Почему детям нужно ходить на спектакли. Отчёт о посещении театра кукол

Зачем детям театр?

Говорят, детство - время интуиции: ребенок интуитивно чувствует, что ему нужно для его развития и стремится к этому всеми силами своей чистой души.

Правда, надо сразу признаться, что такая вещая душа дана, увы, не каждому ребенку, если мы говорим о детях лет 5-5,5 или, тем более старше, то есть дана-то она каждому. Но не каждому повезло с родителями…. Очень многие умудряются к пяти-шести годам основательно загасить огонек природного саморазвития. Не угасшим этот огонек остается у таких детей, которых Эрик Берн относил к детям «Я - ОК, ты - ОК», а они, попав, хоть один раз во власть магии театра, сами стремятся на сцену.

Давайте присмотримся к этой детской страсти по театру и попытаемся отгадать сию загадку природы, давайте попытаемся понять, зачем она (природа) наделила ребенка такой жаждой, жаждой театра?

Известно, что старший дошкольный возраст часто называют временем игры. Играя, маленький человек познает мир, мир взрослых отношений. Познает себя в этом мире, и не только познает, он примеряет на себя различные роли. Играя в милиционера или бандита, в дочки-матери или черепашек ниндзя, он тренирует себя для поведения в определенных жизненных ситуациях. Ситуациях, которые совсем не связаны с сюжетом детских игр.

И еще дошкольный возраст называют возрастом сказки. Ребенок, жадно впитывая сказочные сюжеты, расширяет пространство своего сказочного мира. Родителям известны случаи, когда ребенок как бы застревал на какой-то сказке, желая еще и еще раз слушать давно известные ему историю.

Но на самом деле, слушая сказку, решает для себя, какую-то важную проблему - и это решение потом отзовется в его взрослой жизни. Отзовется разводом или умением прощать. Преступлением или подвигом. Таковы законы развития детской души.

Но вот взрослые властно вмешиваются в жизнь ребенка. Школа. Время игр и сказок прошло! Пора заниматься делом. И большинство детей уныло соглашаются со взрослыми правилами жизни. А как же игры? Как же сказки? Неужели все роли уже испробованы? Неужели все нравственные задачи уже решены? Да нет же! Наоборот, только сейчас ребенок выходит на просторы жизни и перед ним раскрывается величественная панорама ЗНАНИЙ О ЖИЗНИ. Вот теперь бы и играть, примеривая разные роли на себя! Вот теперь бы и погружаться в мир сказок. Только других сказок. Сказок про взрослую жизнь, и искать в этих сказках нравственные ответы для своей души!

Но не тут-то было. Сказки и игры теперь сложнее - они требуют иной связи с культурой. Более глубокой, более продуманной и… профессиональной. Теперь для развивающих игр ребенку нужен взрослый. Взрослый, который будет представителем мира культуры в сознании ребенка, мира культуры - мира нравственности. Мира социальных норм, знаний…. И, в то же время, он будет проводником, другом и помощником в этом мире - мире взрослой игры.

Где же найти ребенку такой игровой и сказочный мир? Где найти такого взрослого сказочника?

Правильно! Этот мир - театр. Этот взрослый - педагог-режиссер. Причем, цивилизованный мир давно понял эту великую магию театра. Недавно в «Культурной революции» (Канал «Культура») М.Е. Швыдкой озвучил интересные цифры: около тысячи американских университетов имеют у себя факультеты актерского мастерства. Но только 3% выпускников по окончании, занимаются актерской профессией. А остальные? Остальные - менеджеры, консультанты, учителя, психологи, политики, бизнесмены… Им театр нужен для успеха в жизни!

Так вот почему детская душа, не подавленная взрослым авторитаризмом, интуитивно так стремится в театр! Она стремится к успеху в жизни!!! И это стремление, с одной стороны, подкрепляется тем, что попадая в театр, ребенок попадает снова в мир того детства, где игра и сказка были его законным правом и главным делом жизни. Где маленький человек, чувствуя, что он не наигрался, недотренировался, недоразмышлял, недоосознал окружающий его мир - с радостью и азартом включается в эти процессы, но уже на более взрослом уровне. А с другой….

Что бы понять, что влечет ребенка в мир театра, надо немного разобраться в этом мире. А этот мир - интересен и непрост! В нем присутствуют три психологических пространства, каждое из которых столь огромно и включает в себя такое богатое культурное содержание, что, в свою очередь, имеет право называться мирами. Это «Мир Актера», «Мир Драматурга» и «Мир зрителя».

Остановимся на каждом из этих психологических пространств, на каждом из этих миров. Посмотрим, почему он влечет ребенка? Чем обогащает свою душу и жизнь человек (независимо от возраста), попадая в мир ТЕАТРА?

«Мир актера»

Этот мир дарит человеку, его посетившему свободу тела, силу голоса, уверенность в поведении. Человек учится контролировать свое поведение в жизненных ситуациях, быть хозяином положения в различных ситуациях, выстраивать осознанную стратегию своего поведения; и как говорит современная молодежь, «не вестись» на поводу у эмоциональных и психологических обстоятельств жизни. Иначе говоря, свобода позволяет быть субъектом своего поведения.

Но возникает резонный вопрос: а зачем ребенку столько свободы? Зачем ему быть субъектом? Разве субъектность личности делает ли его более послушным? Более дисциплинированным? Более управляемым? Нет! Как раз напротив! Свое мнение у ребенка появляется раньше и проявляется ярче! Тогда зачем?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала спросим себя: «А кого мы хотим воспитать? Послушного исполнителя, который будет искать в жизни того, кто будет им управлять? Или самостоятельного человека, который в кризисной ситуации, которыми так богата наша жизнь, будет способен находить ответы на жизненно-важные вопросы?"

Если мы хотим вырастить хозяина, а не исполнителя, субъекта, а не «овцу» (раба обстоятельств), то надо принять свободу ребенка и учиться общаться с ним в условиях этой свободы.

Но неужели одной свободы достаточно для воспитания самостоятельного самодостаточного человека? Нет, конечно! Но ведь у нас еще два мира! Заглянем в них.

