Вивальди цитаты. Высказывания о антонио вивальди

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств №1 г. Новый Уренгой

Наименование секции: народные инструменты

Исследовательская работа

тема: «Творчество Виктора Козлова и Никиты Кошкина как образец современного гитарного искусства»

Калинина Валерия Николаевна,

5 класс МБОУ ДОД ДШИ№1

Руководитель:

Власова Наталья Владимировна,

преподаватель.


г. Новый Уренгой

2015 г.

Введение.

В данной работе мы обратимся к творчеству современных гитарных композиторов, с целью обозначить перспективные тенденции обучения в классе шестиструнной гитары.

Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире существуют различные направления в обучении гитарному искусству. Мы рассмотрим некоторые из них.

Предположим , является ли творчество современных гитарных композиторов востребованным и вызывающим интерес у нынешнего поколения юных музыкантов?

Цель нашего исследования-обозначить перспективные направления современного гитарного искусства для успешного творческого роста и формирования будущих поколений музыкантов.

Несколько слов об истории гитары.

Гитара один из самых древних инструментов на Земле. Предшественники современной гитары сопровождают историю человечества не одну тысячу лет и известны в разных странах мира. Например, в Древней Греции одним из самых популярных инструментов была китара(китарра). И приводить таких примеров можно очень много. Во второй половине XVIII века появляется шестиструнная гитара, по утверждениям историков - в Испании. С появлением шестой струны и заменой двойных струн одинарными начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам. В таком виде существует она до сих пор. Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались столь велики, что она становится одним из самых любимых инструментов.Начинается "золотой век" гитары. Он связан с именами испанских композиторов и гитаристов-виртуозов Ф. Сора, Д. Агуадо и итальянских Ф. Карулли (1770-1871), М. Джулиани (1781-1829), М. Каркасси (1792-1853). Расцвет гитары, продолжавшийся почти до конца XIX столетия, сменился ее упадком, главным образом благодаря появлению фортепиано. Однако с начала XX века мы наблюдаем период нового расцвета гитары, вызванный, по-видимому, изменением отношения широкой публики к ней, как к старинному и одному из наиболее выразительных народных инструментов. В результате появился ряд исключительно одаренных гитаристов- виртуозов, преимущественно испанцев (Таррега, Льобет, Сеговия, Пухоль и другие), которые довели до совершенства искусство игры на гитаре и поставили гитару наравне с другими традиционными сольными инструментами.

Гитара в современном мире.

В 20 веке гитара стала резко набирать популярность. Если до этого на гитарах играли только в частных домах и салонах, то к концу прошлого столетия гитара стала выходить на сцены. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и многих формах популярной музыки. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру.

Но классическую шестиструнную гитару никто не отменял. Именно на этом инструменте учатся играть в детских музыкальных школах России. Концерты собирают полные залы. Талантливыми современными исполнителями создаются многочисленные школы и направления игры на классической гитаре. О двух из них Викторе Козлове и Никите Кошкине и пойдет речь в докладе.

Основная часть.

Виктор Козлов. Уральский виртуоз.

Рассмотрим более подробно творчество Виктора Козлова.

(родился 10.01.1958, Челябинск), российский гитарист, композитор и музыкальный педагог. Живет и работает в Челябинске (Россия). Заслуженный артист Российской Федерации (1997), профессор (2000). Лауреат I-ой премии Первого областного конкурса исполнителей на русских народных инструментах в Челябинске (1988 год), лауреат Международного конкурса композиторов (г. Эстергом – Венгрия, 1989), дипломант Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (Н. Новгород, 1990). Музыкой начал заниматься с 8 лет (Челябинская детская музыкальная школа № 2, педагог Ш. Х. Мухатдинов). В 1979–92 гг. учился в Челябинском музыкальном училище по классу гитары, параллельно занимался композицией в классе Ю. Е. Гальперина. В 1988 г. закончил Уральскую государственную консерваторию (класс В.М. Дерун). Принимал участие во многих гитарных конкурсах и фестивалях в России и за рубежом. Выступал с сольными программами в Москве, Минске, Бишкеке, Воронеже, Харькове, Санкт-Петербурге, Челябинске, Екатеринбурге, Томске, Новосибирске, Сургуте и др.

Как композитор, автор оригинальных сочинений для классической гитары, Виктор Козлов завоевал также дипломы I степени в Донецке (1982) и Москве (1988). Летом 1989 года его имя стало известно и за рубежом: на 9-ом Международном гитарном фестивале в Эстергоме (Венгрия) В. Козлов стал лауреатом третьей премии как композитор.

Сочинять музыку начал с 12 лет. Первые значительные опусы написаны в музыкальном училище: струнный квартет; трио для флейты, альта и гитары; вариации для фортепиано, «Хоровод и пляска» для гитары соло. В дальнейшем Виктор Козлов отдает предпочтение сочинению миниатюр для сольной гитары и трио гитар. Популярностью пользуются юмористические пьесы Козлова: Восточный танец (1982), «Марш солдатиков» (1985), «Маленький детектив» (1990), «Танец охотника» (1997), «Кискино горе» (1999). Несколько сочинений написано композитором для гитары с оркестром: «Концертино» (1987), «Былина и русский танец» (1995), «Буффонада» (1997). Особое место в его творчестве занимают многочисленные произведения для детей. Он выпустил сборник музыкальных произведений для юных гитаристов "Маленькие тайны сеньориты Гитары / Детский альбом юного гитариста", который в 1999 году был признан Русским гитарным центром (Москва) лучшим в России.

