Современные японские художницы. Хокусай - мир японии

Отряд - Ржанкообразные

Семейство - Чайковые

Род/Вид - Larus argentatus

Основные данные:

РАЗМЕРЫ

Длина: самец - 55-65 см, самка немного меньше.

Размах крыльев: до 135 см.

РАЗМНОЖЕНИЕ

Половое созревание: с 3-4 лет.

Несение: 1 за сезон.

Количество яиц: 2-3.

Высиживание: 25-29 дней.

Выкармливание птенцов: 35-40 дней.

ОБРАЗ ЖИЗНИ

Привычки: серебристые чайки (смотри фото) - общественные птицы.

Пища: рыба, моллюски, ракообразные, птицы, их птенцы и яйца, мелкие млекопитающие, отходы.

Продолжительность жизни: более 30 лет.

РОДСТВЕННЫЕ ВИДЫ

Известно 11 подвидов. Некоторые специалисты из 11 подвидов выделяют 3 отдельных вида - это серебристый, серебристый южный, серебристый африканско-австралийский.

Ранее серебристые чайки питались в основном рыбой и моллюсками. В наши дни чайки расширили свой рацион, поэтому можно говорить, что они являются практически всеядными птицами. Стаи серебристых чаек кружат над рыболовецкими судами в ожидании остатков рыбы, которые выбрасывают в море, и над свалками бытовых отходов.

ЧЕМ ПИТАЕТСЯ

Когда-то серебристые чайки питались только рыбой. Однако со временем птицы приспособились к окружающей среде и стали практически всеядными. Богатые источники корма в виде пищевых отходов на свалках и большое количество остатков рыбы вблизи рыболовецких судов стали залогом того, что птицы весь год находят большое количество пищи, поэтому их численность постоянно растёт. Во время вылазок вглубь суши чайки питаются также мелкими животными - мышами, лягушками и даже змеями. На побережье они разоряют гнёзда других морских птиц, поедая их яйца и птенцов. Иногда они разрушают и гнёзда птиц своего же вида, а в отдельных случаях они съедают и собственных птенцов. По этой причине в некоторых колониях лишь примерно 10% птенцов доживают до половозрелого возраста. Они также нападают на взрослых, ослабленных или раненых чаек и гагар. Любимым местом поиска пищи чаек считается морское побережье. Птицы бегают вдоль водной границы и ищут в песке ракообразных и моллюсков, медуз, мёртвую рыбу или выброшенные волнами останки других животных. Ракушку или крепкий панцирь чайки раскрывают клювом или сбрасывают добычу с большой высоты на камни, чтобы добраться до вкусного мяса.

ГДЕ ОБИТАЕТ

Серебристая чайка является самым многочисленным видом чаек на европейском морском побережье. Иногда она гнездуется и в глубине суши и даже в городах. Эта морская птица обычно проводит зиму, не образуя больших колоний. В южных районах ареала чайки живут оседло или совершают незначительные кочёвки, а в северных птица является перелётной. Птицы, которые гнездуются на севере, каждый год с началом весны возвращаются на традиционные места гнездования, где происходит встреча партнёров. Парные птицы вместе защищают свой участок. Большинство чаек гнездуется большими колониями на отвесных скальных обрывах, их гнёзда встречаются и в дюнах.

РАЗМНОЖЕНИЕ

Весной серебристые чайки возвращаются к родным местам гнездования. Они сразу же занимают гнездовые участки и приступают к выполнению брачных танцев.
Серебристые чайки создают пары на всю жизнь. Если один из партнёров погибнет, птица, что осталась живой, ищет себе нового друга или подругу. Из выброшенных на берег водорослей, травы и других материалов чайки строят простое, округлое гнездо. Каждая пара отделяет небольшой участок вокруг него и рьяно защищает её от конкурентов. Прежде чем все они найдут место в колонии, между птицами часто случаются ссоры и поединки. После спаривания самка откладывает 2-3 яйца, покрытых тёмными пятнышками. Яйца птицы откладывают с промежутком в 1-2 дня. Насиживают яйца самец и самка попеременно. Через 25-29 дней на свет появляются птенцы. Молодые птицы становятся на крыло через 6-7 недель. Родители ревностно защищают птенцов, нападая на других птиц и отгоняя их от гнезда. В случае опасности предупредительные крики родителей заставляют малышей немедленно вернуться в гнездо.

Родители выкармливают птенцов полупереваренной едой, которую они отрыгивают в клювики малышей. Взрослая серебристая чайка срыгивает корм тогда, когда птенец клюнет её в красное пятнышко на нижней стороне клюва. Когда птенцы подрастают, родители приносят им корм и кладут его на землю рядом с гнездом, чтобы малыши сами его склёвывали. Окраска молодых чаек коричневая, маховые перья и хвост - тёмные, клюв - почти чёрного цвета.

