Родной город захер мазоха сканворд. Леопольд фон захер-мазох - биография, информация, личная жизнь

Вот хроника событий, предшествовавших смерти Адольфа Гитлера. В последние дни апреля 1945 года ударные части советских войск завершали операцию по разгрому гитлеровской Германии. Планы фюрера рухнули, что привело его в отчаяние. За несколько дней до смерти Гитлер укрывался в подземном бункере, расположенном в непосредственной близости от канцелярии рейха, с отчаянием и тревогой ожидая новых вестей с полей сражений. Тут же находились его подруга Ева Браун и ряд высокопоставленных деятелей Германии.

Гитлер производил впечатление безмерно уставшего человека с полностью расстроенным сознанием, потерявшего интерес к жизни. Он часто кричал на подчиненных, метался по помещению и демонстрировал все признаки человека с распадающейся личностью, близкого к сумасшествию. Он уже ничем не напоминал того уверенного в себе лидера нации, каким немецкий народ привык видеть Гитлера в прежние времена.

За день до смерти Гитлер устроил церемонию официального бракосочетания с Евой Браун, завершившуюся скромным застольем. После первого и последнего в его жизни семейного торжества фюрер уединился в своем кабинете, чтобы составить завещание.

По всей видимости, к этому времени лидер фашистской Германии принял окончательное решение уйти из жизни.

Как умер Гитлер

30 апреля Адольф Гитлер простился с высшими представителями рейха и с другими приближенными ему людьми. После церемонии прощания все покинули комнату, выйдя в коридор. Гитлер и Ева Браун остались наедине. Личный камердинер фюрера написал в своих показаниях, что Гитлер и его подруга покончили с собой в половине четвертого, почти одновременно выстрелив в себя. Вошедший после выстрелов камердинер увидел вождя нации сидящим на диване; из его виска стекала кровь. Тело Евы Браун было расположено в другом углу комнаты.

Многие исследователи убеждены, что непосредственно перед выстрелом Гитлер принял ампулу с цианистым калием.

Мартин Борман, ближайший помощник и соратник Гитлера, отдал приказание завернуть тела погибших в одеяла, перенести их во двор, облить бензином и сжечь в воронке от разорвавшегося снаряда. Трупы, которые не успели до конца сгореть, были закопаны в землю тут же, во дворе имперской канцелярии. Останки фюрера и Евы Браун обнаружили впоследствии советские солдаты, после чего была проведена тщательная экспертиза. Исследование проводили опытные судебно-медицинские эксперты, поэтому сомневаться в подлинности останков нет оснований.

Но на этом история останков руководителя фашистской Германии не завершилась. Тело Гитлера несколько раз подвергалось перезахоронению. Уже после войны некоторые очевидцы смерти немецкого лидера отказывались от своих показаний. Находились и новые свидетели, которые прежде молчали. История смерти фюрера стала обрастать фантастическими подробностями, которые вполне могли быть вымыслом.

13 марта 1970 года глава КГБ Ю.Андропов отдал приказ уничтожить останки Гитлера и Геббельса, тайно захороненные в военном городке Магдебурга. Адольф Гитлер совершил самоубийство 30 апреля 1945 года в своем Фюрербункере в Берлине. Позже останки фюрера были обнаружены советскими военными и доставлены в Москву. Но сам факт смерти диктатора окутан многими тайнами и загадками. Существует множество теорий помимо официальной версии, согласно которым останки Гитлера не были подлинными, он не совершал самоубийство или вовсе остался жив.

26 апреля. Советские войска заняли три четверти Берлина. Не теряющий надежды Гитлер находится в двухэтажном бункере на глубине 8 метров под двором имперской канцелярии.

Вместе с ним в бункере находятся его любовница Ева Браун, Геббельс с семьей, начальник генерального штаба Кребс, секретари, адъютанты, охранники.

По свидетельству офицера генерального Штаба, в это время «физически Гитлер являл собой страшную картину: он передвигался с трудом и неуклюже, выбрасывая верхнюю часть туловища вперед, волоча ноги…

30 апреля 1945 года в Москву пришло сообщение о смерти Гитлера. Реакция Сталина была сдержанной: «Доигрался, подлец!» Затем последовал деловой вопрос: «Где труп?» В Берлине вопрос переадресовали парламентеру, немецкому генералу Гансу Кребу. Тот ответил, что труп Гитлера сожгли на костре… По-видимому, Сталин словам немца не поверил, и уже в начале мая в газетах появилось сообщение ТАСС: «Смерть Гитлера является новым фашистским трюком…»

К тому времени группы для розыска и захвата Гитлера были сформированы уже во всех армиях, штурмующих Берлин. И вот 2 мая на территории рейхсканцелярии советскими офицерами были обнаружены два мертвых двойника Гитлера. Один из них был найден в подземном бомбоубежище, второй – в противопожарном бассейне во дворе. Оба были убиты выстрелами в лицо.

Приведенный на опознание пленный вице-адмирал Ганс Фосс, глянув на одного обнаруженного «фюрера», сказал: «Это Гитлер, и никто иной». И лишь обратив внимание, что на ногах «рейхсканцлера» заштопанные носки, Фосс засомневался…

17 июля 1945 года во время обеда в Потсдаме, Сталин объявил Трумэну, что Гитлер сбежал. В тот день прошло 78 дней после его «смерти».

Обгоревшие останки

Очередные трупы неизвестных мужчины и женщины были обнаружены 4 мая в воронке от авиабомбы в саду рейхсканцелярии. Обгоревшие тела нельзя было опознать. Поэтому останки приказали закопать. Этой находке не придали значения, ведь в тот день проводилось опознание трупа второго двойника.

Корреспондент LIFE осматривает место, где были закопаны «останки Гитлера».

