Способы отражения действительности в искусстве. IV

К художественно – выразительным средствам живописи относятся цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст,колорит, форма, композиция, фактура.


Ц вет. Каждый живой и неживой предмет имеет свой цвет. Также как и цвет, огромную роль играет освещенность. Воздействия цветовой окраски, расположение в пространстве, состояние воздуха влияет на цвет. Красота, которой мы восхищаемся и которую мы любим – красочное богатство действительности, или иначе цвета.

Художник передает с помощью цвета, цветовых ощущений, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов все разнообразие настроения, чувства. А к ним относиться – радость, ожидание, тревога, грусть, нежность.




Мазок в живописи – след кисти с краской, оставленный художником на холсте, бумаги, картоне. Техника зависит от индивидуальной манеры художника, она очень разнообразна.


Линия и пятно – четкое очертание краской конкретного предмета на полотне. Пятно – тональное, силуэтное изображение объекта. Например, чтобы лучше понять это выражение, разберем пятно – снежную ель на фоне дальнего неба. Или холм в темном ночном небе. Линию легче представить, посмотрев на любую картину. Четкие линии очертания тени того или другого предмета, усиливающие чувства грусти или радости.


Цветовой и световой контраст в живописи, примером может служить резко выделяющие светлые и темные отношения пятен, участков картины.

Колорит - система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства.

Фактура - поверхность красочного слоя произведения живописи: глянцевитая или матовая, слитная или прерывистая, гладкая или неровная.

Композиция – расположение всех предметов, элементов и частей произведения в определенной системе и последовательности для лучшего раскрытия художественного образа.

Здесь же мы рассмотрим форму и конструкцию (строение) предмета, увидим художественно-выразительные средства – тон, штрих, линия.

Форма предметов определяется очертаниями, контуром, силуэтом. В упрощенном виде – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник. Каждый предмет в упрощенном виде похож на геометрическую фигуру. Например, мяч – круглую форму, телевизор – прямоугольник, карнавальная шапочка клоуна – треугольник.

Конструкция (строение) предметов – основа форы, каркас строения предметов. Конструкция каждого предмета является то или иное геометрическое тело. Геометрические тела – цилиндр, шар, конус, параллелепипед, куб, пирамида. Очень часто рассматривая предмет, мы видим, что он имеет несколько геометрических тел. В рисовании имеет место метода прорисовки, или его чаще называют «сквозняк», когда рисуешь его строение, конструкцию, которые не видны нашему глазу.

Силуэт в изобразительном искусстве (графическая техника) – это вид графического изображения предмета. Это однотонное, плоскостное изображение предмета. Обычно силуэты рисуют тушью на светлом фоне, ил на черном фоне белилами, либо вырезают из темной или светлой бумаге фигуру, и приклеивают на лист другого тона.

Композиция в изобразительной графике – расположение всех предметов, элементов и частей произведения в определенной системе и последовательности для лучшего раскрытия художественного образа. Композицию представляют в круге, в квадрате, овале, в прямоугольнике.


Выразительные средства живописи, последовательность выполнения тематической композиции, художник, предварительно делает эскизы, этюды, рисунки, наброски, создает тем самым картину.

Обязательно творит его для кого-то, предполагая, что оно будет прочитано, прослушано, уведено и оценено. Искусство диалогично, это всегда взаимодействие, по крайней мере, двоих - творца и зрителя. Запечатлевая в художественных образах волнующие его темы, поднимая из глубин своей души тонкие переживания и впечатления о чем-то, художник предлагает своим творчеством темы для размышления, сопереживания или споров, а роль зрителя - понять, принять, осмыслить их. Именно поэтому, восприятие художественного произведения - это серьезный труд, связанный и с умственной, и с душевной деятельностью, иногда требующий особой подготовки и специальных эстетических, культурологических и исторических знаний, тогда произведение раскрывается, рамки его расширяются, демонстрируя всю глубину личности и мировоззрения художника.

Виды изобразительного искусства

Искусство изображения - самый древний вид творческой деятельности человека, сопровождающий его на протяжении тысячелетий. Даже в доисторическую эпоху рисовал фигурки животных, наделяя их магической силой.

Основные виды изобразительного искусства - живопись, графика и скульптура. В своем творчестве художники пользуются различными материалами и техниками, совершенно по-особому создавая художественные образы окружающего мира. Живопись использует для этого все богатство красок и оттенков, графика - только игру теней и строгую графичность линий, скульптура творит трехмерные осязаемые образы. Живопись и скульптура, в свою очередь, подразделяются на станковую и монументальную. Станковые произведения создаются на специальных станках или мольбертах для камерного показа на выставках или в залах музеев, а монументальные произведения живописи и скульптуры украшают фасады или стены зданий и площади городов.

Виды изобразительного искусства - это еще и декоративно-прикладное творчество, которое часто выступает как синтез живописи, графики и скульптуры. Искусство украшения бытовых предметов иной раз отличается такой выдумкой и оригинальностью, что утрачивает свою утилитарную функцию. Предметы быта, созданные талантливыми художниками, занимают почетные места на выставках и в залах музеев.

Живопись

Живопись до настоящего времени занимает одно из приоритетных мест в художественном творчестве. Это искусство, которому подвластно многое. С помощью кисти и красок оно способно передать наиболее полно всю красоту и разнообразие видимого мира. Каждый образ, созданный художником, - это не только отражение внешней действительности, в нем заключено глубоко внутреннее содержание, чувства, эмоции творца, его мысли и переживания.

Цвет и свет - два главных выражения в живописи, но техник выполнения работ много. масляными гуашью, пастелью, темперой. К живописным техникам относятся также мозаика и витражное искусство.

