Сообщение на тему прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство

РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ

ЛИЧНОСТИ

Декоративно-прикладное искусство-искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно-эстетических потребностей человека. Возникло в глубокой древности и в течение многих веков развивалось в форме народных художественных промыслов. (Философский словарь)

Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры. Оно охватывает многие виды народного промысла и живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Мы почти не знаем имен народных мастеров. Свое мастерство они передавали из поколения в поколение. Декоративно-прикладное искусство-это особый мир художественного творчества, разнообразная область художественных предметов, которые создавались на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Сфера декоративно-прикладного искусства чрезвычайно широка: от оформления предметов повседневного пользования до облагораживания архитектурно-парковых комплексов. Ряд видов декоративно-прикладного искусства связан со стремлением «украсить» самого человека (одежда, ювелирные изделия, макияж и т.д.).

Вопрос развития декоративно-прикладного искусства актуален еще и потому, что именно оно объединяет в себе культурный и экономический аспект. С одной стороны, возрождение традиций является чем культурно-историческим фундаментом, на котором основывается дальнейшее развитие государства, и является визитной карточкой для мировой общественности, а с другой-это продуктивная ниша для развития малого бизнеса.

Народное декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно. Произведения декоративно-прикладного искусства, проникая в быт людей, формируют художественный вкус, воспитывают чуткое отношение к прекрасному, способствуют формированию гармонично развитой личности. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

Современное декоративно-прикладное искусство развивается на лучших традициях народного искусства. В этом огромная сила нравственно-эстетического воздействия на подрастающее поколение.

Знакомя детей с декоративно-прикладным искусством в школе мы удовлетворяем их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству, способствуя гармоничному развитию личности. Образовательной области «Технология» принадлежит первенство в этом вопросе. В настоящее время перед нашим обществом стоит задача воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни. Без качественного трудового воспитания нельзя вырастить полноценного гражданина нашей страны. Чтобы стать личностью ребенок должен в деятельности на практике проявить, раскрыть свои способности заложенные природой и сформированные в нем воспитанием и жизнью. Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми дети знакомятся на уроках, помогают приобщить подрастающее поколение к народной культуре и традиционным ремеслам, развивают личность, обогащают духовный мир, формируют представление о красоте и гармонии. Декоративно-прикладное искусство дает возможность развития у учащихся творческого потенциала, формирования специальных умений в создании произведений декоративно-прикладного искусства.

На уроках технологии в процессе обучения детям прививаются такие немаловажные качества, как усидчивость, внимательность, целеустремленность, взаимовыручка, взаимопонимание. Полученные знания очень важно научить применять на практике-развивается мышление, кругозор, умение видеть прекрасное и воплотить его в жизнь своими руками. Успешно выполненная работа дает ребенку нравственное удовлетворение. Готовое произведение-это покорение собственной вершины. Идет процесс самоутверждения, поднимается самооценка, растет уверенность в себе. Не каждый может стать художником, но каждый может научиться видеть и понимать красоту, которая преображает душу человека, делает ее более доброй, отзывчивой, творческой

Уроки технологии в школе-это уроки созидания, развития, творчества, исполнения мечты. Открытий, поиска, наработки идей, которые приведут к осмысленной трудовой деятельности. Они дают веру в себя и позволяют раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка. На уроках технологии занятие декоративно-прикладным творчеством требует особого внимания-от того как ребенок относится к рукоделию зависит успех в создании любой поделки. Очень важно в процессе обучения не только давать новые знания, но и учить применять их в жизни, развивать свое особое видение, творческое мышление. Все это приводит к развитию творческих способностей и проявлению одаренности.

Ручной труд является эффективным для развития интеллекта и психики ребенка, сферы чувств и эстетического вкуса. Ребенок очень гордится тем, что изделия, сделанные его руками, могут быть полезным предметом интерьера ил замечательным подарком близкому человеку. В этом случае учащийся не только зритель, он еще и творец. Творческое выражение необходимо способным, одаренным детям, но еще более необходимо детям с какими-либо нарушениями физического или психического развития. Давно известно, что творчество способно исцелять. Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Для детей все события и переживания являются очень важными. Для правильного развития ребенка необходимо научиться выражать свои впечатления и переживания в каком-либо творчестве. Человек, обделенный в детстве творчеством, испытывает трудности в общении, ему трудно найти свое призвание в жизни. Даже если его будущая профессия не будет связана с творчеством, оно необходимо, т.к. создает условия для гармоничного развития личности. Декоративно-прикладное искусство используется как способ самовыражения. К тому же большинство видов декоративно-прикладного искусства способствуют развитию мелкой моторики, которая стимулирует участки мозга связанные с памятью, вниманием, усидчивостью. Поэтому дети, которые имеют возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности. » Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В.А. Сухомлинский).