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЧАЙКОЙ

Серебристых чаек можно встретить на морском побережье. Они встречаются в каждом порту. Птицы летают над крышами доков и кружат вокруг судов, а также беспокойно бегают по берегу и ссорятся из-за корма. Чайки появляются на распаханных полях неподалёку от морского побережья и на свалках, где ищут среди отходов что-нибудь съедобное. На первый взгляд серебристую чайку очень легко перепутать с сизой чайкой, поскольку у птиц, что кружат в воздухе, видно чёрно-белые кончики крыльев. Серебристая чайка по своим размерам больше сизой, имеет желтовато-оранжевые ноги и красноватое пятнышко на клюве.

  • Серебристая чайка легко скрещивается со многими другими видами, например, с наседкой или полярной чайкой, которую также называют бургомистром.
  • Старая чайка, содержавшаяся в неволе, дожила до 44 лет.
  • Чайка любит воду и очень хорошо плавает, но плохо ныряет.
  • Когда серебристая чайка кричит, находясь на земле, он запрокидывает голову назад и издаёт громкий хохочущий крик, за который её называют "хохотунья".
  • Наблюдения за окольцованными птицами показали, что молодые чайки покидают свои родные колонии и проводят зиму в более южных регионах, чем взрослые птицы.

СРАВНЕНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ЧАЕК

У серебристой, как и у озёрной и сизой чаек, голубовато-серая спина и белый живот.

: самая мелкая из трёх представленных видов. Имеет светло-красные ноги и красный клюв, летом на голове появляется шапочка шоколадного цвета, зимой шапочка исчезает, и остаются только пятна в районе ушей.

Сизая чайка: мельче серебристой чайки, имеет светло-жёлтый клюв и желтовато-зелёные ноги.

Серебристая чайка: - крупнейшая из трёх представленных видов. Имеет светло-жёлтый клюв с красным пятном. Ноги желтовато-оранжевые.


ГДЕ ОБИТАЕТ

Серебристая чайка гнездуется на всём побережье Европы, Северной Африки, а также в Северной Америке и Северной Азии. На зиму птицы перебираются вглубь суши.

ЗАЩИТА И СОХРАНЕНИЕ

Численность чайки в двадцатом веке значительно увеличилась. Если не остановить увеличение популяций чаек, они могут уничтожить большую часть яиц и птенцов других, редких видов птиц.

Чайка-попрошайка. Видео (00:00:48)

Серебристая чайка на фонаре за окном, увидев меня, не улетела, а стала попрошайничать:) Увы, я обманул её надежды...

Чайка серебристая. Птицы Братеевограда. Видео (00:00:43)

В Братеевской пойме она немногочисленна, как правило на пролёте. Изредка остаётся на зимовку на незамерзающих участках Москвы-реки, от жел. дор. моста у Сабурова до поворота на Беседы.
В Братеево и Марьино серебристую чайку наблюдают в течение всего года по берегам Марьинской и Братеевской набережных вплоть до самого поворота на Беседы. В летний период чайки залетают в жилые кварталы, но предпочитают бульвары с насаждениями.


Внешний вид. Крупная (значительно больше вороны , 56 см в длину, размах крыльев около 1,3 м) чайка с белой головой и серебристо-серыми спиной и крыльями. Клюв массивный, желтый с круглым красным пятном снизу, ноги розовые, конец крыла черный с белыми пятнами. Зимой на голове темные пестрины. Молодые серовато-бурые с черной полосой по краю бурого хвоста и зеленоватым с черным кончиком клювом.
Звонкий хохот и хриплые крики “гага-га” и мяукающее “кья-ау”.
Местообитания. Обитает по берегам морей, крупных озер и водохранилищ. Часто попадается на глаза жителям городов, когда во время пролета кружит над ними на большой высоте.
Питание. Питается главным образом ракообразными и моллюсками, а также рыбой, грызунами, яйцами и птенцами. В тундре эти чайки разоряют гнезда птиц, расклевывают яйца, похищают птенцов, ловят рыбу, едят ягоды вороники; но главную их пищу составляют лемминги (пеструшки). Охотно чайки поедают также падаль и всякие отбросы у стоянок кораблей.
Гнездование. Гнездится в мае-июне колониями в песчаных дюнах, на скалистых берегах, на наносах тростника и кочках, на болотах в тундре.
Распространение. Распространена по берегам Средиземного, Черного, Каспийского, Аральского морей, на озерах в Западной Сибири, на юго-восточном Алтае и в Монголии, по берегам Северного Ледовитого океана и вдоль нижнего течения впадающих в него рек, на арктических островах, а также по побережьям Балтийского и Северного морей, в Англии, северной Франции, Голландии, северной Германии и Скандинавии. Активно заселяет птичьи базары на островах, где ее численность неуклонно растет.
Зимовка. Зимует на побережьях незамерзающих морей.

