Что художники изображают в натюрмортах. Описание картины петрова-водкина "утренний натюрморт " и интересные факты о ней

Даже люди неискушенные в живописи имеют представление о том, как выглядят натюрморты. Это картины, на которых изображены композиции из каких-либо предметов быта или цветов. Однако далеко не все знают, как переводится это слово - натюрморт. Сейчас мы поведаем вам об этом и о многом другом, что связано с данным жанром.

Происхождение слова "натюрморт"

Так вот, выражение nature morte пришло в русский язык, конечно же, из французского. Как вы сами видите, оно разделено на две части - "nature" и "morte", которые переводятся соответственно как "природа, натура, жизнь" и "мертвый, тихий, неподвижный". Теперь складываем две части воедино и получаем всем знакомое слово "натюрморт".

Опираясь на все вышесказанное, можно сделать заключение, что натюрморты - это жанр станковой живописи, изображение художником на холсте застывшей, неподвижной натуры. Правда, иногда мастера натюрморта дополняют свои вполне живых существ - бабочек, гусениц, паучков и жучков и даже птиц. Но исключение только подтверждает основное правило.

Формирование жанра

История натюрморта насчитывает вот уже почти 600 лет. До XVI в. никому и в голову не могло прийти, что можно рисовать красками какие-то неодушевленные предметы, пусть даже очень красивые. Натюрморты-картины просто не существовали в те времена. В средние века живопись была всецело посвящена Богу, церкви и человеку. Художники писали картины на религиозные сюжеты, также были в почете портреты. Даже пейзаж выступал лишь в качестве дополнения.

Но все-таки некоторые элементы натюрморта встречались уже в 15 веке у голландских живописцев. На их картинах с традиционным религиозным или мифологическим содержанием, а также на портретах встречаются изображения тщательно выписанных цветочных гирлянд, книг, посуды и даже человеческих черепов. Пройдет пара веков, и весь мир будет восторгаться творениями так называемых Малых голландцев - мастеров натюрмортной живописи.

Однако своему выделению в самостоятельный жанр изобразительного искусства натюрморт обязан отнюдь не голландцам, а французам. Такие как Франсуа Депорт, Моннуайе и Жан-Батист Удри сформулировали основные принципы "предметной" живописи, сформировали ее основную концепцию и явили широкой публике всю красоту и очарование натюрморта.

Эпоха Малых голландцев - расцвет натюрмортной живописи

Итак, попробуем отмотать несколько веков назад для того, чтобы понять кто такие Малые голландцы и почему, когда речь заходит о классическом натюрморте, вспоминают всегда именно их. Первые голландские натюрморты - это творения живописцев, живших в Нидерландах в 17 веке. Малые голландцы - так принято называть школу живописи и сообщество художников, создававших картины бытовой направленности небольших размеров. Конечно, они писали не только натюрморты.

Среди них было много пейзажистов и мастеров жанровой живописи. Их полотна были предназначены вовсе не для дворцов и церквей, а для украшения жилища самых обычных горожан. В то время в маленькой Голландии жило около 3-х тысяч художников, и все они отличались огромной работоспособностью и умением хорошо переносить на холст красоту обыденного мира. Впоследстии искусствоведы назовут это время Голландским Ренесансом. Именно тогда жанр натюрморта получил широкое распространение.

Лучшие голландские натюрморты

На прекрасных как на витрине, разложены перед зрителями различная кухонная утварь, фрукты, роскошные цветы, предметы быта. Очень были популярны цветочные натюрморты. Это отчасти было вызвано тем, что в Нидерландах испокон веков существовал культ цветов и садоводства. Одними из самых ярких представителей голландской натюрмортной живописи 17 в. являлись художники Ян Давидс де Хем, а также его сын Корнелис де Хем.

Их живописные творения получили популярность и известность во многом благодаря тому, что они мастерски умели изображать цветы и фрукты. Тщательная проработка деталей вкупе с утонченной цветовой гаммой и идеально построенной композицией делали их картины бесподобными. Эти художники рисовали роскошные цветочные букеты, стоящие в прекрасных вазах, рядом с которыми порхают бабочки; гирлянды фруктов; прозрачные бокалы, наполненные вином; блюда с виноградом и другими фруктами; музыкальные инструменты и т. д. Известные натюрморты отца и сына поражают своей реалистичностью, тонкой передачей игры света и изысканным колоритом.

Натюрморт в живописи импрессионистов

Большое внимание уделяли жанру натюрморта и французские импрессионисты, а также постримпрессионисты. Естественно, их манера письма резко отличалась от реалистической изысканности Малых голландцев, ведь классическая живопись импрессионистов не привлекала. Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Ван Гог - все эти художники любили писать цветы и растения, ведь и те и другие являются частью природы, красоту которой они воспевали всю свою жизнь.

Огюст Ренуар написал за свою жизнь целую галерею прекрасных воздушных натюрмортов. Иногда изображение "застывшей натуры" требуется импрессионистам лишь в качестве дополнения. Например, в картине "Завтрак на траве" Эдуарда Мане на первом плане можно увидеть великолепный натюрморт из разбросанной одежды, рассыпанных по траве фруктов и снеди. Ван Гог писал много необычных натюрмортов. Многие знают его картины "Подсолнухи" или "Ирисы", но у него еще есть такие полотна, как или "Стул Ван Гога" - все это также образцы натюрмортной живописи.

