Кто такой александр порфирьевич бородин. Народный музей композитора Бородина А.П

Великий русский композитор и ученый-химик А.П. Бородин родился 31 октября (12 ноября) 1833 года в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. По обычаю того времени ребенку достались фамилия и отчество одного из крепостных отца, слуги князя - Порфирия Бородина. Мальчик получил домашнее образование, учил языки - немецкий, французский, английский (позже овладел также итальянским). Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать дома уроки игры на флейте, а затем - на фортепиано и виолончели, в девять - сочинил польку для фортепиано в четыре руки и уже в 14 лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля. А в 1849 году в одной из петербургских газет появилась статья, где, в частности, говорилось: "Особенного внимания заслуживают сочинения даровитого шестнадцатилетнего композитора Александра Бородина... Мы тем охотнее приветствуем это новое национальное дарование, что поприще композитора начинается не польками и мазурками, а трудом положительным, отличающим в сочинении тонкий эстетический вкус и поэтическую душу". Знал бы автор статьи, чем бредила "поэтическая душа" Саши. Вся комната мальчика была заставлена колбами, горелками и другими приспособлениями для химических опытов. Именно химия, а не музыка более всего привлекала Бородина, химия и стала его профессией.

В 1850 году А.П. Бородин поступил в Петербургскую Медико-хирургическую академию. Учеба шла весьма успешно. Окончив в 1856 году академию, он был оставлен там преподавателем и в 1858 году получил степень доктора медицины. Докторскую диссертацию Бородин написал на тему: "Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях". Затем молодой ученый был направлен в научную командировку в Европу для научного усовершенствования. В те годы Бородин был знаком со многими из тех, кто позднее составил гордость и славу русской науки: Д.Менделеев, А.Бутлеров, И.Сеченов, и другие. В 1859-1862 годах А.П. Бородин побывал в Германии, Франции, Италии. Почти сразу же по приезду в немецкий город Гейдельберг Бородин подружился с талантливыми молодыми химиками В.Савичем, В.Олевинским, Д.Менделеевым. Дружба Бородина и Менделеева сохранилась на всю жизнь. Жизнь молодых ученых в Гейдельберге протекала в напряженной научной работе. А вечерами они собирались у кого-либо из друзей и слушали музыку. Нередко всей компанией, несмотря на скромный материальный достаток, ездили в ближайшие города на концерты и оперные спектакли.

К тому времени молодой ученый Бородин уже был автором нескольких романсов, инструментальных пьес, ансамблей. Некоторые из его фортепьянных пьес были даже изданы. В Гейдельберге Бородин тоже сочиняет, в основном камерно-инструментальные ансамбли: фортепьянное трио, секстет, струнный квинтет. Они сразу же охотно исполняются на музыкальных вечерах. Но, несмотря на сильное влечение к музыке и на успех его сочинений, он относится к музыкальным занятиям как к второстепенному делу, - так велика была увлеченность наукой. Там, в Гейдельберге, Бородин познакомился с молодой московской пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой. Прекрасная исполнительница музыки Шопена, Шумана, Листа, она открыла для Бородина еще неведомый ему мир композиторов-романтиков. А потом, когда по состоянию здоровья Екатерине Сергеевне понадобился срочный переезд в Италию, Бородин сопровождал ее на правах жениха. Это был счастливейший год в его жизни: занятия в лаборатории у известного итальянского ученого, частые посещения концертов и оперных спектаклей. И, наконец, большое чувство к талантливой пианистке, которое, по его словам, "служило солнцем, освещавшим и согревавшим весь итальянский пейзаж". В Италии Бородин создает одно из лучших своих камерных сочинений - Фортепьянный квинтет.

Вскоре состоялась их свадьба. Когда молодожены в 1862 году вернулись в Петербург, Бородин занял должность адъюнкт-профессора по кафедре химии в Медико-хирургической академии, а в 1864 году стал ординарным профессором той же кафедры. В 1874 году А.П. Бородин назначен руководителем химической лаборатории, а в 1877 году избран академиком Медико-хирургической академии. Одновременно, с 1863 года Бородин был профессором Лесной академии (кафедра химии), в 1868 году он - один из членов-учредителей Русского Химического общества. Ученик Н.Н. Зинина, Бородин - автор более 40 работ по химии. Он разработал оригинальный способ получения бромзамещенных жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение - фтористый бензоил (1862), исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.

Эта служба требовала от молодого ученого много сил и времени. Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки. Решающим в его музыкальной биографии стал 1862 год. Вскоре по возвращении из-за границы Бородин посетил своего коллегу и друга , в доме которого устраивались субботние вечера, проводимые за дружеской беседой. На одной из таких "суббот" произошло событие, определившее во многом дальнейшую жизнь Бородина, - встреча его с композитором и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или "Могучей кучки"), состоявшим из , Николая Римского-Корсакова и .

