Наши любимые русские и советские вальсы. Характерные черты вальса

Музыкальный диктант

Литература:

Алексеев Б. К вопросу о методике записи муз. диктанта // Воспитание муз. слуха. М., 1985. Вып. 2.

Блюм Д. Роль диктанта в развитии профессионального муз. слуха. М., 1977.

Вахромеев В. Диктант музыкальный // Муз. энциклопедия. М., 1974.Т. 2.

Давыдова Е. Методика преподавания муз. диктанта. М., 1962.

Мюллер Т. О значении муз. диктанта в курсе сольфеджио // Воспитание муз. слуха. М., 1985. Вып. 2.

План ответа

1. Что такое музыкальный диктант

2. Цели и задачи диктанта

3. Материал диктанта и алгоритм записи диктанта

4. Формы диктанта

1.Музыкальный диктант - запись по слуху одно-, двух-, трёх- и четырёхголосных музыкальных построений. Запись диктанта может происходить по памяти (запись известной знакомой мелодии), во время слушания и в условиях специальных занятий в курсе сольфеджио.

{По замечанию Е. Иоффе, диктант является “кульминацией” в оценке уровня развития полноценного музыкального слуха.

Ведущий теоретик - сольфеджист Е. В. Давыдова отмечала, что диктант, как и слуховой анализ, является итогом знаний и умений, определяющим уровень музыкально-слухового развития ученика.

(Сладков) - это запись музыки по слуху, выявляющая индивидуальный уровень и качество музыкального восприятия.}

Долгое время в истории развития сольфеджио единственными, а затем и ведущими, формами работы были пение по нотам и интонационные упражнения. Диктант и специальные аналитические упражнения и (как способы реализации полученных в совокупности навыков) стали внедряться в учебный процесс довольно поздно.

Музыкальный диктант является наиболее важной и весьма ответственной формой работы на занятиях сольфеджио на всех ступенях музыкального обучения (начиная с ДМШ и заканчивая высшим, профессиональным образованием). В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности:

    мышление, обеспечивающее осознание слышимого;

    память, дающая возможность припоминания, уточнять слышимое;

    внутренний слух,

    способность мысленно слышать и представлять себе звуки,

    ритм и другие элементы.

Запись музыки воспитывает чувство стиля, формирует необходимый запас музыкальных элементов, оборотов (музыкальный лексикон).

2. Цели и задачи музыкального диктанта

Целью музыкального диктанта является воспитание навыков перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления и быстрого закрепления их в нотной записи.

Основными задачами музыкального диктанта являются:

Формирование и закрепление связи видимого и слышимого

Развитие и тренировка музыкальной памяти и внутреннего слуха

Способ проверки индивидуальных возможностей каждого ученика

Служить как средство закрепления теоретических и практических навыков

3. Материал музыкального диктанта

Материал для диктанта оказывает существенное влияние на его запоминание. В качестве примеров для диктантов используются как художественные образцы музыки, так и образцы инструктивного плана.

Преобладание инструктивного, нехудожественного материала резко снижает эффективность запоминания. Его стилистическое однообразие обедняет слуховой опыт учащегося, может привести к стандартности (шаблонности) мышления (особенно если примеры часто сочиняются педагогом). В качестве упражнений инструктивный материал вполне целесообразен, но в умеренных рамках.

При восприятии же образца художественной музыки слуховое сознание получает поддержку мощного фактора – художественной эмоции. Положительные эмоции порождают заинтересованность учащихся в работе над диктантом, активизируют процесс запоминания.

Алгоритм записи диктанта (Островский):

    общее впечатление

    анализ-детализация

    цельный, но уже четко осознанный образ

При записи диктанта могут быть применены основные и вспомогательные формы работы.

Подготовка:

– переписывание нотного текста

– автодиктант (подбор знакомой мелодии – ее запись)

– письменное транспонирование подобранных мелодий

– графическая фиксация линии мелодии

– устный диктант

– ритмическое оформление записанных на доске нот

– диктанты-вариации (игра педагога записанной на доске мелодии в измененном варианте)

– диктант «с ошибками» (ученики ищут ошибки на доске)

4. Формы диктантов:

1. показательный (цель – показать процесс записи)

2. диктант с предварительным анализом

3. эскизный (например, сначала запись только каденций)

4. по памяти

5. диктант – стенография (не обращен к внутреннему слуху, муз. памяти, а, значит, его нельзя делать основным видом работы)

6. с настройкой в произвольной тональности (или без определения тональности)

8. автодиктант или самодиктант (запись по памяти знакомых мелодий, возможен в качестве домашней работы)

9. ритмический.

Устный диктант способствует тренировке памяти, развитию умения воссоздать «графический», интонационный и ритмический облик мелодии. Запоминанию способствует анализ, направленный на осознание формы, характерных интонационных, ладовых, ритмических, регистровых и жанровых особенностей музыки. Проверка – игра на инструменте, сольфеджирование этой мелодии; транспонирование в другую тональность, задание на дом для записи проработанной мелодии либо возвращение к ней на следующем уроке.

Вариант этого задания – запоминание музыки, глядя в нотный текст с последующей записью (с опорой на внутренний слух, а не на зрительную память). Затем – сольфеджио, транспонирование. Домашнее задание: сочинение подобных мелодий с последующим коллективным разбором и критикой на уроке.

Наиболее важным во время устного диктанта является процесс расчленения слышимого, выяснения композиционной логики; во время записи по возможности необходимо удерживать в памяти все фазы музыкальной структуры, сравнивая их в отношении повторности, видоизменения, контраста. В связи с этим, наиболее существенным является условие использования адаптированного материала.

Выделяется 4 этапа в процессе устного диктанта :

– формирование представления о стилистической принадлежности музыкального отрывка (с установкой на определенные выразительные средства)

– синтаксическое расчленение фрагмента

– анализ музыкального построения в отношении интонационных оборотов

– сравнение и сопоставление построений.

По фактурному признаку различаются 1-голосные, 2-голосные и многоголосные диктанты.

1.уяснить структуру мелодии, количество построений, фраз, характер заключительных оборотов, ощущение опоры на устойчивые звуки тональности

2.определить ладофункциональное значение отдельных оборотов и частей

3.умение записывать отдельные интонационные обороты, осознавая линию движения мелодии. Выверяя расстояние между отдельными ступенями, нельзя терять перспективу целого; ориентирование на интервал при проверке больших скачков, линий скрытого 2-голосия и при записи мелодий с отклонениями и модуляциями

4.нельзя отделять звуковысотные и метроритмические соотношения: в процессе записи следует одновременно оформлять и высоту и ритм. Нужно приучить, определив размер и темп, продирижировать мелодию, затем, мысленно вспоминая, слегка простучать ритм.

    записывать созвучиями, опираясь на вертикальное слышание

Первый способ разработан Ладухиным в пособии "1000 примеров музыкального диктанта" (однако этот метод не способствует развитию гармонического слуха учащихся).

Островский предлагает сначала записывать диктант цифровкой интервалов (без нот), но в этом случае внимание не направлено на слышание мелодии и нарушается целостность впечатления.

В группах вокалистов, духовиков, народников возможна схематическая запись многоголосия:

а) тональный план, функции и ритм;

Полифонические примеры могут записываться следующим образом:

Запись только темы и ответа в предварительно размеченных тактах

Запись только противосложений к заранее выписанным педагогом проведениям темы.

Диктант – интересная и плодотворная форма занятий по развитию музыкального слуха. Следовательно, преподавателю сольфеджио нужно подходить к работе со знанием психологии учащихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности и интересы, планировать урок так, чтобы музыкальному диктанту постоянно уделялось самое пристальное внимание.

Развитие творческих навыков на уроке сольфеджио

Литература:

Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М., 1975.

Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творч. Навыков на уроках сольфеджио. Л., 1978.

Маклыгин А. Импровизируем на фортепиано. М., 1994.

Мальцев С. О психологии музыкальной импровизации. М., 1990.

Сладков П. Основы сольфеджио. М., 1997.

Шатковский Г. Сочинение и импровизация мелодии. М., 1989.

Шеломов Б. Импровизация на уроках сольфеджио.

