Обман определение. Обман - это худшее из изобретений человека

. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т. п.).

Понятие «мотив» (от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе - у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей «здесь и теперь») мотивации состоит из силы мотива и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.).

Понятие мотива и мотивации

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная.

Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.

Термин «мотивация» - более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смыс-ле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность, эмоционально специфическая окрашенность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Обнаружение и описание причин устойчивых измене-ний поведения - ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т.е. так, как человек понимает и оценивает ее.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существова-ния и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).

Второе после потребности по мотивационному значению понятие - цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизирован-ность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью.

Задача возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Понятие о мотивации как о сознательном и бессознательном процессе

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.

Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств.

На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

Психологические теории мотивации

Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов.

Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись, но неизменно располагались между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что он, и только он, наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий. Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека.

Иррационализм как учение распространялся в основном на животных. В нем утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях.

Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себя рационалистические и иррационалистические идеи, следует считать возникшие в XVII - XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Первая появилась в экономике и была связана с внедрением математических знаний в объяснение поведения человека, связанного с экономическим выбором. Затем была перенесена на понимание человеческих поступков и в других сферах его деятельности, отличных от экономики.

Развитие теории автомата, стимулированное успехами механики в XVII - XVIII вв., далее соединилось с идеей рефлекса как механического, автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий: одной - для человека, другой - для животных, поддержанное теологией и разделением философий на два противоборствуюших лагеря - материализм и идеализм, - продолжалось вплоть до конца XIX в.

Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека (З.Фрейд, И.П.Павлов и др.). Если раньше понятие потребности, ассоциированное с нуждами организма, применялось только для объяснения поведения животного, то теперь его стали использовать и для объяснения поведения человека, соответственно изменив и расширив применительно к нему состав самих потребностей.

В 20-е годы 20 столетия на смену теории инстинктов пришла концепция, опирающаяся в объяснении поведения человека на биологичес-кие потребности. В этой концепции утверждалось, что у человека и у живот-ных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое действие на их поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению (редукции) напряжения.

Принципиальных различий между понятиями инстинкта и потребности не было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными, неизменяемыми, а потребности могут приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека.

В эти же годы (начало XX в.) возникли еще два новых направления, стимулированные эволюционным учением Ч.Дарвина, открытиями И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности.

Исследования, начатые И. П. Павловым, были продолжены, углублены и расширены другими физиологами и психологами. Среди них можно назвать Н. А. Бернштейна, автора теории психофизиологической регуляции движений, П. К. Анохина, предложившего модель функциональной системы, описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта, и Е. Н. Соколова, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механиз-мов восприятия, внимания и мотивации.

Теория органических потребностей животных развивалась под сильным влиянием прежних иррационалистических традиций в понимании поведения животного. Ее современные представители видят свою задачу в том, чтобы чисто физиологически объяснить механизмы работы и функционирования биологических потребностей.

Начиная с 30-х годов XX в. появляются и выделяются специальные концепции мотивации, относимые только к человеку. Одной из первых таких концепций явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких, как А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.

Американский исследователь мотивации Г. Маррей наряду с перечнем органических, или первичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, выделенным У. Макдауголлом, предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это - потребности достижения успехов, аффилиация, агрессия, потребности независимости, противодей-ствия, уважения, унижения, защиты, доминирования, - привлечения внима-ния, избегания вредных воздействий, избегания неудач и др.

Иная классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам, была предложена А. Маслоу. У человека последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей: Потребности физиологические (органические). Потребности в безопасности. Потребности в принадлежности и любви. Потребности уважения (почитания). Познавательные потребности. Эстетические потребности. Потребности в самоактуализации.

Во второй половине XX в. теории потребностей человека были дополнены рядом специальных мотивационных концепций, представленных в трудах Д. Макклелланда, Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера. Общими для всех них являются следующие положения: Отрицание принципиальной возможности создания единой универсальной теории мотивации, одинаково удовлетворительно объясняющей как поведение животных, так и человека. Убежденность в том, что редукция напряжения как основной мотивационный источник целенаправленной активности поведения на уровне человека не работает, во всяком случае не является для него основным мотивационным принципом. Утверждение вместо редукции напряжения принципа активности, согласно которому человек в своем поведении не реактивен, а изначально активен, что источники его имманентной активности - мотивации - находятся в нем самом, в его психологии. Признание наряду с бессознательным существенной роли сознания человека в детерминации его поведения. Вывод сознательной регуляции человеческих поступков на первый план. Стремление ввести в научный оборот специфические понятия, отражающие особенности человеческой мотивации. Такими понятиями стали, например, социальные потребности, мотивы (Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Г. Хекхаузен), жизненные цели (К. Роджерс, Р. Мей), когнитивные факторы (Ю. Роттер, Г. Келли и др.). Отрицание адекватности для человека таких методов изучения (порождения) мотивационных состояний, которые применяются на уровне животных, в частности, пищевой, биологической депривации, физических стимулов типа ударов электрическим током и других чисто физических наказаний. Поиск специальных методов изучения мотивации, подходящих для человека и не повторяющих недостатки приемов, при помощи которых исследуется мотивация животных. Стремление напрямую связать эти методы с речью и сознанием человека - его отличительными особенностями.

В психологии России вплоть до середины 60-х годов, по сложившейся десятилетиями неоправданной традиции психологические исследования были в основном ориентированы на изучение познавательных процессов.

Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, - упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т.е. взаимного соответствия.

Мотивация и деятельность

Один из важнейших вопросов мотивации деятельности человека - причинное объяснение его поступков. Такое объяснение в психологии называется каузальной атрибуцией.

Каузальная атрибуция представляет собой мотивированный процесс когнитивного плана, направленный на осмысление полученной информации о поведении человека, выяснение причин тех или иных его поступков, а главное - на развитие у человека способности предсказывать их. Если один человек знает причину поступка другого, то он не просто может его объяс-нить, но и предсказать, и это важно в общении и взаимодействии людей.

Каузальная атрибуция одновременно выступает как потребность человека в понимании причин наблюдаемых им явлений, как его способность к такому пониманию. Каузальная атрибуция непосредственно связана с регуляцией человеческих отношений и включает объяснение, оправдание или осуждение поступков людей.