Знакомство и общение с руководителем "Могучей кучки" и с членами этого кружка утвердило в молодом ученом более серьезное отношение к своему композиторскому дарованию. После первого же месяца общения с Балакиревым "Александр Порфирьевич окончательно переродился музыкально, - вспоминала Протопопова, - вырос на две головы, приобрел то в высшей степени оригинально-бородинское, чему неизменно приходилось удивляться и восхищаться, слушая с этих пор его музыку". Балакирев первым разгадал необыкновенную одаренность Бородина, внушил ему мысль о необходимости создания Первой симфонии. Работа над этой симфонией протекала под непосредственным руководством Балакирева и продолжалась около пяти лет. Конечно же, столь большой срок определялся не медлительностью композитора. Сочинял он довольно быстро, всецело отдаваясь творчеству. Но такие дни, когда имел возможность сочинять, выпадали крайне редко. Музыка не оставляла ученого - она звучала в его душе даже во время лекций. Но бывало и иначе: дома, во время беседы с друзьями-музыкантами, он вдруг вскакивал, бежал в лабораторию. Химия и музыка безраздельно царили в его душе.

Первая симфония создавалась урывками, тем не менее она поражает своей гармоничной цельностью, стройностью. В ней уже определенно проступают основные черты бородинского стиля - музыка его полна контрастными и вместе с тем неуловимо сходными образами то могучей силы, твердости духа, то душевной мягкости, ласковой нежности. Окончание Первой симфонии затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью, однако в 1867 году симфония была все-таки закончена, а в 1869 году исполнена под управлением Балакирева.

Историческая ценность Первой симфонии заключена не только в ее художественной зрелости. Появившись одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и , она явилась одной из первых симфоний в русской музыке и положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Прозвучавшая с большим успехом, она оказалась блестящей победой, одержанной композиторами "Могучей кучки". Эта победа дала Бородину уверенность в своих творческих силах, теперь он отверг всякие сомнения в своем праве заниматься композицией. Все больше внимания уделяет он музыке, с большим вниманием следит за успехами друзей-музыкантов, его произведения - целиком и в отрывках - исполняются на концертах Бесплатной музыкальной школы, на собраниях "Могучей кучки". Атмосфера, царившая на музыкальных собраниях, высокий, ни с чем не сравнимый энтузиазм не могли оставить равнодушным никого. И Бородина тоже - несмотря на его всегдашнюю занятость научной и общественной деятельностью. Он создает один за другим лучшие свои романсы и песни. Почти половина из них написана на поэтические тексты самого композитора.

Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 году возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса "Слово о полку Игореве". Вскоре опера тоже была оставлена; часть сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над которой относится к 1875 году. Примерно с 1874 года Бородин возвращается к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над отдельными сценами "Князя Игоря". В это время Бородин много времени уделяет научной, преподавательской и общественной деятельности. В 1868 году он публикует музыкально-критические статьи в газете "Санкт-Петербургские ведомости", в 1872 году Бородин - один из организаторов в Петербурге Женских врачебных курсов, где он преподает до 1887 года, а с 1885 года является профессором, редактирует научный журнал "Знание" и т.д.

В конце 1875 года Бородин заканчивает свою Вторую симфонию - одно из лучших произведений русской симфонической музыки, произведение совершенное по форме и содержанию. Она была восторженно встречена друзьями композитора, которые оценили ее как лучшую русскую симфонию, превосходящую все созданное до нее. Когда Мусоргский предложил назвать ее "Славянской героической", критик запротестовал: не вообще славянская, а конкретно - русская, богатырская. Так эта симфония и стала называться - "Богатырская". Вторая, Богатырская симфония стоит в одном ряду с лучшими произведениями мировой музыкальной классики.

Одновременно со Второй симфонией Бородин работал и над созданием главного своего произведения - оперы "Князь Игорь", начатого еще в конце 1860-х годов. Именно В.В. Стасов предложил ему тогда в качестве сюжета "Слово о полку Игореве". Это увлекало композитора, и вскоре был составлен подробный план будущей оперы. Так началась вдохновенная и кропотливая работа над оперой "Князь Игорь", которая из-за всегдашней его занятости растянулась на 18 лет - вплоть до самой смерти. Обстоятельность Бородина как ученого сказалась и в подходе к композиторскому творчеству. Перечень исторических источников - научных и художественно-литературных, которые он проработал, прежде чем приступил к созданию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы "Слова о полку Игореве", и все фундаментальные исследования по истории России. Работа над оперой помогала переносить огорчения, неудачи. Особенно удручала болезнь жены, Екатерины Сергеевны. Она любила своего мужа, ценила его огромное дарование, нo создать eмy уют и покой, окружить заботой не имела возможности, так как большую часть года жила врозь с ним. Из-за астмы она не могла жить в Петербурге и полгода обычно проводила у родителей в Москве или Подмосковье. Да и приезды ее в Петербург отнюдь не облегчали жизнь Бородина.

Отвлекали от основных занятий и материальные проблемы, вынуждавшие его преподавать в Лесной академии и переводить с иностранных языков научную литературу, порой даже малоинтересную. Часть жалованья уходила на помощь родственникам, нуждающимся студентам, на содержание воспитанниц (своих детей у Бородиных не было), на приобретение различных, всегда недостающих в лаборатории препаратов и многое другое. И тем не менее Бородин проводил свои исследования, сыгравшие значительную роль в развитии химии. Вклад его в отечественную науку довольно велик, хотя мог быть еще большим, если бы ученый имел необходимые условия.