Графика

Графика - вид изобразительного искусства, который, по сравнению с живописью, не стремится передать всю красочную полноту окружающего мира, ее язык более условный, символичный. Графическое изображение - это рисунок, созданный сочетанием линий, пятен и штрихов преимущественно одного черного цвета, иногда с ограниченным использованием еще одного или нескольких дополнительных цветов - чаще всего красного.

Широко распространено мнение, будто нет принципиальных отличий между способами изображения действительности в фольклоре и в художественной литературе. И там и здесь действительность изображается одинаково верно и правдиво. Так, например, М. М. Плисецкий в своей книге, посвященной историзму русских былин, никак не соглашается с теми, кто утверждает, что былина изображает не события той или иной эпохи, а ее стремления.

Почему же, спрашивает он, исторические события изображаются, например, в песнях о взятии Казани, о Степане Разине, почему «Слово о полку Игореве» может верно изобразить поход половцев против русских, почему Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» или А. Н. Толстой в романе «Петр Первый» могли изобразить множество исторических лиц и событий, а былина этого не может? «Почему это не разрешается былинам?» — восклицает автор. Итак, нет никакой принципиальной разницы в изображении действительности между былинами, историческими песнями, «Словом о полку Игореве» и историческими романами XIX—XX века.

Это мнение, в котором автор не считается ни с художественными средствами жанров фольклора и литературы, ни с социальной средой, создающей искусство, ни со столетиями исторического развития народа, несмотря на свою явную и несколько примитивную антиисторичность, довольно типично для целого ряда современных работ. Такое же правдивое изображение действительности, как для былин, допускается даже для сказки.

В сказках, например, ищут отражения тех форм классовой борьбы, какие имели место в XIX веке. Так, Е. А. Тудоровская пишет о волшебной сказке следующее: «Правдиво показана исконная классовая вражда между угнетателями-крепостниками и угнетенным народом». Но когда дело доходит до примеров, оказывается следующее: «Баба-яга, "хозяйка" леса и зверей, изображается как настоящий эксплуататор, угнетающий своих слуг-зверей...». По мнению Е. А. Тудоровской, классовая борьба в сказке приобретает «вид вымысла». «Это несколько ограничивает реализм волшебной сказки».

Таким образом, волшебная сказка реалистична, но она обладает одним недостатком в ней есть вымысел, и это снижает, ограничивает ее реализм Логическим следствием такою мнения будет утверждение, что, если бы в сказке не было вымысла, это было бы лучше.

О таких курьезных мнениях не стоило бы упоминать, если бы точка зрения Е. А. Тудоровской была единичной. Но ее разделяют другие. Так, В. П. Аникин пишет: «Непосредственный жизненный социально-исторический опыт — источник правдивого изображения действительности в устном творчестве народа». Аникин усматривает классовую борьбу в сказках о животных.

Он объявляет их аллегориями. «Социальный аллегоризм есть важнейшее свойство народных сказок о животных, и без этого аллегорического смысла сказка была бы не нужна народу». Таким образом, сказка как таковая народу не нужна.

Нужен только аллегорический социальный смысл. Автор пытается доказать, что волк — это «народный притеснитель». К таким же притеснителям принадлежит и медведь. В области волшебной сказки к народным притеснителям социального порядка отнесен Кощей и другие антагонисты героя.

Справедливость требует отметить, что в книге В. П. Аникина много верных наблюдений. Но в годы, когда писалась эта книга, подобные концепции считались в какой-то степени обязательными и про грессивными.

Мы не будем вдаваться в дальнейшую полемику, но попытаемся подойти к вопросу о том, как в фольклоре изображается действительность, какими средствами он для этого располагает и в чем специфические отличия фольклора от литературы реализма, не путем абстрактных умозрений, а путем изучения самого материала.

Мы увидим, что фольклор обладает специфическими законами своей поэтики, отличными от методов профессионального художественного творчества. Вопрос следовало бы поставить исторически; однако раньше чем это сделать, необходимо уяснить себе картину того, что имеется на сегодняшний день.

Фольклорные памятники мы будем рассматривать по записям XVIII—XX веков, отодвигая историческое изучение процесса сложения и развития на будущее. Рассматривать мы будем только русский фольклор. Такое описательное изучение необходимо сделать раньше, чем начать изучение историко-сравнительное.

Есть закономерности, общие для всех или многих жанров фольклора, и есть закономерности, специфические только для отдельных жанров. Мы рассмотрим вопрос по жанрам, отнюдь не стремясь к исчерпывающей характеристике их, а ограничиваясь рамками проблемы отношения фольклора к действительности.

Свое изучение мы начнем со сказки как жанра, в котором вопрос об отношении к действительности сравнительно прост. Вместе с тем именно сказка позволяет вскрыть и некоторые общие законы повествовательных жанров вообще.

Говоря о сказке, необходимо вспомнить высказывание В. И. Ленина: «Во всякой сказке есть элементы действительности...». Достаточно самого беглого взгляда на сказку, чтобы убедиться в правильности этого утверждения. В волшебных сказках этих элементов меньше, в других видах ее — больше.

Такие животные, как лиса, волк, медведь, заяц, петух, коза и другие, есть именно те животные, с которыми имеет дело крестьянин; из жизни перешли в сказку мужики и бабы, старики и старухи, мачеха и падчерица, солдаты, цыгане, батраки, попы и помещики.

В сказке отражена как действительность доисторическая, так и средневековые обычаи и нравы и социальные отношения феодальных времен и времен капитализма. Все эти элементы действительности тщательно изучаются советской и зарубежной наукой, и о них уже существует очень значительная литература.

