Ансамбли маленьких скрипачей. Ансамбль скрипачей

Данное пособие представляет собой сборник авторских мелодических диктантов, ориентированных на учащихся младших классов музыкального отделения (8-летний срок обучения).

Главной целью создания пособия является поиск новых творческих подходов к осуществлению плодотворной работы с учащимися младших классов на уроках сольфеджио.

Работа с учащимися над диктантом является одним из самых сложных видов деятельности в преподавании сольфеджио. Как правило, в диктанте обобщаются и теоретические знания, и практические навыки. Всё это - целый комплекс, направленный на выполнение сразу нескольких заданий, объединенных в одно - написание законченной по смыслу мелодии.

С чего же начать, как выстроить работу над диктантом? Наработки в решении этого вопроса даны в предлагаемом пособии.

Несомненно, прежде чем маленький музыкант-первоклассник сможет самостоятельно записывать мелодию, он должен освоить нотное письмо, метр и ритм, накопить слуховой опыт соотношения ступеней в ладу и многое другое. В процессе изучения основ музыкальной грамоты, мы и начинаем писать первые диктанты, анализируем на слух музыкальные фрагменты и фиксируем их с помощью графических изображений (здесь педагог может проявить фантазию). В подобных диктантах педагог исполняет несложные для восприятия пьесы на фортепиано. Прослушав их, ученики должны, например, услышать и зафиксировать настроение музыки, как движется мелодия (предварительно, конечно, рассказав об этом), прохлопать пульс, можно посчитать доли, определить сильную, и т.д.

Ориентировочно со второго класса и далее уровень сложности возрастает в соответствии с учебной программой. Здесь ребёнок уже должен владеть нотной грамотой, знать определённые тональности, принципы тяготения в ладу, длительности, уметь группировать их.

Работа с ритмом заслуживает особого внимания. Отличной тренировкой служат ритмические диктанты, направленные на запись ритмического рисунка. В мелодических диктантах считаю удобным записывать ритм отдельно от мелодии (в большей степени это актуально для учащихся младших классов).

Процесс написания диктанта основан на следовании плану. После каждого проигрывания нужно определить и зафиксировать:

  • тональность;
  • музыкальный размер, форму диктанта, особенности структуры;
  • начало диктанта (первый такт) - тоника, серединная каденция (4 такт) - наличие V ступени, заключительная каденция (7–8 такт) -

V ступень тоника;

  • ритм;
  • мелодические интонации с использованием графических символов;
  • нотную запись;


Во время исполнения мелодии перед учениками необходимо ставить определённую задачу. При этом считаю важным не сосредотачивать услышать что-то определённое, наоборот, отметить максимально возможное (опираясь на план). Не столь важно, в каком порядке начинать записывать услышанное - с первой ноты или с конца, все зависит от конкретной мелодии. Важно выбрать «точку отсчета»: это может быть и тоника в конце, «а что перед тоникой?» и V ступень в 4 такте, «а как мы к ней «пришли?» и т.д. Важно также ориентировать детей не на соотношения двух рядом стоящих нот, а на мотив из 5–6 звуков, воспринимая его «как одно слово», тогда дети быстрее усвоят всю мелодию. Именно этот навык впоследствии поможет обобщать нотный текст при чтении с листа на специальности.

В большинстве своём в сборнике представлены диктанты в форме периода, состоящие из двух предложений повторного строения. Диктанты подобного строения пишем и на занятиях. Опираясь на классическую традицию, обговариваем с учащимися, что начало диктанта - с тоники или другой устойчивой ступени, в 4 такте - серединная каденция - наличие V ступени, 7–8 такт - заключительная каденция - V ступень тоника;

После написания ритма (над тактами), анализируем мелодию, интонации, из которых она состоит. Для этого определили основные элементы мелодии и присвоили каждому свой символ. (Здесь фантазия педагога безгранична).

Основные элементы музыкальных интонаций:

Пример диктанта с графическими символами:

«Ключик» к успешному написанию диктанта - в способности анализировать, логически мыслить. В практической деятельности приходилось встречать учеников с хорошей музыкальной памятью, с чистой «от природы» интонацией, которые испытывали затрудния в написании диктанта. И напротив, ученик, слабо интонирующий и долго запоминающий мелодию, при умении логически мыслить, неплохо справляется с диктантом. Отсюда вывод, что для успешного написания диктанта, следует научить детей не столько запоминать, сколько анализировать услышанное.

Музыкальный диктант - интересная и плодотворная форма работы в курсе сольфеджио. В нём сосредоточены ладовые, интонационные, метроритмические трудности. Работа над диктантом организует внимание учащихся, развивает слуховую память и способность анализировать услышанное. Развитие всех перечисленных основ в равной степени происходит на всех дисцмплинах, изучаемых в музыкальных школах, школах искусств, особенно на специальности и сольфеджио. Эти предметы, безусловно, являются взаимодополняющими. Однако подход к изучению нового произведения на специальности и диктанта на сольфеджио, заметно отличается: воспроизводя музыкальный текст по нотам на специальности, в сознании ученика из деталей постепенно складывается готовое произведение. Это отражает схема:

При создании нотной записи прослушанного произведения на сольфеджио, процесс работы с новым материалом происходит в противоположном направлении: сначала ученикам предлагается звучание готового произведения, затем педагог помогает анализировать, далее усвоенное превращается в нотный текст:

На этапе анализа диктанта важно следовать от общего (особенностей структуры и фразировки) к частному (направление движения мелодии, например), не нарушая естественный ход процесса.

Запись диктанта - не создание целого из отдельных элементов (мелодия + ритм + размер + форма = результат) , а умение проанализировать целое как комплекс составляющих его элементов.

Для того чтобы учащиеся привыкали активно воспринимать нотный текст, очень полезны разные форма работы над диктантом. Например:

  • Ступеневый диктант - педагог играет мелодию, которую ученики записывают как ступеневую последовательность. Этот вид диктанта способствует расширению ориентации в ладу и вырабатывает полезное умение мыслить ступенями.
  • Диктант с ошибками - на доске выписывается диктант, но с ошибками. Задача детей - исправить их, записать правильный вариант.
  • Диктант с вариантами - полезен для расширения музыкального кругозора и понимания возможностей развития музыкального материала. В таких диктантах можно применить как ритмическую вариантность, так и мелодическую.
  • Диктант по памяти - анализируется, выучивается диктант, пока каждый ученик не запомнит его. Задача - верно по памяти оформить нотный текст.
  • Графический диктант - педагог указывает на доске лишь некоторые ступени, графические символы, обозначающие элементы мелодических интонаций.
  • Диктант с досочинением мелодии развивает творческие способности учащихся, на основе трёх стадий мелодического развития: началом, серединой (развитием) и заключением.
  • Подбор и запись знакомых мелодий . Вначале мелодия подбирается на инструменте, а потом оформляется в письменном виде.
  • Самодиктант - запись по памяти выученных номеров с учебника. В такой форме диктанта происходит развитие внутреннего слуха и выработка умения графически оформлять услышанное.
  • Диктант без подготовки (контрольный) - отражает степень усвоения материала. В качестве материала можно выбрать диктант на один-два класса легче.