Но вскоре эсэсовец из охраны Гитлера рассказал, что лично наблюдал вынос тел «Гитлера и его супруги» и их «погребение» в саду… Останки вновь откопали, и 8 мая в госпитале прошла судебно-медицинская экспертиза.

В заключении значилось: «На измененном огнем теле никаких характерных признаков не обнаружено…» Так что к 9 мая у розыскников не было доказательств того, что обгоревшее тело – это повелитель Третьего рейха. Хорошо сохранилась лишь челюсть «Гитлера», но ее не с чем было сравнить.

«Неожиданное везение»

Следователи отправились на поиски стоматологической клиники профессора Блашке, который обслуживал Гитлера. И тут офицерам начало везти. Они нашли ассистентку профессора – фрейлейн Хойзерман, и та по памяти описала все «ремонтные работы» фюрера. Более того, она указала русским офицерам, где искать историю болезни Адольфа.

Как по мановению волшебной палочки, в бункере рейхсканцелярии обнаружились рентгенограммы и даже золотые коронки, которые Блашке так и не успел надеть на зубы Гитлера. Вскоре разведчики разыскали и зубного техника, который точно описал протезы, изготовленные им для фюрера и Евы Браун, а затем и опознал их.

Однако в начале июня 1945 года почему-то вышел странный приказ Сталина: вся информация о «неизвестном мужчине (предположительно Гитлере)» объявлялась государственной тайной.

Новое следствие

И все же замолчать историю о смерти фюрера не удалось. В конце 1945 года англичане и американцы предложили советскому правительству провести совместное расследование. Советская сторона приняла предложение, но делиться информацией ни с кем не стала. Возможно, потому, что новое расследование дало больше вопросов, чем ответов.

Одним из двойников Гитлера был его шофер (на фото он слева от (Гитлера). Водитель очень часто подменял Гитлера на различных мероприятиях. По одной из версий «убитым Гитлером» был именно он…

Началось все с того, что спецы НКВД заново приступили к проверке результатов прошлого расследования, благо большинство свидетелей смерти Гитлера находились под рукой – в советских тюрьмах. По показаниям заключенных, картина самоубийства Гитлера выглядела следующим образом.

30 апреля в 15.30 фюрер закрылся в кабинете, а через некоторое время камердинер фюрера Гейнц Линге и Борман вошли в кабинет и увидели фюрера и Еву Браун сидящими на диване без признаков жизни. На левом виске у Гитлера Линге заметил входное отверстие пули.

Правда, стукачу-сокамернику Линге признался: «Я не знаю, действительно ли это рана от пули – это красное пятно могли и нарисовать…»

Странности

Затем эсэсовцы облили трупы Гитлера и Евы Браун бензином и подожгли.

Причем мертвого Гитлера видели только Борман и Линге. Остальные свидетели лицезрели чету Гитлер уже укутанными в серые одеяла. В акте расследования было отмечено также наличие пятен «красно-коричневого» цвета на подлокотнике дивана. Элементы обивки отправили в московскую судебно-медицинскую лабораторию для определения группы крови. Экспресс-анализ дал ошеломляющий результат: исследуемая субстанция кровью не является!..

Ну а английский врач Хью Томас, получив доступ в Госархив СССР, подверг экспертизе фотографии челюстей «предполагаемого Гитлера» и рентгенограмму ротовой полости Гитлера, которая хранилась в Национальном архиве США. Как результат – сенсационное заключение: мост, вложенный в рот найденному в воронке «Гитлеру», не соответствует кривизне его челюсти! Мост был явно деталью не того человека.

Случайная жертва

Труп Евы Браун тоже «преподнес сюрпризы». Согласно медицинской экспертизе, у найденной в воронке «Евы» своих зубов было лишь 11. Причем зубы найденной женщины были в плохом состоянии – пожелтели и содержали множество пломб и коронок. А ведь Ева Браун всю жизнь трогательно заботилась о своей внешности. У нее было 24 своих зуба, из них лишь три были запломбированы.

Незадолго перед смертью Гитлер и Ева Браун вступили в брак

Скорее всего, неизвестная женщина, чей труп пытались выдать за тело Евы Браун, была случайной жертвой артобстрела и подобрали ее где-нибудь на прилегающей улице.

Наготове

Что и говорить, у фюрера были шансы спастись, и неплохие. Для высших чинов СС на рубеже 1944 – 1945 годов был создан маршрут тайной эвакуации «Крысиная тропа», который вел через Австрию в Рим, где один из высших иерархов католической церкви обеспечивал беглецов фальшивыми документами. Из Рима фашисты отправлялись в Испанию, Аргентину, Эквадор…

Утверждённый 20 апреля 1945 г. список пассажиров из Берлина в Барселону. Первым - Гитлер, вычеркнуто имя Геббельса, его жены и детей

А начиная с марта 1945 года десяти капитанам подводных лодок, базировавшихся в Гамбурге, было приказано поддерживать постоянную готовность к эвакуации членов правительства рейха…

Спокойная старость

Так что за прошедшие после войны годы осиновый кол в могилу Гитлера так и не загнали. Более того, в недавно вышедшей книге аргентинского писателя Абеля Басти «Гитлер в Аргентине» говорится о том, что фюрер вместе с Евой Браун сбежал в Аргентину, где и прожил до 1964 года. Автор сенсационного исследования опирается на рассекреченные архивы ФБР.

– В частности, – комментирует автор, – в книге я публикую тайное донесение, датированное августом 1945 года, в котором говорится о возможности прибытия фюрера к берегам Патагонии. Скорее всего, Гитлер и еще семь нацистских лидеров высадились с немецкой подлодки у берега Калета-де-лос-Лорос, в южной провинции Рио-Негро, в июле-августе 1945 года.

Субмарину Гитлера сопровождали еще два подводных судна, и все они после высадки пассажиров были затоплены, и это доказанный факт: на глубине 30 метров месте предполагаемой высадки Гитлера действительно покоятся три германские подлодки. К сожалению, мы до сих пор не смогли полностью исследовать то, что внутри подводных лодок, – это слишком дорогая экспедиция.

