Никас сафронов портреты знаменитостей. Картина никаса сафронова - отражение снов и реальности

Художник Никас Сафронов - человек неоднозначный. Одни люди дают негативные оценки, другие - восторженные. Во всяком случае фантазии живописцу занимать ни у кого не приходится.

Немного о художнике

Он родился в 1956 году. Уже после 8-го класса Никас пошел в «мореходку» в Одессе, но не нашел себя там. Через год он уезжает в Ростов-на-Дону, где два года учится в художественном училище. В это время юноша идет в ТЮЗ и работает художником-бутафором, а еще и подрабатывает, не стесняясь взять в руки метлу, дворником, сторожем, грузчиком. Потом его призывают в армию, после нее он едет учиться в Вильнюс и учится в художественном институте.

Никас ищет свой стиль. После выставки в 1978 году в Паневежисе, небольшом литовском городе, его считают сюрреалистом, портретистом, новатором. Конечно, картины Никаса Сафронова впечатляют свежестью, новизной, яркостью и броскостью.

Сейчас он очень известен и в нашей стране, и за рубежом. И он всего добился сам. Никас достаточно состоятелен, чтобы растить четырех сыновей. Второй сын уже стал пианистом.

Картины Сафронова

Область его художественных интересов очень пестра. Она включает иконопись (отец происходил из верующей православной семьи), кубизм, символизм, портреты. Рассмотрим некоторые картины Никаса Сафронова.

Обобщенный портрет - «Пик красоты»

Это песнь современной женщине, перед которой художник готов преклонить колени. Перед нами лицо правильной овальной формы с классическими пропорциями. Высокий чистый лоб не закрывают волосы, отброшенные назад. Над большими миндалевидными темными глазами брови вразлет.

Глаза обрамляют пушистые ресницы. Они затуманены перламутровыми переливами таким образом, что скрыта часть волос. Эта дымка сливается с фоном портрета. Взгляд проходит сквозь зрителя. Девушка отделена от нас невидимой завесой. Тончайший румянец покрывает скулы. Приоткрытые губы не улыбаются. На темных волосах играют голубоватые блики. Это отблески голубого фона, который окружает их. Если в него всмотреться, то можно увидеть сиреневатую вершину - пик. Весь портрет исполнен в нежных пастельных тонах. Это само совершенство, как понимает его художник. А уж что скажет зритель, кто ж его знает. Картины Никаса Сафронова вызывают полярные оценки.

«Царская фамилия»

Также очень декоративная работа. На первом плане грозный рыцарь в латах - лев с великолепной пышной гривой. Он строг и величав. Рядом - его супруга в диадеме, украшенной драгоценными каменьями. На нее наброшен алый плащ, который по тону совпадает с ее рыжим окрасом. Это грозное существо робко ведет себя лишь рядом с супругом.

А так - бойтесь ее все, кто встретится ей на пути. В отдалении резвится парочка львят. На дальнем плане, за зеленой поляной и озером, на фоне гор вырисовываются контуры замка. Необычная работа, выполненная с большой фантазией. Чем-то это напоминает просто натюрморт для услады глаз. Кто-то, может, глубже взглянет на картины Никаса Сафронова. Они очень непросты.

«В память Александра Македонского»

Можно долго рассматривать картины Никаса Сафронова и так же долго колебаться: что же представить на суд читателю? Остановимся на античном сюжете.

Жарким полднем под голубым небом в отдалении идет ожесточенный бой. На первом плане - сам Александр. Один поверженный противник лежит у его ног. Второй - за спиной героя упал на колени. Третий отбивается, закрываясь щитом. Оружие выпало из его рук, и все, что он может сделать для спасения своей жизни - это стремительно убежать. Батальная сцена не кровава. Бой - это праздник, азарт, игра.

Персональная выставка картин Никаса Сафронова

Любая из его выставок немедленно привлекает внимание. В Москве три бизнес-центра приглашают любителей живописи на постоянно работающие экспозиции:

  • «Центр Т».
  • «Золотое кольцо».
  • RIVER SIDE.

Окунуться в мир художника, который видит окружающее иначе, чем все остальные, всегда интересно.

На сегодняшний момент Никас Сафронов является очень востребованным художником как в России, так и за рубежом. Испытывая постоянную потребность в самосовершенствовании, художник много путешествует, изучает технику великих мастеров прошлого в музеях и коллекциях мира, знакомится с шедеврами культуры. Его активная жизнь и широкие контакты способствуют тому, что его личность становится не менее привлекательной и популярной, чем его творчество.

Детство Никаса Сафронова

Никас Сафронов родился в 1956 году в Ульяновске в небогатой семье отставного военного. Четыре старших брата и младшая сестра были верными спутниками его детства, и добрую привязанность к ним Никас пронес через все хитросплетения своей жизни

Отец Никаса (Сафронов Степан Григорьевич) - русский, из семьи потомственных православных священников, ведущих свое начало по летописям Симбирска с 1668 года. Мама (Сафронова Анна Федоровна) же родилась в литовском Паневижесе, по национальности - полулитовка-полуфинка. Исходя из этого появился литовский псевдоним художника – Никас. К слову, мужчина сильно почитал мать, поэтому в ее честь построил храм.

Учеба Никаса Сафронова

Учась в общеобразовательной школе, молодой Николай увлекся рисованием, копируя книжные иллюстрации и репродукции, разрабатывая собственный романтический стиль, воплощая, таким образом, свои мечты о путешествиях и приключениях. О том, чтобы делать изобразительное искусство делом своей жизни, он в то время не задумывался.

После восьмого класса Никас Сафронов отправился в Одессу. Там он поступил в мореходное училище, но проучился всего год. После он поехал в Ростов-на-Дону и здесь до 1975 года учился в художественном училище. Одновременно молодой человек трудился художником-бутафором в ростовском ТЮЗе, а так же подрабатывал сторожем, грузчиком и дворником.


Училище он так не закончил - его призвали служить в ракетных войсках в эстонском городе Валга.

После демобилизации Никас поехал в Литву, на родину матери, в город Паневежис. И здесь некоторое время он трудился в Театре Донатаса Баниониса театральным оформителем и параллельно подрабатывал художником по тканям на льнокомбинате.

На исторической родине Сафронов правда долго не задержался. В 1978 году он переехал в Вильнюс. Пять лет по 1982 года Никас учился в государственном художественном институте Литовской ССР (Сейчас ВУЗ называется Академия художеств) на факультете дизайна.

Через три года художник поехал штурмовать Москву. Здесь он окончил Суриковский институт (Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова) и навсегда остался в столице. Так же у него есть диплом московского госуниверситета технологии и управления, где он числился на факультете психологии.

Творчество Никаса Сафронова

С 1973 года он активно пишет, выставляет и продает свои работы, и со своей первой персональной выставки 1978 года в Паневежисе он стал известен как яркий сюрреалист, портретист и экспериментатор.

В 1980 году состоялась его первая персональная серьезная выставка в Вильнюсе. Затем он переехал в Москву.


Впрочем, в российской столице Никас Сафронов занимался не только творчеством. В начале 90-х годов прошлого столетия он работал сначала арт-директором, а затем и главным художником русской версии журнала «Пентхауз».

Параллельно он трудился оформителем и консультантом научного издания «Аура-Зет», а так же журналов «Мир звезд» и «Дипломат». Никас был арт-директоров изданий «МОНОЛОТ-дайджест» и «Америка» и главным художником издания «Москва и москвичи».

Никас Сафронов написал портреты ряда общественных и политических деятелей, а так же звезд шоу-бизнеса. Множество персональных выставок и активное приобретение работ государственными музеями по всему миру создали ему обширную клиентуру и армию поклонников.

За последние несколько лет Сафронов добился не малого. В частности, его работы видели в 2004 году в художественном музее города Краснодар, посетители питерской галереи «Русский портрет» в 2005 году, спустя год работы были выставлены в Витебске и Харькове в рамках международного фестиваля искусств «Славянский базар».

В конце 2007 году картины Никаса были представлены в 14 корпусе комплекса «Кремль» (Управление делами российского Президента). В начале 2008 года творчество Никаса лицезрели в Мордовии, в республиканском музее изобразительных искусств имени Эрьзи, тогда же картины увидели жители Чебоксар, Йошкар-Олы.

