выразительное чтение легенды.

б) Подготовьте подробный пересказ легенды.

в) Подготовьте пересказ легенды с сохранением стилистических особенностей текста.




Top