«Мир зрителя» - мир сказки

В этом мире ребенок заворожено слушает истории, как в детстве слушал сказки. Здесь он учится сопереживанию, пониманию другого человека, его горя, его радости. И он на своем опыте познает, что его собственная точка зрения может быть не единственно верной. Он учится прислушиваться к другому человеку, учится договариваться с ним, находить то, что объединяет, а не разъединят людей. Здесь он сердцем учится чувствовать, что такое хорошо, а что такое плохо.

И учится всему этому легче, когда ты отстаиваешь не свою личную точку зрения, а точку зрения своего персонажа, персонажа, который близок тебе, но это все-таки не ТЫ, и идет на уступки и соглашается и сопереживает и проигрывает персонаж, а не ТЫ. А ТЫ - учишься - как слушать, сопереживать, уступать, выигрывать и даже проигрывать. Мир зрителя делает человека интеллигентнее, глубже.

И еще одна особенность этого мира. Эстафетная палочка культуры здесь передается не только от ума к уму, как за школьной партой, но и от сердца к сердцу. И если кто-то думает, что истинный патриотизм можно воспитать в человеке не передав ему эстафету любви к культуре, то он очень мало понимает в патриотизме.

«Мир Драматурга»

Еще раз вспомним дошкольное детство. Психологи утверждают, что в дошкольном возрасте огромное значение для развития личности имеет рисование. В самом деле, играя с другими детьми, ребенок вынужден с ними считаться, когда он слушает сказку, его мнения никто не спрашивает, сказочный сюжет развивается вне зависимости от воли и желания ребенка. И только в мире рисования (лепки, конструирования) - ребенок творец! Постигая мир драматурга, человек попадает в мир творения миров, в мир созидателей, в мир богов.

Конечно, далеко не в каждой театральной студии дети занимаются началами драматургии, но там где это происходит, дети получают замечательный стимул к развитию. Здесь развивается креативность как качество личности, и особенно важно - развивается поведенческая креативность - умение видеть различные выходы из жизненных ситуаций, строить жизнь по собственному сценарию. То есть, здесь развивается социальный интеллект! Отметим, что в нашей школе социальный интеллект развивать, вообще не умеют! Поэтому, в этом смысле, театр является уникальной лабораторией развития детского мышления.

Кстати говоря, в «Мире драматурга» развивается не только социальный интеллект, но и общий. Человек учится вербализировать свои чувства, переживания, то есть он развивает в себе то, что обычно развивается на особых психологических тренингах.

Поэтому «Мир драматурга» мы с полным правом можем назвать школой мышления.

И, наконец, в мир есть профессия, которая прописана во всех трех мирах, человек этой профессии призван объединить в едином процессе спектакля все, что происходит во всех трех мирах. Имя этой профессии - режиссер.

Режиссуре учат не в каждой театральной студии. Говорят, что этой профессии надо учиться 15 лет, осваивая азы всех трех миров театра. Но помимо этих профессий режиссер - это менеджер, переговорщик, художник, диктатор, дирижер и как говорил К.С. Станиславский, режиссер - это самый лучший зритель. Но не все, попав в мир театра, стремятся обрести эту роль, нет, - только избранные. Ведь так много противоречивых качеств должен сочетать в себе режиссер! Это и душевная тонкость и умение идти напролом. И харизматичность лидера и готовность «умереть в актере», отойдя на задний план. И страстная одержимость художника и холодный расчет организатора производства. И умение сочетать свое индивидуальное видение творца с психологическим чутьем руководителя ансамбля самобытных личностей - актерскую труппу.

Прежде чем подвести итог статьи спросим себя, а что происходит с ребенком, если он не попадает в театр? Где он находит место для развития своих способностей? Приведу лишь два ответа: двор, молодежная тусовка и компьютер. В первом случае, за развитие Вашего ребенка отвечает та молодежная среда, куда его занесет, во втором… компьютерная зависимость. Нет, я не хочу сказать, что те, кто не попал в театр, зависнут в виртуальном мире, но обратное - верно! Театр - это одно и самых действенных средств борьбы с компьютерной наркоманией.

Итак, ЗАЧЕМ ДЕТЯМ ТЕАТР ?

Театр - место, где человек развивает себя, развивает навыки общения, свободы, развивает интеллект, приобщается к культуре и учится быть самим собой. И интуиция ребенка подсказывает ему - Я ХОЧУ В ТЕАТР! Приведите своего ребенка в театр - подарите ему возможность развития!

В каком возрасте вести ребенка в театр?

Разумеется, нет четкого правила, в каком возрасте ребенку можно или нельзя посещать театр. Все индивидуально и зависит от самого малыша, его характера и усидчивости. Обычно детские психологи советуют посещать первые спектакли, когда ребенку минимум 2,5-3 года. Но некоторые родители водят своих малышей в театр уже в 1,5 года, и, бывает, вполне успешно.

Какой спектакль выбрать?

При выборе спектакля учитывайте возраст ребенка. Чем младше малыш - тем короче должно быть представление. Все действие должно происходить не дольше получаса, важно, чтобы сюжет при этом был максимально простым. Тогда ребенок не успеет переутомиться и будет с интересом наблюдать за происходящим на сцене.

Посмотрите, какие театры вашего города предлагают детские спектакли. Скорее всего, это будет ТЮЗ и Кукольный театр. Сейчас развиваются интересные театральные проекты, когда детей никак не ограничивают в передвижениях. Представления проходят в больших залах, с живой музыкой. Все сидят на полу, а дети могут ходить туда-сюда и даже подходить к музыкантам. Если у вас растет активный малыш, выбирайте интерактивный спектакль

Подберите подходящее для вас время, когда ребенок будет отдохнувшим и сытым. Если вы идете в театр с ребенком впервые, лучше купите билеты ближе к выходу. Возможно, малыш испугается актеров, если будет сидеть в первом ряду. Или заскучает и начнет капризничать - тогда лучше выйти и немного прогуляться в фойе.