Русский натюрморт

Удивительно, что в России натюрморт в виде отдельного жанра не был востребован долгое время, так как считался чуть ли не низшим из всех видов изобразительного искусства, который не требует ни фундаментальных знаний, ни специальных навыков в живописи. Только во второй половине XIX в. русские передвижники смогли вызвать у российской публики интерес к этому жанру искусства.

Впоследствии натюрмортной живописью увлекались многие русские живописцы. Натюрморты известных художников, таких как Игорь Грабарь, Кузьма Петров-Водкин, Иван Хруцкой, можно увидеть в залах Третьяковской галереи, Русского музея, Музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, а также в Эрмитаже. Но настоящий расцвет натюрмортной живописи произошел в нашей стране в эпоху социализма.

Фото натюрморт

С приходом фотографии в мире искусства появился еще такой жанр, как фото натюрморты. Сегодня очень многие люди увлекаются созданием фотографических шедевров. Некоторые снимки просто поражают своим совершенством и мастерством фотографа. Иногда при помощи фотокамеры талантливым фотохудожникам удается заснять натюрморты, которые ничем не уступают самым знаменитым творениям Малых голландцев.

Для того чтобы начать рисовать натюрморт, нужно сначала его составить из каких-нибудь предметов. Для первых опытов в натюрмортной живописи лучше не делать сложных композиций, пары-тройки предметов будет вполне достаточно.

Далее рисуем натюрморт поэтапно. Сначала нужно сделать рисунок карандашом или углем. Потом следует легкий подмалевок, раскрывающий основные цвета и тени композиции, а уж затем можно приступать непосредственно к прорисовке деталей.

Натюрморт Натюрморт

(франц. nature morte, итал. natura morta, буквально - мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально - тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) - один из основных компонентов образной системы жанра натюрморт. Кроме неодушевленных предметов (например, предметов домашнего обихода), в натюрморте изображают объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращённые в вещь, - рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых. Изображение вещей в натюрморт имеет самостоятельное художественное значение, хотя в процессе развития он нередко служил выражению символического содержания, решению декоративных задач или естествоиспытательски точной фиксации предметного мира и т. п. Вместе с тем натюрморт, может характеризовать не только вещи сами по себе, но и социальное положение, содержание и образ жизни их владельца, порождать многочисленные ассоциации и социальные аналогии.

Натюрмортные мотивы как детали композиций встречаются уже в искусстве Древнего Востока и античности, с натюрмортом отчасти сопоставимы некоторые явления в средневековом искусстве Дальнего Востока (например, так называемый жанр "цветы-птицы"), но рождение натюрморта как самостоятельного жанра происходит в новое время, когда в творчестве итальянских и особенно нидерландских мастеров Возрождения развивается внимание к материальному миру, к его конкретно-чувственному изображению. Историю натюрморта как жанра станковой живописи, и в частности его типа "trompe l"oeil" (так называемая обманка), открывает иллюзионистически точно воссоздающий предметы "Натюрморт" итальянца Якопо де Барбари (1504). Распространение жанра натюрморт приходится на вторую половину XVI - начало XVII вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности, интерес искусства к быту и частной жизни человека, а также само развитие методов художественного освоения мира (работы нидерландца П. Артсена, фламандца Я. Брейгеля Бархатного и др.).

Эпоха расцвета натюрморта - XVII в. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием национальных реалистических школ живописи. В Италии и Испании подъёму натюрморта во многом способствовало творчество Караваджо и его последователей (см. Караваджизм). Излюбленными темами натюрморта были цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь и т. п. (П. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.). Испанскому натюрморту свойственны возвышенная строгость и особая значительность изображения вещей (X. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др.). Интерес к бытовому характеру вещей, интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голландском натюрморте. Для него характерны особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактуры материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя - от изысканно скромного колорита "монохромных завтраков" В. Хеды и П. Класа до напряжённо-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа ("десерты"). Голландский натюрморт отличает обилие различных типов этого жанра: "рыбы" (А. Бейерен), "цветы и фрукты" (Я. Д. де Хем), "битая дичь" (Я. Венике, М. Хондекутер), аллегорический натюрморт "vanitas" ("суета сует") и др. Фламандский натюрморт (главным образом "рынки", "лавки", "цветы и фрукты") выделяется размахом и одновременно декоративностью композиций: это гимны плодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт), В XVII в. развивается также немецкий (Г. Флегель, К. Паудис) и французский (Л. Божен) натюрморт. С конца XVII в. во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства ("цветы" Ж. Б. Моннуайе и его школы, охотничий натюрморт А. Ф. Депорта и Ж. Б. Удри). На этом фоне подлинной человечностью и демократизмом выделяются произведения одного из самых значительных мастеров французского натюрморта - Ж. Б. С. Шардена, отмеченные строгостью и свободой композиций, тонкостью колористических решений. В середине XVIII в. в период окончательного сложения академической иерархии жанров возник термин "nature morte", который отразил пренебрежительное отношение к этому жанру сторонников академизма, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была "живая натура" (исторический жанр, портрет и др.).