А летом 2008 году состоялась его выставка в Генконсульстве в Мюнхене. В 2009 году так же последовал ряд выставок, так, они прошли в Ижевске, Ульяновске, Иркутске, Кавминводах, Самаре, Казане, Одессе, Киеве, Нижнем Новгорода. В следующие годы выставки продолжились в ряде других городов России. Таким образом, картины Никаса Сафронова лично смогли увидеть почти все жители страны.

Никас Сафронов. Секрет успеха

У Никаса Сафронова довольно обширный диапазон художественных пристрастий, и художник находится в постоянном творческом поиске. Он сумел завоевать признание широкой публики. Персональные выставки Сафронова всегда становятся культурным событием в жизни страны, на них собираются тысячи любителей живописи. А сами работы художника разошлись по музеям России и мира, а так же частным коллекциям.

Широкую известность Никасу принесли серии психологических портретов современников, безусловно признанные лучшими современными достижениями этого жанра. Но стремление к картинам как произведениям воображения никогда не покидало его, сколь бы успешной и востребованной не была его деятельность как портретиста.

После долгих профессиональных и общекультурных исследований, Никас обобщил свои идеи и создал собственное направление «Dream Vision», технически опирающееся на классическую живопись и активно использующую не только воображение и интуицию, но подсознание и неосознанные ощущения. Благодаря обширному культурному контексту полотна Dream Vision стали популярны в разных странах и слоях общества.

Профессионализм и содержательность творчества Никаса Сафронова, его высоко индивидуальная манера отмечены как несомненный вклад в мировое искусство и подтверждены многими званиями и наградами; его творческая и личная жизнь стали сюжетной основой литературных и кинопроизведений, а благотворительная и просветительская деятельность заслужили широкое признание.

Скандалы с участием Никаса Сафронова

В 2002 году вокруг работ Никаса Сафронова разгорелся скандал. Выяснилось, что портреты представляют собой раскрашенные краской фотографии. Это обнаружили покупатели. И первый на эту существенную деталь обратил внимание экс-министр внутренних дел России А. Дунаев, который отдал за портрет Владимира Владимировича Путина две тысячи долларов.

По данным газеты «Известия», аналогичных портретов президента в России больше, чем произведений самого Сафронова. Ну а Никас, в свою очередь, обвинил в несанкционированном изготовлении портретов продюсера Александра Гайсина. Последний же сказал, что выпуск поддельных полотен происходит только с разрешения самого художника. Гайсин заявил, что портрет губернатора Ульяновской области В. Шаманова не что иное, как рисунок в красках. Портрет, к слову, был вручен главе региона лично Сафроновым.

Никас Сафронов и его квартира: в гостях у художника

В своем интервью в 2006 году он заявлял, что три его картины теперь находятся в «Эрмитаже». Однако позже выяснилось, что ни одного полотна Сафронова в одном из главных музеев Петербурга нет. На официальный запрос директор Эрмитажа ответил именно так. А в ответ на это Никас Сафронов сказал, что имел ввиду «бисквиты», которые были слеплены из пластилина, а потом вылитые в специальную форму, а так же расписная тарелка.

Одновременно с этими событиями в адрес творчества Никаса Сафронова прозвучал ряд отрицательных характеристик от искусствоведов, в частности, директора мультимедийного комплекса актуальных искусств, заведующей отделом второй половины двадцатого века Третьяковской галереи, а так же доцента Московского государственного художественного института имени Сурикова.

Награды Никаса Сафронова

У Никаса Сафронова есть ряд званий. Художник удостоен звания заслуженный художник России, почетного гражданина России, является профессором Государственного университета Ульяновской области, а так же почетным гражданином Ульяновска, академиком Российской академии Художеств, почетным членом Украинской Академии Художеств и Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенева.


За профессиональную, общественную и благотворительную деятельность Никас Сафронов награжден Орденом святого Константина Великого, Орденом святого Станислава, Орденом святой Анны II степени, Орденом российского мецената, Орденом «Служение искусству» I степени («Золотая звезда»), Орденом преподобного Серафима Саровского III степени, Орденом «Русь державная», Орденом «За благодеяние» Клуба православных меценатов, Орденом Российской академии естественных наук (Профессия – жизнь), Золотой медалью Российской академии художеств, Золотой медалью Азербайджана, Золотой медалью Американской академии наук и искусств, Золотой медалью «Во имя России», Золотой медалью «Национальное достояние».

Никас Сафронов сейчас

В феврале 2009 г. за вклад в развитие изобразительного искусства Никас Сафронов получил ежегодную международную премию «Персона 2008 года».

В ноябре 2010 г. Клуб Православных Меценатов наградил Никаса орденом «За благодеяние».

Весной 2011 г. Российская академия художеств решением Президиума наградила Сафронова Николая Степановича «Золотой Медалью»


В августе 2014 года Никас Сафронов организовал выставку в городе Санкт-Петербург, разместив более 100 картин в Тициановском зале научно-исследовательского музея Академии художеств.

Личная жизнь Никаса Сафронова

Никас Сафронов был женат два раза. Первый его брак продлился 20 дней. Его жену звали Драгана, поженились они в 1984 году. Со своей второй супругой Франческой художник познакомился в 1990 году. в 1992 году у них родился сын Стефано, но брак также распался хоть и через 12 лет после знакомства в 2002 году. Сын остался с матерью, они проживают в Лондоне.

Сейчас Никас Сафронов живет гражданским браком с девушкой Машей.


У художника есть внебрачные дети: сын Лука Затравкин и Ландин. Первый родился в 1990 году, сейчас он стал пианистом. Ландин родился в 1999 году, и в данный момент он проживает в Австралии.

"Художник"-кидала Сафронов делает картины в Photoshop

Мошенническая схема взята из "Королей и капусты" О.Генри

Я одному своему известному другу написал портрет, он сделал из него открытки и как-то поехал в Израиль. Там к нему за автографом подошла девушка и увидела, кто автор портрета "Так мы же Сафронова изучаем как классика в школе». Он ее спрашивает: "А кого еще из русских вы изучаете?» Она говорит: «Пикассо и Дали». Мне было приятно это услышать. Хорошо, конечно, когда ты дочь Сафина, тебя зовут Алсу и тебе помогают в творчестве. У меня такого не было. Мой путь тернистый. (Из интервью Никаса Сафронова.)

У Садальского в блоге забавная статейка (вроде не его самого, как я понял) про становление и творческий путь явления под названием Никас Сафронов. Там, собственно, ничего особо нового не говорится - и так давно известно, что собой представляет этот "художник" [с известными"моральными устоями" - Руспрес] и каким образом он без мыла влезал во всякие отверстия сильных мира сего.

Кстати, насколько я помню, лужковская братия этого пошляка сильно привечала. Ну нравилось всяким шанцевым, когда их, мордатых, изображали в виде сиятельных князей или блистательных царедворцев.

А мне один знающий человек рассказывал, что Сафронов чуть ли не первый привез в Москву принтер, печатающий на холсте. В свое время такая штука стоила несколько десятков тысяч долларов. Но окупилась она у него быстро: Никас в "Фотошопе" брал картины старых мастеров, лепил на место лица рожу какого-нибудь Абрамовича , распечатывал - и готов "портрэт". Он эти портрэты всучивал сильным мира сего, пытаясь создать тренд "заказать портрет у Сафронова", и, вроде бы,какие-то заказы ему действительно стали перепадать. А там дело нехитрое: сделал фотографию, обработал в "Фотошопе" какими-нибудь художественными фильтрами и распечатал.

Портрет Романа Абрамовича

Кстати, потом эти принтеры сильно подешевели и их стали использовать все, кому не лень. Примерно 90% картин, продающихся на всяких вернисажах в Москве, именно напечатаны, а не написаны.

Еще, помнится, меня изрядно веселило, с какой настойчивостью Сафронов сам себя величает "русским Сальвадором Дали" - примерно с той же настойчивостью, с которой Саша Курицын сам себя величает "русским Шварценеггером". [...]

****

Разводка в образе "русского Сальвадора Дали"

История обогащения художника Никоса Сафронова

Недавно один мой приятель пригласил меня на открытие своего мебельного магазина в центре Москвы. Не мог не пойти. И совсем не удивился, встретив там своего давнего знакомого художника Сафронова.

