Что включает в себя мировая художественная культура. МХК - это Мировая художественная культура

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Курс по мировой художественной культуре на ступени среднего (полного) общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в разные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры, но дает через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социо-культурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи. Предмет МХК интегративен по своей сути, поэтому принцип интеграции лежит в основе курса и является принципом построения программы. Комплексно изучается отечественная и зарубежная художественная культура и различные виды искусства: изобразительное, литература, музыка, театр и т.д. Принцип историзма позволяет показать закономерности развития мировой художественной культуры, обеспечивает понимание зависимости художественных явлений от явлений общественной жизни. Принцип опоры на творческий метод позволяет развернуть поступательное развитие различных искусств в их идейных и художественных взаимосвязях, выявить духовные, нравственные и эстетические доминанты времени. Раскрываются идейные и эстетические причины появления и смены творческих методов: классицизма, романтизма, реализма, символизма, сюрреализма и др. Распределение материала осуществляется по территориальному принципу, что позволяет показать, какой системой ценностей оперирует каждый народ, являясь носителем определенной религиозной и культурной традиции. В курсе выдерживается логика исторического линейного развития культуры от первобытного мира до ХХ века. При этом существенная роль отводится развитию способности учащихся понимать логику исторического развития мировоззренческих процессов и порожденных ими различных художественных систем и стилей. Курс позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур, учит школьников воспринимать мир как «мир миров», в котором любой культуре есть место; формирует позитивные жизненные ориентиры и собственную мировоззренческую позицию. Особенностью курса по МХК на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне является его связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. Предполагается не только объемное наращивание курса, но и формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств и мотивации, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Предлагаемая программа на этапе среднего (полного) общего образования на профильном уровне рассчитана на 210 часов: в X и XI классах по 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю. Программа состоит из двух частей. В первой части (10 класс) изучается художественная культура с древнейших времен до Нового времени. Во второй части (11 класс) рассматривается художественная культура периодов «Новое время – 20 век». Сюда же включен материал по русской художественной культуре. В материал 1 части включены темы:
    Происхождение искусства.
В материал 2 части включены темы:

Цели

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
    Освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике выразительных средств разных видов искусства; Овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку; Развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления; Воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира; Использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, познавательного интереса, осознанного формирования собственной культурной среды.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков: умение учащихся мотивированно организовывать познавательную деятельность – от постановки целей до получения и оценки результатов - и самостоятельно выбирать критерии для сравнительного анализа, сопоставления и оценки культурных явлений различных эпох и народов; приобщения к творческой, учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной деятельности; умение получать нужную информацию из различных источников, использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии; понимание ценности образования для развития личностной культуры, критической самооценки; умение давать личностную оценку явлениям современной жизни, определяя свою гражданску ПРОГРАММА КУРСА (10-й класс)