Любая форма диктанта - своеобразный мониторинг развития музыкального мышления ребенка, уровня усвоения им нового материала, а так же способ дать детям возможность реализовать свои умения самостоятельно или сделать «открытия» под руководством педагога.

Примеры диктантов для 2 класса:


Примеры диктантов для 3 класса:


Примеры диктантов для 4 класса:


Представленные в пособии диктанты созданы на основе описанных выше элементов музыкальных интонаций и относятся к инструктивным. По моему мнению, в таком виде их удобно «слышать» и анализировать, а значит, без затруднений справляться с заданием. Этого я и желаю нашим ученикам - юным музыкантам!

Надеюсь на творческий подход преподавателей к представленному в данном методическом пособии материалу.

________________________________________

По вопросу приобретения пособия Людмилы Синицыной «Диктанты по сольфеджио для младших классов» обращайтесь к автору по адресу

По многочисленным просьбам наших учащихся, которые прямо-таки бомбардируют сайт этим вопросом, помещаем несколько рекомендаций на столь животрепещущую тему.

(Спасибо, что не закрыли текст после предыдущего абзаца. Продолжаем.)

Быстро обучиться хорошо писать диктанты – это нечто из серии «английский за 2 недели», «обогащение за 2 дня» или «похудение за 2 часа». Музыкальный диктант (в дальнейшем – МД) – зверь дикий, и приручать его надо постепенно, лаской-с, приноравливаясь к его повадкам и особенностям. А повадок у него много, и все работают против вас. У него есть мелодия, которую надо не только запомнить, но и перевести в ноты. У него есть ритм, который тоже надо как-то запомнить и уложить среди тактовых чертей . И наконец эти, не тем будь помянуты, злосчастные случайные знаки, особенно мерзкая VII ступень гармонического минора, которую еще надо не забыть поставить в виде диеза или бекара... Педагогу, в общем, понятно состояние коллективного помешательства, в которое впадают студенты при словах «а сейчас – диктант». Это состояние сопровождается частичной атрофией всех органов чувств. Уши не слышат, голова не работает, и только рука с карандашом конвульсивно вздрагивает во время проигрывания, оставляя на нотной бумаге какие-то точки: Успеть! Настрочить! Пока играют! Потом сразу все забуду! В результате на нотном стане появляется тайнопись, в которой восходящий ряд означает нисходящий, вместо движения по аккорду мы видим поступенное и наоборот, а ритм так и вовсе берется с потолка или неизвестно с чего.

Выберите среди его мелодий несколько одноголосных (так называемая полифонúя не подойдет не только из-за неправильного ударения в слове), которые вы хорошо знаете, слышите каждый день и уже намереваетесь заменить другими. Не торопитесь это делать. Последнее, чем вы можете досадить вашим надоевшим мелодиям, – это записать их на нотную бумагу.

Мелодия не должна быть чересчур быстрой, длинной или джазовой по стилю (джазовые мелодии изобилуют необычными ступенями и требуют подготовленного слуха).

Прежде всего мелодию пропойте (на инструменте не подбирать!). Выберите для нее тональность (если вы, конечно, не слышите ее при «исполнении» телефоном; но тогда вы обладатель абсолютного слуха и с МД вы справитесь и без нашей помощи). Например, в минорной мелодии – ля минор, в мажорной – До мажор. Высота тональности может не соответствовать действительности, но это и не существенно. Какая разница, если телефон пищит ее в Ми, а вы примете за тонику До? Это даже более показательно: смоделировав себе условную тональность, вы будете воспринимать звуки мелодии не как абсолютные и отдельные ноты, а в связи друг с другом, как ступени .

Пропев мелодию, спойте отдельно ее I ступень. Попытайтесь найти ее голосом. В мелодии она может и не встретиться (!), но она есть та самая печка , от которой надо искать все остальное. Спойте теперь гамму с названием нот, а можно и знаков. А теперь еще раз врубите мелодию и вырубите сразу после нескольких начальных звуков. Ощутили, какие это ступени и какие ноты? Прекрасно. Дальше по памяти. Сложные скачкинужно заполнять (мысленно или вслух) гаммообразным движением! При непонятных нотах следует останавливаться и допевать от этой ноты до тоники (или, наоборот, от тоники до ноты).

С ритмом сложнее. Если вы пытаетесь писать эстрадную мелодию, она, как правило, вся изрешечена синкопами и другими вещами, плохо поддающимися нотной записи. В таком случае постарайтесь расставить хотя бы тактовые черты (задача тоже не из легких).

Когда ваша способность к записыванию мелодии иссякнет, то есть вы поймете, что точнее записать уже все равно не сможете, – сыграйте на инструменте все, что получилось. Теперь (но не раньше!) вы имеете полную власть распоряжаться инструментом, биться о его клавиши или порожки. Особенно плодотворно вы сможете использовать слухоразвивающие возможности вашего мобильника, если сами наберете на нем какую-либо знакомую мелодию (записав ее предварительно нотами на бумаге).

Там тоже есть мелодии, которые крутятся non stop. Их можно услышать в совершенно любой произвольно избранный момент на одной из радиостанций. Произведите с ними вышеуказанные операции. Для повторного прослушивания достаточно повернуть тюнинг. И мелодия обнаружится сама собой.

Но кошка-то у вас должна быть! Кошки, между прочим, очень музыкальные животные. Некоторые из них даже не могут выносить профессионально поставленного голоса: усиленный всеми резонаторами певческий звук напоминает, очевидно, кошачий сигнал опасности, и четвероногое спасается бегством.

Прислушайтесь к ее сигналам. Попытайтесь перевести их в нотные знаки. И, кто знает, может быть, скоро вы научитесь беседовать с любимой животиной на ее же музыкальном языке...

