Как нарисовать русский хоровод поэтапно карандашом. Как нарисовать новогодний хоровод карандашом поэтапно? Хоровод круглый год

К то и когда первым на Руси завел хоровод - за давностью лет доподлинно неизвестно. Самый древний танец изначально был частью языческого обряда - поклонения Яриле, могущественному богу солнца. И «хождение за солнцем» прочно утвердилось в славянской культуре на многие века. В хороводные традиции на Руси углубилась Наталья Летникова.

Посолонь

Алексей Саврасов. Хоровод в селе. 1874. ГТГ

А также карагод, танок, круг, улица. Множество названий любимого народом танца. По Далю - собрания сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями. По сложившейся традиции молодые девушки, выйдя на улицу, начинали «играть песни» или заводили «прибаутки», встретившись на ярмарочной площади. В центре событий, как правило, оказывалась хороводница. Женщина, самая заводная в округе. Балетмейстер и хоровик по призванию - песни заводила и придумывала новые танцевальные картины.

Хоровод для крестьянской девушки, что для барышни из высшего света - один из способов приглядеть мужа. Где-то хороводный возраст - с 12 лет, а где-то и позже. Главное - количество дочек в хозяйстве. Так что семья отправляла, как на бал, сначала девиц постарше. Младших до поры держали в тени. В хороводе парни приглядывали себе невест: хороша ли, плывет ли павой, поет ли голосисто.

Хоровод с юга на север

За руку, за мизинец или платок, пояс, венок. Связующее звено в хороводе может быть разным. А традиции в каждом крае - свои. На Севере в чести сдержанность. Плывут по кругу девушки чинно и спокойно. И песни заводят все больше протяжные и напевные.

К примеру, в Коми на Красную горку использовалось семнадцать фольклорных песенных сюжетов, сложившихся за столетия. Каждая из фигур должна исполняться под определенную песню и в своем ритме: от неспешного поначалу до стремительного. Действо наполнено образами: мужчины и женщины разделяются сторона на сторону, девушки роняют платки, которые поднимают парни. Хороводная игра - символ сватовства.

В центральных губерниях народ был побойчее. Хороводы заводили весело и беззаботно, с притопами, да прихлопами, с задорными песнями. Чем южнее, тем горячее. И на гуляньях, и в хороводе, который вот-вот грозил обернуться плясовой. Теплыми вечерами и на улицах многолюднее, и в хоровод участников больше собиралось.

Хоровод круглый год

Алексей Степанов. Хоровод

Танцы - занятие праздное. А посему и хороводы водили в установленные сроки - и по поводу.

Весной заводили игру «Ручеек» - символ таяния снега. В язычестве первыми весенними хороводами задабривали богов плодородия. В день Лады цепочкой, взявшись за руки, поднимались на холмы, посвящая хоровод Матушке-земле, закликая весну. В июле славили Купалу и просили созревания плодов - вокруг огня да с венками. В честь Берегини хоровод водили вокруг березки - символа чистоты и покровительницы семьи и домашнего очага.

С принятием христианства хороводы заводили вне поста и полевых работ. Начинали со Святой недели сразу за Пасхой и до Красной горки , посевной - с перерывом на страду. Летом - по праздникам, как на Троицу . Вновь о танцах можно было подумать и во второй половине августа - осенние от Успения до Покрова, где уже начинаются заседки, работа при огне и посиделки.

Хороводная наука

Игровые и орнаментальные. На Руси водили два вида хоровода. Орнаменты - ни сюжета, ни ролей. Знай ходи кругом, заплетай рядами из хороводной цепи фигуры. Хореографические хитросплетения связывали с образами русской природы. «Во поле березка стояла» с веточками едва распустившегося весной белоствольного дерева.

Виделись в хороводах узоры кружевниц и резчиков по дереву. Народное творчество, в свою очередь, напоминало змейку хоровода на кружевах или резной доске. Увлечь новыми фигурами, сложными и витиеватыми, - целое искусство и задача хитроумной хороводницы.

Театрализованное действо с главными героями и сюжетом вкупе с хождением кругом. Особенность хороводов игровых. Сюжетная песня, действующие лица, что выражают свой характер мимикой и танцевальными фигурами. Изображали не только людей, но и зверей и птиц. Водили хороводы и на актуальные темы: выбор жениха или невесты, дела семейные и даже с социальным подтекстом - высмеивая помещиков.

Что рисует хоровод

Борис Кустодиев. Хоровод

Хоровод водили сомкнутый, двигаясь по кругу, и линия на линию или змейкой. На основе традиционного танца каждая губерния и даже село создавали свои танцевальные картины. Круг в круге, два круга рядом или переливаясь друг в друга «восьмеркой».

