Кто такой дмитрий кабалевский 10 предложений. Автобиография

Есть личности, влияние которых на жизнь общества выходит далеко за пределы их чисто профессиональной деятельности. Таким был Д. Кабалевский - классик советской музыки, крупный общественный деятель, выдающийся просветитель и педагог. Чтобы представить широту композиторского горизонта и масштаб дарования Кабалевского, достаточно назвать такие его произведения, как оперы «Семья Тараса» и «Кола Брюньон»; Вторая симфония (любимое сочинение великого дирижера А. Тосканини); сонаты и 24 прелюдии для фортепиано (входившие в репертуар крупнейших пианистов современности); Реквием на стихи Р. Рождественского (прозвучавший на концертных площадках многих стран мира); знаменитая триада «молодежных» концертов (Скрипичный, Виолончельный, Третий фортепианный); кантата «Песня утра, весны и мира»; «Серенада Дон-Кихота»; песни «Наш край», «Школьные годы»...

Музыкальное дарование будущего композитора проявилось довольно поздно. В 8 лет Митю начали учить игре на фортепиано, однако скоро он взбунтовался против скучных упражнений, которые его заставляли играть, и был освобожден от занятий... до 14 лет! И лишь потом, можно сказать, на волне новой жизни - свершился Октябрь! - у него возник прилив любви к музыке и необыкновенный взрыв творческой энергии: за 6 лет юный Кабалевский сумел закончить музыкальную школу, училище и поступить в Московскую консерваторию сразу на 2 факультета - композиторский и фортепианный.

Кабалевский сочинял почти во всех жанрах музыки, им написаны 4 симфонии, 5 опер, оперетта, инструментальные концерты, квартеты, кантаты, вокальные циклы на стихи В. Шекспира, О. Туманяна, С. Маршака, Е. Долматовского, музыка к театральным постановкам и кинофильмам, масса фортепианных пьес и песен. Многие страницы своих сочинений Кабалевский посвятил молодежной теме. Образы детства и юности органично входят в его крупные сочинения, часто становясь основными «действующими лицами» его музыки, не говоря уже о песнях и фортепианных пьесах, написанных специально для детей, которые композитор начал сочинять уже в первые годы своей творческой деятельности. К этому же времени относятся и его первые беседы о музыке с детьми, получившие в дальнейшем глубокий общественный резонанс. Начав беседы в пионерском лагере Артек еще до войны, Кабалевский в последние годы вел их и в московских школах. Они были записаны на радио, выпущены на пластинках, а Центральное телевидение сделало их достоянием всего народа. Они воплотились потом в книги «Про трех китов и про многое другое», «Как рассказывать детям о музыке», «Ровесники».

Многие годы Кабалевский выступал в печати и публично против недооценки эстетического воспитания подрастающего поколения, горячо пропагандировал опыт энтузиастов массового художественного образования. Он возглавил работу по эстетическому воспитанию детей и юношества в Союзе композиторов СССР и в Академии педагогических наук СССР; как депутат Верховного Совета СССР выступал по этим проблемам на сессиях. Высокий авторитет Кабалевского в области эстетического образования юных был оценен зарубежной музыкально-педагогической общественностью, он был избран вице-президентом Международного общества по музыкальному воспитанию (ISME), а потом стал его почетным президентом.

Делом всей жизни Кабалевский считал созданную им музыкально-педагогическую концепцию массового музыкального воспитания и основанную на ней программу по музыке для общеобразовательной школы, главной целью которой было увлечь детей музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека. Для проверки своей системы он в 1973 г. стал работать учителем музыки в 209-й московской средней школе. Семилетний эксперимент, который он вел одновременно с группой педагогов-единомышленников, работавших в разных городах страны, блестяще оправдался. По программе Кабалевского ныне работают школы РСФСР, творчески используют ее в союзных республиках, заинтересовались ею и зарубежные педагоги.

О. Бальзак сказал: «Недостаточно быть просто человеком, надо быть системой». Если автор бессмертной «Человеческой комедии» имел в виду единство творческих устремлений человека, подчинение их одной глубокой идее, воплощение этой идеи всеми силами могучего интеллекта, то Кабалевский, несомненно, принадлежит к этому типу «людей-систем». Всей своей жизнью - музыкой, словом и делом утверждал он истину: прекрасное пробуждает доброе - сеял это доброе и растил его в душах людей.

30 декабря с.г. исполняется 110 лет со дня рождения Дмитрия Борисовича Кабалевского (1904-1987). Его имя ассоциируется прежде всего c добрым музыкальным наставничеством, меж тем как маэстро оставил немало сочинений — 4 симфонии, 2 струнных квартета, 7 инструментальных концертов, 7 опер и оперетту, кантаты и оратории, романсы и вокальные циклы, музыку к 14 кинофильмам и 18 драматическим спектаклям, к радиокомпозициям. Кабалевский известен и как автор романсов на стихи Блока, Бальмонта, Есенина, Р. Гамзатова, О. Туманяна. Однако, в самом деле, из четырех сотен с лишком произведений большая часть Кабалевским написана для детей и юношества.

Если друг Кабалевского, уроженец Донбасса С. Прокофьев, признанный величайшим композитором XX столетия, стал заниматься музыкой с пяти лет, то петербуржец Кабалевский начал серьезно заниматься музыкой в 15 лет, когда, как считалось, уже поздно рассчитывать на высокие достижения. Придерживающийся в своих произведениях стилистики и мелодики XIX в. Кабалевский имеет полное право называться значительнейшим композитором именно советского периода, отразившим в своих произведениях все самое светлое и сущностное из своего времени.

Кому привелось встретиться с Дмитрием Борисовичем или прочесть его книги или статьи, непременно проникались пониманием, что предназначением всей жизни Кабалевского было учительство. Много лет с телевизионного экрана не сходило его лицо, по радио звучал его голос. Имя Дмитрия Кабалевского знали в каждой семье, без преувеличения. Он искренне верил, что «в нашем грядущем дети отучатся плакать и будут смеяться, звонко-звонко смеяться….».

Мы знаем, конечно, пьесы Кабалевского для детей, которые и теперь повсеместно исполняются учениками музыкальных школ на всей территории бывшего СССР, да и за рубежом. Но в Советском Союзе не было школы или пионерлагеря, дома творчества или музыкальной студии, где не звучала бы его музыка, и особенно — песни.

Да, особенно песни — созданные для пионерии, как точно сказано, «вобравшие в себя звонкие голоса молодежи СССР, свет костра и яркость пионерского галстука». В них Кабалевский говорит о дружбе, взаимопомощи, школе, доброте. Песни Кабалевского — это эпоха, когда пионеры с нетерпением ждали поездки в лагерь, жили и в палатках, а то и в новых корпусах, создавали свои традиции, ходили в походы. И не только песни композитора Кабалевского, но и его кантаты, оперы, оперетты, фортепианные пьесы, симфонии - все, сделанное им для детей и молодежи, несет в себе «голос эпохи». Они — громкие, «радостные, даже бравурные, полные света, стремления в будущее, ощущения праздника и торжества новой жизни, доброго начала, позволяющего преодолеть все невзгоды и с факелом чистой надежды вступить в дивный новый мир, что скрывается за горизонтом».