Если у вас даже кошки нет - идите прямиком в интернет. Там (то есть тут) можно найти множество интерактивных программ для развития музыкального слуха, в том числе для записи мелодий разной сложности.

Написание диктанта – процесс отнюдь не мгновенный. При каждом прослушивании вспоминайте фразу из фильма: «Дичь не улетит, она жареная». Никуда диктант от вас не денется. В течение ближайших 15-25 минут вся ваша жизнь будет протекать в теснейшем контакте с этой мелодией. Так что никакой паники.

Не пытайтесь судорожно строчить за проигрыванием. Особенно за первым. Вы же еще ничего не поняли: ни размера, ни повторов, ни ритма... Когда вы слышите МД в первый раз, следите за рукой (вашей). Она начнет отсчитывать доли такта, причем помимо сознания. Не мешайте ей. Лучше включите счетные способности и определите, сколько в такте долей.

Раз-два, раз-два...

Раз-два-три, раз-два-три...

Вот, собственно, и всё. Размер 4/4 – это двухдольный, но в музыке широкой, протяжной. Размер 6/8 (о нем студенты часто забывают!) – тоже двухдольный, в котором внутри каждой доли слышно деление не на 2, а на 3 более мелкие единицы.

А ноты? С первого раза их можно и не запоминать. Сами запомнятся.

Во второй раз уже можно обратить на них особенное внимание. Очень важно правильно услышать первую ноту (или первую крупную ноту после мелких длительностей затакта). Больно бывает видеть у студента в начале мелодии I ступень, когда в действительности там V. Ведь педагог только что воспроизвел вам трезвучие! И не использовать эту настроечную подсказку себе на пользу просто глупо.

Мелодия, как известно, состоит из фраз. Запомните, какие из них повторяются. Повторы облегчают написание МД, и наше счастье, что музыка почти не может существовать без повторов. Не пользоваться ими опять же неразумно. Если две абсолютно одинаковые фразы (копии друг друга и по мелодии, и по ритму) в тетради студента становятся разными, это говорит об абсолютном отсутствии работы головного мозга в данный момент.

Поняв, сколько в мелодии фраз, постарайтесь примерно определить, сколько в ней тактов. Чаще всего их, конечно, 8, но бывает и другое количество. Попытайтесь наметить, какие из записанных нот приходятся на сильные доли, уяснить ритм каждого такта. И, пожалуйста, запомните: если в первой фразе был затакт, то в остальных он (в 99 % случаев) сохранится. Поэтому не ставьте тактовую черту перед началом новой фразы: она наверняка вам понадобится лишь после начала фразы.

При следующих проигрываниях уточняйте движение (по гамме, по аккорду, опевание), интервалы, ступени, скачки... Много чего надо уточнить. Но и проигрываний впереди немало!

И пожалуйста, не забывайте случайные знаки! Уже на первом году обучения появляется гармоническая и мелодическая ступени в миноре, чуть позже – они же в мажоре, а там и прочие альтерированные ступени. Их легко услышать, если хорошо представляешь себе звучание обычной натуральной гаммы и соотношение ее простых ступеней.

Так что пойте гаммы, пойте аккорды, пойте интервалы в тональности и вне. Это можно делать и в домашних условиях.

А на уроке – никакой паники!

Успехов!

© Сергей Богомолов,

кандидат искусствоведения,

преподаватель ДМШ им. Н.А. Римского-Корсакова

(специально для нашего сайта, 2015)

Специфика работы с ансамблем скрипачей в ДМШ. Особенности подбора репертуара для концертных и конкурсных мероприятий

Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду; остальное - как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.
Б.Окуджава

Скрипка... Может ли ан-самбль скрипачей понравить-ся современным де-тям, воспитанным на компьютерных играх, живущим в мире высоких скоростей и технологий? Да, может! Вот от-рывок из сочинения одной девочки.

«...Едва вступила скрипка, я поняла, что это — настоя-щее. Музыка проникала в душу без спросу. Сначала скрипка только пробовала голос — невинный и хруп-кий. Она спрашивала себя и отвечала, и была прав-дива и открыта до конца. Вот она запела полным голосом, раскатилась протяжным кон-тральто, но скоро стала взби-раться вверх на цыпочках, замирая, заманивая кого-то. Потом наступила жуткая ко-роткая пауза, и скрипка вдруг заголосила, заголоси-ла истошными воплями, и на самом мучительном, хриплом стоне ее оборвало фортепи-ано… Я долго не могла прийти в себя, я была удивлена и оша-рашена тем, какое впечатле-ние может произвести на меня музыка... Почти до слез».

Задача преподавателя ДМШ - привить и сохранить в детях любовь к музыке, научить их получать и дарить радость от исполняемых произведений!

Ансамблевое музицирование. Ансамбль скрипачей.

Ансамблевое музицирование - великолепная возможность приобщить к творчеству целый коллектив детей.

Ансамбль скрипачей - это одна из самых интересных и плодотворных форм работы с начинающими скрипачами. При игре в ансамбле прекрасно развивается гармонический, мелодический, полифонический слух, чувство темпа, ритма, музыкальная память. Дети учатся слышать и понимать внутренний мир музыки, растут и развиваются в эмоциональном и эстетическом плане.

В моем классе дети попадают в мир ансамбля с первого года обучения, и замечу, что этот вид музицирования наиболее любим юными исполнителями.

Разучивая с начинающими несложные одноголосные детские песенки, я подбираю к ним второй голос и подыгрываю ученику. Это первый опыт нашего совместного музицирования. Игра с педагогом учит ребенка слышать не только свою партию, но и звучание пьесы в целом, воспитывает культуру звука, помогает раскрыться эмоционально, раскрепоститься. Также на уроках специальности, ученик должен научиться слушать партию фортепиано, это тоже первые навыки ансамблевой игры.

Если в моем классе есть несколько начинающих, я объединяю их в дуэт или трио, удваиваю партии. Когда же что учащийся уверенно и качественно справляется со своими партиями, перевожу его в основной состав ансамбля. При игре со своими сверстниками, в детях просыпается дух соперничества,они старательно учат партии, тянутся за более сильными учениками, стараются стать лучшими. И так как они объединены общей целью и задачами, между ними рождается взаимопонимание, взаимоуважение, крепкая дружба.

Методика работы над произведениями.