Однако, присматриваясь ближе к словам Ленина, мы видим, что Ленин вовсе не утверждает, что сказка сплошь состоит из элементов действительности. Он говорит только, что они в ней «есть». Как только мы обратимся к вопросу, что же эти реалистические мужики, бабы, солдаты или другие персонажи делают в сказке, т. е. обратимся к сюжетам, как мы сразу окунемся в мир невозможного и выдуманного.

Достаточно взять указатель сказочных сюжетов Аарне-Андреева и раскрыть там хотя бы раздел «Новеллистические сказки», чтобы сразу же убедиться, что это так. Где в жизни эти шуты, обманывающие всех на свете и никогда не побеждаемые? Бывают ли в жизни такие ловкие воры, которые крадут яйца из-под утки или простыню из-под помещика и его жены? Так ли в жизни укрощаются строптивые жены, как в сказке, и есть ли на свете такие глупцы, которые глядят в дуло ружья, чтобы посмотреть, как вылетит пуля? В русской сказке нет ни одною правдоподобного сюжета.

Мы не будем входить в детали, а остановимся в качестве образца только на одном типичном примере. Это — сказка о злополучном мертвеце. В общих чертах дело происходит следующим образом. Дурак нечаянно убивает свою мать: она попадает в капкан или падает в яму, которую дурак вырыл перед домом.

Иногда, впрочем, он убивает ее намеренно; она прячется в сундук, чтобы узнать, о чем дурак говорит со своей семьей, и он это знает и заливает сундук кипятком. Труп матери он сажает в сани, дает ей в руки пяльцы или донце, гребень и веретено и едет. Навстречу несется барская тройка. Он не сворачивает с дороги, и его опрокидывают.

Дурак кричит, что убили его матушку, царскую золотошвейку. Ему дают сто рублей отступных. Он едет дальше и теперь сажает труп в погреб к попу; в руки он дает своей мертвой матери кувшин со сметаной и ложку. Попадья думает, что это воровка, и ударяет ее палкой по голове. Дурак опять получает сто рублей отступных. После этого он сажает ее в лодку и спускает ее по реке. Лодка наезжает на сети рыбаков.

Рыбаки ударяют по трупу веслом, он падает в воду и тонет. Дурак кричит, что утонула его мать. От рыбаков он тоже получает сто рублей. С деньгами он приезжает домой и говорит своим братьям, что он продал матушку в городе на базаре. Братья убивают своих жен и везут их продавать. Жандармы забирают их в тюрьму, а имущество братьев достается дураку. С этим имуществом и привезенными деньгами он начинает жить припеваючи.

Есть и другая версия этой сказки, которую, впрочем, можно считать другой сказкой. Здесь дело происходит несколько иначе. Жена мужика угощает своего любовника. Муж подсматривает.

Пока она ходит в погреб за маслом, муж убивает любовника, а в рот засовывает ему блин, чтобы думали, что он подавился. Затем начинаются проделки с трупом, которые частично могут совпадать с предыдущей версией, частично имеют другую форму.

В этом случае от трупа надо отделаться, чтобы свалить с себя подозрение в убийстве. Мужик прислоняет труп к дому, где происходит свадебный пир, и начинает ругаться. Гости выскакивают, думают, что ругался мужик, прислоненный к стене, и бьют его по голове. Видя его мертвым, пугаются и, чтобы отделаться от мертвеца, привязывают его верхом к лошади и отпускают.

Лошадь забегает в лес и портит капканы охотника. Охотник бьет мертвеца и думает, что убил его. Он сажает труп в лодку, и действие кончается, как в предыдущей версии: злополучный мертвец от удара рыбака падает в воду, и труп исчезает.

Если бы современный советский писатель вздумал написать рассказ о том, как была убита мать и как потом убийца воспользовался трупом для вымогания денег, то ни одно издательство не напечатало бы такого рассказа, а если бы он был напечатан, то вызвал бы справедливое возмущение читателей.

Между тем сказка никакого возмущения у народа не вызывает, несмотря на то, что к покойникам крестьяне относятся с каким-то особым благоговением. Сказка эта популярна не только у русских, но у многих европейских народов. Она проникла даже к индейцам Северной Америки.

Почему такой возмутительный сюжет мог стать популярным? Это стало возможным только потому, что эта сказка — веселый фарс. Ни рассказчик, ни слушатель не относят рассказа к действительности. К действительности его может и должен отнести исследователь и определить, какие стороны быта вызвали к жизни этот сюжет, но это относится уже к области не художественного восприятия, а научного. Это не сниженный, не ограниченный или сказочный реализм, это не аллегория и не басня, это сказка.

Мы потому так подробно остановились на этом примере, что для вопроса об отношении сказки к действительности он показателен и типичен.

Сказка есть нарочитая и поэтическая фикция. Она никогда не выдается за действительность. «Сказка — складка, песня — быль», — говорит пословица. «Сказка складом, песня ладом красна». Окончив рассказ, говорят: «Сказка вся, больше врать нельзя». В современном языке слово «сказка» есть синоним слова «ложь».

Но чем же тогда привлекает сказка, если изображение действительности не составляет ее цели? Прежде всего она привлекает необычайностью своего повествования. Несоответствие действительности, выдумка как таковая доставляют особое наслаждение.

В сказках-небылицах действительность нарочито выворочена наизнанку, и в этом вся их прелесть для народа. Правда, необычайное имеет место и в художественной литературе.