Внимательно подобранные записи песен Кабалевского можно прослушать на сайте «Советская музыка», который рекомендуем всем. Найдем здесь и короткую песню из кинофильма «Щорс» (1939) со словами А. Малышко на украинском языке. И памятное «Пионерское звено» («Есть песенка любимая у нашего звена. Звено у нас хорошее, веселое звено, и что бы мы ни делали, всегда мы заодно...») на слова О. Высотской.

А также дорогая нашим сердцам песня «Школьные годы» (слова Е. Долматовского, 1953): « В первый погожий сентябрьский денек робко входил я под светлые своды...» Вместе со «Школьным вальсом» И. Дунаевского эта песня стала классикой жанра. А кто не знает «Наш край» («То березка, то рябина…Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой?») на слова А. Пришельца (1950).

Целый цикл песен Кабалевский создал — в разные годы — о солнечном «Артеке». Эта написана в 1935 г., к 10-летию пионерского лагеря «Артек», на слова В. Шестакова: «Есть местечко в Крыму... Отовсюду к нему пионеры стремятся гурьбой. Слева — горы и лес, сверху купол небес, а внизу — неумолчный прибой...»

А в «Артековском вальсе» на текст В. Викторова есть такие слова: «Родина милая, Родина-мать, как же спасибо тебе не сказать?» Вальс был впервые исполнен самим Д. Кабалевским 12 июля 1961 г. в Артеке, на открытии лагеря № 4 («Морской»).

Но еще более трогательна артековская колыбельная «Спокойной ночи, “Артек”» (1962), также на слова Викторова. «День завершен, близится сон, парк опустел, в тишину погружен. … Вышли горнисты артековцев звать: "Спать, спать, спать…"». Эта замечательная песня, ставшая в 1960-1970-х одной из любимых у пионерии, также входила в программу уроков музыки общеобразовательных школ СССР.

Любители «взрослой» консервативной музыки помнят, как знаменитый Павел Лисициан исполнял «30-й сонет Шекспира» (в переводе С. Маршака) или как молодой Муслим Магомаев пел «Серенаду Дон Кихота» (стихи Сергея Богомазова).

Д. Кабалевский написал и опубликовал более полутора десятков книг, выходивших в СССР и странах социалистического лагеря с 1954-го по 1986-й, популяризирующих музыку и обращенных к детям и их наставникам. Книги эти и по сей день бережно передаются любителями музыки и музыкального просвещения из рук в руки. Показательны их названия: «Про трех китов и про многое другое. Книга о музыке», «Как рассказывать детям о музыке?», «Прекрасное пробуждает доброе», «Воспитание ума и сердца. Книга для учителя» и т.д. Кабалевский также написал более 450 статей, опубликованных в различных советских и зарубежных газетах, журналах и сборниках. С 1982 г. он был главным редактором журнала «Музыка в школе».

Поразителен и трогателен и такой факт биографии мастера. Уже будучи именитым профессором Московской консерватории членом комитета по Ленинским премиям в области искусства, Дмитрий Борисович в 1973 г. начал вести уроки музыки в первом классе обычной общеобразовательной московской школы № 209.

Вместе с ним над программой работала вся его Лаборатория музыкального образования, созданная в НИИ школ. Музыканты-педагоги провели в школе 7 лет, разработав и проверив жизненность новой программы. Можно представить, каким светом озарил композитор сердца и умы детей той школы! Хорошо бы их послушать сегодня, проживших по полвека, чтобы они рассказали о тех днях учебы у Кабалевского и о том, какой отсвет это общение бросило на все их дальнейшие судьбы.

К последнему году жизни Д. Б. Кабалевского по его программе занимались в тысячах школ по всей стране.

В нынешнем году учрежден некоммерческий фонд Д. Б. Кабалевского по содействию развития общего и профессионального музыкального образования, музыкальной культуры, искусства и исполнительства, который возглавляет дочь композитора Мария Дмитриевна Кабалевская. Ей помогают другие родственники композитора. 5-6 декабря с.г. в Перми и 11-12 декабря в Москве фонд провел Международную научно-практическую конференцию «Д. Б. Кабалевский — композитор, ученый, педагог».

* * *

Следует сказать о родословной и биографии Д. Кабалевского. Его дед по отцовской линии — военный инженер Клавдий Егорович Кабалевский — был строителем и первым начальником Луганского патронного завода, получил за свои заслуги личное дворянство и вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта. Отец Дмитрия Борисовича — Борис Клавдиевич — окончил в 1900 г. физико-математический факультет Петербургского университета и работал в Управлении государственных сберегательных касс, став потом основателем системы советского страхования. Мать, Надежда Александровна (урожденная Новицкая), окончила Царскосельскую женскую гимназию с дипломом домашнего учителя, что, безусловно, сказалось на воспитании ею своих собственных детей, которые неизменно во многие трудные годы получали от нее поддержку.

Музыка в семье Кабалевских звучала всегда. Отец пел русские и украинские народные песни, аккомпанируя себе на гитаре, мать играла на фортепиано и увлекалась театром. Либреттист Римского-Корсакова В. И. Бельский был сослуживцем Бориса Клавдиевича и часто бывал в его доме.

С 1911 г. Митя учился в Петербургском городском начальном училище, а по его окончании — в 1-й Петербургской гимназии. Уровень преподавания в гимназии был высоким, дисциплина непререкаемой, учиться было тяжело. В своих «Воспоминаниях», много лет спустя, Д. Б. Кабалевский благодарно напишет о своих учителях, пробудивших в нем любовь к творчеству: в гимназии классный наставник и преподаватель русского языка А. В. Миртов организовал издание журнала «Стихи и проза», в котором ученик 2-го класса Кабалевский был членом редколлегии и опубликовал свое стихотворение и рассказ. Много лет спустя, начав вести по радио беседы о музыке, Кабалевский получил письма и от первой учительницы Л. А. Орловой и от А. В. Миртова.

Уже в 1919 г., когда семья перебралась в Москву, будущий композитор начал брать уроки музыки и вскоре поступил в Государственную музыкальную школу № 3 (впоследствии музыкальный техникум им. А. Н. Скрябина, где с 1923-го Дмитрий почти полгода был единственным студентом нового композиторского отделения) в класс директора В. А. Селиванова. Параллельно с учебой продолжал работать: в разные годы был управделами техникума, заведовал учебной частью и руководил производственной практикой, вел класс специального фортепиано и даже играл в кинотеатре на сеансах немого кино. Правда, на комедиях он так смеялся, что не мог играть, за что и был уволен.