С самых первых уроков в классе, я веду предварительную работу с каждым участником ансамбля: добиваюсь чистоты интонации, правильных штрихов, выразительности фразировки и других моментов, необходимых в ансамблевом исполнении. Все ученики имеют разные музыкальные способности, и поэтому важно искать индивидуальный подход к каждому. Одному ребенку нужно долго и упорно работать над каждой нотой, а другому, имеющему хорошие музыкальные данные, достаточно несколько уроков и он готов к выступлению. Обычно такие учащиеся становятся лидерами в коллективе, примером для других и моей главной опорой. Для их дальнейшего развития, полезно давать им возможность попробовать свои силы и в других составах с уже более сложной партией (дуэты, трио, сольные партии).

В своей работе я сочетанию словесное объяснение (беседа, рассказ), собственный показ, совместное исполнение музыкального произведения.

При работе с несколькими детьми, я обязательно использую игру каноном, метод вариативных показов. Это активизирует творческую самостоятельность детей. Также очень полезен опыт, когда каждый из ансамблистов выступает в роли солиста - концертмейстера. Дети слушают друг друга, оценивают, выбирают лучшего. Воспитываются психологическая выносливость, артистизм, ответственность, добросовестность.

По мере развития учащегося, я постепенно усложняю его партии, придерживаясь принципа «от простого к сложному». Если проследить линию профессионального развития учащегося в классе ансамбля, то наглядно виден его постепенный прогресс в техническом и музыкальном плане. Для удобства, я представляю слайд с восходящими ступенями. Расскажу немного о каждом из этих этапов.

1 ступень - Ансамбль в дуэте с педагогом в классе специальности.

2 ступень - «Младшая III». Игра в ансамбле «Смычок-новичок», III партия, игра pizz., преобладают открытые струны, однообразный ритм. Задача: выработать навыки коллективной игры, научить слушать других и вести свою партию.

3 ступень - «Младшая II». Игра в ансамбле «Смычок-новичок», II партия, игра arco., простой ритмический и мелодический рисунок. Задача: осознать важность правильной игры 2 голоса, точные штрихи, ритм, интонация, оттенки.

4 ступень - «Младшая I». Игра в ансамбле «Смычок-новичок», I партия. Выразительная мелодия, разнообразные штрихи, вибрация. Задача: научиться вести главную партию, уметь передавать нужный образ.

5 ступень - «Старшая II». Игра в ансамбле «Мелодия», II партия. Качественное звукоизвлечение. Гибкая фразировка. Игра в 3-х позициях.

6 ступень - «Старшая I». Игра в ансамбле «Мелодия», I партия, ансамбли малых форм (дуэты, трио). Игра в высоких позиция. Умение солировать и аккомпанировать, быть концертмейстером ансамбля.

Вопросы подбора репертуара для конкурсных и концертных выступлений.

Один из залогов успеха интересного занятия - правильно подобранный репертуар, позволяющий заинтересовать ребенка и слушателя, а также выполнить методические задачи.

При подборе репертуара для ансамблей, я всегда просматриваю много нотной литературы, стараясь найти интересные, яркие произведения, перспективные для предстоящих концертных и конкурсных выступлений.

Времена меняются, и к сожалению, репертуар из существующих на данный момент сборников, не всегда отвечает восприятию музыки современного ребенка. Поэтому я стала делать собственные переложения, стараясь внести разнообразие в репертуар по жанрам и по стилю.

Так, за время работы с ансамблями, я сделала порядка 20 переложений пьес для разных составов, которые звучали на лучших концертных площадках города и были одобрены преподавателями Саратовского Областного Колледжа Искусств и Саратовской Государственной Консерватории имени Л.В.Собинова.

Вот несколько принципов, на которые я опираюсь при работе с материалом:

1. Перекладывая ноты для ансамбля, обязательно учитываю уровень технического и музыкального исполнительства учащихся (партия по трудности не должна быть сложнее пьес, изучаемых в классе по специальности).

2. Так же важен принцип многоплановости. Выбор разнохарактерных произведений различных по жанрам, содержанию, стилевым особенностям делает возможным разностороннее музыкальное развитие учащихся.

3. Следующее условие правильного подбора музыкального репертуара - его педагогическая целесообразность, т.е. он должен способствовать решению конкретных учебно-воспитательных задач, соответствовать методическим требованиям на определенных этапах музыкальной подготовки учащихся.

Здесь тесно работает межпредметная связь ансамбля со специальностью. Эти предметы являются взаимополезными, так как урок ансамбля помогает заинтересовать ребенка, простимулировать его к занятиям, а на уроках по специальности повышается уровень скрипичного мастерства, необходимый для игры в ансамбле.

4. Пьеса обязательно должна быть с «изюминкой», иметь «крючок» (психологический термин), который сначала «цепляет» исполнителя, а потом и его слушателя. Это может быть знакомая с детства песня, которая вызывает приятные воспоминания или эмоции; или яркая, запоминающаяся мелодия, подкрашенная необычными изобразительно - звуковыми эффектами (резкая секунда (звук клаксона), стук тростью смычка по корпусу скрипки (деревянные молоточки); звучащих жестов (это хлопки, стуки ладошкой или костяшками пальцев по корпусу скрипки, щелчки, топы), голосовых выкриков (по педагогике Карла Орфа (нем.комп.-экспрес.) музыкальное и творческое развитие детей развивается в комплексе (несложные песенки сопровождаются жестами, вскрикиванием, дразнилкой, приплясыванием).

Руководитель должен постоянно поддерживать интерес к исполняемым произведениям, ставя перед участниками детского коллектива все новые художественно-исполнительские и познавательные задачи.

В данный момент я веду работу по созданию сборника пьес для ансамбля скрипачей младших классов «Смычок-новичок». В него войдут следующие пьесы:

З.Левина «Неваляшки»,

- «Дуэт Короля и Принцессы» и «Песенка глупого Короля» Г.Гладкова из м/ф «Бременские музыканты»,

Р.Петерсон «Старый автомобиль», «Матросский танец», «Маленький поезд»,

Аранжировка «Колыбельной» И.Дунаевского из к/ф «Цирк».

Знакомые песенки сказочных персонажей, веселые и образные джазовые мелодии всегда находят отклик в детских сердцах. Это короткие, легкие в исполнении, яркие миниатюры, где трудности (штриховые, интонационные) легко преодолеваются. Кроме того - это яркие концертные номера, которые можно с успехом исполнять как на тематических концертах и концертах для родителей, так и на конкурсах, фестивалях.