В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, развить способности легче всего в интересном занятии. Для поддержания интереса к предмету и труду школьникам необходимо предложить идею или дело, непривычное для них, способное захватить новизной. В изучении любого материала самое сложное-начать. И тут не обойтись без помощи учителя.

Учить творчеству может не всякий, лишь тот, кто сам увлечен творчеством. Творческий педагог необходим сейчас как никогда. Творческая активность учителя- ценнейшее качество. Учитель трудового обучения должен уметь заранее продумать и спланировать свое воздействие на учащихся, тщательно подбирать задания, учитывая возможные затруднения и ошибки, применять разнообразные методы обучения в комплексе, сочетать различные формы обучения, учитывать индивидуальные возможности и способности своих учащихся. А самое главное-учитель трудового обучения должен владеть в совершенстве теми видами декоративно-прикладного искусства, каким он хочет научить детей.

Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании очевидна, поэтому учителя активно используют компьютерные технологии. Формы подачи материала и оценивание знаний с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты и т.д. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, но уроки технологии и хороши тем, что на них дети больше работают руками. Художественный ручной труд-это творческая работа ребенка в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью учащихся и рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного и эстетического воспитания детей. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего.

Роль декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов в развитии детей дошкольного возраста.

Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее во многом определяется уровнем воспитанности духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Детский сад наряду с семьей играет важную роль в воспитании ребенка дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение оказывает свое воспитательное воздействие на ребенка в самый сензитивный (чувствительный, восприимчивый) период его жизни. Основной задачей детского сада является повышение эффективности и качества образования детей на основе всестороннего воспитания и развития личности каждого ребенка. Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных стоят задачи формирования самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; культуре и традициям других народов.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры.

Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в костюмах, украшениях, предметах быта, оформления жилища, которые исходят из глубокой древности и с течением времени видоизменяются, сохраняя при этом основные характерные особенности.

Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формирую художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль дошкольных образовательных учреждений, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево, лаковая миниатюра.

Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей. Систематические занятия различными видами художественной обработки материалов благотворно сказывается на развитии эстетического вкуса детей и, в то же время, связаны с приобретением ими навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности.

Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям.

Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.

Задача воспитателя – направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными видами декоративно-прикладного искусства.

В процессе изучения основных видов народного искусства дети овладевают художественным строем орнамента, знакомятся с творчеством художников. Воспитываются патриотические чувства, гордость за свою Родину, свой народ, уважительное отношение к культуре, традициям других народов. Через народные традиции идет воспитание эмоциональной чуткости, доброты, чувства товарищества и собственного достоинства, развивается художественное творчество личности, эстетическое чувство, кругозор. Воспитанники получают знания о развитии основных видов декоративно-прикладного искусства, о творчестве наиболее значимых художников и мастеров, характерные особенности национальных костюмов и орнаментации, о коллекции произведений искусства и народно-художественных промыслов местных музеев; знакомятся с элементарными понятиями, такими как- колорит, ритм, форма, пропорция, линия, объём, пространство.

Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так, как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева и глины.

Орнаменты используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, некоторые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Детские сады должны располагать достаточным количеством предметов народного творчества. Художественные изделия демонстрируются детям во время бесед о народных умельцах, используются в образовательной деятельности. Для детей младшего дошкольного хорошо иметь точеные деревянные игрушки, игрушки-забавы богородских мастеров, изделия каргопольских народных умельцев. Если в первой младшей группе дети играют игрушками, то уже во второй младшей группе эти игрушки можно рассматривать перед занятиями лепкой. Для средней группы хорошо иметь семеновские, филимоновские и каргопольские игрушки, богородские точеные деревянные игрушки.

Для детей старшей и подготовительной к школе групп доступна любая народная игрушка, глиняная и деревянная.

Народная игрушка своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Под влиянием предметов народного творчества дети глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к народным сказкам, творчество которых основано на национальных традициях. Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения. Но прежде всего он должен понимать и любить народно-прикладное искусство, знать какому народному промыслу относится та или иная игрушка. Уметь рассказать о мастерах, которые делают игрушки, и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать маленького ребенка.

Таким образом, народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека.


Ирина Уфимцева
Роль декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Народное искусство более всех остальных видов творчества понятно и доступно детям, оно помогает лучше узнать традиции своего края, его национальные богатства. Планируя целенаправленную работу по ознакомлению и приобщению детей к народному творчеству, осуществляю с детьми 5 – 7 лет. Эта деятельность началась с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Итоговым мероприятием стал «Город мастеров» , на котором дети поучаствовали в викторине по народным промыслам и посетили выставку предметов народных промыслов.