Мы познакомились в начале 90-стых. Мои приятели тогда открыли казино и устраивали там по пятницам концерты для привлечения публики. За концертом следовал фуршет. Постоянным посетителем бесплатных фуршетов и тусовок (по всей Москве) был художник Сафронов. Импозантный мужчина в неизменном черном френче привлекал общее внимание, несмотря на налет некой бомжеватости и провинциализма. Художник заискивающе дарил окружающим буклеты, открытки и прочие бумажки с репродукциями своих работ, а однажды пришел с бутылками водки «Сафроновка», где на этикетке была его физиономия. Правда, водку не дарил, только показывал. Часто он появлялся со своими друзьями, например, знаменитым колдуном Юрием Лонго. Юра (так внезапно умерший 5 лет назад) запомнился человеком очень ярким, он поражал точными пророчествами, которым я (архискептик) так и не нашел здравого объяснения посей день. Не помню уже кто, из приятелей Сафронова, называл его Колькасом, Колясом и даже Коляской, но эти шутливые имена запомнились. Так я и буду его называть.

Вернемся в мебельный магазин и в наше время. Коляс Сафронов поставил проектор и показывал слайды своих работ на задней стенке итальянского платяного шкафа. Мой приятель - мебельщик, видя мое удивление, объяснил, что Сафронов обещал подогнать богатую публику, а берет за свое шоу совсем не дорого. Кстати, попросил меня написать рецензию. Я сгоряча обещал. Прошло время, обещание надо выполнять, но не писать же о мебельном магазине, вот я и решил написать о творчестве Коляски Сафронова.

Первым делом зашел на его официальный сайт, где узнал, что «За многие годы лишь один российский живописец смог добиться всемирного признания», «...запись в Мировой книге Знаний о вхождении... в 100 лучших художников ХХ-ХХI веков кажется мизерным дополнением к карьерному успеху российского живописца, спокойно работающего в различных жанрах...» и прочая и прочая... Но поразительно, Яндекс не дал ни одной!!! ссылки на запрос «мировая книга знаний». Да, куда уж мизерней такое дополнение... Что касается «различных жанров», в которых Колькас «спокойно» работает, то можно смело утверждать, что никогда (!), ни в какие времена и ни у каких народов еще не было художника, который бы работал практически во всех мыслимых и немыслимых жанрах. Сафронов единственный! Потому, видимо, и «спокоен». На том же сайте мы читаем, что «Заказать и купить картину мастера не составит особого труда. Упрощенная система приема заказов и выполнение работ с помощью фотографий...». Конечно, пока есть заказчики, чего сильно уж беспокоиться.

Полазил еще по «рунету». Разноречивые сведения. Например в статье (Комсомольская правда от 08.04.2011) написано: «Сафронов быстро рассказал, что помнит ульяновское детство,... Упомянул мать-литовку, отца-русского, неверных негров, которые не православные и не католики ». А в Википедии читаем: «Отец — Сафронов Степан Григорьевич (по национальности эрзянин). Мать — Сафронова Анна Федоровна уроженка города Паневежис ». Припоминаете нечто похожее? «Мать русская, а отец юрист»? Ерунда какая-то. И еще: все сайты утверждают, что Сафронов родился в Ульяновске в 1956 г. А «неверные негры» в ульяновском детстве откуда тогда взялись? Опять загадка. Потому я решил, что лучше расскажу вам три (всего три!) подлинных и достоверных истории про «единственного всемирно признанного» российского художника Сафронова.


История первая. Становление

Говорят, что рассказал эту гениальную схему Сафронову его друг Юрий Лонго, который в свою очередь вычитал ее у какого - то старого американского автора (скорее всего у О.Генри.).

Первый этап: надо взять фотографии (например, из журналов) нескольких знаменитых людей и написать их портреты. Любой ПэТэУ шник, (Сафронов с 1973 по 1975 год учился в Ростовском художественном училище), даже троечник, может легко это сделать. (Сильнейшее образование было в СССР! Любого балбеса и бездаря ремеслу могли научить). Затем готовый портрет, например, английской королевы надо отправить прямо ей, родимой , в ее главную резиденцию - в Букингемский дворец в Вестминстере. Адресок найти не проблема. Они, англичане, люди, как известно, вежливые и потому обязательно пришлют тебе ответное письмо: «Спасибо, дескать, Коляс за портрет и т.д.». Точно таким же макаром отправляешь портреты Президенту США, президенту России (это важнее!) и всяким там Софи Лоренам и Аллам Пугачевым. Пусть не все они, но многие пришлют ответные благодарственные цидульки. Так у них, у культурных людей принято.

Портрет Владимира Путина

Второй этап: тут надо потратиться немного, но не вложишь денег - не заработаешь. Издается именной альбом с репродукциями этих картин -портретов. Под каждой картинкой написано, например: «Портрет английской королевы. Хранится в личном собрании английской королевы. Висит в портретной галерее английских королей Букингемского дворца». Или: «Портрет Романа Абрамовича. Хранится в личном собрании Романа Абрамовича и татуируется в обязательном порядке на спине (или ниже) каждого футболиста «Челси». И так далее.

Третий этап: надо показывать этот альбом потенциальным заказчикам, комментируя картинки в правильном дискурсе. Кто является потенциальным заказчиком сафроновского портрета в современной России? Вороватый чиновник или криминальный бизнесмен, т.е. реальный «лох»! (Другой к Колясу не пойдет). Образование у него на соответствующем уровне. Художников, кроме Шишкина и Репина не знает. Да и тех знает по обложке «Родной речи» для первого класса советской школы. Вот этому лоху и надо тыкать в морду альбомчик с портретом английской королевы. Особо недоверчивым можно и настоящее благодарственное письмо из королевской канцелярии (вот где пригодилось!) показать. Рассказать о приеме в Букингемском дворце, как королева плакала от счастья увидев Сафронова, как кидалась ему на шею с поцелуями и т. д. Объяснить надо клиенту, что он ничем не хуже королевы, значит должен иметь в своем доме на Рублевке портрет, написанный Коляской Сафроновым. О том, что художник Сафронов никогда и в глаза не видел английскую королеву (равно, как и других, чьи портреты писал) надо надеяться клиент никогда не узнает.

Цена? Сегодня уже поднялась до 50 тысяч долларов за портрет «с ручками» и до 40 тысяч «без ручек». «Ручками» Коляшкис называет человеческие руки, которые писать так же трудно (разводка такая), как и лицо. Но настоящие пацаны, ясен пень, всегда заказывают «с ручками».

"С ручками". Портрет Тины Канделаки

Злые языки утверждают, что сегодня портреты у Сафронова пишут «художники - негры» (может из ульяновского детства?), а не он сам. Это и к лучшему - качество работ стало выше. А настоящий «крутопацан» и не должен работать - только бабки считать.

Это примитивная и древняя мошенническая схема работает и по сей день. Дерзайте и пробуйте молодые художники, правда, художником быть тут совершенно не обязательно. Желаю Успеха!


История вторая. Расцвет творчества

Эту историю рассказал в большой компании (где случайно оказался и я) Андрей Макаревич - лидер рок-группы «Машина времени». Вот вкратце эта история: «Звонит мне как-то художник Сафронов (где телефон только взял?) и говорит, что сейчас приедет ко мне домой (откуда адресок-то узнал?) и подарит портрет. Портрет, написанный им, а на портрете, как вы понимаете, я изображен. Отвечаю, что портрет мне не нужен и прошу его больше никогда мне не звонить. Через несколько дней выхожу из дома, а он меня у ворот уже ждет. И портрет, упакованный в плотную бумагу, мне сует. Подарок, как любимому певцу. Ну, нельзя же человека обижать, взял я портрет. Забросил его сразу на чердак, не распаковывая. Там он и валяется. Я портрета этого никогда не видел и видеть не хочу. А, вы друзья, если встретите когда-нибудь в сафроновском альбоме мой портрет, то помните - я Сафронову не только не позировал, но и толком с ним не знаком.»

Ну и в виде дополнения: встречаю я как-то моего старого друга, известного искусствоведа, а он хохочет: «Позвонил тут мне мой товарищ Александр Сергеевич Соколов (министр культуры России) и спрашивает, что ему делать с его портретом, который от художника Сафронова прислали. Я отвечаю: никогда, Александр Сергеевич и никому об этом не говорите. Это неприлично. Вообще неприлично на публике имя Сафронова упоминать. Он же нерукопожатен. А портрет уничтожьте или спрячьте, чтобы его никто, не дай бог, не увидел. А то о Вашем художественном вкусе сложится предвзятое мнение. И Вам это, как министру культуры, может очень повредить.»