В перспективе, я планирую создать сборник пьес «Мелодия» для ансамбля старших классов:

К.Хачатурян «Вальс цветов» из балета «Чиполино»,

М.Шмитц «Заводные буги»,

Ллойд-Уэббер «Память» из мюзикла «Кошки»,

- «Смуглянка» А.Новиков,

Аранжировка молдавского народного танца «Молдовеняска».

Произведения с выразительной мелодией, разнообразными стилевыми особенностями, являются полноценными концертными номерами и способствуют успешному формированию профессиональной игры ансамблистов.

Заключение.

Как всем нам известно, конкурсное или концертное выступление является необходимой ступенью дальнейшего развития любого музыканта.

Отрадно отметить, что наши ансамбли скрипачей «Смычок-новичок» и «Мелодия» постоянно участвуют в различных фестивалях, конкурсах, городских мероприятиях, концертах. Любое наше выступление является не только стимулом к дальнейшей работе и возможностью показать свои достижения и успехи, но также пропагандой, знакомством слушателей с «живой» скрипичной музыкой.

Коллективные формы музицирования очень востребованы в настоящее время. Звуки скрипки всегда рождают живой отклик в душах всех детей и взрослых, будят в них прекрасные чувства.

Асриева О. А., Саратов

Произведения из репертуара Ансамбля скрипачей Большого Театра.

Идея создания этого прославленного коллектива принадлежала концертмейстеру оркестра Большого театра Юлию Марковичу Реентовичу, руководившему ансамблем с 1956 года до своей смерти в 1982 году. Ансамбль скрипачей Большого театра был создан в конце 1955 года, а его первое публичное выступление состоялось 25 февраля 1956-го, и эта дата считается днем его рождения.

«Первые шаги ансамбля скрипачей, - пророчески писал тогда Дмитрий Шостакович, - нас убеждают в том, что будущее этого коллектива прекрасно, и он займет видное место в строительстве советской музыкальной культуры».

Реентович не был великим композитором. Он не был и великим скрипачом, лауреатом международных и всяческих конкурсов.

Его имени нет даже во всезнающей Википедии!
И нет ни одной видеозаписи выступлений некогда прославленного Ансамбля скрипачей Большого театра, основателем и бессменным руководителем которого он являлся.
Есть только скупые несколько строчек биографии, да рассказы о его коллективе в статье, посвященной скрипачке ансамбля и его последовательнице Марте Кушнирской

Вот в эти несколько строк уложилась биография этого талантливейшего мастера:
Юлий Маркович Реентович, скрипач.

Родился 12 ноября 1914 в Тамбове. Отец - скрипач и педагог Марк Наумович Реентович, ученик Леопольда Ауэра.
В 1931 окончил Тамбовский музыкальный институт по классу скрипки профессор М.Н. Реентовича.
В 1931-1935 совершенствовался в Москве у Абрама Ильича Ямпольского.
С 1931 - артист, с 1952 - концертмейстер оркестра Большого театра.
С 1956 - художественный руководитель организованного им Ансамбля скрипачей Большого театра.
С 1976 - Народный артист РСФСР. Даже не СССР.
И всё.
Но внутри этих коротеньких биографических строчек - целая жизнь.

Фибих "Поэма"


Но какой же след на земле оставил этот человек, если даже спустя 30 лет после смерти его с благодарностью и восхищением вспоминают, ищут записи выступлений его коллектива - а ищут, как оказалось, многие! И до потери пульса радуются, когда все-таки находят.
А потом скачивают их себе и слушают, слушают, слушают...

Рахманинов "Вокализ"


Профессор Т. Докшицер:

«Юлий Маркович не замечал мелочей, заботился о каждом, отвечал за всех и делал все для всех. Ему, казалось, не мешали трудности и неудобства гастрольной жизни. Организационные неурядицы, которые порой возникали перед концертом, он преодолевал спокойно, тихо, гасил в себе раздражительную реакцию и к людям обращал улыбку и ободряющие слова. Его огромное человеческое обаяние в жизни и на сцене с одинаковой силой действовало и на окружающих, и на публику».

Шуберт "Аве Мария"


Давид Ойстрах так писал об этом ансамбле:

«Разумеется, все его участники и в первую очередь руководитель ансамбля, заслуженный деятель искусств РСФСР Юлий Реентович, талантливый музыкант, обладающий исключительным художественным вкусом, - скрипачи высокого класса, для которых, кажется, не существует технических или звуковых трудностей. Только при таком редком единстве музыки и исполнительской техники мог возникнуть столь удивительный и такой чудесный ансамбль».

Шостакович. Романс из к/ф "Овод".


Ансамбль был действительно удивительным и чудесным.
Это был первый и единственный в Союзе классический профессиональный ансамбль из 17-ти скрипачей, игравший в сопровождении рояля, без дирижера и без нот - они играли свои партии наизусть, тем не менее все скрипки звучали синхронно.
И от этой божественной музыки, так пронзительно-проникновенно исполненной его ансамблем, хочется плакать - но не потому, что плохо, а потому что происходит какой-то катарсис, и душа начинает звучать в унисон этим стройно и светло поющим скрипкам


Римский - Корсаков "Полет шмеля".

Специально написанных для скрипичного ансамбля произведений не было, не было и соответствующего репертуара - и лучшие композиторы Советского Союза создавали аранжировки классических произведений специально для этого коллектива, а также писали музыку именно для него. Среди них такие имена, как Г. Рождественский, Г. Заборов, Л. Фейгин, А. Гурфинкель, Р. Щедрин, А. Хачатурян, Е. Светланов, М. Чулаки.

Глюк. Мелодия из Оперы "Орфей и Эвридика"

За время своего существования он дал более двух тысяч концертов, выступал во многих городах и почти во всех республиках Советского Союза, на целинных землях Казахстана, Алтая, Сибири.
Слушатели двадцати стран мира также имели возможность услышать этот необыкновенный ансамбль.

Бах. "Аве Мария" Поет Г.Олейниченко.

Фирма «Мелодия» выпустила более 100 грампластинок с его записями. И счастливые обладатели этих раритетов теперь ищут способы, чтобы их оцифровать.

Коллектив часто выступал на радио и телевидении, озвучивал кинофильмы, сопровождал выступления многих выдающихся артистов нашей страны.

Таривердиев. "Не исчезай".

Это не был ансамбль "для музыкальной элиты" - они выступали на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, воинских частях и студенческих клубах. Артисты не считались с неудобствами и, когда не было настоящей сцены, играли на импровизированной.

Коллектив давал много и благотворительных концертов, особенно в начале своей деятельности.