В произведениях народного творчества отражается любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В содержании большинства народных произведений много идет от природы – от земли, леса, трав, воды и солнца. От всего живого, что любит человек. Поэтому, помимо занятий по ознакомлению с народными промыслами, техникой рисования, лепки включена НОД по изучению народно-изобразительного искусства в ритме традиционного календаря – от осени до лета.

В процессе формирования навыков декоративного рисования , лепки и аппликации я использую следующие приемы и методы :

Создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения смотра детских работ;

Сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

Использование очерчивающих жестов (для выделения элементов росписи, последовательности выполнения узора) ;

Показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых, сложных элементов узора;

Сочетание различных видов изобразительной деятельности;

Включение в ход занятий ИКТ;

Использование музыки, литературных материалов, элементов театрализованной деятельности.

Организация образовательной деятельности по ознакомлению с дает возможность детям почувствовать себя в роли художника- декоратора , отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира и включает в себя два этапа :

Знакомство с промыслами

Формирование навыков рисования и лепки.

На каждом занятии провожу мини- беседы о том или ином народном промысле с показом изделий народных мастеров (деревянные ложки, матрешки, дымковские игрушки или фотографии и картинки). Вместе с детьми рассматриваем их, сопровождая необходимыми пояснениями для того, чтобы помочь детям разобраться в особенностях того или иного промысла. Для большего эмоционального восприятия детьми народного искусства использую устное народное творчество (потешки, стихи, прибаутки) .

При знакомстве с изделиями народных умельцев решала следующие задачи :

Познакомить с русскими народными промыслами, вызвать интерес к народному творчеству;

Формировать навыки рисования элементов росписей и лепки народных игрушек;

- развивать умение работать со схемой.

Помимо задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие »

решаются и задачи из других образовательных областей :

Физическое развитие :

формировать умение координировать, согласовывать движения с речью;

развивать мелкую моторику рук .

Социально-коммуникативное развитие :

формировать эмоционально- волевую сферу, отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми и родителями;

воспитывать любовь к родному краю, наследию предков, уважение к их труду.

Познавательное развитие :

формировать и расширять представление о многообразии предметов декоративно- прикладного искусства ;

расширять представления о материалах, из которых мастера создают произведения искусства (глина, дерево, керамика, нитки и др.) .

Речевое развитие :

обогащать словарный запас;

развивать диалогическую и монологическую речь;

развивать интерес к устному народному творчеству.

От беседы перешли к практической части :

Учились рисовать элементы росписей, лепить народную игрушку, на следующих занятиях знакомились с новыми элементами, приемами лепки, а также закрепляем цветовую гамму. Перед тем как рисовать элементы на бумаге, прорисовываем их в воздухе. В практике своей работы широко использую дидактические игры : «Узнай по описанию» , «Повтори элемент» , «Составь узор» , «Обведи и раскрась» …. Цель этих игр – обучение технике рисования элементов, развитие мелкой моторики рук , закрепление представлений о промыслах, цветовой гамме, развитие фантазии , композиционных умений. Постепенно от рисования на полосе, квадрате, круге переходим к росписи плоскостных силуэтов. Когда дети знакомятся с тем или иным элементом, обращаю внимание на индивидуальность каждого узора. Дети начинают рисовать, лепить увереннее от занятия к занятию. По мере накопления эстетических впечатлений у детей развивается зрительное восприятие, слух, формируется интерес. Они осваивают в действительности цвет, линии, звуки, движения, ритм, симметрию, которые постепенно выступают перед ними как прекрасные формы и свойства. Красота народного искусства непосредственно воздействует на душевное состояние детей, их настроение, является источником эмоций, влияющих на отношение к окружающему миру. Рассматривание предметов народных промыслов вызывает у детей радость, добрые чувства. Формирование навыков рисования, приемов лепки строится от простого к сложному. После того как технические навыки сформированы, развиваю у детей творческое воображение, используя дидактические игры : «Парные картинки» , «Декоративное домино » , «Собери целое» , «Узнай игрушку» …. использую их как на занятии, так и в свободной деятельности. Эти игры помогают детям придумывать новые композиции, самостоятельно составлять, рисовать узоры. На протяжении всей работы организуются выставки детских работ для родителей с целью показать их успехи в освоении народных росписей. Многие родители правильно понимают роль изобразительного искусства в воспитании дошкольников , но в основном видят ее в развитии речи , мышления. Они недооценивают того, что восприятие ребенком народного искусства , оказывает сильное воздействие на формирование его личности, на сознание, поведение, эмоциональную сферу, формирование эстетического видения действительности. Наличие художественно -творческих способностей у детей является залогом успешного обучения в школе, поэтому эти способности следует развивать как можно раньше . Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность. Поэтому провожу просветительскую работу с родителями. Основная задача в этом направлении – это привитие интереса к изобразительному искусству ; формирование умения пользоваться определенными методическими приемами ознакомления детей с изобразительным искусством , учитывая при этом индивидуальные особенности детей. Помогают в решении этих задач папки- передвижки и консультации. В них содержатся методические советы, на что обращать внимание в процессе рассматривания предметов ; как научить рисовать элементы росписи и составлять узоры; о чем рассказать. Кроме того для родителей оформляю передвижные выставки дидактических игр, способствующих развитию интереса к декоративно-прикладному искусству , художественно -творческих способностей, воспитанию любви и уважения к культуре своего народа. Обязательно вместе с играми помещены советы по организации игр с детьми. В результате проведения НОД, игротек, работы с родителями у детей появляется устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству . Дети умеют хорошо ориентироваться на листе бумаги, усваивают элементы росписей, цвета; улучшаются навыки владения кистью.

