Достопримечательности Древней Греции. История Древней Греции

Греция - небольшая страна, обладающая колоссальным историческим и культурным наследием. Именно здесь началось формирование европейской цивилизации в том виде, в котором мы её знаем в наши дни. И хотя многие элементы пришли из более ранних эпох, именно на территории Греции зародились многие классические элементы науки, искусства и медицины. А греческий язык послужил "донором" многих современных наречий, причем не только на уровне отдельных слов, но даже письменности и литургических элементов. Колоссальное историческое наследие страны в большинстве случаев сегодня просматривается относительно слабо - бурная история этой земли разрушила многие древние города и храмы. Памятников античной цивилизации, например, гораздо больше за пределами самой страны, в той же Малой Азии. Однако сама земля Греции несет в себе дух своего былого величия, да и памятников более поздних эпох здесь немало. А дружелюбный народ, уникальные традиции, живописные поселения, теплый климат, бесчисленные острова и протяженное морское побережье ежегодно привлекают сюда миллионы туристов.

На вопрос, с чем в первую очередь ассоциируется Греция, многие ответят: знаменитый афинский Акрополь. Другие вспомнят ряды белых домов, ярусами поднимающиеся на фоне бирюзового неба. Поклонники средиземноморской кухни ответят иначе: для них Эллада – это, прежде всего, родина тающей во рту мусаки и бараньих сувлаков, запиваемых рециной – белым вином с ароматом сосновой смолы. Те, кто любит уединение, найдут под небом Греции труднодоступные уголки, а людей мечтательных скорее привлекут Дельфы, монастырский комплекс Метеоры или амфитеатр в Эпидавре.

Эту страну и все культовые достопримечательности Греции невозможно узнать, побывав здесь только раз. У каждого города свои особенности – чтобы познакомиться с ними, надо приезжать в Элладу еще, и еще.

Афины. Достопримечательности Афин

Главным центром туризма в Греции является ее столица - Афины, один из древнейших городов мира, расположенный в чашеобразной долине на западном побережье Аттики в окружении гор Эгалео, Парнита, Пендели и Гимет (Имитос). Сам город построен несколько хаотично и из-за расположенности в межгорной котловине имеет достаточно сложную экологическую обстановку, но его прекрасные памятники старины и отличные музеи привлекают сюда миллионы туристов. Центром Афин считаются холмы Акрополь и Ликабет (Ликавитос), с которых более 6 тыс. лет назад и начинался город. Афинский Акрополь - символ древней Греции. Уже во времена микенской эпохи (1600-1000 гг. до н. э.) на вершине этого 155-метрового скалистого холма был построен царский дворец, обнесенный циклопической стеной (4,5 м. толщиной), которая, впрочем, не спасла город от многочисленных разрушений. Сохранившиеся до наших дней сооружения построены, в основном, в V в. до н. э. Входом в Акрополь служил монументальный портал Пропилейон (447-432 г. до н. э.).

Жемчужиной Акрополя считается Парфенон (V в. до н. э.) - храм Афины Парфенос, являющийся уникальным архитектурным сооружением - он спроектирован таким образом, что его разновеликие колонны и кривизна плоских на первый взгляд конструкций придает этому огромному зданию поразительную легкость и пропорциональность. Колоннада ("перистиль") из 46 колонн и знаменитый парфенонский фриз (сейчас хранится в Британском музее) оттеняли прекрасные скульптурные группы работы великого Фидия, большая часть которых не сохранилась до наших дней и известна только по копиям. Парфенон за свою историю был и христианским храмом, и пороховым складом, и лишь в XIX в. началась частичная реставрация этого уникального памятника, длящаяся до сих пор. Также восстановлен театр Пегилле (II в. до н. э.), в котором сейчас проводятся фестивали и ставятся спектакли античных авторов, рядом с которым лежат руины более древнего театра Диониса.

Статистические показатели Греции
(по состоянию на 2012 год)

Рядом с Парфеноном находится древнейшее место поклонения афинян - небольшой классический храм Эрехтейон (421-407 гг. до н. э.), построенный на месте микенского царского дворца. По легенде, именно на этом месте разрешился спор Афины и Посейдона за право покровительствовать городу. В честь этого события и были построены два храма под одной крышей. Наибольший интерес вызывает "Портик Дочерей" - шесть скульптур Кариатид, одна из которых была вывезена английским послом в Лондон (сейчас хранится в Британском музее), что породило легенду о слышащемся в ночи плаче оставшихся Кариатид по своей похищенной сестре.

Центральная часть города ограничена треугольником площадей Омония (Согласия), Синтагма (Конституции) и Монастыраки - это самый многолюдный и вечно наполненный туристами и бизнесменами район города. От Монастыраки с её первым кафедральным собором в столице - Айос-Элефтериос (XII в.), к площади Синтагма, которая считается деловым центром столицы, можно пройти мимо церкви Капникарея по тихой пешеходной улице Эрму, чтобы отдать дань уважения памяти греческих патриотов у Могилы Неизвестного Солдата, которую охраняет почетный караул "эвзонов" (национальная гвардия) в традиционных греческих костюмах. Рядом с мемориалом высится величественное здание Парламента (в прошлом - Королевский Дворец), за которым раскинулся роскошный королевский парк Заппио, а также, несколько поодаль, развалины храма Зевса Олимпийского (530 г. до н. э. - 129 г. н. э.) и знаменитая Арка Адриана. Ни в коем случае не стоит пропускать построенный на месте старого античного стадиона (330 г. до н. э.) Панафинейский стадион на 60 тыс. мест, где в 1896 г. проходили первые Олимпийские игры современности, храм Гефеста (иногда неверно называемый Тиссио) - самый красивый из сохранившихся античных храмов Афин, а также ансамбль зданий Национальной Академии, Афинского университета и Национальной библиотеки на улице Панепистимиу, Некрополь Керамикос, Клепсидру Андроника из Кирры и Римскую Агору. Из памятников более поздних эпох интересны церковь Айи-Апостоли (Св. Апостолов) в районе Древней Агоры, церковь Айи-Теодори (Св. Феодора) на площади Клафтмонос или церковь Айи-Георгиос (Св. Георгия) на вершине холма Ликавитос, на который можно подняться на фуникулере, чтобы полюбоваться великолепной панорамой города.