Начало изучению каузальной атрибуции было положено работой Ф. Хайдера «Психология межличностных отношений», опубликованной в 1958 г. Существенный вклад в развитие этой области знаний внесли работы Г. Келли по теории личностных конструктов - устойчивых когнитивно-оценочных образований, представляющих собой систему понятий, сквозь призму которых человек воспринимает мир. Личностным конструктом называется пара противоположных оценочных понятий (например, «добрый - злой»; «хороший - плохой», «честный - нечестный»), часто встречающихся в характеристиках, которые данный человек дает другим людям и происходя-щим вокруг него событиям. Один предпочитает пользоваться одними опреде-лениями (конструктами), другой - иными; один склонен чаще обращаться к положительным характеристикам (положительным полюсам конструктов), другой - к отрицательным. Сквозь призму личностных конструктов, характерных для данного человека, может быть описан его особый взгляд на мир. Они же могут служить для предсказания поведения человека, его мотивационно-когнитивного объяснения (каузальная атрибуция).

Оказалось, что люди с большей готовностью приписывают причины наблюдаемых поступков личности того человека, который их совершает, чем независящим от человека внешним обстоятельствам. Эта закономерность получила название «фундаментальной ошибки атрибуции» (И.Джоунс, 1979).

Особым видом каузальной атрибуции является приписывание ответст-венности за те или иные поступки. При определении меры ответственности личности на результат каузальной атрибуции могут повлиять три фактора: (а) близость или удаленность субъекта, которому приписывается ответствен-ность, от того места, где было совершено действие, за которое ему приписывается ответственность; (б) возможность субъекта предвидеть исход выполненного действия и предусмотреть заранее его возможные следствия; (в) преднамеренность (интенциональность) совершенного действия.

Мотивация достижения успехов и неудач

Стимулом, побуждающим человека к деятельности, учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Надежда на успех выражает уверенность в достижении намеченной цели, а боязнь неудачи связана с тревогой не суметь ее достичь, не оправдать ожиданий, провалиться.

Мотивация успеха носит положительный характер. При этом действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. В этом случае личностная активность зависит от потребности в достижении успеха.

Мотивация боязни неудачи носит негативный характер. При таком типе мотивации человек стремится прежде всего избежать плохого отношения к себе, и даже наказания. Ожидание неприятностей определяет его деятельность. В этом случае, думая о предстоящей детельности, человек уже боится возможного провала и ищет выход, как его избежать, а не как добиться успеха. Не последнюю роль играет и конкретная ситуация. Если человек берется за выполнение очень трудной для себя работы, надежда на успех у него очень мала, а боязнь неудачи - велика. Социальная значимость цели также влияет на эмоциональное отношение человека к тому, что ему удается, и что не удается сделать.

Личности, мотивированные на успех, как правило, очень активны и инициативны. При встрече с препятствиями, они ищут способы их преодоления и отличаются настойчивостью в достижении цели, планируя свое будущее на большие промежутки времени. При этом они предпочитают брать на себя средние по трудности или завышенные, но выполнимые обязательства и ставят перед собой реально достижимые цели.

Личности, мотивированные на неудачу обычно малоинициативны, из-бегают ответственных заданий, находя причины отказа от них, ставят перед собой завышенные цели, при этом плохо оценивают свои возможности. Либо, наоборот, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат, при этом они склонны к переоценке своих успехов в свете неудач.

Ориентированные на успех - верят, что справятся, уверены в себе, не испытывают страха, скованности и не задумываются о границах своих способностей, полагаясь не только на свои знания и умения, но и на случай или свой здравый смысл. Ориентированные на успех более полно реализуют свои способности и чаще достигают поставленных целей, поэтому так важно оценить мотивации к успеху и боязни неудачи

Мотивация и личность

Многие из мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К ним вполне можно отнести мотив достижения успехов, мотив избегания неудачи, тревожность, определенный локус контроля, самооценка, уровень притязаний. Кроме них личностно характеризуют человека потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм) и агрессивность. Это - наиболее значимые социальные мотивы человека, определяющие его отношение к людям.

Установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на неудачу, - нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки. С величиной самооценки связаны удовлетворенность или неудовлетворенность человека, возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи.

С самооценкой соотносится уровень притязаний - тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большее значение для лиц, ориентированных на избегание неудачи, а не на достижение успехов.

Мотивы аффилиации и власти актуализируются и удовлетворяются только в общении людей. Мотив аффилиации обычно проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне, или психологически, он выступает в виде чувства привязанности, верности, а внешне - в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними. Любовь к человеку - высшее духовное проявление данного мотива.

В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, проявляющийся в боязни быть не принятым, отвергнутым значимыми людьми.

Преобладание мотива-боязни быть отвергнутым создает препятствия на пути межличностного общения. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты умения и навыки общения. И все же, невзирая на страх быть отвергнутыми, они так же, как и те, у кого силен мотив аффилиации, стремятся к общению, поэтому нет оснований говорить о них как о не имеющих выраженной потребности в общении.

Мотив власти кратко можно определить как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми.

Особый интерес в психологии мотивации вызывает так называемое просоциальное поведение и его мотивы. Под таким поведением понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Эти формы поведения по своим особенностям разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до серьезной благотворительной помощи, оказываемой человеком другим людям, причем иногда с большим ущербом для себя, ценой самопожертвования. Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма (иногда - мотивом помощи, иногда - заботы о других людях).

У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к ее торможению. Тенденция к агрессии - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий.

Мотивация, самооценка и уровень притязаний

Одним из немаловажных факторов, влияющих на процесс целенаправленного получения знаний учащимися, является влияние самооценки и уровня притязаний на процесс обучения. Самооценка относится к ядру личности и существенно влияет на поведение индивида. Она тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, которые он ставит перед собой.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, хотя может вести к искажению опыта. Самооценка характеризуется по следующим параметрам: уровень (высокая, средняя, низкая); соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная); особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).

Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих и др.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности.

Лев Толстой говорил: «Счастье не в том, чтобы делать всегда то, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь». Система стимулов, побуждающая человека делать то, что нужно, и получать от этого удовлетворение, называется мотивацией. Мотивация представляет собой динамический процесс физиологической природы человека, который управляется психикой индивида и проявляется как на эмоциональном, так и на поведенческом уровне. В этой статье мы с вами выясним, что такое мотивация и как она формируется.

Терминология

Итак, что такое мотивация? Впервые о мотивации заговорил в своих трудах А. Шопенгауэр. На сегодняшний день данное понятие является предметом исследования психологов, социологов и педагогов. Тем не менее единого определения мотивации до сих пор не существует. Есть множество гипотез, которые, основываясь на научных изысканиях, пытаются описать феномен мотивации и ответить на вопросы:

  1. Из-за чего и почему человек действует.
  2. Какие потребности человек пытается удовлетворить, проявляя активность.
  3. Как и почему индивид выбирает стратегию действий.
  4. Какие результаты человек хочет получить и какова их субъективная значимость для него.
  5. Почему персоны, обладающие более высоким уровнем мотивации, чем другие, при прочих равных условиях, добиваются больших успехов.