Каждый рисунок хоровода получал свое название: «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель», столбы», «вожжа», «плетень», «сторона на сторону», «плясовая» и непосредственно «круг». Главное - не забывать, что хоровод - творчество в чистом виде со своими знаками и символами: венок - брак, платок - подушка, шелковая плеть - символ покорности и силы. Движутся танцующие в хороводе «по солнцу» или «против солнца» - по старой памяти.

Цель:

Закрепление и расширение знаний обучающихся о народном фольклоре, возрождение культурных ценностей и развитие народных традиций.

Задачи:

Закрепить и повторить основные фигуры хоровода как одного из видов жанра русского народного танца

Формировать танцевальные способности (музыкально-двигательные и художественно-творческие).

Воспитывать интерес и любовь к народному танцу, научить полноценно, воспринимать произведения танцевального искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

Тема занятия:

«Хороводы хороводятся, песни реченькой текут…»

Данное занятие направленно на приобщение детей к истокам народной культуры, бережное хранение и изучения танцевального фольклора и развитию творческих способностей детей.

Цель:

Закрепление и расширение знаний обучающихся о народном фольклоре, возрождение культурных ценностей и развитие народных традиций.

Задачи:

Закрепить и повторить основные фигуры хоровода как одного из видов жанра русского народного танца

Формировать танцевальные способности (музыкально-двигательные и художественно-творческие).

Воспитывать интерес и любовь к народному танцу, научить полноценно, воспринимать произведения танцевального искусства.

Необходимое оборудование:

Музыкальный центр

Медиапроектор;

Платочки для танца;

Презентация «Хоровод».

Организационный момент. Приветствие. Объявление темы занятия.

Педагог молча делает поклон.

Обычай приветствовать поклоном знакомого или даже незнакомого человека дошел до нас из глубокой древности. Раньше говорили «бить челом», то есть почтительно кланяться, благодарить, приветствовать. Если заходил запоздалый путник, его встречали поклоном: «Милости просим!». У нас сегодня тоже гости – педагоги дома детского творчества, давайте их поприветствуем

Делают поклон.

Гость доволен – и хозяин рад. Постараемся, чтобы у наших гостей остались только приятные впечатления и воспоминания.

Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

По преданиям древних греков, муза танца звалась Терпсихора. Она имела восемь сестер. Летними вечерами они, взявшись за руки, водили хороводы. Хоровод - круг из взявшихся за руки людей идущих по кругу.

Русские хороводы, украшая собою нашу жизнь, представляются столько же древними, сколько древняя наша жизнь. Первоначальное значение хоровода, кажется, потеряно навсегда. Мы не имеем никаких источников, указывающих прямо на его появление в русской земле, и поэтому все предположения остаются ничтожными.

Некоторый ученые связывают историю зарождения хоровода как танца с именем славянского бога - Хорса. Солнечное настроение и имя бога отражены во многих наших словах: хороший, похорошеть, прихорашиваться, а также - хоровод, хоромы. У многих народов словом «хоро» обозначали солнечный диск, круг.

Отсюда и название танца по кругу и круговых построек. Хоровод – это круг, это массовый танец исполнения, которого сопровождалось песней. По содержанию, характеру, форме, времени русские хороводы делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние.

Подготовительная часть. Повторение пройденного материала.

Хороводы весьма разнообразны в своих построениях большинство хороводов являются круговыми. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т.д.

Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название, а эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются составной частью танца, например, а вот мы сейчас с вами и вспомним некоторые из них. Как только я называю фигуру, вы должны ее изобразить под музыку, и помним, что будь хоровод веселым, игровым, или лирическим, все движения выполняются плавно, без резких рывков, а шаг с носочка.

Итак: «круг», «круг в круге», «корзиночка», «змейка», «восьмерка», «два круга», «улица», «ручеек», «воротца» (См. приложение 1, фигуры хороводов).

Хорошо, вы справились с заданием.

Танец – это способ выразить свое настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела. Древние племена танцевали, чтобы привлечь волшебную силу. Это были обрядовые танцы: охотничьи, боевые, свадебные и другие.

Мы не будем привлекать магическую силу сегодня, но постараемся, сделать наш танец ярче своими силами. Для этого необходимо иметь стремление, терпение, а главное необходимо, чтобы все движения были пластичными, грациозными. И в этом нам поможет только разминка и упражнения на тренировку гибкости и грации движений. И не минутная, а в системе. Только тогда можно говорить о высоких результатах.

Разминка под музыкальное сопровождение.

Нередко хоровод является обрядовым танцем и содержит в себе элементы драматического действа.

На слайде:

Рассмотрим фигуры Хоровода.