Дворжак. "Мелодия"

Из рассказов о выступлениях коллектива

В пригороде Новосибирска играть пришлось в одном из рабочих клубов в нетопленном помещении.
Артисты вышли во фраках и платьях, мерзли пальцы.
В первых рядах зала оказались бабушки в белых платочках, в последнем - мужчины с бутылками: шум, гам...
Реентович приказал играть «Аве Марию» Шуберта.
В какой-то момент из первых рядов послышались рыдания. Когда смолкли последние звуки музыки, увидели в последнем ряду мужчин с так и не початыми бутылками в руках, они словно онемели.
Несколько секунд полного молчания, и взрыв аплодисментов с криками «Здорово! Давай еще!»
«Вот ради чего стоит жить», - резюмировал Реентович.

А в Лондоне выступление проходило в одном из лучших концертных залов.
Он был полон, но музыкантов удивило наличие полицейских.
Не успели артисты занять места на сцене и поднять скрипки, как из первых трех рядов поднялись молодые ребята с транспарантами в руках: «Убирайтесь в свою Россию...» Полицейские не вмешивались.
«Стойте с поднятыми скрипками», - распорядился Реентович.
Так и стояли 15 минут, пока публика сама разбиралась с «бунтовщиками». В конце концов большую часть удалось выпроводить из зала, а остальные свернули транспаранты и уселись слушать.
Концерт прошел с большим успехом, причем было замечено, что особенно рьяно аплодировали как раз эти первые ряды.

Шопен. "Грусть".


Пресса разных стран тоже приятно поражала единодушием.

Характерной была публикация в голландской газете «Де телеграф»:
«Ансамбль скрипачей Большого театра является коллективом новой музыкальной формы, не существующей нигде в мире... Необходимо заметить, что обработки всей исполненной программы были безупречны, и блестящее исполнение семнадцатью скрипками напоминало одну скрипку. Этот концерт, без сомнения, явился настоящим событием для Запада».
Увы, ничто не вечно под Луной.
В 1982 году Реентович умирает, не дожив двух лет до своего семидесятилетия.
Ансамбль, лишившись авторитетного руководителя, начал распадаться, и в 1984 году он прекратил свое существование.

Текст из разных источников.

Много лет тому назад директор музыкальной школы Абрам Анисимович Гершков собрал вокруг себя группу скрипачей. Усилиями шести энтузиастов родился ансамбль. Идейным организатором и вдохновителем был Абрам Анисимович – человек удивительной судьбы и удивительно доброй души, имя которого вошло в историю города. Было ему тогда 60 лет, но энергии музыканта – организатора могли позавидовать молодые!

Руководил коллективом с первых дней создания в течение 30 лет почетный гражданин города Биробиджана Семен Наумович Гройсман , чья интеллигентность, человеческая доброта в сочетании с высочайшей требовательностью определили на долгие годы лицо ансамбля, его репертуар. Этого энергичного человека не остановили ни неопытность участников, ни скептицизм посторонних. Он смог понять и полюбить своих скрипачей, не испугался трудностей, и успех пришел. Семен Наумович создал такие условия работы в коллективе, что все участники, занимаясь в ансамбле, получали искренне эмоциональное удовлетворение, общение и, самое главное, повышение уровня игры на скрипке. Семён Гройсман основной упор сделал на исполнение классических произведений, добиваясь профессионального звучания. А ведь, собственно, профессионалов, закончивших средние и высшие учебные заведения, в ансамбле было немного.

«Почему мы решили играть вместе? – говорил в одной из бесед с журналистами Семён Наумович. – Дело в том, что многие из нас росли в Биробиджане, вместе ходили в музыкальную школу. Но детство прошло, мы выросли, выбрали профессии по вкусу. И вдруг оказалось, что мы сохранили в себе увлечение скрипкой. То один, то другой извлекал её из укромного места, трогал струны смычком. В душе рождалось волнение. Однажды мы встретились и решили попробовать играть вместе. Нас было шестеро. После работы, в выходные дни собирались, вспоминали уроки музыкальной школы, репетировали. И увлеклись… Иногда я сам поражаюсь энтузиазму своих товарищей. После работы, не жалея выходных, приходят они на репетиции. И стоит только тронуть струны – исчезают, уходят куда-то их личные заботы, сложности жизненные. Рождаются музыканты, рыцари скрипки, рыцари прекрасной музы... И когда видишь их одухотворённые лица, слышишь мягкие, негромкие голоса, - хочется жить! Хочется плодотворно работать! »

Кто они, бывшие первые участники ансамбля? Это Феликс Абрамович Гершков, Семен Иосифович Вайнберг, Эммира Иосифовна Княжевская, Евгений Борисович Волкомирский, Лев Миерович Финкель .

Несколько месяцев они репетировали, а 23 февраля 1964 года впервые выступили с концертом во на праздничном вечере в честь годовщины Советской Армии. Эта дата считается официальным днём рождения биробиджанского ансамбля скрипачей.

Первый большой успех к участникам ансамбля пришел в 1967 году. За успешное выступление на городском, областном, краевом и зональном смотрах художественной самодеятельности, ансамбль был удостоен звания Лауреата Всесоюзного смотра и награжден медалью за исполнение произведений «Поэма» Фибиха и «Танца» Дженкинсона.

Прошли годы плодотворного труда. Ансамбль рос, добивался новых успехов. Была определена исполнительская манера, характер. Коллектив демонстрирует высокий профессионализм, чуткое взаимопонимание, хорошую ансамблевую технику. В 1973 году в музыкальном сопровождении ансамбля скрипачей (аранжировка национальных мелодий, создание попурри) с успехом прошел спектакль народного еврейского театра по пьесе Шолом-Алейхема «Стемпеню». И на протяжении ряда лет ансамбль принимал самое активное участие в работе над музыкальным оформлением новых театральных постановок, тесно сотрудничал с коллективом народной хоровой капеллы. В 1976 году за творческие достижения Министерство культуры РСФСР присвоило ансамблю звание «Народный самодеятельный коллектив» .


Настоящий успех пришёл к ансамблю в 1977 году. В 1976-1977 гг. состоялся I Всесоюзный фестиваль самодеятельного народного творчества , на котором ансамбль был удостоен звания Лауреата. Летом 1977 года коллектив ансамбля приглашается в Москву для участия в показательных выступлениях Лауреатов Всесоюзного фестиваля. Две недели, находясь в Москве, ансамбль выступал перед тружениками заводов и фабрик. Фирма «Мелодия» записала ансамбль на пластинку . Итогом московской поездки стало участие в концерте в Кремлевском Дворце съездов. С тех пор ансамбль много раз становился победителем всевозможных конкурсов.