Лиана Хазиахметова, копирайтер МИФа:
- В первый раз мы пошли на представление, когда дочке было полтора года. Специально взяла билеты рядом с выходом и не прогадала. Дочка выдержала минут 15, начала капризничать. Мы выходили из зала, гуляли в коридоре, возвращались назад. Ее внимания хватало на 10-15 минут, потом мы снова гуляли. В общем, решила, что слишком рано ходить на такие представления, поэтому в следующий раз пошли через год. Дочке уже было 2,5 года, она просидела все представление, иногда отвлекалась, но когда я начинала рассказывать, что происходит на сцене, она снова «включалась» и наблюдала за происходящим. Сразу после театра дочка сразу попросилась домой, видимо, очень устала. Наверное, концентрировать внимание было тяжеловато. Но представление ей понравилось, потом она рассказывала папе, каких персонажей видела на сцене и говорила, что хочет еще сходить в театр.

Как подготовиться?

Заранее подготовьте малыша к предстоящему событию. Расскажите ему, куда вы идете и что будет происходить на сцене. Лучше выбрать спектакль по мультику или сказке, который уже знаком ребенку. Либо за несколько дней до похода в театр прочитайте книжку или посмотрите мультфильм.

Как поясняет детский психолог Екатерина Ильичева, ребенка может напугать незнакомое место, где много людей и шума. Поэтому «включать» ребенка следует постепенно. В театр приходите заранее, чтобы малыш успел рассмотреть зал и адаптироваться.

До того, как вы придете в театр, расскажите ребенку о том, как следует себя вести в театре. Что нельзя кричать, шуметь, шуршать фантиками конфет. Но преподнесите это не как поход туда, где строгие правила и ограничение. Иначе у ребенка не будет никакого желание куда-то идти. Преподнесите мероприятие как нечто новое и интересное.

Собирая ребенка в театр, отдайте предпочтение удобной одежде, а не самым красивым платьям и костюмам, которые есть в вашем арсенале. Пусть ребенку будет максимально комфортно и никакие наряды не отвлекают его от происходящего на сцене.

Как вести себя родителям?

Даже если вы все объяснили ребенку и выбрали идеальный спектакль, не ждите, что все будет так, как вы себе представляете.

Екатерина Ильичева, детский психолог:
- Родителям важно понять, что ребенку сложно сидеть на месте, контролировать свое состояние, не болтать ногами и не разговаривать. Не ждите, что он поймет все, что происходит во время постановки. Детский мозг устроен так, что постоянно перерабатывает информацию, которая ему поступает. Когда малыш смотрит на сцену, его внимание быстро рассеивается. Это происходит из-за медленной «смены кадров». В мультиках это происходит гораздо быстрее, поэтому дети часто смотрят мультики с открытым ртом, почти не моргая. Подключается их непроизвольное внимание. Поэтому и советские мультики не так сильно увлекают малышей, как зарубежные: картинка меняется медленнее - и внимание ребенка рассеивается.

Театр - это не буфет

Если вы пришли на спектакль, во время которого предусмотрен антракт, не ведите ребенка прямиком в буфет или за новой игрушкой. Как только в руки попадает нечто вкусное или интересное - внимание переключается и вся полученная информация во время представления перестает обрабатываться. К тому же, со временем, театр начинает ассоциироваться у ребенка не со спектаклем, а с покупкой игрушек и еды.

Вместо этого детский психолог рекомендует рассматривать с детьми портреты в фойе или читать программку. А перекусывать и покупать игрушки можно спокойно после представления. Обсудите с ребенком увиденное: спросите что ему понравилось, что нет, что запомнилось.


Чему учит детский театр

Как и книги, спектакли учат детей простым человеческим ценностям: отличать добро и зло, дружить, помогать, сопереживать, делать что-то хорошее, не ожидая вознаграждений. А с возрастом - ориентироваться в различных жизненных ситуациях, быть внимательным, уметь анализировать.

Постарайтесь создать для малыша такие условия, чтобы у него остались от спектакля только приятные впечатления, и тогда он обязательно захочет вернуться.

"Нужно, чтобы ребенок влюбился в театр"

«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге», – говорил Вольтер. И действительно, театр – явление уникальное, его роль в воспитании и становлении личности сложно переоценить. Он развивает творческие способности, помогает детям научиться общаться, понимать себя и других, отличать добро от зла, решать не только свои проблемы, но и сопереживать другим. Но как в век компьютерных технологий привить ребенку любовь к театру, искусству, увлечь его театральными постановками? Об этом мы поговорили со Светланой Кочериной, руководителем детского музыкально-драматического театра «А-Я».

Светлана, как началось ваше знакомство с театром?

– Я была совсем не театральным ребенком, в театр ходила лишь однажды. Росла на рассказах о театре, о том, какой был театр времен моих бабушки, прабабушки, каким был МХАТ, как ставили «Синюю птицу». Я знала очень много разных спектаклей, биографии артистов довоенных, послевоенных. Но собственных впечатлений у меня практически не было. Театр был для меня легендой, сказкой. Это было нечто мифическое, куда хотелось попасть. Как только у меня появилась возможность, уже в старших классах, я стала чаще бывать в театре.



– Какие постановки привлекали?

– Особых предпочтений не было, хотелось чего-то современного.


– А как же классика?

– Она была слишком легендарной что ли, и казалась мне такой законсервированной, не про меня. Я воспринимала театр, как музей, где я очень люблю бывать. Красивый, интересный с исторической точки зрения, но мне казалось, что театр не имеет отношения к моей жизни, проблемам. В театре говорили не так, как мои ровесники, взрослые, с которыми я общалась. О разных проблемах рассказывалось таким языком, что они казались мне чем-то давним и давно прошедшим. И только потом, вчитываясь в тексты, я понимала, что об этом можно рассказать так, чтобы это было «про меня, о моих сверстниках, проблемах.


– Почему в таком случае вы потянулись к театру, если он «не про вас»?