История третья. Ликвидность

Вот уже 15 лет в Москве, в ЦДХ, дважды в год проходит Российский Антикварный Салон - крупнейшая антикварная ярмарка России. На открытии салона собирается обычная тусовка заинтересованных лиц, что стало уже обязательным и традиционным явлением московской светской жизни. Пару лет тому назад, на открытии очередного салона, я был удивлен, увидев у одного из знакомых галеристов картину Сафронова. На картине был изображен портрет Кристины Орбакайте . Я поинтересовался у знакомого, почему он продает совершенно не соответствующий месту товар. Это же не антиквариат. Галерист поведал мне историю, как он купил, по случаю, некий набор антикварных предметов. Продавец продавал только все целиком, оптом и «паровозиком» прицепил к антикварной кучке эту картину Сафронова. Пришлось купить.


"Портрет" Кристины Орбакайте с крысой - вершина сафроновского идиотизма

Сегодня, на открытии салона должна быть Алла Пугачева , - сообщил он мне, - Вот я и вывесил картину на самое видное место. Вдруг глаза его загорелись, - Господь услышал мои молитвы, - зашептал он. Я оглянулся. Невероятно, к нам царственной поступью приближалась сама Алла Борисовна, не сводя глаз с портрета. Далее цитирую дословно:

- Почем дочурка?

Алла Борисовна, - затараторил окрыленный продавец, - Знаю точно, что Кристина платила 50 тысяч долларов за этот портрет. Мне он достался по случаю и очень дорого. Только из уважения к Вам, будучи Вашим самым пламенным фанатом и поклонником, прошу всего 10 тысяч.

Алла Борисовна улыбнулась:

- Штуку хочешь?

Не важно как закончилась эта история, важно, что никогда, ни на одном из серьезных аукционов не было продано ни одной картины Сафронова. Потому, что они абсолютно не ликвидны! Независимо от жанра. Никто не может продать работы Сафронова, кроме него самого, разумеется.

Может тут дело в сегодняшнем состоянии нашей страны? Процветают только мошенники. Псевдохудожники, псевдопевцы, псевдоразведчики, псевдобизнесмены, псевдоминистры и даже псевдо...

[Сетевой дневник draco_argento, 04.10.2011, "Единственный всемирно признанный российский художник": Никас Сафронов НИКОГДА не учился в Ростовском художественном училище. Он посещал подготовительные курсы при РХУ. — Врезка К.ру]

Василий Чапаер

Источник : apn.ru, 04.10.2011,

****

"Меня хотели изнасиловать и Софи Лорен, и Спилберг..."

Вокруг картин Никаса Сафронова, среди которых есть и парадный портрет президента РФ, разгорается грандиозный скандал: покупатели полотен стали вдруг обнаруживать, что им подсунули халтуру. Репродукция портрета Владимира Путина работы Сафронова висит сейчас в кабинетах многих чиновников России как в Москве, так и в прочих городах и весях. А живописный его прототип был некоторое время назад продан. Купил портрет наш земляк, бывший министр внутренних дел России, а теперь совладелец курорта в Ундорах Андрей Дунаев . Человек он богатый, собирает коллекцию живописи, для чего ездит даже на аукционы в Лондон. За портрет Путина Дунаев отдал несколько тысяч долларов. Когда же разобрался, понял, что это ширпотреб. Написана картина с помощью компьютерных технологий. Берется фотография, загоняется в память ЭВМ, затем на дисплее ее поправляют (убирают морщины, круги под глазами, если они есть, и т.п.) и выводят на холст. Здесь портрет раскрашивают красками. Вся работа, как говорит представитель Никаса Сафронова Александр Гайсин, занимает не более трех часов.

Узнав это, Дунаев пришел в ярость. А тут появились еще и слухи, что под видом сафроновских продаются картины других, малоизвестных публике, художников, то есть подделки. Пару недель назад история приняла детективный оборот.

Упомянутый выше представитель Сафронова, Гайсин, готовил передвижную выставку работ Никаса. В комнате, где Гайсин проживал во время наездов в Москву, он собрал около трех десятков картин. В один из дней картины исчезли. Вместе с ними исчезли, по словам Александра Гайсина, его деньги, паспорт, две сберкнижки и документы, в том числе договоры с художником. Обнаружив пропажу, пострадавший написал заявление в Лефортовское РОВД Москвы. Заявление приняли к производству. Через неделю Гайсин пришел в РОВД и узнал, что Никас обвинил его в подделке картин и краже слайдов с репродукциями. Заявление об этом художник прислал в то же самое РОВД. Гайсина начали допрашивать. Почти никаких документов у него с собой не было, украли. Кто украл картины и бумаги, он догадывался: человек из окружения Никаса.

Расчет был, видимо, на то, что у меня ничего не осталось и меня можно брать голыми руками, - сказал Александр Гайсин корреспонденту "СК", - но, слава Богу, у меня жена юрист. Она давно посоветовала мне делать копии документов и хранить их в Ульяновске.

Вырвавшись из рук московских следаков, Гайсин приехал домой, сделал копии с бумаг и услал в Лефортовское РОВД. В его конверте в Москву ушло много чего интересного, подписанного самим Никасом. Например, подделки картин, судя по документам, стряпались не только с ведома Сафронова, но и с его одобрения. Есть в бумагах и копия договора купли-продажи Сафроновым Гайсину слайдов. Покупатель заплатил за них 130 тысяч рублей. Есть в сейфе представителя Никаса и секретный договор между ним и художником. Его суть Гайсин держит пока в тайне, но говорит, что когда общественность это узнает, она ужаснется, особенно если вспомнит, что Н.С.Сафронов - почетный гражданин Ульяновска и почетный же профессор УлГУ.

Для чего Никас (в миру - Николай Степанович) задумал сдать Гайсина органам, последний пока не понял. Они вместе росли. Гайсин положил уйму сил, чтобы сделать дружка известным, а его картины - продаваемыми. Терпел его выходки. Ульяновцы помнят, как несколько месяцев назад Сафронов на открытии выставки в УлГУ прилюдно ударил Гайсина за то, что тот приставил к чему-то еще не высохший портрет Владимира Шаманова и чуть его не испортил. Кстати, этот портрет, говорит Александр Гайсин, сделан по той же технологии и писался не полгода, как свистели газеты, а три часа.

Гайсин не исключает, что, когда его дружок узнал о скандале с подделками, ему в голову могла прийти идея свалить все на представителя. Он на это способен, говорит Гайсин. Как повернется конфликт, Александр Григорьевич еще не знает. В ожидании развязки он пишет художественную повесть, в которой выводит Никаса под именем Майкла Кузоваткина. Благо всю жизнь герой у автора на глазах. На вопрос, чем объясняется крен Никаса в сторону развешанных где ни попадя по его картинам женских грудей и задниц, Гайсин говорит: "Не знаю, психика, наверное".

Между тем на родине Сафронова-Кузоваткина продолжают увековечивать его имя. Через Шаманова ходатайствуют о награждении Николая Степановича орденом Дружбы народов. А в Димитровграде планируют установить его бюст и назвать в честь него технический лицей. Какое изображение маэстро будет взято за образец для памятника, не сообщалось. В качестве спонсорской помощи публикуем один из его снимков. После города на Черемшане "образец" можно будет повторить перед входом в ульяновскую среднюю школу №65, чье руководство уже добилось присвоения своему учебному заведению имени художника. На фото он, правда, без штанов, но самого его это не смущает, он любит, когда его так снимают. Мы, возможно, и не дали бы этот снимок, но считаем его публикацию общественно важным делом: дети в школах и лицеях вправе знать, что из себя представляет и что исповедует идол, поклоняться которому их учат учителя и старшие товарищи. А исповедует он нечто, красиво называемое им самим "внутренней свободой". Шесть лет назад журналистка одной из ульяновских газет рассказала в своем издании, как в гостинице "Венец" брала у живописца интервью. Закончив беседу, девушка встала, "но вдруг, - пишет она в своей статье, - одним броском Никас кидает меня на кровать, на которой он только что сидел. Быстренько вскочив и оттолкнув его от себя, спрашиваю, что с ним случилось. - Я тебя хочу".