Три года - с 1922-го по 1925-й, по выражению самого Кабалевского, определили всю дальнейшую его жизнь. Музыка превратилась в смысл его существования. В 1925-м он поступил в Московскую государственную консерваторию по двум специальностям — в класс А. Б. Гольденвейзера по фортепиано и в класс Г. Л. Катуара по композиции сразу на второй курс. В том же году после смерти Г.Л. Катуара Кабалевский перешел в класс композиции Н. Я. Мясковского, который со временем из учителя превратился в его мудрого друга.

Кабалевский быстро обретает друзей — Б. Хайкин, Л. Оборин, В. Фере, В. Шебалин, Л. Книппер, чуть позже А. Хачатурян, Д. Шостакович, М. Раухвергер, В. Мурадели и многие другие. В профессиональном плане это были годы противостояния нескольких музыкальных группировок - АСМ (Ассоциация современной музыки), РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов) и ПРОКОЛЛ (Производственный коллектив студентов научно-композиторского факультета Московской консерватории). Члены ПРОКОЛЛ ставили своей задачей сочинение музыки, достаточно простой и понятной народным массам, поэтому основной акцент делался на создание массовых произведений и оказание помощи художественной самодеятельности. Конец противостоянию групп положило создание в 1932 г. Союза советских композиторов.

С первым «Струнным квартетом» и «Первым фортепианным концертом» в собственном исполнении Кабалевский закончил консерваторию как композитор с отличием. С премьерой первого сочинения связана довольно известная история о том, как кода этого Квартета было сочинена автором во сне за три дня до уже объявленного концерта.

Некоторое время он выступал как пианист, но произведения других авторов перестал исполнять после неудачного выступления с Третьей сонатой Скрябина, когда от волнения забыл разработку последней части, и от провала его спасло только профессиональное умение импровизировать. Свою собственную музыку композитор исполнял на протяжении всей своей жизни. Довольно скоро он освоил дирижирование, и много лет, пока позволяло здоровье, дирижировал своими произведениями.

Д. Кабалевский с сыном Юрием

В 1930-е начал писать музыку для театра и кино, в частности для детского театра под руководством Н. Сац, а потом много писал для главных московских и ленинградских театров.

Д. Кабалевский с дочерью Машей

Уже в 1935 г. он получил ученую степень кандидата искусствоведения по совокупности опубликованных работ (то же самое произошло впоследствии и с докторской степенью), в 1939 г. стал профессором Московской государственной консерватории, в 1940 г. — главным редактором журнала «Советская музыка».

Первые военные песни композитор создал уже через день после начала войны — «На родную землю нашу враг напал» и «По суровым морям». Военная тема стада тогда главной, но даже в суровые годы он не забывал о советской детворе. Уже через месяц появляется песня на слова С. Маршака «Четверка дружная ребят», вслед за ней — «Сын героя», «Новый школьный год». Но чуть позже — произведение в жанре политической сатиры «Кличет Гитлер Риббентропа» (любопытно, что музыка была сочинена к стихам, написанным Маршаком как иллюстрация к плакату, нарисованному художниками Кукрыниксами).

Командированный на Юго-Западный фронт в расположение Первой гвардейской мотострелковой дивизии И. Н. Руссиянова, Кабалевский познакомился с поэтом Е. Долматовским.

Второй справа Кабалевский, третий - Долматовский

Актуально для территорий Новороссии звучит сегодня песня 1935 г. «Вставай, партизаны!» на стихи В. Гусева: «Нам нынче сказали ветра с океана, Что видели ночью врага. Вставай, партизаны, вставай, партизаны, Нам нынче пропела тайга!» Или «Песня брянских партизан» («В темной роще глухой партизан молодой притаился в засаде с отрядом...») на слова В. Лебедева-Кумача. Это всё не умозрительные придумки: композитору довелось побывать и на передовой, и в партизанском отряде.

Тогда же были сделаны наброски сюиты «Народные мстители» и родился замысел оперы «В огне». В том же 1942 г. Кабалевский вместе с либреттистом С. Цениным написал оперу «Семья Тараса» (по повести Б. Горбатова «Непокоренные»), которую иногда называют «оптимистической трагедией».

Осенью 1943 г. Кабалевский, незадолго перед этим назначенный председателем Всесоюзного радиокомитета, побывал в блокадном Ленинграде, на своей родине, и под впечатлением написал одно из своих лучших произведений военного времени — цикл «24 прелюдии для фортепиано», op. 38, посвятив его своему учителю и другу Н. Мясковскому. Премьера цикла прошла в Большом зале Московской консерватории в исполнении Я. Флиера.

Военная тема не отпускала Кабалевского. Он написал детские песни, посвященные героям Великой Отечественной войны (например, «Не только мальчишки», посвященную юной партизанке Ларисе Михеенко), или музыку к «Вечному огню» в Брянске и некоторых других городах. Вершиной этой тематики у Кабалевского является «Реквием» (1963) на слова Р. Рождественского. Как говорил сам композитор, его реквием «…посвящен погибшим, но обращен к жизни, рассказывает о смерти, но воспевает жизнь…». Смысловой и музыкальной кульминацией реквиема стала его 8-я часть «Наши дети», у многих вызывающая ассоциацию со скульптурой Вучетича из Трептова парка в Берлине.

«Реквием» стал первым произведением, удостоенным премии им. Глинки, но мало кто знает, что сперва он был представлен к Ленинской премии, однако только музыка. И Кабалевский снял свое произведение с обсуждения, мотивировав это неразрывностью музыки и текста. История, характеризующая высокий моральный облик Дмитрия Борисовича.

А Ленинской премии Д. Кабалевский все-таки был удостоен. В 1972 г. за оперу «Кола Брюньон», музыка которой очень нравилась автору романа, писателю Ромену Роллану. Музыкант также трижды становился лауреатом Сталинской премии (1946, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1980). Но не все было гладко и безоблачно: в 1948 г. Кабалевский был назван критиками «одной из главных фигур формалистической школы» советской музыки.

Те, кто слушал наше радио тех лет, не забудут и музыку Кабалевского к детским радиокомпозициям «Беседы умного крокодила» или «Клуб знаменитых капитанов».

Кабалевский читал свои лекции о музыке, об искусстве и в Третьяковской галерее. В 1968 г. в Колонном зале Дома союзов прошел первый концерт из цикла «Музыкальные вечера для юношества» или «Ровесники» (транслировались по телевидению и записывались на радио), которые он вел сам. Кукрыниксы в шутку называли Кабалевского «Народным музыкальным университетом». Весьма образно и справедливо.

Следует вспомнить и огромный круг общественных обязанностей Д. Б. Кабалевского, работавшего в руководстве СК СССР, в коллегии Министерства культуры СССР, в Советском комитете защиты мира, во Всемирном совете мира. Он был почетным членом многих зарубежных музыкальных академий и консерваторий, а с 1966 г. — депутатом Верховного совета СССР от Пермской области.