В определении мотивации ученые делятся на несколько групп. Представители первой из них считают, что внутренняя мотивация играет преобладающую роль. Под внутренней мотивацией понимают врожденные и приобретенные факторы, управляющие поведением человека. Вторая группа ученых считает основным источником мотивации внешние факторы, который воздействуют на индивид из окружающей среды. Третья же склоняется к изучению основных мотивов личности и их разделению на врожденные и приобретенные. Четвертая группа исследует саму суть мотивации как главенствующую причину, ориентирующую поведение человека на пути к достижению конкретной цели, или же как источник энергии, необходимой для деятельности, которой управляют другие факторы, к примеру, привычка.

Основное количество ученых рассматривает мотивацию как систему, объединяющую в себе внутренние факторы и внешние стимулы, которые и определяют поведение человека. Система мотивации стоит из таких факторов:

  1. Вектор направленности действий.
  2. Целеустремленность, последовательность, собранность, и организованность действий.
  3. Активность и напористость.
  4. Устойчивость целей.

Мотив, цель, потребность

Одним из ключевых понятий философии является такой термин, как мотив. Он так же, как и мотивация, понимается учеными в рамках различных теорий по-разному. Мотив - это условно идеальный предмет, на достижение которого ориентируется деятельность личности. При этом он не обязательно должен иметь материальную природу. Индивид может воспринимать мотив двояко. С одной стороны, это своеобразное переживание, которое можно назвать позитивным предвкушением получения предмета потребностей. А с другой - негативные эмоции, возникающие вследствие неудовлетворения, или же частичного неудовлетворения настоящим положением вещей. Чтобы выделить и осознать конкретный мотив, человек должен проделать серьезную внутреннюю работу.

В «Теории деятельности» А. Леонтьев и С. Рубинштейн дали наиболее простое понятие мотива. По мнению ученых, мотив - это «опредмеченная» (мысленно очерченная) потребность индивида. По своей сути мотив отличается от таких понятий, как потребность и цель. Потребностью называют неосознанное желание субъекта избавиться от существующего на данный момент дискомфорта. А цель - это желаемый результат, осознанных целенаправленных действий. К примеру, естественной потребностью выступает голод, мотивом - желание принять пищу, а целью - конкретное блюдо. Выяснив, что такое мотивация и мотив, переходим к рассмотрению видов мотивации. В современной психологии существует довольно много классификаций мотивации. О каждой из них поговорим отдельно.

Экстринсивная и интринсивная

Экстринсивной мотивацией называют совокупность мотивов, которые обуславливаются воздействием на человека внешних факторов: условий, обстоятельств и стимулов, не связанных с конкретной деятельностью. Простыми словами, это внешняя мотивация деятельности. Интринсивная мотивация, соответственно, имеет внутренние причины, которые могут обуславливаться жизненной позицией человека: желаниями, потребностями, стремлениями, интересами, влечениями и установками. В рамках внутренней мотивации личность поступает «добровольно», не опираясь на внешние обстоятельства.

Дискуссия о целесообразности такой классификации мотивации была освещена в наработках Х. Хекхаузена. Однако с позиции современной психологии такая дискуссия является беспочвенной и бесперспективной. Человек, будучи активным членом социума, не способен в выборе решений быть полностью независимым от окружающего общества.

Положительная и отрицательная

Положительная мотивация базируется на ожиданиях и стимулах положительного характера, а отрицательная - соответственно, наоборот. В качестве примера положительной мотивации выступают конструкции типа: «Если я предприму это действие, то получу вознаграждение» и «Если я не буду выполнять этого действия, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут выступить суждения типа: «Если я не сделаю этого, меня не накажут» и «Если я поступлю таким образом, то меня не накажут». Другими словами, в первом случае ожидается позитивное подкрепление, а во втором - негативное.

Устойчивая и неустойчивая

Основой устойчивой мотивации являются нужды и потребности человека, для удовлетворения которых личность действует, не заручившись дополнительным подкреплением. Примером устойчивой мотивации может выступить утоление жажды, согревание после переохлаждения и так далее. В случае неустойчивой мотивации человек нуждается в постоянном стимулировании извне. Здесь, как правило, речь идет о тех действия, невыполнение которых не станет проблемой для человека и оставит его на том же уровне. Неустойчивая мотивация может проявляться при попытке похудеть, избавиться от курения и так далее. В теории мотивации часто можно встретить разделение устойчивой и неустойчивой мотивации на два подвида. Различие между ними отлично иллюстрирует пример: «Хочу избавиться от лишних килограммов» или «Хочу достигнуть привлекательной фигуры».

Дополнительная классификация

Кроме того, мотивацию делят на индивидуальную, групповую и познавательную.

Индивидуальная мотивация выражает совокупность потребностей, стимулов и целей, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности индивида и поддержки гомеостаза. В качестве примера здесь выступают: жажда, голод, стремление к избеганию болевых ощущений и прочее. Примеры мотивации группы: поддержание государственного устройства; деятельность, направленная на признание со стороны социума; забота родителей о детях и так далее. Ну и, наконец, к познавательной мотивации относятся научная деятельность, стремление ребенка к получению знаний через игровой процесс и прочее.

Психологи, философы и социологи давно пытались классифицировать мотивы - стимулы, которые потенцируют активную деятельность человека. С точки зрения различных мотивов ученые выделили следующие виды мотивации.

Самоутверждение

Самоутверждением называют потребность человека в признании и оценке со стороны общества. Развитие мотивации в таком случае основывается на чувстве собственного достоинства, самолюбии и честолюбии. Желая самоутвердиться, человек старается проиллюстрировать окружающим, что он достойная личность. Исходя из этих желаний люди стремятся получить определенный статус или положение, добиться признания, почитания и уважения. По сути, этот вид мотивации синонимичен с мотивацией престижа - жаждой достичь и в дальнейшем сохранить высокий общественный статус. Такой мотив, как самоутверждение, является весьма значимым фактором в мотивации активной деятельности субъекта, побуждающим его работу над собой и личностное развитие.

Идентификация

Речь идет о стремлении индивида быть похожим на кумира. Кумиром может выступать как другой человек (учитель, отец, артист), так и вымышленный персонаж (герой фильма или книги). Мотив идентификации является весомым стимулом для развития человека и прикладывания им усилий, нацеленных на обретение определенных черт. В ювенальном периоде мотивация идентификации с кумиром особенно сильна. Под ее влиянием подростки обретают большой запас энергии. Наличие мотива идентификации является важной оставляющей социализации подростка, так как оно придает вдохновения, формирует чувство ответственности и целеустремленность.