Умер Адольф Гитлер, по мнению публициста, в 1964 году.

Фото человека умершего в 1964 году в Южной Америке. По версии ряда исследователей это и был Адольф Гитлер

В книге я также опубликовал рассказ женщины, Каталины Гамеро, которая прислуживала Гитлеру во время его пребывания на вилле четы Эйкхорнов – это известные в Южной Америке финансовые агенты фашистской Германии. Женщина эта жива до сих пор, она находится в здравом уме и вспоминает такие подробности, которые невозможно придумать…

А как же хранящиеся в Москве останки Гитлера, спросите вы?

– Все эти останки – чистой воды фарс, – говорит Абель Басти. – Никаких доказательств смерти Гитлера нет. Факт того, что Гитлеру удалось скрыться, был для СССР непереносимым – вот и создали миф о его самоубийстве в бункере…

Рассекреченные архивы

Как бы там ни было, но спецслужбы России продолжают утверждать, что Гитлер покончил с жизнью в 1945 году. Так, в апреле 2000-го на выставке «Крах Третьего рейха», организованной Музеем Российской армии и ФСБ, были представлены поистине сенсационные материалы на эту тему. Судя по этим документам, останки диктатора были «сожжены окончательно» в 1970 году, а пепел развеян. Произошло это на танковом полигоне одной из частей Западной группы войск.

Согласно рассекреченному уголовному делу, 3 июня 1945 года обгоревшие останки Гитлера и Евы Браун были вывезены в район города Ратенов, где и закопаны.

На протяжении четверти века СССР держал все это в абсолютной тайне. И вот в 1970 году было принято решение «навсегда покончить» с историей о смерти Гитлера. Режиссером этого драматического и мрачного эпилога Второй мировой войны был Юрий Андропов, тогда еще глава КГБ. Операция получила кодовое название «Архив».

Оперативная группа КГБ приехала в Магдебург, в расположение советского военного городка. Туда после изъятия из земли были доставлены останки Гитлера и Браун. Затем их сожгли и сбросили в Эльбу…

Сохранились лишь зубные протезы и часть черепа с входным пулевым отверстием (обнаруженная отдельно от трупа). Они хранятся в российских архивах, как и боковые ручки дивана со следами крови, на котором застрелился Гитлер. В интервью начальник Архива ФСБ рассказал, что подлинность челюсти доказана рядом экспертиз международного уровня.

Биограф Гитлера Вернер Мазер высказывает сомнения, что обнаруженный труп и часть черепа действительно принадлежали Гитлеру. В сентябре 2009 года исследователи из Университета Коннектикута на основании результатов проведённого ими анализа ДНК заявили, что череп принадлежал женщине возрастом менее 40 лет…

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!


Если бы Захер-Мазох хотел одеть свою Венеру в каучук - у него были для этого, по крайней мере теоретически, все возможности. Значит, не хотел. Никому не приходит в голову задуматься, понравились ли бы Захер-Мазоху процессы, связанные с его именем, но это неизвестно и в отношении более глобальных процессов и персонажей.

Вторая фамилия досталась герою настоящих записок от матери, Каролины-Йозефы, дочери львовского доктора Франца фон Мазоха, которому приписывают изобретение революционного метода борьбы с холерой. Терапия заключалась во флагелляции, то есть бичевании: пациента изо всех сил охаживали плётками, казалось бы ускоряя летальный исход. Расчёт был на то, что вместе с мученическим потом зараза уйдёт из тела прежде, чем больной испустит дух. Считается, что именно таким способом удалось победить тяжёлую эпидемию холеры в Галиции.

Продолжим. Хитроумный доктор, не имея наследников мужского пола, настоял, чтобы потомки дочери от брака с начальником львовской полиции Леопольдом фон Захером носили двойную фамилию. Фамилия Мазох не вполне ясного происхождения (скорее всего, украинского), не слишком благозвучна и почти не отмечена в генеалогии, но дух доктора с плёткой может быть спокоен: теперь, чтобы стереть его имя из памяти человечества, понадобятся катаклизмы, соизмеримые с новым всемирным потопом.

Право же, сегодня читать Мазоха без оглядки на психиатра Рихарда Крафт-Эбинга, введшего в обиход термин «мазохизм», решительно невозможно. Читатель поневоле будет искать скрытых смыслов в неторопливом и вполне линейном повествовании, иногда находя их на поверхности, иногда извлекая из глубин. Однако если таковые поиски поставить во главу угла, то в данном случае читателя ждёт разочарование.

Фамилия Захер по многим причинам для терминоконструкции подходила гораздо хуже. Во-первых, следует учесть весь шлейф тянущихся за ней аллюзий: от сладеньких австрийских (знаменитый шоколадный торт, апофеоз венских кофеен) до не вполне пристойных славянских (которые, разумеется, были очевидны на многоязыких окраинах Австро-Венгерской империи). Во-вторых, уже само немецкое слово Sache (вещь, дело), от которого образована фамилия, слишком многозначно: оно и материально, и безматериально одновременно, означая и предмет, и процесс, и явление. В-третьих, первые слоги фамилий Sade и Sacher совпадают, не создавая нужного визуального, да и фонетического, контраста. Как бы то ни было, по Жилю Делёзу, инициалы нашего героя - SM - если и не предопределяют его судьбу, то абсолютно с ней гармонируют.

Психоаналитический аккорд в увертюре необходим, чтобы обозначить: статья, вообще говоря, о другом. Захер-Мазох - слишком крупное явление, чтобы упаковывать его в прокрустово ложе психоанализа, пусть даже сработанное по индивидуальной мерке. Но квест психоанализа неизбежен: чтобы разрушить штампы, проще выставить их напоказ, в аккуратный ряд. При этом многим придётся пожертвовать - например, стандартным изложением биографии, на которое попросту не останется ни времени, ни места. Читатель предупреждён: мы имеем дело с непростым материалом и уникальным деятелем культуры, совершенно незаслуженно низведённым в низкий жанр.