Ряд произведений Козлова опубликован в России, Англии, Германии, Италии, Польше и Финляндии. Его произведения включили в свой репертуар гитаристы Н. Комолятов (Москва), В. Жадко (Киев), Т. Вольская (США), А. Хорев (С.-Петербург), Е. Гредюшко (Белоруссия), С. Динниган (Англия), дуэт «Каприччиозо» (Германия), их также исполняет Трио гитаристов Урала (В. Козлов, Ш. Мухатдинов, В. Ковба) и инструментальный дуэт "Концертино" (Екатеринбург) и многие другие. В Челябинске музыкант сотрудничает с камерным оркестром «Классика», Государственным оркестром народных инструментов «Малахит», оркестром народных инструментов Челябинского высшего музыкального училища.

В настоящее время преподает в Челябинском Высшем музыкальном училище им. П.И. Чайковского. Среди его учеников лауреаты международных и всероссийских конкурсов, стипендиаты Международной программы «Новые имена»: И. Куликова, Н. Федоренко, Е. Пушкаренко, О. Киселев, М. Бакланова, Д. Иванченко.

В.В. Козлов – основатель южно-уральской гитарной школы (автор программ для всех ступеней обучения).

На протяжении нескольких лет он является участником и художественным руководителем Трио гитаристов Урала, в состав которого помимо самого Виктора Козлова входят Шариф Мухатдинов и Виктор Ковба.

Являясь председателем Челябинской областной Ассоциации классических гитаристов, он стал инициатором проведения в Челябинске международных фестивалей «Классическая гитара на Урале» (с 1991). В 1998 на студии звукозаписи «U-Saund» вышел CD-диск Козлова «Медитация для гитары соло» с произведениями современных композиторов и собственными сочинениями. На CD записаны также: «Черный тореадор», сюита для гитары соло (1988); «Баллада для Елены прекрасной» – для гитары соло (1997). Музыканты и критики называют В. Козлова «Уральским уникумом», фантастическим радостным самоцветом, а известный в Европе гитарист и «музыкальный критик» Пол Фаулес в английском журнале «Классическая гитара» так написал о нём: «Являясь автором оригинальных миниатюр мирового класса, В. Козлов – первый из талантливых композиторов комедийных произведений, что само по себе редкое качество в насыщенном мире современной музыки». В. Козлов – участник многих фестивалей гитарной музыки как у нас в стране, так и за рубежом. Он много концертирует в городах России и СНГ: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Екатеринбург, Новосибирск, Харьков, Минск, Бишкек и др.

Активную концертную деятельность В. Козлов успешно сочетает с педагогической работой в Челябинском высшем музыкальном училище.

Таким образом, произведения для гитары созданные за последние десятилетия, становятся важной частью всей отечественной профессиональной музыкальной культуры.

Никита Арнольдович Кошкин - российский классический гитарист, композитор.

Никита Арнольдович Кошкин Родился в Москве 28 февраля 1956 года. Учиться играть на гитаре начал в 1970 году в ДШИ № 28 у Владимира Борисовича Капкаева (сын Бориса Капкаева, ученика П.С. Агафошина).
В 1973 году, окончив музыкальную школу экстерном, поступил в музыкальное училище им. Октябрьской революции. Окончил училище в 1977 году. Педагоги: по классу гитары - Еманов Георгий Иванович, по дирижированию - Подуровский Виктор Михайлович, по композиции - Егоров Виктор Иванович. С 1977 по 1980 годы - преподавал в ДМШ № 28 и в ДШИ № 1.
В 1980 году Кошкин поступил в институт им. Гнесиных, который окончил в 1985 году. Педагоги: по гитаре - Александр Камиллович- Фраучи, по дирижированию - Вячеслав Валериевич Чистяков, по композиции - сначала Г.И. Литинский, потом Н.И. Пейко и Чернов. С 1983 Кошкин преподаёт в училище им. Октябрьской революции (впоследствии - Московский институт музыки им. Альфреда Шнитке).
Н.А. Кошкин активно работал в секции гитаристов при Московском хоровом обществе. Постоянный участник концертов секции. Часто выступал в дуэте с Александром Мартыновым (ныне Заслуженным артистом России). После скоропостижной кончины А.И. Савельева Кошкин отошёл от работы в секции. Выступал с сольными концертами в гитарных абонементах филармонии.

С 1987 года - солист Москонцерта. Объездил с гастролями всю Россию вплоть до Дальнего Востока. В программу концертов всегда включались собственные произведения Кошкина для гитары. С 1990 года играет только свои сочинения.
Премьера музыки Кошкина в Европе состоялась в 1978 году в Лондоне. Исполнена пьеса «Падение Птиц» (AndantequasiPassacaglia e Toccata). Исполнил гитарист Владимир Микулка (Чехословакия). В 1980 году в Париже он же исполнил впервые в Европе сюиту «Игрушки Принца», признанную по опросу журнала «ClassicalGuitar» самым значительным событием восьмидесятых годов.
Музыка Кошкина сначала печатается в издательстве «Советский композитор». Однако после интервью газете «Московский комсомолец», в котором Кошкин подверг критике работу отечественных музыкальных издательств, его произведения, готовые к печати, были исключены из плана, а сам автор стал «персоной нон грата» для советских издателей. С этого момента его сочинения издаются только за рубежом. Среди издателей - GendaiGuitar (Токио, Япония), EditionsLemoine (Париж, Франция), Chorus (Хельсинки, Финляндия), EditionOrphee (Колумбус, США), EditionMargaux (Берлин, Германия), CambridgeMusicWorks (Кембридж, Англия), CordaMusicPublications, AstonMusic(Великобритания), Papagrigoreou-Nakas (Афины, Греция), Doberman-Yppan (Канада), AMA Verlag (Германия).