Журналистка выскочила в коридор гостиницы, Сафронов бежал за ней и, прося прощения, бормотал: "Меня хотели изнасиловать и Софи Лорен, и Спилберг..."

В искусстве пресловутая "внутренняя свобода" отрыгнулась халтурой и фокусами с чужими картинами. "Он хочет выставить меня мерзавцем, - возмущается Александр Гайсин, - но, если я мерзавец, кто тогда он, этот человек, без подписи которого я не сделал и полшага?!".

Сергей Поленов

Источник : "Симбирский курьер", 14.12.2002


****

"Косил" от армии в психушке, стал "стукачом" ОБХСС, "влюблялся" на заказ в дамочек, плативших за "приворот" его другу — колдуну Лонго

Бывший продюсер нашего земляка — модного столичного художника Никаса Сафронова — Александр Гайсин написал книгу скандальных воспоминаний о нем. С отрывками из еще не опубликованного произведения он познакомил только читателей «ШОКа». Повод — недавно Сафронову исполнилось 50 лет.

Большинству людей известен лишь «парадный фасад» Никаса, — говорит Гайсин. — Князь, кавалер орденов, профессор, меценат, талантливейший живописец, «русский Сальвадор Дали», любимый художник Путина. Все это легенда, которую Сафронов сам создал вокруг себя. Я знаю его полжизни и точно вам говорю: Никас по своей сути — обычный человек в красивой упаковке. Во многих интервью утверждает, что избран Богом. Но молчит, как много лет назад в целой деревне у старушек иконы поснимал...

— Ваши воспоминания — мемуарное или художественное произведение?

— Это художественная повесть, хотя личность главного героя полностью списана с Никаса. Я не приукрасил, не придумал ни одного факта его биографии.


Стал стукачом ОБХСС

Из художественного училища в Ростове Никаса выгнали за аморалку — он начал спать с немолодой преподавательницей. Его уже поджидал военкомат: служить Сафронова отправили в ракетные войска в Латвию.

«Он решил сыграть под дурачка. Благо перед мобилизацией (словно чуял, что нужно будет) вызубрил небольшую брошюрку о различных формах психических заболеваний, — вспоминает Гайсин. — Здесь как раз пригодились невостребованные актерские способности.

В медпункте он доказывал, что видит на белой стене натуральных хвостатых чертиков. Врачи посмеивались. Но когда он заявил, что покончит с собой, ибо в ядерных ракетах сидят посланники дьявола, его поспешно отправили в город. Там обследовали, пытались лечить электрошоком и успокаивающими таблетками, а потом уложили в психиатрическую больницу Риги. Чтобы его комиссовали, нужно было отлежать там 10 дней. Никас не выдержал. Узнав, что в соседней палате какой-то шизик размозжил табуреткой голову молодой врачихе, Никас стал колотить в запертую дверь, требуя, чтоб его немедленно отправили обратно в часть, поскольку он выздоровел и желает исполнить свои гражданский долг перед Родиной...»

Вернувшись из армии, еще никому не известный начинающий художник Коля Сафронов занялся фарцовкой. Вскоре за этим делом его поймал будущий подчиненный Саша Гайсин, работавший инспектором ОБХСС.

«Я взял его с поличным на толкучке, и, пригрозив пойманному сроком, сумел сделать из будущей знаменитости своего «добровольного» помощника, а проще говоря — стукача», — раскрывает еще одну тайну молодости Никаса Гайсин.

Почему Никас не узнает свои "шедевры"?

Во многих интервью Сафронов рассказывает, как долго работает над своими творениями. Вот только потом он порой даже не узнает их. Почему?

«Никас — это сборная, только не по футболу, а нераскрученных художников, — отвечает Гайсин. — Как он это делает? Картины неизвестных художников скупает в России и потом за своей подписью продает где-нибудь в Германии или Америке. Затем скупает за копейки картины таких же бедолаг в Италии или Германии и продает их за тысячи баксов в России. Был такой ульяновский художник Володя Сурков. Талантище! Никас знал его и картины видел. Я лично у его вдовы скупил все оставшиеся полотна, которые Никас потом продал как свои в Германии. Поэтому, бывает, он приходит к коллекционерам, ему показывают его же картины, а узнает он их только тогда, когда видит на них свою подпись».

Всемирную известность Никасу принесли портреты политиков и голливудских актеров. Оказывается, почти все они тоже написаны при помощи нищих студентов и компьютерных технологий.

«Как-то раз я присутствовал на таком спектакле. К Никасу пришла певица Анита Цой. Никас вежливо усадил ее в кресло, поцеловал ручку, начал обволакивать комплиментами, — рассказывает продюсер. — Делал вид, что пишет наброски, а сам в это время думал, как эту певицу можно использовать в будущем с ее солидными связями. Знает, что портрет Цой будет потом сделан его компьютерщиком за час!

Под любым предлогом всучивать звездам и политикам их портреты — это в духе Никаса. Затем он объявляет, что его полотна находятся в коллекциях великих людей».


Любовница Никаса перед сексом курит "травку"

«Он часто использовал женщин, особенно известных, в своих рекламных целях», — пишет Гайсин. Рассказывается в его книге и о дружбе Никаса с известным колдуном, в котором внимательный читатель узнает Юрия Лонго, ныне покойного мага.

«Достойная парочка первоклассных фокусников. Так вот: зная об их дружбе, к знаменитому чародею приходили озабоченные богатенькие москвички, часто замужние, и буквально умоляли его сделать так, чтобы Никас их полюбил, хотя бы на месяц. Предлагали, разумеется, хорошие баксы: иногда до двадцати тысяч долларов. Слава о художнике как о виртуозном любовнике гуляла по столичной богеме. Колдун для пущей важности отбрыкивался, уверяя, что у него более высокая миссия на земле. Но потом не выдерживал бабьих слез и соглашался. После этого звонил Никасу и, смеясь, «давал установку» влюбиться в такую-то дамочку на полгода. Художник отрабатывал валюту, которую они потом делили...»

Источник : ulpressa.ru, 26.04.2006

Никас под впечатлением


Несколько лет назад lenta.ru сообщала: «Художник Никас Сафронов, увидев, как на Арбате и на оптовых московских рынках продаются майки с рисунком, воспроизводящим его портрет Путина, пожаловался в Управление по борьбе с экономическими преступлениями... Удачный маркетинговый ход оказался для мастерской роковым: налицо бесспорное нарушение авторских прав художника Сафронова, что может повлечь за собой наказание вплоть до пятилетнего лишения свободы». А затрагивая тему авторских прав в беседе с корреспондентом иркутской газеты «Номер один» весной текущего года, Никас Сафронов заметил: «Конечно, и у меня что-то взято из творчества других живописцев. Но есть плагиат, а есть история и цитаты — это когда ты под впечатлением от другой картины рисуешь что-то свое». Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вот один из результатов его плодотворной деятельности на ниве изобразительного искусства:

За наглядный пример спасибо arthorse.

Источник : Сетевой дневник deja_vu_global, 16.11.2009

Образ Петра и комплекс Наполеона

Помнится, один из персонажей кинофильма по пьесе Льва Славина «Интервенция» заметил: «Каждый хочет стать Напольёном! Уже по улице нельзя пройти з-за напольёнов!» Этой человеческой слабости усердно потакают разнокалиберные копиисты. Суть элементарна: простолюдина манит чужая слава. Для мужчины её олицетворением служит власть:

А для женщины — красота:

Да-да, вы не ослышались — красота.

Большинство трудящихся в жанре «исторический портрет на заказ» не скрывают, что копируют с чужих изображений не только классический антураж, но и лица клиентов:

Однако при этом любят подчеркнуть, что используют не фотошоп, а кисти и краски.