Описание Бутурлина. Кто из нас на морском побережье не любовался чайками? Вот они проносятся над водой красивым медленным полетом, то взмывая кверху, то снижаясь к самой поверхности воды. Во время сильного отлива они сидят на обнажившихся из-под воды скалах, покрытых водорослями, иногда поднимая страшный крик и шум.
На отмели лежат полусгнившие остатки и скелет кита-полосатика. Чайки кишат около обильной пищи; везде по берегу сидят насытившиеся птицы, а некоторые тут же плавают на воде небольшими группами. Это крупные чайки, получившие за голубовато-серый цвет спины и верхней части крыльев название “серебристых”. Голова и нижняя часть тела этой чайки чисто белые. Клюв желтый, с красным пятном на нижней челюсти. Кольцо вокруг глаз желтое, ноги телесного цвета.
Размеры тела у различных подвидов колеблются. Длина крыла западных подвидов 38-45 сантиметров, а восточных - 40-48 сантиметров.
Весной серебристые чайки прилетают на родину очень рано. В это время они держатся уже парами. В конце апреля или в начале мая пара серебристых чаек занимает свой гнездовой участок; чаще всего чайки возвращаются на свои прошлогодние гнездовья. Птицы селятся обычно колониями, иногда достигающими значительной численности. Каждая пара в колонии занимает свое определенное место.
Гнезда серебристые чайки устраивают на обрывистых скалах, на островах, покрытых травой, в степи на озерах - на кучах камыша, на дюнах и на каменистых морских берегах. Гнезда построены из травы и камыша, иногда аккуратно, а иной раз и небрежно. В постройке их участвуют самка и самец. Интересно, что, кроме настоящего гнезда, устраивается иногда еще другое, которое птицы украшают раковинами и костями, но яиц туда не откладывают. До того момента, когда будут отложены яйца, между птицами происходит “игра в кормление птенцов”: самки летают, издавая крики, которые очень напоминают писк птенцов, находящихся в гнезде; самцы приносят самкам пищу. После того как самка отложит первое яйцо, эта игра прекращается.
На лоточек гнезда, выстланный травой и перьями, самка в мае откладывает 3 яйца . Они светло-оливково-зеленого или коричневатого тона, с темными сероватыми пятнами; размеры их 69 х 49 миллиметров. Промежуток между откладкой каждого яйца бывает в два-три дня, реже 24 часа; птицы начинают насиживать через два дня после того, как снесено первое яйцо; насиживают и самец и самка; последняя сидит больше. В тех случаях, когда чайки гнездятся на открытых местах, они сидят всегда в направлении против ветра, так как иначе ветер будет поднимать перья и охлаждать сидящую птицу.
Через двадцать шесть дней насиживания начинают выклевываться птенцы ; они выходят из яиц с промежутком в один-два дня. Еще дня за два до выхода птенца и до появления первой трещины в скорлупе уже слышен писк нарождающегося птенца. Пуховые птенчики в возрасте 11-12 часов могут хорошо бегать. В возрасте 20 часов они умеют уже затаиваться среди травы и камней. Родители кормят птенцов с первых часов их существования. Самка больше заботится о прокорме птенцов, но и самец приносит им пищу, состоящую главным образом из различных морских животных - червей, моллюсков и в особенности мяса крабов, которых отрыгивает из зоба. Около рыбных промыслов чайка пожирает головы, кишки и другие отбросы.
Светлые полярные ночи позволяют птицам кормить птенцов круглые сутки. Также в течение всех суток происходит смена самца и самки при насиживании яиц.
Чайки, гнездящиеся в Казахстане на озерах, часто летают за кормом в степь, особенно когда водоемы бедны рыбой. Гнездящиеся птицы большую часть дня проводят у озера и в степь улетают недалеко и ненадолго. Бродячие же чайки проводят весь день в степи и являются на озеро только на ночевку. Вдали от воды чайки ловят главным образом саранчовых. При обилии саранчи в каком-нибудь районе иногда на ближайшее озеро слетается до сотни чаек. Кроме прямокрылых насекомых, эти птицы ловят сусликов, птенцов жаворонков; они охотно клюют падаль и насекомых, собирающихся около нее.

На нашем сайте Вы можете почитать справочник по орнитологии : анатомия и морфология птиц , питание птиц , размножение птиц , миграции птиц и многообразие птиц .