В романтической прозе оно сильнее (романы Вальтера Скотта, Гюго), в реалистической — слабее (Чехов). В литературе необычайное изображается как возможное, вызывая эмоции ужаса, или восхищения, или удивления, и мы верим возможности изображаемого.

В народной же прозе необычайность такова, что фактически в жизни она была бы невозможна. Правда, в сказках бытовых в большинстве случаев нет нарушения законов природы. Все, о чем рассказывается, собственно говоря, могло бы и быть. Но все же события, о которых рассказывается, настолько необычайны, что никогда не могли происходить в действительности, и этим-то они возбуждают интерес.

В.Я. Пропп. Поэтика фольклора - М., 1998 г.

Одним из методов изображения окружающей действительности средствами графики является так называемый реалистический метод. В его основе лежит положение о правильном видении и понимании художником реальной действительности. Реалистический метод помогает освоить верные правила и способы изображения средствами графики, так как не имея в своем арсенале определенных умений и навыков, художнику очень сложно передать весь замысел в художественном образе. Изображение, выполненное с помощью реалистического метода является понятным и в то же время образным для зрителя. Без образности трудно определить идейный замысел художественного произведения и, в целом, то, что на нем изображено. К реалистическим методам изображения окружающей действительности относятся такие методы, как длительный анализ натуры (метод длительного рисунка) и метод коротких зарисовок (метод наброска). Рассмотрим каждый подробнее .

Метод длительного анализа натуры предполагает глубокое и серьезное изучение законов изображения формы в пространстве (т.е. на плоскости). В его основе лежит структурная закономерность форм природы, правила и приемы изображения на плоскости по законам перспективы, а также теоретические знания по оптике и анатомии. Все это помогает художнику видеть за внешними признаками объекта его скрытую структуру и характерные особенности, а также законы строения формы. Он сознательно смотрит на природу, анализирует и изображает ее в соответствии с ее же законами строения.

Реалистические методы требуют, чтобы форма объекта или предмета изображалась правильно и выразительно, изображаемое восхищало и захватывало зрителя, а при непосредственном детальном рассмотрении убеждало его в том, что все изображено правильно и точно. Стоит лишь взглянуть на произведения великих художников и сравнив их с посредственными работами, можно заметить, что на первый взгляд они не отличаются более или менее. Однако, при детальном рассмотрении, можно увидеть, что на посредственной картине изображение формы выглядит недостаточно убедительно, допущены нарушения в пропорциях, явлениях перспективы, в искажениях анатомических пропорций человеческого тела. При внимательном рассмотрении произведений великих мастеров, наоборот, начинают восхищать своей восхитительной убедительностью все законы построения изображения, начиная от формы предметов, и заканчивая анатомией и законами светотени. Чем больше рассматриваешь произведение гениального художника, тем больше начинаешь восхищаться знанием и мастерством великого художника.

Метод реалистического искусства, метод реалистического отображения действительности закладывается в период академического рисования с натуры. Вначале ученик точно срисовывает все, что видит в натуре, затем начинает сознательно отбрасывать мелкие, несущественные детали, сосредоточивая внимание на главном и, наконец, создает художественный образ натуры. Говоря о методе реалистического отображения действительности, Гёте писал: «Я никогда не созерцал природы с поэтической целью. Я начал с того, что рисовал ее, потом я ее научно изучал таким образом, чтобы точно и ясно понимать естественные явления. Так я мало-помалу выучил природу наизусть, во всех ее мельчайших подробностях, и когда мне этот материал был нужен как поэту, он весь был в моем распоряжении и мне незачем было погрешать против правды» .

Чтобы убедительно и правдиво изобразить природу в своем произведении, художнику необходимо внимательно и тщательно ее изучить, отметить, выделить ее наиболее характерные особенности, а в период работы над картиной не раз проверить, достаточно ли убедительно и верно удалось все намеченное передать в изображении. К художественному образу в реалистическом искусстве художник подходит путем сравнения своего изображения с натурой, путем проверки и уточнения строения формы, положения данного предмета в пространстве, освещения и т. д. Конечно, одно рисование с натуры еще не дает возможности художнику полностью решить творческий замысел композиции. Здесь нужна и большая творческая работа, и более глубокое, всестороннее изучение метода творческой работы. И все же рисунок с натуры в творческой работе художника занимает главенствующую роль, а иногда влияет и на дальнейшее решение всей композиции. Так, например, поиски композиционного решения картины «Грачи прилетели» Саврасова показывают, как натурные этюды постепенно изменяли первоначальный композиционный замысел художника. Вначале художник дает композиционное решение картины так, как это им было впервые увидено в натуре. Новый этюд с натуры (с другой точки зрения) подсказывает художнику иное решение композиции. Теперь в центре внимания оказываются стволы берез, ради которых художник удлиняет по вертикали формат картины, немного приподнимает линию горизонта. Талая вода по-прежнему на первом плане, строго посередине располагается церковь. Однако дальнейшие наблюдения и натурные зарисовки в корне изменяют первоначальный замысел художника. Линия горизонта проходит по центру картины, талая вода отодвигается в нижний правый угол, вправо отодвигаются и березы. Однако новый набросок с натуры еще не вполне удовлетворяет художника, он продолжает искать более эмоциональное решение композиции, которое в конце концов и находит. Так, благодаря натурным зарисовкам художник каждый раз находил все новую, более интересную точку зрения, более выразительное и интересное решение композиции. И мы знаем, что только внимательное изучение природы, прекрасное владение рисунком позволило художнику создать столь замечательный шедевр, от которого все приходят в восторг, как от живой природы. Метод рисования с натуры - это процесс познания реальной действительности. Метод научного знания в рисовании сводится к тому, что обучающийся рисунку получает конкретные знания о закономерности строения формы природы .