– Хотелось найти то самое новое, интересное. Театр – это нечто сказочное, прекрасное, удивительное, которому хочется принадлежать, делать что-то новое, предлагать свое видение. Я начинала как драматург, писала тексты, занималась фестивалем, международным драматургическим конкурсом, потому что мне казалось – надо идти от текста. Постепенно поняла, что необязательно писать новые тексты, что и прежние, абсолютно современные – истории Шекспира, Гоголя бессмертные и всегда актуальные. Вопрос в том, как рассказать эти истории, какие интонации, ритмы использовать, чтобы они стали моим собственным переживанием.


– Как осовременить классику?

– Осовременивание не должно быть формальным. Когда я занималась конкурсом пьес для детей, меня как раз расстраивали пьесы, в которых Бабе-Яге давался мобильный телефон и таким образом обозначалась современность. Современность – это могут быть немного другие слова, другой язык, другой ритм подачи. У нас сейчас идет премьерный спектакль «Гамлет», для меня он отражает то самое осовременивание, когда нет интерпретаций образов, когда мы не придумываем за автора какой-то новый сюжет. Мы рассказываем эту же самую историю, не меняя героев, у нас никто не становится бандитом, представителем нетрадиционной ориентации, у нас нет интерпретации ради эпатажа, но есть современные костюмы, включение музыки, которая помогает рассказать эту историю по-новому. Для меня большой показатель, чтобы дети, посмотрев наши спектакли, могли сказать: «Ревизор» – это круто, это смешно. Когда мы это читали, мы так не смеялись». И оно смешно не потому, что актеры идут путем аниматорства и веселения публики, путем гегов или других клоунских примочек, а потому что делаются определенные акценты на текст. Например, у нас в «Ревизоре» часть диалогов, монологов превращены в зонги, при чем сделано это очень бережно. Нам учителя литературы говорят, что можно писать сочинения, посмотрев этот спектакль, там нет искажения текстов, все основные цитаты cохранены. Все самое важное очень старательно соблюдено. Сочетание бережного отношения к тексту и современного ритма, свежего взгляда на произведение – это моя концепция осовременивания. Мы работаем одной командой, нам самим очень интересно, мы знаем и любим эти тексты. В нашей команде люди разных поколений, разных убеждений, но мы говорим на одном языке. Нас объединяет общее желание рассказать эту историю зрителям так, чтобы она была понятна, интересна для детей и их родителей.



– Что дает театр ребенку?

– Возможность соприкосновения с другим миром – сказочным, удивительным, не таким, как обычная жизнь, но, с другой стороны, очень похожим и узнаваемым. Когда ребенок может узнать себя в любопытном слоненке, Красной Шапочке и в каком-то еще персонаже. Он дает душевное развитие, когда ребенок сопереживает, боится за того персонажа, который на сцене, чуть не плачет, что сейчас с ним может случиться непоправимое, а потом счастлив и радуется, когда все заканчивается хорошо. Тот самый катарсис, о котором можно говорить на примере античных трагедий, должен происходить в душе ребенка даже на спектаклях для малышей.



– На ваш взгляд, с какого возраста детям стоит посещать театр, чтобы рассказанные истории были им интересны и понятны?

– Думаю, с двух с половиной – трех лет. Ребенок начинает понимать, что это театр в тот момент, когда сам начинает говорить. Он осознает, что это не просто такая игра и развлечение, а другое пространство, другое измерение, с которым он может соприкоснуться, которое он может увидеть, когда вдруг сказка, которую ему читали родители, вдруг начинает оживать.


– Какие спектакли будут интересны маленькому зрителю?

– Надо начинать с тех постановок, сюжет которых знаком ребенку. Та же «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Белоснежка». Через известное можно начинать и знакомство с самим театром. Родителям важно проговорить с ребенком. Ребенок может сравнить – в сказке было так, а здесь немного иначе. Надо обсудить с ребенком, что ему понравилось, что нет и почему. Так ребенку будет чуть проще. А потом уже можно идти на что-то абсолютно новое. И приучать нужно ребенка к тому, что театральные впечатления важные, новые.


– Как научить ребенка анализировать, обсуждать увиденное?

– Родителям важно знать специфику восприятия ребенка. Некоторые дети готовы обсуждать сразу, их переполняет желание что-то высказать. А некоторых, наоборот, после спектакля одолевает усталость, они не готовы вообще говорить об этом. Стоит выждать какое-то время и потом обсудить с ребенком спектакль. Я бы задавала вопросы, чтобы изначально услышать мнение ребенка. Что именно понравилось, может, одежда, эпизод…


– А если ребенку понравились только костюмы?

– Это вполне нормально. Бывает, выходит мама с ребенком после спектакля «Красная Шапочка» интересуется, что понравилось. Ребенок отвечает – ежики. «Какие ежики, там же Красная Шапочка?» – недоумевает мама. На самом деле это здорово, что ребенку понравились ежики, это надо использовать, обсудить, а что за ежики, почему понравились. При это важно, чтобы и родители ответили на эти же вопросы, поделились своими впечатлениями. «Тебе ежики понравились, здорово, а мне Серый Волк, потому что…». Бывает, ребенок приходит домой, рассказывает бабушке или папе, мама начинает, ребенок подхватывает. Нужно втягивать ребенка в обсуждение, тогда он привыкнет делиться своими впечатлениями, анализировать, рассказывать о событиях.


– Современные дети получают массу впечатлений, играют в компьютерные игры, смотрят мультфильмы… Может ли в таких условиях им быть интересен театр, где они всего лишь зрители?