    Роль творческих навыков на уроках сольфеджио

    Основные формы работы, направленные на развитие творческих навыков

    Системы Картавцевой (для училища), Шатковского (для ДМШ)

Непременным атрибутом уроков сольфеджио должны быть творческие упражнения, которые стимулируют интерес к занятиям и повышают их эффективность.

Творческие навыки являются важным средством воспитания музыкального слуха, развития музыкальной памяти, формирования навыков овладения компонентами музыкального языка и музыкальной речи, художественно-образного мышления.

Важным компонентом развития музыкально-творческой деятельности является воображение. В сфере музыкального обучения воображение становится рабочей, то есть связанной с конкретной музыкальной деятельностью, способностью. В процессе длительной тренировки, оно приобретает свойство специальной способности. Творческое музыкальное воображение - это способность создавать новое, оригинальное в музыке. Оно вырастает из простейшего умения комбинировать, импровизировать и сочинять небольшие интонационные темы.

Внесение в процесс обучения музыки всевозможных видов творческой деятельности имеет глубокую внутреннюю взаимосвязь со всеми музыкальными способностями – музыкальным слухом, памятью, восприимчивостью к музыке. Творчество обогащает музыкально-слуховой багаж учащегося, так как в процессе сочинения или импровизации происходит запоминание и практическое освоение музыкальных элементов. Продуктивное творчество развивает способность анализировать, синтезировать, мыслить.

Уже элементарное творчество развивает способность воображения, создает на уроке атмосферу творческой увлеченности, соревнования, вызывает положительные эмоции и интерес. Поэтому современные методики преподавания сольфеджио ставят в центре проблему развития творческих навыков (Шатковский, Мальцев, Маклыгин и др.). Авторы большинства методик предлагают формы творческой деятельности на инструменте. Сольфеджио может восполнить недостаток в вокальных формах сочинения и импровизации.

Таким образом, работа над формированием творческих навыков является важным компонентом как для воспитания любителей музыки (любительского музицирования), так и для музыкантов определенных профессий (композиторов, исполнителей-импровизаторов. концертмейстеров).

Формы работы .

Формы музицирования, направленные на музыкально-творческое развитие:

    подбор аккомпанемента к мелодии

    импровизация

    сочинение

1. Подбор аккомпанемента целесообразно начинать после приобретения учащимися некоторого слухового опыта, определенных навыков игре на фортепиано двумя руками. До этого следует ограничиться набором знакомых мелодий одной рукой. Эта формы работы развивает слуховую память, знакомит с клавиатурой.

2. Обучение импровизации связано с развитием слухозрительного и динамического стереотипа (умением грамотно, мгновенно воплощать музыкальное фантазирование в реальное звучание). На первых порах при импровизации необходимо записывать ритм будущей мелодии, проанализировать ее предполагаемый интонационный рельеф и ладовые особенности. На ранней стадии обучения широко применяется и импровизация по «модели».

На уроках сольфеджио импровизация должна организовываться в логическую систему упражнений, непосредственно связанных с разделами курса, закреплять теоретические знания. Самый важный момент - импровизации должна вестись в конкретной ладовой системе, и на ранних этапах наиболее приемлемы ангемитонные лады - основа фольклорной (импровизационной по своей природе) музыки:

Мальцев предлагает следующие виды импровизации на уроках сольфеджио:

1. Допеть песенку до конца (сначала последний слог, затем фразу и предложение)

2.Импровизировать песенку на стихотворение (в старших классах ДМШ - с названием нот)

3.Игра «рондо» (дети исполняют рефрены, педагог - эпизоды, затем - наоборот)

4.Вариации: предлагается тема, анализируется, выучивается наизусть, выделяются и запоминаются опорные тоны (они не должны исчезать), импровизируется вариация.

5.Импровизация мелодии на гармонический оборот

6.Доразвитие гармонической формулы до периода (затем - по простой 2-х, 3-хчастной формы).

Интересной формой творческой работы в ДМШ является и импровизация с применением оркестра К. Орфа.

3. Сочинение является удобной формой домашнего задания, но основы этой формы творческой деятельности закладываются на уроке. Шатковский дает след. советы по сочинению мелодии на нач. этапе:

1. Минимум средств, максимум выразительности (необходимо, чтобы каждый звук или сочетание звуков несло смысловую нагрузку).

2. Единство ритма (умение сочетать повторность и контрастность)

3. Интонационное единство (умение сочетать повторность и контрастность)

4. Попытаться добиться оригинальности мелодии или темы

С самых начальных этапов музыкально-творческой деятельности большое значение имеет выбор темы для сочинения или импровизации, дающий определенную направленность воображению. Творческие формы заданий должны опираться на подготовительный этап, основанный на теоретическом анализе музыки, выявлении общих интонационных, ритмических закономерностей.

Исходя из этих принципов, Шатковский строит и систему развития навыков сочинения, основанную на постепенном усложнении заданий:

1.Сочинение мелодии на нейтральный (эмоционально невыразительный) текст с использованием всевозможных интервальных мелодических ходов и анализом приобретенного эффекта (м2 звучит жалобно, ч4 - решительно и т.д.).

2. Сочинение на поэтический текст, заключающий яркий образ или настроение. Собственно сочинению должен предшествовать анализ текста, затем подбор к нему соответствующих музыкально-выразительных средств (устно) – лада, тональности, интервалики в мелодии, ведущей интонации, ритмических особенностей, жанра, затем - сочинение.

3. Сочинение композиции на определенное состояние (Мне весело, Весна). Учащимся необходимо объяснить, что они должны выразить в своей музыке определенное чувство.

4. Освоение навыков развития мелодии

5. Сочинение в определенной форме (от периода до сонатины), определенном стиле.

Система Маргариты Тихоновны Картавцевой (для училища)

Она ставит эксперимент на студентах училища: на разных курсах, в разном объеме вводятся творческие упражнения. В результате Картавцева приходит к выводу, что весь процесс развития музыкальных способностей необходимо насытить творческими формами работы.

Выделяет три этапа: творческие упражнения в одноголосии, двухголосии, трех- и четырехголосии.

Методы и формы работы:

2. Двухголосие: второй голос с использ-ем противоположного движения; подголосок с постоянным ритмом; второй голос с использованием прямого движения; второй голос с использованием выдержанных педальных звуков, а также терцовые вторы; второй голос с использованием всех пройденных типов подголосков; вокальный и инструм. Подголосок; двухголосный канон

3. Трех- и четырехголосие: пропевание отд. голосов в трехголосии; импровизация (сочинение) третьего голоса в гомофонном или полиф. складе; распевание нижнего (или верхнего) голоса данного гарм. оборота; импровизация двух (трех) подголосков к одной и той же песне; сочинение двух подголосков до образования трехголосия; сочинение имитаций, канонов, фугетт

Система Бориса Ивановича Шеломова (для ДМШ)

Шеломов считает, что любое средство вначале необходимо просто слушать, воспроизводить, затем изучить в теории (замечает, что нельзя перегружать теорией, это отпугивает, снижает образно-эмоциональное восприятие: придумывает для каждого задания интересное игровое название). Рассматривает возможные формы творческой работы при изучении разных средств музыкальной выразительности (4 раздела), затем предлагает дополнительные занятия мелодической импровизации :

1. Импровизация и формирование чувства ритма

Формы: импровизация ритма на текст (с последующим анализом ритмической импровизации), сочинение на один текст мелодий с разным ритмом и метром, вариации на данный ритмический рисунок, сочинение ритма в определенном жанре и др.

2.Работа над воспитанием осознанных интонационно-ладовых представлений

Формы: «Волшебная лесенка» (направление движения), допевание до тоники, досочинение последней фразы, «Поющая доска» (окончание мелодий на разных ступенях, с их эмоциональной характеристикой), игра в вопросы и ответы, использование в импровизациях определенных ступеней, мелодических оборотов и интервалов

3. Освоение некоторых приемов мелодического развития и структуры песенного периода

Формы: импровизация мелодических вариантов, игра «куплеты с вариациями», секвенционное развитие, нарушение квадратности построений и др.