В XIX в. судьбы натюрморта определяли ведущие мастера живописи, работавшие во многих жанрах и вовлекавшие натюрморт в борьбу эстетических взглядов и художественных идей (Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане во Франции). Среди мастеров XIX в., специализировавшихся в этом жанре, выделяются также А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США). Новый подъём натюрморт был связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем (П. Сезанн, В. ван Гог). С начала XX в. натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера фовизма (А. Матисс и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма (Ж. Брак, П. Пикассо, X. Грис и др.), используя заложенные в специфике натюрморта художественно-аналитические возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Натюрморт привлекает и мастеров других течений (А. Канольдт в Германии, Дж. Моранди в Италии, Ш. Лукьян в Румынии, Б. Кубишта и Э. Филла в Чехии и др.). Социальные тенденции в натюрморте XX в, представлены творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса в Мексике, Р. Гуттузо в Италии.

В русском искусстве натюрморт появился в XVIII в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир ("обманки" Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др.). Дальнейшее развитие русского натюрморта в течение значительного времени носило эпизодический характер. Его некоторый подъём в первой половине XIX в. (Ф. П. Толстой, школа А. Г. Венецианова, И. Т. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. Во второй половине XIX в. к натюрморту этюдного характера лишь изредка обращались И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. И. Левитан; подсобное значение натюрморта в художественной системе передвижников следовало из их представления о главенствующей роли сюжетно-тематической картины. Самостоятельное значение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX вв. (М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX в. К его лучшим образцам относятся импрессионистические работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря; тонко обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников "Мира искусства" (А. Я. Головин и др.); остро декоративные образы П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С. Сарьяна и других живописцев круга "Голубой розы"; яркие, пронизанные полнотой бытия натюрморты мастеров "Бубнового валета" (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, Н. С. Гончарова). Советский натюрморт, развиваясь в русле искусства социалистического реализма, обогащается новым содержанием. В 20-30-х гг. он включает и философское осмысление современности в обострённых по композиции произведениях (К. С. Петров-Водкин), и тематических "революционных" натюрмортах (Ф. С. Богородский и др.), и попытки вновь осязаемо обрести отвергнутую так называемыми беспредметниками "вещь" через эксперименты в области цвета и фактуры (Д. П. Штеренберг, Н. И. Альтман), и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия предметного мира (А. М. Герасимов, Кончаловский, Машков, Куприн. Лентулов, Сарьян, А. А. Осмёркин и др.), а также поиски тонкой колористической гармонии, поэтизацию мира вещей (В. В. Лебедев, Н. А. Тырса и др.). В 40-50-х гг. значительно многообразные по манере натюрморты, отражающие существенные особенности современные эпохи, создали П. В. Кузнецов, Ю. И. Пименов и др. В 60-70-х гг. в натюрморте активно работают П. П. Кончаловский, В. Б. Эльконик, В. Ф. Стожаров, А. Ю. Никич. Среди мастеров натюрморта в союзных республиках выделяются А. Акопян в Армении, Т. Ф. Нариманбеков в Азербайджане, Л. Свемп и Л. Эндзелина в Латвии, Н. И. Кормашов в Эстонии. Тяготение к повышенной "предметности" изображения, эстетизация окружающего человека мира вещей обусловили интерес к натюрморту молодых художников 70-х - начала 80-х гг. (Я. Г. Анманис, А. И. Ахальцев, О. В. Булгакова, М. В. Лейс и др.).

В. Хеда. "Завтрак с ежевичным пирогом". 1631. Картинная галерея. Дрезден.



П. Сезанн. "Персики и груши". Конец 1880-х гг. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.



К. С. Петров-Водкин. "Утренний натюрморт". 1918. Русский музей. Ленинград.



И. И. Машков. "Снедь московская: хлебы". 1924. Третьяковская галерея. Москва.
Литература: Б. Р. Виппер, Проблема и развитие натюрморта. (Жизнь вещей), Казань, 1922; Ю. И. Кузнецов, Западноевропейский натюрморт, Л.-М., 1966; М. М. Ракова, Русский натюрморт конца XIX - начала XX в., М., 1970; И. Н. Пружан, В. А. Пушкарев, Натюрморт в русской и советской живописи. Л., (1971); Ю. Я. Герчук, Живые вещи, М., 1977; Натюрморт в европейской живописи XVI - начала XX века. Каталог, М., 1984; Sterling Ch., La nature morte de l"antiquitй а nos jours, P., 1952; Dorf B., Introduction to still-life and flower painting, L., 1976; Ryan A., Still-life painting techniques, L., 1978.

Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

натюрмо́рт

(франц. nature morte – мёртвая природа), один из жанров живописи. В натюрмортах изображаются дары природы (плоды, цветы, рыба, дичь), а также вещи, сделанные руками человека (столовая утварь, вазы, часы и т. д.). Иногда неодушевлённые предметы соседствуют с живыми существами – насекомыми, птицами, животными и людьми.
Натюрморты, включённые в сюжетные композиции, встречаются уже в живописи Древнего мира (настенные росписи в Помпеях ). Сохранилось предание о том, что древнегреческий художник Апеллес столь искусно изобразил виноград, что птицы приняли его за настоящий и стали клевать. Как самостоятельный жанр натюрморт сложился в 17 в. и тогда же пережил свой яркий расцвет в творчестве голландских, фламандских и испанских мастеров.
В Голландии существовало несколько разновидностей натюрморта. «Завтраки» и «десерты» художники писали так, что казалось, будто человек где-то рядом и сейчас вернётся. На столе дымится трубка, скомкана салфетка, не допито вино в бокале, надрезан лимон, надломлен хлеб (П. Клас, В. Хеда, В. Калф). Популярны были также изображения кухонных принадлежностей, ваз с цветами и, наконец «Vanitas» («суета сует»), натюрморты на тему бренности жизни и её кратковременных радостей, призывавшие помнить об истинных ценностях и позаботиться о спасении души. Любимые атрибуты «Vanitas» – череп и часы (Ю. ван Стрек. «Суета сует»). Для голландских натюрмортов, как и вообще для натюрморта 17 в., характерно присутствие скрытого философского подтекста, сложная христианская или любовная символика (лимон был символом умеренности, собачка – верности и т. д.) Вместе с тем художники с любовью и восторгом воссоздавали в натюрмортах многообразие мира (переливы шелков и бархата, тяжёлые ковровые скатерти, мерцание серебра, сочные ягоды и благородное вино). Композиция натюрмортов проста и устойчива, подчинена диагонали или форме пирамиды. В ней всегда выделен главный «герой», например бокал, кувшин. Мастера тонко выстраивают взаимоотношения между предметами, противопоставляя или, наоборот, сопоставляя их цвет, форму, фактуру поверхности. Тщательно выписаны мельчайшие детали. Небольшие по формату, эти картины рассчитаны на пристальное рассматривание, долгое созерцание и постижение их скрытого смысла.







Фламандцы, напротив, писали крупные, порой огромные полотна, предназначенные для украшения дворцовых зал. Их отличают праздничное многоцветье, обилие предметов, сложность композиции. Такие натюрморты называли «лавками» (Я. Фейт, Ф. Снейдерс ). В них изображали столы, заваленные дичью, дарами моря, хлебами, а рядом – хозяев, предлагающих свой товар. Изобильная снедь, словно не умещаясь на столах, свисала, вываливалась прямо на зрителей.
Испанские художники предпочитали ограничиваться небольшим набором предметов и работали в сдержанной цветовой гамме. Посуда, фрукты или раковины на картинах Ф. Сурбарана и А. Переды степенно расставлены на столе. Их формы просты и благородны; они тщательно вылеплены светотенью, почти осязаемы, композиция строго уравновешена (Ф. Сурбаран. «Натюрморт с апельсинами и лимонами», 1633; А. Переда. «Натюрморт с часами»).
В 18 в. к жанру натюрморта обратился французский мастер Ж.-Б. С. Шарден . Его картины, изображающие простую, добротную утварь (миски, медный бак), овощи, немудрёную снедь, наполнены дыханием жизни, согреты поэзией домашнего очага и утверждают красоту повседневного бытия. Шарден писал также аллегорические натюрморты («Натюрморт с атрибутами искусств», 1766).
В России первые натюрморты появились в 18 в. в декоративных росписях на стенах дворцов и картинах-«обманках», в которых предметы воспроизводились настолько точно, что казались настоящими (Г. Н. Теплов, П. Г. Богомолов, Т. Ульянов). В 19 в. традиции обманки были переосмыслены. Натюрморт переживает подъём в первой пол. 19 в. в творчестве Ф. П. Толстого , переосмыслившего традиции «обманок» («Ягоды красной и белой смородины», 1818), художников венециановской школы , И. Т. Хруцкого. В обыденных предметах художники стремились увидеть красоту и совершенство.
Новый расцвет жанра наступает в кон. 19 – нач. 20 в., когда натюрморт становится лабораторией творческих экспериментов, средством выражения индивидуальности художника. Натюрморт занимает значительное место в творчестве постимпрессионистов – В. Ван Гога , П. Гогена и прежде всего П. Сезанна . Монументальность композиции, скупые линии, элементарные, жёсткие формы в картинах Сезанна призваны выявить конструкцию, основу вещи и напомнить о незыблемых законах мироустройства. Художник лепит форму цветом, подчёркивая её материальность. В то же время неуловимые переливы цветовых оттенков, особенно холодного голубого, сообщают его натюрмортам ощущение воздуха и простора. Линию сезаннистского натюрморта продолжили в России мастера «Бубнового валета » (И. И. Машков , П. П. Кончаловский и др.), соединив её с традициями русского народного творчества. Художники «Голубой розы» (Н. Н. Сапунов , С. Ю. Судейкин ) создавали ностальгические, стилизованные под старину композиции. Философскими обобщениями проникнуты натюрморты К. С. Петрова-Водкина . В 20 в. в жанре натюрморта решали свои творческие задачи П. Пикассо , А. Матисс , Д. Моранди. В России крупнейшими мастерами этого жанра были М. С. Сарьян , П. В. Кузнецов , А. М. Герасимов, В. Ф. Стожаров и др.