– Очень многое зависит от родителей и их отношения. Понятно, что в таком возрасте изначально решают родители, мы пойдем в театр или будем смотреть мультик. И от родителей зависит первое отношение к театру. Ребенок смотрит спектакль, он видит – мама вместе с ним, или отдельно, ему важно, увлечена мама происходящим на сцене или не может оторваться от планшета. Огромное значение имеет первый опыт, первая встреча с театром. В идеале, нужно, чтобы ребенок влюбился в театр, чтобы театр оказался абсолютно сказочным, тем, чего он не видит в обычной жизни, чтобы он приходил в театр и там была какая-то другая атмосфера, некая граница: свет погас, потом зажегся совершенно другой, не обыденный, необычный, волшебный и вдруг началось вот это действо. Я бы порекомендовала приходить с маленьким ребенком в камерные театры, чтобы это действо было на расстоянии вытянутой руки. Одно дело, когда большой зал и ребенок сидит далеко, наверху, и только в бинокль может увидеть, что происходит на сцене: какие-то маленькие люди суетятся и чем-то заняты. Здесь у нас первый ряд в полутора метрах от сцены. Сцена совсем чуть-чуть приподнята, все рядом – протяни руку и вот там уже начинается то самое волшебное пространство, в котором может случиться все что угодно, там могут летать, петь, танцевать. Ребенка захватывает действо, если артисты выходят не просто отрабатывать, мы тут временно, мы великие, хотим играть Гамлета на сцене Большого театра, но вот сейчас играем тут зайчика. Отыграем зайчика и потом пойдем страдать. Ребенок это чувствует. Если артисты действительно выкладываются, ребенок чувствует огромную энергетику, которая идет от актеров, он оказывается в этом поле, особенно когда зал маленький. И вот ребенок уже весь там, готов встать со своего места и идти вперед – советовать, помогать, спасать. И что важно – многие маленькие зрители просят повторно сходить на тот же спектакль, а спектакли разные, получается все по-разному. Фильм, мультфильм – это то, что всегда неизменно. Одно и то же мы можем записать и смотреть неоднократно. А у каждого спектакля свое лицо. Один немножко грустный, другой веселый, озорной, хулиганский. Возникает ощущение, что ты видишь то, чего никогда до этого не было и уже не повторится. Это твои уникальные впечатления. Хорошо бы, если бы и родители сумели как-то донести это до ребенка.


– Светлана, сейчас часто говорят, что современные дети стали другими. Вы э

то замечаете?

– Дети становятся более свободными, раскрепощенными, ярче выражают свои мнения, ощущения, эмоции. С другой стороны, стало сложнее завоевать внимание ребенка, потому что он привык к мультфильмам. Бывает, ребенок приходит в театр и говорит: мама дай планшет. Мама объясняет, что мы в театр пришли, а ребенок: я хочу планшет, хочу мультик. Нам нужно конкурировать с мультиками, гаджетами…


– Это реально? Каким образом театр может заинтересовать ребенка, привлечь и удержать его внимание?

– Живостью, непосредственность, личным отношением к происходящему. Особенно это ощущается в маленьком зале. Артист может взглядом общаться с ребенком, необязательно, что он должен что-то говорить, но какую-то реплику может акцентировать. Ребенок чувствует, что эта реплика адресована ему. Это совершенно другое ощущение. Большинство детей, процентов 95, которые к нам приходят, втягиваются, принимают эти условия игры и потом хотят прийти и поиграть еще.


– Дети приходят подготовленные?

– Разные. Все зависит от родителей. Одни ведут ребенка в театр, потому что сами им увлечены и понимают его важность для развития ребенка, другие – потому что кто-то посоветовал, сказал, что это круто. Родители, бывает, не хотят идти на спектакли. Привели – выполнили миссию, можно посидеть, кофе попить. До 7 лет мы не пускаем ребенка одного без сопровождения родителей, при том что уверены, в зале с ним ничего не случится и гарантируем, что ребенку будет хорошо и спокойно, но мы очень поощряем именно семейный подход. У нас есть акция – семейный билет, делаем скидку для семей.


– Во многих детских садах, центрах развития сейчас есть театральные студии. Нужны ли маленьким детям занятия театром?

– Безусловно, потому что это развитие ребенка лучше, чем любые другие развивайки. Ребенок учится говорить правильно, четко, владеть своей речью и речевым аппаратом, правильно дышать, подбирать слова, анализировать то, что он говорит, что чувствует тот или иной персонаж, произнося ту или иную фразу. Учится координации движений, становится собраннее. Уходит страх перед публичным выступлением. Потом вся школа строится у ребенка на публичном выступлении. Он учится считывать жесты, понимать, чувствовать партнера. И все это укладывается в игровой форме. Плюс вокал, развитие памяти, чтобы запомнить роль. Понимание, что за теми пятью минутами, тем моментом, когда длится роль ребенка на сцене, стоит работа, человек по сто раз повторяет одну и ту же роль. Театральная студия в этом плане всеобъемлющая, помогает всем. Она не обязательно делает человека талантливым актером, нодает те самые инструменты, о которых я говорила, чтобы ребенку комфортнее дальше общаться, развиваться.


– Студий очень много, как выбрать хорошую?



– Многие родители, приводя детей в театральные студии, опасаются, что ребенок заразится «звездной болезнью», будет думать только об актерской деятельности, и в дальнейшем его ждет глубокое разочарование, если карьера не сложится.

– Есть, конечно, такая опасность. Но все зависит от родителей и студии, где все это происходит.


– Как не попасть в такую историю?

– Ребенок должен видеть и понимать, что для того чтобы чего-то достичь, нужно много трудиться. Ошибка студии в том, что педагоги поощряют все, любое детское проявление. Это как раз и ведет к необоснованным ожиданиям, звездности. Театр – это тяжелая работа. Моя дочь, можно сказать, растет за кулисами, она говорит: я не пойду в театр работать. Возможно, она будет художником, архитектором, скорее всего, ей будет интересно попробовать себя в качестве сценографа. Но актрисой она быть не хочет. Она видит, какая это работа, какие усилия, во многом лотерея. Нужно понимать, что театр – это колесо фортуны. Человек может быть гениальным артистом, но не сможет себя реализовать, получить роль, которая сделает его известным: не сложилось, не произошла та самая встреча. Нужно пройти сотни кастингов и быть достойным, всегда готовым к этой встрече. Я долгое время вела детскую литературную студию, там другой аспект. Ребенок очень органичен. На своей внутренней органике, непосредственности, одаренности он может долгое время существовать, будучи юным актером или поэтом. Но если дальше ничего туда не вкладывается, не развивается привычка к работе, то и получается тот самый мелькнувший вундеркинд со сломанной судьбой. Стихи, над которыми все так умилялись, когда ребенку было шесть лет, в десять лет к ним было критическое отношение, а в четырнадцать его сверстники, которые овладевали мастерством и ремеслом, его обогнали. То же самое происходит и в театральной студии.