Власть

Выражает потребность человека оказывать влияние на других людей. В отдельные моменты развития личности и общества в целом этот мотив становится существенным движущим фактором. Стремление человека быть лидером в коллективе, и занимать руководящие должности вызывает повышение мотивации и построение активной стратегии действий. Стремление господствовать отличается от мотива самоутверждение, ведь в таком случае человек стремится не к подтверждению собственной значимости, а к обретению влияния на других.

Процессуально-содержательная

Этот вид мотивации побуждает личность к активной деятельности не под влиянием внешних факторов, а благодаря ее личной заинтересованности непосредственно в этой деятельности. Это внутренняя мотивация, которая сильно сказывается на активности индивида. Суть явления состоит в том, что человек заинтересовывается и наслаждается самим процессом, проявляя физическую активность и задействовав свои интеллектуальные возможности. К примеру, девушка любит заниматься танцами. Она получает удовольствие, проявляя свой творческий потенциал и физические навыки. Ее мотивирует сам процесс, а не внешние факторы, такие как популярность, благополучие и прочее.

Саморазвитие

Этот вид мотивации основывается на стремлении личности к развитию уже имеющихся талантов, природных способностей, или качеств. С точки зрения Абрахама Маслоу, мотивация саморазвития заставляет личность прикладывать максимум усилий для развития своих способностей с целью почувствовать компетентность в определенной сфере. Саморазвитие позволяет человеку почувствовать собственную значимость и нуждается в самообнажении - понимании себя настоящего.

Кроме того, этот вид мотивации требует мужества, решимости и отваги для преодоления страха перед потерей стабильности и комфорта. Людям свойственно держаться за былые достижения и возвеличить их, что часто становится основным препятствием на пути к дальнейшему развитию. Становясь на путь саморазвития, человек предпочитает отказаться от спокойствия в пользу стремления стать лучше. Как утверждает Маслоу, саморазвитие возможно только в том случае, когда каждый шаг вперед приносит более сильное удовлетворение, чем былые достижения. Несмотря на внутренний конфликт мотивов, саморазвитие в чистом виде не нуждается в насилии над собой.

Достижения

Этот мотив подразумевает стремление индивида достигнуть лучших результатов в выполняемой им деятельности. Такая мотивация имеет высокую эффективность, так как она предполагает, что субъект сознательно выбирает более трудные задания. Мотивация достижения является движущей силой для роста в любой сфере деятельности, так как победа складывается не только из способностей, навыков и природного дара. Успех в любом начинании основывается на высокой мотивации достижения, которая позволяет человеку проявить целеустремленность, упорство и решительность ради желанной цели.

Просоциальная

Это общественно значимый тип мотивации, базирующийся на чувстве долга личности перед социумом или чувстве личной ответственности перед социальной группой. Когда личность опирается на просоциальную мотивацию, происходит ее идентификация с той или иной ячейкой общества. Кроме того, под воздействием общественно значимых мотивов человек имеет с этой ячейкой общие интересы и цели.

Как правило, люди, движимые просоциальной мотивацией, обладают особым внутренним стержнем и набором таких качеств:

  1. Нормативное поведение: ответственность, уравновешенность, добросовестность, и постоянство.
  2. Лояльное отношение к стандартам, принятым в группе.
  3. Признание и защита ценностей, принятых коллективом.
  4. Искреннее стремление, к достижению целей коллектива.

Аффилиация

Такая мотивация базируется на желании индивида устанавливать новые контакты и поддерживать старые. Суть мотива состоит в том, что человек высоко ценит общение как захватывающий и проносящий удовольствие процесс. Аффилиация, в отличие от налаживания контактов с корыстными целями, удовлетворяет духовные потребности людей.

Уровень мотивации

Вне зависимости от того, каким видом стимула движим человек, его уровень мотивации может быть разным. Здесь все зависит от ожиданий человека и внешних обстоятельства. К примеру, в среде ученых одни специалисты ставят себе скромные задачи, а другие сложнейшие. Мотивация деятельности зависит от таких факторов:

  1. Значимость для человека перспективы достижения цели.
  2. Вера в достижение.
  3. Оценка вероятности успеха в определенном начинании.
  4. Понимание стандартов и эталонов успеха.

Методы

На сегодняшний день с успехом применяются разные методы мотивации, которые условно можно разделить на три крупных группы:

  1. Социальная мотивация - мотивация персонала.
  2. Самомотивация.

Разберем отдельно каждую их методологий

Социальная

Социальная (трудовая) мотивация представляет собой комплекс мер, состоящих из морального, материального и профессионального стимулирования работников. Целью такой мотивации является повышение активности, инициативности и эффективности трудящихся. Меры, которыми руководство пользуется, дабы побудить активную деятельность персонала, могут зависеть от таких факторов:

  1. Система стимулирования, внедренная на конкретном предприятии.
  2. Система менеджмента в целом и управления персоналом в частности.
  3. Особенности предприятия: направление деятельности, численность сотрудников, стиль управления, опыт руководителя и прочее.

Мотивация сотрудников может достигаться разными методами:

  1. Экономические (материальная мотивация).
  2. Организационно-административные. Основываются на власти (подчинение регламенту, соблюдение субординации и прочее) и могут предполагать принуждение.
  3. Социально-психологические. Представляют собой воздействие на рабочих, через активацию их эстетических убеждений, социальных интересов, религиозных ценностей и прочего.

Учебная

Мотивация учебной деятельности для студентов и школьников является важнейшим звеном в процессе образования. Верно сформированные мотивы и четко поставленный цели деятельности делают образовательный процесс более осмысленным и позволяют обучающимся добиться более высоких результатов. В детском и подростковом возрасте довольно редко возникает произвольная мотивация обучения. Поэтому педагоги и психологи разработали множество методик для формирования тяготы к знаниям среди учеников. Учебная мотивация чаще всего развивается с помощью таких методов:

  1. Создание ситуаций, которые привлекают и заинтересовывают учеников. Это могут быть увлекательные опыты, поучительные рассказы, основанные на примерах из жизни, необычные факты и прочее.
  2. Сравнительный анализ научных постулатов и их житейского толкования.
  3. Имитация научных споров, создание познавательных дебатов.
  4. Радостное переживание достижений и позитивная оценка успехов.
  5. Придание фактам новизны.
  6. Актуализация учебных материалов.
  7. Применение позитивной и негативной мотивации.
  8. Социальные мотивы.