В Афинах 250 музеев, галерей и более современных храмовых комплексов. Национальный Археологический музей - один из самых богатых музеев мира, хранящий уникальные находки со всей территории страны (и с островов Киклад, Крита и Санторина), прекрасные ювелирные украшения, в том числе найденные Шлиманом при раскопках Микен. Только вазам и амфорам здесь отведен целый зал! Византийский музей на улице Василиссис Софиас славится лучшей в Европе коллекцией икон и мозаик, а также другими произведениями знаменитых византийских скульпторов и художников. Музей Бенаки был основан в 1930 г. коллекционером А. Бенакисом и известен богатой коллекцией древнегреческого и византийского искусства, а также своими экспозициями китайского фарфора, восточных украшений и оружия. Интересны также Археологический музей Афинской Агоры, Музей естественной истории Гуландриса, Национальная картинная галерея, Музей греческого народного искусства и Музей греческих народных музыкальных инструментов, а также Культурный центр Афинского Муниципалитета (Театральный музей), Музей Кикладского и древнегреческого искусства, Музей святых икон в здании Архиепископии, Музей Керамики и множество других собраний.

Другие достопримечательности Греции

Полуостров Пелопоннес

Гористый полуостров Пелопоннес, лежащий на юге Греции, является одним из центров греческой цивилизации, "родиной" многих мифов и современным курортным районом. Обязательно посетите древний Коринф с его руинами храма Аполлона (VI в. до н. э.), римской агорой, одеоном и театром, или руины знаменитого Лакедемона (Спарты) с остатками акрополя, храма Афины (VI в. до н. э.), многочисленных святилищ и театра (I - II вв. н. э.).

В северной части Пелопоннеса, в предгорьях Агйос-Илиас, лежит центр одной из древнейших цивилизаций мира - город и крепость Микены, основанный легендарным Персеем. В 1870 г. археолог Генрих Шлиман, опираясь на тексты "Илиады" Гомера, начал раскопки в этих местах, и заново открыл миру сокровища "золотых Микен". Крепость, окружавшая город, была построена из гигантских каменных блоков, что породило легенду о циклопе, построившем её. Сейчас на месте легендарного города расположен музей, знаменитый своими "Львиными воротами", "гробницей Агамемнона", царским дворцом, царским кладбищем и руинами многочисленных бытовых построек, а множество золотых изделий, найденных при раскопках, хранятся сейчас в Национальном Археологическом музее в Афинах.

Олимпия, древнегреческий город в северо-западной части Пелопоннеса, это место древнего культа Зевса и родина Олимпийских Игр в честь Зевса Олимпийского. Существование Олимпии уходит корнями в глубокую древность - первые поселения здесь относятся к III тысячелетию до н. э., а древнейшие архитектурные памятники - ко II тысячелетию до н. э. В настоящее время почти все памятники комплекса Альтиса (олимпийский храмово-культовый комплекс) раскрыты, а это такие знаменитые сооружения, как остатки святилища Пелопса над его могилой (конец II тысячелетия до н. э.), храма Геры (VII в. до н. э.), относившиеся к "семи чудесам света" святилище и оракул Зевса (468-456 гг. до н. э.), портик Эхо (VI в. до н. э.), палестра (III в. до н. э.) и гимнасион (II в. до н. э.), ряд храмовых сокровищниц, булевтерион (место заседания Олимпийского совета, VI-V вв. до н. э.), стадион, более 130 статуй, триумфальная арка Нерона, термы и нимфей римского периода, и многое другое. С момента возрождения Игр в 1896 г., в древнем святилище Олимпии вновь зажигается олимпийский огонь, отсюда он совершает свое путешествие к месту проведения очередной Олимпиады. В 1887 г. образован музей Олимпии - одно из лучших в мире собраний античного искусства.

Эпидавр, расположенный в 30 км. к востоку от Нафплиона, был знаменит святилищем Асклепия (Эскулапа, бога врачевания) и своим театром (IV в. до н. э.), который вмещал более 14 тыс. зрителей и в котором до сих пор каждую пятницу разыгрывают настоящие древнегреческие драмы. Интересны также местный Исторический музей и "катогогийон" - гостиница для паломников и пациентов храма Асклепия.

Крепость Монемвасиа (легендарная Мальвазия, VI в.) расположена на огромной скале в море напротив городка Гефира, с которым её связывает уникальное сооружение - древний туннель. До наших дней сохранилась и сама крепость, и множество византийских домов, в которых сейчас размещены фешенебельные отели.

Первая столица независимой Греции - Нафплион (165 км. от Афин), славится своей турецкой крепостью Паламиди, небольшим Венецианским замком на островке у входа в бухту и живописными аллеями, поросшими тополями и оливковыми деревьями. Сейчас это отправная точка многочисленных экскурсий по Пелопоннесу и к островам Гидра, Спетсес и Порос, а также в Монемвасию. В окрестностях Нафплиона множество хороших и чистых пляжей, лучшие из которых протянулись по побережью Саронического залива у курорта Толон. Можно также отдохнуть и на замечательных песчаных побережьях Киллини, Калогрия, Эрмионида, Порто Хели и Галатас, или в живописных горных курортах Калаврита и Витина.

Македония

Македония - самая крупная и плодородная область Греции. Здесь зародилась и расцвела знаменитая Древняя Македония, здесь раскинулись красивейшие мысы и бухты Халкидики, покрытые зелеными лесами горы и сказочной красоты водопады, а также сосредоточены тысячи археологических памятников мировой известности - Олинтос, Дион, Вергина, Пелла, о.Тасос и Платамон.