Второй метод изображения окружающей действительности - метод наброска передает общее впечатление от натуры, наиболее главное и существенное без проработки деталей: характерные пропорции, движение, индивидуальные особенности. Набросками называют быстрые, лаконичные, небольшого размера зарисовки. Чтобы творить, художник должен знать жизнь, научиться самостоятельному мышлению, анализу, уметь наблюдать, накопить пластические мотивы. Все это приобретается только в результате постоянного выполнения набросков .

Особенно необходима художнику наблюдательность. Это основное качество мастера изобразительного искусства, характерная черта каждого художника. Наблюдательность дает возможность заметить в жизни интересные моменты, важные явления, процессы, которые являются содержанием и основой художественного произведения. Без наблюдательности художник не в состоянии создать выразительный художественный образ, самостоятельно составить композицию или просто придумать тот или иной сюжет. Без наблюдательности невозможно самостоятельно находить изобразительный мотив в окружающей действительности. Главное значение выполнение наброска приобретает в воспитании творческого отношения к процессу изображения, способности находить методы и средства достижения выразительности и образности. Материал зарисовок служит отправным материалом для создания графических и живописных композиций.

Порядок выполнения любого наброска подчиняется общим обязательным принципам процесса любого изображения (длительного или кратковременного): от общего к частностям, от больших, главных масс к более мелким, второстепенным, сохраняя впечатление целостности. Вначале следует решить его композицию, расположение одного или нескольких рисунков на листе, с учетом «звучания» каждого наброска и листа в целом. Набросок отличается от рисунка большой суммарностью, лаконичностью восприятия. Художник не столько анализирует объект рисования, сколько создает графическое выражение предмета на основании уже имеющегося у него знания о нем, проверяя свои представления в непосредственном наблюдении. Это важно в образном рисовании. Пропорции, движение и характер - вот те свойства натуры, которые передаются в наброске. Если все эти условия соблюдены, то набросок может иметь и самостоятельную художественную ценность.

III. Музыка в произведениях.

II. Язык произведений.

Для произведений Эсхила был характерен возвышенно-мифологический, героический стиль, полный метафор из сферы войны и вооружения. Не случайно сам Эсхил называл свои трагедии “объедками со стола Гомера”. Другим источником его поэтического стиля было восточное искусство. Это и изобличает Еврипид:

Скамандры все, и крепости, и на щитах звенящих

Орлы-грифоны, медь и блеск речей головоногих, -

Понять их – величайший труд.

Действительно, язык произведений Эсхила – возвышенный, торжественный, не всегда понятный. Язык же Еврипида – простой и понятный. Его герои не “мямлят и вздора не городят”. Выходя, он всегда в первую очередь говорит о своем происхождении. Однако, судя по одной из фраз Диониса, сказанной в первой части, и у Еврипида язык не слишком хороший. Для его произведений характерна натуралистическая сниженность (“эфир –квартира Зевса”) и манерность (“лапа времени”).

Особое значение имеют прологи произведения. Так, у Эсхила герой говорит фразу, в которой два синонима означают одно и то же, что, по мнению Еврипида, является речевой избыточностью:

Притек и возвратился – в чем тут разница?

“Услышать, внять – тут тождество бесспорное”. Еврипид гордится тем, что в его прологах нет лишних слов. Он замечает, что Эсхил склонен к повторению одних и тех же устойчивых оборотов (“Почто не спешишь на подмогу усталым?”)

Эсхил замечает, правда, что прологи Еврипида построены одинаковыми способами, поэтому все их можно продолжить строчкой “потерял бутылочку”. Конечно, это со стороны Аристофана преувеличение, не все трагедии строятся по шаблону, а только те, которые выбрал он для своего произведения. Но многие действительно похожи по своему построению:

Бог Дионис, который, тирс в руке подъяв

И шкурою покрывшись, в блеске факелов

У Дельфов пляшет… потерял бутылочку.

Не может смертный быть во всем удачливым:

Один, достойный, погибает в бедности,

Другой, негодный… потерял бутылочку .

Это отрывки из несохраненных трагедий “Ипсипила” и “Сфенебея”.

О том, какая музыка сопровождала трагедии авторов, мы сказать не можем. Но Эсхил в комедии пародирует с помощью бубна изысканную манерность в музыкальной композиции хоровых песен Еврипида. Еврипид ввел в постановку монодии, одноголосные арии, по примеру дифирамбической музыки

Авторам, творившим в разные эпохи, присуще и разное восприятие мира. Эсхил писал в скором времени после победы греков в Марафонской битве. Его произведения прославляют мифических царей, великие деяния людей, отважных героев. Этого ему не может просить Еврипид, который утверждает, что в своих трагедиях Эсхил вывел людей кичливых, надменных пустозвонов. А Еврипид заговорил на простые темы, о привычном, более близком жизни. Его героем стал умник Ферамен, который слыл у древних примером изворотливого, но беспринципного политика. Ему даже дали прозвище “Ферамен-вертушка”. Еврипид считает заслугой то, что ввел в поэзию здравый разум. Но Эсхил считает, что произведения Эсхила оказали дурное влияние на афинян. Он утверждает в комедии Аристофана, что Еврипид сделал разумных, честных, правдивых людей негодяями. Люди, читавшие его произведения, в свое время были героями, молодцами, не плели дрязг, побеждали в войнах. Его произведения “Семеро против Фив” и “Персы” были полны духа войны и внушали у афинян стремление к победе. На его произведениях был воспитан знаменитый полководец Ламах, погибший в дни Сицилийской экспедиции. Что касается Еврипида, то он вывел, по мнению Эсхила, на сцену “потаскушку” Федру (в трагедии “Ипполит”). Образ влюбленной женщины совершенно чужд героическому творчеству Эсхила. Эсхил видит в изображении влюбленных женщин на сцене падение нравственности в Афинах. Он считает, что они недостойны изображения. Но Еврипид создал настоящую психологическую драму. Он изображает психологию каждого из персонажей. В произведениях Еврипида были часты безбожные изречения, в комедии он даже молится другим, а не Зевсу, богам. В конце этими же изречениями пользуется Дионис, избрав победителем Эсхила.