Конспект урока

«Мир вещей - натюрморт»

Цель урока: познакомить с историей возникновения жанра искусства – натюрморт.

Задачи урока:

    Познакомить учащихся с жанром «натюрморт»;

    Показать значение и место натюрморта в искусстве, роль и значение вещей в жизни человека;

Материалы и оборудование:

Для педагога: репродукции картин художников, словарь терминов, компьютер, классическая музыка в инструментальной обработке.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте. Наш урок сегодня начнётся несколько необычно, а вы мне в этом поможете. Я прошу (приглашаю 2-х помощников) выйти к доске и разыграть сценку из жизни учащихся.

Сценка

(Около мольберта стоит девочка и рисует натюрморт, в класс входит мальчик и подходит к девочке)

Мальчик: Привет! А что это ты делаешь?

Девочка: Я составляю натюрморт.

Мальчик: Что-что?

Девочка: Хочу нарисовать натюрморт. Помнишь, Оксана Валерьевна читала нам стихотворение?

Мальчик: Что-то не припомню.

Девочка: Мы тебе сейчас напомним.

(В центр класса выходят 3 человека и читают стихотворение «О картинках»)

1 ученик:

Если видишь на картине –
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,

Или снежная равнина,
Или поле, иль шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.

2 ученик:

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,

Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется портрет.

3 ученик:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – натюрморт.

(Учащиеся рассаживаются на свои места, сценка продолжается).

Мальчик: А, Там говорилось про груши и торты, а ещё про кофе, а у тебя только ваза.

Девочка: Зато с цветами!

Мальчик: Рисуешь, стало быть?

Девочка: Не мешай.

Мальчик: Вот ты рисуешь натюрморт, а, наверное, не знаешь когда и где он появился впервые, какие художники работали над натюрмортом?!

Девочка: А ты прав, я совершенно об этом ничего не знаю.

(В класс входит учитель)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Чем это вы здесь сегодня занимаетесь?

Девочка: Вот решила нарисовать натюрморт, а совершенно ничего о нём не знаю.

Мальчик: Расскажите нам подробно об истории возникновения натюрморта.

Учитель: Я с радостью поделюсь с вами своими знаниями, а вы слушайте очень внимательно.(Дети садятся на свои места).

2. Сообщение нового материала в сопровождении слайдов

Нас всегда окружают вещи. Мы привыкаем к ним, иногда перестаём даже их замечать. Но художник, пытливым, зорким взглядом может увидеть в самом простом, обычном предмете необычное, прекрасное. То, на что мы смотрим порой равнодушно, на картине удивляет и радует, и даже может рассказать о человеке, его привычках, укладе жизни, социальном положении…

И тема нашего сегодняшнего урока так и будет звучать: «Мир вещей - натюрморт».

Вопрос: Слово “натюрморт” вы прекрасно знаете. А что это такое?

(Ответы учащихся)

«Натюрморт» происходит от французского nature morte , что буквально обозначает – «мертвая природа» - это жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу.

Кроме неодушевлённых предметов в натюрморте изображают и объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращённые в вещь – рыбу на столе, цветы в букете, плоды в блюде и т. д.

Вопрос: А может ли в натюрморте присутствовать человек, животные, птицы, насекомые?

Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых.

Натюрмортные мотивы, как детали композиции, встречаются уже в искусстве Древнего Востока и античности. Их изображения обычно служили для характеристики человека, обозначали его положение и род занятий.

В росписях Древнего Египта или Месопотамии мы видим жезлы царей, оружие воинов, ритуальные предметы мифических персонажей – богов и героев, а так же предметы быта – различные сосуды и чаши, корзины сборщиков налогов, принадлежности писца и строителя, музыкальные инструменты и предметы мебели.

Мастера Древней Греции создавали прекрасные произведения, но их живопись разрушилась от времени и до нас не дошла.

Однако мы знаем, что в поздний период своей истории древние греки добивались такой техники передачи изображаемого, что порой их творения казались живыми. Около двух с половиной тысяч лет назад, как гласит легенда, два греческих художника поспорили между собой – кто из них лучше рисует. Одного звали Зевксист, другого – Паррасий.

Через год они закончили свои картины.

На картине Зевксиса был изображён крупный с матовым налётом, ярко блестящий на солнце виноград. Словно на ветру дрожали его зелёные листья. Птицы в саду, увидев гроздь винограда, подлетели к картине и начали клевать ягоды.

После этого Паррасий показал свою картину. На ней был изображён белый занавес, за которым, казалось, было скрыто изображение. Зевксис быстро подошёл к картине и попытался отодвинуть занавес, решив, что он настоящий.

Победителем состязания признали Паррасия, сумевшего обмануть острый глаз художника.

В Древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен. Стены вилл, усыпальниц, жилых домов и общественных зданий покрывали фресками, мозаиками проявляя особый интерес к деталям и добиваясь такой техники передачи изображаемого, что порой их творения кажутся живыми.