Огромная нагрузка в академии, неустроенный быт, болезнь жены и ее частые отъезды, отсутствие режима, - все это вызывало чувство усталости - духовной и физической. Ухудшалось и моральное самочувствие Бородина - приближалась старость, которая грозила не только нездоровьем, но и материальной необеспеченностью. Тем не менее в конце жизни Бородин все больше отдается музыке - композитор постепенно вытесняет в нем ученого. В эти годы была создана симфоническая картина "В Средней Азии" (1880), несколько фортепианных пьес и камерных ансамблей. Один из них - Первый струнный квартет - был исполнен зимой 1879 года на концерте Русского музыкального общества. Успех вдохновил А.П. Бородина на создание нового квартета - Второго, который в январе 1882 года прозвучал в Москве. И снова успех - еще больший, чем в Петербурге. Второй квартет - еще более зрелое и совершенное произведение. Каждая из его четырех частей, составляя единое целое, является одновременно маленьким инструментальным шедевром. Музыка Бородина начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Ф.Листа, с которым Бородин с 1877 года поддерживал личное знакомство.

А Бородин уже усиленно работал над новой симфонией - Третьей, которая, по его мнению, должна была стать самым ярким, самым значительным его произведением. Композитор намеревался назвать ее "Русской". Отдельные фрагменты из нее он уже проигрывал друзьям, вызывая радость и восхищение. Хоть и очень медленно, шла работа над оперой "Князь Игорь". Друзья композитора оказывали ему всяческую поддержку. Н.А. Римский-Корсаков и В.В. Стасов видели, как живет Бородин, понимали, что ему очень трудно, и всеми силами старались не дать ему забросить сочинение. "Скажите же еще ради бога, не продвинулся ли "Князь Игорь". Или же он так-таки и спит целых два года? Если да, это просто непростительно для талантливого человека, как Вы", - взывал к композитору Стасов. Римский-Корсаков согласился на любую работу, чтобы помочь Бородину: "Я предлагаю ему себя в музыкальные секретари, лишь бы только подвинуть его чудную оперу".

Бородин записывал музыку на отдельных клочках бумаги, на написание партитуры у него никогда не оставалось времени. Римский-Корсаков просто приходил в отчаяние от того, что даровитому человеку так мало удается сделать. В конце концов, Римский-Корсаков приглашает к себе домой Бородина, зовет на помощь Лядова, и все втроем садятся писать партитуру. Для ускорения дела приходится писать не чернилами, а карандашом, а чтобы карандаш не стерся, химик Бородин покрывает исписанные листы специально приготовленным им составом вроде прозрачного лака. Покрытые лаком листы партитуры затем развешивались для просушки на веревках в кабинете Римского-Корсакова. Но, ни "Князь Игорь", ни Третья симфония так и не были завершены. 15 (27) февраля 1887 года Бородин неожиданно скончался.

В тот день Бородин решил собрать у себя молодежь и устроить костюмированный вечер. Сам он нарядился в желто-красную русскую рубашку и синие шаровары. B разгар веселья, разговаривая с гостьей, он вдруг упал во весь рост. Все бросились к нему и тут же на полу, не поднимая его, стали приводить его в чувство. Пришедшие врачи и профессора почти час напрягали все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Были испробованы все средства, и ничто не помогало. Он лежал перед гостями, а они стояли кругом в шутовских костюмах и боялись сказать друг другу, что все кончено. Изношенное непосильной нагрузкой трех десятилетий сердце не выдержало.

На похороны Бородина стеклись массы людей. Отдать ему последний долг пришли все, кто знал его как музыканта, ученого, просто как чуткого и доброго человека. Сменяя друг друга, студенты несли гроб на руках через весь город до Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры. Похоронили Бородина рядом с Мусоргским.

Римский-Корсаков перевез к себе все нотные рукописи Бородина. Потрясенный смертью друга, Римский-Корсаков не мог заснуть всю ночь. Он старался припомнить все замыслы автора "Князя Игоря", по памяти делал наброски того, что не успел записать Бородин. Более 20 лет длилась дружба Бородина и Римского-Корсакова, и из них на протяжении восемнадцати, с остановками и перерывами, сочинялся "Князь Игорь". Через несколько дней после похорон в квартире Бородина собрались Римский-Корсаков, Беляев. Было решено, что помогать Н.А. Римскому-Корсакову будет А.К. Глазунов. Ему поручалось по памяти записать увертюру к "Князю Игорю", которую Бородин часто играл в кругу друзей, но которая так и не была им написана. С наступлением лета Римский-Корсаков вплотную взялся за партитуру оперы Бородина. Он писал: "Работа над оркестровкой "Князя Игоря" шла легко, непринужденно и, по-видимому, удавалась".

В 1889 году на могиле Бородина установили памятник (ск. И.Я. Гинцбург, арх. И.П. Ропет), созданный на общественные пожертвования. На памятнике была воспроизведена цитата из "Богатырской" симфонии, а на ограде (не сохранившейся) - химические формулы. Вскоре, 23 октября 1890 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы "Князь Игорь". Успех был огромен. Страшно подумать, что русская музыка могла бы остаться без "Князя Игоря", не будь Римского-Корсакова. С бескорыстной преданностью истинного друга и художника-гражданина он героически принял на себя огромный труд. Римский-Корсаков выполнил эту работу совершенно безвозмездно, не получив не единой копейки ни от нотоиздательства, ни от театра. Только во имя славы русского искусства он сделал все, чтобы спасти гениальную оперу от забвения, и это нельзя иначе назвать, как великим творческим подвигом.

А.П. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира. Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом. "Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе", - писал В.Стасов.