И в этом «взрослом» круговороте дел Кабалевский не забывал детей: возглавил конкурс юных музыкантов городов Поволжья, причем каждый год писал для него новое сочинение; стал инициатором появления в Артеке «Знамени искусств» (в дополнение к уже существовавшим знаменам труда, дружбы и спорта), всячески поддерживал создание хоровой студии «Пионерия» в г. Железнодорожный, принимал самое активное участие в проведении фестивалей искусства в пионерлагере «Орленок».

Но всё это оказалось лишь прелюдией к главному делу последних десятилетий жизни композитора — разработке и созданию программы преподавания музыки в общеобразовательной школе.

Дочь композитора просит прислушаться к словам Дмитрия Борисовича: «Мне очень не хочется, чтобы меня разрезали на две части — “детско-молодежную” и “взрослую” …По существу, это некое неразрывное единство, которое, вероятно, проще всего обозначить словом “жизнь”».

Вполне правы те, кто утверждают, что музыка Кабалевского — яркая, живая, динамичная, как пламя пионерского костра, — стала вехой для нескольких поколений страны Советов. Подобно Баху или Григу, Кабалевский, совмещая вечное со злободневным, народные мотивы с традиционными приемами, создал музыку значительную и близкую для своей страны и ее людей — детей и взрослых.

Кабалевский Дмитрий Борисович — русский композитор, педагог, общественный деятель. Один из наиболее выдающихся деятелей русской музыкальной культуры советского периода.

Из семьи математика (дед — военный инженер). Самостоятельную работу начал в 1922 г. (тапер в кинотеатрах, аккомпаниатор, секретарь и управляющий делами музыкального техникума имени А. Н. Скрябина).

Д. Б. Кабалевский с отличием окончил Московскую консерваторию (ученик Н. Я. Мясковского по композиции, окончил в 1929 г.; А. Б. Гольденвейзера по фортепьяно, окончил в 1930 г.), его имя занесено на золотую доску консерватории, где стоит рядом с именами самых знаменитых ее воспитанников. С 1925 г. вел педагогическую деятельность, сначала в музыкальном техникуме имени А. Н. Скрябина (в т. ч. в 1932-1939 гг. профессор по классу композиции), с 1932 г. в Московской консерватории (с 1939 г. профессор). В разные годы также: концертмейстер в Центральном детском театре, редактор в Радиокомитете, ответственный редактор журнала «Советская музыка» (1940-1947), инициатор создания и главный редактор журнала «Музыка в школе» (1983-1987), начальник Управления художественного вещания; и др. В годы войны вел занятия в консерватории в Свердловске, направлялся на Юго-западный фронт (1942) и в Ленинград (1943). После войны вел пропаганду достижений отечественной музыки во всем мире, посетив Австрию, Австралию, Англию, Бельгию, Болгарию, Венгрию, ГДР, Канаду, Китай, Мексику, Польшу, Румынию, США, Финляндию, Францию, ФРГ, Чехословакию, Швецию, Швейцарию, Японию и другие страны. С 1972 г. Д. Б. Кабалевский — почетный Президент ИСМЕ (Международного общества по музыкальному воспитанию при ЮНЕСКО). Он был избран почетным профессором консерватории в Мехико (Мексика, 1959), почетным членом-корреспондентом Берлинской Академии Искусств (ГДР, 1969).Одновременно это была деятельность по защите мира. С 1951 г. Д. Б. Кабалевский — член Советского комитета защиты Мира, в 1950-1955 гг. член Всемирного Совета Мира.

Творчество Д. Б. Кабалевского-композитора отмечено глубоким мелодизмом, развитием традиций русской классической школы. Он автор четырех симфоний (из которых выделяется Вторая симфония, ставшая одним из любимых сочинений великого дирижера ХХ века Артуро Тосканини), пяти опер («Кола Брюньон», «В огне», «Семья Тараса», «Никита Вершинин», «Сестры»), оперетты «Весна поет», балета «Золотые колосья» (неоконч.), кантат (наиболее известное сочинение — «Реквием» на слова Р. Рождественского), трех концертов для фортепиано с оркестром, скрипичного концерта, двух виолончельных концертов, двух струнных квартетов, музыки к кинофильмам («Петербургская ночь», «Щорс», «Антон Иванович сердится», «Хождение по мукам» и др., сотрудничество с режиссерами Г. Рошалем, А. Довженко, А. Ивановским, И. Фрэзом и др.), драматическим спектаклям (особо известна музыка к «Школе злословия» Р. Б. Шеридана во МХАТе, реж. В. Станицын), фортепианных произведений, песен, из которых самые популярные — «Наш край» («То березка, то рябина…»), «Школьные годы»; и др. Его произведения исполняли крупнейшие отечественные и зарубежные музыканты — Д. Ойстрах, Э. Гилельс, В. Горовиц и мн. др. «Рондо» для фортепиано и «Рондо» для скрипки входили в обязательную программу Первого и Второго международных конкурсов им. П. И. Чайковского в Москве, их блестяще исполнили Ван Клиберн, Валерий Климов, Владимир Ашкенази, Джон Огдон и др. Д. Б. Кабалевский рассматривался как представитель плеяды выдающихся советских композиторов, определивших лицо отечественной и во многом мировой музыки ХХ века (наряду с С. С. Прокофьевым, Д. Д. Шостаковичем, А. А. Хачатуряном, Т. Н. Хренниковым, Г. В. Свиридовым, с которыми Д. Б. Кабалевский тесно сотрудничал и дружил, даже при иногда возникавших расхождениях в концептуальных вопросах развития музыки). В последнее время появились статьи, в которых выражается сомнение в масштабе вклада Д. Б. Кабалевского в музыку. Глубокое разъяснение поверхностности такого взгляда и смысла композиторской деятельности Д. Б. Кабалевского дал композитор Владимир Дашкевич в радиопередаче «Просветитель Дмитрий Кабалевкий» из цикла «Кумиры ХХ века», прозвучавшей по радиоканалу «Орфей» 9 апреля 2009 г. на материале музыки Д. Б. Кабалевского к фильму «Антон Иванович сердится» (1941) и других произведений композитора.