Специфической славе Леопольд фон Захер-Мазох обязан своему родовитому соотечественнику. Барон Рихард фон Крафт-Эбинг, весьма учёный и активный вульгаризатор психиатрии, в труде, озаглавленном «Psychopathia Sexualis», вводит термины «садизм» и «мазохизм». Судьбоносная дефиниция, существенно повернувшая психоаналитическую, а значит, и все прочие истории человечества, была дана в 1886 году, через 72 года после смерти маркиза де Сада и вполне при жизни Леопольда фон Захер-Мазоха. Крафт-Эбинг считает термин своим изобретением и поясняет, что создал его, следуя логике, по которой дефект зрения дальтонизм (цветовая слепота) назван по имени Джона Дальтона, впервые его описавшего.

Меж тем существует мнение, что Крафт-Эбинг всего лишь канонизировал устные термины, некоторое время бродившие в научных кругах, не говоря уже о том, что слово «садизм» входит во французские словари с 1834 года. Как бы то ни было, веха поставлена именно упомянутым трудом, и совершенно понятно, почему Захер-Мазох представляется Крафту-Эбингу преступником опаснее де Сада: под угрозу ставилось не только душевное здоровье нации, но сама идея фаллократии. Де Сад, истязающий доверчивых инженю, всего лишь довёл идею жёсткого патриархата до ненужного абсурда. Захер-Мазох, обожествляющий своих грубых сожительниц и вручающий им плётки, - посягает на самые основы мироустройства.

Тем временем патриархальные устои и без того пошатнулись, причём по самым примитивным причинам. Это была эпоха, когда Общество прав женщин уже было образовано Юбертиной Оклер и даже успело переименоваться в Суфражистское общество. Увы, сексуальное раскрепощение суфражисток не волновало, дивинизаций и плёток они не требовали, им нужны были всего лишь избирательные права, да ещё, быть может, право носить штаны.

Наивностей и глупостей хватало по обе стороны патри/матри-баррикад. В начале XX века барон Альберт фон Шренк-Нотцинг , вообще говоря, специалист по паранормальным явлениям, соединил оба термина, садизм и мазохизм, в одном: алголагния (от греческих слов: άλγος - боль и λαγνεἵα - соитие). Единая двойственность терминов доведена, таким образом, до абсолюта.

Чтобы совсем уж закончить с психоанализом в венско-кушеточном духе, перечислим факторы, из-за которых славный пациент дошёл до жизни такой, то есть попросту детские травмы. В список войдут и дедушкины методы борьбы с холерой, и не совсем патриархальные нравы, наблюдавшиеся в украинских деревнях, и жестокая сцена, подсмотренная юным Леопольдом, когда его тётка-графиня сначала в присутствии мужа развлекалась с любовником, а потом в присутствии любовника высекла мужа, а племянник наблюдал за всем из-за портьеры.

Но можно взглянуть на ситуацию и с другой стороны. В жизни каждого человека случаются ключевые моменты, позволяющие ему лучше понять свою позицию в мире. Французские психоаналитические труды на тему и разнообразнее, и глубже не только потому, что написаны позже австрийских, но и потому ещё, что не примитивизируют фигуру Захера-Мазоха, хотя первоначальный интерес к ней был вызван скорее национальными причинами: наконец через сто лет после де Сада у того появилось зеркало. Как ни странно, оказалось, что адекватное отражение получить невозможно.

Если следовать французской школе, садизм действительно есть психическое расстройство, а мазохизм - нет. Истоки садизма удаётся отследить. Мишель Фуко в «Истории безумия» соотносит появление садизма как сексуального извращения с окончанием пыточных практик в тюрьмах. Мазохизм если и не вечен, то имеет очень длинную историю. Саша Нашт (или Нахт), французский психоаналитик румынского происхождения, в фундаментальном труде «Мазохизм» (1938) приводит множество исторических примеров, которые можно трактовать как проявления мазохизма. Сократ, допустим, со своей Ксантиппой, всячески его поносящей, - типичный мазохист. Или ещё: среди даров ex-voto римских куртизанок Венере были плётки.

Французами же понятия садизма и мазохизма выводятся на социальный уровень. Современный французский писатель Жан Риста говорит: «Садизм универсален, мазохизм скрыт от глаз». Всякое выпячиваемое на публику страдание есть проявление социального садизма (как само насилие, так и его воспроизведение средствами массмедиа), страдания, скрытые от глаз, - мазохизма. Таким образом, дуализм всё-таки присутствует, но он гораздо более сложен, чем того хотят австрийские учебники психоанализа, и гораздо более универсален.

Самые важные наблюдения, с которыми мы совершенно соглашаемся (пусть даже в соглашательстве с легковесными по определению французскими теориями есть немало мазохизма), принадлежат уже упомянутому Жилю Делёзу («Критика и клиника» и предисловие к французскому переводу «Венеры в мехах»). По Делёзу, садомазохизм есть плохо слепленный термин-химера, семиологический монстр. Садизм и мазохизм - не взаимодополняющие явления и не взаимные отрицания. Мазохизм не есть садизм, направленный на себя. У них принципиально разная сущность. Основа садизма - преступление, мазохизма - контракт, согласие. Захер-Мазох заключал такие контракты и с первой женой Авророй фон Рюмелин (известной больше как Ванда фон Захер-Мазох), и с любовницей Фанни фон Пистор, отдавая себя в рабство на очень подробно оговоренных условиях. Были ли подруги Захер-Мазоха жестоки? Они сердобольно старались честно сыграть роль, но у них это плохо получалось.