В 1989 году состоялся европейский дебют Кошкина – его авторский концерт в зале Концертгебау в Амстердаме (Нидерланды). С этого момента начинается период активных зарубежных гастролей артиста, который продолжается до 2001 года. Кошкин объездил с концертами всю Европу, а также совершил несколько длительных турне по Соединённым Штатам Америки и Южной Африке. Выступал в самых престижных концертных залах, таких как Концертгебау (Амстердам), Мегарон (Афины), зал Берлинской филармонии. 5 ноября 1996 года состоялся сольный авторский концерт Никиты Кошкина в Концертном зале им. Чайковского в Москве. На следующий год Кошкин выступил в том же зале, но в дуэте с греческой гитаристкой Еленой Папандрэу.
В марте 2000 года Кошкин был приглашён дать концерт в зале Нобелевского института в Осло, в том самом зале, где вручается Нобелевская премия мира.
Никита Кошкин принимал участие во множестве фестивалей как в России, так и за рубежом. Постоянный участник фестиваля (с первого 1982 года) и председатель жюри конкурса в Белгороде. Также член жюри конкурсов в Воронеже, «Кубок Севера» (Череповец), Всероссийского (Тверь, 2001), Филлипос-Накас и Патрас(Греция), Жоры (Польша), GFA - Ла Хойа и Чарльстон (США). С 1999 года в местечке Руст в Австрии проводился ежегодный международный конкурс Никиты Кошкина. Победителем первого стал Марко ДиасТамайо (Куба), второго - ТомонориАраи (Япония). Кошкин преподавал гитару в летней творческой школе для одарённых детей Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Владивосток).
В 2007 году Кошкин участвовал в конкурсе «Гитар Арт» в Сербии (Белград), входил в состав жюри самых престижных европейских конкурсов - Конкурса Хоакина Родриго (Мадрид, Испания) и «Весна гитары» (Шарлеруа, Бельгия).
Кошкин постоянно работает над созданием педагогического репертуара. Ему принадлежат циклы пьес для учащихся музыкальных школ: «Маскарад» (24 пьесы) и «Шесть струн» (сюита в шести частях) - изданы в 1987 году EditionsHenryLemoine, Paris, France; «С днём рождения!» (24 пьесы) - изданв 1995 году Edition Margaux, Berlin, Germany; «Da Capo» (24 пьесы) - изданв 2000 году Edition Orphee, Columbus, USA. В 2006 году закончен новый цикл для детей «NominativusSingularis», который вышел в издательстве HenryLemoine, Paris, France в этом же году.

Кошкин часто выступал в дуэтах с другими музыкантами. Среди них Франк Кунц (США), Елена Папандреу (Греция), Ральф Винкельман (Германия), Владимир Микулка (Чехия), Оливье Шассен (Франция), УрошДойчинович (Сербия), Карлос Молина (Куба).

Статьи Кошкина печатаются в журналах «ClassicalGuitar», «GuitarInternational», «Soundboard», «Gitarre&Laute».

В декабре 2010 года в Индии проходил первый в стране международный гитарный фестиваль и конкурс имени Никиты Кошкина (анонс конкурса ). Форум собрал очень представительный состав гостей со всех уголков света: Поляк МарчинДылла, француз Габриэль Бианко, босниец Денис Азабагич, финн Петри Кумела, швед ЙоханнесМёллер, чех Павел Штайдл и др. Россию на фестивале представляла Ася Селютина. Программа её выступления целиком состояла из сочинений для гитары Никиты Кошкина. Во втором отделении концерта слушателей ждала мировая премьера: впервые прозвучали восемь прелюдий и фуг из цикла Кошкина «24 прелюдии и фуги для гитары соло».
Жюри конкурса возглавил Никита Кошкин. Уровень соревнования оказался очень высоким. Лауреатами стали АндрашЧаки (Венгрия) - I премия, Марк Топчий (Украина) - II премия, СанелРеджич (Босния) - III премия.
Специальные призы были распределены следующим образом: Владимир Горбач (Россия) - лучший европейский гитарист, Алексей Хорев (Россия-Франция) - лучшее исполнение сочинений Кошкина, СамуэльКлемке (Германия) - лучшее исполнение азиатского композитора, Ти Ту Ле (Вьетнам) - лучшая азиатская гитаристка.

Музыка Кошкина входит в репертуар многих гитаристов мира, среди которых Джон Вильямс, Владимир Микулка, Елена Папандрэу, Дмитрий Илларионов, Александр Мартынов, Аллан Нив, РикардоКобо, Лора Янг, СаймонДинниган, Мария ИзабельСиверс, Крэйг Огден, Антигони Гони, Стэйн-Эрик Ульсен, Энди Митчелл, Владислав Блаха, Майкл Партингтон, Фогараши Бела, Флавио Сала, Артём Дервоед, РайнбертЭверс , братья Ассад, гитарный дуэт Эден-Стелл, Загребское и Амстердамское гитарные трио, гитарный квартет Джорджии и другие.

В 1986 году на Всероссийском конкурсе в Туле обязательным произведением для гитаристов был отобран «Ашер-вальс» Никиты Кошкина. Для конкурсов в Воронеже были написаны пьесы «С днём рождения!», Марионетка, «Они идут!», Юмореска, Элегия, Вальс. В 1987 году, по заказу фестиваля в Торонто (Канада), Кошкиным написана рапсодия для гитары «Ойме», которую исполнил Владимир Микулка. Для Всероссийского конкурса в Твери в феврале 2001 года отобрана пьеса Кошкина «Пан». В 2004 году Кошкин пишет пьесу «Интродукция и Виваче», специально для конкурса GFA, который состоялся в Монреале (Канада).

В 1987 году Кошкин выигрывает международный конкурс композиторов на лучшее сочинение для гитары, проходивший в рамках гитарного фестиваля в городе Эстергоме (Венгрия).