Как видно из самого названия - это движение Солнца. Движение самой Жизни.
Звездочки - свастики, солярные символы. Они закручивались как по, так и против часовой стрелки, образуя Солнце.
Круг - движение Солнца. Аналогично может быть как по, так и против часовой стрелки, открывая врата, соединяя их с Явью - миром срединным, миром человеческим.
Круг в круге - единение всех трех миров
Полукруг - Небо
Колонна (шествие) - движение в прошлое и в будущее, назад и вперед, безвременье
Улица - движение навстречу, единение 2 начал.
Клин - подземный мир.
Восьмерка - бесконечность, объединение 2 кругов.
Ромб - Земля.

Есть еще интересная особенность, я бы даже сказала речевая игра слов, связанная с темой хоровода, просто для сведения.

Люди, которые водят хороводы - хороводоводы.
А люди, которые изучают творчество хороводоводов - хороводоводоведы.
Так же еще есть любители хороводоводоведов - хороводоводоведофилы.
И те, кто их боятся - хороводоводоведофилофобы.

Существуют два вида хоровода - орнаментальные и игровые.

Орнаментальные хороводы.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры - орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.

Игровые хороводы.

Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы, характеры героев.

Основная часть.

Знакомство с новой фигурой хоровода – «гребень»;

Практическое закрепление нового материала в ходе разучивания хоровода 1-16 такты.

Но так или иначе все в танце начинается с поклона и заканчивается им. И мы с вами разучим простой – с продвижением (хороводный) поклон.

Простой - с продвижением (подходом вперед и отходом назад).

Движение занимает 8 тактов.

Исходное положение ног – 1-е свободное. руки – в 1-ом основном положении.

1 и 2 такты – три шага вперед на каждую четверть, начиная с правой ноги, на вторую четверть второго такта левая нога приставляется к правой в 1-е свободное положение.

3 и 4 такты – полкон на месте.

5 и 6 такты – отход назад с правой ноги, три шага на каждую четверть, на вторую четверть шестого такта левая нога приставляется к правой. Руки за время шагов переводятся из 1 – основного положения через 2-е свободное в 3-е основное положение. Кисти рук ни в коем случае не сближаются.

7 и 8 такты – поясной полон на месте.

Разучивание новой фигуры хоровода – «Гребень».

Прослушивание музыкальной композиции.

Разучивание фигур нового танца.:

1-8 такт – Выход цепочкой всех участников танца, в руках платок, левая рука лежит на правом плече. Выстраиваются в фигуру «круг».

8-9 такты – отход назад с правой ноги, руки через 2-е положение переходят в 3-е и подготовительное.

10-11 такты – поворот через правое плечо «с припаданием».

Заключительная часть занятия.

Спасибо за работу, наше занятие подходит к концу.

Назовите, пожалуйста фигуры хоровода, которые вы помните.

А занятие я хотела бы закончить следующими словами.

Очень печально, когда слышишь из уст молодежи или в сетях интернета такие слова: Народный танец - хоровод уже не в моде его могут смотреть те кому за 40, а сейчас 21 век и вряд ли кому из молодежи понравиться этот танец.

Но вдвойне приятно, когда пишут с пониманием и уважением к той культуре, к которой принадлежат:

Да век 21, и ритмы не те. Но культуру, традиции надо как-то сохранять. Пусть это и нужно только небольшому количеству людей.

Сейчас в моде танец живота, стрип- пластика, любые иностранные танцы, хип хоп...поэтому мы русские представить себя не можем по-человечески. Кто такие русские не понятно...

Очень хочется верить, что мы будем помнить и уважать культуру своего народа, своей страны, и передавать опыт будущим поколениям.

Всего доброго.

Педагог молча делает поклон.

Ребята делают ответный поклон.

Основные фигуры хороводов.

Фигура может начинаться из линии, но чаще является развитием круга. Ведущий разрывает круг и, продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты направо и налево, подражая изгибам змеи. Другие исполнители, не разрывая рук, следуют за ведущим.

"Круг"

Число участвующих в круге не ограничено, но их должно быть не менее трёх человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе идёт "посолонь" - по солнцу, или по часовой стрелке, но может идти и против.

"Два круга рядом"

Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый круг может двигаться как по часовой стрелке, так и против неё. Повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.

"Круг в круге"

Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний как по солнцу, так и в противоположном направлении.

"Корзиночка"

Фигура образуется из двух кругов (круг в круге). Внешний состоит из парней, внутренний из девушек. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центу, парни и девушки берутся за руки, образуя каждый свой круг. Сделав шаг к кругу девушек, парни поднимают руки, и через головы партнёрш отпускают их на руки девушек. Число пар - не менее четырёх. Руки могут находиться, как внутри круга, так и снаружи. Для этого парни, а потом девушки поднимают руки и через головы партнёров опускают их за спины.