Салоники - столица Македонии и второй по величине город страны, был основан в 315 г. до н. э. и назван в честь Фессалоники - сестры Александра Македонского. За свою многовековую историю Салоники были столицей многих государств, видели славу македонцев и могущество Рима, нашествия кельтов и монголов, пережили пять веков турецкого владычества и многочисленные восстания местного населения. До наших дней сохранились римская триумфальная арка Галерия (Камара, 300 г. н. э.), театр с трибунами и мозаичные полы римских вилл, построенная на месте древнего храма Кавиро римская Ротонда, сама впоследствии перестроенная в христианский храм Св. Георгия (IV в. н. э.), базилика святого покровителя города - Св. Димитрия (V в. н. э., вновь отстроена в 1949 г.), храм Ахиропиитос (Нерукотворный, V-VI вв.), купольная базилика Св. Софии (V-VIII вв.), храмы Илии Профитиса (Пророка, 1360 г.), Св. Екатерины (XIII в.), Святых Апостолов (XIV в.), построенный на месте древнего храма Гефеста храм Пресвятой Богоматери Халкеон (V в. н. э.), монастырь Влатадов (1351-1371 гг.) и др. Символом города считается Лефкос-Пиргос (Белая башня) - бывшая жуткая турецкая тюрьма, заслужившая даже название "Кровавая башня". Сейчас Салоники - крупный промышленный и финансовый центр Греции, место проведения крупных международных ярмарок, но в окрестностях города, на побережье залива Термаикос и Паралия, а также на полуостровах Кассандриа (Касанфа), Ситониа и Афон, расположено множество прекрасных курортных мест - Сани, Афитос, Никити, Ситония, Калитея, Литохоро, Сарти, Неос Мармарас, Порто Куфо и множество других.

В юго-восточной части Халкидики находится святое место для каждого православного человека - Агион-Орос (Святая гора Афон, 2033 м.). Первый крупный монастырь, Великая Лавра (Лавра Св. Афанасия), был основан здесь в 963 г., в 1016 г. появился первый русский монастырь - Ксилургу (позже - Св. Пантелеймона), а сейчас в этом "монашеском государстве" 20 монастырей с толстыми неприступными стенами, множество скитов и уединенных келий. В соответствии с "золотой буллой" Константина Монаха (1060 г.), доступ на Афон до сих пор ограничен (необходимо получение разрешения, запрещено оставаться на ночь, вход женщинам запрещен), но посещение этих мест стоит затраченных на это усилий - Афон представляет собой настоящий музей, здесь хранятся уникальные сокровища огромной исторической и художественной ценности.

Фессалия

Центр страны, территория античных Фессалии, Этолии и Эпира, являлась центром формирования дорийской культуры. Памятники старины этого региона не столь известны, как Аттика или Македония, но не менее интересны.

Современная столица Фессалии - Лариса, привлекает туристов акрополем на холме Айос-Ахиллиос, древнехристианской базиликой и палатами епископа (VI в.), а также руинами трехнефной базилики с прекрасными мозаиками и стенными росписями (IV-V вв.), древнегреческим театром (II в. до н. э.), живописным парком Алказар, Театром Фессалии и множеством прекрасных музеев. В округе лежат такие интересные места, как пещера Кефаловрисо, международный заповедник в долине Килада, "место жительства" древнегреческих богов - г. Олимп (2917 м.), церкви Айу-Георгиу (Св. Георгия), Айос-Параскевис (Св. Параскевы-Пятницы), Айия-Атанасиу (Св. Афанасия) и знаменитый монастырь Богоматери Панагия Олимбиотиса (XIV в.), построенный на месте древнегреческого акрополя, многочисленные памятники своеобразной местной архитектуры в Царицани и Амбелакиа, а также прекрасные курортные места в Агиокамбос, Велика, Коккино-Неро, Карица, Стомио и Неа-Месангала.

Достопримечательности Кардицы представлены церковью Зоодоху-Пигис (Животворного Источника), митрополией Айия-Константину, оригинальным Музеем Христианства и парком Павсилипос. В 18 км. к юго-западу от Кардицы, на высоте 1150 и., находится важный религиозный и культурный центр страны - монастырь Мони-Коронас. В окрестностях лежат лечебные источники Смоковос и Кетса, славящийся уникальным архитектурным ансамблем городок Рендина, сводчатое погребение микенского периода (1500 г. до н. э.) в окрестностях Георгико, древнегреческие поселения Гомфи и Киерион, монастырь Мони-Петрас ("на скале") около Ламберо и красивое искусственное озеро Тавропу.

Столица древней Фессалии и современного округа Магнисия - Волос, лежит в глубине залива Пагаситикос. Большинство древнегреческих памятников города не дошло до наших дней, но тем не менее интересны церкви Айу-Константину, Айу-Николау, Метаморфосис (Преображения) и Айос-Триадас (Св. Троицы) в районе Анаврос, Археологический музей и старинный миниатюрный поезд, который регулярно совершает рейсы на живописные склоны горы Пилион, на которой, согласно легендам, обитали легендарные кентавры. На полуострове Магнисия расположено множество прекрасных курортов - Хорефто, Киссос, Цангарад, Милопотамос и др. К этому округу относятся также и острова Спорадес, почти вся северная часть которых объявлена Национальным морским парком. Знаменитая Эвбея (Эвиа), второй по величине остров страны, славится своими термальными источниками (3-е место в мире), уютными маленькими пляжами с чистейшим песком и множеством карстовых пещер.

Город Трикала (гомеровская Трикки) интересен своей византийской крепостью и расположенным под её стенами старым районом Варуси, археологическим заповедником на месте древнегреческого Асклепиона и Муниципальной картинной галереей с прекрасным собранием икон XVI-XIX вв. В Каламбака находится величественный собор Успения Богородицы с иконами и стенными росписями редкой красоты, а также живописная скала Теопетра, в недрах которой лежит пещера с археологическим участком периода каменного века. Каламбака служит отправной точкой в знаменитые Святые Метеоры - второй по величине и значимости после Афона монастырский комплекс страны. Выстроенная на вершинах грандиозных скал (до 400 м.) неприступная монашеская страна Метеоры (от греческого "метеорос" - парящий в воздухе) стала приютом отшельников еще в XI в.

Греческие острова

Основная достопримечательность страны - её острова. Обычно острова Греции делят на две группы - Ионические острова (т. н. Эптаниса - "Семь островов", в том числе Корфу, Кефалинтия, Закинтос и Лефкас) образующие западную дугу, более многочисленные Эгейские острова, объединенные в архипелаги Спорады, Киклады и Додеканес. В Сароническом заливе располагается еще одна небольшая островная группа - Аргосароника.

На юге Эгейского моря находится самый большой остров Греции - Крит (8,3 тыс. кв. км.), один из центров древней минойской культуры (III-II тыс. лет до н. э.), оказавшей огромное влияние на культуру древней Греции. На этом острове, овеянном легендарной славой древних мифов, родился Зевс, здесь высились дворец Миноса и знаменитый Лабиринт Минотавра. На его северном побережье расположены лучшие пляжи Греции, а в горных центральных районах - около 3 тыс. пещер, глубокие каньоны и плодородные долины. Наиболее живописны орошаемое тысячами ветряных мельниц плоскогорье Ласити, самое длинное ущелье Европы - Самария, единственный в Европе финиковый лес в районах Ваи и Превели, а также высочайшая вершина острова - г. Ида (2456 м.).