Впрочем, не все они употребляют слово «копия». Скажем, фирма WM, разместив на своем сайте приведенную ниже работу, заявляет, что (дословно) «создана абсолютно оригинальная(!) картина по мотивам шедевра»:

А знаменитый в нашем сообществе Никас Сафронов предпочитает называть подобные изображения «Портрет в костюме эпохи такой-то» и, в отличие от всех представленных выше копиистов, не желает ни демонстрировать, ни называть оригиналы. Сделаем это за него:

Как настоящий профессионал (я имею в виду профессию менеджера по продажам) Сафронов стремится удовлетворить целый букет запросов потенциального клиента. Это и желание влезть в чужие эполеты да к тому же попасть на хрестоматийный холст, и стремление оказаться в ряду знаменитых моделей. Для наработки такого ряда Никас активно пишет портреты знаменитостей не только по их просьбе, но и по собственной инициативе:

При таком подходе можно оставаться востребованным, даже не совершенствуя живописную технику:

Имя: Никас Сафронов (Николай Сафронов)

Возраст: 62 года

Рост: 178

Деятельность: художник

Семейное положение: не женат

Никас Сафронов: биография

Никас Сафронов – российский художник, творчество которого было неоднократно отмечено международными и государственными наградами, в том числе и званием «Заслуженный художник Российской Федерации».


Его портреты из серии «Река времени» украшают коллекции мировых знаменитостей и первых политиков мира. В то же время живописец тратит большие суммы на благотворительность и помощь молодым талантливым коллегам.

Детство и юность

Никас Степанович Сафронов (настоящее имя Николай) родился 8 апреля 1956 года в городе Ульяновске. Воспитывался в небогатой многодетной семье – у художника четверо старших братьев и младшая сестра. Отец Степан Григорьевич Сафронов был военным, вышедшим в отставку к моменту рождения Николая. Род Сафроновых состоит из потомственных священников, родословная которых прослеживается до 1668 года. Семья Николая со стороны матери Анны Федоровны Сафроновой родом из литовского города Паневежис и имеет финско-литовские корни. Отсюда и литовское происхождение псевдонима, выбранного художником.

Творческая биография Никаса началась в школьные годы: юноша копировал иллюстрации из школьных учебников и делал попытки выработать собственный стиль, где в манере, близкой к романтизму, воплощал собственные мечты о приключениях и путешествиях.


Окончив 8 классов средней школы, юноша отправляется из родного Ульяновска в Одессу и поступает в мореходное училище. После 1-го года обучения Сафронов оставляет морское дело и переезжает в Ростов-на-Дону, где подает документы в художественное училище имени М. Б. Грекова. В молодости пробует себя в качестве художника-бутафора в ростовском Театре юного зрителя и одно время подрабатывает дворником, грузчиком и сторожем. В 1975 году Никас ушел в армию, так и не окончив училище.

После армии парень перебрался в Паневежис, родной город его матери, где продолжил карьеру театрального художника-оформителя. В 1978 году переехал в Вильнюс, где поступил в художественную академию на факультет дизайна.


Никас Сафронов в молодости (справа)

После 5 лет учебы амбициозный дизайнер отправляется завоевывать столицу и поступает в Московский академический художественный институт имени . Кроме того, коллекцию дипломов Сафронова пополнил столичный университет технологии и управления, в котором он учился на факультете психологии.

Выставлять собственные работы Сафронов начал с 1972 года. После выставки в 1978-м о художнике заговорили как о талантливом сюрреалисте. Но первая серьезная экспозиция его работ состоялась в 1980 году в Вильнюсе. Позже, переехав в Москву, Никас работал арт-директором журнала элитной недвижимости «Пентхаус», совмещая эту деятельность с работой оформителя в журналах «Aura-Z», «Дипломат» и «Мир звезд».

Картины

Несмотря на то, что Никас уже был известен в узком кругу художников, мировая слава пришла к нему в начале 90-х годов прошлого века. В то время Сафронов начал трудиться над серией полотен с портретами общественных деятелей и политиков. Среди его клиентов – президенты и высокопоставленные чиновники России, Украины, Беларуси и Туркменистана; знаменитости, в числе которых , и многие другие.


Ряд этих портретов входит в серию работ под названием «Река времени». Ее отличительной чертой является парафраз великих картин прошлого и просто стилизации, выполненные в духе фламандской школы эпохи Ренессанса, где знаменитые люди современности представлены героями сюжетов старинных полотен.

Выставки Сафронова проходили в крупных городах СНГ. В 2007 году экспозиция его картин находилась на территории Кремля в корпусе управления делами президента Российской Федерации. Заказывают портреты или пейзажи Никаса только обеспеченные люди, так как стоимость полотен варьируется в пределах $ 6-10 тыс.


Сам художник определяет свой стиль как «Dream Vision». В этот термин мастер вкладывает обобщение творческого метода, где классическая живопись сочетается с использованием воображения и интуиции.

Художник постоянно путешествует, занимается совершенствованием техники, изучает живопись и охотно делится секретами мастерства. Среди великих мастеров кисти прошлого Никас Сафронов особенно выделяет и . Также в мемуарах художник ассоциирует себя с выдающимся итальянским режиссером .


Ежегодно Сафронов отдает часть дохода на благотворительность. В частности, на его деньги построены несколько православных храмов, в числе которых церковь Святой Анны, возведенная в Ульяновске и названная в честь матери художника.

В ноябре 2016 года Никас поделился новостью, что написал портрет . Правда, в спешке спутал Белый дом с Капитолием.


По словам мастера, он спешил завершить работу, услышав от министра иностранных дел России информацию, что победа Трампа на выборах весьма вероятна. Готовый портрет художник пообещал преподнести новому президенту Америки в дар.

Скандалы и телепрограммы

Стиль жизни и творческая манера художника делают его неоднозначной фигурой в мире современного искусства. Несмотря на обилие государственных наград и огромное количество персональных выставок, Сафронов подвергается серьезной критике коллег и профессиональных искусствоведов.


Первый громкий скандал с его участием произошел в 2002 году, когда выяснилось, что портреты его кисти стали «слегка» отредактированной печатью на холсте. Впоследствии выяснилось, что многие картины Никаса имеют дубликаты, изготовленные подобным образом и проданные в частные коллекции.

Комментируя сложившуюся ситуацию, художник обвиняет в производстве этих картин продюсера Александра Гайсина, который якобы самовольно изготавливал и продавал подделки. Сам Гайсин вину отрицает, заявляя, что печатал картины по распоряжению Сафронова.


В 2004 году отрывки из книги мемуаров Сафронова были прочитаны в программе «Плавленый сырок», где были названы главным эстетическим потрясением года.

В 2008 году на передаче «Гордон Кихот» Никас также подвергся серьезной критике. Была проверена информация о том, что работы художника приобрел для собственной коллекции Эрмитаж, о чем Сафронов рассказал ранее в интервью. Представители Эрмитажа официально опровергли это заявление живописца.

Зимой 2012 года Никас снова оказался в эпицентре громкого скандала, который «смаковали» едва ли не все средства массовой информации. Эпатажная девушка из Ростова-на-Дону Мэри Восканян обвинила знаменитого портретиста в изнасиловании. Если верить ее словам, художник вызвался написать ее портрет. Но когда девушка пришла в его номер, живописец набросился на нее.


Когда грянул скандал, Сафронов тут же обратился с иском в суд, потребовав защитить его честь и достоинство. Клеветница должна была заплатить ему 10 млн руб. Савеловский суд столицы встал на сторону портретиста, но сумму компенсации уменьшил до 300 тыс. рублей.

Личная жизнь

Как профессиональная, так и личная жизнь Никаса насыщена событиями. Художник дает богатую пищу журналистам желтых изданий. О его женщинах регулярно пишут таблоиды. Кажется, портретист и сам не против, чтобы о нем почаще вспоминали. Он предельно открыт, не делает секретов из личного и не боится эпатировать публику.

В одном интервью Сафронов поведал, что от первой жены он сбежал во время медового месяца. В то время, в начале 80-х, молодой художник прибыл покорять столицу и жил в коммуналке. Он познакомился с девушкой из состоятельной югославской семьи – Драганой. Она училась в Сорбонне, а в Москву приехала с туристами как переводчик: Драгана в совершенстве владела русским языком. Никас утверждает, что девушка была не в его вкусе, но его обуял дух завоевания.


Спустя год Сафронов встретил новую любовь – Анджелу, шотландку по национальности. И все бы хорошо, если бы не мимолетная интрижка любвеобильного художника с американкой. Девушка оказалась коварной: она нашла способ сообщить Анджеле, что ждет ребенка от ее возлюбленного. На этом роман с шотландкой закончился.