Римляне любили изображать корзины с цветами и плодами, рыбой и дарами моря, овощами и дичью, яйцами и курами, а также остатками праздничных пиршеств. Эти изображения отличаются удивительной жизненной достоверностью и пластической выразительностью, что говорит о тонкой наблюдательности античных мастеров.

Искусство Средневековья было сосредоточено на сюжетах религиозного характера, его мастеров не интересовала материальность вещей.

В период Возрождения у художников вновь появился интерес к материальному миру. Но, как самостоятельный жанр, натюрморт появляется в западноевропейском искусстве только в конце XVI - начале XVII в., благодаря новаторскому гению Караваджо, который избрал обычную корзину с яблоками, виноградом и инжиром в качестве сюжета одной из самых известных своих картин “Корзина с фруктами”, хранящейся в галерее Амброзиана в Милане. И особого расцвета достигает в XVII веке, прежде всего в Голландии и Испании.

На Голландском языке жанру изображения предметов неживой природы больше соответствует слово - stilleven – «тихая жизнь».

«Тихая жизнь вещей» всегда привлекала голландских живописцев. Но, если раньше изображение предметов реального мира имело чисто символический смысл и сводилось к простому перечислению, то теперь оно являет зрителю единый ансамбль, обладающий скрытым назидательным смыслом.

Подобные картины пользовались огромным спросом, они предназначались для украшения интерьеров столовых: любители шумных охотничьих забав просили написать «охотничьи трофеи», жившие проще горожане заказывали небольшие натюрморты – «завтраки» - чаще скромные, но порой и весьма торжественные, любители цветов – изображение композиций с цветами и фруктами, а если человек задумывался о жизни, то появлялись философские натюрморты.

Голландский натюрморт отличает обилие различных типов этого жанра: «битая дичь» (Абрахам ванн Бейерен), «рыбы» (Абрахам ванн Бейерен), «цветы и фрукты» (Ян Давид де Хем), «завтрак» (Виллем Клас Хеда), аллегоричный натюрморт - Vanitas - «суета сует» (Питер Класс), где каждый предмет что–то символизирует.

В голландском натюрморте всегда ощущается спокойная созерцательность и особая любовь к передаче реальных форм окружающих вещей, особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактуры материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя.

Давайте остановимся на двух работах голландских художников Виллема Класа Хеды «Завтрак с ежевичным пирогом» и Яна ван Хейсума «Цветы».

Вопрос: Что изображено на этих картинах?

(Ответы учащихся)

В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В первом вещи говорят не о самих себе, а о своём хозяине. Это как бы его косвенная характеристика. Человек незримо присутствует на картине, и порой кажется, будто он только что отошёл и может тот час вернуться.

В другом типе натюрморта предметы изображаются как нечто самоценное. Они говорят прежде всего о самих себе, словно предлагая зрителю полюбоваться красотой их облика, формы и цвета.

Вопрос: Какую работу какого художника мы можем отнести к первому типу натюрморта, а какую - ко второму?

(Ответы учащихся)

Почти через три века другой голландский художник Винсент Ван Гог писал цветы. Писал очень просто, без внешних сопоставлений, красивой компоновки. Писал то, что видел.

Вопрос: Рассмотрите работу художника «Подсолнухи», какие чувства у вас возникают?

(Ответы учащихся)

Сочетания простых предметов могут выражать самые разные чувства. В музее изобразительных искусств в Москве есть натюрморт Анри Матисса «Красные рыбки». Что может быть бесхитростнее? Красные рыбки плавают в аквариуме, и всё. Но композиция пробуждает в нас чувства.

Вопрос: Какие чувства пробуждает в вас картина Матисса «Красные Рыбки»?

(Ответы учащихся)

3. Подведение итогов урока. Викторина.

Вопросы для викторины:

В каком веке, где произошло рождение натюрморта, как самостоятельного жанра?

Как переводится выражение nature morte ?

Как голландцы называют искусство изображения вещей?

Изображали ли вещи в древности? В каких государствах?

Назовите несколько имен художников, работавших в жанре “натюрморт”?

Какие два основных типа натюрморта вы знаете?

Большинство образованных людей, которые считают себя интеллигентами, неплохо разбираются в искусстве. Но многие из них знают только самые известные картины художников. Это и не удивительно, ведь нельзя быть подкованным во всех областях знаний, если вы, конечно, не Анатолий Вассерман. Именно поэтому мы подготовили описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина, чтобы восполнить этот пробел в познаниях общественности в области искусства.

Биография

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин прожил довольно интересную жизнь.

Он яркий пример того, как человек из низших слоев общества, почти безграмотный, смог стать профессором Академии Художеств и возглавить Ленинградский союз художников. Родом он из маленького городка Хвалынска. Именно там прошло его детство, где он и получил первые уроки рисования у местных мастеров-иконописцев. Дальше Кузьма поступил в Самарский живописный класс Ф. Бурова. Именно здесь началось формирование неповторимого стиля художника. Свое дальнейшее художественное образование продолжил в Петербурге. Художественное училище дало ему ту базу, которая отразилась в переосмысленной форме во всех работах Петрова-Водкина. Одной из первых работ художника стало полотно «В кафе».

«Купание красного коня» стала следующей большой картиной художника.