При жизни Бородин был уникальным человеком (1833-1887). Он был химиком, композитором и даже медиком. Результаты его работ сохранились по сей день и оставили свой отпечаток в истории.

Мальчик был сыном князя Имеретии Луки Степановича Гедианова и обыкновенной крепостной крестьянки Авдотьи Константиновны Антоновой, что в то время считалось неправильным. Именно поэтому при рождении его отдали в семью Бородиных. До 8 лет мальчик был обыкновенным крестьянином, но после смерти князя Александру дали вольную, после чего он стал жить со своей матерью и её мужем в доме, купленном князем перед смертью.

Бородин обучался на дому, но это не помешало ему прекрасно освоить письмо, чтение и языки. С детства у мальчика была предрасположенность к музыке.

С 9 до 15 лет он осваивал уже 3 инструмента: флейту, фортепиано и виолончель.

С 10-ти лет начал интересоваться и химией.

В 1850 году Бородин поступил в петербургскую Медико-хирургическую академию, а в 1857 уже был назначен на должность ординатора. В 1858 году получил докторскую степень, и в этом же году был сослан в город Солигалич для изучения составляющей минеральных вод. Отчёт об этой работе принёс ему широкую известность.

Во время учёбы в академии Бородин продолжал интересоваться музыкой и писал произведения различных жанров, но это абсолютно не нравилось его руководителю. Поэтому на протяжении всего обучения в академии он Бородин тщательно скрывал это, что стопорило его творческое развитие. В 1862 познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом музыкального сообщества «Могучая кучка». Работал над своей оперой «Князь Игорь» 18 лет, но так и не окончил её.

Умер Александр Порфирьевич у себя на квартире во время празднования Масленицы. Причиной оказался разрыв сердца.

Для детей

Биография Александра Бородина о главном

В1833 в Санкт – Петербурге году появился на свет будущий великий композитор и ученый от внебрачных связей. Далее мать выдали замуж за врача, а его записали сыном крепостного слуги. До 8 лет Александр Порфирьевич являлся крепостным своего отца, и лишь перед смертью тот купил вольную и дом для Бородина и его матери. Жизнь у будущего великого ученого началась нелегко.

Обучения проходило на дому, учил немецкий, французский. Поразительно, в 9 лет впервые написал музыкальное произведение "Польку". Научился играть на флейте, фортепиано, виолончель.

Но на этом его таланты не закончились, с 10 лет заинтересовался химией, где и достиг небывалых успехов.

Но факт того, что он незаконно рождённый ребёнок, ставило перед дальнейшим образованием большие препятствия. По - этому его мать и отчим пошли на хитрость, что бы он мог получить образование в первой гимназии. Далее поступил в Медико - хирургической академии изучал медицину и химию.

В 1857 году его направили во второй военно - сухопутный госпиталь в роли врача ординатора. Через год, защитив диссертацию, получил научную слепить. Вскоре ему дали задание по исследованию минеральных вод в водолечебнице города Солигалич. Отчет об этой работе был опубликован с Московской газете и принёс ему не бывалую славу.

Дальнейшее свое обучение Бородин провел за границей в Европе. Слушал лекции, занимался в библиотеке, много работал.

В 1861 году, когда Бородин посещал Германию, он познакомился с Екатериной Протоповой. Она обладала абсолютным слухом, что позволяло обворожительно играть на пианино. И именно благодаря этому знакомству у него пробудилась тяга к музыке.

По возвращению на родину он достиг звания адъюнкт - профессора той же академии, где и учился.

За все жизнь написал более 40 работ, за что и получил сначала должность ординарный профессор, потом научную степень академика и в 1883 году почетный член Общества русских врачей.

Бородин всегда уделял внимание музыке, писал много композиций, но его наставник считал, что музыка служит помехой науке, потому, во время заграничной поездки, он скрывал свое второе увлечение. Но, тем не менее, Бородин считается отцом симфонии и квартета в России. Даже за границей он пользовался популярностью, благодаря своим знаменитым композиция Первый и Второй квартет. Свою самую успешную оперу "Князь Игорь", он писал на протяжении 18 лет, но так и умер, не закончив ее. Лишь со временем ее дописали и Мариинском театре ее услышали многие, она отличалась яркостью национального колорита, мощностью народных хоровых сцен.

Поразительно, при всей его занятости Бородин занимался и общественной работой. Он содействовал идеи приобретению высшего образования женщинами. Пользуясь своей репутацией, защищал студентов от политических преследований.

В 1887 году внезапно умер от разрыва сердца. В память об этом выдающимся человеке симфонический оркестр в Москве и многие детские музыкальные школы России носят его имя.

Для детей

Интересные факты и даты из жизни

Биография

Медицина и химия

Музыкальное творчество

Общественный деятель

Адреса в Санкт-Петербурге

Семейная жизнь

Основные произведения

Произведения для фортепиано

Произведения для оркестра

Концерты

Камерная музыка

Романсы и песни

Александр Порфирьевич Бородин (31 октября (12 ноября) 1833 — 15 (27) февраля 1887) — русский учёный-химик и композитор.

Биография

Юность

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября (12 ноября) 1833 года от внебрачной связи 62-летнего князя Луки Степановича Гедеванишвили (1772—1840) и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.

До 7 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны.

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.

В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Однако, занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество.