5. Импровизация с чисто художественной установкой

Формы: игра «Эхо в лесу», игра в «концерт» (сюжет, образы и дети импровизируют), сольные импровизации с аккомпанементом, ансамблевые импровизации (например, сочинение по очереди фраз к одному стихотворению), коллективное сочинение оперы.

Александр Львович Маклыгин считает, существует два основных предназначения импровизаций. Первое ― импровизация как форма практического постижения теории музыки. Второе ― импровизация как форма сценического творчества музыканта-исполнителя.

Музыкальный диктант является одной из наиболее важных, ответственных и сложных форм работы на уроке сольфеджио. Он развивает музыкальную память учащихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное.

В работе над музыкальным диктантом синтезируются все знания и навыки учащихся, определяется уровень их слухового развития. Это своеобразный итог всего процесса обучения, ведь именно в диктанте учащийся должен показать с одной стороны, уровень развития музыкальной памяти, мышления, всех видов музыкального слуха, а с другой – определенные теоретические знания, помогающие ему грамотно записать услышанное.

Целью музыкального диктанта является воспитание навыков перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления и быстрого закрепления их в нотной записи.

Основными же задачами работы над диктантом можно назвать следующие:

  • создавать и закреплять связь видимого и слышимого, то есть научить слышимое сделать видимым;
  • развивать музыкальную память и внутренний слух учащихся;
  • служить средством для закрепления теоретических и практических навыков учащихся.

Этап подготовки к записи музыкального диктанта

Процесс записи диктанта требует выработки особых, специальных навыков и поэтому прежде чем приступить к этой форме работы, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к ней очень хорошо. Целесообразно приступать к записи полноценных диктантов только после определенной подготовки, длительность которой зависит от возраста, степени развития и восприимчивости группы. Подготовительная работа, которая закладывает у учащихся фундаментальную базу навыков и умений, обеспечивающую в дальнейшем возможность грамотно и безболезненно записывать музыкальные диктанты должна состоять из нескольких разделов.

Освоение нотной записи.

Одна из наиболее важных задач начального периода обучения в курсе сольфеджио – это формирование и развитие навыка “быстрой записи” звуков. С первых уроков следует приучать учащихся к правильной графической записи нот: маленькими кружочками, не очень близко друг к другу; следить за верным написанием штилей, знаков альтерации.

Освоение длительностей.

Совершенно неоспоримый факт, что правильное метроритмическое оформление мелодии представляет для учащихся еще большую трудность, чем ее непосредственная нотная запись. Поэтому “ритмической составляющей” диктанта нужно уделять особое внимание. На первоначальном этапе обучения очень важно, чтобы учащиеся просто хорошо усвоили графическое изображение и название каждой длительности. Параллельно с усвоением графического изображения длительностей и их названий нужно работать и над непосредственным осознанием длинного и короткого звука. После того как названия и обозначения длительностей хорошо усвоены, необходимо заняться освоением понятий такт, доля, метр, ритм, размер. Как только дети осознали и усвоили эти понятия, необходимо вводить практику дирижирования. И только после всей этой работы следует приступить к объяснению дробления долей. В дальнейшем учащиеся будут знакомиться с различными ритмическими фигурами и для лучшего их освоения эти ритмические фигуры обязательно следует вводить в музыкальные диктанты.

Переписывание нот.

В первом классе представляется очень полезным простое переписывание нот. Правила нотной каллиграфии просты и не требуют такой детальной проработки, как правописание букв. Поэтому все упражнения, связанные с правильной записью нотных текстов, можно перенести на домашние задания.

Усвоение порядка нот.

Очень важным на первом этапе обучения представляется и слуховое усвоение порядка нот. Четкое понимание нотной последовательности вверх и вниз, осознание отдельной ноты во взаимосвязи с другими, умение четко и быстро просчитать ноты по порядку, через одну или через две – это, в дальнейшем, залог успешной и грамотной записи полноценного диктанта. Практика показывает, что одного простого заучивания нот недостаточно. Необходимо довести этот навык до уровня автоматизма, чтобы ребенок воспринимал и воспроизводил ноты, практически не задумываясь. А это требует постоянной и кропотливой работы. Тут хорошо помогают различные игры в дразнилки, повторялки и всевозможные эхо. Но самую неоценимую помощь в этой работе оказывают секвенции.

Работа над осмыслением и слуховым восприятием ступени представляется одной из самых важных в выработке навыка записи музыкального диктанта. Работа над ступенями должна проводиться постоянно, на каждом уроке, и вестись по разным направлениям. Первое – это умение мыслить ступенями. Очень важна на первых порах выработка умения быстро и точно находить в тональности любую отдельную ступень. Тут снова могут помочь секвенции - распевки, которые заучиваются в течение нескольких уроков до автоматизма. Очень полезно петь последовательности ступеней; также хорошую помощь в такой быстрой ступеневой ориентации оказывает пение ступеней по ручным знакам и болгарской столбице.

Мелодические элементы.

Несмотря на огромное многообразие мелодического материала, в музыке имеется и достаточно большое количество стандартных оборотов, которые часто повторяются, прекрасно вычленяются из контекста и узнаются как на слух, так и при анализе нотного текста. К таким оборотам относятся звукоряды – трихорд, тетрахорд и пентахорд, движение от вводных тонов к тонике, опевания, вспомогательные ноты, а также различные модификации этих оборотов. После знакомства с основными мелодическими элементами необходимо выработать у учащихся быстрое, буквально автоматическое узнавание их как в нотном тексте в чтении с листа, так и в слуховом анализе. Поэтому и мелодические обороты на слух, и упражнения по чтению с листа, и диктанты этого периода должны содержать как можно больше этих элементов или просто состоять из них.

Очень часто мелодия движется по звукам аккордов. Умение вычленять знакомый аккорд из контекста мелодии – очень важный навык, который необходимо выработать у учащихся. Первоначальные упражнения должны быть направлены на чисто визуальное и слуховое восприятие аккорда. Неоценимую помощь в запоминании мелодики аккордов оказывают небольшие распевки, в которых нужный аккорд пропевается и называется одновременно.

Как известно, самую большую трудность в записи диктанта вызывают скачки. Поэтому прорабатывать их необходимо так же тщательно, как и другие мелодические элементы.

Определение формы.

Работа по определению, осознанию музыкальной формы имеет огромное значение для успешной записи музыкального диктанта. Учащиеся должны очень хорошо ориентироваться в местоположении предложений, каденций, фраз, мотивов, а также в их взаимосвязи. Эту работу нужно также начинать с первого класса.

Помимо всей этой подготовительной работы, очень полезны некоторые формы заданий, непосредственно подготавливающие запись полноценного диктанта:

Записывание по памяти ранее выученной песенки.

Диктант с ошибкой. На доске выписана мелодия “с ошибкой”. Педагог проигрывает правильный вариант, а учащиеся должны найти и исправить ошибки.

Диктант с пропусками. На доске выписывается фрагмент мелодии. Учащиеся должны услышать и заполнить пропущенные такты.

На доске выписана мелодия в виде ступеневой дорожки. Учащиеся, слушая мелодию, записывают ее нотами, правильно ритмически оформляя.

Запись обыкновенных ритмических диктантов.

На доске выписаны головки нот. Учащиеся должны правильно оформить мелодию ритмически.

Итак, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что в первом классе закладываются главные, базовые навыки записи музыкального диктанта. Это - умение правильно “слушать”; запоминать, анализировать и понимать музыкальный текст; умение осмыслить его графически и правильно записать; умение правильно определить и осознать метроритмическую составляющую мелодии, четко продирижировать ее, ощущая пульсацию долей и осознавая каждую долю. Вся дальнейшая работа сводится только к развитию этих базовых умений и усложнению теоретического материала.

Формы музыкальных диктантов

Формы диктанта могут быть различными. При записи диктанта важно выбрать форму работы, наиболее подходящую для усвоения данной мелодии.

Диктант показательный.

Показательный диктант проводится педагогом. Цель и задача его - показать на доске процесс записи. Учитель вслух, перед всем классом, рассказывает учащимся, как он слушает, дирижирует, напевает мелодию и тем самым осознает ее и фиксирует в нотной записи. Такой диктант очень полезен перед тем, как перейти, после подготовительных упражнений, к самостоятельной записи, а также при освоении новых трудностей или разновидностей диктантов.