Садист и мазохист никогда не составят счастливую пару. Настоящий садист не удовольствуется мазохистской жертвой, находит Делёз. Это же утверждает и одна из жертв монахов-мучителей в «Жюстине» де Сада: истязатели получают удовольствие только от настоящих слёз жертвы. Садист импровизирует в зависимости от поведения жертвы. Мазохист требует сценариев, распределения ролей заранее, именно он распоряжается собственным унижением.

Самое же для нас важное состоит в том, что Делёз выводит дискурс на достойный уровень - культуролого-мифологический, и именно здесь позволим себе начать не соглашаться с мэтром.

По Делёзу, «медведь есть животное Артемиды, медведица в мехах - Мать... меха принадлежат деспотической матери, восстанавливающей гинекократию». Таким образом, Делёз оставляет мифологическую компоненту в рамках классической греческой мифологии. На самом деле следовало бы разрабатывать более глубокие слои. Артемида - повелительница животных, несомненно. Но на классических изображениях она одета в тунику, а не в меха. И, самое главное, пантеон не допускает вольностей: если бы Захер-Мазох хотел назвать роман «Артемида в мехах», он, скорее всего, так бы и сделал. Но, как видно, богиня любви привлекала его гораздо больше, чем девственная богиня охоты, пусть даже обе они суть ипостаси одного и того же женского божества.

Захер-Мазох эксплуатирует новую, варварскую версию мифа, достаточно обеспеченную варварством Австро-Венгерской империи и доведённую до совершенства варварством славянским. Вот чему следует поучиться у Захер-Мазоха - благодарности к вскормившей, пусть даже не особенно родной по крови, земле. Через чуткость инородцев народы постигают собственную душу. Кормилицей Захер-Мазоха была украинская крестьянка, имя которой немецкоязычные источники передают как Handscha, а габитус описывают как «белокурая Юнона». Как же это перевести назад на украинский? Имя кажется вовсе не славянским, а абстрактно-диким. Мы не знаем собственных корней.

Вот в таких крупицах нам, славянам, нужно искать и постигать свою славянскую мифологию и душу, ибо ныне на территориях, духовно опустошённых понятно чем, от неё практически ничего не осталось. Если и найдётся где-нибудь в глухой деревне древняя бабка зловещего вида, то и она, скорее всего, окажется бывшей комсомолкой, а не настоящей колдуньей. Во времена Захер-Мазоха и славянская магия, и славянское сопротивление христианству в самой неприглядной, уравнительной его ипостаси были вполне ещё живы.

В конечном итоге всё сводится к абсолютной бинарности монотеистических религий: божественное/человеческое, небесное/земное, духовное/телесное, без всяких промежуточных иерархий. Уточним: иерархии имеются и небесные (серафимы, херувимы, престолы и пр.), и земные (разные ступени религиозности, вплоть до святости), но дистанция между небесным и земным преодолима разве что post mortem. Человек может совершенствоваться сам, приобретая всё больше божественных черт, и может научиться видеть их в других - это настолько хорошо забытое старое, что Захер-Мазох практически становится его пророком, прекрасно отдавая себе в этом отчёт.

Беда в том, что одновременно Захер-Мазох был современным человеком: боролся с антисемитизмом и - куда деться от духа времени? - поддерживал суфражисток. Но главная беда в том, что Захер-Мазох и стилистически тоже был современным человеком, то есть писателем XIX века, в котором уже не оставалось игривой барочной порочности XVIII века и ещё не было изящного декаданса XX. Эти книги слишком хорошо написаны и поэтому в наше время могут показаться скучными. Захер-Мазох - плодовитейший и многожанровый писатель, прекрасный стилист, которого привычно сравнивают с Тургеневым, но кто же сегодня читает Тургенева?

За столетие с лишним отношение к Захер-Мазоху в образованных кругах, может, и изменилось, но восприятие названного его именем явления стало ещё более вульгарным. Мех облез, осталась одна шкура, да и та выродилась в резину. Можно было бы предположить, что имеет место ещё один уровневый перехлёст: с Олимпа - в звериное варварство, а из него - в варварство новосветское, к гевеям, к вящей новизне, но почему-то так предполагать не хочется. Какое отношение имеет весьма скучный и однообразный БДСМ-процесс к многотомному и насыщенному собранию сочинений - спросить не у кого. Какое отношение к роскошным дамам в мехах имеют плебейки в резине или, хуже того, обтягивающем чёрно-красном пластике - ответа тоже ждать не приходится. Если бы Захер-Мазох хотел одеть свою Венеру в каучук - у него были для этого, по крайней мере теоретически, все возможности. Значит, не хотел. Никому не приходит в голову задуматься, понравились ли бы Захер-Мазоху процессы, связанные с его именем, но это неизвестно и в отношении более глобальных процессов и персонажей.

Общественное мнение усвоило: мазохизм - безобидное извращение, соответствующие салоны растут как грибы, хорошие домины очень ценятся и пишут, выйдя в тираж, мемуары.

(нем.) русск. , Германия Гражданство:

Австрийская империя , Австро-Венгрия

Род деятельности: Дебют:

Одна галицкая история (1858)

Награды:

Леопо́льд Риттер фон За́хер-Мазо́х (нем. Leopold Ritter von Sacher-Masoch ; 27 января , Лемберг (ныне Львов) - 9 марта , Франкфурт-на-Майне или Линдхайм (нем.) русск. - австрийский писатель .

Биография

Ранние годы

Леопольд фон Захер-Мазох родился 27 января 1836 года в Лемберге (тогдашнее название Львова) в римско-католической семье начальника полиции Королевства Галиции и Лодомерии Леопольда фон Захера. Предками его отца были испанцы , которые в XVI веке поселились в Праге, и богемские немцы.

Его мать, Шарлотта (Charlotte von Masoch ), была дочерью профессора и тогдашнего ректора Львовского университета Франца фон Мазоха. Некоторые исследователи указывают на её украинское происхождение.