В 1995 году состоялся Московский Международный Гитарный фестиваль и конкурс. В программу конкурса были включены сочинения Кошкина. Сам автор возглавил международное жюри, в которое вошли Николай Комолятов, Анастасия Бардина, Александр Мартынов, Вадим Кузнецов, Крис Килвингтон и Лоррейн Иствуд (Англия), Мария ЭстерГузман (Испания), Оливье Шассен (Франция), Ханс Вильгельм Кауфман (Германия), Владимир Микулка (Чехия). Лауреатами конкурса стали Александр Ренгач (Киев) и Евгений Финкельштейн (Москва), дипломы получили Алексей Хорев (Санкт-Петербург) и Владимир Карраско (Чили).

4 февраля 2006 года в Рахманиновском зале Московской консерватории состоялась премьера гитарного квинтета Никиты Кошкина. Сочинение исполнили Дмитрий Илларионов (гитара), Роман Минц (скрипка), Ася Соршнева (скрипка), Илья Гофман (альт) и Борис Андрианов (виолончель). А 27 марта того же года в Афинах состоялась премьера концерта «Мегарон» Никиты Кошкина для гитары и струнного оркестра. Позднее концерт прозвучал в Турции, а в мае 2006 года - в зале «Atheneum» в Бухаресте (Румыния). Его исполнили Елена Папандреу (гитара) и струнный оркестр «KAMERATA». Дирижировал АлександросМират. А в декабре в Московском Доме Музыки была исполнена «FantasiaConcertante» Фернандо Сора - Никиты Кошкина, необычное сочинение для гитары и струнного оркестра, своеобразная дань почтения Кошкина великому композитору XIX века Фернандо Сору. Единственное сочинение Сора для гитары с оркестром не сохранилось. Уцелела только партия гитары, известная под названием «GrandSolo». По нынешнее время её исполняют как сольное произведение. Кошкин воссоздал партитуру оркестра. И хотя она целиком написана Кошкиным, - стилистически выдержана в традициях XIX века.
В марте 2007 года в рамках московского фестиваля «Виртуозы гитары» состоялась ещё одна премьера. Дмитрий Илларионов и оркестр «Новая Россия» исполнили «ConcertoGrosso» для гитары с оркестром. Дирижировал Александр Сладковский.

В марте 2008 года в Большом зале московской консерватории прозвучал концерт для скрипки и гитары с оркестром МауроДжулиани - Никиты Кошкина (на основе дуэта Джулиани для скрипки и гитары). Сочинение исполнили Алёна Баева (скрипка), Дмитрий Илларионов (гитара) и Государственный академический симфонический оркестр им. Светланова. Дирижировал Бенджамин Эллин (Великобритания).

Кошкин записал три компакт-диска. Два из них - KoshkinPlaysKoshkin и WellTemperedKoshkin - выпущены американской компанией SoundsetRecordings (Arizona, Phoenix). Третий - Oratorium, в дуэте с лауреатом международных конкурсов флейтисткой Светланой Митряйкиной, - немецкой фирмой KreuzbergRecords.

Кошкин был ведущим авторского цикла передач о классической гитаре «Мой остров - гитара» на радиостанции «Орфей». Этот цикл просуществовал пять лет. В общей сложности в эфир вышло 38 передач о классической гитаре, а также 6 часовых программ, посвящённых негитарной музыке испанского композитора XX века Хоакина Родриго.

Кошкин принимал участие в многочисленных радио-, телепрограммах и интервью в разных странах. В США его авторский концерт в MesquiteArtCenter транслировался по всей Америке, так же как и интервью на радио в Лос-Анджелесе. Фирма Mel Bay Publications выпустилавидео «Nikita Koshkin in Concert».

Кошкин преподавал в консерваториях городов Таллин (Эстония), Мюнстер (Германия), Бордо и Париж (Франция), в Академии Эдварда Грига в Бергене и в музыкальной академии города Осло (Норвегия), в университетах Рэдфорд и Темпи (США). Читал лекции по композиции в университете Англия (AngliaUniversity, Кембридж), а также в США в университетах Аризоны, Калифорнии, Техаса, Вирджинии, Иллинойса, Северной и Южной Каролины, Нью-Мексико, Колорадо, Флориды.

Никита Кошкин регулярно проводит многочисленные мастер-классы во многих странах Европы и Америки. В октябре 2000 года он был приглашён председателем экзаменационной комиссии на выпускные экзамены в университет Претории (ЮАР).

В 1996 г. в Сербии, в городе Неготин, Н. Кошкин был удостоен золотой медали и премии Стевана Мокраньяца, а также почётной грамоты в Матице Сербской в городе Нови Сад.

В 1997 году в США ему были вручены символические ключи от города Мескит, а в городе Форт Уорт 25 октября был объявлен Днём Никиты Кошкина.
В 2006 году в Синайе (Румыния) Кошкину вручили премию румынского Общества гитаристов за вклад в гитарный репертуар и достижения в развитии и пропаганде классической гитары.

Заключение

Мы обратились к творчеству двух ярчайших гитаристов-композиторов и исполнителей современности. У каждого из них свой путь и свои цели в искусстве. Попробуем проанализировать и сравнить их творчество.

Обучаясь в школе искусств, учащиеся гораздо чаще встречаются с музыкой В.Козлова. Многие исполняли его пьесы. Нотные сборники с его музыкой встречаются у каждого преподавателя музыкальной школы. А его авторский сборник «Маленькие тайны Сеньориты Гитары» открывает детям путь в заманчивый и яркий мир гитарного искусства. В сборнике представлены пьесы для разного возрастного и технического уровня обучающихся. Автором расшифрованы интересные исполнительские приемы, позволяющие воспринимать гитару как современный и перспективный инструмент. Дети с удовольствием исполняют его произведения, они часто звучат на конкурсах. Можно почувствовать, что музыка написана с искренней любовью к инструменту и живому творчеству! Виктор Козлов активно концертирует вместе со своей супругой композитором Еленой Попляновой. В этом творческом тандеме родилось множество разнообразных пьес, заслуживших любовь слушателей и исполнителей.