Второй раз Сафронов женился на итальянке Франческе. Вместе супруги прожили 13 лет. Но, как утверждает портретист, большую часть этого времени они существовали врозь, каждый сам по себе. Тем не менее, в этом браке родился сын Стефано. Когда мальчику было 4 месяца, отец уехал в Россию, так как у него заканчивалась виза. В Италию он больше не вернулся.


Длительное время супруги официально не разводились, но, по словам Сафронова, когда жена узнала о том, что он состоятельный человек, решила подать на развод. В то время женщина уже жила в Англии, где представилась матерью-одиночкой и получала помощь от государства. Разводиться Франческа тоже планировала в Англии, где суд всегда становится на сторону матери. Об этом узнали юристы Сафронова, и супруге пришлось идти на компромисс, ведь в те годы она получала помощь и от Британии, и от мужа. При этом женщина не платила налоги с тех немалых сумм, которые ей перечислял Никас. Поэтому развели супружескую пару в том же московском загсе, где они расписались.

Много лет бывшая жена не позволяла сыну Стефано видеться с отцом. Но когда парень вырос, он встретился с родителем в Лондоне, куда тот приехал с выставкой. С тех пор Сафронов общается с сыном.

Кроме Стефано, у Никаса есть четверо внебрачных детей. Дмитрий родился в 1985 году и живет в Литве. Лука Затравкин – талантливый пианист. Он появился на свет в 1990-м и обитает в столице. Младший ребенок художника – сын Ландин Сороко – родился в 1999-м и живет с матерью в Австралии. Четвертый сын Александр Филимоненко – тоже москвич.

В 2016-м сын Сафронова Лука Затравкин сбил на пешеходном переходе женщину. 78-летняя Станислава Мышленцова погибла. Как оказалось, та переходила дорогу на красный свет. Об этом ДТП написали российские СМИ. Лука тяжело переживал трагедию и даже устроил благотворительный концерт-покаяние, средства от которого перечислил региональной организации инвалидов, где работала погибшая женщина.


Не так давно актриса призналась журналистам, что у нее был роман с Никасом Сафроновым. Но каждый в этой паре оказался настолько яркой личностью, что о совместной жизни не могло быть и речи. Портрет, на котором изображена обнаженная Татьяна Васильева, остался потомкам. Правда, сама актриса утверждает, что она не позировала художнику, поэтому на картине ее фигура «вымышленная».


Сейчас Сафронов живет в гражданском браке с девушкой по имени Мария и пока ничего менять не планирует.

Никас Сафронов сейчас

Никас продолжает приоткрывать тайны своей личной жизни. Так, весной 2018 года Сафронов рассказал об отношениях с , которые случились еще во времена молодости. Страстный роман был прекращен самой певицей – она не желала жертвовать творчеством ради мужчины.


В год своего 62-летия художник решил отыскать всех возможных внебрачных детей, чтобы распределить между ними миллиардное состояние. Никас готовит завещание, куда впишет всех наследников. Предполагается, что детям Сафронова впоследствии перейдут недвижимость, антикварная мебель и раритетные коллекции. Ради знакомства с незаконнорожденными детьми живописец обратился в программу канала НТВ «ДНК», где всем предполагаемым наследникам был сделан тест на определение родства.

К слову, сейчас художник живет в роскошных апартаментах в самом центре столицы. Из окон дома Никаса открывается вид на Кремль и Красную площадь. До этого он сменил несколько адресов в Москве: успел пожить на Малой Грузинской улице, Пушкинской площади и Тверской. Но в 90-е окончательно обосновался в Брюсовом переулке, в доме, который был признан памятником архитектуры.


На его реставрацию, надстройку 2-го и 3-го этажей ушло 12 лет. На первом из них располагаются жилые комнаты, а выше – помещения, стилизованные под готический дворец с антикварными предметами интерьера, апартаменты в стиле хай-тек и терраса.

Никас Сафронов открыт всему новому. В последнее время художник участвует в неожиданных для себя коллаборациях, о чем сообщает со страниц «Инстаграма» . Принты по мотивам его работ появляются на предметах гардероба из коллекций дизайнера Светланы Лялиной, изображениями картин Сафронова украшаются подарочные коробки продукции фабрики шоколада «Бабаевский».


Живописец заключил контракт с Императорским фарфоровым заводом на создание совместного проекта, на подходе – выпуск коллекции сумок ANTE KOVAC модельера Анны Серегиной.

Также художник продолжает делать эксклюзивные подарки знаменитостям. Он преподнес авторские портреты , . Фото с владельцами картин Сафронов размещает в персональном микроблоге.

Картины

  • «Дневная красота на фоне Парижа или Катрин Денев в образе»
  • «Образ современника»
  • «Корабль времени или воспоминание об Англии»
  • «Портрет В.В.Путина в костюме времен Франциска I»
  • «Автопортрет в костюме капитана Блада»
  • «Импульсивное воспоминание о пребывании в Париже»
  • «Портрет Артемия Троицкого»
  • «Портрет Софи Лорен»

Никас Степанович Сафронов (р.1956) – российский художник. В 2013 году ему присвоено звание Заслуженного художника Российской Федерации. В России по некоторым опросам он считается художником номер один, невероятно востребован за рубежом.

Детство

Его папа, Степан Григорьевич Сафронов, 1910 года рождения, по происхождению был русским. Его предки были потомственными православными священниками. Как гласят симбирские летописи (раньше город Ульяновск назывался Симбирск), род Сафроновых берёт своё начало в 1668 году. Но отец по стопам православия не пошёл, он был военным, на момент рождения Никаса находился уже в отставке. Степана Григорьевича с полной уверенностью можно отнести к долгожителям, он умер в возрасте 94 лет, при этом до конца дней оставался в здравом уме и дееспособности.

Мама, Анна Фёдоровна Сафронова, родилась в 1920 году в городке Паневежис (Литва), по происхождению была наполовину литовкой, наполовину финкой.

Настоящее имя художника – Николай, но учитывая мамины прибалтийские корни, став известным, он взял себе псевдоним Никас.

Семья была многодетной, у Никаса четыре старших брата и сестра. Детство обеспеченным никак не назвать, ощущалась постоянная нужда. Тем не менее мама часто принимала в их доме нищих, странников, чужих детей. Никаса это раздражало, ему не нравилось, что в их доме кушают чужие люди. Став взрослым, он понял, что тем самым мама пыталась привить своим детям самое главное – любить людей и помогать им, быть милосердными.

А ещё мама завела в семье много традиций, одной из них было празднование Нового Года. Каждый раз на этот праздник мама готовила гуся в яблоках и большие финские пельмени из требухи. У неё был свой особенный рецепт, мама добавляла в эти пельмени какие-то травки и специи, отчего они становились невероятно вкусными и сочными. Сейчас художник признаётся, что ничего вкуснее этих фантастических пельменей в своей жизни не ел. Таким же был и новогодний гусь.

Детвора начинала ждать эти мамины угощения за несколько месяцев до праздника. Мама научила на Новый Год и Рождество загадывать желание. Дети мечтали, придумывали желания, и тогда им казалось, что всё загаданное сбывается. Потому что, по словам Никаса, в детстве у людей совсем иное состояние души.

С сестрой и братьями у маленького Никаса были самые лучшие доверительные отношения. Во взрослой жизни, как бы у кого не сложилась судьба, Сафронов всегда помогает им, заботится и, несмотря ни на что, по-прежнему очень любит.

Учёба

Никас учился в обыкновенной общеобразовательной школе. Очень нравилось ему рисовать. В книгах он внимательно рассматривал репродукции и иллюстрации, потом перерисовывал их, но уже с добавлением своего собственного романтического стиля. Таким образом он воплощал на бумаге свои мечты. А чего могло хотеться обыкновенному советскому мальчишке-подростку? Приключений и путешествий.

Но связать свою дальнейшую жизнь с искусством живописи Никас в школьные годы даже не задумывался. Поэтому, окончив восемь классов, Сафронов уехал в Одессу поступать в мореходное училище. Однако вдали от дома он понял, что его призвание всё-таки живопись. Проучившись в Одессе всего лишь год, он забрал документы и уехал в Ростов-на-Дону. Здесь он поступил в художественное училище имени Грекова М. Б. на класс живописи.

Чтобы было, на что жить, одновременно с учёбой Никас подрабатывал. Ему приходилось и улицы мести в качестве дворника, и ящики разгружать, и трудиться сторожем. Пока наконец-то парню не повезло, и он не устроился в театр юного зрителя художником-бутафором. Здесь, по крайней мере, можно было не только зарабатывать на хлеб, но и совершенствовать свои художественные навыки.