В 1850 году семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.

Медицина и химия

В марте 1857 года молодой медик был назначен ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, где познакомился с находившимся на лечении офицером Модестом Мусоргским.

В 1868 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».

В 1858 году Военно-медицинский учёный Совет направил Бородина в Солигалич для изучения состава минеральных вод основанной в 1841 году купцом В. А. Кокоревым водолечебницы. Отчёт о работе, опубликованный в газете «Московские ведомости» в 1859 году, стал настоящим научным трудом по бальнеологии, который принёс автору широкую известность.

В 1859—1862 годах Бородин совершенствовал свои познания в области медицины и химии за границей — в Германии (Гейдельбергский университет), Италии и Франции, по возвращении получив должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии.

С 1863 года — профессор кафедры химии Лесной академии.

С 1864 года — ординарный профессор, с 1874 года — руководитель химической лаборатории, а с 1877 года — академик Медико-хирургической академии.

А. П. Бородин — ученик и ближайший сотрудник выдающегося химика Николая Зинина, вместе с которым в 1868 году стал членом-учредителем Русского химического общества.

Автор более 40 работ по химии. Именно А. П. Бородин открыл способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот, известный как реакция Бородина — Хунсдикера, первым в мире (в 1862 году) получил фторорганическое соединение — фтористый бензоил, провёл исследование ацетальдегида, описал альдоль и химическую реакцию альдольной конденсации.

Музыкальное творчество

Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.

По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок — «Могучую кучку». Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя Михаила Глинки. А. П. Бородин был активным членом Беляевского кружка.

В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.

А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора.

К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.

Бородин — не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян и др.).

Общественный деятель

Заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 по 1887 год.

Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II.

Огромное значение для международного признания российской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил большую часть своей жизни.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1850—1856 — доходный дом, Бочарная улица, 49;

Семейная жизнь

Летом 1861 года в Гейдельберге Бородин познакомился с приехавшей на лечение талантливой пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой, в исполнении которой впервые услышал произведения Шопена и Шумана. Осенью здоровье Протопоповой ухудшилось, и она продолжила лечение в Италии. Бородин нашёл возможность последовать за ней в Пизу, не прерывая своих химических исследований, и именно там были впервые получены фторорганические соединения и проведены другие работы, которые принесли учёному мировую славу. Тогда же Бородин и Протопопова решили вступить в брак, однако по возвращении в Россию из-за отсутствия денег на свадьбу пришлось отложить и венчание состоялось в 1863 году. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться — преподавать в Лесной академии и заниматься переводами иностранной литературы.

В связи с тяжёлым хроническим заболеванием (астмой), супруга Александра Порфирьевича не переносила климата Санкт-Петербурга и подолгу жила у родственников в Москве. Детей в семье не было.

А. П. Бородин, проживавший в Санкт-Петербурге, скоропостижно скончался от разрыва сердца 15 (27) февраля 1887 в возрасте 53 лет.

Память

В память о выдающемся учёном и композиторе были названы:

  • Государственный квартет имени А. П. Бородина
  • Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств
  • Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области
  • Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске

Основные произведения

Произведения для фортепиано

  • Hélène-Polka (1843)
  • Реквием
  • Маленькая сюита (1885; оркестрована А. Глазуновым)
  1. В монастыре
  2. Интермеццо
  3. Мазурка
  4. Мазурка
  5. Грёзы
  6. Серенада
  7. Ноктюрн
  • Скерцо ля бемоль мажор (1885; оркестровано А. Глазуновым)
  • Произведения для оркестра

    • Симфония № 1 ми бемоль мажор
    1. Adagio. Allegro
    2. Scherzo. Prestissimo
    3. Andante
    4. Allegro molto vivo
  • Симфония № 2 си минор «Богатырская» (1869—1876; отредактирована Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)
    1. Allegro
    2. Скерцо. Prestissimo
    3. Andante
    4. Финал. Allegro
  • Симфония № 3 ля минор (написаны только две части; оркестрована А. Глазуновым)
    1. Moderato assai. Poco piu mosso
    2. Scherzo. Vivo
  • В Средней Азии (В степях Центральной Азии ), симфонический эскиз
  • Концерты

    • Концерт для флейты и фортепиано с оркестром (1847), утрачен

    Камерная музыка

    • Соната для виолончели и фортепиано си минор (1860)
    • Фортепианный квинтет до минор (1862)
    • Фортепианное трио ре мажор (1860-61)
    • Струнное трио (1847), утрачено
    • Струнное трио (1852—1856)
    • Струнное трио (1855; неокончено)
      • Andantino
    • Струнное трио (1850—1860)
    • Струнный квартет № 1 ля мажор
      • Moderato. Allegro
      • Andante con moto
      • Scherzo. Prestissimo
      • Andante. Allegro risoluto
    • Струнный квартет № 2 ре мажор
      • Allegro moderato
      • Scherzo. Allegro
      • Notturno. Andante
      • Finale. Andante. Vivace
    • Скерцо для струнного квартета (1882)
    • Serenata alla spagnola для струнного квартета (1886)
    • Квартет для флейты, гобоя, альта и виолончели (1852—1856)
    • Струнный квинтет фа мажор (1853—1854)
    • Секстет ре минор (1860—1861; сохранились только две части)

    Оперы

    • Богатыри (1878)
    • Царская невеста (1867—1868, наброски, утрачены)
    • Млада (1872, IV действие; Остальные действия написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским и Л. Минкусом)
    • Князь Игорь (отредактирована и окончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)

    Наиболее известный номер — Половецкие пляски .