Безусловное первенство принадлежит Д. Б. Кабалевскому в области музыкального воспитания, работы с детьми и молодежью. Он посвятил им немало произведений. Как ученый и педагог (с 1935 г. кандидат, с 1965 г. доктор искусствоведения, с 1971 г. действительный член Академии педагогических наук СССР) разработал уникальную, получившую мировое признание систему приобщения детей к музыкальной культуре, убедил руководителей образования ввести в школьные программы уроки музыкального воспитания, что сыграло большую роль в повышении уровня музыкальной культуры в стране. В 1964 г. в Колонном зале Дома союзов начали проводиться Пионерские музыкальные собрания — крупнейший культурный проект того времени по музыкальному образованию детей, к которому Д. Б. Кабалевский привлек выдающихся музыкантов, композиторов, педагогов (Т. Хренников, Н. Сац, Я. Флиер, В. Дударова, Г. Рождественский и мн. др.), создав также актив проекта из школьников и передоверив им ряд функций по его реализации (председатель собраний — школьник Валерий Луков). Композитор вел с детьми обширную переписку, частично опубликованную в книге «Дорогие мои друзья» и других изданиях. Он считал необходимым не только проводить большие мероприятия для тысяч школьников, но и индивидуально общаться с молодыми людьми, помогать им.

Кабалевский и Шекспир. Человек необычайного обаяния, широчайшей эрудиции, глубокого таланта, Д. Б. Кабалевский стал одним из наиболее ярких воплощений того, что можно определить как «новый шекспиризм» — вариант ренессансной гуманистической личности, воодушевленной масштабной художественной идеей. В его творчестве это не раз звучало как перекличка с Ренессансом: опера «Кола Брюньон», сюжет которой относится к этой эпохе, «Серенада Дон Кихота» и т. д.

Несколько раз Д. Б. Кабалевский непосредственно обращался к творчеству Шекспира.

Первой крупной работой в этой сфере стала музыка к радиопостановке по пьесе У. Шекспира «Как вам это понравится» , прозвучавшей в эфире 1 февраля 1935 г. (1935, без №). Затем последовало создание в 1938 г. музыки к радиоспектаклю «Мера за меру» , позже, в 1940 г., поставленному в Театре им. Евг. Вахтангова с использованием музыки Д. Б. Кабалевского (соч. 1938, без №). Наконец, в 1956 г. композитор написал музыку к спектаклю «Ромео и Джульетта» , поставленному в том же Театре им. Евг. Вахтангова режиссером Иосифом Рапопортом (музыка и декорации Вадима Рындина создавали образ ренессансного мира, в котором разворачивался сюжет трагедии).

На основе этого последнего произведения для сцены Д. Б. Кабалевский в том же 1956 г. представил слушателям сочинение «“Ромео и Джульетта”. Музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира для большого симфонического оркестра» (op. 56). В состав оркестра автором были включены ксилофон, арфа, фортепиано. В произведении были следующие разделы:

  • Вступление (Вражда и любовь). Largo con gravita
  • Утро в Вероне. Andantino tranquillo
  • Приготовление к балу. Allegro vivace
  • Шествие гостей. Marciale maestoso
  • Веселый танец. Presto
  • Лирический танец. (Встреча Ромео и Джульетты). Andante con moto
  • В келье Лоренцо. Adagio con moto
  • Сцена на площади. Presto
  • Ромео и Джульетта. Agitato
  • Финал (Смерть и примирение). Andante

Отдельным произведением стал романс Бенволио («Когда в груди сомнения и муки…») для среднего голоса и фортепиано.

Вершиной работы Д. Б. Кабалевского с шекспировскими текстами стал вокальный цикл «Десять сонетов Шекспира» для голоса с фортепиано (1953-1955, op. 52). Композитор использовал перевод С. Я. Маршака . Для цикла композитор отобрал следующие сонеты (в порядке, занимаемом ими в произведении Д. Б. Кабалевского):

  • Сонет 81 («Тебе ль меня придется хоронить…»)
  • Сонет 27 («Трудами изнурен, хочу уснуть…»)
  • Сонет 102 («Люблю, но реже говорю об этом…»)
  • Сонет 30 («Когда на суд безмолвных, тайных дум…»)
  • Сонет 153 («Бог Купидон дремал в тиши лесой…»)
  • Сонет 13 («Не изменяйся, будь самим собой…»)
  • Сонет 8 («Ты — музыка…»)
  • Сонет 71 («Ты погрусти, когда умрет поэт…»)
  • Сонет 90 («Уж если ты разлюбишь…»)
  • Сонет 76 («Увы, мой стих не блещет новизною…»)

В цикле ощущается традиция романсов П. И. Чайковского, но им присущ более широкий диапазон чувств от оптимистического до трагического регистров, что отражает поляризацию чувств человека ХХ века. Произведение часто исполнялось в концертах и по радио. Нередко Д. Б. Кабалевский сам исполнял партию фортепиано, цикл пели многие выдающиеся оперные и камерные певцы, среди которых выделялся глубиной проникновения в художественный материал Марк Рейзен (бас).

Значение творчества и просветительской деятельности Д. Б. Кабалевского огромно. Оно получило широкое признание. В 1963 г. ему было присвоено звание «Народный артист СССР», в 1974 г. — звание Героя Социалистического труда. Он был награжден четырьмя орденами Ленина (29.12.1964, 1971, 27.12.1974, 29.12.1984), орденом Трудового Красного Знамени (14.10.1966), орденом «Знак Почета» (1.06.1940), медалями. Д. Б. Кабалевский — лауреат Ленинской премии (1972), Сталинских премий (1946, 1949, 1951), Государственной премии СССР (1980), Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1966), премии Ленинского комсомола (1984). Помимо официального композитор получил широкое народное признание. Его дело продолжили многочисленные ученики — музыканты и педагоги.

Соч. : Б. В. Асафьев (Игорь Глебов). М., 1954; Избранные статьи о музыке. М., 1963; Про трех китов и про многое другое: Книга о музыке. М. : Детгиз, 1970 и послед. изд. (многократно изд. за рубежом); Прекрасное пробуждает доброе. М., 1973; Как рассказывать детям о музыке. М., 1977; Дорогие мои друзья. М., 1977 (2-е изд. 1979); Воспитание ума и сердца. М., 1981 (2-е изд. 1984); Ровесники: Беседы о музыке для юношества. М., 1981, 1987; Музыка и музыкальное воспитание. М., 1984; Сила искусства. М., 1984; Педагогические размышления. М., 1986.

«Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира для большого симфонического оркестра (соч. 56). М. : Музгиз, 1959.

Шекспировский спектакль Большого театра. (Опера «Укрощение строптивой» В. Шебалина) // Правда. 1953. 26 апреля.

Лит.: Грошева Е. Д. Кабалевский, М., 1956; Абрамовский Г. Д. Кабалевский. М., 1960; Данилевич Л. Творчество Д. Б. Кабалевского. М., 1963; Глезер Р. В. Д. Б. Кабалевский. М., 1969; Назаревский П. Д. Б. Кабалевский. Нотографический и библиографический справочник. М., 1969; Пожидаев Г. А. Д. Б. Кабалевский. Рассказы о жизни и творчестве. М., 1970.