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии:
компьютерный (электронный) определитель птиц средней полосы России , содержащий описания и изображения 212 видов птиц (рисунки птиц, силуэты, гнезда, яйца и голоса), а также компьютерную программу определения встреченных в природе птиц,
карманный справочник-определитель "Птицы средней полосы" ,
"Полевой определитель птиц " с описаниями и изображениями (рисунками) 307 видов птиц средней полосы России,
цветные определительные таблицы " Перелетные птицы " и " Зимующие птицы ", а также
MP3-диск " Голоса птиц средней полосы России " (песни, крики, позывки, сигналы тревоги 343 наиболее распространенных видов средней полосы, 4 часа 22 минуты) и
MP3-диск " Голоса птиц России, часть 1: Европейская часть, Урал, Сибирь " (фонотека Б.Н. Вепринцева) (пение или звуки при токовании, позывки, сигналы при беспокойстве и другие звуки, наиболее важные при полевом определении 450 видов птиц России, продолжительность звучания 7 часов 44 минуты)

Хокусай, японский художник 18-го века, создал головокружительное количество художественных работ. Хокусай работал до глубокой старости, неизменно утверждая, что «все, что он сделал до 70 лет, не было стоящим и не стоило внимания».

Возможно, самый известный японский художник в мире, он всегда выделялся из своих коллег - современников интересом к повседневной жизни. Вместо того, чтобы изображать гламурных гейш и героических самураев, Хокусай рисовал рабочих, рыбаков, городские жанровые сценки, которые тогда еще не были предметом интереса для японского искусства. Он также использовал европейский подход к композиции.

Вот краткий перечень ключевых терминов, которые помогут вам немного ориентироваться в творчестве Хокусая.

1 Укие-э - гравюры и картины, популярные в Японии 1600-х до 1800-х годов. Направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. Этот термин происходит от слова "укие", что означает "изменчивый мир". Уикие - намек на гедонистические радости расцветающего купечества. В этом направлении Хокусай - самый известный художник.


Хокусай использовал не менее тридцати псевдонимов на протяжении своей жизни. Несмотря на то, что использование псевдонимов было обычной практикой у японских художников того времени, по числу псевдонимов он существенно превосходил других крупных авторов. Псевдонимы Хокусая нередко используются для периодизации этапов его творчества.

2 Период Эдо - это время между 1603 и 1868 годах в японской истории, тогда был отмечен экономический рост и новый интерес к искусству, культуре.


3 Shunrō является первым из псевдонимов Хокусая.

4 Шуньга буквально означает "картину весны" и "весна" - японский сленг для секса. Таким образом, это гравюры эротического характера. Их создавали самые уважаемые художники, в том числе Хокусай.


5 Суримоно. Последние «суримоно» — так назывались эти выполненные по заказу оттиски — имели колоссальный успех. В отличие укие-э гравюры, которыебыли рассчитаны на массового зрителя, суримоно редко продавались для широкой публики.


6 Гора Фудзи - симметричная гора, которая, оказывается, самая высокая в Японии. За эти годы она вдохновила многих художников и поэтов, в том числе Хокусая, выпустившего серию укие-э "Тридцать шесть видов горы Фудзи". Эта серия включает в себя самые знаменитые гравюры Хокусая.

7 Японизм - длительное влияние, которое оказал Хокусай на последующие поколения западных художников. Японизм - это стиль, вдохновленный яркими цветами гравюр укие-э, отсутствием перспективы и композиционными экспериментами.


Яёи Кусама вряд ли сможет ответить, что легло в основу ее карьеры художницы. Ей 87 лет, ее искусство признано во всем мире. Скоро пройдут крупные выставки ее работ в США и Японии, но она еще не все сказала этому миру. «Оно еще на подходе. Я собираюсь создать это в будущем», - говорит Кусама. Ее называют самой успешной художницей в Японии. Кроме того, она самая дорогая из ныне живущих художниц: в 2014 году ее картина «Белый №28» была продана за 7,1 млн долларов.

Кусама живет в Токио и на протяжении почти сорока лет добровольно находится в психиатрической лечебнице. Раз в день она покидает ее стены, чтобы заняться живописью. Она встает в три часа утра, не имея возможности уснуть и желая с пользой провести время за работой. «Сейчас я старая, но все еще собираюсь создать больше работ и лучшие работы. Больше, чем я сделала в прошлом. Мое сознание полно картин», - говорит она.

(Всего 17 фото)

Яёи Кусама на выставке своих работ в Лондоне в 1985 году. Фото: NILS JORGENSEN/REX/Shutterstock

С девяти до шести Кусама работает в своей трехэтажной студии, не вставая из инвалидного кресла. Она может ходить, но слишком слаба. Женщина работает на холсте, разложенном на столах или закрепленном на полу. В студии полно новых картин, ярких работ, усыпанных маленькими крапинками. Художница называет это «самозаглушением» - бесконечным повторением, которое заглушает шум в ее голове.