    Романсы и песни

    • Арабская мелодия. Слова А. Бородина
    • Для берегов отчизны дальной. Слова А. Пушкина
    • Из слез моих. Слова Г. Гейне
    • Красавица-рыбачка. Слова Г. Гейне (для голоса, виолончели и фортепиано)
    • Море. Баллада. Слова А. Бородина
    • Морская царевна. Слова А. Бородина
    • Отравой полны мои песни. Слова Г. Гейне
    • Песня темного леса (Старая песня). Слова А. Бородина
    • Разлюбила красна девица… (для голоса, виолончели и фортепиано)
    • Слушайте, подруженьки, песенку мою (для голоса, виолончели и фортепиано)
    • Спесь. Слова А. К. Толстого
    • Спящая княжна. Сказка. Слова А. Бородина
    • У людей-то в дому. Песня. Слова Н. Некрасова
    • Фальшивая нота. Романс. Слова А. Бородина
    • Что ты рано, зоренька… Песня
    • Чудный сад. Романс. Слова C. G.

    Авдотьи Константиновны .

    Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

    Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение - польку «Helen». Обучался (по воле матери преимущественно дома) игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте и фортепиано , а с 13 лет - на виолончели . В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано .

    В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

    Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Он получил право закончить гимназию и продолжить своё образование в высшем учебном заведении.

    Летом 1850 года Бородин отлично сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой Санкт-Петербургской гимназии , а в сентябре того же года семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию , которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина .

    В 1858 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».

    В том же году Военно-медицинский учёный Совет направил Бородина в Солигалич для изучения состава минеральных вод основанной в 1841 году купцом В. А. Кокоревым водолечебницы. Отчёт о работе, опубликованный в газете «Московские ведомости » в 1859 году, стал настоящим научным трудом по бальнеологии , который принёс автору широкую известность.

    Заграничная командировка (1859-1862)

    С октября 1859 года Александр Бородин совершенствовал свои познания в области химии за границей - первоначально в Германии (Гейдельбергский университет) . В сентябре 1860 года Бородин наряду с Зининым и Менделеевым (первый был его учителем, второй - другом) участвовал в знаменитом международном конгрессе химиков в Карлсруэ . Здесь даны были чёткие определения понятиям «атом» и «молекула» («частица», «корпускула»), что означало окончательное торжество атомно-молекулярной теории строения вещества, а также признаны т. н. «новые» атомные веса, установленные трудами гениального французского химика Жерара (ум. 1856) и его учеников. Осенью 1860 года Бородин и Менделеев посетили Геную и Рим, преследуя цели чисто туристические, после чего Менделеев вернулся в Гейдельберг, а Бородин уехал в Париж, где провёл зиму. В Париже Бородин занимался серьёзной научной работой, посещал библиотеку, слушал лекции известных учёных.

    Весной 1861 года Бородин вернулся в Гейдельберг. Здесь в мае 1861 года он познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой - молодой незамужней женщиной, страдавшей серьёзным хроническим бронхо-лёгочным заболеванием и приехавшей в Германию для лечения. Екатерина Сергеевна оказалась замечательной пианисткой и обладательницей абсолютного музыкального слуха . По её воспоминаниям, Бородин «тогда ещё почти вовсе не знал Шумана , а Шопена разве немного больше». Встреча с новыми музыкальными впечатлениями пробудила интерес Бородина к композиции, который начал было несколько угасать, а Екатерина Сергеевна вскоре стала его невестой. В сентябре её здоровье значительно ухудшилось, и гейдельбергский профессор дал рекомендацию срочно переменить климат - ехать на юг, в Италию, в Пизу . Бородин сопровождал её. После визита к профессору химии Пизанского университета Де-Лука, который встретил русского коллегу «в высшей степени любезно», Бородин получил возможность заниматься в университетской лаборатории, где «предпринял серьёзную работу с фтористыми соединениями». В Гейдельберг он вернулся только летом 1862 года.

    Профессор химии

    По возвращении в Россию Бородину пришлось временно расстаться со своей невестой, которая осталась у матери в Москве, сам же он поехал в Петербург, где представил отчёт о заграничной командировке и вскоре получил должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии. Новая должность отнюдь не улучшила материальное положение молодого учёного: жалованье составляло только 700 рублей в год, тогда как прежде, числясь ординатором госпиталя, он получал 900 рублей в год. Кроме того, Бородин долго не мог получить обещанную ему казённую квартиру в новом здании Естественноисторического факультета, где далеки были от завершения отделочные работы. Материальная и бытовая неустроенность побудила Бородина отложить свадьбу, которая состоялась только в апреле 1863 года. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться - преподавать в Лесной академии и заниматься переводами.

    С 1864 года Бородин - ординарный профессор, с 1874 года - руководитель химической лаборатории, а с 1877 года - академик Медико-хирургической академии. С 1883 - почётный член Общества русских врачей . А. П. Бородин - ученик и ближайший сотрудник выдающегося химика Н. Н. Зинина , вместе с которым в 1868 году стал членом-учредителем Русского химического общества .