Самомотивация

Самомотивацией называют индивидуальные способы мотивации, которые основаны на внутренних убеждения конкретной личности: стремлениях и желаниях, решительности и стабильности, целеустремленности и последовательности. Когда человек продолжает идти к своей цели, несмотря на внушительные внешние помехи - это и есть проявление самомотивации. Для развития самомотивации существует несколько способов:

  1. Аффирмации - подобранные специальным образом положительные утверждения, оказывающие подсознательное влияние на человека.
  2. Самовнушение - самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленное на формирования новых моделей поведения.
  3. Изучение биографий выдающихся личностей. Работает по принципу «Если он смог, то и я смогу».
  4. Развитие волевых навыков.
  5. Визуализация - мысленное представление и переживание достигнутых результатов.

Заключение

Сегодня мы с вами выяснили, что такое мотивация и из каких составляющих она состоит. Как можно заметить, мотивация представляет собой довольно обширное понятие, формирование которого происходит под воздействием целого ряда факторов. И она нужна всем, ведь человеческая природа устроена таким образом, что она всегда отвергает развитие, в угоду спокойному бегу жизни. Поэтому формирование мотивации стоит изучать, чтобы быть хозяином своего тела и разума и не стоять на месте.

Все знают, что такое обман, ведь каждый сталкивался с ложью и обманывал сам. А людей, которые бы ни разу в жизни не обманывали, скорее всего, вообще не существует. И тем не менее, всех людей условно можно разделить на две категории – на честных и бесчестных, на тех, кто стремиться к правде, стремиться в своей жизни избегать подлости и лжи, и тех, кто использует ложь, как метод, для достижений своих, как правило, корыстных или откровенно негативных целей.

Но, несмотря на то, что все люди достаточно близко знакомы с таким явлением как обман, редко кто понимает природу этого порока и действительно глубоко понимает причины человеческой лжи.

Что такое Обман (ложь)

Обман (ложь) – это не правда, целенаправленное или неумышленное искажение информации в силу каких-либо мотивов. Причём мотивы могут быть, как откровенно негативные (клевета и предательство) или эгоистичные (извлечь выгоду), так и вполне адекватные и даже позитивные (например , когда воин во время пыток в плену врага, оставаясь преданным своей родине, заведомо даёт ложную информацию).

Основные причины (мотивы) почему люди лгут:

На первом месте , как ни странно, стоит ! Люди врут, потому что бояться! Боятся неожиданной, неизвестной или негативной реакции других на правду. Врут, чтобы что-то скрыть. Врут, потому что бояться, что другие узнают о каких-либо других их пороках и слабостях, которые они держат в тайне.

На втором месте , пожалуй, стоит выгода. Люди врут или привирают, потому что рассчитывают на какие-то незаслуженные ими дивиденды. Например , хотят создать ложное впечатление (пустить пыль в глаза), войти в доверие для получения какой-либо выгоды.

Суть обмана, как таков: он предназначен, чтобы защищать и скрывать другие , недостатки, слабости и преступления.

А как вы думаете, какой самый распространённый вид Обмана? – Самообман! Больше всего люди предпочитают лгать себе самому! Почему? Потому что с помощью самообмана можно оправдать любой свой недостаток, порок или слабость. Для чего это нужно? Всё банально просто, чтобы ничего с этим не делать. Ведь если человек признал в себе недостаток, сказал – «да это во мне есть и это очень плохо», то дальше нужно что-то делать с этим недостатком, нужно как меняться, работать над собой, избавляться от проблемы. А этого большинство людей делать не желает. Наверное, больше всего люди не хотят именно изменяться, поэтому предпочитают обманывать себя, и других если нужно.

Какие бывают исключения или когда Обман допускается?

  • Во время войны и военных действий – по отношению к врагу обман допустим (по Духовным Законам).
  • Для спасения жизни (не всегда, конечно, но иногда обман оправдан).
  • Для сохранения тайны, данной клятвы (обязательств), закрытой информации – человек имеет право умалчивать, то есть не давать информацию и это не считается обманом.

На что заменяется ложь и обман?

Если ложь и обман это порок и большой недостаток, то – это большое достоинство и то, на что обман нужно заменять.

Человек достоинства и чести – стремиться быть искренним и правдивым во всём. Человек бесчестный и подлый – врёт направо и налево.

– даёт со стороны других людей и организаций. Обман и лживость – убивают доверие и приводят к тому, что с лжецом ни один порядочный человек не желает иметь ничего общего. Ведь ложь – всегда всплывает рано или поздно и разрушает все светлые связи, чувства и взаимоотношения. А сила – в Правде, как ни крути! Если человек искренен и правдив – ему нечего бояться, ему нечего скрывать и это делает его невероятно сильным.

К чему ведёт Ложь (неизбежные последствия обмана)?

В личной жизни ложь убивает все светлые чувства, любовь и союз, и конечно уничтожает напрочь доверие между двумя людьми.

В бизнесе и любой другой значимой деятельности обман разрушает доверительные партнёрские отношения, приводит к увольнению и потере возможностей, а значит и денег. В некоторых случаях, например в уважаемых корпорациях, если вас хоть раз поймали на лжи – ваша карьера на этом закончена, репутация разрушена, и вы попали в чёрный список по всей стране. Это означает, что вас больше нигде не возьмут на работу на престижную должность, по вашей профессии. В тёмном бизнесе напротив, на обмане многое строится, но расплата тоже приходит быстро (или тюрьма или свои же закапывают).

Что такое обман?

Что такое обман и чем он опасен? Как не стать жертвой обмана и всегда ли обман очевиден?

Остерегайтесь обмана

Дон Кихот - всем известный герой одноименного романа, написанного Мигелем де Сервантесом, испанским писателем XVI века. В этом романе повествуется о том, как Дон Кихот зачитывается легендами и сказаниями о бесстрашных рыцарях в сверкающих доспехах, которые спешат на помощь дамам, оказавшимся в беде.

Вскоре он начинает верить, что он тоже благородный рыцарь. В одном хорошо известном отрывке описывается, как он сражается с ветряными мельницами, которые в его воображении предстают чудовищными великанами. Дон Кихот убеждает себя в том, что, поразив их, он верой и правдой послужит Богу, а в итоге оказывается в весьма жалком положении.

Конечно, вымышленная история о Дон Кихоте у кого-то может вызвать улыбку, но, когда человек сам себя обманывает, это дело нешуточное. Подумайте, например, об алкоголике, который считает, что может пить, сколько хочет, а в итоге губит здоровье и разрушает семью. Или о девушке, страдающей анорексией: она думает, что хорошо питается и пышет здоровьем, в то время как медленно умирает от голода.