Описание картины «Утренний натюрморт» Петрова - Водкина, которое будет дано ниже, вызывает любопытство. Это не самое знаменитое полотно художника, но оно является одним из тех, которые были написаны уже в собственном, неповторимом стиле.

История создания «Утреннего натюрморта»

Шел 1918 год. Только закончилась Октябрьская революция, но ее последствия все еще видны в городе. К Петрову-Водкину, который абсолютно не разбирался в политике, да и не пытался это сделать, новая власть оказалась благосклонна. Именно в 1918 году Кузьма Сергеевич становится преподавателем Академии художеств. Творчество этого периода направлено на осмысление революции и ее последствий.

История создания картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина довольно интересна. В период вечной нехватки продуктов и, как следствие, голода, художник не отчаивается. Он пытается донести до народа путем своих натюрмортов, что нужно ценить каждое мгновение своей жизни. Описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина будет дано ниже, а пока рассмотрим стилистические особенности полотна. Оно выполнено в реалистичной манере, что не совсем характерно для художника. Но вот своим любимым цветам Кузьма не изменяет. Полотно написано в трех любимых цветах художника: желтом, синем и красном.

Замысел художника

Основная мысль картины «Утренний натюрморт» (Петров-Водкин) заключается в передаче волнующего момента раннего утра. Закат солнца, который ежедневно наблюдал любой деревенский человек, сейчас становится чем-то чудесным. Немногие согласны променять 2 часа сна на 15-минутное любование первыми лучами солнца. Петров-Водкин вырос в деревне, и ему доводилось видеть много рассветов и закатов. Именно поэтому в 1918 году, в момент рождения новой системы власти, Кузьма Сергеевич решает написать восход солнца. Эта тонкая аллегория едва прослеживается, но если присмотреться, то она видна во многих деталях картины. Художник пытался показать, что любое утро счастливого человека должно начинаться с солнечных лучей и крепкого чая. Описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина можно дать совсем кратко: завтрак деревенского человека, который испытывает нужду, но при этом не падает духом и умеет находить радость в каждом жизненном моменте.

Описание

Картина художника Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» - не самое выдающееся полотно, но одно из самых уютных. Тут видна нежность в каждой детали. На картине изображены кот и собака. Кот сидит на коленях у хозяина, а собака напротив них. Понятно, что художник любит животных, и даже несмотря на бытовые трудности, он находит время и желание ухаживать за своими питомцами. На столе стоит букет полевых цветов. По тому, что в букете присутствуют колокольчики и одуванчики, понятно что цветы были только что собраны, ведь на картине они изображены свежими, а как известно, в срезанном виде эти разновидности растений быстро вянут. Понятно, что вряд ли художник собирал цветы для себя. Скорее всего, он собрал их для любимой жены или дочки. На столе лежит скудный завтрак - 2 яйца и коробок спичек. В коробке, скорее всего, соль - ее после революции было достать очень тяжело. От натюрморта веет добротой и свежестью. Художнику удалось остановить одно мгновение и удалось это сделать великолепно.

Изобразительное искусство 6 класс

Тема урока. О чём расскажет натюрморт?

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: расширение знания уч-ся о жанровых особенностях

натюрморта, выполнение рисунка на тему: «Книги на столе».

Задачи урока:

Образовательные: показать выразительные возможности натюрморта и его

композиционные возможности;

учить основам линейной перспективы;

учить анализировать произведения искусства.

Развивающие: развивать наблюдательность, творческую и

познавательную активность, умение использовать

выразительные средства и композиционные

закономерности жанра.

Воспитательные: воспитание эстетической восприимчивости,

наблюдательности;

показать значение вещей в жизни человека;

воспитание позитивного эмоционального отношения

к миру.

Оборудование урока: мультимедийная презентация

Эпиграф : «Каковы сами, таковы и сани»

Народная поговорка

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит познакомиться поближе с жанром, который вам уже хорошо известен. Но сегодня мы этот жанр узнаем ещё и с других, ранее нам неизвестных сторон. Давайте вспомним стихотворную загадку поэта и музыканта Григория Гладкова, чтобы узнать о каком жанре сегодня пойдёт речь.

(Слайд № 1)

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это … натюрморт.

(Слайд № 2)

Объявление темы урока.

    Актуализация опорных знаний

Вопросы к уч-ся :

1. Вспомните, пожалуйста, как кратко определить, что такое натюрморт?

2. Жанр натюрморта актуален для всех видов изобразительного искусства?

3. Какое главное выразительное средство использует живопись?

(Слайд № 3)

4. Какое выразительное средство является главным для графики?

(Слайд № 4)

5. Какое из выразительных средств скульптуры можно назвать главным?

(Слайд № 5)

Игра «Угадай-ка».

Давайте, ребята, вспомним и другие жанры изобразительного искусства.

Учитель озвучивает название картины, а ученики угадывают жанр изображения (определение жанра изобразительного искусства по названию) и только потом показывается изображение:

    «Утро в сосновом бору»?

Слайд № 6

    «Лодки в море»?

Слайд № 7

    «Девочка с персиками»?

Слайд № 8

    «Опять двойка»?

Слайд № 9

3. Сообщение нового материала

Ребята, эпиграфом нашего урока станет народная поговорка.