Столица Крита и одновременно центр самой крупной одноименной области острова - город Ираклион (Гераклейон), названный в честь легендарного Геракла. Когда-то Ираклион был главным портом венецианцев в восточном Средиземноморье. Мощные оборонительные стены Крепости (XVI в.), построенные вокруг "старого города", хорошо сохранились до наших дней. Но главная достопримечательность этого крупного порта - Археологический музей, хранящий уникальные фрески из дворцов Кносса и Феста, знаменитый "Фестский диск" и множество скульптурных форм. Это единственное в своем роде собрание экспонатов минойской эпохи, размешенных в строгом хронологическом порядке, начиная с VI тысячелетия до н. э. и до "позднего Рима" (III в. н. э.), что позволяет наглядно проследить все шесть тысячелетий истории цивилизации. После музея посетите церковь Св. Екатерины Синайской с музеем икон, переделанную в мечеть венецианскую базилику Св. Марка (1239 г.) с Галереей современного искусства, церковь Св. Тита (961 г.) с мощами этого святого, великолепный фонтан Морозини и венецианскую биржу, в которой сейчас размещена мэрия.

Близ Ираклиона лежат руины древнего Кносса - самого древнего города Крита и одного из первых городов Европы. Знаменитый Кносский дворец, точная дата постройки которого теряется во тьме веков (большинство обнаруженных помещений датируются II тысячелетием до н. э.), фигурирует во многих древних легендах и мифах как образец роскоши и величия. Открытые археологами остатки этого колоссального многоэтажного сооружения, богато украшенные фресками, рельефами и скульптурой, сейчас частично реконструированы и являются прекрасным музеем под открытым небом. Не менее интересен принадлежавший брату Миноса дворцовый комплекс в Фесте (XVIII-XV вв. до н. э.), "царская вилла" в Айя-Триада (недалеко от Феста), где была обнаружена богатая усыпальница с расписным саркофагом (1550-1400 гг. до н. э.), дворец в Като-Закрос (восточная оконечность острова) и руины дворца Ниру в Хани-Коккини.

Рядом с Фестом лежат руины Гортина - римской столицы Крита, где сохранились остатки множества зданий, Одеона и высеченного на каменных колоннах знаменитого Гортинского кодекса.

Вокруг Ираклиона множество памятников и других эпох - в Малья (Малия, 34 км. восточнее Ираклиона) находится еще один минойский дворец (1900 г. до н. э.), в котором было найдено украшение в виде двух золотых пчел - символов Крита. Вронтисийский мужской монастырь (1400 г. н. э.) знаменит своими фресками и фонтаном, изображающим Адама и Еву в раю, а Варсамонерский монастырь (XIV в.) считается одним из самых старых монастырей Крита. В 20 км. от Ираклиона лежат курорты Гувес и Сталида с отменными пляжами, а в 26 км. к северу находится лучший курорт северного Крита - Херсониссос, рядом с которым расположен один из крупнейших в Европе аквапарков в курортном районе Элунда. Родос - крупнейший остров группы Додеканес ("двенадцать островов"), лежащих в юго-восточной части Эгейского моря близ побережья Малой Азии. Здесь когда-то стоял Колосс Родосский - одно из семи чудес света, в его портах грузились корабли крестоносцев, его земля видела великие битвы и могучие империи. Сейчас это всемирно известный курорт с превосходно развитой инфраструктурой туризма. Столица острова - город и порт Родос, находится на его северной оконечности. Основанный в античные времена греками, в средневековье он был практически полностью перестроен рыцарями ордена Св. Иоанна (Госпитальеры) - были построены мощные (до 12 м. толщиной) крепостные стены (XIV в.), Дворец Великих магистров (Кастелло, XIV в.) с расположенным в нем сейчас музеем, Дворец Адмиралов (XV в.), здания резиденций ордена на улице Иппотон (Рыцарей), торговый центр Кастеллания, Малый Дворец и готическая часовня со статуей Богоматери. От турецкого владычества остались мечеть Сулеймана с прекрасной библиотекой, мечеть султана Мустафы и действующие до сих пор турецкие бани. Обязательно стоит посетить античный порт (порт Мандраки) с его крепостью Св. Николая, ветряными мельницами и статуями оленей - символов Родоса, а также археологический район на горе Монте-Смит, церкви Св. Георгия и Св. Параскевы Пятницы, самый большой католический храм Родоса - церковь Богородицы Хоры и византийскую Троицкую церковь.

Расположенный в здании бывшего рыцарского госпиталя (XV в.) Археологический музей славится своей античной коллекцией, Этнографический музей обладает богатой экспозицией мебели, керамики и традиционных народных промыслов, а в Пинакотеке (Городская картинная галерея) представлены работы современных художников. Обязательно посетите знаменитую "Долину бабочек", где в естественных условиях, среди прекрасных рощ, ручьёв и водопадов, живут тысячи этих экзотических насекомых.

Ионические острова (Кефалиния, Керкира, Закинтос и Лефкас) лежат у западных берегов Греции. Остров Керкира (Корфу) - самый северный и самый красивый из них. Утопающий в зелени и залитый щедрым солнцем, с изрезанными, словно кружева, берегами заливов, остров неоднократно воспет в мифах как "страна феаков", в которой нашли прибежище аргонавты после возвращения из похода за Золотым Руном. С античных времен эта земля вдохновляла многих поэтов и художников, а в наши дни стала одним из самых фешенебельных курортов Греции. Лучшие пляжи острова находятся в районе Гувиа, Кастория, Мессонги, Паралия Катерини, Сидари и Рода. В столице острова - Керкире, обязательно следует побывать в Старой (Морской, XII-XVI вв.) и Новой (Береговой, XVII в.) крепостях, построенных венецианцами, посетить красивую главную площадь города - Спианада и Кафедральный Собор Св. Спиридона (1590 г.) с мощами святого покровителя города, пройтись по кварталам "кадунии" ("Старый город" - самый крупный средневековый комплекс Греции, охраняется государством), осмотреть Муниципалитет (XVII в.), "старый дворец" Регенда (1819 г.) с триумфальными арками и удивительное здание Листон. "Визитной карточкой" города считается монастырь Влахерна в Канони (4 км. к югу от столицы), также посетите барочный дворец Сан-Джакомо, дворец Ахиллио (1890 г.) в Гастури с великолепным парком и музеем, хорошо сохранившийся монастырь Божьей Матери Платитера, Византийский музей и Музей искусства Азии, живописный холм Белла-Виста и средневековые крепости в Гардики, Кассиопи, Палеокастрица и Ангелокастро (Крепость ангелов, XIII в.). Из античных памятников интересны ранее украшавший дорический храм Артемиды каменный "фронтон Горгоны" (585 г. до н. э.), фрагмент фронтона храма с изображением Диониса, медные скульптуры Афродиты и др. Всего на этом острове более 800 церквей и монастырей.