Может ли кто-то из нас стать жертвой обмана? К сожалению, да. Правда такова, что эта опасность грозит всем нам. Мы можем быть обмануты даже в отношении дорогих нашему сердцу религиозных учений, что чревато катастрофическими последствиями. Почему это так? И как не попасть в ловушку обмана?

Чем опасен обман?

Согласно одному словарю, слово «обмануть» означает «намеренно ввести кого-либо в заблуждение, сказав неправду или прибегнув к какой-либо уловке, хитрости, притворству».

Оно также передаёт мысль о том, что обманутый человек пребывает в сомнениях неведении или замешательстве. Безусловно, тот, кого намеренно вводят в заблуждение, находится в очень опасном положении.

Однако самое печальное, что довольно часто обманутый человек отстаивает свои взгляды, несмотря на убедительные доказательства их ошибочности.

Возможно, они так ему дороги, что он попросту закрывает на всё глаза и становится глухим к любым фактам, которые могли бы опровергнуть их.

Грозит ли нам опасность?

Кто-то может спросить: «Не будет ли преувеличением сказать, что все мы можем быть обмануты в отношении религиозных учений?» Вовсе нет, потому что Сатана Дьявол, которого Иисус назвал «отцом лжи» стремится ввести в заблуждение всех нас (Иоанна 8:44).

В Библии он также называется «богом этой системы вещей». Веками Сатана ослеплял умы миллионов людей (2 Коринфянам 4:4). И сегодня он вводит «в
заблуждение всю обитаемую землю» (Откровение 12:9).

Сатана прибегнул к обману ещё на заре человеческой истории. Он обманул Еву, внушив ей мысль, что она не обязана подчиняться законам Творца и что они с мужем могут быть «как Бог, знающими добро и зло», то есть могут сами решать, что хорошо, а что плохо (Бытие 3:1-5).

Это был первый и великий обман: хотя люди и были наделены свободой выбора, они не были созданы со способностью устанавливать нормы добра и зла.

Только Бог, как Творец и Владыка, обладает такой властью и правом (Иеремия 10:23; Откровение 4:11). Как же неверно полагать, что право выбирать между добром и злом и право устанавливать, что добро, а что зло,- это одно и то же! К сожалению, мы, несовершенные люди, можем легко стать жертвой обмана.

Может ли такое случиться с нами?

Вполне возможно, что близкие вашему сердцу религиозные учения существуют ни один век и передаются из поколения в поколение. Однако это ещё не значит, что они правильные. Почему?

В Библии сообщается, что вскоре после смерти апостолов Иисуса в христианском собрании появились нечестные люди, которые говорили «превратное, чтобы увлечь учеников за собой» (Деяния 20:29, 30).

Они ловко вводили людей в заблуждение с помощью «убедительных доводов», а также «философии и пустого обмана по традициям человеческим» (Колоссянам 2:4, 8).

Изменилось ли что-нибудь с тех пор? Разве что в худшую сторону. Говоря о «последних днях» - времени, в которое мы живем,- апостол Павел предупредил: «Злые люди и обманщики будут поступать всё хуже и хуже, вводя в заблуждение и заблуждаясь [«будут лишь всё глубже и глубже погрязать в обмане сами и обманывать других», Смысловой перевод]» (2 Тимофею 3:1, 13).

Поэтому было бы мудро со всей серьёзностью отнестись к предостережению апостола Павла: «Кто думает, что он стоит, пусть смотрит, чтобы не упасть»
(1 Коринфянам 10:12). Здесь Павел говорил о положении человека перед Богом.

По сути, думать, что Сатана никогда не сможет нас обмануть,- это уже большое заблуждение. Никто из людей не ограждён от «происков Дьявола» (Эфесянам 6:11).

Вот почему апостол Павел выразил соверующим свои опасения: «Боюсь, чтобы - как это стало с Евой, которую змей соблазнил своим лукавством,- ваши умы не развратились, отклонившись от искренности и чистоты, которых заслуживает Христос» (2 Коринфянам 11:3).

Как не стать жертвой обмана?

Как не стать жертвой обмана Сатаны? Как удостовериться, что мы поклоняемся Богу «в духе и истине»? (Иоанна 4:24). Для этого нужно воспользоваться тем, что предоставил Иегова Бог.

Во-первых, он «дал нам разум», благодаря которому мы можем отличить правду от лжи (1 Иоанна 5:20).

А во-вторых, он не оставил нас в неведении об умыслах Сатаны (2 Коринфянам 2:11).

На самом деле Иегова Бог предоставил всё необходимое, чтобы мы могли противостать попыткам Сатаны обмануть нас (Притчи 3:1-6; Эфесянам 6:10-
18).

Более того, Бог дал надёжное средство, с помощью которого мы можем защитить себя. Какое? Это - Библия, его святое Слово.

Именно к ней апостол Павел поощрял обращаться своего сотрудника Тимофея, когда затрагивались вопросы веры. Дав предостережение о «злых людях и
обманщиках», Павел сказал Тимофею, чтобы он отстаивал свои религиозные убеждения, опираясь на «священные Писания» (2 Тимофею 3:15).

Возможно, кто-то скажет, что всякий, кто верит в Бога и считает Библию его вдохновлённым Словом, заблуждается. Но на самом деле заблуждаются те,
кто упрямо отвергает все доказательства, подтверждающие существование Творца и боговдохновенность его Слова, Библии (Римлянам 1:18-25;
2 Тимофею 3:16, 17; 2 Петра 1:19-21).

Вместо того чтобы позволять «так называемому знанию» вводить нас в заблуждение, лучше обращаться к Божьему Слову, чтобы узнать, где истина
(1 Тимофею 6:20, 21).

В этом можно брать пример с верийцев - благоразумных мужчин и женщин, которым проповедовал апостол Павел. «Они приняли слово с необычайным
рвением». Верийцы не только поверили в то, чему учил Павел, но и «тщательно исслед[овали] Писания каждый день, чтобы проверить, так ли это на самом деле» (Деяния 17:11).

Не нужно бояться проверять свои убеждения. Прежде чем принять что-либо как истину, стоит последовать библейскому совету: «Во всём удостоверяйтесь» (1 Фессалоникийцам 5:21).

В конце I века н. э. апостол Иоанн призывал соверующих: «Дорогие, не всякому вдохновлённому высказыванию верьте, но проверяйте вдохновлённые высказывания, от Бога ли они» (1 Иоанна 4:1).