Творческим стимулом для музыкантов являются гастрольные поездки, маршруты которых очень разнообразны: Сахалин, Камчатка, Сибирь, Китайская народная республика, Хабаровский край, Амурская область, Приморье. В сердцах артистов остались незабываемые встречи с земляками, радужные приёмы жителей всего Дальнего Востока.

Когда-то давно, в 1981 в ансамбль был приглашён кларнетист Михаил Червиц . Введение звуков кларнета придало отдельным произведениям яркость, красочность интонации, музыкальную выразительность. После отъезда С. Гройсмана в Израиль, он не только руководил ансамблем, но и создавал замечательные аранжировки разноплановых музыкальных произведений для ансамбля. Одни из самых ярких – «Клезморские мелодии», «Весёлый портной». Репертуар ансамбля стал разнообразнее по тембру, а в 80-е годы пополнился еврейской музыкой. Первым произведением была «Фантазия на еврейские темы» Семёна Непомнящего. В то время он был художественным руководителем филармонии. Он специально написал для коллектива это произведение, которое до сих пор исполняется скрипачами. С того момента еврейские мелодии стали основой репертуара.


Ансамбль скрипачей только на год моложе Дворца культуры.

На третьем этаже Дворца, на одной из дверей – скромная табличка «Ансамбль скрипачей». Это святая святых коллектива – место его еженедельных сборов, репетиций.

На полках шкафа, на стенах разложены и развешаны многочисленные свидетельства успеха и популярности самодеятельных артистов: дипломы, почётные грамоты, приветственные адреса. Их, этих дипломов столько, что ежели вручать выпускникам, пожалуй, хватит на выпуск иного ВУЗА. Вот диплом лауреата Всесоюзного смотра художественной самодеятельности, посвящённого 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Грамота президиума Совета Федерации независимых профсоюзов за большой вклад в развитие культуры и в связи с 30-летием ансамбля. Приветственный адрес от музыкального военного оркестра военной части 47062. Ещё один интересный документ: Большой театр Союза ССР награждает коллектив народного ансамбля скрипачей Дворца культуры города Биробиджана за активное участие в пропаганде отечественной классики. И ещё, и ещё… А в углу кабинета толпятся пустые пюпитры, словно говоря о том, что они только-только освободились от нот и отдыхают.

Под стендом в пирамиде, как автоматы в солдатской казарме - скрипки. Может быть, это сравнение и не очень удачно, но ведь скрипка для участников ансамбля тоже оружие, которым они ведут бой за пробуждение добра и света в человеческих душах.

На протяжении лет состав ансамбля менялся, приходили новые лица. С годами ансамбль рос, пополнялся учениками С.Гройсмана - это целая династия: С. Карбушева, Е. Волкомирский, П. Шапов, С. Незнамова, Н. Шалаева, О. Семёнов .

К сожалению, не все участники ансамбля сегодня вместе. Кто-то уехал из страны, кого-то подвело здоровье…

Семён Гройсман, Семён Вайнберг, Леонид Корсунский, Наталья Шалаева, Олег Семенов, Виктория Федотова, Лариса Шустер, Феликс Гершков, Евгений Волкомирский, Лев Финкель, Михаил Червиц - уехали в Израиль.

Именно так, как правило и бывает: кто уезжает на учёбу, кто вообще покидает эти места…А чтобы просто взять и уйти из ансамбля – такого здесь не припомнят. А ведь регулярные (дважды в неделю) репетиции, концерты, поездки отнимают много времени, требуют большого напряжения духовных сил. И не дают никакой отдачи в материальном плане. Что же всё – таки привлекает участников ансамбля?

После семьи – это самое дорогое, в один голос говорят скрипачи. Их связывает общение с друзьями, волнение и трепет перед каждым концертом. Это прекрасный дружный коллектив единомышленников , который вместе и в радости и в горе, дружно отмечает дни рождения, другие важные события в жизни членов ансамбля. Менялись солисты, менялись руководители, но оставались традиции служения музе.

В сегодняшнем ансамбле люди самых разных профессий, и всех их объединяет одно – любовь к музыке, любовь к скрипке.

И, конечно же, большая часть ансамбля – это женщины, которыми невозможно не восхищаться. Все они, как на подбор – красавицы и умницы, добрые, нежные, преданные ансамблю. Став матерями, буквально через месяц – два, несмотря на все трудности, возвращались в коллектив.

Некоторые артисты играют в ансамбле со дня основания. Это Эммира Иосифовна Княжевская , пришедшая в ансамбль 19 – летней девушкой.

В ансамбль Эмма попала благодаря Семёну Гройсману, который привёл в коллектив свою молодую коллегу. И вот уже 46 лет Эммира - неизменный участник всех концертов. Вместе с ансамблем она объездила весь Дальний Восток, побывала в Москве.

Музыка даёт ей силы, радость, смысл жизни. Сотни концертов, тысячи репетиций, и во всех Эмира Иосифовна – незаменимый участник.

Ещё один ученик С.Гройсмана - Пётр Шапов , который уже 35 лет играет в первых скрипках. Он работал инженером-программистом, сейчас пенсионер, но жизнь без игры в ансамбле не представляет.

45 лет в ансамбле Светлана Незнамова - одна из первых учениц и помощниц Семёна Гройсмана. В своё время эстафету по подготовке скрипачей для ансамбля С.Гройсман передал Светлане, своей талантливой ученице, которая с лихвой оправдала надежды своего учителя, и сейчас у Светланы Николаевны - достойная династия учеников. Это Виктория Федотова, Лариса Шустер, Евгений Рыбинок, Светлана Санжарова, Ирина Ковальчук, Даниил Мартыненко, Екатерина Князева, Елена Москвина, Виктория Пацюк.

За всё время, что действует ансамбль – Светлана Николаевна лишь третий «глава» скрипачей. Она – душа коллектива, его сердце.

В ансамбле принято отмечать дни рождения и праздники вместе, и любимый руководитель всегда является заводилой, организатором, который никого не обходит вниманием, каждому готовит памятный подарок.

Свой коллектив Светлана Николаевна называет семьёй. В ансамбле действительно много родственных связей. Можно проследить и несколько творческих династий.