С творчеством Никиты Кошкина учащиеся музыкальных школ, по нашему мнению, знакомы в меньшей степени. Этот выдающийся гитарист создал безграничные возможности для своего инструмента. Его музыка звучит в лучших залах мира. В его творчестве гитара выступает в различных жанрах, гитара звучит в союзе со многими инструментами, со струнными составами, с оркестром. Его музыка звучит на ведущих мировых конкурсах, тем самым доказывая безграничные возможности таланта и трудолюбия, показывая пример подрастающему поколению музыкантов.

Таким образом , мы рассмотрели пример творчества двух разноплановых музыкантов-исполнителей на шестиструнной гитаре. Благодаря таким ярким деятелям, высочайшим профессионалам своего дела, интерес к инструменту будет только расти! Гитара остается одним из популярнейших инструментов, каждый год в музыкальных школах конкурсный отбор на этот инструмент. Профессионалы, посвятившие жизнь любимому делу, своим примером доказывают молодому поколению возможность быть востребованными в своей профессии, перспективу безграничных возможностей и счастливой творческой судьбы!

Антонио ВИВАЛЬДИ (1678–1741) - итальянский композитор и скрипач; широко известный своими концертами, пользующимися большой популярностью. Родился 4-го марта 1678 -го года. Его отцом был скрипач собора св. Марка, который стал первым его учителем. В 1703 Вивальди принял сан священника, в период с 1704 по 1740 был директором музыки в Оспедале делла Пьета в Венеции – доме призрения сирот, который имел репутацию лучшей в городе музыкальной школы для девочек. Главной его обязанностью было сочинение музыки, и он писал с удивительной лёгкостью и быстротой. Вивальди оставил потомкам множество опер и духовных сочинений. Однако как современников, так и последующие поколения, больше привлекали инструментальные творения Вивальди, прежде всего концерты. В 1740 Вивальди уехал в Вену, где скончался 28 июля 1741.

Примерно с середины 18 в. в Италии главную роль в искусстве играла опера, но в предшествующие сто лет эту нишу занимала музыка для скрипки как инструмента, наиболее созвучным человеческим голосом. Наиболее выдающимся из предшественников Вивальди был А.Корелли (1653–1713); использовавший в своих сочинениях контрапунктические приемы, ставшие старомодными ко времени Вивальди. Сам Вивальди старался уйти от традиций прошлого, и больший акцент делал на выразительности, нежели к выделению деталей.

Довольно долго наследие Вивальди было известно только по небольшому числу напечатанных произведений, и лишь в 20 в. была предпринята попытка издания полного собрания его инструментальных творений для самых разнообразных составов, а именно 73 трио-сонат и 447 концертов. Его сонаты полностью соответствуют эпохе и её стилям, однако вдохновение композитора очень нуждалось в оркестре. Многие из его концертов были написаны для одной и более скрипок, но и для духовых инструментов тоже немало, из них 38 концертов для фагота; два концерта для двух мандолин и немного – для непривычных слушательской публике составов, например, для двух скрипок и двух органов. Иногда Вивальди не мог остановиться перед искушением показать растущие технические возможности инструмента, это было наиболее ярко выражено в его скрипичных концертах, и содержание таких сочинений не отличалось музыкальным богатством. Однако, композитор обладал острым инструментальным чутьем, что давало ему возможность достичь прекраснейших звуковых эффектов, к примеру, в необычайно выразительной и своеобразной медленной части концерта для четырех скрипок си минор из опуса 3 (позже И.С.Бах переложил этот концерт для четырех клавиров). Вивальди создал обворожительные концерты для флейты с блестящей фактурой; его произведения для фагота требуют от музыканта безукоризненной техники, демонстрируя при этом и лирические, кантиленные возможности инструмента. Очень часто вводные темы концертов Вивальди – напористые, заводные, но наиболее привлекательная сторона его таланта – лирическая. Медленные части его произведений, в особенности концертов для скрипки, имеют форму небольшой трехчастной оперной арии, с повторяющимся в репризе материалом экспозиции; это можно увидеть в отмеченной интересным гармоническим письмом сицилиане из ре-минорного концерта (из 3-го опуса). Также не нужно забывать о четырех концертах Времена года (№ 1–4 из опуса 8).

Долгое время о Вивальди помнили благодаря И.С.Баху сделавшему ряд транскрипций его произведений. Однако изучение творчества Вивальди даёт ему оценку талантливейшего мастера, сумевшего вложить в свои произведения огромную силу воздействия на слушателя.

Антонио ВИВАЛЬДИ: О музыке

Один из крупнейших представителей эпохи барокко А. Вивальди вошел в историю музыкальной культуры как создатель жанра инструментального концерта, родоначальник оркестровой программной музыки. Детство Вивальди связано с Венецией, где в соборе Св. Марка работал скрипачом его отец. В семье было 6 детей, из которых Антонио был старшим. Подробностей о детских годах композитора почти не сохранилось. Известно лишь, что он обучался игре на скрипке и клавесине. 18 сентября 1693 г. Вивальди был пострижен в монахи, а 23 марта 1703 г. - посвящен в духовный сан. При этом юноша продолжал жить дома (предположительно из-за тяжелой болезни), что давало ему возможность не оставлять музыкальных занятий. За цвет волос Вивальди прозвали "рыжим монахом".