Васина-Гроссман В. На слова Шекспира. Десять сонетов Д. Кабалевского // Советская музыка. 1956. № 4. С. 41-45, с нотн. илл.; Рогожина Н. Вокальный цикл. Д. Кабалевского «Десять сонетов Шекспира». Пояснения. М. : Советский композитор, 1961. 25 с., с нотн. илл.

(1904-1987) русский композитор

Дмитрий Кабалевский родился накануне Нового года, 30 декабря 1904 года, в Петербурге. Его отец Борис Клавдиевич, по образованию математик, уделял очень много внимания воспитанию сына и дочери Лены, которая была на год старше брата. Отец увлеченно занимался с детьми, прививая им интерес к географии, естествознанию, технике: он вылепил для них из цветной глины наглядную географическую карту России, рисовал им схемы звездного неба, вместе с детьми мастерил железную дорогу, учил их выпиливанию.

Борис Клавдиевич отлично знал литературу, часто декламировал детям наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, отрывки из повестей Гоголя, который был самым любимым его писателем. Прекрасно разбирался он и в живописи, да и сам хорошо рисовал и часто водил детей в Русский музей. Он старался воспитать их так, чтобы они не чувствовали себя избранными оттого, что происходят из интеллигентной семьи, хотя и скромного достатка. Часто во время зимних прогулок они с отцом заходили попить чайку с мороза в извозчичью чайную.

Любовь к музыке и музыкальные способности Дмитрий скорее всего получил от матери, Надежды Александровны, которая хорошо играла на фортепиано и очень увлекалась музыкой. В доме Кабалевских музыка звучала постоянно: когда собирались друзья, знакомые, сослуживцы отца, Надежда Александровна садилась за фортепиано и пела романсы, песни, оперные арии.

Дмитрий закончил городское училище и все годы хранил «Свидетельство», в котором сказано, что он обучен «закону Божьему, чтению книг гражданской и церковной печати, письму, первым четырем действиям арифметики, пению, рисованию, рукоделию». Затем юный Кабалевский поступил учиться в 1-ю Петербургскую классическую гимназию. Он рос очень спортивным мальчиком, хорошо плавал, катался на коньках, увлекался футболом.

Тяга к музыке проявилась у него рано. Он любил подбирать на пианино знакомые пьесы, а еще больше - играть что-то отдаленно напоминающее известные мелодии, то есть импровизировать. Учить музыке его начали лет с семи, но занятия продолжались недолго. Вернулся к ним Дмитрий спустя шесть лет, в Москве, куда семья Кабалевских переехала из Петрограда вместе с Управлением сберегательных касс, где работал отец.

В Москве Дмитрий начал и работать, поступив делопроизводителем в жилищную контору. Вместе с сестрой он брал уроки в частной музыкальной школе, потом успешно закончил музыкальный техникум имени Скрябина, который находился возле Никитских ворот. Одно время он очень увлеченно занимался живописью, посещал студию живописи и рисования, мечтал также о карьере адвоката - в школе был председателем ученического суда.

Но интерес к музыке поборол все остальное, и в 1925 году Дмитрий поступил в Московскую консерваторию. Учился он сразу на двух факультетах: исполнительском и композиторском. В консерватории у Кабалевского появилось много новых друзей среди музыкантов. Молодежь охотно проводила вечера в их гостеприимном доме, куда они приходили в любое время и засиживались допоздна.

Кабалевский продолжал сочинять музыку. В те годы он написал много интересных произведений и среди них - прелюдии для фортепиано, пьесы для виолончели и фортепиано, романс на стихи С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу». Первой исполнительницей этих вокальных произведений была сестра Кабалевского Елена.

Впервые на публике композитор выступил в клубе работников искусств. Он исполнил сонату для фортепиано и аккомпанировал при исполнении своих романсов. Дебют прошел вполне благополучно, и в студенческие годы Кабалевский часто зарабатывал на жизнь тем, что играл на фортепиано в кинотеатрах. А на каникулах работал пианистом-концертмейстером в Московском театре для детей. 11 декабря 1931 года он впервые исполнил в Большом театре написанный им Первый концерт для фортепиано с оркестром.

Тогда же, еще на заре звукового кино, он начал сочинять и музыку для фильмов. Первым ему предложил это сделать Г.Рошаль, и, можно сказать, музыка Кабалевского способствовала успеху многих картин этого режиссера.

Композитор написал музыку к фильму Г.Рошаля «Петербургская ночь», к веселой и умной кинокомедии «Антон Иванович сердится». Самой сложной оказалась работа в кинофильме о композиторе Мусоргском, рядом с музыкой которого звучит музыка Кабалевского. Она великолепно передает атмосферу времени, в котором жил гениальный русский композитор, и помогает проникнуть в одну из величайших на свете тайн - в тайну творчества, тайну сочинения музыки.

Музыка Кабалевского звучит также в фильмах «Вольница», «Хождение по мукам» и других. Композитор писал музыку и к спектаклям МХАТа, Театра имени Евг. Вахтангова, Центрального театра Советской Армии. Но главное место в его творчестве занимала симфоническая и оперная музыка.

В1936 году была создана опера «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси») по мотивам знаменитого романа классика французской литературы Ромена Роллана. Главное действующее лицо, веселый и неунывающий Кола Брюньон, живет во Франции на рубеже XVI-XVII веков. Писатель придумал своего героя, но он получился у него таким ярким и естественным, что французы до сих пор не сомневаются в том, что он существовал на самом деле.

Кабалевский написал музыку под стать литературному произведению - остроумную, жизнерадостную, она прекрасно отражает дух французской народной песенности. Композитор возродил в своей музыке и образ Брюньона - поэта, художника, весельчака, влюбленного в жизнь оптимиста.

Кабалевский очень серьезно работал над этим произведением. Он тщательно изучал французскую народную музыку, историю Франции, ее культуру и быт. В этой работе ему очень помогала и переписка с Роменом Ролланом, который внимательно следил за его работой, помогал ему советами, главным из которых был такой: «Вы должны свободно следовать своему вдохновению».

Кабалевский посылал Роллану свою оперу по частям, а позже отправил завершенный клавир. Роллан, который был не только великим писателем, но и большим знатоком музыки и музыкальным критиком, ответил композитору, что с большим удовольствием проигрывал клавир много раз: «Я думаю, - закончил он, - что Вы можете рассчитывать на живой успех у публики, так как сочинение это ясное, полное жизни и движения».

Опера была поставлена в Ленинградском Малом оперном театре в 1938 году и имела необычайный успех. Театр показывал свой спектакль и в Москве, где он тоже очень понравился публике. В 1968 году Кабалевский создал вторую редакцию оперы, приблизив ее содержание к литературному первоисточнику. А до этого, в 1953 году, композитор совершил поездку по Бургундии и побывал в «брюньоновских» местах. Он поклонился могиле Ромена Романа, посетил его вдову Марию Павловну, побывал в кабинете великого писателя, где на одной из полок с партитурой увидел и своего «Кола Брюньона».