Колыбелью современной европейской цивилизации справедливо считается Древняя Греция. Это государство оказало заметное влияние на развитие многих сфер человеческой жизни - науки, медицины, политики, искусства и философии. Некоторые памятники Древней Греции сохранились до наших дней. Именно о них, а также об истории некогда великой державы пойдет речь в данной статье.

Древняя Греция и её историческое значение

Под Древней Грецией историки понимают совокупность цивилизаций, которая просуществовала около 3000 лет: с третьего тысячелетия до нашей эры до I века нашей эры. Само же понятие "Древняя Греция" на территории современного государства не употребляется. В этой стране данное цивилизационное образование именуют Элладой, а его жителей - эллинами.

Описание Древней Греции следует начать с её значения и роли в историческом развитии всей западной цивилизации. Так, историки справедливо считают, что именно в Древней Греции был заложен фундамент европейской демократии, философии, архитектуры и искусства. Древнегреческое государство было завоевано Римом, однако вместе с этим Римская империя позаимствовала и основные черты древнегреческой культуры.

Настоящие подвиги Древней Греции - это не всемирно известные прекрасные мифы, а открытия в науке и культуре, философии и поэзии, медицине и архитектуре. Стоит отметить, что географически территория Древней Греции не совпадает с границами современного государства. Под данным термином историки часто подразумевают просторы других стран и регионов: Турции, Кипра, Крыма и даже Кавказа. Памятники Древней Греции сохранились на всех этих территориях. Кроме того, древнегреческие поселения (колонии) в свое время были разбросаны по берегам Средиземного, Черного и Азовского морей.

География и карта Древней Греции

Эллада не была единым, монолитным государственным образованием. На её фундаменте сформировался не один десяток отдельных городов-государств (самые известные из них - Афины, Спарта, Пирей, Самос, Коринф). Все государства Древней Греции представляли собой так называемые "полисы" (иными словами, города), с прилегающими к ним угодьями. В каждом из них действовали свои законы.

Центральным ядром Древней Эллады является вернее, его южная часть, западная оконечность Малой Азии, а также множество расположенных в этом регионе островов. Древняя Греция состояла из трех частей: Северная Греция, Средняя Греция и Пелопоннес. На севере государство граничило с Македонией и Иллирией.

Древней Греции представлена ниже.

Города в Древней Греции (полисы)

Как выглядели города в Древней Греции?

Нельзя говорить, что они имели шикарный и роскошный вид, как это часто любят иллюстрировать на картинках. На самом деле - это миф. Шикарно и помпезно в древнегреческих полисах выглядели лишь главные общественные постройки, а вот дома обычных граждан были весьма скромными.

Жилища людей были лишены какого-либо комфорта. Историки предполагают, что даже спали на улице, под портиками. Сеть городских улиц была небрежной и непродуманной: на большую часть из них и вовсе не попадали солнечные лучи.

Хуже всего дела обстояли в Афинах, о которых многие путешественники того времени отзывались с презрением. Тем не менее комфорт со временем проникал и в жилища простых греков. Так, настоящую революцию в градостроении и планировании улиц в то время произвел архитектор Гипподам Милетский. Именно он первым обратил внимание на расположение домов в городе и старался строить их в одну линию.

Архитектурные достопримечательности Древней Греции

Теперь стоит остановиться на еще одном важном вопросе: что оставила нам Древняя Эллада, если говорить о материальных памятниках?

Достопримечательности Древней Греции - храмы, амфитеатры, остатки общественных сооружений - сохранились во многих странах Европы. Но больше всего их, конечно же, именно на территории современного одноименного государства.

Важнейшими памятниками античной материальной культуры являются древнегреческие храмы. В Элладе они строились повсеместно, ведь считалось, что в них обитают сами боги. Эти всемирно известные достопримечательности Древней Греции заметно выделяются на фоне остальных архитектурных памятников Древней Эллады - остатков греческих акрополей и прочих древних руин.

Парфенон

Пожалуй, самым известным памятником древнегреческой архитектуры является храм Парфенон. Он был сооружен в 432 году до нашей эры в Афинах, и сегодня является самым узнаваемым туристическим символом современной Греции. Известно, что строительством этого величественного дорического храма руководили архитекторы Калликрат и Иктин, а сооружен он был в честь богини Афины - покровительницы Афинского акрополя.

До нашего времени довольно неплохо сохранилась центральная часть Парфенона с пятьюдесятью колоннами. В центре храма можно увидеть копию скульптуры Афины, выполненную в свое время из слоновой кости и золота Фидием - известнейшим древнегреческим художником и скульптором.

Фриз центрального фасада здания щедро украшен различными изображениями, а фронтоны храма - чудесными скульптурными композициями.

Храм Геры

Самым древним по возрасту храмом Древней Греции является храм богини Геры. Эксперты утверждают, что он был построен еще в шестом веке до нашей эры. К сожалению, сооружение сохранилось не столь хорошо, как Парфенон: в начале четвертого столетия оно сильно пострадало от землетрясения.

Храм Геры находится в Олимпии. Согласно легенде, его подарили олимпийцам жители Элиды. Фундамент, ступени, а также несколько сохранившихся колонн - это все, что осталось от грандиозного сооружения на сегодняшний день. Можно лишь представлять, как он выглядел в те древние времена.

В свое время храм Геры украшала статуя Гермеса. Сегодня скульптура хранится в археологическом музее Олимпии. Известно, что древние римляне использовали в качестве святилища. Сегодня же это место славится в первую очередь тем, что здесь зажигают олимпийский огонь в канун очередной олимпиады.