Перед вручением наград в области искусства Praemium Imperiale в 2006 году в Токио. Фото: Sutton-Hibbert/REX/Shutterstock

Через дорогу скоро откроется новая галерея, а к северу от Токио строится еще один музей ее искусства. Кроме того, открываются две крупных выставки ее работ. «Яёи Кусама: бесконечные зеркала», ретроспектива ее 65-летней карьеры, открылась в музее Хиршхорн в Вашингтоне 23 февраля и пройдет до 14 мая, после чего приедет в Сиэтл, Лос-Анджелес, Торонто и Кливленд. В экспозицию включено 60 картин Кусамы.

Ее горошины покрывают все - от платьев Louis Vuitton до автобусов в ее родном городе. Работы Кусамы регулярно продаются за миллионы долларов и встречаются по всему миру - от Нью-Йорка до Амстердама. Выставки работ японской художницы так популярны, что требуются меры по предотвращению давки и беспорядков. Например, в Хиршхорне билеты на выставку продаются на определенное время, чтобы как-то регулировать поток посетителей.

Презентация совместного дизайна Louis Vuitton и Яёи Кусамы в Нью-Йорке в 2012 году. Фото: Billy Farrell Agency/REX/Shutterstock

Но Кусаме все равно нужно одобрение извне. Когда в интервью ее спросили о том, достигла ли она своей цели, став богатой и знаменитой десятки лет назад, она удивленно сказала: «Когда я была маленькой, мне было очень трудно убедить маму, что я хочу стать художницей. Это действительно правда, что я богата и знаменита?»

Кусама родилась в Мацумото, в горах Центральной Японии, в 1929 году в состоятельной и консервативной семье, торговавшей саженцами. Но это не был счастливый дом. Ее мать презирала изменяющего ей мужа и отправляла маленькую Кусаму шпионить за ним. Девочка видела отца с другими женщинами, и это вызвало в ней пожизненное отвращение к сексу.

Витрина бутика Louis Vuitton, оформленная Кусамой в 2012 году. Фото: Joe Schildhorn/BFA/REX/Shutterstock

Еще в детстве она начала испытывать зрительные и слуховые галлюцинации. В первый раз, когда она увидела тыкву, она представила, что та с ней разговаривает. Будущая художница справлялась с видениями, создавая повторяющиеся узоры, чтобы заглушить мысли в голове. Даже в таком юном возрасте искусство стало для нее своего рода терапией, которую она позже назовет «арт-лекарством».

Работа Яёи Кусамы на выставке в Музее современного искусства Уитни в 2012 году. Фото: Billy Farrell Agency/REX/Shutterstock

Мать Кусамы была резко против желания дочери стать художницей и настаивала на том, чтобы девочка последовала традиционному пути. «Она не давала мне рисовать. Она хотела, чтобы я вышла замуж, - рассказывала художница в интервью. - Она выбрасывала мои работы. Я хотела броситься под поезд. Каждый день я воевала с матерью, и поэтому мой рассудок повредился».

В 1948 году, после окончания войны, Кусама поехала в Киото изучать традиционную японскую живопись нихонга со строгими правилами. Она возненавидела этот вид искусства.

Один из экспонатов выставки Яёи Кусамы в Музее современного искусства Уитни в 2012 году. Фото: Billy Farrell Agency/REX/Shutterstock

Когда Кусама жила в Мацумото, она нашла книгу Джорджии О’Киф и была поражена ее картинами. Девушка отправилась в американское посольство в Токио, чтобы найти там статью об О’Киф в справочнике и узнать ее адрес. Кусама написала ей письмо и отправила несколько рисунков, и, к ее удивлению, американская художница ответила ей.

«Я не могла поверить своей удаче! Она была так добра, что ответила на внезапный выплеск чувств скромной японской девочки, которую она никогда в жизни не встречала и даже не слышала о ней», - написала художница в своей автобиографии «Сеть бесконечности» (Infinity Net).

Яёи Кусама в оформленной ею витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке в 2012 году. Фото: Nils Jorgensen/REX/Shutterstock

Несмотря на предупреждения О’Киф, что в США молодым художникам приходится очень тяжело, не говоря уж о юных одиноких девушках из Японии, Кусаму было не остановить. В 1957 году ей удалось получить паспорт и визу. Она зашила доллары в свои платья, чтобы обойти строгий послевоенный валютный контроль.

Первой остановкой стал Сиэтл, где она провела выставку в маленькой галерее. Потом Кусама отправилась в Нью-Йорк, где ее постигло горькое разочарование. «В отличие от послевоенного Мацумото, Нью-Йорк был во всех смыслах злым и жестоким местом. Для меня он оказался слишком стрессовым, и я вскоре погрязла в неврозе». Что еще хуже, Кусама оказалась в полной нищете. Кроватью ей служила старая дверь, и она выуживала рыбные головы и гнилые овощи из мусорных баков, чтобы варить из них суп.