Имена создателя и вдохновителя коллектива Абрама Гершкова и его сына Феликса уже звучали. Сейчас их в ансамбле нет, но дух талантливых музыкантов в коллективе присутствует. А представитель в ансамбле этой славной и талантливой семьи - дочь Феликса и внучка Абрама - Светлана Кулешова (преподаватель детской музыкальной школы), которая с 1984 года работает концертмейстером у скрипачей. Её партия фортепиано – всегда основательный и прочный фундамент, на котором вырастает музыкальное здание почти каждого номера.

Ещё одна династия - Светлана Ильинична Карбушева , мама двух сыновей – Ильи и Вячеслава Карбушевых, про которых с уверенностью можно сказать, что они выросли в коллективе. Уже 45 лет скрипка – бессменная подруга Светланы Ильиничны, директора Дворца культуры.

Илья и Вячеслав Карбушевы - молодые музыканты, смена Михаила Червица – его талантливые ученики. Сейчас Вячеслав – главный аранжировщик произведений, которые звучат сегодня в исполнении скрипачей, и, конечно же, великолепный музыкант – исполнитель кларнетист, без которого не проходит ни один концерт ансамбля.

Илья раньше тоже играл в ансамбле на скрипке, он один из лучших учеников Светланы Незнамовой. Теперь играет на саксофоне, но чувство привязанности к ансамблю в нём живет, и как солист-саксофонист, он часто принимает участие в концертах скрипачей.

Ученица Светланы Незнамовой - Ковальчук Ирина пришла в ансамбль в 1978 году. Веселье, задор, юмор - её постоянные спутники.

Сын Ирины Ковальчук, и тоже ученик Светланы Николаевны, он с раннего детства приходил с мамой на репетиции. Потом сам стал учиться игре на скрипке. И теперь – полноправный член ансамбля.

Ещё одна из учениц Светланы Николаевны – Светлана Санжарова , мама двух очаровательных детей, которая на репетиции ансамбля приходит вместе с ними. Её старшая девочка тоже обучается на скрипке у руководителя ансамбля. Можно сказать, что Светлана Николаевна – «бабушка» своих учеников.

Самых добрых слов заслуживают вокалисты, которые в течение многих лет выступают вместе с ансамблем скрипачей:

Галина Усольцева, Нина Гуменник, Вячеслав Тетюев .

У каждого из них свой репертуар, которого хватит на большой сольный концерт.

За последние годы в коллективе появились новые скрипачи.

Очень молодые и очень перспективные музыканты, ученики Светланы Николаевны: Екатерина Князева, Елена Москвина, Виктория Пацюк .

Три года назад в коллектив пришла Наталья Филонова . Музыкальная душа, добрый, чуткий, отзывчивый человек.

Ансамбль скрипачей всегда в поиске – своей исполнительской манеры, своего репертуара. За годы своего творчества ансамбль накопил огромный багаж музыкальных произведений, который постоянно пополняется и обновляется - более 150 аранжировок. И принцип подбора остается неизменным: отечественная и зарубежная классика, еврейские мелодии и песни.


Такой «букет» в мастерском исполнении самодеятельных музыкантов и солистов безотказно действует на любую публику. Классическая музыка обращена к тому чистому и светлому, что глубоко хранится в каждом человеке, как бы ни ломала его жизнь. В исполнении ансамбля стройно и слаженно звучат классические произведения А.Вивальди, А.Дворжака, И.Кванца, Г.Генделя, сочинения современных композиторов Дж.Леннона, Е.Дога, В.Баснера, В.Зубкова, и, конечно же, еврейская народная музыка.

Еврейские мотивы придают ансамблю индивидуальность и национальный колорит. Это – марка коллектива.

В 2009 году ансамбль отпраздновал свой очередной юбилей – 45 лет. Удивительное долголетие, не правда ли? Не каждый профессиональный коллектив является обладателем такой биографии. Это не просто дата, не просто юбилей, это целая жизнь очень сложного существа, которое знало и взлёты и подъёмы. Которое в своём духовном мире вдохновения, творчества, полёта фантазии композиторов, музыкантов, певцов, объединяет жизни и судьбы людей. Людей на сцене, людей в зале.


Умелый пропагандист музыкальной культуры, служащий своему искусству преданно, вдохновенно и бескорыстно.

И хотя в музыкальной школе нет класса скрипки, коллектив скрипачей постоянно пополняется новыми музыкантами. Здесь принимают всех, кто хочет играть. Конечно, для этого нужно обладать определёнными навыками. Только три человека имеют профессиональное образование, остальные, в большинстве, в своё время закончили биробиджанскую музыкальную школу.

Рыцарское служение скрипке биробиджанских любителей испытано временем, проверено большой преданностью искусству. И сейчас можно сказать, что народный ансамбль скрипачей достиг своей творческой зрелости.

Ансамбль скрипачей – подлинно самодеятельный, своеобразный и редкий коллектив. Его по праву считают визитной карточкой нашего города.

В коллективе сейчас сплав опыта и молодости. Самому взрослому скрипачу – больше 60-ти лет, самому молодому – нет и 19. Старшее поколение музыкантов бережно передают свои знания молодым. Энергии им не занимать! О каждом из членов коллектива можно рассказывать много, все они люди интересные и увлечённые. И каждый не может представить свою жизнь друг без друга.

Сегодня в коллективе занимается 12 человек: 10 скрипачей и 2 концермейстера - фортепиано и кларнет.


Это те, кто составляет основу народного ансамбля скрипачей, кто после основной своей работы идёт вечером на репетиции во Дворец культуры, готовит концертную программу, выступает в городе, едет на гастроли, несет то прекрасное, что мы называем искусством.

Музыка во все времена объединяла людей самых разных – в этом её сила!

Если в душе Вашей, независимо от возраста, звучит музыка, если из всех звуков – звуки скрипки тревожат Вас, волнуют больше всех, - значит Вы – друг народного ансамбля скрипачей городского Дворца культуры города Биробиджана.

Артисты выйдут на сцену строго и торжественно,

в тёмных костюмах и платьях до пола.

Золотыми рыбками плеснут, взлетев к подбородкам инструменты,

дрогнут под почти невидимыми смычками струны, и польётся скрипки звук прелестный…

И зазвучит музыка. Заплачет скрипка, нежно будет вторить ей кларнет…

Музыка! Ты слышишь? Льётся музыка. И ты стоишь, застыв и не дыша.

В тебе все чувства лучшие разбужены, восторгом полнится душа.

Ты слушаешь и внемлешь этим звукам, а музыка всё краше и звончей…

Послушно двигают смычками руки – играет наш ансамбль скрипачей!




Top