В сентябре 1703 г. Вивальди начал работать в качестве преподавателя (maestro di violino) в венецианском благотворительном приюте для сироток "Pio Ospedale delia Pieta". В его обязанности входило обучение игре на скрипке и виоле д амур, а также наблюдение за сохранностью струнных инструментов и покупка новых скрипок. "Службы" в "Pieta" (их с полным правом можно назвать концертами) находились в центре внимания просвещенной венецианской публики. Из соображений экономии в 1709 г. Вивальди увольняют, но в 1711-16 гг. восстанавливают в той же должности, а с мая 1716 г. он уже - концертмейстер оркестра "Pieta". Еще до нового назначения Вивальди зарекомендовал себя не только как педагог, но и как композитор (главным образом автор духовной музыки). Параллельно работе в "Pieta" Вивальди ищет возможности публикации своих светских сочинений. 12 трио-сонат ор. 1 вышли в свет в 1706 г.; в 1711 г. появился знаменитейший сборник скрипичных концертов "Гармоническое вдохновение" ор. 3; в 1714 - еще один сборник под названием "Экстравагантность" ор. 4. Скрипичные концерты Вивальди очень скоро приобрели широкую известность в Западной Европе и особенно в Германии. Большой интерес к ним проявляли И. Кванц, И. Маттезон, Великий И. С. Бах "для удовольствия и поучения" собственноручно переложил 9 скрипичных концертов Вивальди для клавира и органа. В эти же годы Вивальди пишет свои первые оперы "Оттон" (1713), "Орландо" (1714), "Нерон" (1715). В 1718-20 гг. он живет в Мантуе, где в основном пишет оперы для сезона карнавалов, а также инструментальные сочинения для мантуанского герцогского двора. В 1725 г. выходит из печати один из наиболее знаменитых опусов композитора, носящий подзаголовок "Опыт гармонии и изобретения" (ор. 8). Как и предыдущие, сборник составлен из скрипичных концертов (здесь их 12). Первые 4 концерта этого опуса названы композитором, соответственно, "Весна", "Лето", "Осень" и "Зима". В современной исполнительской практике они нередко объединяются в цикл "Времена года" (такого заголовка в оригинале нет). По-видимому, Вивальди не был удовлетворен доходами от публикаций своих концертов, и в 1733 г. он заявил некоему английскому путешественнику Э. Холдсуорту о своем намерении отказаться от дальнейших публикаций, поскольку в отличие от печатных рукописные копии стоили дороже. В самом деле, с этих пор новых оригинальных опусов Вивальди не появлялось.

Конец 20-х - 30-е гг. часто называют "годами путешествий" (предп. в Вену и Прагу). В августе 1735 г. Вивальди вернулся было к должности капельмейстера оркестра Pieta, но комитету управляющих не понравилась страсть подчиненного к путешествиям, и в 1738 г. композитор был уволен.

В 1740 г. незадолго до смерти Вивальди отправился в свое последнее путешествие в Вену. Причины его внезапного отъезда неясны. Умер он в доме вдовы венского шорника по фамилии Валлер и был нищенски похоронен. Вскоре после смерти имя выдающегося мастера было забыто. Почти через 200 лет, в 20-х гг. XX в. итальянский музыковед А. Джентили обнаружил уникальную коллекцию манускриптов композитора (300 концертов, 19 опер, духовные и светские вокальные сочинения). С этого времени начинается подлинное возрождение былой славы Вивальди. Нотное издательство "Рикорди" в 1947 г. начало выпускать полное собрание сочинений композитора, а фирма "Филипс" приступила недавно к реализации не менее грандиозного замысла - публикации "всего" Вивальди в грамзаписи. В нашей стране Вивальди является одним из наиболее часто исполняемых и наиболее любимых композиторов. Велико творческое наследие Вивальди. Согласно авторитетному тематико-систематическому каталогу Петера Риома (междунар. обозн. - RV), оно охватывает более 700 названий. Главное место в творчестве Вивальди занимал инструментальный концерт (всего сохр. ок. 500). Излюбленным инструментом композитора была скрипка (ок. 230 концертов). Кроме того, он писал концерты для двух, трех и четырех скрипок с оркестром и basso continue, концерты для виолы д амур, виолончели, мандолины, продольной и поперечной флейт, гобоя, фагота. Известно более 60 концертов для струнного оркестра и basso continue, сонаты для различных инструментов. Из более чем 40 опер (авторство Вивальди в отношении которых с точностью установлено) сохранились партитуры лишь половины из них. Менее популярны (но не менее интересны) его многочисленные вокальные сочинения - кантаты, оратории, сочинения на духовные тексты (псалмы, литании, "Gloria" и т. п.).

Многие инструментальные сочинения Вивальди имеют программные подзаголовки. Некоторые из них относятся к первому исполнителю (концерт "Карбонелли", RV 366), другие - к празднику, во время которого впервые исполнялось то или иное сочинение ("На празднество Св. Лоренцо", RV 286). Ряд подзаголовков указывает на какую-то необычную деталь исполнительской техники (в концерте под назв. "L ottavina", RV 763, все solo скрипки должны играться в верхней октаве). Наиболее же типичны заголовки, характеризующие преобладающее настроение - "Отдых", "Тревога", "Подозрение" или "Гармоническое вдохновение", "Цитра" (последние два - названия сборников скрипичных концертов). При этом, даже в тех произведениях, названия которых, казалось бы, указывают на внешние изобразительные моменты ("Буря на море", "Щегленок", "Охота" и т. п.), главным для композитора всегда остается передача общего лирического настроения. Относительно развернутой программой снабжена партитура "Времен года". Уже при жизни Вивальди прославился как выдающийся знаток оркестра, изобретатель многих колористических эффектов, он много сделал для развития техники игры на скрипке.

335 лет со дня рождения Антонио Вивальди

Здравствуйте, дорогие друзья!

4 марта в этом году весь мир отмечал день рождения Антонио Вивальди. Ему исполнилось 335 лет (слайд №1)

Сегодня и мы с вами собрались по этому поводу.