Храм Посейдона

Храм Посейдона, вернее его остатки, расположены на Он был построен в 455 году до нашей эры. До наших дней сохранилось лишь 15 колонн, но и они красноречиво говорят о величественности этого сооружения. Ученые установили, что на месте этого храма, еще задолго до начала строительства, уже существовали другие культовые сооружения. Ориентировочно их датируют VII веком до нашей эры.

Всем хорошо известно, что бог Посейдон в древнегреческой мифологии - это повелитель морей и океанов. Поэтому совсем не случайно древними греками было выбрано место для сооружения этого храма: на отвесном берегу Эгейского моря. К слову, именно на этом месте царь Эгей бросился с обрывистой скалы, когда увидел вдалеке судно своего отпрыска Тесея с черным парусом.

В заключение...

Это настоящий феномен в истории европейской цивилизации, оказавший огромное влияние на развитие европейской культуры, науки, искусства и архитектуры. Достопримечательности Древней Греции - это многочисленные величественные храмы, остатки акрополей и живописные развалины, которые в большом количестве сохранились до наших дней. Сегодня они привлекают к себе огромное количество туристов со всего мира.

Являясь колыбелью цивилизаций многих народов, Греция на своей территории располагает громадным архитектурным потенциалом прошедших веков. Архитектурные памятники Греции приводят в восторг многочисленных туристов посещающих ежегодно эту поистине божественную страну. Сама архитектура Греции отражает различные периоды развития страны, воплощенные в камне и мраморе. Для приезжающих туристов экскурсии по достопримечательностям Греции начинаются именно из осмотра архитектурных памятников страны.

Самым известным из архитектурных шедевров Греции считается Афинский Акрополь, который является образцом древнегреческой архитектуры и прекрасно вписывается в ландшафт местности. Это уникальное творение древних зодчих, создано в самый расцвет Афин в 4000-3000 тысячелетии до н.э. Акрополь являлся самым красивым храмом Греции и возведен в честь богини Афины.

Боги Эллады являлись вдохновителями при строительстве большей части памятников и на западе Пелопоннеса, где туристы смогут посмотреть еще на один уникальный шедевр архитектурного искусства, храм посвященный Зевсу — главному из божеств пантеона Греции. Это удивительное зрелище, храм утопает в изумрудной зелени вплоть до горы Кронос. Остатки храма свидетельствуют о его былой славе и богатстве, даже сейчас он производит впечатление на приезжающих туристов.

В самом центре страны у горного массива Парнас, что находится рядом с городом Дельф, туристы смогут осмотреть, место, куда стекались в древние времена, правители и цари с многих государств древнего мира. Это Панэллинский храм, где прибывал известнейший оракул древней Греции, в свое время здесь поклонялись и приносили жертвы Афине, Гермесу, Дионису, Посейдону и Аполлону.

На Пелопоннесском полуострове туристы смогут полюбоваться храмом Аполлона Эпикурийского, который был одним из важнейших храмов в древности. Зодчие, строившие это уникальное здание, использовали много новаторских замыслов и идей.

Архитектурные памятники Греции это не только памятники античности, это еще и культурные памятники раннего христианства и Византийской империи, которые включают в себя храм Святой Софии, который поражает своей красотой и уникальными византийскими фресками и мозаикой. Большое внимание у туристов вызывает и церковь Святого Георгия, которая известна как Ротонда. Туристы часами не могут оторваться от изящной красоты этих уникальных культовых сооружений, которые по праву внесены в списки ЮНЕСКО, как шедевры архитектурного искусства Греции.
На островах Эгейского и Мраморного морей, также много архитектурных памятников Греции, которые с большим интересом посещают туристы.

Планируя путешествие в Грецию , многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты , или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» - особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр .

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

    Прогулка с вулканом

    Есть множество причин, по которым любой путешественник, мог бы посетить остров Нисирос на юге Эгейского моря: окунуться в целебный источник и привезти домой на память блестящий сувенир, родившийся в раскалённой лаве, поклонится чудотворной иконе Богородицы, подивиться мощи огненных сил земли. С виду Нисирос, красивый, но абсолютно не пригодный для жизни остров.

    Греция: Халкидики. Псакудья

    Курортный город Псакудья расположен на полуострове Кассандра, который часто называют первым зубцом Халкидики. Город имеет выгодное географическиое положение, благодаря чему отдых в Греции в Псакудьи не ограничивается местными достопримечательностями и развлечениями, отсюда легко добраться в любую точку Халкидики.

    Метеоры, женский монастырь Святого Стефана

    Когда приближаешься к Каламбаке, выехав из города Трикала, и смотришь на скалы Метеоры, с расстояния 16 км., то видиш на первой скале справа от себя, монастырь Святого Стефана, который величественно возвышается веками на этом месте. В монастырь можно попасть двумя дорогами, первая ведёт из деревни Кастраки, а вторая с юго- восточной стороны Каламбаки.

    Чудотворные иконы афонских монастырей

    На Святой горе Афон есть чудесный монастырь Пантократор. Именно там сейчас находится этот чудотворный образ в серебряной ризе. Божья Мать изображена в молитве. Она простирает руки к небу. Много историй есть, связанных с чудодейственной силой Образа Пресвятой Богородицы Геронтисса.

Архитектура Древней Греции. Периодизация. Характеристика. Основные памятники.