"Восьмёрка"

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в разные стороны и в определённый момент ведущие одновременно разрывают их, и участники через одного переходят из одного круга в другой. Образуется рисунок похожий на цифру "восемь". "Восьмёрку исполняют, как по одному, так и парами. Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым.

"Улитка"

Эта фигура образуется из круга. Ведущий разрывает общий круг и, продолжая движение в том же направлении, заводит новый круг внутри большого, затем заводит второй, третий и т. д. "Развивание" фигуры может быть разным.

1 - вый вариант. Продолжая движение, ведущий делает разворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору. Движение идёт постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального круга.

2 - ой вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Ведущий, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга, затем второго и т. д., пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь.

3 - ий вариант. "Развивает" "улитку" второй ведущий, находящийся на другом конце хороводной цепи. Все участники начинают движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при "завивании". Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.

"Колонна"

Это построение рядами. Каждый ряд состоит из нескольких человек (не менее двух). В каждом ряду

должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Несколько таких рядов образуют "колонну". Ряды стоят в затылок один другому. "Колонна" - представляет собой вытянутый прямоугольник, у которого длина больше ширины.

"Улица"

Два ряда, стоящие параллельно на небольшом расстоянии, лицом друг к другу, образуют Фигуры, описанные ниже, могут состоять из одних девушек, или одних парней, или парнями и девушками вместе. Исполнители могут быть выстроены в одну линию или соединены парами. Положение рук определяется постановщиком, фигуры исполняются в движении.

"Ворота"

1 - вый вариант. Исполнители стоят двумя линиями ("улица") парами одна против другой. Пары одной линии берутся за руки и поднимают их, образуя "ворота", другие руки могут быть опущены или соединены с руками других пар. Другие участники (стоящие напротив) парами проходят через противоположные воротца.

2 - ой вариант. Все пары одной линии, соединив и подняв руки, образуют непрерывные "воротца". Другая линия с разъединёнными руками проходит по одному в каждые "ворота".

3 - ий вариант. Исполнители стоят в кругу. Ведущий разрывает его и через центр ведёт остальную цепь за собой. Подойдя к любой паре, все проходят через воротца, которые она образует.

4 - ый вариант. Пары, взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар стоит по часовой стрелке, а другая против неё. Одновременно пары начинают движение. Одна половина пар поднимает "ворота", а другие пары проходят под ними и наоборот.

5 - ый вариант. Чётное число пар стоит по кругу, каждые две пары расположены лицом по кругу. Одновременно все начинают двигаться по кругу, пары, идущие по часовой стрелке, образуют "ворота", другие пары проходят под ними и наоборот.

"Гребень"

Две линии, выстроившись, друг против друга, движутся навстречу. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются друг с другом, и исполнители, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом.

Основные фигуры групповой традиционной пляски.

В групповых плясках кроме фигур, перешедших из хороводов, существуют свои различные построения - фигуры, типичные для групповых плясок. Среди них не только традиционные, давно вошедшие в пляску. Встречаются фигуры, сочинённые недавно. Различные построения для плясок продолжают сочиняться и в профессиональных и в самодеятельных коллективах до сегодняшнего дня.

"Шен".

Парни и девушки стоят в парах по кругу, затем пары одновременно поворачиваются лицом друг к другу и берутся правыми руками, левые руки у всех свободно опущены. Все начинают двигаться по кругу, подавая друг другу поочередно то правые, то левые руки, до тех пор пока не встретятся со своим партнером. Девушки двигаются по движению часовой стрелки, парни - в противоположном направлении. Эти переходы могут исполнятся также парами и тройкой, не только по кругу, но и по прямой линии.

"Звездочка"

Фигура "звездочка" может быть построена из одинакового числа парней и девушек или же только из одних парней или из одних девушек. Но исполнителей должно быть не менее трех или более восьми человек. Наиболее распространенная "звездочка" - состоит из четырех человек: два парня и две девушки. Парень и девушка одной пары, повернувшись правыми плечами, подают друг другу правые руки, другая пара кладет свои соединенные правые руки крестообразно на их кисти. Исполнители могут соединяться и левыми руками, тогда правые руки будут открыты в стороны или находиться на талии и т. д.

"Карусель"

В основе этой фигуры лежит "звездочка". В построении этой фигуры может участвовать не менее трех пар. Юноши, подав друг другу правые руки, образуют "звездочку", а левыми держат правые руки девушек. В другом варианте "звездочку" образуют девушки, а юноши держат их за руки. Руки девушек и парней в "карусели" могут быть соединены и при помощи платочков, лент, поясов и т. д.