– Светлана, вы много работали с детьми, много общались с ними как со зрителями, находите с ним общий язык понимаете. А чему пришлось учиться, когда у вас появилась дочка?

– Одно дело, когда у тебя теоретические взгляды, другое – применять их на практике. Практика отличается. У меня ребенок сугубо театральный, с самого детства заражающая своей любовью к театру всех своих друзей, одноклассников. Я внимательно смотрю, что для нее важно, что не нравится в постановках.


Главный критик?

– Скорее, внутренний камертон. Благодаря ей я поняла, как важен серьезный разговор с ребенком. Без сюсюканья, поддавков, без прямого нравоучения – хорошо или плохо. В любом возрасте не нужно упрощать ситуацию. Нужно открыто уметь сказать о какой-то проблеме. Спектакль – выжимка общения.


– Как понять ребенка и найти с ним общий язык?

– Для нас театр – это возможность после спектакля обсудить то, что для нас важно и по какой-то причине не было сформулировано. Когда мы обсуждаем, что тут происходит, почему так, мы лучше понимаем друг друга. У нас есть спектакль «Любопытный слоненок» для детей от 4-х лет и младшего школьного возраста по сказке Киплинга – о том, как у слона появился хобот. Сказка сама по себе довольно жесткая. Все родичи слоненка били, били. Потом он к крокодилу попал, который слоненка чуть не погубил. Мы с дочкой, которой было тогда лет пять, обсуждали, как соблюсти тот баланс, когда ребенок любопытен, у него есть много вопросов, а родители, у которых работа, дом, устали, им сложно остановиться и нормально ответить ребенку. И как мы должны находить общий язык, как должны идти на компромисс и понимать, что сейчас мы не будем отвечать на вопросы, а потом я все отложу и мы сядем и будем все это обсуждать. Это оказалось довольно важной для нас проблемой. И ее мы решили с помощью спектакля, обсудив эту ситуацию, лучше поняли друг друга, стали терпимее относиться к вопросам и усталости друг друга.


– С какими проблемами вам пришлось столкнуться в детском саду? Каким вы увидели дошкольное образование?

– Нам очень повезло с дошкольным образованием. При том, что мы с мужем были не детсадовскими детьми, а сугубо домашними, и у нас было некое предубеждение к детскому саду. Наслушались всяких рассказов от знакомых. А оказалось все по-другому, потому что моя дочь, сейчас учась в школе, вспоминает, как было хорошо, интересно, вкусно в детском саду, какие были хорошие воспитатели, да еще и играть можно было. То есть для нее это совершенно счастливое время. Детский сад был не просто местом хранения ребенка на то время, пока родители работают, а полноценное образовательное и развлекательное учреждение, где с детьми очень много занимались и многому их учили. Не на уровне математики или букв, а учили общаться друг с другом, вместе играть, вместе что-то делать, следовать правилам, что очень важно. Есть определенные правила, которые ребенок должен выполнять, понимать общее, частное. То есть мы воспринимали детский сад как очень хорошую школу – в смысле социализации ребенка. Это был самый обычный детский сад, ближайший к дому.


– Можно сказать, что детский сад полностью соответствовал вашим родительским запросом, вы получили от него все, что необходимо ребенку?

– Конечно, там были моменты, которые не очень нравились. Но совершенно правильно было объяснить ребенку, что не всегда в жизни рядом будет тот человек, который будет тебе безусловно нравиться. Вполне возможно, рядом окажется хулиган, который будет разливать компот и отнимать игрушки. Может быть, воспитательница, с которой у тебя не сразу наладятся отношения. Как раз эта школа – урок того, как наладить отношения, как правильно себя вести – и с воспитателем, и с девочкой-подружкой, и с хулиганом-мальчиком.


– То есть, тем родителям, у которых что-то не получается с детским садиком, нужно пересмотреть, прежде всего, свое отношение к этому?

– Да, безусловно. Убрать собственные страхи, боязни. Детский сад для многих родителей – это еще и реализация собственных комплексов или слишком высоких требований.


– А что не хватало в детском саду, что хотелось бы улучшить?

– Может быть, чтобы было больше воспитателей на большую группу, взрослых людей, которые могли бы лучше контролировать жизнь детей.


– Как понять своего ребенка, услышать его голос, узнать, что ему интересно?

– Самый главный вывод, который я для себя сделала – нельзя считать, что твой ребенок похож на тебя. И нельзя подходить к ребенку с меркой как к себе. «Вот я бы на его месте… вот со мной так…» У тебя может быть вот так, а у ребенка совершенно другие эмоции и реакции. Нельзя ожидать от него тех же реакций и поступков, как от себя. Ребенок – это как интересный взрослый человек, которого ты встречаешь в жизни, с которым нужно подружиться, наладить отношения. Здесь такой же подход. Как мы старательно узнаем своего собеседника, человека, с которым нас свела судьба.


– Но если собеседник – взрослый, наверное, воспитанный, то от ребенка нельзя этого ожидать. Он же ничего не знает, ничего не умеет. Как с ним общаться на равных? Это сейчас большая проблема для воспитателя.

– Воспитание – это одно. Есть общепринятые правила, которым ты ребенка учишь. Ребенок не умеет пользоваться ножом и вилкой, не умеет произносить какие-то слова. Но в любом возрасте, даже в самом маленьком, у него есть свои желания, эмоции, то, что вызывает у него радость или грусть – точно так же, как и взрослого человека. То есть вся эмоциональная составляющая, на мой взгляд, такая же, и если мы уважаем взрослого человека, его право на усталость, раздражение, слезы, желание общаться, то точно такой же подход должен быть к маленькому ребенку. Неважно, сколько ему – месяц, год, три года.