На месте дома, где родился будущий писатель, теперь стоит известный во Львове «Гранд-Отель».

Леопольд, старший сын в семье, родился на девятом году брака родителей и сначала был такой хилый, что надежды на его выздоровление почти не было. Его здоровье начало улучшаться после того, как его отдали на выкармливание к украинской крестьянке в городок Винники подо Львовом. С её молоком он впитал и любовь к земле своего рождения, которая не покидала его до конца жизни. Впоследствии, уже будучи писателем, Захер-Мазох многое из услышанного из уст кормилицы вплетал в канву своих немецкоязычных новелл.

Когда Леопольду было 12 лет, семья переехала в Прагу, где мальчик выучил немецкий язык, на котором потом и писал свои произведения.

В родительском доме Леопольд воспитывался в атмосфере просветительского либерализма, характерной для времени правления Франца Иосифа . Уже в детстве в нём начали проявляться склонности, которые потом и сделали его знаменитым. Захер-Мазоха привлекали ситуации жестокости; ему нравилось смотреть на картины с изображением казней, а любимым чтением были жития мучеников. Важной личностью его детства стала родственница со стороны отца, графиня Ксенобия, которая была чрезвычайно красивой и в то же время жестокой женщиной. Однажды, играя в тайник со своими сёстрами, он спрятался в спальне графини и стал свидетелем того, как сначала графиня привела туда любовника, а через несколько минут в спальню ворвался её муж с двумя друзьями. Графиня побила и выгнала трех непрошеных гостей, любовник убежал, а Леопольд неосмотрительно выдал свое присутствие, после чего графиня побила и его. Однако от её ударов мальчик чувствовал непонятное удовольствие. Мужчина вскоре вернулся, а Леопольд, спрятавшись за дверью, слышал удары кнута и стоны графа. Обиды, кнут и меха, которые любила носить графиня, стали постоянными мотивами в творчестве Захер-Мазоха, а женщин он с того времени воспринимал как существ, которых следует одновременно и любить, и ненавидеть.

Захер-Мазох был успешным учеником и студентом. В университетах Праги и Граца, куда он переезжает в 1854 году, Леопольд изучает юриспруденцию, математику и историю, и в возрасте 19 лет становится доктором права. Работал приват-доцентом в Грацском университете . В 1858 году анонимно опубликовал роман «Одна галицийская история. Год 1846». С того времени Захер-Мазох ежегодно создавал по книге, а то и больше, экспериментируя с самыми разнообразными литературными жанрами. Он писал исторические исследования (напр., «Восстание в Генте во времена правления Карла V»), пьесы, фельетоны, литературно-критические произведения. Был основателем и редактором нескольких журналов, которые, однако, выходили недолго. Сотрудничал в венском ежемесячнике «Международное ревю».

Творчество

Как утверждают литературные энциклопедии Германии и Австрии , в 1860 году Леопольда фон Захер-Мазоха пригласили читать лекции по истории во Львовском университете. Однозначного мнения, принял ли он это приглашение, среди научных работников нет, но на такую возможность указывают имеющиеся в его творчестве впечатления от Галиции именно взрослого мужчины, а не мальчика.

Ванда фон Захер-Мазох (Angelika Aurora Rümelin)

Определённое время Захер-Мазох совмещал академическую карьеру с литературным творчеством, потому что литературная и издательская деятельность не приносила ему достаточной прибыли. После успеха у читателей романа «Дон Жуан из Коломыи» () (написанного на французском языке и опубликованного в одном из парижских журналов) он решил полностью посвятить себя литературе.

В это время Леопольд фон Захер-Мазох вступил в брак со своей пылкой поклонницей Авророй Фон Рюмслин. Высокомерная, эгоистичная, жадная к деньгам, одежде и визитам в высший свет, Аврора также начала писать, взяв себе псевдоним «Ванда фон Дунаева» (имя героини «Венеры в мехах»). Впоследствии они вместе подписывались под низкопробными новеллами фамилией Захер-Мазох (без указания имени). Непомерные требования жены привели писателя к бедности и вынудили заняться обычным заработком. Он опустился до уровня порнографии и начал писать непритязательные новеллы, одевая своих героинь в колоритные гуцульские кацабайки и платки и сдабривая рассказ кнутами и канчуками, за что получил характеристику «отец одной перверсии». Доведя Леопольда фон Захер-Мазоха до такого состояния, Аврора покинула его (впоследствии она написала популярные у читателей мемуары «Повесть моей жизни»). Писатель затем вступил в брак с гувернанткой своих детей, которая была младше его на 20 лет, и этот брак также не был удачен.

Последние годы своей жизни Захер-Мазох провел в немецком поселке Линдхайм в Гессене , где и умер 9 марта 1895 года . Необычайность его судьбы не закончилась и на этом - как утверждают, урну с его прахом уничтожил пожар 1929 года .

Захер-Мазох и Украина

Захер-Мазох открыл для немецкоязычной литературы народную жизнь Восточной Европы. Захер-Мазох обстоятельно изучал язык, обычаи и переводы народов Галиции. Наилучшие новеллы из народной жизни входят в сборник «Галицинские рассказы» (), «Еврейские рассказы» (), «Польские еврейские рассказы» (1886). Эти произведения полны симпатии к низшим слоям населения Галичины.

Галицкий журналист и литератор Левко Сапогивский во львовском журнале «Заря» в 1880 году так писал о писателе: «Захер-Мазох первый из чужестранцев возвеличил наш народ с такой любовью, которую тяжело даже между нашими авторами найти».