Инсталляция Infinity Mirror Room - Love Forever («Комната с зеркалами бесконечности - любовь навсегда»). Фото: Tony Kyriacou/REX/Shutterstock

Это тяжелое положение побудило Кусаму еще больше погрузиться в работу. Она начала создавать свои первые картины из серии «Сеть бесконечности», покрывая огромные холсты (один из них достигал 10 метров в высоту) завораживающими волнами маленьких петель, которые, казалось, никогда не закончатся. Сама художница описывала их так: «Белые сети, обволакивающие черные точки молчаливой смерти на фоне беспросветной тьмы небытия».

Инсталляция Яёи Кусамы на открытии нового здания музея современного искусства «Гараж» в ЦПКиО имени М. Горького в Москве в 2015 году. Фото: David X Prutting/BFA.com/REX/Shutterstock

Это обсессивно-компульсивное повторение помогло отогнать невроз, но это не всегда спасало. Кусама постоянно страдала от приступов психоза и оказалась в одной из больниц Нью-Йорка. Будучи амбициозной и целеустремленной и с радостью приняв на себя роль экзотичной азиатки в кимоно, она влилась в тусовку влиятельных людей в искусстве и общалась с такими признанными художниками, как Марк Ротко и Энди Уорхол. Позже Кусама говорила, что Уорхол имитировал ее работы.

Вскоре Кусама приобрела определенную степень известности и выставлялась в многолюдных галереях. Кроме того, слава художницы приобрела скандальность.

В 1960-е, когда Кусама была одержима узором в горошек, она начала устраивать в Нью-Йорке хэппенинги: провоцировала людей раздеваться догола в таких местах, как Центральный парк и Бруклинский мост, и разрисовывала их тела горошком.

Предпоказ на выставке Art Basel в Гонконге в 2013 году. Фото: Billy Farrell/BFA/REX/Shutterstock

За несколько десятков лет до появления движения «Оккупируй Уолл-стрит» Кусама устроила хэппенинг в финансовом округе Нью-Йорка, заявив, что хочет «уничтожить мужчин с Уолл-стрит узором в горошек». Примерно в это же время она начала покрывать различные предметы - кресло, лодку, коляску - выпуклостями фаллического вида. «Я начала создавать пенисы, чтобы излечить свое чувство отвращения к сексу», - писала художница, рассказывая, как этот творческий процесс постепенно превращал ужасное в нечто знакомое.

Инсталляция Passing Winter («Преходящая зима») в галерее Тейт в Лондоне. Фото: James Gourley/REX/Shutterstock

Кусама ни разу не была замужем, хотя, когда она жила в Нью-Йорке, на протяжении десяти лет у нее были похожие на брак отношения с художником Джозефом Корнеллом. «Мне не нравился секс, а он был импотентом, так что мы очень хорошо подходили друг другу», - рассказала она в одном из интервью журналу Art ­Magazine.

Кусама становилась все более известной благодаря своим выходкам: она предложила переспать с президентом США Ричардом Никсоном, если он прекратит войну во Вьетнаме. «Давайте разукрасим друг друга узором в горошек», - написала она ему в письме. Интерес непосредственно к ее искусству угасал, она оказалась в немилости, и снова начались проблемы с деньгами.

Яёи Кусама во время ретроспективы ее работ в Музее современного искусства Уитни в Нью-Йорке в 2012 году. Фото: Steve Eichner/Penske Media/REX/Shutterstock

Известия об эскападах Кусамы дошли до Японии. Ее стали называть «национальным бедствием», а ее мать заявила, что лучше бы дочь умерла от болезни в детстве. В начале 1970-х годов обнищавшая и потерпевшая фиаско Кусама вернулась в Японию. Она встала на учет в психиатрической лечебнице, где живет до сих пор, и канула в художественную безвестность.

В 1989 году Центр современного искусства в Нью-Йорке устроил ретроспективу ее работ. Это стало началом пусть и медленного, но возрождения интереса к искусству Кусамы. Она наполнила зеркальную комнату тыквами для инсталляции, которая была представлена на Венецианской биеннале в 1993 году, а в 1998 году состоялась крупная выставка в Музее современного искусства MoMa в Нью-Йорке. Именно здесь она когда-то устраивала хэппенинг.

На выставке My Eternal Soul («Моя вечная душа») в Национальном центре искусства в Токио, февраль 2017 года. Фото: Masatoshi Okauchi/REX/Shutterstock

В последние несколько лет Яёи Кусама стала международным феноменом. Современная галерея Тейт в Лондоне и Музей Уитни в Нью-Йорке провели крупные ретроспективы, которые привлекли огромные толпы посетителей, а ее знаковый узор в горошек стал очень узнаваем.