Тема

Кол-во часов

1. Происхождение искусства Мировая художественная культура - единство и многообразие. Художественный образ - основное средство отображения и познания мира в искусстве. Происхождение искусства и формирование основ художественного мышления: первообраз (мировое дерево, богиня- мать);мифологический год (число, геометрический узор, растение, зверь); полярные силы (свет-тьма, жизнь-смерть) мифологемы (хаос-сотворение-порядок, смерть-возрождение). 3
Художественная культура Азии, Африки, Латинской Америки 11 класс 21
2. Художественная культура первобытного мира и древних цивилизаций Архитектурные и живописные памятники пелеолита и неолита (Альтамира и Стоунхендж). Геометрический орнамент как символ перехода от хаоса к форме (круг, квадрат, треугольник, меандр).Традиционные культуры (культура аборигенов Австралии). Мифология - главный источник образов искусства Древнего мира. 3
3. Художественная культура Месопотамии Отображение космогонических мифов и природной среды в храмовой архитектуре. Зиккураты Этемменигуру в Уре и Этеменаки в Вавилоне. Типы дворцовых сооружений. Облицовка поверхностей глазурованным кирпичом - отличительная черта месопотамского стиля (ворота Иштар, Дорога процессий, тронный зал Южного дворца в Вавилоне). Рельеф - главный элемент декора шумеро-аккадских и ассиро-вавилонских дворцов. Шеду - уникальный образец соединения барельефа и горельефа (дворец Саргона 11 и в Дур-Шаррукине). Героический эпос «Сказание о Гильгамеше» - главный источник образов для наружного декора. Реалистические черты в рельефах и фресковых росписях интерьеров. 5
3. Художественная культура Древнего Египта Идея Вечной жизни - основа древнеегипетской культуры. Легенда об Осирисе и Исиде. Обряд мумификации и некрополь как материальное воплощение идеи Вечной жизни (пирамиды в Гизе, полускальный храм в Дейр-эль-Бахри, скальный храм в Абу-Симбел). Скульптура. Рельеф. Живопись. Архитектура наземного храма - символ самовозрождения Ра (Карнакский храм, Рамессеум). Живописное и скульптурное украшение саркофагов и гробниц - магическая формула вечного бытия. Сочетание фасных и профильных элементов в каноне Вечной жизни. 9
4. Крито-микенская культура Архитектура дворца-лабиринта в Кноссе как отражение мифа о Минотавре. Единство окружающей среды и живописной декорации – специфика минойской культуры. «Циклопический» характер архитектуры и декора микенских владык (дворец царя Агамемнона в Микенах). 3
Художественная культура Востока Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре народов Древнего Востока. 13
5. Художественная культура Индии Индуизм как стержень художественной культуры Индии. Эпос «Махабхарата» и «Рамаяна». Индуистский – архитектурный аналог мистического жертвоприношения и аскетического подвижничества (храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо). Роль скульптуры (техника «набухающая форма») во внешнем декоре индуистского храма. Буддийская ступа в Санчи – модель Вселенной Древней Индии. Каменный рельеф как летопись жизни и деяний Будды. Фресковые циклы пещерных храмов Аджанты – энциклопедия индийской жизни. Тадж – Махал – образец индо-мусульманской эстетики. Индийская миниатюра – утонченный сплав индо-мусульманского стиля. 4
6. Художественная культура Китая Космологизм – основа китайской культуры. Проявление вечной гармонии инь и ян в пейзажном жанре «горы-воды». Передача мажорного образа мира в декоративной манере гун-би (Ли Сысюнь «Путники в горах»); пейзаж настроения в технике сеи (Ван Вэй «Просвет после снегопада в гоах у реки»). Единство слова, знака и изображения – эталон китайской живописи. Отображение этики конфуцианства, даосизма и буддизма в литературных произведениях («Луньюй» - «Суждения и беседы», «Даодэцзин» - «Книга Пути и Благодати», «Цзинь, пин, мэй» - «Цветы сливы в золотой вазе»). Эстетика пустоты в изобразительном искусстве. Архитектура дворцов и храмов – отражение пятичленной модели мира (Гугун, храм Неба). Парк Ихэюань в Пекине как идеальное воплощение небесной гармонии. 4
7. Художественная культура Японии Эстетика синто в японской культуре. Культ природных форм и красоты обыденного в архитектуре (святилище Аматерасу в Исэ). «Все в одном» («цивилизация сосновой иглы») – ключевая идея японской художественной культуры: чайная церемония тяною, философские сады камней хиранива (Рёандзи в Киото), гравюра на дереве укиё-э (Огата Корин, Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай). Эстетизация мига. Образы древнего мира в современной культуре. Диалог Запада и Востока в культуре. 5
8. Художественная культура Месамерики Жертвенный ритуал во имя жизни – стержень культуры индейцев Центральной и Южной Америки. Теотиуаканский тип сооружения как образец храмовой и светской архитектуры индейцев майя и ацтеков (Паленке, Чичен-Ица,Теночтитлан). Сакральная функция скульптурного декора храмов. Сочетание символики и реализма в живописном декоре (Бонампак). Колониальный стиль в архитектуре Мексики. Миф и реальность в живописных циклах Д. Риверы (Министерство образования, Национальный дворец в Мехико). 3
Художественная культура Западной Европы и Северной Америки 11 класс 54
Античная художественная культура 11 класс 15
9. Художественная культура Древней Греции Эстетика античности. Антропоморфизм мироощущения. Отражение поэтической мифологии греков в архитектуре (храм Афины в Пестуме, Парфенон и Эрехтейнон в Афинах). От линейного ритма в архаике к объему (горельефу) в эллинизме («Персей, убивающий горгону Медузу» на метопе храма Афины в Селинунте; ионический фриз Парфенона; горельеф «Гигантомахия» алтаря Зевса а Пергаме). Декоративность архаических кор и куросов – истоки греческой скульптуры. Греческая скульптура ранней (хиазм Поликлета), высокой (гармония Фидия), поздней (неистовый порыв Скопоса) классики. Человек и рок в древнегреческом театре: тема проклятия рода Атридов в трагедиях Эсхила («Орестея»), Софокла («Электра»), Еврипида («Электра»). 10
10. Художественная культура Древнего Рима Специфика этрусского мировосприятия как основа римской культуры. Живописное украшение этрусских гробниц. Натурализм портретной и храмовой скульптуры. Римская доблесть во славу государству – кредо культуры Древнего Рима. Планировка римского города и архитектура как отражение величия Древнего Рима (Римский форум, Пантеон, Колизей).Архитектурная модель римского дома. Фреска и мозаика – основные средства декора римского дома (вилла Мистерий). Портретная скульптура римлян – предтеча европейской скульптуры (Алтарь Мира, конная статуя Марка Аврелия). 5
11. Раннехристианское искусство Типы раннехристианских храмов: ротонда (мавзолей Галлы Плацидии в Равенне) и базилика (церковь Сант-Аполлинаре ин Классе). Порядок размещения мозаик во внутреннем пространстве храма (мавзолей Галлы Плацидии, церковь Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне). Христианская символика. Традиции античного мира в европейской и отечественной культуре. 3
12. Художественная культура Средних веков. Отражение восточно-христианского мировосприятия в архитектуре византийского крестово-купольного храма. Космическая. Топографическая, временная символика храма (св. София Константинопольская). Эволюция византийского стиля в иконописи и мозаичном декоре (церкви Сан-Витале в Равенне и Хора в Константинополе). Эволюция базилики от дороманской Сен-Мишель де Кюкса до романской Сен-Пьер в Муассаке. Романская базилика - символ крестного пути и спасения через искупление. Каменный декор как отображение жизни человека Средних веков (тема страстей на порталах и капителях колонн). Полихромия во фресковом декоре романских базилик. Альгамбра – синтез романской и мусульманской культур. Эстетика готики. Готический храм – образ мира (архитектурная конструкция, скульптура, шпалеры-мильфлеры, витражи, музыка). Монодия как основа средневековой религиозной музыки (григорианский хорал).Региональные варианты готического стиля в Германии (Кельн, Нюрнберг), Испания (Севилья, Толедо), Италия (Сиена, Орвьето). Героический эпос, рыцарская куртуазная лирика, народная проза (пример-проповедь) – источники сюжетов в средневековой скульптуре, живописи, миниатюре.Образы средневековой культуры в искусстве последующих эпох. 19
13. Культура эпохи Возрождения Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Ренессанса. Проторенессанс в литературе (Д. Алигьери «Новая жизнь») и живописи (Джотто: фрески церкви Санта Мария дель Арена в Падуе). Родоначальник ренессансной архитектуры Ф. Брунеллески (Воспитательный дом, капелла Пацци). Мастера раннего Возрождения в изобразительном искусстве (Донателло, Мазаччо, С. Боттичелли). Новая эстетика Высокого Возрождения: Д. Браманте (архитектура), Л. да Винчи, Рафаэль (живопись), Микеланджело (скульптура).Позднее Возрождение (венецианская школа): А. Паладио, Тициан, Тинторетто. Расцвет полифонии (школа «строгого письма»).Особенности Возрождения в Нидерландах: Гентский алтарь Я. Ван Эйка; П. Брейгель Старший – художник толпы. Возрождение в Германии: мастерские гравюры А. Дюрера. Французский Ренессанс: школа Фонтенбло – сплав литературных и изобразительных образов (П. Ронсар, Россо Фьорентино, Ф. Приматиччо, Ж. Гужон). Трагедии В. Шекспира – вершина художественного обобщения характеров и ситуаций. Величие и трагизм утопических идеалов Возрождения. 27
Художественная культура Нового времени 11 класс 17
14. Эстетика барокко Архитектурные особенности как стиля ансамбля (церковь Иль Джезу в Риме). Л. Бернини. Формирование новых жанров в живописи (исторический, бытовой, натюрморт). «Большой стиль» П.-П. Рубенса. Новые музыкальные жанры: опера (К. Монтеверди: «Орфей»), инструментальная музыка (А. Корелли: concerto grosso, А. Вивальди). Вершина свободной полифонии в творчестве И.-С. Баха. («Страсти по Матфею»). 2
15. Эстетика классицизма «Большой стиль» Людовика XIV в архитектуре (Версаль, ансамбли Парижа). Классицизм в изобразительном искусстве (Н. Пуссен). Театр французского классицизма (П. Корнель, Ж. Расин). 2
16. Реализм в живописи 17 века Красота реального мира в творчестве М. Караваджо (Италия), Рембрандта Х. (Голландия), Д. Веласкеса (Испания). 1
17. Искусство рококо «Галантные празднества» А. Ватто, «пасторали» Ф. Буше. 1
18. Эстетика Просвещения Философские повести Вольтера, мещанская драма Д. Дидро, сентиментальный роман Ж.-Ж. Руссо). Революционный классицизм и ампир Ж.-Л. Давида. Оперная реформа К.-В. Глюка. Симфонизм Венской классической школы (сонатно-симфонический цикл Й. Гайдна, опера В.-А. Моцарта, симфонии Л. ван Бетховена). 2
19. Эстетика романтизма Музыка – ведущий жанр романтизма: песни (Ф. Шуберт), программные произведения (Г. Берлиоз), опера (Р. Вагнер), фольклор (И. Брамс). Религиозные и литературные темы живописи прерафаэлитов (Д.-Э. Миллес, Д.-Г. Россетти). Пейзаж в романтической живописи (К.-Д. Фридрих. У.Тёрнер). Революционный романтизм Э. Делакруа и Ф. Гойи. Английский парк. 2
20. Эстетика критического реализма 11 класс 2
Художественная культура конца 19-20 вв. 11 класс
21. Эстетика художественной культуры второй половины 19 века Абсолютизация момента в импрессионизме: живопись (К. Моне, П.-О. Ренуар, Э. Дега), музыка (К. Дебюсси), скульптура (О. Роден). Культ иррационального в символизме: живопись (Г. Моро, П. Пюи де Шеванн), скульптура (Э.-А. Бурделль). Фиксация вечного через мгновение в постимпрессионизме (П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген).
21. Эстетика модерна Знаковое выражение стиля в архитектуре (В. Орте. А. Гауди), живописи (А.-М. Муха). Графике (О. Бердсли), декоративно-прикладном искусстве (Л.-К. Тиффани, Г.-Ж. Гимар). Синтез искусств в архитектуре. Культ абсолютной красоты как кредо искусства в живописи (Бетховенский фриз).