В ходе реализации поставленных задач необходимо отслеживать результаты формирования у детей представлений о народном искусстве и художественных приемов рисования и лепки по мотивам декоративных росписей . Для этого провожу диагностику по определенным критериям, которые показывают уровень интереса к народному творчеству, художественной активности , скульптурных и изобразительных навыков. В процессе работы по приобщению детей к народному искусству я пришла к следующим выводам :

Ознакомление с декоративно-прикладным искусством оказывает благоприятное влияние на эстетическое развитие детей ; искусство вносит в мир ребенка радость и положительные эмоции.

При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.

Изучая декоративно -прикладное творчество, дети познают окружающую природу, обогащают словарный запас, развивают умение связно излагать свои мысли.

Дети различают виды росписей (по цветовой гамме, узору, материалу) .

Дети усвоили разнообразные приемы рисования и лепки при передаче той или иной росписи, игрушки.

Таким образом, можно констатировать, что декоративно-прикладное искусство как часть эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение. Искусство в жизни ребенка является методом образного познания жизни; оно дает богатое содержание, несущее ребенку множество глубоких переживаний, мыслей, знаний. Оно развивает умственные способности и воспринимающий аппарат ребенка.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco - украшаю) - широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия (картины из разных сортов дерева) и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

ВИДЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

ГОБЕЛЕН - (фр. gobelin ), или шпалера , - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».

БАТИК - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

На ткань - шёлк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе - в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе - с XX века.

НАБОЙКА - (набивка) - вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.

Формы для набойки изготовляют резные деревянные (манеры) или наборные (наборные медные пластины с гвоздиками), в которых узор набирается из медных пластин или проволоки. При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком (киянкой) (отсюда название «набойка», «набивка»). Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов.

Изготовление набойки - один из древних видов народного декоративно-прикладного искусства, встречающийся у многих народов: Передней и Средней Азии, Индии, Ирана, Европы и других.

Набивка малопроизводительна и почти полностью вытеснена печатанием рисунка на ткани на печатных машинах. Применяется лишь в некоторых кустарных промыслах, а также для воспроизведения крупных рисунков, повторяющаяся часть которых не может уместиться на валах печатных машин, и для расцветки штучных изделий (занавеси, скатерти). Характерные рисунки народной набивки используются при создании современных декоративных тканей.

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ - вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером), бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. Все остальные виды рукоделия и ДПИ (мозаика, вязание, ткачество, вышивка, проволочное плетение) без бисера возможны, однако потеряют часть своих декоративных возможностей, бисероплетение же прекратит свое существование. Это связано с тем, что технология бисероплетения носит самобытный характер.

ВЫШИВАНИЕ - общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.

ВЯЗАНИЕ - процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла, вилка) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения.

Вязание крючком

Вязание спицами

МАКРОМЕ - (фр. Macramé , от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения.

КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ - изготовление сетчатой ткани из плетёных нитяных узоров (льняных, бумажных, шерстяных и шёлковых). Различают кружева, шитые иглой, плетеные на коклюшках, вязаные крючком, тамбурные и машинные.

КОВРОТКАЧЕСТВО – изготовление художественного текстильного изделия, обычно с многоцветными узорами, служащее главным образом для украшения и утепления помещений и для обеспечения бесшумности. Художественные особенности ковра определяются фактурой ткани (ворсовой, безворсовой, валяной), характером материала (шерсти, шёлка, льна, хлопка, войлока), качеством красителей (натуральных в древности и средневековье, химических со второй пол. XIX в.), форматом, соотношением каймы и центрального поля ковра, орнаментальным набором и композицией рисунка, цветовым решением.