"Челнок"

Эту фигуру может исполнять любое четное число пар. Исходным положением чаще всего бывают две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии друг от друга. Повернувшись лицом друг к другу, парень и девушка, составляющие пару, подают обе руки, которые могут находиться и в параллельном и перекрещенном положении. Пары, стоящие в одной линии, располагаются по отношении к парам в другой линии таким образом: девушки стоят спиной друг к другу, а парни - лицом. Может быть и наоборот, в зависимости от условий пляски. Все пары одновременно начинают двигаться навстречу друг другу, и на середине, держа равнение, проходят между двумя парами. Линии меняются местами. Не меняя положения, пары возвращаются на свои места, проходя вновь меж теми же парами. Иногда пары исполняют эти переходы, стоя в одной линии, круге или их построения "круг в круге", по диагонали квадрата и т. д.

"Ручеек"

Исполнители стоят парами на небольшом расстоянии друг от друга, в затылок друг другу - колонной. Каждая пара, взявшись за руки, образует широкие "ворота". Пары, стоящие в конце колонны, слегка согнувшись и прижавшись друг к другу плечами, проходят через все образовавшиеся "ворота" и становятся впереди колонны. Затем идет следующая пара и т. д., до тех пор пока все пары снова не окажутся в первоначальном порядке. "Ручеек" может начинать пара, стоящая вначале колонны. Тогда он называется "Обратный ручеек". При выполнении "Обратного ручейка" пары могут проходить под "воротами" или повернувшись лицом по ходу движения, или спиной.

"Волна"

Исходное положение фигуры "волна" является построение четного количества пар в одну колонну. Парень и девушка, повернувшись лицом друг к другу, подают обе руки и образуют "ворота". Все четные пары одновременно проходят под "воротами" нечетных пар, которые или стоят на месте, или переходят на место четных пар. Затем все нечетные пары, также одновременно, проходят под "воротами" четных пар и т. д. Все пары при таких переходах фактически остаются на своих местах, поэтому такую "волну" иногда называют "волна" на месте.

Другое исполнение этой фигуры - "волна" с продвижением. Начинают движения только две пары, стоящие впереди колонны. Вторая пара проходит под "ворота" первой, которая в свою очередь одновременно переходит наместо второй пары. Продолжая двигаться, первая пара проходит под "ворота" третьей, а третья занимает ее место. Вторая пара стоит на месте в начале колонны. В исполнение "волны" теперь включаются четыре пары, стоящие в таком порядке: вторая, третья, первая, четвертая пары. Третья и четвертая пары проходят под "воротами" первой и второй пар и меняются местами. Дальше первая пара проходит под "воротами" пятой, а вторая пара - под "воротами" четвертой. Третья пара стоит на месте в начале колонны. Так постепенно в "волну" включаются все пары. Первая пара, дойдя до конца колонны, возвращается на свое прежнее место, за ней в том же порядке возвращаются и остальные пары.

Танцевальные шаги являются наиболее характерным элементом народной хореографии. Шаги – это основа всех русских танцев, они чаще всего встречаются в хороводах, в многочисленных медленных и плавных плясках.


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ

Русский народный танец - национальный танец страны. Он как портрет русского человека - мощный, яркий и «от всей души».

В его основе лежат три направления - хоровод, пляска и кадриль . Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода - круг, его круговая композиция - подобие солнца, хождение за солнцем - "посолонь" берут начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца - Яриле.

Хоровод - русский бытовой танец, в нём существуют свои формы и правила исполнения, определённые отношения между участниками, подчинённые известному и выработанному материалу. Он превращается в самостоятельный жанр и становится украшением праздников русского народа. В хороводе всегда проявляется чувство единства, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держаться за руки, иногда за один палец - мизинец, часто за платок, шаль, пояс, венок. Все эти соединения, а, следовательно, построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание и под какую песню, быструю или медленную он исполняется.



Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит, что - то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Любая фигура хоровода может иметь не одно единственное, определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание, настроение. На пример круг - это образ солнца, поклонение божеству - Яриле, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действие участников, выражение их характера, настроения, темперамента, отношения к происходящему совершенно различны, а круг как фигура остаётся неизменным. Существуют два вида хоровода - орнаментальные и игровые.

Орнаментальные хороводы.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры - орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.

Неразрывная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями, играми, танцами помогла созданию множества рисунков - фигур орнаментальных хороводов. Их замысловатые переплетения навеяны узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев, и наоборот - тонкие узоры кружев, ажурная резьба по дереву и т. д. Иной раз как бы повторяют фигуры хоровода. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.

Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую. Пример орнаментального хоровода указан в приложении ("Северный хоровод с шалями").