22. Эпоха модернизма Новое видение красоты как отрицание единства формы, пространства и цвета. Индивидуальная свобода художника и творческий эксперимент: фовизм А. Матисса, экспрессионизм Ф. Марка, примитивизм А. Руссо, кубизм П. Пикассо, абстрактное искусство В. Кандинского, сюрреализм Р. Магритта, С. Дали. Новые техники (додекафония, алеаторика) и направления (новая Венская школа) в музыке. Конструктивизм в архитектуре Ш.-Э. Ле Корбюзье: вилла Савой в Пуасси. «Большой стиль» тоталитарных государств. Принцип «народности» и авторитарности в тоталитарном искусстве.Художественное и мировоззренческое своеобразие культуры США: литература (В, Ирвинг, Г. Лонгфелло. У. Уитмен, Э. Хемингуэй), живопись (Э. Хоппер. Э. Уорхел). Музыка (Ч. Айвз). Небоскребы – элегантная стилизация храмово-пирамидального зодчества тольтеков, майя, ацтеков (Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке). Геометрический декор как выражение оптимизма, энергии и напора. Афро-американский фольклор (сказки-притчи, спиричуэлс, блюз, джаз).
23. Постмодернизм Основные принципы. Новые виды искусств и новые формы синтеза: кинематограф, инсталляция, высокая мода (Д. Гальяно), компьютерная графика и анимация. Музыкальное искусство второй половины 20 века (Битлз, Пинк Флойд, «Новая волна»). Электронная музыка. Массовая культура и возрождение архаических форм в художественном мышлении. Поп-арт. Диалог культур и глобализация.
Русская художественная культура 11 класс
24. Художественная культура Древней Руси Славянские языческие традиции и эстетика православия. Культурное влияние Византии и формирование национального стиля (Софийский собор в Киеве). Миметический образ – идеал византийского изобразительного искусства. Киевская школа иконописи (Алимпий). Белокаменное зодчество – примета владимиро-суздальского стиля (храм Покрова на Нерли, Владимирский собор). Каменная резьба на фасаде – синтез романского и византийского стилей (Дмитриевский собор во Владимире). Фресковая роспись –основной вид внутреннего декора. Интерпретация темы Страшного суда в русском храме. Особенность архитектуры новгородских и псковских храмов. Формирование национальных иконописных школ. Новгородская школа иконописи («Св. Георгий с житием»). Псковская школа иконописи («Сошествие во ад «). Ф. Грек. Раннемосковская школа иконописи в творчестве А. Рублева. Икона «Троица» как национальный символ единения русских земель. Русский иконостас как символ единения Церкви от Адама до Страшного суда. Формирование национального самосознания. Раннемосковский стиль в архитектуре (собор Спаса Преображения в Спасо-Андрониковом монастыре). Ренессансные тенденции в архитектуре московского Кремля (Алевиз Новый: Архангельский собор). Успенский собор Фиораванти – уникальный образец синтеза владимиро-суздальского и ренессансного стилей. Творчество Дионисия как отображение величия и славы общенационального Русского государства (фресковый цикл в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтово). Знаменитый распев; партесный концерт. Ориентация на русскую старину – специфика культуры при Иване Грозном. Церковь Вознесения в Коломенском – образец шатрового храма. Храм Покрова Пресвятой Богородицы «на рву» в Москве – образец храма-монумента. Фресковые циклы (Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве) и иконопись (икона «Церковь воинствующая») – образец канонического воспроизведения текста Священного писания. Контакты с Западной Европой (Библия Пискатора). Гражданское зодчество (Теремной дворец московского Кремля). Светские мотивы в культовом зодчестве (Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря). Многоцветные поливные изразцы – новый вид декора в русском зодчестве. Светское звучание храмовых фресок (купеческие церкви Москвы и Ярославля). Деревянное зодчество (дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, церковь Спаса Преображения в Кижах). Нарышкинское барокко (колокольня Новодевичьего монастыря, трапезная палата Троице-Сергиевой Лавры) как пример европейского влияния. Древнерусская литература: от «Слова о полку Игореве» до «Жития протопопа Аввакума».Образы Древней Руси в русском искусстве.
Художественная культура России в Новое время 11 класс
25. Культурные связи России с Европой Проблема культурного синтеза и культурного заимствования. Петербургский стиль как отражение личных вкусов Петра I. Петропавловская крепость - образец фортификационных сооружений. Собор Петра и Павла - образец культового зодчества. Летний домик - образец частного жилища. Петергоф - «парадиз» Петра I на море. Новые виды декора. «Монументальное рококо» Ф.-Б. Растрелли как русская разновидность барокко (Зимний дворец в Петербурге, Царскосельский дворец. Воскресенский собор Смольного монастыря). Своеобразие екатерининского классицизма в архитектуре; «ранний классицизм» А. Ринальди (Мраморный дворец в Петербурге, дворец в Гатчине); «строгий классицизм» ДЖ. Кваренги (Академия наук, Смольный институт благородных девиц). «Прозрачный классицизм» Ч. Камерона - тонкая стилизация екатерининского классицизма (Царское Село). Особенность московского классицизма как стиля «дворянской республики». Светские (Московский университет, Дворянское собрание, Сенат) и культовые (церковь Большого Вознесения у Никитских ворот, храм при Голицынской больнице) сооружения М.Ф. Казакова. Павловск и Михайловский замок в Петербурге - идеальные образцы романтического мироощущения в архитектуре классицизма. Романтические тенденции в живописи (Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский) и скульптуре (Ф. Шубин, Э.-М. Фальконе) классицизма.Александровский классицизм начала 19 века как ориентация на идеалы Древней Греции: Казанский собор, биржа, адмиралтейство - символы военного, торгового, морского могущества России. Александровский ампир как ориентация на идеалы Древнего Рима: градостроительные ансамбли К. Росси (арка Генерального штаба, Александринский театр, Михайловский дворец). Белый зал Михайловского дворца как образец ампирного интерьера. Архитектурные декорации П. ди Готтардо Гонзага в русском театре. Роль скульптурного декора в украшении сооружений классицизма и ампира (С.С Пименов, И.И. Теребенев). Монументально-декоративная (В.И. Демут-Малиновский). Парковая (П.П. Соколов), мемориальная (И.П. Мартос) скульптура. Синтез романтизма, реализма и классицизма в живописи (О, А, Кипренский, К,П. Брюллов, А.А. Иванов, П.А. Федотов). Русская классическая музыка (М.И. Глинка).
26. Критический реализм в искусстве второй половины 19 века . Поиск национального самосознания в искусстве. Передвижники - глашатай острых социальных тем (И.Н. Крамской, И.Е. Репин). Национальный психологический портрет (В. Г. Перов: портрет Ф.М. Достоевского; И.Н. Крамской: портрет М.П. Мусоргского). Исторический жанр (В.И. Суриков). Особая роль пейзажа как «пейзажа русской души» в русской пейзажной школе (А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, И.И. Левитан). Принцип «музыкальной правды» в творчестве композиторов «Могучей кучки». Романтические традиции в музыке П.И. Чайковского. Русский классический балет (М. Петипа). Отражение русского «этнического своеобразия в архитектуре (русско-византийский стиль храма Христа Спасителя в Москве К.А. Тона; стиль «ля рюс» храма «Спас - на - крови» в Петербурге. А.А. Парланда) и в монументальной живописи (фрески Владимирского собора в Киеве В.М. Васнецова).
27. Русское искусство конца 19-начала 20 веков Своеобразие русского модерна в архитектуре. Основные направления стиля в творчестве Ф.О. Шехтеля: неоромантизм (особняк З.Г. Морозовой, здание Ярославского вокзала), пластицизм (дом Рябушинского), неоклассицизм (особняк Шехтеля на Большой Садовой), рационализм (типография «Утро России»). Живописный реализм В.А. Серова. Исторические реминисценции художников «Мира искусств» (К.А. Сомов, М.В, Добужинский, А.Н. Бенуа). Синтез слова, цвета и звука в музыке А,Н, Скрябина. Утонченная стилизация модерна в балетных постановках «Русских сезонов» в Париже (И. Ф. Стравинский). Символизм в живописи (М.А. Врубель. В.Э. Борисов-Мусатов, К.С. Петров-Водкин, «Голубая роза») и скульптуре (А.С. Голубкина).
28. Русская культура в первой половине 20 века Мировое значение творческих исканий российских художников в первой половине 20 века: живопись (В. В. Кандинский, К.С. Малевич, М. Шагал), музыка (С.С. Прокофьев, Д.Д Шостакович, А.Г. Шнитке). Кинематограф (С.М. Эйзенштейн), театр (К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд). Архитектура (В.Е Татлин, К.С. Мельников).
29. Русская культура второй половины 20 века Агитационное искусство: монументальная скульптура (Н.А. Андреев), политический плакат (Д.С. Моор). Искусство соцреализма в живописи (А.А. Дейнека, П.Д. Корин), скульптуре (В.И. Мухина) и гравюре (В.А. Фаворский). Сталинский ампир: высотные здания в Москве (Л.В. Руднев), Московский метрополитен. Развитие русской культуры во второй половине 20 века. «Город на три тысячи жителей» - проект будущего, ставший настоящим. Развитие российского искусства в конце 20 века: музыка, живопись. Театр, телевидение.Открытость современной русской культуры и преемственность в ее развитии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
    Введение
Современный культурный социум чрезвычайно сложен и противоречив. Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысления. Тем не менее сегодня, как никогда, человек ищет ответ на важные вопросы земного бытия:
    Каков мир и место человека в нем? Что является сегодня нравственным эталоном? Что есть красота и что является эстетическим идеалом?
Школьнику на эти вопросы прямо или косвенно дают ответы в предметах естественно-математического и гуманитарного циклов. Математика, физика, химия, биология, создают естественно-научную картину мира. История – общественно-научную. Литература, языки, музыка, изобразительное искусство тоже знакомят с осмыслением мира, но через творчество человека, и видение мира может быть как материалистическим, так и религиозным. Ответить на эти вопросы поможет и МХК. В школьном процессе обучения МХК занимает особое место. С литературой, музыкой, изобразительным искусством МХК объединяют общие цели: нравственно-эстетическое и духовное воспитание, воспитание эстетического вкуса, знание художественной культуры. Приобщение к общечеловеческим и национальным художественным ценностям, развитие широкого, целостного мышления. Стоит задача научить учащихся видеть единство художественной культуры через многообразие различных произведений; отличать произведения разных стилей, направлений, понимать их содержание; уметь аргументировать свое понимание и свою оценку произведений; привить навык самостоятельного анализа.
    Избранные главы
В материал 1 части включены темы:
    Происхождение искусства.
I Художественная культура Азии, Африки, Латинской Америки.
    Художественная культура первобытного мира и древних цивилизаций. Художественная культура Месопотамии. Художественная культура Древнего Египта. Крито-микенская культура. Художественная культура Востока. Художественная культура Индии. Художественная культура Китая. Художественная культура Японии. Художественная культура Месамерики.
II Художественная культура Западной Европы и Северной Америки.
    Художественная культура Древней Греции. Художественная культура Древнего Рима. Раннехристианское искусство. Художественная культура Средних веков. Культура эпохи Возрождения.
В материал 2 части включены темы:
    Художественная культура Нового времени. Эстетика барокко. Эстетика классицизма. Реализм в живописи 17 века. Искусство рококо. Эстетика Просвещения. Эстетика романтизма. Эстетика критического реализма. Художественная культура конца 19-20 веков. Эстетика художественной культуры второй половины 19 века. Эстетика модерна. Эпоха модернизма. Постмодернизм.
III Русская художественная культура.
    Художественная культура Древней Руси. Художественная культура России в Новое время. Культурные связи России с Европой. Критический реализм в искусстве второй половины 19 века. Русское искусство конца 19-начала 20 века. Русская культура в первой половине 20 века. Русская культура второй половины 20 века.
    Заключение