КВИЛЛИНГ - Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling - от слова quill (птичье перо)) - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы квиллинга, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ – картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии, заколок и т.д. Искусство квиллинга пришло в Россию из Кореи, но также развито в ряде европейских стран.

Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей.

СКРАПБУКИНГ - (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap - вырезка, book - книга, букв. «книга из вырезок») - вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга - сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.

КЕРАМИКА - (др.-греч. κέραμος - глина) - изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.

Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), строительстве, искусстве, широко используется в медицине, науке. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

МОЗАИКА - (фр. mosaïque , итал. mosaico от лат. (opus) musivum - (произведение) посвящённое музам ) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО - это термин, обозначающий результат и процесс творчества художников-ювелиров, а также всю совокупность созданных ими предметов и произведений ювелирного искусства, предназначенных в основном для личного украшения людей, и изготовленных из драгоценных материалов, таких, как драгоценные металлы и драгоценные камни. Чтобы украшение или предмет можно было однозначно причислить к ювелирике, это украшение должно удовлетворять трём условиям: в этом украшении должен быть использован хотя бы один драгоценный материал, это украшение должно иметь в себе художественную ценность, и оно должнобыть уникальным - то есть оно не должно тиражироваться изготовляющим его художником-ювелиром.

В профессиональном жаргоне ювелиров, а также и студентами и учащимися учебных заведений по специальности «ювелирное дело», часто используется жаргонный вариант слова: «ювелирка».

Хотя и считается, что в понятие «ювелирика» входят все ювелирные изделия, изготовленные с применением драгоценных материалов, а в понятие «бижутерия» - ювелирные изделия из недрагоценных материалов, но, как видим, в настоящее время разница между ювелирикой и бижутерией становится несколько размытой, и оценка того, причислить ли данное изделие к ювелирике или же к бижутерии, каждый раз принимается экспертами индивидуально в каждом конкретном случае.

ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА - Миниатюрная живопись на небольших предметах: коробках, шкатулках, пудреницах и др.- это вид декоративно-прикладного и народного искусства. Лаковой такую живопись называют потому, что цветной и прозрачный лаки служат не только полноправными материалами росписи, но и важнейшим средством художественной выразительности произведения. Краскам они добавляют глубину и силу и в то же время смягчают, объединяют их, как бы вплавляя изображение в самую плоть изделия.

Родина художественных лаков - страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии: Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Лаос, где они известны с глубокой древности. В Китае, например, еще во II тысячелетии до н. э. использовался сок лакового дерева, которым покрывали чашки, шкатулки, вазы. Тогда и зародилась лаковая живопись, достигшая на Востоке высочайшего уровня.

В Европу этот вид искусства проник из Индии, Ирана, стран Центральной Азии, где в XV-XVII вв. была популярна лаковая миниатюра, исполненная темперными красками на предметах из папье-маше. Европейские мастера заметно упростили технологию, начали применять масляные краски и лаки.

В России художественные лаки известны с 1798 г., когда купец П. И. Коробов построил в подмосковном селе Данилкове (позднее оно слилось с соседним селом Федоскиным) небольшую фабрику лакированных изделий из папье-маше. При его преемниках - Лукутиных русские мастера выработали неповторимые приемы федоскинской росписи. Не утрачены они и по сей день.

Палехская миниатюра - народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Федоскинская миниатюра - вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Холуйская миниатюра - народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера - Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

Мезенская роспись - палащельская роспись - тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ

Жостовская роспись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Финифть - (др.-рус. финиптъ, химипетъ, из ср.-греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω - «смешиваю») - изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долгоживущим и не выцветает с течением времени, а изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.

Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта - синий цвет, а меди - зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.

Лиможская эмаль - (фр. émail de Limoges), прежде известная как Лиможская работа (фр. Œuvre de Limoges, лат. Opus lemovicense) - специальная техника обработки изделий из эмали, называемая выемчатой эмалью, которая появилась в середине XII века во французском городе Лиможе , исторической провинции Лимузен . Получив глубочайшее признание в государствах западной Европы, эмальеры прекратили использовать эту технику в середине XIV века.

Впоследствии, начиная с конца XV века, во Франции появилась новая технология изготовления предметов эмали - художественная эмаль, или еще известная как раскрашенная эмаль. Очень быстро художественная эмаль, подобно выемчатой эмали, в своё время, стала монопольно производиться в лимузенских мастерских.

В настоящее время при производстве изделий эмали одни мастера используют классическую технику, а другие - обновлённую современными достижениями технологию.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ПО КЕРАМИКЕ

Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, - это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва - Муром - Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.