История архитектуры и культуры древней Греции разделяется на три периода.
1. Древний период – архаика. Отразив нашествие персов, освободив свои земли, персы получили возможность свободно творить. 600-480 гг. до нашей эры.
2. Период расцвета – классика. Александр Македонский покорил огромные территории с разными культурами, эклектика этих культур была причиной упадка греческого классического искусства. Период расцвета наступил после его смерти. 480-323 годы до нашей эры.
3. Поздний период – эллинизм. Этот период закончился в тридцатом году до нашей эры при завоевании Древнего Египта римлянами, который находился под греческим влиянием.
Греция – страна с великим архитектурным прошлым, в которой уделялось много внимания возведению храмов. Греки в строительстве древнейших храмов еще в эпоху архаики заменили дерево белым мрамором и желтоватым известняком. Такой материал не только выглядел благородно, но и отличался своей многовековой прочностью. Образ храма напоминал древнее жилище греков, которое по своей форме имело сходство с прямоугольным строением. Далее строительство продолжило всем известную логическую схему – от простого к сложному. Совсем скоро планировка каждого храма стала индивидуальной. Но некоторые особенности все же остались неизменными. Например, осталось неизменным ступенчатое основание храмов. Храм представлял собой помещения без окон, которые окружали в несколько рядов колонны, а внутри здания стояла статуя божества. Колонны поддерживали двускатную крышу и балки перекрытия. Народу не позволялось входить в храм, здесь имели право присутствовать только жрецы, поэтому все остальные любовались его красотой снаружи.
Греческие храмы различны по своим композициям, стилистические элементы в каждом используются особым образом.
1. Дистиль - «храм в антах». Самый ранний тип храма. Состоит из святилища, передний фасад - лоджия, ограниченная по краям боковыми стенами (антами). Две колонны устанавливались по переднему фронтону между антами.
2. Простиль. Имеет сходство с антовым, только на фасаде устанавливаются не две, а четыре колонны.
3. Амфипростиль или двойной простиль. На обоих фасадах здания располагаются портики с 4-я колоннами.
4. Периптер. Встречается наиболее часто. Колонны окружают храм по всему периметру. На обоих фасадах располагаются шесть колонн

5. Диптер. Тип храма, на боковых фасадах которого размещались два ряда колонн.
6. Псевдодиптер. То же что и Диптер, только без внутреннего ряда колонн.
7. Круглый периптер или Толос. Святилище такого храма имеет цилиндрическую форму. Храм окружается колоннами по всему периметру.
В греческой архитектуре различались типы колонн и фризов, получившие названия ордеров. Самый ранний-дорический-связан с культурой дорийцев, живших в материковой Греции. В дорическом ордере мощные и короткие, сужающиеся кверху, колонны с каннелюрами заканчиваются капителью с квадратной абакой и не имеют базы. Ионический ордер развился в островной и малоазийской Греции. Ионические колонны, более тонкие и вытянутые, опираются на базу и завершаются капителью, высеченной из прямоугольного блока. Капитель образована двумя завитками (волютами). В большинстве дошедших до нас храмов применены дорический и ионический ордера. Коринфский ордер появился в Афинах в 5 веке до н. э. Колонну венчает пышная капитель, представляющая собой вьющиеся побеги аканта. Этот ордер получил широкое применение в эпоху эллинизма. В строительстве исключительное внимание уделялось природным условиям, наибольшее художественное вписывание здания в окружающий пейзаж. Благородные формы архитектуры Древней Греции поражают и в наше время. Хотя с конструктивной точки зрения все было очень простым. Использовалось только два элемента: несомая часть (балки, перемычки, плиты) и несущая (стены и колонны).

Возводилось множество разных сооружений, носящих общественный характер: палестры, стадионы, театры, жилые дома. Театры строились на склонах холмов, зрительские подмостки делались поперек склона, сценическая площадка находилась внизу. Жилые дома строились таким образом, чтобы в центре получался маленький прямоугольный дворик.
Основные памятники: Жемчужина Греции, конечно же, Афины. Кроме Акрополя с храмами Парфенон, Эрехтейон с портиком кариатид, храмом Ники Аптерос, в городе и окрестностях находится множество живых свидетелей древности – пропилеи, храм Гефеста (Тесейон), памятник Лисикрата (334 г до н.э.). Башня Ветров – построенная в 44 до н.э. метеостанция – несет в себе черты не греческой демократии, но римской имперской архитектуры. Храм Геры в Пестуме (V в) и храм Гефеста в Афинах (Тесейон) – два наиболее полно сохранившихся памятника. Много больше уцелели другие памятники Древней Греции – амфитеатры. Вырубленные в горных склонах, они сильнее сопротивлялись разрушению и поражают своей прекрасной акустикой. Амфитеатры в Эпидавре, Дельфах, Афинах, пустующие ныне, когда-то были такими же многолюдными, как теперь кинотеатры и супермаркеты. Театры в то время были так же религиозными, а не развлекательными, сооружениями.

23. Искусство Эгейского Мира. Хронология. Географические рамки. Общая характеристика явления. Библиография вопроса .
В развитии культуры народов, живших у Средиземного моря, большую роль сыграла эгейская культура. Она развивалась на островах и берегах Эгейского моря, в восточной части Средиземноморья, в течение почти двух тысяч лет, с 3000 до 1200 г. до н.э. одновременно с искусством Египта и Двуречья. Центром эгейской культуры был остров Крит. Она захватывала также Кикладские острова, Пелопоннес, где находились города Микены, Пилос и Тиринф, и западное побережье Малой Азии, в северной части которого находилась Троя. Эгейскую культуру называют также крито-микенской.
В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы. Среди них выделяется Кносский дворец (пл. около 16 тыс.кв.м.) Его тронный зал был украшен эмблемой в виде двусторонней секиры-лабриса, священной на Крите. Своей величественной архитектурой напоминал древнеегипетские храмы залами и открытыми дворами. В центре – обширный прямоугольный двор, имеющий обрядовое значение. Ко двору со всех сторон примыкали помещения с верандами, галереями, бассейнами, колоннадами, лестницами. Отличительной чертой критской архитектуры являлось отсутствие симметрии в зданиях. В построении дворцовых интерьеров существенную роль играли деревянные колонны. Они сужались к низу без капителей, цвет колонн красный. Все покрыты зигзагообразными узорами – усиливали впечатление живописного и динамичного решения пространства. Есть ванная комната, водопровод, подземные помещения – лабиринт. Живопись фресковая в виде фризов или панелей.
Изображалась жизнь его обитателей: торжественные процессии, ритуальные танцы, люди, собирающие яркие цветы, кошки, охотящиеся на фазанов, рыбы среди водорослей. Изображения динамичны, красочны, орнамент завитой, спиралью, всплеск волн, ветер. Для минойского искусства характерно динамика, ему чужды застывшие позы самоуглублённость. Правдивая передача движения человека. Изображение фигур людей-хрупкие, с тонкой талией, мужские фигуры окрашены коричневым, женские - белым цветом. В росписях господствовали яркие, мажорные краски. Для критян природа была священна по причине её божественности. Всё божественное совершенно, но природа полна особой красоты. Поэтому критяне часто изображали вместо богов цветущие луга. Роль деревьев, трав, цветов, в этом мире была велика, без них не мыслилось никакое человеческое деяние. Мелкая пластика Крита, так же как и живопись носит изысканно декоративный, динамический характер. Это фигурки животных (коз и козлят, бык, фигуры изящных женщин). Тонким художественны вкусом отличаются керамические вазы. Совершенства достигли мастера обработки металлов.