Диктант с предварительным анализом.

Учащиеся с помощью педагога определяют лад и тональность данной мелодии, ее размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, а затем уже приступают к записи. На предварительный разбор должно уходить не более 5 – 10 минут. Такую форму диктанта целесообразнее использовать в младших классах, а также при записи мелодий, в которых появляются новые элементы музыкального языка.

Диктант без предварительного анализа.

Такой диктант записывается учащимися в течение установленного времени, при определенном числе проигрываний. Такие диктанты более целесообразны в средних и старших классах, т.е. только тогда, когда учащиеся научатся самостоятельно анализировать мелодию.

Устный диктант.

Устный диктант представляет собой небольшую мелодию, построенную на знакомых учащимся мелодических оборотах, которую педагог проигрывает два - три раза. Учащиеся повторяют мелодию сначала на любой слог и только затем пропевают диктант с названием звуков. Следует как можно шире применять эту форму диктанта, так как именно устный диктант помогает осознанному восприятию учащимися отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память.

“Самодиктант”, запись знакомой музыки.

Для развития внутреннего слуха следует предлагать учащимся “самодиктант”, запись знакомой мелодии по памяти. Конечно, эта форма не заменит полноценного музыкального диктанта, так как здесь отсутствует необходимость охватить и запомнить новую музыку, то есть не тренируется музыкальная память учащегося. Но для работы над записью на основе внутреннего слуха это очень хороший прием. Форма “самодиктанта” помогает также развитию творческой инициативы учащихся. Это очень удобная форма для самостоятельной, домашней работы, для тренировки в записи.

Контрольный диктант.

Безусловно, в процессе обучения должны присутствовать и контрольные диктанты, которые учащиеся пишут без помощи педагога. Их можно использовать при завершении работы над определенной темой, когда все трудности диктанта детям знакомы и хорошо усвоены. Обычно такая форма диктантов используется на контрольных уроках или экзаменах.

Возможны и другие формы диктанта, например, гармонический (запись прослушанной последовательности интервалов, аккордов), ритмический. Полезно записывать мелодии, ранее прочитанные с листа. Написанные диктанты полезно выучивать наизусть, транспонировать в пройденные тональности, подбирать к диктантам аккомпанемент. Необходимо также научить учащихся записывать диктант в разных регистрах, как в скрипичном, так и в басовом ключах.

Методические установки при написании диктанта

Выбор музыкального материала.

В работе над музыкальным диктантом одним из важнейших условий является правильный выбор музыкального материала. Музыкальным материалом для диктанта могут служить мелодии из музыкальной литературы, специальных сборников диктантов, а также, в некоторых случаях, мелодии, сочиненные педагогом. Педагог, отбирая материал для диктанта, должен прежде заботиться о том, чтобы музыка примера был яркой, выразительной, художественно убедительной, осмысленной и ясной по форме. Подбор именно такого музыкального материала не только помогает учащимся легче запомнить мелодию диктанта, но и имеет большое воспитательное значение, расширяет кругозор учащихся, обогащает их музыкальную эрудицию. Чрезвычайно важным является определение трудности примера. Диктанты не должны быть слишком трудными. Если учащиеся не успевают диктант осмыслить, запомнить и написать или пишут его с большим количеством ошибок, то они начинают бояться этой формы работы и избегать ее. Поэтому предпочтительнее, чтобы диктанты были проще, но их должно быть много. Усложнение диктантов должно быть постепенным, незаметным для учеников, строго продуманным и обоснованным. Нельзя также не отметить, что при подборе диктантов педагог должен применять дифференцированный подход. Так как состав групп обычно бывает “пёстрым”, то трудные диктанты нужно чередовать с более легкими, чтобы слабые ученики тоже могли полностью произвести запись, тогда как в сложных диктантах для них это не всегда доступно. При выборе музыкального материала для диктанта также очень важно, чтобы материал был подробно распределен по темам. Педагогом должна быть строго продумана и обоснована последовательность диктантов.

Исполнение диктанта.

Для того чтобы учащийся мог полно и грамотно зафиксировать на бумаге то, что он слышал, надо, чтобы исполнение диктанта было по возможности совершенным. Прежде всего, следует исполнять пример грамотно и точно. Никаких подчеркиваний или выделений отдельных трудных интонаций или гармоний нельзя допускать. Особенно вредно подчеркивать, искусственно громко выстукивая, сильную долю такта. Вначале следует исполнять отрывок в настоящем, указанном автором темпе. В дальнейшем, при многократном проигрывании, этот первоначальный темп обычно замедляется. Но важно, чтобы первое впечатление было убедительным и правильным.

Фиксация нотного текста.

При записи музыки педагог должен обратить особое внимание на точность и полноту фиксации на бумаге учащимися того, что они слышали. В процессе записи диктанта учащиеся должны: правильно и красиво писать ноты; расставлять лиги; отмечать цезурами фразы, дыхание; различать и обозначать легато и стаккато, динамику; определять темп и характер музыкального примера.

Основные принципы процесса записи диктанта.

Большое значение имеет та обстановка, которую педагог создает перед началом работы над записью диктанта. Опыт говорит, что наилучшая обстановка для работы над записью диктанта – это создание интереса к тому, что учащиеся сейчас услышат. Педагогу необходимо пробудить интерес к тому, что будет проиграно, сконцентрировать внимание учащихся, возможно – разрядить напряжение перед такой сложной работой, которую дети всегда воспринимают как некую “контрольную”, по аналогии с диктантом в общеобразовательной школе. Поэтому уместны небольшие “беседы” о жанре будущего диктанта (если это не является явной подсказкой метроритмической составляющей), композиторе, сочинившем мелодию, и тому подобное. В зависимости от класса и уровня группы, необходимо выбирать для диктанта мелодии, доступные по степени трудности; устанавливать время для записи и количество проигрываний. Обычно диктант пишется с 8-10 проигрываний. Перед началом записи необходима ладовая настройка.

Первое проигрывание – ознакомительное. Оно должно быть очень выразительным, “красивым”, в соответствующем темпе и с динамическими оттенками. После этого проигрывания можно определить жанр, размер, характер фраз.

Второе проигрывание должно идти сразу после первого. Его можно исполнить уже медленнее. После него можно побеседовать о конкретных ладогармонических, структурных и метроритмических особенностях музыки. Поговорить о каденциях, фразах и т.п. Можно сразу же предложить учащимся оформить заключительную каденцию, определить местоположение Тоники и то, как мелодия к Тонике подошла – гаммообразно, скачком, знакомым мелодическим оборотом и т.д. Такое начало диктанта “наоборот” оправдано тем, что заключительная каденция как раз больше всего “помнится”, пока весь диктант еще не отложился в памяти.

Если диктант длинный и сложный, если в нем нет повторов, то допускается третье проигрывание разделить пополам. То есть сыграть первую половину и разобрать ее особенности, определить каденцию и т.п.

Обычно после четвертого проигрывания учащиеся уже достаточно сориентированы в диктанте, запомнили его если не целиком, то хотя бы в некоторых фразах. С этого момента дети пишут диктант практически по памяти.

Перерыв между проигрываниями можно сделать больше. После того как большинство детей написано первое предложение, можно сыграть только вторую половину диктанта, которая осталась от незаконченного третьего проигрывания.

Очень важно не допускать “стенографирования” диктанта, поэтому при каждом проигрывании нужно просить учащихся отложить карандаши и стараться запомнить мелодию. Обязательным условием надо ставить дирижирование при проигрывании и записи диктанта. Если ученик затрудняется с определением ритмического оборота, нужно обязательно заставить его продирижировать и проанализировать каждую долю такта.

По окончании отведенного времени нужно диктант проверить. Диктант также нужно оценить. Можно даже не ставить оценку в тетрадь, особенно если ученик с работой не справился, но хотя бы в устной форме ее озвучить, чтобы он мог реально оценить свои умения и возможности. При оценке надо ориентировать ученика не на то, что у него не получилось, а на то, с чем он справился, поощрять за каждый, пусть и маленький успех, даже если ученик совсем слабый и диктанты ему не даются в силу природных особенностей.