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения мировой художественной культуры на профильном уровне ученик должен

Знать\понимать

    Особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры; Шедевры мировой художественной культуры; Основные выразительные средства художественного языка разных видов искусств; Роль знака, символа, мифа в художественной культуре;

Уметь

    Сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, назвать их ведущих представителей; Понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; Умение аргументировать собственную точку зрения по проблемам мировой художественной культуры; Уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии); Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения путей своего культурного развития, профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе; организации личного и коллективного досуга; самостоятельного художественного творчества.
    Интернет-ссылки на учебные материалы для школьников
    Происхождение искусства /library/art/pervcult.htm ; /biblio/archive/noname_hrestpoestet/14.aspx Художественная культура Месопотамии /user/f/00001535/MXK/Structure_of_a_rate/razdel_3.html МААТ Ассоциация по изучению Древнего Египта / Крито-микенская культура /31/31_102.htm Художественная культура Индии и Китая в древности /user/f/00001535/MXK/Structure_of_a_rate/razdel_4.html Учебное пособие по культурологи /edu/ref/stol/02.html Художественная культура Древней Греции /user/f/00001535/MXK/Structure_of_a_rate/razdel_5.html Культура Византии /ru/his/2002/08/2.htm
    Интернет-ссылки на представленные учебные материалы или их компоненты
В Единой коллекции ЦОР – нет предмета «Мировая художественная культура»

Сложно не согласиться с тем, насколько большую роль играет в истории любого периода искусство. Судите сами: на уроках истории в школе после каждой темы, посвященной изучению политической и экономической обстановки в мире в тот или иной временной промежуток, ученикам предлагается готовить доклады об искусстве данной эпохи.