– А заставлять ребенка приходилось?

– Заставлять – нет. Уговаривать, убеждать, аргументировать, отстаивать собственное пространство, это, наверное, самое сложное.


– Компромиссы со стороны ребенка бывают?

– Да, конечно. Много и часто. Есть какие-то вещи, которые нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Здесь нужна определенная жесткость. Моя дочь вдруг в три года (говорят – кризис трех лет) стала устраивать скандалы посреди улицы – я не хочу туда идти, я здесь сяду, лягу, буду рыдать. Я перетаскивала ее на тротуар, дальше истерика продолжалась. Я садилась рядом на асфальт, доставала книжку, ребенок продолжал вопить. Я говорю – на проезжей части нельзя, мы отошли, здесь безопасно. Как только ты мне объяснишь, что нужно, я сразу буду с тобой общаться. Пока объяснений нет, я сижу и жду с тобой рядом.


– А как скоро пришли к согласию, когда такие ситуации стали редкостью?

– Вот таких случаев хватило двух раз, больше никогда с трех лет ничего похожего не повторялось.


– Какие качества, на ваш взгляд, нужно воспитать в детях?

– Я не очень верю, что родители или кто-либо еще могут воспитать качества в ребенке. Мне кажется, что в ребенке изначально заложены все основные качества, и мы можем только дать инструменты ребенку, как при помощи этих качества, которые у него есть, совладать с собой. Моя задача – эти качества понять и помочь ребенку с ними работать, использовать их для достижения своих целей. Как воспитать качество, например, быть усидчивым? У моей дочки этого нет, у нее, наоборот, избыток энергии. Она рисует тогда, как ей хочется. Но чтобы развиваться, ей надо понять, что рисовать нужно не только тогда, когда хочется, а нужно находить в себе те самые инструменты, чтобы организовать себя и хотя бы понемножку рисовать даже тогда, когда не хочется. Это не качество, у нее этого не будет. Но я ей помогаю найти те пряники и морковки, благодаря которым она усаживается и начинает что-то делать.


– Вы используете только пряники?

– Кнут может быть, но очень простой – пока не сделаны уроки, не может быть фильмов, мультфильмов, игр, кафе и т.д. При этом я прихожу и говорю – давай подумаем, как можно быстрее сделать уроки, чтобы твоего свободного времени стало побольше.


– Светлана, спасибо вам за содержательную беседу. В заключение не могу не спросить о ваших творческих планах.

– Могу рассказать о проекте, который мне очень хочется осуществить. С февраля мы начнем над ним работать. Он и театральный, и одновременно литературный. Я хочу организовать встречи с разными детскими писателями – поэтами, прозаиками, драматургами, приглашать их к нам, устраивать с ними театрализованные чаепития – для детей с родителями. Рабочее название этого проекта «Читаем вместе». Наши артисты должны делать для гостей небольшой театрализованный показ фрагмента их произведения. Чтобы и авторам было интересно посмотреть, как их произведение может оживать в театре, чтобы и зрители принимали в этом участие, вместе с артистами читали вслух эти произведения и видели, как выглядит это стихотворение на сцене, как читают артисты или сами дети. Возрастная аудитория зависит от автора. Сейчас мы ведем переговоры с различными авторами. Думаю, что первым автором у нас будет Наталья Волкова, которая пишет и для совсем маленьких детей. Наши артисты очень вдохновлены работой над поэтическими текстами современных авторов.

Материал к занятию.

Театр помогает родителям в воспитании детей, приглашаем вас всей семьей на наши потрясающие спектакли!


Театр - это удивительное место со своей неповторимой атмосферой. Дети обладают удивительной способностью погружаться в действия спектакля, растворяться в событиях. Они сопереживают героям, запоминают их слова, действия и даже мимику.

Театр - отличный помощник в воспитании детей.

Актеры спектакля обладают потрясающей способностью передавать эмоции зрителям. Дети сочувствуют героям, радуются вместе с ними. Постепенно малыши учатся понимать чужие эмоции, сопереживать. Никакое другое занятие не научит ребенка так улавливать эмоции, как театр.

В спектаклях герои общаются по-особому, не так как в фильмах или мультиках. Язык актеров на сцене гораздо богаче и ярче. Дети, посещая театр, запоминают новые слова, расширяют свой запас, учатся словами выражать эмоции.

Еще одна важная причина посещения театра - это воспитание детей. Во всех детских спектаклях существует мораль, что нужно поступать хорошо, что добро должно побеждать зло. Актеры показывают, как необходимо себя вести и к чему могут привести неправильные поступки. Дети запоминают модели поведения и развиваются морально, учатся отличать добро и зло.

Кроме того, посещение театра - это интересное времяпрепровождение. Многие дети воспринимают просмотр спектакля как праздник, так почему бы не сходить вместе со всей семьей в театр?

Раньше детей водили на спектакли только, когда они достигали определенного возраста. Многие первый раз были в театре в 6 лет. Сегодня же выбор спектаклей гораздо шире. Детский Центр «ЛОГОС» проводит спектакли для небольшой группы детей в возрасте от 10 месяцев. Конечно, в таком возрасте дети плохо воспринимают длинные диалоги. Для них предлагаются кукольные театры, где можно самим поучаствовать в спектакле, поиграть с главными героями, послушать веселую музыку.

Спектакли в Детском Центре «ЛОГОС».

Детский Центр «ЛОГОС» приглашает вас и ваших детей посетить интереснейшие спектакли от ведущих театральных проектов.

«Чудо-день» (Театр Inside).

Данный спектакль открывает мир с новой стороны: не взрослые учат детей, а наоборот. Кто может научить открытости и искренности лучше, чем дети?

«Маус Хаус Штраус» (Домик Фанни Белл).

Спектакль для самых маленьких зрителей: яркие образы, красивые игрушки, динамичное развитие сюжета и живая музыка погружают в сказочный мир, полный чудес.

«Первый снег» (Первый театр).