Рассматривая психологические аспекты организации процесса записи диктанта, нельзя обойти вниманием важный момент местоположения диктанта в уроке сольфеджио. Наряду с такими формами работы, как развитие вокально-интонационных навыков, сольфеджирование, определение на слух, написанию диктанта уделяется больше времени, и его обычно относят на конец урока. Диктант, насыщенный сложными элементами, приводит к деформации урока, так как требует много времени. Неуверенность учащихся в своих силах приводит к потере интереса к диктанту, может возникнуть состояние скуки. Для того чтобы оптимизировать работу над музыкальным диктантом, лучше проводить его не в конце урока, а в середине или ближе к началу, когда внимание учеников ещё свежо.

Время для записи диктанта устанавливается педагогом, как уже говорилось, в зависимости от класса и уровня группы, а также в зависимости от его объема и трудности диктанта. В младших классах (1, 2 классы), где записываются небольшие и несложные мелодии, это обычно 5 – 10 минут; в старших, где трудность и объем диктантов увеличиваются – 20–25 минут.

В процессе работы над диктантом очень ответственна роль педагога: он обязан, работая в группе, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, направлять его работу, учить писать диктант. Просто сидеть у инструмента, проигрывать диктант и ждать, когда учащиеся его напишут самостоятельно, педагог не должен. Нужно периодически подходить к каждому ребенку; указывать на ошибки. Конечно, нельзя прямо подсказывать, но можно сделать это в “обтекаемой” форме, сказав: “Подумай над этим местом” или “Проверь еще раз эту фразу”.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что диктант – это та форма работы, в которой применяются и задействуются все имеющиеся знания и навыки учащихся.

Диктант является итогом знаний и умений, определяющим уровень музыкально-слухового развития учащихся. Поэтому на уроках сольфеджио в детской музыкальной школе музыкальный диктант должен быть обязательной и постоянно используемой формой работы.

Список использованной литературы

  1. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1993.
  2. Жакович В. Готовимся к музыкальному диктанту. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
  3. Кондратьева И. Одноголосный диктант: Практические рекомендации. – СПб: Композитор, 2006.
  4. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. – М.: Музыка, 1989.
  5. Оськина С. Музыкальный слух: теория и методика развития и совершенствования. – М.: АСТ, 2005.
  6. Фокина Л. Методика преподавания музыкального диктанта. – М.: Музыка, 1993.
  7. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. - М.: Музыка, 1996.

Данное пособие представляет собой сборник авторских мелодических диктантов, ориентированных на учащихся младших классов музыкального отделения (8-летний срок обучения).

Главной целью создания пособия является поиск новых творческих подходов к осуществлению плодотворной работы с учащимися младших классов на уроках сольфеджио.

Работа с учащимися над диктантом является одним из самых сложных видов деятельности в преподавании сольфеджио. Как правило, в диктанте обобщаются и теоретические знания, и практические навыки. Всё это - целый комплекс, направленный на выполнение сразу нескольких заданий, объединенных в одно - написание законченной по смыслу мелодии.

С чего же начать, как выстроить работу над диктантом? Наработки в решении этого вопроса даны в предлагаемом пособии.

Несомненно, прежде чем маленький музыкант-первоклассник сможет самостоятельно записывать мелодию, он должен освоить нотное письмо, метр и ритм, накопить слуховой опыт соотношения ступеней в ладу и многое другое. В процессе изучения основ музыкальной грамоты, мы и начинаем писать первые диктанты, анализируем на слух музыкальные фрагменты и фиксируем их с помощью графических изображений (здесь педагог может проявить фантазию). В подобных диктантах педагог исполняет несложные для восприятия пьесы на фортепиано. Прослушав их, ученики должны, например, услышать и зафиксировать настроение музыки, как движется мелодия (предварительно, конечно, рассказав об этом), прохлопать пульс, можно посчитать доли, определить сильную, и т.д.

Ориентировочно со второго класса и далее уровень сложности возрастает в соответствии с учебной программой. Здесь ребёнок уже должен владеть нотной грамотой, знать определённые тональности, принципы тяготения в ладу, длительности, уметь группировать их.

Работа с ритмом заслуживает особого внимания. Отличной тренировкой служат ритмические диктанты, направленные на запись ритмического рисунка. В мелодических диктантах считаю удобным записывать ритм отдельно от мелодии (в большей степени это актуально для учащихся младших классов).

Процесс написания диктанта основан на следовании плану. После каждого проигрывания нужно определить и зафиксировать:

  • тональность;
  • музыкальный размер, форму диктанта, особенности структуры;
  • начало диктанта (первый такт) - тоника, серединная каденция (4 такт) - наличие V ступени, заключительная каденция (7–8 такт) -

V ступень тоника;

  • ритм;
  • мелодические интонации с использованием графических символов;
  • нотную запись;


Во время исполнения мелодии перед учениками необходимо ставить определённую задачу. При этом считаю важным не сосредотачивать услышать что-то определённое, наоборот, отметить максимально возможное (опираясь на план). Не столь важно, в каком порядке начинать записывать услышанное - с первой ноты или с конца, все зависит от конкретной мелодии. Важно выбрать «точку отсчета»: это может быть и тоника в конце, «а что перед тоникой?» и V ступень в 4 такте, «а как мы к ней «пришли?» и т.д. Важно также ориентировать детей не на соотношения двух рядом стоящих нот, а на мотив из 5–6 звуков, воспринимая его «как одно слово», тогда дети быстрее усвоят всю мелодию. Именно этот навык впоследствии поможет обобщать нотный текст при чтении с листа на специальности.

В большинстве своём в сборнике представлены диктанты в форме периода, состоящие из двух предложений повторного строения. Диктанты подобного строения пишем и на занятиях. Опираясь на классическую традицию, обговариваем с учащимися, что начало диктанта - с тоники или другой устойчивой ступени, в 4 такте - серединная каденция - наличие V ступени, 7–8 такт - заключительная каденция - V ступень тоника;

После написания ритма (над тактами), анализируем мелодию, интонации, из которых она состоит. Для этого определили основные элементы мелодии и присвоили каждому свой символ. (Здесь фантазия педагога безгранична).

Основные элементы музыкальных интонаций:

Пример диктанта с графическими символами:

«Ключик» к успешному написанию диктанта - в способности анализировать, логически мыслить. В практической деятельности приходилось встречать учеников с хорошей музыкальной памятью, с чистой «от природы» интонацией, которые испытывали затрудния в написании диктанта. И напротив, ученик, слабо интонирующий и долго запоминающий мелодию, при умении логически мыслить, неплохо справляется с диктантом. Отсюда вывод, что для успешного написания диктанта, следует научить детей не столько запоминать, сколько анализировать услышанное.

Музыкальный диктант - интересная и плодотворная форма работы в курсе сольфеджио. В нём сосредоточены ладовые, интонационные, метроритмические трудности. Работа над диктантом организует внимание учащихся, развивает слуховую память и способность анализировать услышанное. Развитие всех перечисленных основ в равной степени происходит на всех дисцмплинах, изучаемых в музыкальных школах, школах искусств, особенно на специальности и сольфеджио. Эти предметы, безусловно, являются взаимодополняющими. Однако подход к изучению нового произведения на специальности и диктанта на сольфеджио, заметно отличается: воспроизводя музыкальный текст по нотам на специальности, в сознании ученика из деталей постепенно складывается готовое произведение. Это отражает схема:

При создании нотной записи прослушанного произведения на сольфеджио, процесс работы с новым материалом происходит в противоположном направлении: сначала ученикам предлагается звучание готового произведения, затем педагог помогает анализировать, далее усвоенное превращается в нотный текст:

На этапе анализа диктанта важно следовать от общего (особенностей структуры и фразировки) к частному (направление движения мелодии, например), не нарушая естественный ход процесса.

Запись диктанта - не создание целого из отдельных элементов (мелодия + ритм + размер + форма = результат) , а умение проанализировать целое как комплекс составляющих его элементов.