Игровые хороводы.

Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы, характеры героев. Перед зрителем игровой хоровод. В таких хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни - раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц.

Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводными - игровыми. Больше всего тем для игровых хороводов содержится именно в них, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных хороводов в них рисунок проще, в нём нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.

Мы разобрали основные, общие черты орнаментальных и игровых хороводов, которые характерны для этого наиболее древнего и популярного танца России. Но в различных районах существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме, и в содержание песен, и, главное, в особой, присущей только данной местности манере исполнения.

Основные фигуры хороводов.

Фигура может начинаться из линии, но чаще является развитием круга. Ведущий разрывает круг и, продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты направо и налево, подражая изгибам змеи. Другие исполнители, не разрывая рук, следуют за ведущим.

Число участвующих в круге не ограничено, но их должно быть не менее трёх человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе идёт "посолонь" - по солнцу, или по часовой стрелке, но может идти и против.

"Два круга рядом"

Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый круг может двигаться как по часовой стрелке, так и против неё. Повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.

"Круг в круге"

Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний как по солнцу, так и в противоположном направлении.

"Корзиночка"

Фигура образуется из двух кругов (круг в круге). Внешний состоит из парней, внутренний из девушек. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центу, парни и девушки берутся за руки, образуя каждый свой круг. Сделав шаг к кругу девушек, парни поднимают руки, и через головы партнёрш отпускают их на руки девушек. Число пар - не менее четырёх. Руки могут находиться, как внутри круга, так и снаружи. Для этого парни, а потом девушки поднимают руки и через головы партнёров опускают их за спины.

"Восьмёрка"

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в разные стороны и в определённый момент ведущие одновременно разрывают их, и участники через одного переходят из одного круга в другой. Образуется рисунок похожий на цифру "восемь". "Восьмёрку исполняют, как по одному, так и парами. Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым.

Эта фигура образуется из круга. Ведущий разрывает общий круг и, продолжая движение в том же направлении, заводит новый круг внутри большого, затем заводит второй, третий и т. д. "Развивание" фигуры может быть разным.

1 - вый вариант. Продолжая движение, ведущий делает разворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору. Движение идёт постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального круга.

2 - ой вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Ведущий, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга, затем второго и т. д., пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь.

3 - ий вариант. "Развивает" "улитку" второй ведущий, находящийся на другом конце хороводной цепи. Все участники начинают движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при "завивании". Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.

"Колонна"

Это построение рядами. Каждый ряд состоит из нескольких человек (не менее двух). В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Несколько таких рядов образуют "колонну". Ряды стоят в затылок один другому. "Колонна" - представляет собой вытянутый прямоугольник, у которого длина больше ширины.

Два ряда, стоящие параллельно на небольшом расстоянии, лицом друг к другу, образуют фигуры, описанные ниже, могут состоять из одних девушек, или одних парней, или парнями и девушками вместе. Исполнители могут быть выстроены в одну линию или соединены парами. Положение рук определяется постановщиком, фигуры исполняются в движении.

"Змейка" вырастает из фигуры «улица». Эти линии могут сходиться одновременно или одна линия стоит на месте, а другая идёт на неё, или одна линия отступает, а другая идёт на неё. Линии могут состоять из девушек и парней, а могут быть смешанными.

1 - вый вариант. Исполнители стоят двумя линиями ("улица") парами одна против другой. Пары одной линии берутся за руки и поднимают их, образуя "ворота", другие руки могут быть опущены или соединены с руками других пар. Другие участники (стоящие напротив) парами проходят через противоположные воротца.

2 - ой вариант. Все пары одной линии, соединив и подняв руки, образуют непрерывные "воротца". Другая линия с разъединёнными руками проходит по одному в каждые "ворота".

3 - ий вариант. Исполнители стоят в кругу. Ведущий разрывает его и через центр ведёт остальную цепь за собой. Подойдя к любой паре, все проходят через воротца, которые она образует.

4 - ый вариант. Пары, взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар стоит по часовой стрелке, а другая против неё. Одновременно пары начинают движение. Одна половина пар поднимает "ворота", а другие пары проходят под ними и наоборот.

5 - ый вариант. Чётное число пар стоит по кругу, каждые две пары расположены лицом по кругу. Одновременно все начинают двигаться по кругу, пары, идущие по часовой стрелке, образуют "ворота", другие пары проходят под ними и наоборот.

"Гребень"

Две линии, выстроившись, друг против друга, движутся навстречу. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются друг с другом, и исполнители, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом.