Произведения Захер-Мазоха много переводили и издавали в Галиции в XIX веке (по тогдашним библиографическим источникам, таких изданий было до 15). Это роман «Новый Йов» («Родимий листок», ), отрывок повести «Бал русских питомцев» и рассказ (скорее исторический очерк) «Княгиня Любомирская» («Заря», , ), рассказ и новеллы «Привидение», «Еврейский Рафаэль», «Дикари», «Славянские женщины», «Возрождения», «Мышь», «Господин и господа Рысь», «Заския», «Три свадьбы» и тому подобное, которые в - гг. появлялись в таких изданиях, как «Слово», «Червоная Русь», «Беседа», «Галичанин» и др.

В наше время первые переводы произведений Захер-Мазоха на украинский язык появились в 1994 году . Журнал «Вселенная» тогда опубликовал повесть «Дон Жуан из Коломии» (перевод с немецкого Наталии Иваничук) и «Женские образки из Галичины» (перевод с немецкого Ивана Герасима).

В 1999 году во Львове вышел отдельный том украинских переводов Захер-Мазоха (Захер-Мазох Леопольд. Женские образки из Галичины. Избранные произведения. - Львов, 1999).

В 1991 году художники-львовяне Игорь Подольчак и Игорь Дюрич (при участии Романа Виктюка) создали Фонд Мазоха , который успешно действует доныне, прославившись рядом громких и скандальных художественных акций.

В конце 1990-х годов на сцене Оперной студии Киевской консерватории поставили феерию спектакля «Сверчок» (балетмейстер Сергей Швидкий) - по мотивам романа Л. Захер-Мазоха «Венера в мехах».

Библиография

  • - Одна галицкая история. Год 1846
  • - Последний король мадьяров
  • - - Наследие Каина
  • - Разведенная женщина
  • - Дон Жуан из Коломыи
  • - Месалинки
  • - Галицинский рассказы
  • - Идеалы нашего времени
  • - Еврейские истории
  • - Гайдамак
  • - Рай на Днестре
  • - Новые еврейские истории
  • - Василий Гамен
  • - Венские придворные истории
  • - Кровавая свадьба в Киеве
  • - Новеллы русского двора
  • - Польские еврейские рассказы
  • - Губительница душ
  • - Вечная молодость
  • - Змия в раю
  • - Чары сцены
  • - Демонические женщины
  • Женские образки из Галичины
  • Карпатские разбойники
  • Странник

Память

  • В апреле г. во Львове открыли кафе Захер-Мазоха . Интерьер кафе увешан мазохистскими предметами - плётками, цепями, наручниками.

Памятник Захер-Мазоху во Львове на ул. Сербской перед входом в Мазох-кафе. Скульптор Владимир Цисарык

  • В апреле 2008 г. во Львове открыт памятник Захер-Мазоху - статуя высотой 1,7 м. На груди памятника вмонтирована лупа, через которую видно сменяемые эротические картинки. В левый карман статуи можно просунуть руку и нащупать половой член писателя (исподнего на нём нет).
  • Группа «The Velvet Underground » написала песню «Venus in Furs » по мотивам романа «Венера в мехах ».
  • Группа «Пикник » имеет песню «Герр Захер Мозох» (альбом «Мракобесие и Джаз », автор музыки и текста - Эдмунд Шклярский).
  • В городе Львове, Украина, есть кафе, посвященное творчеству Захера.

Примечания

Литература

  • = Ungarns Untergang und Maria von Oesterreich. - Leipzig: T.O. Weigel, 1862.
  • Sacher-Masoch, Leopold Ritter von = Galizische Geschichten. - Bern: Georg Frobeen, 1877.
  • Леопольд Фон Захер-Мазох Азбука-классика (pocket-book) // = Венера в мехах. - Азбука-классика, 2007. - 224 с. - ISBN 9785352021651

Ссылки

  • Захер-Мазох, Леопольд фон в библиотеке Максима Мошкова
  • Леопольд Захер-Мазох в Энциклопедии секса
  • Полубояринова Л. Сектантский роман Захер-Мазоха // Захер-Мазох Л. фон. Мардона: Роман. - СПб.: Азбука-классика, 2005, с. 5-20
  • Во Львове открыли кафе, посвященное уроженцу города Леопольду фон Захер-Мазоху

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 27 января
  • Родившиеся в 1836 году
  • Родившиеся во Львове
  • Умершие 9 марта
  • Умершие в 1895 году
  • Умершие во Франкфурте-на-Майне
  • Мазохизм
  • Писатели Австрии
  • Писатели на немецком языке

Wikimedia Foundation . 2010 .

Биография

Леопольд фон Захер-Мазох родился января 1836 года в г. Лемберг (тогдашнее название Львова) в семье начальника полиции Королевства Галичины и Володимирии Леопольда Захера. Предками его отца были испанцы, что в XVI веке поселились в Праге, и богемски немцы.

Его мать, Шарлотта, была дочерью профессора и тогдашнего ректора Львовского университета Франца фон Мазоха. Некоторые исследователи говорят о её русинском (украинском) происхождении.

На месте дома, где родился будущий писатель, теперь стоит известный во Львове «Гранд-Отель».

Леопольд, старший сын в семье, родился на 9-ом году брака родителей и сначала был такой хилый, что надежды на его выздоровление почти не было. Его здоровье начало улучшаться после того, как его отдали на выкармливание к украинской крестьянке в подльвовский городок Винники. С её молоком он впитал и любовь к земле своего рождения, которая не покидала его до конца жизни. Впоследствии, уже будучи писателем, Захер-Мазох много из услышанного из уст кормилицы вплетал в канву своих немецкоязычных новелл.

Когда Леопольду было 12 лет, семья переехала в Прагу, где мальчик выучил немецкий язык, на котором потом и писал свои произведения.