Дымковская игрушка - вя́тская игрушка, ки́ровская игрушка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова).

Аналог дымковской игрушки отсутствует. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.

Филимоновская игрушка - древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА

Резьба по камню (Глиптика) (от греч. glypho - вырезаю, выдалбливаю) - искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях , геммах. Одно из наиболее древних искусств.

Резьба по дереву - вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом), а также искусства в целом.

Резьба по кости - вид декоративно-прикладного искусства. В России распространен главным образом в Северных регионах: Архангельская область (холмогорская резная кость), Ямало-Ненецкий автономный округ (ямальская резная кость), город Тобольск(тобольская резная кость), Якутия и Чукотка (чукотская резная кость)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА КОЖИ - 1) Вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения; 2) отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды, обуви, кож-галантерейных изделий. Приёмы:

ТИСНЕНИЕ - Различают несколько видов тиснения. В промышленном производстве применяются различные способы штамповки, когда рисунок на коже выдавливается при помощи пресс-форм. При изготовлении художественных изделий также применяют штамповку, но используют наборные штампы и чеканы. Другой способ - тиснение с наполнением - вырезание из картона (лигнина) или кусочков шоры элементов будущего рельефа и подкладывание под слой предварительно увлажненной юфти, которую затем обжимают по контуру рельефа. Мелкие детали выдавливают без подкладки за счет толщины самой кожи. При высыхании она твердеет и «запоминает» рельефный декор. Термотиснение - выдавливание декора на поверхности кожи при помощи разогретых металлических штампов.

ПЕРФОРАЦИЯ - или высечка - один из древнейших приемов. Собственно он сводится к тому, что при помощи пробойников различной формы в коже высекаются отверстия расположенные в виде орнамента. Этот прием используют и для создания сложных композиций наподобие витража или арабеска (например, в ювелирных украшениях, настенных панно и т. д.).

ПЛЕТЕНИЕ - один из способов обработки, заключающийся в соединении при помощи специальной техники нескольких полосок кожи. В ювелирных изделиях часто применяют элементы макрамэ, выполненные из «цилиндрического» шнурка. В сочетании с перфорацией плетение применяется для оплётки края изделий (используется для отделки одежды, обуви, сумок).

ПИРОГРАФИЯ - приём новый, но с древней родословной. Видимо, первоначально выжигание по коже явилось побочным эффектом при термо-тиснении (первое упоминание в России с XII, а в Европе с XIII века), но затем широко применялось как самостоятельный прием. В классическом виде пирография представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов. Делалось это при помощи разогретых штампов из меди и применялось в основном для отделки конской упряжи. Современная пирография своими выразительными возможностями обязана изобретению выжигательного прибора (пирографа). При помощи пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки. Часто применяется в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением при создании панно, украшений, изготовлении сувениров.

ГРАВИРОВКА - применяют при работе с тяжелыми, плотными кожами (шора, чепрак, реже - юфть). Делается это так - на лицевую поверхность размоченной кожи с помощью резака наносят рисунок. Затем дорожником или штихелем (или любым металлическим предметом продолговатой формы) прорези расширяют и заполняют акриловой краской. При высыхании контурный рисунок сохраняет свою чёткость, а линии - толщину. Другой способ заключается в том, что вместо дорожника используется пирограф. В этом случае цвет и толщина линий, а также глубина гравировки регулируется изменением степени накала иглы пирографа.

АППЛИКАЦИЯ - в кожевенном деле - наклеивание или пришивание кусочков кож на изделие. В зависимости от того, какое изделие декорируется, несколько различаются способы аппликации. Так, при отделке предметов одежды элементы декора выполняют из тонких кож (опоек, шевро, велюр) и пришивают к основе. При создании панно, изготовлении бутылей или сувениров фрагменты аппликации могут быть выполнены из любых видов кож и наклеены на основу. В отличие от интарсии при аппликации допустимо соединение элементов «внахлёст».

ИНТАРСИЯ - по сути, то же, что инкрустация или мозаика: фрагменты изображения монтируются «стык-в-стык». Интарсию выполняют на текстильной или деревянной основе. В зависимости от этого выбирают сорта кож. При работе с текстильной основой используют тонкие пластичные кожи (опоек, шевро, велюр и тонкую юфть), а при работе на доске - тяжелые (шора, чепрак). Для достижения надлежащего качества по предварительному эскизу выполняют точные лекала всех фрагментов композиции. Затем по этим лекалам из предварительно окрашенных кож вырезают элементы и наклеивают на основу при помощи костного клея или эмульсии ПВА. Техника интарсии применяется в основном для создания настенных панно, но в сочетании с другими приемами может использоваться при изготовлении бутылей, сувениров, декорировании мебели.