В этой статье мы расскажем вам о разных способах как можно просто и красиво нарисовать елку. Рисовать мы с вами будем карандашами и красками. Из этой статьи вы узнаете о необычных техниках рисования новогодней елки. Вас порадует то, что сами техники очень простые и доступные людям, не умеющим хорошо рисовать. Зато в результате получаются эффектные и оригинальные рисунки елок. На многих рисунках поэтапно показано как нарисовать новогоднюю елку. Воспользоваться такой инструкцией сможет даже ребенок.

1. Как нарисовать елку. Рисунок елка

Вот, пожалуй, самый простой способ как можно нарисовать елку с детьми на Новый год. Первоначально елка состоит из треугольников, наложенных друг на друга. В дальнейшем на рисунке елки фото стороны треугольников делаются более изогнутыми, фигурными. В конце надо дорисовать на елке шарики и гирлянду.

2. Как нарисовать елку поэтапно. Елка новогодняя рисунок

Вот более интересный, но в тоже время сложный вариант как нарисовать елку поэтапно. Обратите внимание, насколько украшает рисунок елки новогодняя гирлянда в виде поперечных диагоналей. Справится с таким рисунком новогодней елки поэтапно даже ребенок старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Между тем, все согласятся, что выглядит такая елка новогодняя рисунок очень празднично, нарядно. Глядя на нее, как будто подзаряжаешься исходящей от рисунка елки энергетикой приближающихся новогодних праздников.


3. Как нарисовать елку фото. Елка рисунок карандашом

Мы уже упоминали выше о том, что новогодняя гирлянда очень украшает рисунок елки. Вокруг такой елочки сразу хочется закружиться в веселом, озорном хороводе. Ниже мы покажем вам, как нарисовать елку карандашом. Надеемся, что вы по достоинству оцените наше творение!

4. Как нарисовать елку карандашом. Елка рисунок фото

На мохнатых колких лапах
Ёлка в дом приносит запах:
Запах хвои разогретой,
Запах свежести и ветра,
И заснеженного леса,
И чуть слышный запах лета.

Помните это стихотворение Ю. Щербакова? Давайте теперь постараемся с вами нарисовать елку поэтапно карандашом, но только обязательно сделаем у нее мохнатые лапы. Вот какой рисунок елки для детей у нас получился!

5. Как нарисовать елку видео. Елка рисунок для детей

Если вам надо нарисовать на одном рисунке сразу много новогодних елок, то чтобы не повторяться, рекомендуем вам изобразить вот такие оригинальные елочки. Присмотритесь, все рисунки елок элементарные, с ними справится даже ребенок. В тоже время смотрится такой лес из елок очень симпатично, как будто иллюстрация из какой-то новогодней детской книги.


6. Как нарисовать елку. Рисунок елка

Романтичные барышни наверняка захотят нарисовать елку как на фото ниже. Ажурная, изящная новогодняя елка на рисунке приглашает нас с вами в новогоднюю сказку.

7. Как нарисовать елку поэтапно. Елка новогодняя рисунок

До сих пор мы рассказывали вам о т.н. "традиционных" техниках рисования новогодних елок. Дальше мы будем знакомить уважаемых читателей нашего сайта с "нетрадиционными" техниками рисования елок.

Например, легко и просто нарисовать елку при помощи отпечатков детских ладошек. Таким способом можно сделать прекрасную коллективную работу к Новому году в группе детского сада. Лампочки на елке представляют собой разноцветные отпечатки детских пальчиков.

Современные молодые мамы, сидящие в декрете со своими малышами, много времени и сил уделяют раннему развитию своих деток. Наверняка, они тоже захотят нарисовать к Новому году вместе с малышом какой-нибудь несложный рисунок елки. Предлагаем им такой интересный вариант. Мама рисует схематичное изображение новогодней елки как на фото ниже. Малыш пальчиком отпечатывает разноцветные шарики на рисунке елки фото.


8. Как нарисовать елку фото. Елка рисунок карандашом

Лично нам очень симпатичны рисунки новогодних елок как на фото ниже. Как нарисовать елки в таком стиле? Крона дерева представляет собой удлиненный треугольник, верхушка елки немного загнута. Украсить новогоднюю елку можно как елочными игрушками, так и абстрактыми узорами на ваш вкус.


Новогодняя елка

В преддверии новогодних праздников вопрос, как нарисовать елку, становится особенно актуальным. Ведь именно она, зеленая красавица, центр праздника. Вокруг нее водят хороводы, ее украшают, под нижние раскидистые лапы прячут подарки. А какой может быть зимний пейзаж без ее густых и пушистых веток под снегом. Предлагаем несколько интересных уроков, как красиво и необычно изобразить популярное зимнее дерево.

Пошаговый пример

Прежде всего разберем, как нарисовать елку поэтапно. Для этого попробуем нарисовать праздничное дерево, с украшениями и гирляндами.