Также в школьном курсе с относительно недавнего времени присутствует такой предмет, как МХК. Это абсолютно не случайно, ведь любое произведение искусства является одним из ярчайших отражений того времени, в которое оно было создано, и позволяет взглянуть на мировую историю глазами творца, давшего этому произведению жизнь.

Определение культуры

Мировая художественная культура, или сокращенно МХК, - это вид общественной культуры, в основе которой лежит образно-творческое воспроизведение общества и людей, а также живой и неживой природы через средства, используемые профессиональным искусством и народной художественной культурой. Также это явления и процессы духовной практической деятельности, создающей, распространяющей и осваивающей материальные предметы и произведения искусства, которые обладают эстетической ценностью. Мировая художественная культура включает в себя живописное, скульптурное, архитектурное наследие и памятники а также все многообразие созданного народом и отдельными его представителями произведений.

Роль МХК как учебного предмета

В ходе изучения курса мировой художественной культуры предусмотрена как широкая интеграция, так и понимание связи культуры в первую очередь с историческими событиями любого временного отрезка, а также с социальными науками.

Как уже говорилось ранее, мировая художественная культура охватывает всю художественную деятельность, которой когда-либо занимался человек. Это литература, театр, музыка, изобразительное искусство. Изучаются все процессы, связанные как с созданием и хранением, так и с распространением, созиданием и оценкой культурного наследия. Не остаются в стороне и проблемы, связанные с обеспечением дальнейшей культурной жизни общества и подготовкой в вузах специалистов соответствующей квалификации.

Как учебный предмет МХК - это обращение ко всей художественной культуре, а не к отдельным ее видам.

Понятие культурной эпохи

Культурная эпоха, или культурная парадигма, является сложным многофакторным явлением, содержащим в себе образ как конкретного человека, живущего в конкретное время и осуществляющего свою деятельность, так и сообщества людей с одинаковым бытом, жизненным настроением и мышлением, системой ценностей.

Культурные парадигмы сменяют друг друга в результате своеобразного естественно-культурного отбора посредством взаимодействия традиционной и инновационной составляющих, которые несет в себе искусство. МХК как учебный курс ставит перед собой целью изучение и этих процессов.

Что такое эпоха Возрождения

Одним из самых значимых периодов развития культуры является Ренессанс, или Возрождение, господство которого пришлось на XIII-XVI вв. и ознаменовало собой наступление эпохи Нового времени. Наибольшему влиянию подверглась сфера художественного творчества.

После эпохи упадка в Средние века искусство расцветает, и возрождается античная художественная мудрость. Именно в это время и в значении «возрождение» употребляется итальянское слово rinascita, позднее появляются многочисленные аналоги в европейских языках, и в том числе французский Renaissance. Все художественное творчество, в первую очередь изобразительное искусство, становится универсальным «языком», который позволяет познать тайны природы и приблизиться к ней. Мастер воспроизводит природу не условно, а стремится к максимальной натуральности, пытаясь превзойти Всевышнего. Начинается развитие привычного нам чувства прекрасного, естественнонаучное и богопознание все время находят точки соприкосновения. В эпоху Ренессанса искусство становится и лабораторией, и храмом.

Периодизация

Возрождение делится на несколько временных отрезков. В Италии - на родине Ренессанса - были выделены несколько периодов, которые в течение долгого времени использовались во всем мире. Это Проторенессанс (1260-1320 гг.), частично входящий в период дученто (XIII в.). Кроме того, были периоды треченто (XIV в.), кватроченто (XV в.), чинквеченто (XVI в.).

Более общая периодизация делит эпоху на Раннее Возрождение (XIV-XV вв.). В это время происходит взаимодействие новых тенденций с готикой, которая творчески преобразуется. Далее идут периоды Среднего, или Высокого, и Позднего Возрождения, особое место в которых уделяется маньеризму, характеризуемого кризисом гуманистической культуры Ренессанса.

Также в таких странах, как Франция и Голландия, развивается так называемое где огромную роль играет поздняя готика. Как говорит история МХК, Возрождение нашло свое отражение в Восточной Европе: Чехии, Польше, Венгрии, а также в скандинавских странах. Испания, Великобритания и Португалия стали странами со сложившейся в них самобытной ренессансной культурой.

Философская и религиозная составляющие Возрождения

Через размышления таких представителей философии этого периода, как Джордано Бруно, Николай Кузанский, Джованни и Парацельс, становятся актуальными в МХК темы духовного творчества, а также борьбы за право называть индивида «вторым богом» и ассоциировать человека с ним.

Актуальна, как и во все времена, проблема сознания и личности, веры в Бога и высшие силы. Имеют место как компромиссно-умеренные, так и еретические взгляды на этот вопрос.

Человек стоит перед выбором, и реформа церкви этого времени подразумевает Ренессанс не только в рамках МХК. Это также человека, пропагандируемое через выступления деятелей всех религиозных конфессий: от основоположников Реформации до иезуитов.

Главная задача эпохи. Несколько слов о гуманизме

Во главу угла в период Возрождения ставится воспитание нового человека. Латинское слово humanitas, от которого произошло слово «гуманизм», является эквивалентом греческого слова «воспитание».

В рамках Ренессанса гуманизм призывает человека к тому, чтобы овладеть важной для того времени античной премудростью и найти путь к самопознанию и самосовершенствованию. Здесь происходит слияние всего самого лучшего, что могли предложить другие периоды, оставившие свой след в МХК. Эпоха Возрождения взяла античное наследие древности, религиозность и светский кодекс чести Средневековья, творческую энергию и человеческий ум Нового Времени, создав абсолютно новый и, казалось бы, совершенный тип мировоззрения.

Ренессанс в различных сферах художественной деятельности человека

В этот период иллюзорно-натуроподобные картины вытесняют иконы, становясь центром инновации. Активно пишутся пейзажи, бытовая живопись, портрет. Распространяется печатная гравюра на металле и дереве. Рабочие эскизы художников становятся самостоятельным видом творчества. Картинная иллюзорность присутствует и в

В архитектуре под влиянием увлеченности зодчих идеей центрического популярными становятся пропорциональные храмы, дворцы и архитектурные ансамбли, делающие акцент на земных, центрически перспективно-организованных горизонталях.

Литература Ренессанса характеризуется любовью к латинскому как языку образованных людей, соседствующему с национальными и народными языками. Популярными становятся такие жанры, как плутовской роман и городская новелла, героические поэмы и романы средневековой авантюрно-рыцарской тематики, сатира, пастораль и любовная лирика. На пике популярности драмы театры ставят спектакли с обилием городских праздников и пышных придворных феерий, становящихся порождением для красочных синтезов различных видов искусств.