Для того чтобы учащиеся привыкали активно воспринимать нотный текст, очень полезны разные форма работы над диктантом. Например:

  • Ступеневый диктант - педагог играет мелодию, которую ученики записывают как ступеневую последовательность. Этот вид диктанта способствует расширению ориентации в ладу и вырабатывает полезное умение мыслить ступенями.
  • Диктант с ошибками - на доске выписывается диктант, но с ошибками. Задача детей - исправить их, записать правильный вариант.
  • Диктант с вариантами - полезен для расширения музыкального кругозора и понимания возможностей развития музыкального материала. В таких диктантах можно применить как ритмическую вариантность, так и мелодическую.
  • Диктант по памяти - анализируется, выучивается диктант, пока каждый ученик не запомнит его. Задача - верно по памяти оформить нотный текст.
  • Графический диктант - педагог указывает на доске лишь некоторые ступени, графические символы, обозначающие элементы мелодических интонаций.
  • Диктант с досочинением мелодии развивает творческие способности учащихся, на основе трёх стадий мелодического развития: началом, серединой (развитием) и заключением.
  • Подбор и запись знакомых мелодий . Вначале мелодия подбирается на инструменте, а потом оформляется в письменном виде.
  • Самодиктант - запись по памяти выученных номеров с учебника. В такой форме диктанта происходит развитие внутреннего слуха и выработка умения графически оформлять услышанное.
  • Диктант без подготовки (контрольный) - отражает степень усвоения материала. В качестве материала можно выбрать диктант на один-два класса легче.

Любая форма диктанта - своеобразный мониторинг развития музыкального мышления ребенка, уровня усвоения им нового материала, а так же способ дать детям возможность реализовать свои умения самостоятельно или сделать «открытия» под руководством педагога.

Примеры диктантов для 2 класса:


Примеры диктантов для 3 класса:


Примеры диктантов для 4 класса:


Представленные в пособии диктанты созданы на основе описанных выше элементов музыкальных интонаций и относятся к инструктивным. По моему мнению, в таком виде их удобно «слышать» и анализировать, а значит, без затруднений справляться с заданием. Этого я и желаю нашим ученикам - юным музыкантам!

Надеюсь на творческий подход преподавателей к представленному в данном методическом пособии материалу.

________________________________________

По вопросу приобретения пособия Людмилы Синицыной «Диктанты по сольфеджио для младших классов» обращайтесь к автору по адресу

Евгений Дога: самый популярный свадебный вальс
Белое, черное, красное: эти цвета присутствуют почти в каждой сцене фильма Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь». На фоне буйной зелени старой дворянской усадьбы строгий контраст белого и черного безупречно вычерчивает рисунок кадра, а красный цвет вносит в него напряжение и динамику. Красный возникает в кадре то летящим силуэтом платья, то ярким пятном цветка гвоздики, то нежным отблеском лучей заката, в финале же проступает алой кровью на белоснежной повязке: страсти, разыгравшиеся под сенью векового парка, отняли жизнь у юной героини этой драмы.

Вальс был написан композитором специально для фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Участники съемочной группы позже вспоминали, что музыка Евгения Доги оказывала на них особое, почти гипнотическое воздействие. Иной раз даже создавалось ощущение, что именно она, эта музыка, подсказывала режиссеру и актерам неожиданные и тонкие художественные решения – ведь съемки шли под фонограмму.

Главная тема вальса начинается с плавного движения по устойчивым ступеням лада. Однако ее спокойное течение перебивается тревожными короткими мотивами – кажется, будто из-за облаков доносятся голоса перелетных птиц. С каждой новой фразой мелодия поднимается все выше и выше. Постепенно она утрачивает аристократическую сдержанность, ускоряет темп, набирает мощь и вовлекает танцующие пары в свое безудержное вихревое движение. На вершине кульминации музыка срывает покровы с тайных мыслей героев, обнажает чувства, обостряет конфликты, и вдруг – холод по коже – становится ясно: трагедия неизбежна.

Вот уже четвертый десяток лет мелодия из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» звучит во дворцах бракосочетания по всей стране: молодых приглашают на первый в их совместной жизни вальс. Неужели ни юные влюбленные пары, ни умудренные опытом сотрудники ЗАГСов не ощущают трагизма этой прекрасной музыки? Как бы там ни было, но с вальса Евгения Доги начали свою семейную жизнь уже сотни тысяч молодоженов! Пусть же судьба поможет им избежать печалей и отмерит счастья с избытком.

Русский романтический вальс 19 века
Родоначальником русского романтического вальса был, конечно же, Михаил Иванович Глинка. Сегодня его гениальный «Вальс-фантазия» несколько подзабыт. Между тем, все остальные русские и советские симфонические вальсы выросли именно из него. Сочетание светлой лирики, романтической полетности и трагической напряженности – вот главные черты, объединяющие их и находящие живой отклик в противоречивой и вечно мятущейся русской душе.

К творчеству другого выдающегося российского композитора 19 века, Петра Ильича Чайковского, судьба оказалась более благосклонной. Вальсы из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица» уже больше ста лет исполняются во всех рождественских и новогодних концертах. Все эти годы публика тепло принимала и «Сентиментальный вальс». Не так давно эта музыка вдохновила наших прославленных фигуристов Елену Бережную и Антона Сихарулидзе на создание лирической танцевальной программы.

Бережная и Сихарулидзе получили немало наград за эту работу, но все-таки не они первыми стали использовать романтический вальс в качестве музыкальной основы для спортивно-хореографической композиции. Любители фигурного катания «со стажем» наверняка помнят потрясающий танец Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова на музыку вальса Арама Ильича Хачатуряна «Маскарад».

Вальс Арама Хачатуряна «Маскарад»
Этот вальс все привыкли называть коротко: «Маскарад». На самом деле это одна из частей музыкальной сюиты, сочиненной А. И. Хачатуряном к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» еще в 1941 году. В сюжете драмы тесно переплелись любовь и ревность, коварство и отчаяние.

Конечно же, весь этот клубок страстей нашел отражение в музыке вальса, однако даже в кульминациях, в моменты высочайшего накала эмоций, оркестр Хачатуряна звучит романтично и неизменно благородно.

В 1976 году чемпионы мира и Олимпийских игр по танцам на льду Л. Пахомова и А. Горшков исполнили вальс «Маскарад» на показательных выступлениях. «Золотой» советской паре рукоплескал весь мир! Такого сочетания техники и артистизма не удавалось достичь еще никому. Кроме того, многие зрители впервые открыли для себя необыкновенно красивую и экспрессивную музыку Хачатуряна. Да, в тот год сотни тысяч меломанов во всем мире добавили в свои личные фонотеки грампластинки с записью вальса «Маскарад».

Видеоматериалы тех лет несовершенны – простим им этот недостаток, насладимся музыкой и танцем.

Старинные русские вальсы (начало 20 века)
Старый городской сад, танцплощадка, эстрада «ракушкой» – и непременно духовой оркестр, играющий старинные русские вальсы… Удивительно: многие из нас испытывают чувство ностальгии при звуках духового оркестра, даже если мы родились спустя десятки лет после войны и ни разу в жизни не видели настоящей «ракушечной» эстрады! «Амурские волны», «Березка», «На сопках Маньчжурии», «Осенний сон»…

О нет, «Осенний сон» – это, к сожалению, не наше. В начале 20 века вальс «Autumn Dream» сочинил британский композитор Арчибальд Джойс. Однако российская публика так полюбила его, что привыкла считать своим.

А что же остальные старинные русские вальсы? Может быть, и у них иноземное происхождение? Нет, остальные – настоящие россияне. Вальс «Березка» написан русским военным музыкантом Дрейзиным Е. М., «На сопках Маньчжурии» – Шатровым И. А.


Фронтовые лирические песни-вальсы

В годы Великой Отечественной войны наряду с суровыми маршами звучала и лирическая музыка. Напевные мелодии и простые искренние слова на фронте были даже важнее, чем маршевые ритмы и воинственные призывы.

В задушевных интонациях песен-вальсов, таких, как «В лесу прифронтовом» (авторы композитор Матвей Блантер и поэт Михаил Исаковский), слышался и привет из мирной жизни, и наказ биться до победы.