В родительском доме Леопольд воспитывался в атмосфере Просветительского либерализма, характерной для времени правления цесаря Франца-Иосифа. Уже в детстве в нём начали проявляться склонности, которые потом и сделали его знаменитым. Захер-Мазоха привлекали ситуации жестокости; ему нравилось смотреть на картины с изображением казней, а любимым чтением были жития мучеников. Важной личностью его детства стала родственница со стороны отца, графиня Ксенобия, которая была чрезвычайно красивой и в то же время жестокой женщиной. Однажды, играя в тайник со своими сестрами, он спрятался в спальне графини и стал свидетелем того, как сначала графиня привела туда любовника, а через несколько минут в спальню ворвался её муж с двумя друзьями. Графиня побила и выгнала трех непрошеных гостей, любовник убежал, а Леопольд неосмотрительно выдал свое присутствие, после чего графиня побила и его. Однако от её ударов мальчик чувствовал непонятное удовольствие. Мужчина вскоре вернулся, а Леопольд, спрятавшись за дверью, слышал удары кнута и стоны графа. Обиды, кнут и меха, которые любила носить графиня, стали постоянными мотивами в творчестве Захер-Мазоха, а женщин он с того времени воспринимал как существ, которых следует одновременно и любить, и ненавидеть.

Захер-Мазох был успешным учеником и студентом. В университетах Праги и Граца, куда он переезжает в 1854 году, Леопольд изучает юриспруденцию, математику и историю, и в возрасте 19 лет становится доктором права. Став приват-доцентом в Грацком университете, он в 1858 году анонимно опубликовывает роман "Одна галицийская история. Год 1846″. С того времени Захер-Мазох ежегодно создавал по книге, а то и больше, экспериментируя с самыми разнообразными литературными жанрами. Он писал исторические исследования (напр., «Восстание в Генте во времена правления Карла V»), пьесы, фельетоны, литературно-критические произведения. Был основателем и редактором нескольких журналов, которые, однако, выходили недолго.

Как утверждают литературные энциклопедии Германии и Австрии, в 1860 году Леопольда фон Захер-Мазоха пригласили читать лекции по истории во Львовском университете. Однозначного мнения, принял ли он это приглашение, среди научных работников нет, но на такую возможность указывают имеющиеся в его творчестве впечатления от Галичины именно взрослого мужчины, а не мальчика.

Определенное время Захер-Мазох совмещал академическую карьеру с литературным творчеством, потому что литературная и издательская деятельность не приносила ему достаточной прибыли. Но после успеха у читателей романа «Дон Жуан из Коломыи» () (написанного французским языком и опубликованного в одном из парижских журналов) решил полностью посвятить себя литературе.

В это время Леопольд фон Захер-Мазох вступил в брак со своей пылкой поклонницей Авророй Фон Рюмслин. Высокомерная, эгоистичная, жадная к деньгам, одежде и визитам в высший свет, Аврора также начала писать, взяв себе псевдоним «Ванда фон Дунаева» (имя героини «Венеры в мехах»). Впоследствии они уже вместе подписывались под низкопробными новеллами фамилией Захер-Мазох (без указания имени). Непомерные требования жены привели писателя к бедности и вынудили заняться обычным заработком. Он опустился до уровня порнографии и начал писать непритязательные новеллы, одевая своих героинь в колоритные гуцульски кацабайки и платки и сдабривая рассказ кнутами и канчуками, за что получил характеристику «отец одной перверсии». Доведя Леопольда фон Захер-Мазоха до такого состояния, Аврора покинула его (впоследствии она написала популярные у читателей мемуары «Повесть моей жизни»). А сам писатель вступил в брак с гувернанткой своих детей, которая была младше его на 20 лет и с которой он, однако, тоже не испытал счастья.

Захер-Мазох и Украина

Захер-Мазох вошёл в историю литературы не только как выразитель мазохизма. Для немецкой литературы он открыл народную жизнь Восточной Европы. Захер-Мазох обстоятельно изучал язык, обычаи и переводы народов Галичины. Наилучшие новеллы из народной жизни входят в сборник «Галицинские рассказы» (), «Еврейские рассказы» (), «Польские еврейские рассказы» (1886). Эти произведения полные симпатии к низшим слоям населения Галичины.

Известен тогдашний галицкий журналист и литератор Левко Сапогивский во львовском журнале «Заря» 1880 года так писал о писателе: «Захер-Мазох первый из чужестранцев возвеличил наш народ с такой любовью, которой тяжело даже между нашими авторами найти».

Произведения Захер-Мазоха много переводили и издавали в Галичине в XIX веке (по тогдашним библиографическим источникам, таких изданий было до ). Это роман «Новый Йов» («Родимий листок», ), отрывок повести «Бал русских питомцев» и рассказ (скорее исторический очерк) «Княгиня Любомирска» («Заря», , ), рассказ и новеллы «Привидение», «Еврейский Рафаэль», «Дикари», «Славянские женщины», «Возрождения», «Мышь», «Господин и господа Рысь», «Заския», «Три свадьбы» и тому подобное, которые в - гг. появлялись в таких изданиях, как «Слово», «Червоная Русь», «Беседа», «Галичанин» и др.

В наше время первые переводы произведений Захер-Мазоха на украинский язык появились в 1994 году . Журнал «Вселенная» тогда опубликовал повесть «Дон Жуан из Коломии» (перевод с немецкого Наталии Иваничук) и «Женские образки из Галичины» (перевод с немецкого Ивана Герасима).

Литература

Группа Пикник написала песню "Герр Захер Мозох".

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Захер Мазох" в других словарях:

    Захер Мазох, Леопольд фон Леопольд фон Захер Мазох Leopold Ritter von Sacher Masoch Дата рождения: 27 января 1836(1836 01 27) Место рождения: Лемберг, Австро Венгрия Дата смерти … Википедия

    Леопольд, фон (Sacher Masoch, 1836 1895) немецко австрийский писатель, по происхождению русин, сын галицийского полицейпрезидента. Будучи по образованию историком, З. М. рано оставил университетскую работу и быстро сделался одним из популярнейших … Литературная энциклопедия




Top