Во время Великой Отечественной войны Кабалевский часто бывал в действующей армии вместе с другими деятелями культуры и искусства. Он летал и к партизанам, а замысел оперы «В огне» возник у него в только что отбитому фашистов селе. Либретто оперы написал Ц. Солодарь. Эта опера не имела большого успеха именно из-за либретто, а лучшие музыкальные фрагменты из нее впоследствии вошли в оперу «Семья Тараса».

Кабалевский был и в блокадном Ленинграде. Его поразило тогда мужество ленинградских музыкантов симфонического оркестра, которые продолжали свою работу в осажденном городе, вселяя в людей бодрость и надежду на скорое освобождение.

В первые послевоенные годы Кабалевский пишет еще одну «военную» оперу - «Семья Тараса», по мотивам повести писателя Б.Горбатова «Непокоренные».

В 1954-1955 годах композитор пишет оперу «Никита Вершинин» по мотивам повести Вс.Иванова «Бронепоезд 14-69». Д.Шостакович считал, что эта героико-патриотическая эпопея близка по духу операм Мусоргского.

В 1962 году Кабалевский заканчивает работу над своей известной всему миру ораторией «Реквием» на стихи, написанные по его замыслу поэтом Р.Рождественским. Музыка Кабалевского - это как бы звучащий орган его сердца, его таланта, которым он славил человека за его подвиги.

За Кабалевским прочно закрепилась счастливая репутация молодежного композитора. Дети с удовольствием распевали написанные им забавные песенки: «Словно маленький ребенок, спит в постельке поросенок» или «Пес Барбос купил газету и очки надел на нос» или «Вежливый вальс» на стихи А.Барто. Сразу же после того, как она впервые прозвучала по радио, стала необычайно популярной и песня Кабалевского «Школьный вальс», который до сих пор звучит на школьных последних звонках.

Композитор сделал также большое и важное дело, когда организовал на радио цикл передач о музыке. Они потом трансформировались в книги «Дорогие мои друзья...» и «Как рассказывать детям о музыке». Это были беседы умудренного жизнью музыковеда со старшеклассниками на музыкальных вечерах для юношества.

Авторитет Кабалевского в музыкальном мире был настолько высок, что его часто приглашали участвовать в работе жюри международных конкурсов вместе с другими прославленными музыкантами со всего мира. Он не раз работал в жюри конкурса имени П.И. Чайковского. В 1937 году он стал профессором Московской консерватории, которую блестяще закончил за десять лет до этого.

У каждого человека есть основное дело его жизни. Кроме того, каждый из нас чем-то занимается в свободное время. Главным делом и главным увлечением композитора была музыка. Но на столике рядом с пишущей машинкой всегда стояли шахматы. Свою любовь к шахматам Кабалевский унаследовал от отца и передал ее своему сыну. Он также увлекался марками и одно время был членом редколлегии журнала «Филателия СССР».

Последние годы жизни композитор много болел, но продолжал работать, стараясь доделать все задуманное. Хорошо, когда после ухода людей о них остается добрая память и все, что они успели сделать при жизни. Вот и после смерти Дмитрия Борисовича Кабалевского осталась его музыка, добрая и талантливая.