В музыке происходит расцвет строгой музыкальной полифонии. Усложнение композиционных приемов, появление первых форм сонат, опер, сюит, ораторий и увертюр. Светская музыка, близкая к фольклорной, становится наравне с религиозной. Происходит отделение инструментальной музыки в отдельный вид, а вершина эпохи - создание полноценных сольных песен, опер и ораторий. На смену храму приходит оперный театр, занявший место центра музыкальной культуры.

В целом главным прорывом становится то, что некогда средневековая анонимность сменяется индивидуальным, авторским творчеством. В связи с этим мировая художественная культура переходит на принципиально новый уровень.

Титаны Ренессанса

Не удивительно, что такое фундаментальное возрождение искусства фактически из пепла не могло состояться без тех людей, которые создавали своими творениями новую культуру. Позже их начали называть «титанами» за тот вклад, который они внесли.

Проторенессанс олицетворял Джотто, а в период кватроченто противостояли друг другу конструктивно строгий Мазаччо и задушевно-лирические работы Боттичелли и Анджелико.

Среднее, или представляли Рафаэль, Микеланджело и, конечно же, Леонардо да Винчи - художники, ставшие знаковыми на рубеже Нового времени.

Знаменитыми архитекторами Ренессанса стали Браманте, Брунеллески и Палладио. Брейгель Старший, Босх и Ван Эйк - живописцы голландского Ренессанса. Гольбейн Младший, Дюрер, Кранах Старший стали основоположниками немецкого Возрождения.

Литература этого периода помнит имена таких мастеров-«титанов», как Шекспир, Петрарка, Сервантес, Рабле, подаривших миру лирику, роман и драму, а также внесших свою лепту в формирование литературных языков своих стран.

Несомненно, эпоха Возрождения внесла свой вклад в развитие многих направлений в искусстве и дала толчок для создания новых. Неизвестно, какой была бы история мировой художественной культуры, если бы этого периода не было. Возможно, классическое искусство сегодня не вызывало бы такого восхищения, большинства направлений в литературе, музыке и живописи вообще бы не существовало. А может быть, все, с чем мы привыкли ассоциировать классическое искусство, появилось бы, но на много лет или даже столетий позднее. Каким бы ни был ход развития событий, И очевидно лишь одно: даже сегодня мы восхищаемся произведениями этой эпохи, а это лишний раз доказывает ее значимость в культурной жизни общества.

МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»

(экстернат)

10-12 классов

на учебный год

Пояснительная записка

Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения ученика в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание учащимися значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

Основным разделом данной разработки являются требования к сдаче зачетов за курс 10, 11 классов вечерней школы. Эти требования составлены в соответствии с программой, которая учитывает требования обязательного минимума содержания основного общего образования по МХК. Учитель опирается в работе на содержание учебников для 10 и 11 классов. Предлагаемая программа учитывает исходный уровень знаний и умений по МХК, полученный разновозрастными учащимися ранее в образовательных учреждениях, реализующих основы курса на уроках изобразительного искусства, музыки, эстетики, литературы, истории.

Изучение курса представлено не линейно, а по видам искусств.

Отличительной особенностью данной программы является то, что в ней предусмотрено самостоятельное изучение отдельных тем, которые в сочетании с лекциями и практическими занятиями по предмету формируют у учащихся целостное представление о мировой художественной культуре, включая и культуру нашей страны.

Как составная часть федерального компонента государственного среднего (полного) общего образования на базовом уровне данный предмет должен способствовать развитию в каждом ученике толерантное отношение к мировому искусству в целом и более качественному оцениванию нашей национальной культуры, как составляющей культуры мировой.

В соответствии с целями, заявленными в данной программе, а именно:

1. Развитие образно-ассоциативного мышления

2. Воспитание художественно-эстетического вкуса

3. Освоение знаний о культурных стилях и направлениях

4. Овладение умением анализировать произведения искусства

5. Использование приобретенных знаний и умений в жизни

у учащихся актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, развиваются навыки оценки классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

2. Самостоятельные работы

3. Домашнее задание по изучению нового материала

4. Творческие работы

Контроль знаний учащихся осуществляется двумя видами:

1. Промежуточный контроль: самостоятельные работы, ответы на вопросы, сопоставительный анализ, конспекты

2. Итоговый контроль: итоговый тест, творческая работа.

Требования к зачету

1. Тетрадь с конспектами за 10-11 классы (таблица для пришедших позже)

2. Творческая работа (реферат, презентация)

3. Контрольные тесты / работы за 10-11 класс

4. Активная работа на лекциях

Критерии оценки

Критерии

Тетрадь с конспектами / таблица

Творческая работа

Контрольные тесты / работы

Защита творческой работы

В результате изучения МХК ученик должен

Знать/понимать

J Основные виды и жанры искусства.

J Направления и стили.

J Шедевры мировой художественной культуры, их авторов.

Уметь

J Узнавать изученные произведения, относить их к определенному стилю или направлению.

J Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств.

J Выполнять учебные и творческие задания.

Краткое содержание курса «Мировая художественная культура» за 10 класс общего образования:

1. Предмет МХК. Понятие культуры. Культура первобытного мира.

Культура Древнего мира: Месопотамия, Египет, Греция, Рим, Индия.

2. Культура эпохи Средневековья.

3. Культура эпохи Возрождения.

1. . Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) образование (базовый уровень)/2-е изд., стер.-

2. . Мировая художественная культура: учебное пособие .-

Ростов-на-Дону: Феникс,200с.

3. Данилова художественная культура 10 класс. М.:

(поэтические тексты) и др.

Элементы зачета:

1.Контрольная работа по следующим вопросам:

· Архитектура пирамид и храмов – отражение идеи Вечной жизни в культуре Древнего Египта

· Заполнить таблицу: «Развитие живописи от первобытного мира до 17 века» (закончить Эпохой Возрождения)

· Идеал красоты Древней Греции в ансамбле Афинского Акрополя (отразить синтез искусств)

· Романский и готический стили. Привести примеры.

· Лексическое значение следующих слов: амфитеатр, стамбха, ступа, мастаб, мумия, пиктограмма, ордер архитектурный, менгир, палестра,

папирус, базилика, каста, пагода, некрополь.

Краткое содержание курса «Мировая художественная культура» за 11 класс общего образования:

Русское искусство 18-19 века.

2. Искусство XX века. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Символизм.

Эстетизм. Искусство модерна: фовизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, поп-арт.

Список учебной литературы:

1. . Мировая художественная культура: учебник для 11класса: среднее (полное) образование (базовый уровень)/2-е изд., стер.-

М.: Издательский центр «Академия», 200с.

2. . Мировая художественная культура: учебное пособие.-

Ростов-на-Дону: Феникс,200с.

3. Данилова художественная культура 11 класс. М.:

Требования к знаниям и умениям:

1.Знать особенности видов искусств каждой изученной культуры.

2.Узнавать представленные памятники культур, определять их

принадлежность тому или иному народу.

3.Умение анализировать произведение искусства: формулировать его

основную идею, выявлять ряд тем, определять позицию автора,

давать характеристику героям произведения, сжато и подробно излагать

сюжет, выражать и доказывать свою точку зрения, цитировать

(поэтические тексты) и др.