В это трудно поверить, но было время, когда целый ряд лучших советских песен военного времени полуофициально «прикрыли». Их не разрешали выпускать в радиоэфир, запрещали петь со сцены. Аргументация была абсолютно абсурдной – но это мы понимаем уже сегодня, спустя десятилетия. А тогда, в 70-х, о фронтовой песне Михаила Фрадкина и Евгения Долматовского «Случайный вальс» в учебнике для музыкальных училищ было написано, что она-де безнравственная, потому что «воспевает сомнительную поэзию случайных встреч».

Сегодня никто уже не помнит имен деятелей, столь трепетно заботившихся о нравственной чистоте советского народа. А мы, слушая песню «Случайный вальс», как будто переносимся в те военные годы – и сжимается сердце.

Вальсы в нашем кино
Кино совершенно немыслимо без музыки, а романтическое кино – без вальса. В кинофильме про школу мы, скорее всего, услышим лирически-взволнованный, с грустинкой, вальс выпускников (как в фильме «Розыгрыш»), в лирической комедии наверняка прозвучит вальс с юмористическим оттенком («Ирония судьбы, или С легким паром»), а уж новогодняя картина не обойдется без праздничного вальса («Карнавальная ночь»). В философской сказке вальс может промелькнуть намеком, припевом, вставкой – но он обязательно будет («Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен»).

Иной раз музыка преображает бесхитростный, казалось бы, сюжет, и «договаривает» то, что невозможно донести с помощью видеоряда: именно такую роль играет в фильме «Берегись автомобиля» чудный вальс Андрея Петрова. Его нежная и прозрачная музыкальная ткань – это зеркало, в котором отражается светлая, немного «не от мира сего», душа современного Робин Гуда.

Вальс Георгия Свиридова «Метель»
Завсегдатаи филармонических концертов прекрасно знают и любят этот изысканный и одновременно роскошный вальс. Однако с недавнего времени отрывки из него стали звучать в телевизионной рекламе. Нечастый случай: реклама сделала доброе дело и буквально заставила всех телезрителей огромной страны выучить прекрасную музыку на память, да вот только не все знают, что это за музыка и кто ее автор. Пора познакомиться!

Георгий Васильевич Свиридов еще в 1964 году написал оркестровую сюиту к фильму «Метель», снятому по мотивам повести А. С. Пушкина. Вальс – вторая часть этой сюиты. Спустя несколько лет фильм практически забылся, а музыка продолжала звучать: в концертных залах, в грамзаписи, в домашнем любительском исполнении. Георгий Васильевич немного доработал сюиту и переименовал ее в «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель».

Композитор буквально рисует звуками, как красками, используя богатейшие возможности большого симфонического оркестра. Крайние части вальса – это, конечно же, вьюга, начинающаяся с легкой поземки и вырастающая в неистовый снежный буран; средняя часть – картина блестящего бала.

Музыка иллюстраций к «Метели» не только изобразительна, она еще и психологична: ведь в основе сюжета, как всегда, любовь и разлука. Однако, в отличие от многих других, этот романтический сюжет заканчивается вполне благополучно. От прежних невзгод остаются лишь воспоминания.
Впереди – целая жизнь! Хочется верить, счастливая жизнь.
Будем улыбаться, господа!

Назгуль Аужанова (Талдыкорган, Казахстан)

По своей популярности, по своему распространению и по длительности существования, вальс превосходит все дру­гие бальные танцы. Уже в конце 18 века во многих европей­ских странах наблюдается повальное увлечение вальсом. Од­на из немецких газет в 1794 году писала, что «вальс распространяется подобно эпидемии насморка» .

В ХІХ веке вальс распространился по всей Европе, приняв в каждой стране особую национальную окраску. Вниматель­ный слух музыканта сразу отличит венские вальсы от фран­цузских вальсов Л.Делиба, от известного «Грустного вальса» финского композитора Я.Сибелиуса.

Вальс насчитывает около 200 лет своей жизни. За это вре­мя многое в нем изменилось и обогатилось. Мы постараемся в настоящей лекции проследить в общих чертах как развивал­ся вальс с начала своего существования, и какие характерные черты внесли в этот жанр различные страны и композиторы.

Особенно яркое и многообразное художественное выраже­ние вальс получил в России .

С начала XIX века вальс становится в России излюблен­ным бытовым танцем, органически связанным с молодой рус­ской музыкальной культурой. Русские вальсы с их своеобраз­ной, подлинно народной «распевной» мелодикой – самобытное национальное явление, возникшее на родной почве. В высшей степени характерно создание русскими композиторами вальсообразных произведений на основе пятидольного размера специфически русского (например, вторая часть 6-й симфонии П.И.Чайковского).

Восприятие вальса русскими слушателями было многооб­разно и далеко от пустой развлекательности. В этом плане очень характерны обработки и простые подтекстовки вальса в русской вокальной музыке.

В начале 30-х годов нередко встречались стихотворения, написанные на мелодии бетховенских вальсов, тогда весьма популярных у русских любителей музыки. Вот отрывок из од­ного такого стихотворения Н.Станкевича:

Я в жизни утратой утрату сменял–

Унылую песню мне дух напевал;

И в сумраке ночи на песню печали

Знакомые тени ко мне прилетали.

Напрасно теперь в отдаленном краю

Веселые, старые песни поют

Нет! Жизнь обнажилась! Нет, бездна зияет ‒ Ужасную песню мне дух напевает.

Как видно хотя бы из этого примера, вальс в русском ис­кусстве не только модный танец, но и поэтическая картина .

В творчестве русских композиторов салонный танец часто становился средством тончайшей психологической характе­ристики.

В мелодиях русских вальсов, рисующих пленительный де­вичий образ, мы чувствуем и смутные сожаления, и ту ра­дость молодости, о которой Пушкин писал:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой.

Вальс как средство портретной характеристики в рус­ской музыке встречается уже в творчестве А.А.Алябьева, приме­няющего этот прием тоньше и психологичнее, чем другие ав­торы бытового романса. Примером может служить вокальная обработка вальса Галленберга, на музыку которого А.А.Алябьев положил стихотворение А.С.Пушкина «Увы, зачем она блистает». Изящный лирический вальс здесь очень удачно выбран для характеристики хрупкого образа женщины, блистающей «минутной, нежною красой» .

Самые различные воплощения получил ритм вальса в русской бытовой лирике: появляются нового типа городские народные песни–широкого дыхания, с ясной, пластической задушевной мелодикой. Кто не знает, например, песни «Вот мчится тройка удалая»? Ритм вальса придает ей особую пре­лесть.

В стиле «русских песен» с вальсообразным гитарным ак­компанементом написано множество произведений А.Л.Гурилева. Можно назвать такие его песни-вальсы, как «Вьется ласточка сизокрылая», «Домик-крошечка», «Не шуми ты, рожь», «Грусть девушки» и ряд других .

Песня-вальс А.Л.Гурилева «Однозвучно гремит колокольчик» надолго пережила свою эпоху и до сих пор не утратила своего художественного значения как одно из самых искренних произ­ведений, связанных с образами русской природы.

Немало прекрасных страниц в творчестве Михаила Ивано­вича Глинки связано с ритмом вальса. Можно назвать его романсы–серенады «В крови горит огонь желанья», «Я здесь, Инезилья», популярный вальс из оперы «Иван Сусанин», не­сколько мелких фортепьянных пьес, но, конечно, в первую очередь следует говорить о знаменитом его «Вальсе-фан­тазии» .

От «Вальса-фантазии» М.И.Глинки, как и от других его лирико-танцевальных произведений, тянутся нити к балетной музыке П.И.Чайковского, А.К.Глазунова. Очень видное место занимает вальс в творчестве Петра Ильича Чайковского. С ритмом вальса у Чайковского связа­ны едва ли не самые поэтические страницы балетов, фортепь­янных пьес, опер, симфонических произведений.