Даже если какое-то религиозное учение кажется «вдохновлённым», то есть исходящим от Бога, было бы мудро исследовать Писание, прежде чем принять
это учение как истину (Иоанна 8:31, 32).

Поступайте в согласии с тем, что узнали

Однако требуется ещё кое-что. Ученик Иаков писал: «Будьте же исполнителями слова, а не только слушателями, которые обманывают самих себя ложными рассуждениями» (Иакова 1:22).

Недостаточно только лишь знать, чему учит Библия. Нужно ещё и применять в жизни то, что вы узнали. Каким образом? Выполняя заповеди Бога и избегая дел, которые он запрещает.

Взять, к примеру, повсеместное падение нравов. Разве это не подтверждает, что Сатана успешно обманывает людей, заставляя их думать, будто можно безнаказанно пренебрегать Божьими нормами нравственности?

Вот почему апостол Павел предостерёг христиан: «Не заблуждайтесь: Бог не тот, над кем можно насмехаться. Что посеет человек, то и пожнёт» (Галатам 6:7).

Не уподобляйтесь «глупому человеку», который, как сказал Иисус, «слышит… [его] слова и не исполняет их».

Подобно герою Сервантеса Дон Кихоту, который был обманут собственным воображением, человек из притчи Иисуса обманывался, считая, что может
построить прочный и безопасный дом на зыбком основании из песка.

Подражайте человеку, который «построил свой дом на скале». Иисус назвал такого человека «благоразумным», потому что тот «слышит… [его] слова и
исполняет их» (Матфея 7:24-27).

Всегда ли обман очевиден?

В 1930-х годах шведский художник Оскар Рутерсвард нарисовал и представил общественности несколько рисунков, которые сегодня известны как невозможные фигуры. Если взглянуть на эти рисунки мельком, может показаться реальным то, что противоречит логике и здравому смыслу.

Однако при более внимательном рассмотрении можно увидеть хитроумные приёмы, придуманные художником, чтобы обмануть зрение и ум человека.

Невозможные фигуры - это не единственное, что не соответствует действительности. Около 2 000 лет назад в Библии было записано предостережение: «Смотрите, как бы не нашёлся тот, кто завладел бы вами, как добычей, через философию и пустой обман по традициям человеческим, по принципам этого мира, а не по Христу » (Колоссянам 2:8).

Эти слова звучат особенно весомо, если учесть, что их автор сам когда-то был жертвой обмана. Казалось бы, его - человека, который получил образование у одного из самых известных религиозных учителей того времени и вращался в высших кругах,- было трудно обмануть (Деяния 22:3).

Этот человек - Савл из Тарса - был убеждён, что любой, кто не придерживается тех же религиозных обычаев и традиций, что и он, заслуживает наказания.

Получив полномочия от иудейских религиозных руководителей, он считал своим долгом перед Богом преследовать христиан, которые отказывались отречься от своей веры. Савл даже одобрял убийство своего соотечественника, которого ложно обвинили в богохульстве (Деяния 22:4, 5, 20).

Со временем Савлу помогли увидеть разницу между тем, что правильно и что нет, что Бог одобряет и что осуждает. Этот ревностный человек, осознав, что
он заблуждался, изменил свой образ жизни и стал известен как Павел, апостол Иисуса Христа. Освободившись из сетей обмана, Павел начал поклоняться
Богу угодным Ему образом (Деяния 22:6-16; Римлянам 1:1).

Подобно Павлу, многие искренние люди были обмануты учениями, сравнимыми с невозможными фигурами, - учениями, которые, хотя и кажутся правдоподобными, не находят подтверждения в Божьем Слове (Притчи 14:12; Римлянам 10:2, 3).

Однако этим людям помогли увидеть, чем на самом деле являются такие учения и каковы плоды их религии (Матфея 7:15-20).

Получив точные знания из Библии, они пересмотрели свои убеждения и изменили свою жизнь, чтобы обрести Божье одобрение.

Вы тоже могли бы последовать примеру апостола Павла и проверить свои религиозные убеждения в свете Слова Бога, Библии.

Свидетели Иеговы с радостью вам в этом помогут.

Жизнь самый дивный дар

Наверняка каждый человек, если его спросить, сможет дать определение слову «обман». Это - информация, являющаяся противоположной правде, то есть ложь. Всё правильно. Но ещё обман - это интересный, подробно изучаемый психологический и психиатрический феномен. О котором сейчас и будет рассказано в подробностях.

Развёрнутое определение

Обман - это понятие, которое рассматривалось многими специалистами в области психологии в течение столетий. За время своей деятельности многие из них сформировали собственное определение для данного термина.

В качестве примера можно привести слова Ж. Мазипа. Психолог считал, что обман - это намеренная попытка скрыть/сфабриковать фактическую информацию или реальные эмоции, осуществляемая посредством как устных, так и невербальных методов. Цель - создать/поддержать в одном человеке или нескольких людях мнение, которое самим коммуникатором считается ложным. Обычно лжец преследует какую-то выгоду при этом. Но попытки могут быть как успешными, так и неудачными.

Известный психолог Олдерт Фрай придерживался такого же мнения. Только он подчёркивал, что обман совершается без предупреждения.

Структура лжи

Исходя из вышесказанного, можно понять, что обман - это феномен коммуникации. Поэтому его необходимо рассматривать в рамках структуры.

Любая ложь, являющаяся в принципе синонимом изучаемого термина, исходит от её автора-исполнителя, а направляется на жертву - того, кто должен поверить в сказанное/увиденное.

Кроме того, в структуре обмана есть ещё и объект. Это то, вокруг чего формируется ложь. Самый простой пример - отношения между состоятельным мужчиной и молодой девушкой, которая притворяется, что любит его, дабы пользоваться его ресурсами. В данном случае объектом и является любовь - наигранно демонстрируемые чувства, выдаваемые за искренние.

Таким образом, получается следующая простая структура: источник лжи → объект/повод → жертва.

Участники обмана

О них следует поговорить более подробно. Итак, обманывающий - это человек, производящий дезинформирующее действие. Естественно, на кого-либо. На того, кто называется обманываемым. Но! Далеко не всегда потенциальная «жертва» оказывается обманута. Многие разоблачают ложь. И они намеренно продолжают выслушивать дезинформацию, заняв скептическую или выжидательную позицию. В конце обычно лжец оказывается унижен, пристыжён и поставлен на место.

Настоящей же «жертвой» является обманутый человек - тот, кто поверил в подлинность услышанного/увиденного, и воспринял это как нечто справедливое/правильное/истинное.