4.Умение отбирать, систематизировать и анализировать учебную

литературу; определять главное и второстепенное.

Элементы зачета:

1.Контрольная работа по следующим вопросам:

· Основные черты барокко, классицизма, рококо.

· Романтический идеал и его отображение в камерной музыке, живописи, литературе.

· Главные течения модернизма в живописи XX века.

· Пабло Пикассо или Сальвадор Дали: гении XX века.

· Лексическое значение следующих слов: богатель, пастораль, гравюра, ампир, андеграунд, коллаж , фроттаж, кинетическое искусство, китч.

2. Реферат или презентация на тему:

· Первобытная культура: наскальная живопись

· Боги Древнего Египта

· Литературные памятники Древнего Египта

· Месопотамский эпос: сказания о Гильгамеше

· Изобразительное искусство и архитектура Месопотамии

· Театр Древней Греции

· Мифология Древней Греции

· Литература Древних культур

· Ораторское искусство Древнего Рима

· История Колизея

· Инженерные достижения и военное искусство Древнего Рима

· Особенности культуры Древнего Китая

· Особенности культуры Древней Японии

· Особенности древней культуры стран Востока

· Храмовые постройки в Индии

· Славянская мифология

· История рыцарства

· Готический стиль в архитектуре

· Романский стиль в архитектуре

· Средневековые школы, университеты и госпитали

· Гуманизм и рационализм как основные черты культуры Ренессанса

· Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти

· Музыка 18 века И. Гайдн, Л. Ван Бетховен

· Антуан Ватто

· Клод Моне

· Русское искусство 19 века

· Русский театр

· Анри Матисс - мастер цвета

· Гений Пабло Пикассо

· Сальвадор Дали: в лабиринтах сознания

· Свободная тема

Для пропустивших лекции обязательно заполнение таблицы!

Культурная эпоха

Основные черты

Живопись и скульптура

Архитектура

Литература

Первобытная культура

Древние цивилизации

Средневековье

Возрождение

Классицизм

Романтизм

Импрессионизм

Модернизм

Заполнить таблицу, выделяя основные черты каждой эпохи и привести примеры наиболее известных произведений искусств и указать авторов

(если они известны).

Список дополнительной литературы:

Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.
Алпатов наследие / М. В. Алпатов. - М., 1990.
Алянский театра / Ю. Л. Алянский. - Л., 1986.
Андреев мифа и правда истории / Ю. В. Андреев. - Л., 1990.
Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. - М., 1997.
Аркин архитектуры и образы скульптуры / Д. Е. Аркин. - М., 1990.
Арутюнов и культуры / С. А. Арутюнов. - М., 1989.
Атлас чудес света. - М., 1998.
Бартенев истории архитектурных стилей / И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова. - М., 1983.
Беляев Ю. 100 чудовищ Древнего мира: мифологическая иллюстрированная энциклопедия / Ю. Беляев. - М., 1997.
Библия. Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М., 1976.
Библейская энциклопедия. - М., 1990.
Бидерман Г. Энциклопедия символов / Г. Бидерман. - М., 1996.
Бродский Б. Жизнь в веках / Б. Бродский. - М., 1990.
Буддизм: Словарь. - М., 1992.
Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада / Т. Буркхардт. - М., 1999.
Ванслов искусство и музыка / В. В. Ванслов. - М., 1981.
Васильев религий Востока / А. С. Васильев. - М., 1983.
Власов в искусстве: Словарь. В 3 т. / В. Г. Власов. - СПб., 1995-1997.
Взаимодействие культур Востока и Запада. - М., 1990.
Виппер в историческое изучение искусства /- М., 1985.
Гачев образы мира / Г. Д. Гачев. - М., 1988.
Гнедич история искусств / И. П. Гнедич. - М., 2007.
От амулета до монумента: Книга об умении видеть и понимать скульптуру / В. П. Головин. - М., 1999.
Гомбрих Э. История искусства / Э. Гомбрих. - М., 1998.
Гузик путеводитель по мировой художественной культуре / М. А. Гузик. - М., 1999, 2002.
Гутнов А. Мир архитектуры / А. Гутнов. - М., 1985.
Даниэль видеть / С. М. Даниэль. - Л., 1990..
Дмитриева и слово / Н. А. Дмитриева. - М., 1971.
Дмитриева история искусств /- М., 1985, 1991, 1993.
Зильберквит музыки / М. А. Зильберквит. - М., 1988.
Изобразительное искусство. Музыка. - М., 1997.
Иллюстрированная история религии. В 2 т. - М., 1992.
Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. В 5 т. - М., 1962-1966.
Ислам: энциклопедический словарь. - М., 1991.
История всемирной литературы. В 9 т. - М., 1994.
История мирового искусства. - М., 1998.
История мировой культуры: справочник школьника. - М., 1996.
История религии. В 2 т. - М., 2002.
Иудаизм и христианство: словарь. - М., 1995.
Каган общения / М. С. Каган - М., 1988.
Кармин / А. С. Кармин. - М., 2002.
Кино: энциклопедический словарь. - 1986.
Книги о творчестве художников издательства «Белый город».
Кононенко в терминах, понятиях, именах /. - М., 1999.
Коран.- М., 1992.
Культура, человек и картина мира. - М., 1987.
Культурология: краткий словарь. - СПб., 1995.
Лисичкина О. Мировая художественная культура. Ч. 1-3 /. - СПб.,2005.
Литературная энциклопедия. В 7 т. - М., 1961-1965.
Лотман: Искусство / Ю. М. Лотман. - М., 2000.
Малая история искусств. - М., 1975.
Мифы в искусстве старом и новом. - Л., 1993.
Мифы народов мира. В 2 т. - М., 1988.
Мифологический словарь. - М., 1990.
Михеева словарь в рассказах / Л. В. Михеева. - М., 1988.
Музыкальный энциклопедический словарь. - М., 1991.
Музыкальная энциклопедия. В 5 т. - М., 1985-1988.
Нейхардт А. Семь чудес древней Ойкумены / А. Нейхардт,. - М.,1990.
Популярная художественная энциклопедия. В 2 т. - М., 1990.
Радугина в религиоведение / А. А. Радугина. - М., 1996.
Религии народов современной России: словарь. - М., 1999.
Русские художники от А до Я: энциклопедический словарь. - М., 2000.
Соболев культура личности / П. В. Соболев. - Л., 1986.
Словарь Античности. - М., 1989.
Словарь искусств. - М., 1996.
Театральная энциклопедия. В 10 т. - М., 1965.
Токарев в истории народов мира. - М., 1986.
Филатов школьный иллюстрированный иконописный словарьМ., 1996.
Фомина о художниках / Н. Н. Фомина - М., 1994.
Холлингсворт М. Искусство в истории человека / М. Холлингсворт. - Флоренция , 1997.
Христианство: словарь. - М., 1994.
Христианство: энциклопедический словарь. В 3 т. - М., 1995.
Черняк чудес света / В. З. Черняк. - М., 1990.
Энциклопедический словарь юного историка. - М., 1990.
Энциклопедия для детей «Аванта +» (том «Всеобщая история», «Искусство», «Религии мира»). - М., 1990-1996.
Энциклопедия для детей и юношества. История искусств. - М., 1996.
Энциклопедия для детей. Религии мира. - М., 1996. - Т. 6.
Энциклопедия: живопись. - М., 1999.
Энциклопедический словарь по культурологии. - М., 1997.
Энциклопедия литературных героев. - М., 1997.
Эстетический словарь. - М., 1989.
Яковлев и мировые религии / Е. Г. Яковлев. - М., 1985.