    Музыкальное творчество

    Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли , чем вызывал недовольство своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.

    А. П. Бородин по возвращении в Россию в познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок (получивший в позднейшей традиции название «Могучая кучка »). Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя М. И. Глинки . А. П. Бородин был активным членом Беляевского кружка .

    В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

    Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако оно внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

    Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь» , являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов . Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре , опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила» , имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.

    А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

    Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского , положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Симфония впервые прозвучала в 1869 году под управлением М. А. Балакирева, партитура её была издана В. В. Бесселем в 1882 году. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора. Первое исполнение состоялось в 1877 году под управлением Э. Ф. Направника. Партитура вышла в свет в 1887 году, посмертно, в редакции Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова, внесших в её музыку значительные изменения . Обе симфонии уже при жизни Бородина получили признание за рубежом, значительно популярнее в то время была Первая.

    К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах. В последние годы жизни Бородин работал над Третьим квартетом.

    Музыка второй части Струнного квинтета Бородина была использована в ХХ веке для создания популярнейшей песни «Вижу чудное приволье» (на стихи Ф. П. Савинова).

    Бородин - не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина . Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса , а с ними - освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

    Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (С. С. Прокофьев , Ю. А. Шапорин , Г. В. Свиридов , А. И. Хачатурян и др.)

    Общественный деятель

    Заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 до их ликвидации в 1885 году.

    Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II .

    Огромное значение для международного признания русской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил бо́льшую часть своей жизни.

    Адреса

    Семейная жизнь

    Екатерина Сергеевна Бородина страдала астмой и плохо переносила нездоровый климат Санкт-Петербурга, и осенью обычно уезжала в Москву, где подолгу жила у родственников, возвращаясь к мужу только зимой, когда устанавливалась сухая морозная погода. Однако это всё-таки не гарантировало ей отсутствие астматических приступов, во время которых муж был для неё и врачом, и сиделкой. Несмотря на тяжёлую болезнь, Екатерина Сергеевна много курила; при этом она страдала бессонницей и засыпала только под утро. Со всем этим Александр Порфирьевич, нежно любивший жену, вынужден был мириться.

    Правнучка композитора Зинаида Тимофеевна Бородина была замужем за знаменитым дрессировщиком Юрием Владимировичем Дуровым, их дочь - Наталья Юрьевна Дурова (13.04.1934-27.11.2007) [ ]

    Безвременная смерть

    На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Подробное описание обстоятельств его скоропостижной смерти содержится в воспоминаниях М. В. Доброславиной. Бородин умер вечером 15 (27) февраля в своей собственной казённой «академической» квартире, в разгар общего веселья на организованной им по случаю Масленицы костюмированной вечеринке. Во время разговора с Доброславиной Бородин внезапно потерял сознание и упал. «Все бросились к нему и тут же на полу, не поднимая его, стали приводить его в чувство. Понемногу сошлись все врачи и профессора, жившие в академии. Почти целый час прилагали все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Были испробованы все средства, и ничто не помогло» .

    Причиной смерти Бородина был признан разрыв сердца .

    Основные произведения

    Оперы

    • Богатыри (1868)
    • Млада (совместно с другими композиторами, 1872)
    • Князь Игорь (1869-1887)
    • Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены)

    Произведения для оркестра

    • Симфония № 1 Es-dur (1866)
    • Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1875)
    • Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)
    • Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880)

    Камерно-инструментальные ансамбли

    • струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55)
    • струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)
    • фортепианное трио (D-dur, до 1862)
    • струнный квинтет (f-moll, до 1862)
    • струнный секстет (d-moll, 1860-61)
    • фортепианный квинтет (c-moll, 1862)
    • 2 струнных квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881)
    • Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)

    Произведения для фортепиано

    В две руки

    • Патетическое адажио (As-dur, 1849)
    • Маленькая сюита (1885)
    • Скерцо (As-dur, 1885)

    В три руки

    • Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, 1878)

    В четыре руки

    • Скерцо (E-dur, 1861)
    • Тарантелла (D-dur, 1862)

    Произведения для голоса и фортепиано

    • Разлюбила красна девица (50-е годы)
    • Слушайте, подруженьки, песенку мою (50-е годы)
    • Что ты рано, зоренька (50-е годы)
    • (слова Г. Гейне, 1854-55) (для голоса, виолончели и фортепиано)
    • (слова Г. Гейне , перевод Л. А. Мея , 1868)
    • (слова Г. Гейне, перевод Л. А. Мея, 1871)
    • У людей-то в дому (слова Н. А. Некрасова , 1881)
    • (слова А. С. Пушкина, 1881)
    • (слова А. К. Толстого , 1884-85)
    • Чудный сад (Septain G., 1885)

    На слова Бородина

    • Морская царевна (1868)
    • (1867)
    • . Романс (1868)
    • Песня тёмного леса (1868)
    • Море. Баллада (1870)
    • Арабская мелодия (1881)

    Вокальный ансамбль

    • Мужской вокальный квартет без сопровождения Серенада четырёх кавалеров одной даме (слова Бородина, 1868-72)

    Примечания

    1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
    2. Н. Грушке // Русский биографический словарь - СПб. : 1908. - Т. 3. - С. 266–272.
    3. Э. // Музыкальный словарь : Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель - М. : Музыкальное издательство П. И. Юргенсона , 1901. - Т. 1. - С. 145–146.