Комедия Аристофана “Лягушки” дает весьма субъективную характеристику двум величайшим трагикам. Фактически это критика Еврипида, творчеству которого Аристофан противопоставлял Эсхила. Конечно, Аристофан, как человек образованный, понимал, что новое время требует новых идей и средств художественной выразительности, поэтому он не мог не видеть прогрессивности драматургии Еврипида. С другой стороны, интерес Еврипида к внутреннему миру человека, к обуревающим его страстям и трагическому исходу конфликтов, к которому ведет несовместимость противоречивых чувств, так же разрушал цельность нравственных устоев, на которых базировалась афинская демократия, отдававшая предпочтение общественному перед личным, как и философия софистов . Аристофаном в комедии дана очень подробная характеристика их творческих принципов, их поэтического стиля и особенностей постановки.


43. Бытовая драма Менандра "Третейский суд" и его использование в
римской литературе ("Свекровь" Теренция).

Краткий пересказ комедии Менандра “Брюзга” . [До того, как началась история, но имело большое значение. Богатый юноша по имени Харисий в праздник Таврополий изнасиловал неизвестную ему девушку. По сути, он должен был на этой девушке жениться, но все происходило ночью, Харисий ничего не помнил, и они не узнали друг друга. Вскоре он женился на Памфиле, которая и была той обесчещенной, но он и она не помнили. Муж уехал куда-то, а она родила внебрачного ребенка. Что же делать? Муж бросит ее после этого! Она решает подкинуть ребенка. Об этом узнает раб мужа Онисим. Он все рассказывает хозяину. По законам Афин Харисий имел право вернуть Памфилу родителям, ведь его обманули насчет того, что она девушка. Но он не решается сделать это, а просто идет к своему соседу-приятелю Хэрестрату пить и развлекаться]. С этого начинается комедия. Харисий развлекается в гостях с флейтисткой по имени Габротонон, но она сама утверждает, что к ложу он ее не подпускает. Отец Памфилы, Смикрин, ничего не зная о родах, приезжает забрать дочь от неверного зятя, который только тратит приданое и не обращает на нее внимания. Но Памфила – девушка с характером. Она не желает уходить от своего мужа. В это время пастух Дав нашел подкинутого ребенка. При ребенке были богатые подарки и кольцо. Он взял ребенка, но вскоре понял, что не на что ему его кормить. Дары он оставил дома, а ребенка хотел кому-нибудь отдать. Встретил своего друга, угольщика Сириска. Сириск был рабом Хэрестрата и упросил отдать ему ребенка. Тот отдал. Но тут Сириск стал упрашивать его отдать богатые вещи, чтобы если найдутся родители малыша, то смогли его опознать. Тот не хочет. Тогда они просят Смикрина рассудить их. Смикрин, выслушав, в чем дело, оставляет дары и ребенка Сириску. В это время Онисим видит кольцо в руках Сириска. Он заявляет, что это кольцо его хозяина Харисия, и потерял он его на празднике Таврополий. Забирает кольцо, но не решается его показать Харисию, ведь тогда тому придется признать отцовство над неизвестным ребенком. Из дома Хэрестрата выходит гетера Габро тонон и видит Онисима с кольцом. Тот ей все рассаказывает, а она вспоминает, что на Таврополиях, где она была, одну девушку изнасиловали. Она знает ее в лицо, но не знает по имени. Она предлагает вначале испытать Харисия: прикинуться, что этой девушкой на Таврополиях была она, а потом, когда он признается в отцовстве, и матерь отыскать. Так она и делает. Потом она вместе с ребенком идет и встречает Памфилу, в которой узнает мать. Смикрин пытается забрать дочь от зятя, который, оказывается, еще прижил себе ребенка от гетеры, но та отвечает, что не бросит мужа в беде. Харисий подслушивает и, умиленный, понимает, что недостоин своей жены. Тут Габротонон объявляет ему, кто мать ребенка. Наступает всеобщее облегчение. Габротон, как спасительнице, даруют свободу.Краткий пересказ комедии Теренция “Свекровь”. Недавно поженившиеся Памфил и Филумена вынуждены расстаться на некоторое время. Во время их брака Памфил, все еще влюбленный в свою бывшую девушку Вакхиду, не трогает жену. Памфил уезжает по делам на Имброс , а у Филумены раньше времени рождается ребенок. Вернувшийся муж застает роды в доме родителей жены, к которым она вернулась, якобы не поладив со свекровью. Памфил подозревает жену в измене и больше не хочет ее видеть, а сам возвращается к своей старой подружке, гетере Вакхиде. Он никому не выдает тайны супруги и говорит, что сердит на нее, потому что она не уважает свекровь Сострату. Сострата готова ехать в деревню, только бы молодые были счастливы. Отец Памфила Лахет и отец невесты Фидипп также пытаются уладить конфликт. Этого добивается и гетера Вакхида, которой удается установить, что кольцо, которое носит Филумена, было дано ей Памфилом, совершившим насилие над ней до замужества, во время праздника, когда он был пьян. Комедия оканчивается счастливо, ребенок обретает отца, и все герои, не исключая гетеры, оказываются добрыми и благородными.