Интернет-ресурсы:

«Музеи мира» - http://www. *****
«Лувр» - http://www. louvre. fr
«Искусство эпохи Просвещения» -
http://dmf. culture. fr/files/imaginary_exhibition. html
«Картины истории России . XVII-XX век» (сведения о русских художниках и писателях) - http://www. shool/edu/ru/int
«Художественные музеи и выставки» - http:///museums. html
«Художественная смесь» (музыка, опера, пьесы) - rec. arts. misc
«Эрмитаж. Путешествие в мир сокровищ» (картины франц. импрессионистов и др.) - http://www. shool/edu/ra/int
«Сюрреализм» - http://pharmdec. wustl. edu/juju/surr/surrealism. html
«Сокровища России. Введение в русское искусство» (рус. искусство от истоков до авангарда) - http://www. shool/edu/ru/int
«Русский музей. Живопись» - там же.
«APT - история искусств» - там же.
«Нонконформисты. Новое русское искусство» - там же.
По видеоарту и новым видам электронного искусства:
http://www. acm. uiuc. edu/rml; http://www. mb

«Культура» - Индия Китай Япония Культура ислама (арабский Восток). Эпоха Возрождения (Ренессанс)13-16 века. Барокко Классицизм Рококо Сентиментализм. Стиль, направление, течение. Культура Античности (Древняя Греция и Древний Рим 3 тыс. лет-1 век до н. э.). Зародилась и развивалась преимущественно в Италии. Культура Востока.

«Массовая культура» - Металлисты. Культурология изучает плоды человеческой деятельности. Духовная культура: Субкультура. В центре культурологии – человек. Массовая культура: Духовная и материальная Массовая и элитарная Социальная Профессиональная. Мифологическая Религиозная Научная уфологическая. Архитектура. Основные черты массовой культуры:

«Состояние воды» - Вода. Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Айвазовский Девятый вал. Твердое агрегатное состояние воды. Облака также состоят не из водяного пара, а из мельчайших водяных капелек. А.С.Есенин. 1979г. А.Саврасов. Н.К. Рерих. Тихо скользите по стеклам и бродите, Точно как ищете что-то веселого…

«Культурология» - Кравченко А. И. Культурология: учеб. Лингвокультурология. Садохин, Александр Петрович. Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также всех интересую­щихся культурологией. I. Маркова, Анна Николаевна, ред. Хрестоматия. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф.

«Искусство и культура» - Творчество. НРАВСТВЕННОСТЬ (нравственные ценности). Что же дает нам изучение МХК? Искусство звука (музыка). Виды искусств. Предмет мхк. В любой области искусства художник создает произведение искусства через творчество. Национальная. Литература. Роль художника в искусстве огромна. Искусство слова (литература).

«Искусство и духовная жизнь» - Искусство и духовная жизнь. Первое искусство. Пространственные искусства Временные искусства. Наука, изучающая искусство. Обществознание. Особенности искусства. Речевые Изобразительные. Эстетика. Виды искусства. Задание: прочитайте в учебнике пункт «Особенности искусства» и перечислите особенности искусства.

Сложно не согласиться с тем, насколько большую роль играет в истории любого периода искусство. Судите сами: на уроках истории в школе после каждой темы, посвященной изучению политической и экономической обстановки в мире в тот или иной временной промежуток, ученикам предлагается готовить доклады об искусстве данной эпохи.

Также в школьном курсе с относительно недавнего времени присутствует такой предмет, как МХК. Это абсолютно не случайно, ведь любое произведение искусства является одним из ярчайших отражений того времени, в которое оно было создано, и позволяет взглянуть на мировую историю глазами творца, давшего этому произведению жизнь.

Определение культуры

В архитектуре под влиянием увлеченности зодчих идеей центрического популярными становятся пропорциональные храмы, дворцы и архитектурные ансамбли, делающие акцент на земных, центрически перспективно-организованных горизонталях.

Литература Ренессанса характеризуется любовью к латинскому как языку образованных людей, соседствующему с национальными и народными языками. Популярными становятся такие жанры, как плутовской роман и городская новелла, героические поэмы и романы средневековой авантюрно-рыцарской тематики, сатира, пастораль и любовная лирика. На пике популярности драмы театры ставят спектакли с обилием городских праздников и пышных придворных феерий, становящихся порождением для красочных синтезов различных видов искусств.

В музыке происходит расцвет строгой музыкальной полифонии. Усложнение композиционных приемов, появление первых форм сонат, опер, сюит, ораторий и увертюр. Светская музыка, близкая к фольклорной, становится наравне с религиозной. Происходит отделение инструментальной музыки в отдельный вид, а вершина эпохи - создание полноценных сольных песен, опер и ораторий. На смену храму приходит оперный театр, занявший место центра музыкальной культуры.

В целом главным прорывом становится то, что некогда средневековая анонимность сменяется индивидуальным, авторским творчеством. В связи с этим мировая художественная культура переходит на принципиально новый уровень.

Титаны Ренессанса

Не удивительно, что такое фундаментальное возрождение искусства фактически из пепла не могло состояться без тех людей, которые создавали своими творениями новую культуру. Позже их начали называть "титанами" за тот вклад, который они внесли.

Проторенессанс олицетворял Джотто, а в период кватроченто противостояли друг другу конструктивно строгий Мазаччо и задушевно-лирические работы Боттичелли и Анджелико.

Среднее, или представляли Рафаэль, Микеланджело и, конечно же, Леонардо да Винчи - художники, ставшие знаковыми на рубеже Нового времени.

Знаменитыми архитекторами Ренессанса стали Браманте, Брунеллески и Палладио. Брейгель Старший, Босх и Ван Эйк - живописцы голландского Ренессанса. Гольбейн Младший, Дюрер, Кранах Старший стали основоположниками немецкого Возрождения.

Литература этого периода помнит имена таких мастеров-"титанов", как Шекспир, Петрарка, Сервантес, Рабле, подаривших миру лирику, роман и драму, а также внесших свою лепту в формирование литературных языков своих стран.

Несомненно, эпоха Возрождения внесла свой вклад в развитие многих направлений в искусстве и дала толчок для создания новых. Неизвестно, какой была бы история мировой художественной культуры, если бы этого периода не было. Возможно, классическое искусство сегодня не вызывало бы такого восхищения, большинства направлений в литературе, музыке и живописи вообще бы не существовало. А может быть, все, с чем мы привыкли ассоциировать классическое искусство, появилось бы, но на много лет или даже столетий позднее. Каким бы ни был ход развития событий, история не терпит И очевидно лишь одно: даже сегодня мы восхищаемся произведениями этой эпохи, а это лишний раз доказывает ее значимость в культурной жизни общества.


Внимание, только СЕГОДНЯ!


Top