Слайд № 10

В кратких и простых поговорках содержится всегда очень значительная житейская мудрость.

    Почему мы взяли к нашему уроку, посвящённому натюрморту, именно эту поговорку?

    Можно ли узнать что-либо о человеке по его вещам?

Давайте попробуем узнать – кому могут принадлежать эти вещи? Современные это предметы или нет?

Слайды № 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19

Действительно, вещи – не безмолвные наши спутники в жизни, они могут сказать наблюдательному человеку очень многое (вспомните Шерлока Холмса). Поэтому, наверное, долгое время натюрморт существовал не отдельной темой в изобразительном искусстве, а служил красноречивым дополнением к жанру портрета.

Слайд № 20

Посмотрите, как художник через века передаёт нам послание о характере купца, который заказал ему портрет.

    Можем ли мы что-либо сказать о характере купца на портрете? Какой у него взгляд: добрый и открытый или настороженный и подозрительный?

    Обратили ли вы внимание, что купец окружён множеством вещей? Зачем художник его как бы «заточил» в плотное кольцо этих вещей?

Слайд № 21

    Посмотрите какой букетик стоит на рабочем столе купца. Какое впечатление он производит на вас? Как он характеризует хозяина?

Слайд № 22

    Почему на первый план портрета художник выносит приоткрытую коробочку с деньгами?

Слайд № 23

    Соединив эти факты, можно ли определить, какие чувства художник испытывал к заказчику портрета – купцу?

Как самостоятельный жанр, портрет зародился лишь в 17 в. в Голландии. Натюрморт – очень молодой жанр, по сравнению с другими.

Слайд № 24

Обратите внимание, что на натюрмортах голландских живописцев всегда незримо присутствует человек. Надрезанная кожура лимона, смятая салфетка, надломленный хлеб… Предметы на натюрмортах будто хранят теплоту человеческих рук, которые прикасались к ним, что-то передвигали, что-то уронили. Это – особенность голландского натюрморта.

Слайд № 25

В изображении предметов натюрморта художники стремятся наиболее впечатляюще показать их форму, объём, цвет, фактуру материала из которого они сделаны.

Но натюрморты – не только красивая иллюстрация жизни. Они полны сложных символов, которые надо прочитывать, как книгу.

Современные художники в своих натюрмортах продолжают эти традиции, более свободно обращаясь с формой, светом и цветом предметов. Расширились и темы натюрмортов. Художники выбирают для изображения очень неожиданные предметы, удивляя зрителей.

Слайды № 26, 27, 28, 29

Слайд № 30

    Постановка практического задания.

Выполнение практического задания.

Ребята, т.к. мы сегодня будем рисовать натюрморт «Книги на столе», нам необходимо вспомнить основные законы линейной перспективы:

    ближний предмет изображается крупнее удалённого.

    параллельные линии, уходящие вдаль, сходятся на линии горизонта в точке схода.

Давайте выполним первые этапы рисунка, разметку и прорисовку основных элементов композиции, вместе.

Учитель выполняет учебный рисунок на доске.

Вот перед нами картинная плоскость – наш лист бумаги. Давайте расположим её горизонтально, т.к. горизонтальная композиция, в отличие от вертикальной, позволит нам расширить пространство стола. Мы изображаем не открытое пространство, линии горизонта мы не увидим. Но нам надо провести линию уровня глаз, примерно выше середины листика. Эта линия одновременно будет и дальним краем стола. Очертания стола с других сторон мы изображать не будем, чтобы не ограничивать предметную плоскость рисунка. Композиционным центром нашей работы будет книга, лежащая на середине стола, ближе к зрителям. Остальные книги мы расположим слева и справа от неё. (Приложение 1, 2)

Давайте вспомним какими выразительными средствами можно выделить композиционный центр.

Ребята, мы закончили построение трёх книг – основы нашей композиции. Следующий этап – это ваша индивидуальная работа. Выберите остальные предметы для вашего натюрморта так, чтобы зрителям было понятно – человек какой профессии работает за этим столом, какие у него увлечения, любит ли он природу, искусство, аккуратен он или предпочитает творческий беспорядок. Может, это будет ваш стол – такой, как есть или такой, о котором вы мечтаете. После прорисовки всех элементов вашей композиции, определитесь – будет ли это графический натюрморт или живописный. От этого выбора зависит, какое выразительное средство в вашей работе станет главным. Колорит будущей работы вы тоже будете выбирать самостоятельно. Не забудьте, что яркие и сочные цвета помогут передать вам настроение радости и праздника, преобладание тёмных и холодных создадут атмосферу уныния, печали.

    Подведение итогов урока.

Выставка работ уч-ся, их обсуждение.

Ребята задают вопросы друг другу по выбору предметов для натюрморта, интересуются названиями книг, изображённых на рисунках товарищей, отмечают удачные работы.

Учитель принимает участие в обсуждении.

Вопросы учителя к уч-ся:

    Было ли вам интересно сегодня на уроке?

    Считаете ли вашу работу удачной или её стоит доработать?

    Домашнее задание.

По желанию ребёнка – доработать натюрморт.

Приложение 1

Приложение 2




Top