На выставке My Eternal Soul («Моя вечная душа») в Национальном центре искусства в Токио, февраль 2017 года. Фото: Masatoshi Okauchi/REX/Shutterstock

Художница не собирается приостанавливать работу, но начала задумываться о своей смертности. «Я не знаю, как долго я смогу выжить даже после смерти. Есть будущее поколение, которое следует по моим стопам. Это будет честью для меня, если людям будет нравиться смотреть на мои работы и если они будут тронуты моим искусством».

На выставке My Eternal Soul («Моя вечная душа») в Национальном центре искусства в Токио, февраль 2017 года. Фото: Masatoshi Okauchi/REX/Shutterstock

Несмотря на коммерциализацию ее искусства, Кусама думает о могиле в Мацумото - не в семейном склепе, ей и так досталось от родителей - и о том, как не превратить ее в святилище. «Но я еще не умираю. Я думаю, я проживу еще лет 20», - говорит она.

На выставке My Eternal Soul («Моя вечная душа») в Национальном центре искусства в Токио, февраль 2017 года. Фото: Masatoshi Okauchi/REX/Shutterstock

Искусство и дизайн

2702

01.02.18 09:02

Сегодняшняя художественная сцена Японии очень разнообразна и провокационна: рассматривая работы мастеров из Страны Восходящего солнца, вы решите, что попали на другую планету! Тут живут новаторы, которые изменили «ландшафт» отрасли в глобальном масштабе. Представляем вам список 10 современных японских художников и их творения – от невероятных существ Такаси Мураками (который сегодня празднует день рождения) до пестрой вселенной Кусамы.

От футуристических миров до точечных созвездий: современные японские художники

Такаси Мураками: приверженец традиций и классик

Начнем с виновника торжества! Такаси Мураками – один из самых знаковых современных японских художников, работающий над картинами, крупномасштабными скульптурами и модной одеждой. На стиль Мураками влияют манга и аниме. Он основатель движения Superflat, поддерживающего японские художественные традиции и послевоенную культуру страны. Мураками продвигал многих своих коллег-современников, с некоторыми из них мы сегодня тоже познакомимся. «Субкультурные» произведения Такаси Мураками представлены на арт-рынках моды и искусства. Его провокационный My Lonesome Cowboy (1998-й год) был продан в Нью-Йорке на аукционе Sotheby’s в 2008-м за рекордные 15,2 миллиона долларов. Мураками сотрудничал со всемирно известными брендами Marc Jacobs, Louis Vuitton и Issey Miyake.

Тихо Асима и ее сюрреалистическая вселенная

Член художественной производственной компании Kaikai Kiki и движения Superflat (и та, и другое основаны Такаси Мураками) Тихо Асима известна своими фантастическими городскими пейзажами и странными поп-существами. Художница создает сюрреалистические мечты, населенные демонами, призраками, молодыми красавицами, изображаемыми на фоне диковинной природы. Ее произведения обычно крупномасштабны и печатаются на бумаге, коже, пластике. В 2006-м году эта современная японская художница участвовала в Art on the Underground в Лондоне. Она создала 17 последовательных арок для платформы – волшебный пейзаж постепенно превращался из дневного в ночной, из городского – в сельский. Это чудо расцвело на станции метро Gloucester Road.

Тихару Сима и бесконечные нити

Другая художница – Тихару Сиота – работает над широкомасштабными визуальными установками для конкретных достопримечательностей. Она родилась в Осаке, но сейчас живет в Германии – в Берлине. Центральные темы ее творчества – забвение и память, мечты и реальность, прошлое и настоящее, а еще – конфронтация тревоги. Самые знаменитые работы Тихару Сиоты – непроницаемые сети черной нити, охватывающие множество бытовых и личных предметов – таких как старые стулья, свадебное платье, сожженное фортепиано. Летом 2014-го года Сиота соединила пожертвованные ей туфли и ботинки (которых было более 300) нитками красной пряжи и подвесила их на крючки. Первая выставка Тихару в столице Германии прошла во время Берлинской художественной недели в 2016-м году и вызвала сенсацию.

Эй Аракава: везде, ни нигде

Эй Аракава вдохновлен состояниями перемен, периодами нестабильности, элементами риска, а его инсталляции нередко символизируют темы дружбы и коллективного труда. Кредо современного японского художника определяется перформативным неопределенным «везде, но нигде». Его творения всплывают в неожиданных местах. В 2013-м году работы Аракавы выставлялись на Венецианском биеннале и в экспозиции японского современного искусства в Музее искусств Мори (Токио). Инсталляция Hawaiian Presence (2014) была совместным проектом с нью-йоркской художницей Кариссой Родригес и участвовала в биеннале Whitney. В том же 2014-м году Аракава и его брат Тому, выступающие дуэтом под названием «United Brothers», предлагали посетителям Frieze London свое «произведение» «The This Soup Taste Ambivalent» с «радиоактивными» корнеплодами дайкона Фукусимы.