Многие родители начинают водить детей в театр, когда им исполняется 4 года и больше. Но данный спектакль позволяет прикоснуться к прекрасному малышам от 10 месяцев. Это не просто спектакль, где дети смотрят на действия со стороны, здесь они могут сами поучаствовать и помочь в создании сюжета.

«Улитка» (Первый театр).

Данный спектакль также рассчитан на самых маленьких: от 10 месяцев до 4 лет. Здесь дети смогут увидеть необычную игру теней, насладиться приятной музыкой и понаблюдать за приключениями улитки.

«Мойдодыр» (Домик Фанни Белл).

Кто не знает стихи Чуковского? Главное, чему они учили, - нужно следить за своей гигиеной. Данный спектакль будет очень поучительным, в развлекательной форме дети узнают, как ухаживать за собой.

«Гусеница» (Домик Фанни Белл).

Кто в детстве не мечтал потрогать кукол в кукольном театре? Но они были вне досягаемости. Данный спектакль уникален, он стирает грань между зрителями и актерами. Дети имеют потрясающую возможность не только посмотреть спектакль, но и потрогать главного героя - гусеницу и даже покормить ее бутафорскими фруктами.

Театр - это место, где все возможно, где куклы оживают и случается волшебство. Детский Центр «ЛОГОС» приглашает вас и ваших детей погрузиться в эту чудесную атмосферу!

Первый российский спектакль длился 10 часов и шел без антракта. Царь Алексей Михайлович, присутствовавший на представлении, сидел в кресле, зрители-бояре стояли прямо на сцене, а царица с детьми сидела в огороженном помещении и смотрела на сцену сквозь щели в досках. Было это в 1672 году. К счастью, с тех пор многое изменилось. Сейчас ходить в театр, особенно в детский театр - одно удовольствие. Это праздник! Детский театр сочетает в себе веселую игру, нескучные уроки, море музыки, яркие декорации и костюмы и массу самых разнообразных эмоций.

Зачем ходить с детьми в театр?

1. Живое действие . Все происходит здесь и сейчас. У актеров только один дубль, одна возможность донести до зрителя свою роль. Театр создает 100%-й эффект присутствия. Эмоции, которые дает театр, невозможно получить ни в каком другом месте.

2. Школа чувств . В театре дети получают лучшие уроки нравственности. Они учатся сопереживанию и пониманию другого человека. Учатся прислушиваться к другому, находить то, что объединяет, а не разъединят людей. Учатся отличать добро от зла, искренность от фальши.

3. Развитие креативности . Каждый спектакль - плод режиссера, его взгляд на пьесу. Знакомясь с разными необычными идеями, ребенок учится мыслить творчески, нестандартно и оригинально подходить к решению разных проблемных ситуаций.

4. Развитие критического мышления . Мнение зрителя может не совпадать с мнением режиссера. Знакомясь с разными спектаклями, сравнивая литературное произведение, например любимую сказку, с театральной постановкой, дети учатся критически мыслить и вырабатывать свою точку зрения на происходящее.

5. Получение новых знаний . Классические пьесы знакомят детей с классической литературой и историей. Современные - помогают разобраться в процессах, которые сейчас происходят в искусстве. Каждый спектакль дает ребенку новую информацию и новые знания.

6. Общее культурное и интеллектуальное развитие . Театр объединяет в себе несколько видов искусств - литературу, музыку, пластику. Театр культурно обогащает зрителей, делает их более вдумчивыми и интеллигентными.

7. Развитие внимательности . Если на стене висит ружье, то оно должно выстрелить. Но ребенок должен сначала заметить ружье, а потом уже понять, что оно может означать. Театр учит внимательности, наблюдательности, умению подмечать детали.

Зачем детям самим играть в спектаклях?

1. Развитие индивидуальности . Участвуя в спектаклях, дети копируют, подражают, учатся быть другими, но в первую очередь они учатся быть собой. Театр мягко заставляет детей проявлять себя в разных ипостасях и искать то, что у них лучше всего получается.

2. Общение . Театр развивает коммуникабельность. Дети, которые обучаются актерскому мастерству, легко идут на контакт с людьми разных возрастов и без труда поддерживают разговор, так как им всегда есть, о чем рассказать. Кроме того, друзья по театральной студии - определенно не самая плохая компания для ребенка.

3. Уверенность в себе . Брюс Уиллис, например, пошел заниматься в театральный кружок, чтобы избавиться от заикания. Обучение актерскому мастерству помогает детям обрести свободу тела, силу голоса и уверенность в себе. Ребенок учится контролировать свое поведение и не теряться, если возникает форс-мажорная ситуация.

4. Постановка голоса и речи . Игра в спектаклях помогает выработать четкую дикцию и научиться правильно, красиво говорить. Ораторское искусство ценится с древних времен. Это проверенное средство завоевать вес и популярность в обществе.
5. Развитие фантазии и воображения . Театр мощно развивает фантазию, воображение, помогает мыслить аллегориями, образами. Искусство театра условно, образно и поэтому близко детям, известным выдумщикам и фантазерам. Детям, занимающимся в театральной студии, никогда не бывает скучно.

6. Развитие объективного мышления . Изображая милиционера или бандита, дюймовочку или черепашку-ниндзя, ребенок проживает множество жизней и учится ставить себя на место другого человека. Играя, маленький человек не только познает мир, он примеряет на себя различные роли и учится оценивать ситуацию с разных точек зрения.

7. Тренировка памяти . Заучивание ролей развивает память. Есть смешная история о том, как маленькая девочка быстро расхотела быть «красивой актрисой». «Придется ведь потом всю жизнь учиться и столько помнить наизусть?!» - сказала она. Да, придется. И это замечательно!

Исследования показали, что школьники и студенты, увлекающиеся театром, лучше учатся в школе и в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Интересная статистика: факультеты актерского мастерства есть примерно в тысяче американских вузах, но только 3% выпускников становятся впоследствии профессиональными актерами. Остальные выбирают «традиционные» профессии - менеджер, учитель, врач… Пригодится им в жизни актерский курс? Еще как!

Ссылка на оригинал:




Top