Этап 1
Подготовим основу для будущего рисунка. Для этого нарисуем равносторонний треугольник с основанием, немного меньше сторон. В центре основания обозначим ствол или место установки нашей ели.

Этап 2
Придадим соответствующую форму контуру, как показано на рисунке.

Этап 3
Наметим легкими линиями украшения: гирлянду, шары и звезду.

Этап 4
Вспомогательными линиями изобразим подарки, лежащие под нижними ветками. Эскиз готов.

Этап 5
Прорисовываем карандашом (или фломастером, или ручкой) более насыщенные линии: сначала контур, затем украшения и подарки. Для более объемного рисунка добавим детали: нитки шаров, дополнительные штрихи веточек и ленты на подарочных коробках.

Этап 6
Удаляем вспомогательные линии.

Этап 7
Готовый рисунок можно раскрасить, а можно оставить черно-белым. Во втором случае имеет смысл добавить тени под шариками, на подарках, изобразить свечение гирлянды и звезды.

Карандашом


Предлагаемый ниже способ как нарисовать елку карандашом достаточно прост. Для его исполнения нужен лишь хороший карандаш средней мягкости и немного терпения для прорисовывания иголочек: в этом случае ель получится наиболее реалистичная.

Первым делом нарисуем ствол и кусочек земли, откуда растет деревце.

Затем начнем заполнять его веточками с иголками, начиная с макушки.

Не стоит стараться сделать очень ровно, так как в природе деревья не имеют идеальной симметрии. Пусть какие-то ветки будут чуть короче, какие-то длиннее. Важнее аккуратно и плотно заполнить их иголочками.

Нарисуйте ветки с иголками до самого основания.

Теперь нужно придать рисунку объем, добавив тени на стволе, снизу веток и у травы на земле. Рисунок готов.

Красивая елка

Предлагаемый способ как красиво нарисовать елку под снегом очень необычный, но при этом несложный.

Изображаем треугольный контур елочки.

Этот контур, начиная сверху, заполняем необычными формами, как показано на рисунке. Это – снег, лежащий на ветках. Наполняйте его не симметрично, но по возможности равномерно.

После этого для атмосферы можно добавить снег на земле и снежинки.

Теперь нужно нарисовать сами ветки. Для этого под белыми пятнышками снега плотно заштриховываем небольшие области, как показано на рисунке.

Оставшиеся незаполненные области прорабатываем более светлой штриховкой для обозначение мягких теней.

Результат очень хорош и необычен.

Простой пример елки

Этот способ как легко нарисовать елку подойдет даже юным и не очень опытным художникам. Полученное в результате дерево можно и раскрасить, и украсить елочными игрушками, и «запорошить» снегов в зимнем лесу.

Разберем, как красиво нарисовать елку поэтапно.

Шаг 1
Рисуем видимую часть ствола с корневой системой.

Этап 2
Начинаем снизу наполнять дерево веточками с иголками. Чем мельче и детальнее изображенные иголочки – тем пушистее получится ель.

Этап 3
Постепенно сужаем контур дерева к макушке. Елочка готова.

Новогодняя елка

Это – еще один простой вариант как нарисовать новогоднюю елку.

Первым делом рисуем вспомогательный контур – треугольник на ножке.

По этому контуру закругленными линиями наносим разметку елочных веток, как показано на рисунке.

Соединяем их в общую фигуру и добавляем видимый ствол.

Удаляем вспомогательные линии и украшаем звездой на макушке, елочными шарами, гирляндой и леденцами.

Новогодняя елочка готова!

Пример новогодней елки карандашом

Предлагаемая ниже последовательность как красиво нарисовать елку карандашом будет полезна и для новогоднего варианта, и для обычной елки. Сложный и красивый результат достигается не столько особыми навыками, сколько аккуратностью и терпением. Обязательно попробуйте изобразить такое деревце!

Начинать следует с вспомогательных линий контура самого дерева, ствола и подставки.

По треугольнику ели отметим положение веточек, сначала основных, затем, заполняющих мелких.

Эскиз готов. Теперь более темным карандашом или фломастером уточняем рисунок. Начнем с украшений. На елочных шариках светлыми пятнышками имитируем глянцевый блеск.

Пора приниматься за веточки. По вспомогательным линиям начинаем наносить иголки. Сначала по контуру, после – внутри.

Выделим проглядывающий сквозь иголки и украшения ствол, ветки и прорисуем подставку.

Наполним все деревце иголочками, чтобы оно выглядело пушистым.

Готовую елочку можно дополнить яркими цветами.

Полезный видео урок

Обязательно взгляните на данный видео урок. В нем изображены 10 различных способов рисования елки.




Top