Коки Танака: взаимосвязь и повторения

В 2015-м Коки Танака был признан «Художником года». Танака исследует общий опыт творчества и воображения, поощряет обмен между участниками проектов и выступает за новые правила сотрудничества. Его установка в японском павильоне на Венецианском биеннале 2013-го года состояла из видео с объектами, превращающими помещение в платформу для художественного обмена. Инсталляции Коки Танака (не путайте с его полным тезкой-актером) иллюстрируют взаимосвязь между объектами и действиями, например, на видео присутствует запись простых жестов, выполняемых с обычными предметами (нож, нарезающий овощи, пиво, наливаемое в стакан, открытие зонта). Ничего существенного не происходит, но навязчивое повторение и внимание к мельчайшим деталям заставляют зрителя ценить мирское.

Марико Мори и обтекаемые формы

Еще одна современная японская художница, Марико Мори, «колдует» над мультимедийными объектами, сочетая видео, фотографии, предметы. Ей свойственны минималистское футуристическое видение и гладкие сюрреалистические формы. Повторяющейся темой творчества Мори является сопоставление западной легенды с западной культурой. В 2010-м году Марико основала Фонд Фау, образовательную культурную некоммерческую организацию, для которой она изготовила серию своих художественных инсталляций в честь шести обитаемых континентов. Совсем недавно постоянная установка Фонда «Кольцо: одна с природой» была водружена над живописным водопадом в Ресенде недалеко от Рио-де-Жанейро.

Риоджи Икеда: синтез звуков и видео

Риоджи Икеда – новый медиахудожник и композитор, чья работа, в основном, связана со звуком в разных «сырых» состояниях, от синусоидальных звуков до шумов с использованием частот на грани человеческого слуха. Его захватывающие инсталляции включают звуки, созданные компьютером, которые визуально преобразуются в видеопроекции или цифровые шаблоны. Аудиовизуальные арт-объекты Икеды используют масштаб, свет, тень, объем, электронные звуки и ритм. Известный тестовый объект художника состоит из пяти проекторов, которые освещают площадь 28 метров в длину и 8 метров в ширину. Установка преобразует данные (текст, звуки, фотографии и фильмы) в штрих-код и двоичные паттерны нулей и единиц.

Тацуо Миядзима и светодиодные счетчики

Современный японский скульптор и художник-монтажник Тацуо Миядзима использует в своем искусстве электрические схемы, видео, компьютеры и другие гаджеты. Основные концепции Миядзимы вдохновлены гуманистическими идеями и буддистскими учениями. Светодиодные счетчики в его установках непрерывно мигают в повторении от 1 до 9, символизируя путешествие от жизни к смерти, но избегая окончательности, которая представлена 0 (ноль никогда не появляется в работах Тацуо). Вездесущие цифры в сетках, башнях, схемах выражают интерес Миядзимы к идеям непрерывности, вечности, связи и потока времени и пространства. Не так давно объект Миядзимы «Стрела времени» был продемонстрирован на инаугурационной выставке «Незавершенные мысли, видимые в Нью-Йорке».

Нара Ёсимото и злые дети

Нара Ёсимото создает картины, скульптуры и рисунки, изображающие детей и собак – субъектов, в которых отражены ребячье чувство скуки и разочарования и яростная независимость, естественная для малышей. Эстетика работ Ёсимото напоминает традиционные книжные иллюстрации, это смесь беспокойной напряженности и любви художника к панк-року. В 2011-м году в Музее общества Азии в Нью-Йорке состоялась первая персональная выставка Ёсимото под названием «Yoshitomo Nara: Nobody"s Fool», охватывающая 20-летнюю карьеру современного японского художника. Экспонаты были тесно связаны с мировыми молодежными субкультурами, их отчужденностью и протестом.

Яёй Кусама и пространство, разрастающееся диковинными формами

Поразительная творческая биография Яёй Кусамы длится семь десятилетий. За это время удивительная японка успела изучить сферы живописи, графики, коллажа, скульптуры, кино, гравюры, экологического искусства, инсталляции, а также литературы, моды и дизайна одежды. Кусама разработала весьма своеобразный стиль точечного искусства, которых стал ее торговой маркой. Иллюзорные видения, представленные в работах 88-летней Кусамы (когда мир кажется покрытым разрастающимися диковинными формами), – это результат галлюцинаций, которые она испытывала с детства. Комнаты с красочными точками и «бесконечными» зеркалами, отражающими их скопления, узнаваемы, их не перепутаешь ни с чем иным.




Top