Менандр – последний поэт, которого родила Аттика. Он родился в Афинах в 342 г. до н.э. и прожил долгую жизнь до 293 г. Он творил в эллинистическую эпоху. Этот драматург стал создателем новоаттической комедии (IV-III вв. до н.э.). По сути, этот жанр можно охарактеризовать как бытовую драму с элементами трагедии и комедии. Менандр поставил более ста таких комедий, но современники его не любили. Он принадлежал к высшей аристократии, был предком Солона. После падения афинской демократии его близкий друг Деметрий Фалерский стал наместником Македонского в Греции.

Менандр создавал пьесы примирительного характера. Комедия больше не выражала общественных проблем, как это было при Аристофане. Автора волновали идеи ухода в частную жизнь, он пропагандировал принципы гуманности – отрицал жестокое обращение с рабами. Это была мягкая, гуманная, интеллигентная позиция. Он отражал то, что происходило в Аттике. Люди больше не интересовались политикой и углубились в частную жизнь. Также Менандр являлся последователем Фалеса, который проводил идею равенства всех граждан в государстве.

Драматургия Менандра – наследница древней комедии и трагедии Еврипида. Его комедии во многом продолжают традиции городской веселой игры на празднике Диониса, так как несмотря на все испытания, подстерегающие героев, конец пьесы всегда счастливый. Постоянные мотивы Менандра – насилие над девушкой, подкидывание детей, узнавание – использовал уже Еврипид. Но у Еврипида эти мотивы связаны с бытом, а у Менандра перенесены в быт.

Бытовые персонажи Менандра, которых он так мастерски обрисовывал в своей комедии, были обусловлены явлениями общественной жизни. Люди устали от войн, распрей и потрясений. Его персонажи тоже без высоких запросов. Их идеал – спокойная семейная жизнь в достатке. В его произведениях не было чисто комического, было смешение комического и трагического. Монолог и диалог у автора представляет собой бытовую речь. Здесь нет архаических выражений. Из комедии постепенно уходит хор. Так, в “Третейском суде” хоровые сцены есть только в конце действий, между актами.

Комедия “Третейский суд” . Она сохранилась примерно на две трети. Дата ее постановки неизвестна, но по мастерству психологических характеристик ученые ставят ее в конец творчества Менандра. Прежде всего эту комедию отличает мастерская обрисовка характеров. Менандр создал целую галерею типов, которые затем активно использовались в мировой литературе. Но что важно, он сумел обогатить типичные образы, сделать их живыми и достоверными. Это такие образы, как:

Старик. Бережливый, ворчливый отец девушки. Жаден. В “Третейском суде” роль эту играет Смикрин , отец Памфилы. Узнав о похождениях зятя, он решает забрать дочь домой, потому что боится, что Харисий истратит все придание на увеселения и гетер.

Гетера. Образованная женщина. Она умела вести беседу, была талантлива, умна, образована, на голову выше обычных домашних гречанок. В “Третейском суде” роль гетеры выполняет Габротонон – флейтистка. Она типичная комедийная гетера, но ее индивидуальными чертами становятся доброта, честность и свободолюбие. Она не только умна, но и хитра. Она знает, как устроить так, чтобы и влюбленные были вместе, и ей дали свободу. Она активно участвует в действии и способствует быстрейшему разрешению конфликта. По отношению к Памфиле она ведет себя благородно. Сначала она хотела воспользоваться подкидышем в своих целях, но потом восстановила семью.

“Третейский суд” считался классическим образцом новой комедии. В центре комедии – необычная история супружеской пары, перед домом которой разыгрывается действие. Происходит это недалеко от Афин.

Важные идеи: Когда ребенка Памфилы подбирает Сириск, он заявляет о правах ребенка на то, что подкинули вместе с ним. Впервые в комедии была выдвинута идея о том, что у брошенного ребенка есть права. Суть комедии в том, что счастье людей зависит от них самих, и судьба человека, не свободная от случайностей, всегда обусловлена его характером. Это говорит и раб Онисим, утверждающий, что все заботы богов о людях сводятся к распределению характеров.

Бытовая комедия, хотя и была реалистической, была совсем искусственной. Греческое общество утрачивало власть над своей судьбой. Оставалось строить воздушные замки, комедия все дальше уходила от действительности.

Выпендреж: Аристофан Византийский сказал: “Менандр и жизнь, кто из вас кому подражал? ”

Последующее использование в римской и европейской литературе . Менандр – родоначальник бытовой драмы, которая затем перешла в римскую литературу. Для его комедий характерно 5 актов, разработанная интрига с различными мотивами: похищение девушки, подкинутый ребенок, потеря памяти. Огромную роль в комедиях Менандра играет случай. Именно случай помогает разрешить конфликт. Такое решение конфликта было характерно для последующей массовой литературы.

Римские комедиографы широко использовали пьесы Менандра, особенно Теренций, который получил от Цезаря прозвище “Полу-Менандр”. Но римские писатели так произвольно относились к источникам, что выяснить своеобразие греческих оригиналов по латинским переделкам совершенно невозможно.