На основе вальсовой ритмики Чайковский создал ряд на­стоящих шедевров русского искусства. Достаточно вспомнить его вальсы из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красави­ца» и «Щелкунчик», из оперы «Евгений Онегин», из Серенады для струнного оркестра. П.И.Чайковский окончательно утвержда­ет вальс в качестве самостоятельной части крупного симфони­ческого произведения (например, в 3-й, 5-й и 6-й симфониях).

Вальсообразный облик имеют многие из его лирических тем в инструментальных и вокальных произведениях.

Поэзия вальса у П.И.Чайковского получает многообразное истолкование – от лирики уютно-«домашних» пьес типа «Сен­тиментального вальса» до высокой романтики вальсов из Пя­той и Шестой симфоний. По тонкому замечанию Б.В.Асафьева «в творчестве П.И.Чайковского вальс перестает быть вальсом жанра. Он становится вальсом характера, вальсом мысли, вальсом образа...».

Если мы обратимся к многочисленным фортепьянным вальсам П.И.Чайковского, то здесь можно проследить эволюцию этого жанра в творчестве композитора – от виртоузно-салонного стиля к гениальной простоте и искренности, т. е. к тому, что придает особое обаяние и прелесть многим его вальсам, например – «Сентиментальному». Мелодия этого вальса, с ее подчеркнуто чувствительным характером и декламационной выразительностью, является поэтизацией песенно-романсовой лирики.

Правда, П.И.Чайковский иногда возвращается к салонному сти­лю («Вальс-безделушка», «Вальс-шутка» и др.), но это уже не пышные, эстрадного типа пьесы, как-то было в его раннем творчестве, а изящные миниатюры, написанные в своеобраз­ном шутливом тоне, созданные, быть может, в минуту отдыха от серьезных творческих дум.

Особое очарование вальсам П.И.Чайковского придает нацио­нальный колорит. О многих его вальсах можно сказать, что они «поют», так сильно в них вокальное, песенное начало, свойственное русской музыке.

И, несмотря на то, что западноевропейская «формула валь­са» заняла в эпоху П.И.Чайковского большое место в русском му­зыкальном быту, мы особенно ярко чувствуем, как этот ино­земный та мен привился на нашей почве и у П.И.Чайковского стал русским танцем. Вероятно, так и понимал свои вальсы П.И.Чайков­ский, иначе он бы не стал в форме вальса писать пьесу «Де­кабрь» из своего фортепьянного цикла «Времена года». Ведь, в самом деле, что может быть общего между старомодным не­мецким вальсом и картинкой русских святок? Но композитор берет эпиграфом стихи В.А.Жуковского

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок.

Сняв с ноги, бросали...»

и пишет на эту тему именно вальс. В этом вальсе, полном наивной прелести, замечательно раскрывается умение П.И.Чайковско­го радоваться жизни, передавать праздничное настроение. В прерывистости мелодии, в замедлениях в конце фраз, в самом движении, перебивающем размеренный танцевальный ритм, чувствуется какое-то восторженное замирание сердца, детская радость и вера в праздничные чудеса, которые, быть может, и произойдут в этот «крещенский вечерок», когда за окном танцуют в воздухе снежинки, а на душе так весело и беззабот­но.

Вальсовый ритм, вошедший в бытовую музыку русского города, в русский романс и даже в популярную тогда цыган­скую песню, для П.И.Чайковского стал одной из излюбленных «интонаций» – в широком смысле этого понятия, – его подлинно демократической музыкальной речи.

Вальсовостью пронизаны пьесы-воспоминания П.И.Чайков­ского о путешествиях по Италии («Итальянская песенка», «Шарманщик пост» из «Детского альбома»).

С вальсовым ритмом связаны пьесы П.И.Чайковского, проник­нутые радостными светлыми настроениями. Таковы пьески «Новая кукла» и «Сладкие грезы» из «Детского альбома», «Подснежник» из цикла «Времена года».

Обновление и развитие традиционных форм бытового танца особенно отчетливо проявилось в балетных вальсах П.И.Чайков­ского.

Наиболее ярко лирико-романтическая сторона музыки П.И.Чайковского раскрывается в его «больших» вальсах из «Ле­бединого озера» (здесь 2 таких вальса – в I и 3-м действиях), из «Спящей красавицы» («Вальс поселянок») и особенно – в «Вальсе цветов» из балета «Щелкунчик», который приобрел масштабы целой поэмы вальсовой лирики .

Впечатляющая художественная сила вальсов П.И.Чайковского заключается, прежде всего, в их мелодиях, которые, как писал один из критиков, «одна другой пластичнее, певучее и увлека­тельнее льются как из рога изобилия» (Г. Ларош).

Беглое рассмотрение вальсов П.И.Чайковского было бы не­полным, если бы мы не остановились на жемчужинке его во­кальной лирики – романсе «Средь шумного бала». Этот ро­манс, продолжая линию «танцевальной лирики», вместе с тем близок по замыслу романсу М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье». Сходство чувствуется даже в образах текста, как бы развивающего пушкинское противопоставление «мимолетного видения» – «тревогам шумной суеты».

В конце 19 в. тема мечты и тоски о счастье, тема несбыв­шихся надежд все острее стала звучать в русском искусстве. В творчестве П.И.Чайковского она наряду с темой страстного по­рыва к счастью, звучит как одна из основных. И, конечно, ро­манс «Средь шумного бала» – это не просто зарисовка сценки на балу. С помощью мягкого ритма меланхолического вальса композитор своеобразно передал здесь волнующую его тему.

В соответствии с этим поэтическим портретом П.И.Чайковский очень далеко отходит от традиционной трактовки вальса. Тан­цевальный ритм как будто намечен пунктиром в легких ак­кордах сопровождения, он теряет свою ощутимость, это не столько вальс, сколько воспоминание о вальсе.

Линию поэтизации вальса после Чайковского продолжает А.К.Глазунов. Стихия танца пронизывает все его творчество. А.К.Гла­зунов является автором трех балетов («Раймонда», «Времена года», «Барышня–служанка»). Многие номера в этих бале­тах связаны с вальсовым ритмом. Красота и неиссякаемый оп­тимизм музыки А.К.Глазунова раскрываются в них с большой полнотой. А.К.Глазунов довел до совершенства форму русского концертного вальса. Его вальсы часто исполняются на наших концертных эстрадах, внося в быт и отдых советских люден красоту и жизнерадостность, наполняя их чувством любви к своей прекрасной родине и ее национальной культуре.

Можно назвать много замечательных песен-вальсов, создан­ных композиторами после войны: «Севастополь­ский вальс» К.Листова, «Школьный вальс» И.О. Дунаевского, «Ве­сенний карнавал» А. Хачатуряна, «Сосны шумят» Ю.Слонова, «Вальс на льду» Зары Левиной, вальсы Феркельмана, Г.Носова, Ф.Г.Волкова, Компанейца, В.П.Соловьева-Седого, «Казахский вальс» Л.Хамиди и многих других композиторов. Все они свидетельствуют о том, что ритм вальса живет и процветает в музыке.

Можно назвать еще вальсы из балетов, отметить выдающуюся роль в этой области Р.М.Глиэра, А.Хачатуряна и ряда других советских композиторов. Каждая эпоха, каждая страна вносит в него свои харак­терные черты, старается обогатить его и сделать более разно­образным, и именно поэтому жанр вальса бессмертен. . Он всег­да будет оставаться одним из любимейших танцев человечест­ва и всегда будет служить композиторам неиссякаемым источником художественного вдохновения.

Литература:

2. Тарасов В. В мире вальса. /Статья к музыкальному сборнику, фирма «Мелодия», 1989.

3. Детская энциклопедия. Т. IV, VII, 2- изд. – М.: Просвещение, 1965, 1966. – 921 с.

4. Друскин М. Очерки по истории танцевальной музыки. – Л: Музыка, 1980. – 202 с.

5. Ивановский Н. П. Бальный танец XVI-XIX веков. – Л.-М.: Музыка, 1978. – 178 с.

6. Милан Кундера. Вальс на прощание. – Прага: Изд-во «Азбука-классика», 2002. – 288 с.

7. Vom Wiener Walzer zur Wiener Operette. – Hamburg., 1964.

8. e-mail: [email protected]




Top