В Ростове он проучился с 1973 по 1975 годы, но училище не окончил, так как был призван в ряды вооружённых сил для прохождения службы. Никас попал в ракетные войска, службу проходил в эстонском городе Валга.

Отслужив в армии, Никас решил остаться на родине матери и поехал в город Паневежис. Здесь он устроился в театр Донатоса Баниониса в качестве художника. Декорации приходилось рисовать не слишком часто, и Никас трудился на второй работе. Это был льнокомбинат, куда Сафронова взяли на должность художника по тканям.

Вскоре молодой человек принял решение уехать в Вильнюс, где стал студентом Государственного художественного института Литовской ССР (сейчас это учебное заведение продолжает своё существование и называется Вильнюсской художественной академией). Здесь он проучился с 1978 по 1982 годы на факультете дизайна.

Окончив обучение, дипломированный дизайнер отправился покорять своим талантом Москву. Здесь он поступил в Московский академический художественный институт имени В. И. Сурикова.

Позднее Никас окончил ещё Московский государственный университет технологий и управления на факультете психологии.

Творческий путь

Свои первые картины Сафронов выставил в 1972 году, ещё будучи студентом. Он начал много писать, выставляться и продавать свои работы. Но до массового признания таланта пришлось ждать ещё целых шесть лет. Лишь в 1978 году после первой персональной выставки в Паневежисе его начали называть ярким и талантливым сюрреалистом. Многие издания стали писать об экспериментаторе и портретисте Сафронове.

В 1980 году в Вильнюсе состоялась первая серьёзная экспозиция его работ. В Прибалтике уже хорошо знали художника Сафронова. Однако, приехав в столицу, нужно было завоёвывать её заново.

Пробиться на столичные выставки у него никак не получалось. А вот в международных художественных эротических выставках Никас принимал участие – в 1985 году в Японии, в 1986 году в Италии (в Милане). За границей ему удалось познакомиться с одним из богатейших итальянских коллекционеров Черази, который по достоинству оценил творчество художника.

А потом в СССР началась перестройка, благодаря чему работы Никаса наконец-то начали выставляться и на родине. Сафронов наладил дружеские отношения с Михаилом Горбачёвым, стал часто выезжать за границу. В 1988 году он персонально поехал представлять свои работы на международную выставку в Канаду.

В 1992 году работы Сафронова вошли в книгу «Эротические фантазии», изданную во Франции. И с этого времени началась целая череда его персональных выставок: Москва и турецкий Стамбул, белорусский Витебск и итальянский Бергамо, азербайджанский Баку и украинская Одесса, испанская Барселона и швейцарский Цюрих. Работы художника стали востребованы по всему миру.

Наряду с творчеством, в Москве Никас работал в некоторых издательствах:

  • в журнале элитной недвижимости «Пентхаус» он трудился на должности арт-директора, а позже главного художника;
  • одновременно с «Пентхаусом» работал консультантом и оформителем в журналах: «Дипломат», «Aura-Z», «Мир звёзд»;
  • в журнале «Москва и москвичи» был на должности главного художника;
  • в журналах «МОНОЛИТ-дайджест» и «Америка» занимал пост арт-директора.

В узком художественном мире Никас был уже довольно известным человеком, а в начале 90-х годов ХХ века к нему пришла настоящая слава. Особенную популярность ему принесла серия полотен, где он изображал известных общественных и политических деятелей, звёзд шоу-бизнеса. Никас написал многих президентов и известных политиков России, Украины, Туркменистана, Белоруссии. На портретах, выполненных Сафроновым, можно увидеть Николь Кидман и Мадонну, Иосифа Кобзона и Филиппа Киркорова, Никиту Михалкова и Софи Лорен. Многие портреты знаменитостей относятся к серии под названием «Река времени», на них современные личности представлены героями старинных полотен.

Сафронов очень много времени и сил отдаёт благотворительной деятельности. Благодаря Никасу в память о его маме Анне Фёдоровне были выстроены церкви – в небольшом селе Вышки Ульяновской области часовня Святой Анны и в самом городе Ульяновске церковь Святой Анны.

За свои творческие достижения Никас Сафронов удостоен званий Почётного гражданина Баку, Ульяновска, России, также он является академиком Российской академии художеств.

Личная жизнь

На личном фронте у художника довольна насыщенная жизнь.

Его первой супругой стала иностранная девушка по имени Драгана, она окончила филологический факультет в Сорбонне и практически в совершенстве владела русским языком. Драгана была из состоятельной югославской семьи, а в СССР приехала с туристами в качестве переводчика. С Никасом она познакомилась в Москве, когда он, пока ещё не слишком известный художник, прибыл покорять столицу и поселился в коммунальной квартире.

Теперь Сафронов говорит, что Драгана вовсе не из тех девушек, которые в его вкусе, но тогда его буквально обуял дух завоевания. Молодые люди поженились в 1984 году, расписались они в одном из московских ЗАГСов, потом сыграли две свадьбы – в Москве и Париже (там жили родственники Драганы). Затем отправились в медовый месяц на югославскую виллу невесты. Но уже спустя неделю художник понял, что совершил непростительную ошибку. Брак оказался до смешного коротким. Никас и Драгана прожили вместе всего 20 дней, после чего Сафронов сбежал в Москву.

Через год у Никаса появилась новая любовь – девушка из Шотландии Анджела. У них всё замечательно складывалось, но в одной из поездок в Америку любвеобильный художник поддался мимолётному увлечению и вступил в связь с американкой, которая забеременела и нашла способ сообщить об этом Анджеле. Роман с шотландской девушкой для Никаса закончился, а американка в 1985 году родила от Сафронова мальчика Дмитрия. Сейчас внебрачный сын художника проживает в Литве.

В 1990 году Никас познакомился с молодой женщиной итальянского происхождения Франческой Вендрамин, она была моложе художника на 11 лет. Эти отношения были официально зарегистрированы и продлились 13 лет, хотя большую часть времени супруги проводили порознь. В 1992 году Франческа родила Никасу сына Стефано, он проживает в Лондоне вместе с мамой.

Есть у Сафронова ещё два внебрачных сына:

  • пианист Лука Затравкин (1990 года рождения);
  • Ландин Сороко (1999 года рождения), на данный момент проживает в Австралии.

Вне живописи

Глядя на него, трудно сказать, что Никасу уже идёт седьмой десяток. Он легко и бодро порхает по своей квартире в три этажа, которая расположена в самом центре Москвы. Двенадцать лет он оформлял своё жилище. Сам в шутку говорит, что начинал делать ремонт с чёрной бородой, а закончил с седой. Было много трудностей с оформлением документов, попадались строители-пройдохи. Но он упорно шёл к достижению результата – построить жильё для себя, родных, друзей, чтобы всем было здесь уютно и комфортно.

У художников сложная душа, и трудно было гармонично сочетать в интерьере всё, чего она требует. Здесь есть медвежья шкура на полу, доспехи рыцаря, старинная мебель и фрески. А ещё колоссальная библиотека, которая насчитывает более 10 000 книг, в ней много редких изданий, Никас – заядлый букинист.

Сафронову нравится, что из его окна виден Кремль и Москва-Сити. Создаётся ощущение, что одновременно он находится в современной и в средневековой Москве. Рядом с ним живут такие знаменитости, как Денис Мацуев и Надежда Бабкина, Юрий Башмет и Владимир Спиваков. А в гости к нему захаживают мировые известные люди – Настасья Кински, Рудгер Хауэр, Хью Грант, Стивен Сигал, сын Фиделя Кастро, послы и короли из разных стран. А сама Софи Лорен, приехав к Никасу на день рождения, не захотела останавливаться в гостинице «Москва» и жила у Сафронова.

Как говорит про себя сам художник, имея такую библиотеку и огромные средства, уже можно было бы успокоиться, читать книги, наслаждаться жизнью. Но у Никаса постоянная тяга к самосовершенствованию. Он очень много путешествует, посещает выставки, коллекции и музеи, где знакомится с техникой великих живописцев прошлого и с их шедеврами.

У него в этой жизни всё получилось и всё есть, не хватает только одного – чтобы были живы родители.




Top