Виды лжи

Их тоже стоит перечислить, рассказывая о том, что такое обман. Существует мнение, что ложь - это манипулирование информацией. Опираясь на данный факт, известный психолог Эрл МакКорнак составил небольшую классификацию. В неё включены следующие типы лжи:

  • Манипулирование количеством информации. Осознанное воздействие коммуникатором на кого-либо объёмом передаваемых данных объясняет укрывательство или обман.
  • Манипулирование качеством информации. Это другой случай. В данной ситуации воздействие на кого-либо качеством информации объясняет фальсификацию или ложь.
  • Искажение. Сообщение заведомо ложных данных. Фальсификация, фабрикация и максимизация.
  • Сообщение неуместной информации - то же самое, что и диверсионный ответ. Коммуникатор перенаправляет течение беседы, «уводя» своего собеседника от тем и вопросов, его интересующих.

Это краткая, но актуальная классификация - наверняка каждый из нас хоть раз сталкивался с одним из видов лжи, перечисленных выше.

Каким ещё бывает обман?

Определение слова «ложь» становится предельно понятным, если учесть всё вышеперечисленное. Но эта тема весьма интересна, поэтому сейчас хотелось бы затронуть вниманием более подробную классификацию.

Итак, имеет место быть такое коммуникационное явление, как мистификация. Это утверждение человека, который не уверен в его истинности. То есть оно основано либо на его догадках, либо и вовсе выдумано.

Фальсификация - процесс выдачи копии за нечто подлинное.

Симуляция - также притворство. Имитация человеком состояния, которое им не испытывается.

Самозванство - попытка выдать себя за другое лицо, которое может быть как вымышленным, так и реальным.

Подмена понятий - попытка выдать определённый объект за тот, которым он не является.

Когда ложь - уместное явление

Как уже можно было понять, у слова «обман» значение отрицательное. Верно, но иногда ложь уместна. Её называют «белой» или деликатной. Это - обман, который может принести человеку облегчение. Такая ложь практикуется в ситуациях, когда не хочется кого-то обидеть. Яркий пример - парень, говорящий своей девушке комплименты о её великолепии, несмотря на то что она надела неудачное платье и сама это понимает.

Ещё есть лесть. Её тоже отождествляют с понятием обмана. Определение этого термина граничит с белой ложью. Только лесть фанатична. Это приписывание кому-либо достоинств, которыми он на самом деле не обладает, или же преувеличение имеющихся. Соответственно, лесть в обществе не одобряется.

Кроме перечисленного, есть ещё такое понятие, как ложь во благо. Яркий пример - родители уехали в отпуск, оставив ребёнка-подростка дома одного, наказав не устраивать вечеринок. Тот, естественно, ежедневно с друзьями творил в квартире хаос, но к приезду мамы с папой всё убрал, и о происходившем умолчал.

Но это ещё не все определения. Обман - это ещё и то, что иногда может выручить. Называется такое ложью во спасение. Радикальный пример - человек, уклоняющийся от участия в преступление посредством выдумывания различных оправданий.

Ошибки лжецов

Что ж, было многое сказано про понятия «ложь», «обман» и «неправда». Их признаки - вот, чему ещё стоит уделить внимание. Никому ведь не хочется быть обманутым. И чтобы избежать навешанной «лапши» на уши, нужно знать, какие нюансы обычно выдают лжецов. Стоит их перечислить.

Неконтролируемые части тела. Обычно, если правша лжёт, то его левая рука беспорядочно болтается, неуместно и активно жестикулирует.

Выражение лица. Лжецы, сами того не понимания, прикрывают рот, трут нос, чешут шею (или держатся за неё), закрывают ухо, говорят сквозь зубы. Многократное повторение чего-то из перечисленного (или всего сразу) выдаёт обманщика.

Речь. Обманщик рассказывает скомкано, чего-то не договаривает, делает много пауз, колеблется, может резко оборвать историю. Даже опытные лжецы иногда могут на чём-то таком «проколоться». Они обычно прибегают к технике повторения слов за оппонентом. Например: «Чем ты вчера занимался?», и ответ - «Значит, вчера я занимался тем, что…». Повторение слов, сказанных собеседником, дают лжецу время подумать над ответом и его формулировкой.

Взгляд. Человеку нужно потратить немало времени, чтобы его «натренировать». Наши глаза моментально отражают реакцию на всё происходящее. Так вот, когда их владелец врёт, они «бегают». На собеседнике, как правило, взгляд не задерживается.

Социальные функции обмана

О них тоже стоит упомянуть. Многие специалисты, рассуждая о том, что такое обман, и как нужно врать, отмечают - ложь часто является средством защиты и реализации интересов определённых людей, классов, групп и иногда даже народов, государств.

Но это, если мыслить глобально. В нашей реальности обман чаще всего используется элементарно как способ сохранить секрет или тайну. А иногда - как то, благодаря чему можно закрыться от других.

Также нередко обман является средством повышения мотивации. Имеется в виду намеренная дезинформация, которая способна вызвать у человека прилив сил, увеличить его уверенность в себе, укрепить веру в собственных возможностях. Это называется мобилизующим эффектом. Например, тренер устанавливает для своего воспитанника слишком большой, на его взгляд, вес для жима штанги лёжа. И говорит, что поможет ему, а тот пускай лишь попробует. В итоге воспитанник выполняет полный подход, видя, что тренер действительно поддерживает штангу, а потом тот говорит - он вовсе не помогал, лишь делал вид.

Напоследок хотелось бы рассказать о кое-каких занимательных нюансах, касающихся данной темы. Мало кто знает, но среди экстравертов намного больше обманщиков, чем среди интровертов. Также чаще врут люди, являющиеся социально активными, вовлечёнными в общество. Женщины, в основном лгут по бытовым темам, а мужчины - обо всём, касающемся личной жизни. Безусловно, речь идёт не обо всех, а лишь о принимаемом ко вниманию большинстве.

И наконец - несколько ярких афоризмов и цитат.

«Обман и сила - вот орудие злых» - данная острая фраза принадлежит Данте Алигьери, итальянскому поэту и мыслителю.

«Обмани меня в цене, но не в товаре» - а данное высказывание принадлежит Томасу Фуллеру, английскому проповеднику и историку.

Конечно, существует намного больше цитат и афоризмов, посвящённых лжи. Во всех них заключён глубокий смысл, и каждое выражение по сей день актуально. Поскольку пусть времена и меняются, но человеческая сущность остаётся прежней. Обман существовал до нашей эры - он же будет жить и спустя тысячелетия. И всё сказанное не потеряет пресловутой актуальности.




Top