Творчество и биография Кабалевского Один из ярких композиторов советского периода – Дмитрий Кабалевский. Биография этого значимого для культурного наследия нашей страны человека представлена подробно в данной статье. Кратко о Д.Б. Кабалевском Дмитрий Борисович написал семь инструментальных концертов, пять опер, четыре симфонии, множество вокальных и камерных произведений, а также музыку для театра и кино. Композитор, пианист, профессор, дирижёр, доктор искусствоведения, педагог – всё это Дмитрий Кабалевский. Краткая биография его, пожалуй, должна начинаться со следующих фактов: дата рождения – 30 декабря 1904 года; место рождения – Санкт-Петербург. С Москвой связаны самые основные факты из жизни исключительно талантливого человека. Биография Кабалевского, фото композитора и интересные факты о нем представлены в данной статье. Детство и юность Как уже было сказано выше, родился композитор в Санкт-Петебурге, там же начал обучаться в городском трёхклассном училище при 1-й классической гимназии (в наше время такие учебные заведения заменяют начальные классы общеобразовательной школы). Дальнейшая биография Кабалевского Д.Б. связана уже с Москвой. Вместе с родителями будущий композитор переехал жить в столицу. Там он продолжил своё образование и окончил школу № 35. Год выпуска – 1922. Музыке Дмитрий Борисович обучался в музыкальной школе № 3. Затем окончил музыкальный техникум имени А.Н. Скрябина. Высшее образование Д. Кабалевский получил в Московской Государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского. Его педагогами были А.Б. Гольденвейзер по фортепиано и Н.Я. Мясковский – по композиции. Профессиональная деятельность В 1930 году окончил обучение в консерватории композитор Кабалевский. Биография его, которая рассказывает о периоде жизни после получения образования, даёт представление о том, насколько талантлива и многогранна была личность Дмитрия Борисовича. Он был дирижёром, концертмейстером, выступал со своими произведениями. Через два года после окончания консерватории композитор уже являлся преподавателем в своей альма-матер. А в 1939 году он уже стал профессором. Но и до этого он уже имел опыт педагогической деятельности, так как совмещал получение высшего образования с преподаванием в музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина, который также ранее окончил. Большую часть своей жизни композитор занимал ведущие должности в Союзе композиторов и Министерстве культуры нашей страны. В течение 21 года был депутатом. Он представлял Советский Союз в международных культурных организациях. Д.Б. Кабалевский был членом Всемирного совета и вице-президентом рабочего хорового общества в Англии, являлся почётным профессором консерватории в городе Мехико, заведовал музыкальным сектором Института истории искусств Советского Союза. Он председательствовал в комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию, принимал активное участие в создании музыкальной школы №65 в городе Магнитогорске. Также Кабалевский был организатором и руководителем Лаборатории музыкального образования и являлся главным редактором нескольких советских журналов, один из которых сам основал. Произведения композитора Дмитрий Борисович Кабалевский, биография и творчество которого изучаются во всех начальных, средних и высших музыкальных учебных заведениях нашей страны, писал музыку в основном на патриотическую тематику. Он дал миру 5 опер: «В огне», «Кола Брюньон», «Никита Вершинин», «Семья Тараса», «Сёстры»; балет «Золотые колосья»; оперетту «Весна поёт»; кантату «Песня утра, весны и мира», а также «Реквием» на стихи Роберта Рождественского, посвящённый погибшим в борьбе с фашизмом; симфоническое посвящение «Памяти героев Горловки»; музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Д. Кабалевский является также автором большого количества произведений для симфонического оркестра, среди которых: концерты, 4 симфонии, патетическая увертюра, пьесы для фортепиано, а также для виолончели, скрипки. Он написал симфонические поэмы «К Вечному огню в Брянске», «Весна»; кантаты «Ленинцы», «Родина великая», «Песня утра, весны и мира», «О родной земле»; сюиты «Народные мстители», «Комедианты», музыку к пьесе «Изобретатель и комедиант», а также 10 сонетов У. Шекспира, цикл романсов на стихи Расула Гамзатова, песни для детей. годы войны он написал много военных песен: «По суровым морям», «На родную землю нашу враг напал», «Сын героя», «Четверка дружная ребят», «Кличет Гитлер Риббентропа», «Новый школьный год» и другие. Д. Кабалевский является автором музыки к спектаклям и кинофильмам «Петербургская ночь», «Зори Парижа», «Мусоргский», «Щорс», «Вихри враждебные», «Восемнадцатый год», «Ромео и Джульетта», «Чёртов мост», «Вольница», «Домби и сын», «Академик Иван Павлов», «Весёлый портняжка», «Гибель эскадры», «Сёстры», «Слава», «Первоклассница», «Шутники», «Школа злословия», «Мстислав Удалой» и многие другие. Музыка Д.Б. Кабалевского отличается хорошим вкусом, профессионализмом, национальным колоритом, в своих произведениях композитор обращается преимущественно к традиционным для XIX века средствам выразительности. Награды и звания Д.Б. Кабалевский, биография которого значима для нашей страны, был удостоен большого количества наград. В 1954 году он получил звание Народного артиста РСФСР, а в 1963 – СССР. Был награждён четырежды орденом Ленина (в 1964, 1971, 1974 и 1984 годах). Заслужил орден Трудового Красного Знамени в 1966 году. За свои произведения получил в 1972 Ленинскую премию, несколько призов за лучшую музыку к кинофильмам. В 1946, 1949 и 1951 годах был удостоен Сталинской премии за свои произведения. Являлся Героем Труда. За заслуги в воспитании детей награждён Премией Ленинского комсомола в 1984 году. Д. Кабалевский – детям Большой вклад в музыкальное воспитание подрастающего поколения внёс Дмитрий Борисович Кабалевский. Биография для детей, знакомящихся с его произведениями, а также и для взрослых действительно важна и интересна, ведь ее факты помогают лучше узнать личность прославленного композитора. Д.Б. Кабалевский верил в светлое будущее: в то, что дети разучатся плакать и будут только звонко смеяться. Он сочинил много пьес для ребятни. Большинство из них исполняют учащиеся музыкальных школ во всём мире и по сей день. Очень много он написал для детей песен. Все они о дружбе, о пионерах, о школе, о доброте, о взаимопомощи, о Родине. Все мы знаем такие песни, как «Школьные годы» на слова Е. Долматовского, «Наш край» на слова А. Пришельца. Они уже стали классикой. Цикл песен создан композитором о лагере «Артек», что в Крыму. Дмитрий Борисович написал много книг по музыке для детей: «Прекрасное пробуждает доброе», «Про трех китов и про многое другое. Книга о музыке», «Воспитание ума и сердца. Книга для учителя», «Как рассказывать детям о музыке?» и многие другие. Они актуальны до сих пор. В 1973 году композитор вёл уроки музыки у первоклассников в московской общеобразовательной школе под номером 209, хотя в то время он уже был профессором консерватории. Дмитрий Борисович возглавлял конкурс юных дарований в Поволжье, поддерживал создание хоровой студии в городе Железнодорожный, активно участвовал в проведении фестивалей искусств в пионерском лагере «Орлёнок». Вторая половина жизни Биография Кабалевского Д.Б., обрисовывающая его зрелые и преклонные годы, будет также освещена в нашей статье. Самым главным детищем композитора в то время стала Лаборатория музыкального образования, которую он создал и возглавил. Кабалевский составил образовательную программу по изучению музыки в школах. Педагоги-музыканты 7 лет занимались её проверкой. Постепенно она доказала свою эффективность и стала популярной. В последний год жизни композитора по его программе учили детей музыке в тысячах школ Советского Союза. И по сей день она используется в нашей стране. Композитор читал лекции об искусстве и музыке в Третьяковской галерее. Скончался Дмитрий Борисович Кабалевский 14 февраля 1987 года. Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище. Родители гения Биография Кабалевского Д. Б. неотделима от рассказа о его родителях. Мать композитора – Надежда Александровна Новицкая. Она окончила женскую гимназию в Царском селе (ныне город Пушкин) и получила диплом домашнего учителя. Такое образование помогало ей в воспитании собственных детей. Отец композитора, Борис Клавдиевич, был математиком и основал советскую систему страхования. Дед – Клавдий Егорович – военный инженер, первый начальник патронного завода в Луганске, за свои заслуги он получил дворянство. В семье Кабалевских всегда звучала музыка. Будущего композитора она сопровождала с самого рождения. Отец Дмитрия Борисовича пел народные песни и играл на гитаре. Мать была увлечена театром и играла на фортепиано. В. И. Бельский – либреттист великого композитора Н.А. Римского-Корсакова, был сослуживцем отца Д. Кабалевского и был частым гостем в их доме. Жёны Дважды женат был композитор Д. Кабалевский. Биография первой супруги – Эдварды Иосифовны Блюман, брак с которой продлился недолго, связана также с искусством. Родилась она в 1911 году, а скончалась несколькими годами позже Д. Кабалевского. На Эдварде Иосифовне он женился в очень молодом возрасте. Первая супруга композитора окончила институт иностранных языков и была преподавателем английского. Также она переводила художественную литературу. Всего насчитывается около сорока таких ее работ. Самый знаменитый пример – «Вино из одуванчиков» Рея Бредбери. Вторая супруга Д.Б. Кабалевского, с которой он прожил всю дальнейшую жизнь, – Лариса Павловна Чегодаева. Она была не просто женой композитору, а его помощницей и самым верным другом. Дети Композитор Дмитрий Кабалевский, биография которого представлена в данной статье, был отцом двоих детей. У него был сын от первого брака – Юрий Дмитриевич. А в супружестве со второй женой у него родилась дочь Мария. Она стала директором Музыкального культурно-образовательного центра имени Дмитрия Борисовича Кабалевского. Интересные факты из жизни композитора Биография Кабалевского Д. Б. была бы неполной, если бы не было рассказа о том, чем увлекался этот гениальный композитор и педагог. Самым главным увлечением для него, безусловно, была музыка. Кроме неё, он очень любил играть в шахматы, а также коллекционировал почтовые марки. Был и такой период в его жизни, когда он был членом редакционной коллегии журнала «Филателия СССР». Среди друзей Дмитрия Борисовича было много видных деятелей искусства, в том числе и великие композиторы Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович. Примечателен тот факт, что серьёзно заниматься музыкой Д. Б. Кабалевский начал лишь в 15 лет. Но несмотря на это, он очень быстро добился успеха – техникум и консерваторию окончил на отлично.




Top