    Александр Порфирьевич Бородин, человек неординарный, сделавший много для русской культуры и науки, родился 31 октября (12 ноября) 1833 года в Санкт-Петербурге.

    Незаконорожденный сын грузинского аристократа, он не имел возможности учиться в гимназии и, лишь ухищрением матери и отчима, которые добились для него звания купца, способный ребёнок получил возможность сменить домашнее обучение на гимназическое.

    С детства Бородин увлекался музыкой. Мальчику легко подчинились флейта, фортепьяно и виолончель, он рано начал сочинять небольшие произведения. А к 10 годам умом ребёнка завладела химия.

    В 1850 году, блестяще отучившись в гимназии, Бородин поступает в Медико-хирургическую академию, где изучает медицину в совокупности с химией. Его наставником становится Н.Н. Зинин, известный учёный-химик. В 1859 году он уезжает за границу. Там, вначале в Германии, позже во Франции продолжает оттачивать свои познания в науке. Там же в Германии знакомится со своей будущей женой, способной пианисткой с абсолютным слухом. Именно она побудила его вернуться к слегка позабытым занятиям музыкой.

    Вернувшись в Россию, Бородин много работает и в 1864 году получает звание профессора, позже становится руководителем лаборатории, далее академиком Медико-хирургической академии. Его работы по органической химии изучаются студентами во многих странах.

    Невозможно переоценить талант Бородина-музыканта.

    В 1862 году композитор Балакирев вводит его в кружок "Могучая кучка". Здесь он проявился, как сторонник развития русского течения в музыке. Лучшие качества русского народа, его сила, свободолюбие, величие становятся главной темой его работ.

    Самым большим и узнаваемым музыкальным творением Бородина считается опера "Князь Игорь".

    Трудиться над ней автор начал в 1869 году с подачи В.В. Стасова. Работа затянулась надолго, потому что невозможно было оставить научную работу. Опера не была закончена из-за скоропостижной кончины композитора в феврале 1887 года от инфаркта. Окончанием оперы занимались друзья Бородина Глазунов и Римский-Корсаков, а премьера состоялась в Мариинском театре в конце октября 1890 года.

    Бородин прожил не слишком долгую жизнь, и его научная деятельность не позволяла заниматься композиторством в полной мере, но его вклад в развитие русской музыкальной классики велик и будет цениться многими поколениями любителей музыки.

    Биография 2

    Русская музыка велика настолько же, насколько важен наш русский язык, наша речь. Многие имена русских композиторов и музыкантов известно людям. Глинка, Римский – Корсаков, Чайковский – все они считаются великими людьми и внесли неоценимый вклад в родную классическую музыку. К этому числу людей также можно отнести и Бородина. Чем он прославился? И только ли музыку затронул Александр?

    Александр Бородин Появился на свет 31 октября 1833 года. Было это в городе Санкт – Петербурге. Его отцом был князь одного из участков грузинских земель. Кстати, так вышло, что Александр стал внебрачным ребенком. Именно поэтому мальчика пришлось отдать слуге князя, Порфирию Бородину и его жене, отсюда и отчество Александра. 8 лет мальчику приходилось прислуживать в доме князя, пока он не скончался, предварительно оставив своему ребенку и Авдотье дом. Александру пришлось получить много проблем из-за того, что связи вне брака еще не были нормой. Поэтому настоящую фамилию пришлось скрыть ото всех. Мало того, благодаря подобному происхождению, гимназии были для Александра под запретом, из – за чего пришлось изучать науки дома. Но мальчик был отлично обучен.

    Уже в 9 лет у Бородина проявился интерес к музыке. Тогда же он получил свое первое музыкальное создание – польку, именуемая "Helen". Сначала он играл на флейте и фортепиано, но с 13 лет он заимел в свой обиход также вошла виолончель. И в этом же возрасте у Бородина получилось провести свой первый концерт, главными инструментами которого были флейта и фортепиано. В свое первое десятилетие Александру начала нравится химия. Но все одна и та же проблема препятствовала изучению разных наук – это внебрачное происхождение. Пришлось просить помощи у чиновников, чтобы записаться в Новоторжскую третью купеческую гильдию. Так у Александра была возможность завершить свое обучение.

    Какие области в науке затронул Александр Порфирьевич Бородин?

    Химия и врачевание.

    В 1858 году Александр стал доктором медицины после того, как он удачно защитил свою научную работу и провел ряд опытов. Тогда же Бородина отправили в город Солигалич для того, чтобы тот провел исследования с минеральной водой, найденная купцом Кокоревым. Затем Александр стал улучшать свои химические умения, странствуя по другим странам. В 1864 году Бородин становится профессором химии.

    Музыка.

    Один из главных участников "Могучей кучки". Впервые ввел в Россию эпический симфонизм. На счету Бородина такие оперы и произведения, как "Князь Игорь", "Богатыри" и "Царская невеста".

    Иммануил Кант являлся великим немецким философом, заложившим основы классицизма в философии. Большинство трудов философа разобраны на цитаты потомками.

  • Ленин Владимир Ильич

    Владимир Ильич Ленин – политический деятель и революционер. Был рожден в 1870 году, в Симбирске. За всю свою жизнь основал много партий Советского Союза. Он окончил Симбирскую гимназию, и поступил в Казанский университет



  • 
    Top