Кроме того, кожу можно расписывать, её можно формовать, придавая любую форму и рельеф (при помощи размачивания, проклеивания, наполнения).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА

Металлопластика - техника создания рельефных изображений на металле. Один из видов декоративно-прикладного искусства. Отличается от чеканки тем, что производится исключительно на тонких листах металла толщиной до 0,5 мм путем выдавливания контура рисунка специальными инструментами (а не ударом, как в чеканке), благодаря которым образуются плавные деформации металла. Более толстый лист не поддается подобной обработке, а лист тоньше 0,2 мм может порваться. Металлопластика использовалась с древних времен для украшения мебели, изготовления различных элементов декора или в качестве самостоятельного произведения искусства.

Благодаря простоте и доступности приемов она была включена в учебную программу советской школы в 20-е годы. Однако затем эта техника была забыта, и лишь в последнее время интерес к ней опять повысился.

Христианская оловянная миниатюра - современный вид христианского декоративно-прикладного искусства по созданию миниатюрной скульптуры малых форм. Ремесло появилось в конце XX века в России на фоне возрождения жизни Русской Православной Церкви после коммунистических гонений. Представляет собой отдельное направление от военно-исторической оловянной миниатюры, в котором используют сочетание христианской круглой скульптуры, иконографии и старинной технологии оловянного литья металлопластики.

Миниатюры могут изображать фигурки святых угодников божиих или сценки из библейской истории. Фигурки не являются предметами культового религиозного поклонения. Миниатюры являются живой традицией византийского художественного промысла резьбы круглой скульптуры из слоновой кости, утраченного в 12 веке. Разница только в техническом исполнении.

Этот вид христианского творчества воспринимается в церкви неоднозначно, поскольку в православии традиционна икона. Неприятие скульптуры в православии связано с тем, что в церкви имели место запреты на скульптуру. Но авторитетнейший теоретик церковного искусства Л. А. Успенский замечает: «Православная Церковь не только никогда не запрещала скульптурных изображений, но… такого запрета вообще быть не может, так как он не мог бы быть ничем обоснован». С первых веков Церковь скульптуру не отвергала. Об этом свидетельствуют хотя бы дошедшие до нашего времени довольно многочисленные статуи «Доброго Пастыря».

Художественная ковка - изготовление методом обработки металлов, который имеет общее название ковка, любых кованых изделий, любого предназначения, имеющих в обязательном порядке свойства художественного произведения.

Художественное литье из благородных металлов, бронзы и латуни

Художественное литье из чугуна

Чеканка - технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа. Один из видов декоративно-прикладного искусства.

Является одним из вариантов художественной обработки металла.

Техника чеканки применяется при создании посуды, декоративных панно, различных ювелирных украшений.

Рельеф на листовом металле создают с помощью специально изготовленных инструментов - чеканов и выколоточных молотков, которые изготовляют как из металла так и древесины.

Для чеканных работ применяют такие металлы как латунь, медь, алюминий и сталь толщиной от 0,2 до 1 мм, в некоторых случаях золото и серебро.

Рельеф или рисунок можно чеканить, положив лист металла на торец березового или липового кряжа, на войлок, толстую резину, брезентовый мешок с речным песком, слой пластилина или смолы. В некоторых случаях более удобна свинцовая плита.

ВВЕДЕНИЕ

Декоративное искусство - обширнейшая область творческой деятельности человека. Изделия из керамики, дерева, стекла, текстиля являются древнейшими продуктами человеческого труда и творчества, они знаменуют поступательное развитие цивилизации и культуры на всех этапах истории. Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Однако роль и значение декоративного искусства в общекультурном процессе до сих пор недооцениваются. Во всемирной истории искусства оно обычно не вычленяется как особая область эстетической деятельности, а рассматривается лишь в его утилитарной функции: как оформление предметных изделий и жизненной среды, как продукт ремесленного или промышленного производства. В принципе это справедливо: декоративное искусство тесно связано с материальным производством и архитектурой. Трудно согласиться с тем, что культурный уровень эпохи определяют только изобразительные виды искусства и зодчество, а художественные предметные изделия - мебель, посуда, текстиль, украшения - лишь обслуживают бытовые потребности людей и светят отраженным светом «высоких искусств».

В настоящей работе ставится цель комплексного исследования современного отечественного декоративного искусства, устанавливается проблематика развития массового производства в контексте социально-культурной обстановки в России в XX веке.

В работе ставятся следующие задачи:

Принципы современного формообразования предметных и декоративных изделий;

Их влияние на сложение художественного стиля предметного мира и жилой среды

Отмечается специфическое место декоративного искусства в визуальной культуре современной эпохи.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ

История Декоративно-прикладного искусства

Народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм.

Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил.

Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому все это и находит отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа.

Известное утверждение, что народное искусство прочно связано с бытом, касается не только декоративно-прикладного творчества. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, представления о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. В праздниках урожая, проводах зимы, встрече весны, в различных обрядах и ритуалах творческое начало проявлялось комплексно, многофункционально. В связи с этим народное искусство называют синкретичным, т.е. объединяющим разные функции предметов и связывающим их с повседневным бытом (Приложение, рис. 1).

И сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт как необходимые предметы, выполняющие определенные утилитарные функции. Это напольные ковры и керамическая посуда, тканые покрывала и вышитые скатерти, деревянная игрушка и украшения женской одежды. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризуют эстетику данных вещей, их художественное содержание, превращают утилитарный предмет в произведение искусства. Все такие изделия относятся к области декоративно-прикладного искусства, в сфере которого находят органичное единство духовное и материальное начало творчества. Мир этой области обширен.

Многие художественные предметы выпускают предприятия, оснащенные передовой техникой, что позволяет делать вещи большими тиражами. Но в них наблюдается механический повтор исходного образца. Такой тип производства именуется художественной промышленностью. К ней примыкают, но заметно отличаются характером продукции, народные художественные промыслы, в которых облик предмета, формирование его художественных особенностей зависят от ручного творческого труда мастера-художника, что и определяет конечный результат. Поэтому так велико значение мастера в народном искусстве. От того, как владеет он своим ремеслом, как использует свои знания и практическое умение, зависит художественный уровень создаваемой им вещи.

В итоге такого развития народного искусства отшлифовывалась форма изделий, сохранялись красивые и содержательные мотивы орнамента, сложилась художественная традиция как система мировоззрения народных мастеров и как ремесленная основа творчества.

Все эти особенности, характеризующие народное декоративно-прикладное искусство, проявлялись в ходе его исторического развития. Идущее из глубины веков творческое освоение материала, совершенствование функции каждого предмета вели к наделению вещи дополнительной значимостью. Например, замочек в форме льва должен был усиливать, по мнению мастера, охранительную функцию этого бытового предмета. Орнамент в виде обруча, опоясывающий корпус токарного поставка, зрительно укреплял форму.

Народное декоративно-прикладное искусство не везде и не одновременно переходило к функционированию в виде промыслов. Они возникали лишь там, где были соответствующие экономические условия (устойчивый спрос, достаточное количество местного сырья и т.п.). Наиболее активно развитие

Артельную форму ведения хозяйства еще до революции проверили мастера подмосковных и ряда других центров народного искусства. Так, после разорения владельцев промысла федоскинской миниатюры, мастера в 1903 г. организовали артель, благодаря чему сохранилось ядро творчески работающих живописцев, и не угасло искусство промысла (Приложение, рис. 3).

В 1920-1930-е гг. процесс создания кооперативных промысловых артелей художественного профиля продолжался. Возникали новые производства, но главное внимание было обращено на укрепление традиционных промыслов в областях, где старинные центры народного искусства объединяли по нескольку населенных пунктов. Восстанавливалось в крупных масштабах производство изделий с хохломской росписью по дереву в Нижегородской области, изготовление ручного кружева в Вологодской области. Рождались и новые виды изделий. Так, мастера бывших иконописных промыслов переключились на работу в области лаковой миниатюры. Живопись на папье-маше мастеров села Палех Ивановской области уже в первых произведениях высоко оценили крупнейшие ученые-исследователи народного искусства.

К началу 1960-х годов восстанавливаются поставки художественной продукции на экспорт. В дальнейшем издается ряд постановлений, способствующих развитию промыслов. В частности, принимается важное решение о привлечении к работе мастеров-надомников. Оно не только позволило расширить кадровый состав, но и дало возможность создать целые объединения мастеров, работающих на дому, во многих союзных республиках. Мастерам художественных промыслов предоставляется ряд экономических льгот. В соответствии с поставленными в директивных документах задачами стали регулярно проводиться экспедиции, конкурсы, слеты мастеров, праздники ремесел. Такой комплексный подход к активизации творчества мастеров, пропаганде их достижений позволил каждому народу увидеть ценности своей национальной культуры, привлечь молодежь к ремеслу, дающему возможность проявить свои способности. Именно поэтому ежегодно возрастает число молодых людей, желающих поступить в специальные учебные заведения.

Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях. Костюмы в народных традициях - обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок. Наконец, почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие, удобные для перевозки вещи - сувениры - знаки памяти о национальной культуре народа и даже целой страны.




Top