24. Искусство Минойской эпохи. Хронология. Географические рамки. Общая характеристика явления. Библиография вопроса
Минойская эпоха 2600-1100 гг. до н.э. Английский археолог Артур Эванс, раскопавший дворец легендарного царя Миноса в Кноссе, назвал именем последнего всю эпоху и развивавшуюся в течение ее уникальную цивилизацию. Три фазы: 1) раннеминойская (2600-2000 гг. до н.э.), 2) среднеминойская (2000-1600 гг. до н.э.) и 3) позднеминойская (1600-1100 гг. до н.э.). Около 1900 г. до н.э. на острове наблюдается значительный расцвет. В это время возникают первые дворцы в Кноссе, Фесте, Малии, Арханах, Закросе и Кидонии. Усопшим минойцы оказывали особые почести. Обнаруженные во время раскопок гробницы были купольными или высеченными в скале - камерными, однако большое число захоронений найдено также в расселинах, в небольших пещерах и на побережье. Покойников помещали на деревянные носилки или в саркофаги из дерева, глины или камня, а рядом с ними клали погребальные дары - предметы, использовавшиеся или вообще любимые усопшими при жизни. Первоначально минойцы употребляли вид письменности, напоминающий египетскую иероглифику (каждый знак обозначен изображением животного или предмета). Затем минойцы стали использовать "линейное письмо А", состоящее из упрощенных изображений, и, наконец, после 1450 г. до н.э. и установления господства ахейцев получило распространение "линейное письмо Б" Высочайшие творения минойцев были созданы в области изобразительного искусства, которое отличается оригинальностью, изяществом и живостью. Особого расцвета достигла архитектура, наиболее значительными образцами которой являются дворцы в Кноссе, Фесте, Закросе и Малии. Не следует упускать из виду также дворцовое сооружение в Арханах, дворец в Агиа-Триаде, роскошные виллы вельмож и землевладельцев и простые жилища крестьян и ремесленников. Особого упоминания заслуживают фрески, украшавшие стены дворцов и вилл. Когда после 1700 г. до н.э. дворцы были отстроены заново, их стены были расписаны великолепными сценами, представляющими человеческие образы, пейзажи, животных, ритуальные или похоронные процессии, состязания и т.п. Замечательна также архитектура гробниц и живописный декор саркофагов. Характерными произведениями минойского искусства являются керамика и вазовая живопись. Знамениты вазы стиля "Камарес", отличающиеся сочными красками и характерными мотивами. Наконец, мелкая минойская пластика, изделия из металла и ювелирное искусство известны по множеству шедевров малых форм.

25. Искусство Микен. Живопись. Архитектура, декоративно-прикладное искусство. Особенности. Памятники
Микенская культура формировалась под сильным влиянием критской, приобретая, однако, черты, отличающие её памятники от памятников самого Крита. Росписи в соседнем с Микенами Тиринфе более схематичны, менее живописны, чем в Кносе. Критская волшебная лёгкость исчезла вместе с несравненным критским изяществом и изобразительным мастерством.
Новые черты микенского художественного гения особенно явственны в зодчестве и монументальной скульптуре. В отличие от критских микенские дворцовые постройки окружены крепостными стенами. Циклопическая кладка, названная так за огромные размеры камней, поднять которые под силу лишь сказочным великанам, придаёт постройкам несколько примитивный, но внушительный вид. Она характерна и для Микен, и для Тиринфа.
Мощные каменные стены не дают растекаться отдельным ячейкам здания, как это происходит в Кносском дворце, они собирают здание воедино, превращая его в военную крепость, где доминирует центральное помещение - мегарон - с четырьмя внутренними колоннами, поддерживающими крышу и обрамляющими очаг. Мегароны царей в Микенах и Тиринфе, прямолинейные в плане дворцовые изолированные постройки, состоящие из открытых сеней с двумя столбами, переднего помещения и зала с очагом посередине, считаются прототипами первых греческих храмов.
Ворота, ведущие в ахейские цитадели, имели внушительный вид. Вход в акрополь Микен - знаменитые Львиные ворота - был украшен плитой золотисто-жёлтого камня с изображением двух львиц, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной, напоминающей критскую. Львицы дышат уверенной силой, которой не знало критское искусство.
Микенская керамика в техническом отношении лучше критский: тоньше стенки сосудов, прочнее краски, манера изображения сюжетного рисунка кажется небрежной, но сам рисунок, служивший в керамике Крита лишь декоративным узором, стал теперь выразителем сложной художественной идеи. Как и на критских вазах, здесь особенно часты изображения морских мотивов, но осьминоги, каракатицы застывают и схематизируются, постепенно превращаясь в геометрический орнамент. Микенские и тиринфские мастера любили строгую симметрию, схематичность форм.
Наметившиеся в этом древнейшем греческом искусстве черты чёткости и законченности формы, тектоники и замкнутости получат дальнейшее развитие в молодом греческом искусстве. Они проявятся в планах храмов, сходных с мегароном, в раннем появлении монументальной живописи, в некоторых сюжетах, композиционных приёмах, керамической технике.
Несмотря на различия в устройстве, интерьер микенских дворцов был типично критским. Здесь также стены покрывали фрески, правда, художники проявляли гораздо меньше изобретательности и воображения, чем прежде. В Микенах преобладали батальные и охотничьи сцены. Фрески рассказывали о жизни царей и аристократии и почти ничего не сообщали о быте обычных людей.
Ремесленники этого периода выделывали льняную ткань, горшечники, наряду с амфорами и гидриями, изготовляли ванны из терракоты и много других сосудов. Так же обстояло дело и с мебелью. Упоминаются каменные столы разных типов: инкрустированные эбеновым деревом, золотом и серебром, слоновой костью. Круглые, со спиральным орнаментом, с разным количеством ножек и так далее.
В начале XII века до н. э. государства эгейского мира приходят в упадок. Начинается движение с севера новой волны греческих племён - дорийцев. Эта волна разрушает очаги эгейской культуры на несколько веков приостанавливая развитие реалистического искусства.




Top