Венеция. Карнавал (Слайд №2, 3, 4, 5) В масках и работали, и отдыхали, ходили на деловые встречи и просто на свидания…

Весной, во время карнавала, (Слайд №6) 4 марта 1678 года в семье венецианского скрипача и парикмахера Джованни Вивальди родился сын Антонио. Он родился таким слабеньким, что повивальные бабки окрестили его немедленно.

(Слайд №7) В парикмахерской в Вене в ту пору могли постричь, побрить, оказать первую медицинскую помощь. Здесь читали, сплетничали, играли на скрипке. Скрипки были приготовлены для ожидающих своей очереди посетителей так же, как теперь… иллюстрированные журналы.

Из пятерых детей Вивальди музыкантом стал только Антонио.

Уже в десять лет Антонио заменял своего отца - знаменитого виртуоза в оркестре Собора Святого Марка (Слайд №8) .

Позднее, и отец, и сын были упомянуты в городском путеводителе в качестве лучших скрипачей наравне с другими достопримечательностями.

Антонио посвятили в духовный сан. (Слайд №9) Ходили слухи, что он так увлечён музыкой, что сбегает со службы и записывает ноты на полях Библии (Слайд10) . Врождённая астма часто затрудняла чтение мессы.

В качестве скрипача виртуоза его пригласили в одну из так называемых Консерваторий Оспедале де ла Пьета. (Слайд 11)

На самом деле это был сиротский приют. В специальное окошечко на стене этого дома подбрасывали детей. Под этим окошком была строгая надпись о том, что грех избавляться от детей без особой нужды.

Девочек в этой Консерватории обучали музыке.

Антонио там прозвали «Рыжим священником». Для лучшего звучания своей музыки он спроектировал свод со специальной акустикой (Просмотр кадра из фильма «Рыжий священник») (Слайд №12) .

Жизнь в эпоху барокко была непростой. (Слайд 13,14, 15,16).

Ведь она то, возвеличивала творца, то ниспровергала. И среди всего этого сложно было обрести внутреннюю гармонию. Конечно же, Антонио Вивальди не был исключением.

Про Вену, в которой он родился, в народной песенке пелось: «Вместо улиц там каналы, вместо будней - карнавалы». (Слайд №17, 18, 19, 20) .

Действительно, жизнь в Венеции в те времена била ключом. В театрах почти не играли трагедий, город был наполнен музыкой. Карнавал прерывался лишь на время Великого поста. Венеция устояла перед завоевателями и перед Ватиканом. Именно в Италии был открыт первый общедоступный оперный театр.

Конечно, есть и другая сторона медали. За пышными фасадами скрывались огромные долги, дворы соседствовали с грязными лачугами, свирепствующая инквизиция... Но жизнь не переставала бурлить. И этот бурный характер города передался юному Антонио (Слайд №21).

Около сорока лет, обучая девушек игре на инструментах и вокалу, Антонио Вивальди, конечно же, писал и духовную музыку: кантаты, оратории, мессы, гимны.

Очень жаль, что духовная музыка осталась в тени его же концертов.

Знаменитая кантата «Глория» - это, охватывающая душу восторг, хвала небесам за торжество Жизни. А музыка второй части - «И на земле мир людям доброй воли» - это настоящая молитва о нашем земном пути, идущая из самой глубины сердца (Слайд №22).

Для оркестра «Пиеты» Вивальди написал свыше четырёхсот концертов. Мало кто в то время мог соперничать с ним в виртуозности. Скрипки, поющей человеческим голосом, (Слайд №23) человеческим сердцем, не было ни у кого - ни до, ни после Вивальди. Лишь о Николо Паганини говорили также. Известно, что очень сложную партию скрипки Вивальди писал для себя, а партии оркестрантов он значительно упрощал.

В «Пиете» Антонио увлёкся оперой (Слайд №24).

Опера была самым популярным развлечением в Венеции. Представления длились иногда по несколько дней. В театре готовили, принимали гостей, играли в карты…

До нас дошло 50 опер Вивальди. Он сам был импресарио, сам нанимал актёров, сам делал эскизы костюмов и декораций, сам продавал билеты (Слайд №25).

Антонио, конечно, понимал, что это весьма странное занятие для святого отца (Слайд №26).

Однако, считал именно оперу своим призванием, несмотря даже на то, что из-за этой своей страсти испортил отношения и с руководством «Пиеты», и с церковным начальством. Возможно, театр восполнял тот дефицит полноты и красочности жизни, которого он был лишён в детстве из-за болезни и долгого пребывания в семинарии.

Духовный наставник оказался прав - оперы Вивальди ныне забыты, а при жизни успели принести ему массу несчастий.

Всё началось с того, что он влюбился в певицу Анну Жиро, (Слайд №27) для которой писал главные партии. С ней он ездил в Европу для представления своих опер в Праге и Амстердаме. Об этом серьёзном романе сразу стало известно в церковных и музыкальных кругах и "реакция общественности" на нарушение священником обета безбрачия не заставила себя ждать - началась травля.

(Слайд №28, 29) Травили Вивальди грамотно: закрывали въезд в некоторые города, негласно запрещали исполнения его произведений, срывали премьеры опер, воровали партитуры, писали памфлеты.

В один прекрасный день Вивальди принимает решение распродать рукописи и уехать в Вену (Слайд №30) . Анна Жиро отправляется вместе с ним.

Кроме того, священники Италии осудили Вивальди за слишком вольное обращение со скрипкой. Он удлинил деку (Слайд №31) , чтобы было удобнее играть. Он писал музыку загадочно, и никогда её не исправлял.

Тоска по Родине - скверная вещь. Через несколько лет (в 1741 году) Вивальди умирает от обострившейся болезни в полной безвестности и нищете. Похоронили его в Вене, на кладбище для бедных у собора Святого Стефана (Слайд №32) .