Публий Теренций (190-159 гг. до н.э.) – был вольноотпущенным рабом сенатора Теренция, привезен в Рим из Карфагена. Образование он получил в Риме, где познакомился с новоаттической комедией и стал писать свои пьесы на ее сюжеты. Он проявлял большой интерес к творчеству Менандра (4 его комедии восходят к Менандру). Он не только черпал сюжеты, но и стремился воссоздать тонкие менандровские характеры и гуманную направленность его пьес. Теренций создал комедию подражательную. Он передал не только сюжет, но т характеры и стиль новоаттической драмы. Сюжет его “Свекрови” не слишком отличается от “Третейского суда”. Он стремился лишь придать произведениям Менандра жизненное правдоподобие. Если герои Менандра – идеальные типы, то герои Теренция есть индивидуальности, более близкие к действительности. Так, в “Свекрови” есть сцена между рабом Парменоном и гетерой Филотидой, где она просит рассказать его о расстройстве брака Памфила, так как он бывший возлюбленный ее подруги Вакхиды. Поначалу Парменон отказывается, но она ему говорит: ”Ты же сам хочешь мне об этом рассказать!” А он со вздохом: “Да, тут мой самый большой порок”. Как и произведения Менандра, пьесы Теренция не пользовались большой популярностью.

Если в предшествующий период главным делом для римлян была государственная деятельность, то теперь все большее значение в жизни римлян стали приобретать занятия в часы досуга, литература, философия. Делами культуры занимались в частном порядке, дома, а не на площади, как это было принято в Греции. Творчество Теренция явилось отражением такого кружка образованных нобилей. Традиционная римская мораль подвергается пересмотру, идеалом становится жизнь греков.

В прологе к произведению “Свекровь” Теренций рассказывает, что зрители дважды срывали представление, покидая театр для того, чтобы посмотреть на канатных плясунов или игры гладиаторов. Хотя комедии Теренция и предназначены для немногих, его достижения в обрисовке характеров значительны и не прошли бесследно в истории литературы. Теренций пытался донести до зрителей тонкость менандровских характеров и изящество языка новоаттической комедии. В его пьесах нет грубых острот, площадных выражений, буффонады. Его пьесы принадлежат к жанру “трогательных драм”, “слезной комедии”. В отличие от Менандра, в пьесе больше философских моментов.

Сюжеты Теренция почерпнуты из новоаттической комедии. В его пьесах героями также выступают влюбленные юноши, гетеры, свободные девушки, строгие отцы, услужливые рабы, сводники. Но, как и Менандр, он стремится обогатить типичные образы индивидуальными чертами. Одним из центральных персонажей его произведений является юноша, находящийся во власти своих пылких чувств, выбирающий для себя линию поведения и размышляющий над тем, по какой дороге он должен идти. Проблема воспитания оказывается для поэта одной из главных.

Интересно, что свекровь в комедии вовсе не злая. А добрая и во всем стремится помирить молодых супругов.

Миша
44. Эллинистический эпос Аполлония Родосского "Аргонавтика".

Краткий пересказ:
Поэма начинается перечнем героев, которых Ясон собирает со всей греции для похода за Золотым Руном - шкурой золотого барана, на котором когда-то давно бежал из Греции царевич Фрикс (бежал он от народа, возбужденного на убийство мачехой Фрикса). Героев собрали, Арг построил корабль в 50 весел, сели и поплыли по Эгейскому морю. Попали на остров Лемнос, где живет племя типа амазонок. Некоторое время пожили там, потом прошли в Мраморное море и сделали там первую стоянку. Друг Геракла Гилас пошел в прибрежный лес, нагнулся к ручью и был утащен в воду нимфами. Геракл побежал его спасать. Остальные думали, что делать, тут из моря показалась огромная голова и сказала оставить Геракла и плыть дальше. На второй стоянке в Мраморном море Диоскур Полидевк, сын Зевса и аргонавт, подрался с местным вождем и сыном Посейдона, любившим мочить пришельцев в кулачном бою. Вождь проиграл, племя его побили и поплыли дальше. Третья стоянка тоже была в Мраморном море, и там они спасли от гарпий старого царя-прорицателя Финея, наслав на них (гарпий) неких крылатых Бореад. Финей же объяснил им, как плыть дальше. Дальше же оказалось то, что ныне называется проливом Босфор, а тогда было щелью между двумя блуждающими скалами. По совету Финея они запустили горлицу, и та успела проскочить, лишившись нескольких перьев из хвоста. Значит, и мы пройдем, решили аргонавты, сунулись туда и не без помощи Афины прошли, оставив в щели несколько досок от кормы. Скалы же замерли и стали берегами пролива Босфор. В Черном море они встречают разные земли (племена амазонок, резиденции Аполлона и Артемиды, гнезда медных птиц etc). В Колхиде они просят о помощи Афродиту, и та говорит Эроту влюбить дочь местного царя Медею в Ясона. Ясон выполняет невыполнимые испытания от царя Эета, с помощью Медеи похищает охраняемое драконом Золотое Руно, грузит его (и Медею заодно) на корабль и отплывает. По дороге их настигает сын Эета со своими людьми, они его убивают и плывут к Цирцее (западная часть Средиземного моря), чтобы искупить грех. Потом проплывают почти маршрутом Одиссея (перепрыгнуть через Сциллу и Харибду на морской волне им помогает мать Ахиллеса Фетида, а сирен заглушает своей музыкой аргонавт Орфей), и в Феакии их настигает вторая погоня из Колхиды. Царь феаков решает, что Медею нужно отдать, если она еще не жена Ясона, - и ночью в пещере тайно справляют свадьбу. Под конец буря сажает их на мель в Африке, они берут корабль в руки и 12 дней и ночей идут по пустыне. Потом попадают в оазис и по дохлому змею и разрушенным скалам понимают, что Геракл здесь уже побывал. Наконец приезжают в исходную точку и расходятся по домам. На этом действие поэмы заканчивается.




Top