Антонио Вивальди (Слайд №33) был абсолютно забыт и в родном городе и во всём мире. Через 30 лет после его смерти имя и вовсе исчезло из списка итальянских композиторов.

И только спустя почти 200 лет в 1926 году в одном итальянском монастыре были найдены несколько томов его произведений (Слайд №34) : 50 опер, 454 концерта, кантаты, оратории, мессы...

Талант его был заново открыт миру, и теперь мы его знаем, как величайшего композитора барокко, как непревзойдённого скрипача и дирижёра, как великой души человека.

Его дар в своё время высоко оценил Иоганн Себастьян Бах. Он переложил около двадцати скрипичных концертов Вивальди для клавира и органа.

(Слайд №35) Антонио Вивальди написал так много произведений, что если слушать по одному в день, то на это уйдёт не один год.

Вот такая история стоит за известной нам всем красивой музыкой.

Непростое, но красивое время, когда жизнь Вивальди осветилась любовью, подарило нам прекрасную музыку.

Именно тогда родились цикл «Времена года», (Слайд №36) концерт «Ночь» и множество других замечательных концертов и духовных произведений.

"Времена года" сейчас известны всем. Жизнь отнесла этот цикл к разряду "популярная классика».

Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих определённому месяцу. Каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода "литературную программу". Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.

В целом содержание цикла "Времена года" может быть богаче. Вероятнее всего, замысел цикла предполагает "побочные смыслы".

Напрашиваются ассоциации с периодами жизни человека (от рождения до смерти), а также с четырьмя регионами Италии (согласно четырём сторонам света) и одновременно с четырьмя частями суток (согласно пути Солнца по небу). Это рассвет (восток, Адриатика, Венеция), полдень (сонный и жаркий юг), закат (Рим, Лаций) и полночь (холодные предгорья Альп с их замёрзшими озёрами).

Существует мнение, что Вивальди использовал гармонический приём, при определённых условиях вызывающий у слушателя выброс в кровь гормона удовольствия - эндорфина. Это давно описанный в музыке факт - итальянские композиторы первые овладели секретом «гармонии наслаждения»

В концертах много ярких звукоизобразительных эффектов. Здесь присутствуют не только раскаты грома и порывы ветра, но и лай собак, жужжание мух, рев раненого зверя, и даже изображение подвыпивших поселян с их нетвердой походкой.

С первой же части «Весны» (Слайд №37) музыка наполняется «радостным пением» птиц, веселым журчанием ручейка, нежным веянием зефира, которое сменяется грозовым шквалом. «Лето» ярко изображает напористые «раскаты грома». «Осень» передает настроение народных гуляний, празднеств. В «Зиме» передаётся ощущение пронизывающей зимней стужи.

Концерт «Весна».
Ему предпослан такой эпиграф:
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Первая часть концерта открывается необычайно радостным мотивом, рисующим ликование, вызванное приходом весны - "Весна грядет!" Этот мотив помимо того, что обрамляет эту часть, еще несколько раз звучит по ходу части, являясь своего рода рефреном, что придает всей части форму, похожую на рондо.

Мы слышим и пение птиц, и раскаты грома, и как будто видим вспышки молнии.

Пауза.

Вторая часть ("Сон крестьянина").
Здесь Вивальди проявил своё поразительное остроумие. Над аккомпанементом первых и вторых скрипок и альтов парит мелодия солирующей скрипки. Именно она рисует сладкий сон крестьянина. В мягком пунктирном ритме играют все скрипки оркестра, рисуя шелест листвы. Альтам же Вивальди поручил изображать лай собаки, охраняющей сон хозяина.

Пауза.

Третья часть ("Танец-пастораль").

Здесь царит полное энергии и жизнерадостности настроение. Основным ритмом выступает поступь быстрой жиги - старинного танца.

(Слайд №39) . Послушав такую прекрасную музыку, хочется сказать только одно - пропитанная светом, страданием и радостью музыка Антонио Вивальди, будет жить в веках и тысячелетиях. И хочется верить, что она останется одной из любимейших во всём мире. (Слайд №40).

Слинько Ф.С.

Воркута, 2013 год

Утерянный концерт Антонио Вивальди обнаружен в Национальном архиве Шотландии в Эдинбурге. Концерт для флейты Il Gran Mogol ("Великий Могол") был найден научным сотрудником университета города Саутгемптон Эндрю Вулли (Andrew Woolley) среди бумаг лорда Роберта Керра, сына третьего маркиза Лотианского.

Исследователи считают, что концерт был приобретен им в начале XVIII века во время так называемого "большого путешествия" по Европе, которое дети дворян предпринимали, чтобы ознакомиться с мировым...

Сюжет для небольшой трагедии

В последнее время сразу несколько археологических находок сумели подтвердить правоту античных историков. Совсем недавно итальянские ученые нашли доказательства правдивости рассказа Геродота о погибшей армии персидского царя Камбиса.

Теперь, кажется, подтвердились и слова Плутарха о последних днях египетской царицы Клеопатры VII и римского полководца и политика Марка Антония, которые благодаря романтической истории их любви и смерти стали героями шекспировской...

Испанский режиссер Педро Альмодовар подтвердил информацию о том, что в его новом фильме "Кожа, в которой я живу" (La piel que habito) сыграет Антонио Бандерас. Ранее сам актер рассказал об этом в интервью. По словам Альмодовара, Бандерасу было запрещено разглашать подробности о фильме до определенной даты, но он нарушил этот запрет.

"Он не вытерпел, и я могу понять его: из-за этого фильма ему пришлось отложить возвращение на Бродвей и отказаться от нескольких других ролей", - цитирует слова...

Нет. Весь я не умру. Профессор Доуэль.
- Подумаешь - свернул не в том месте! С кем не бывает! И.Сусанин.

Я был бы не прочь узнать какой-нибудь рецепт блюда из вашей национальной кухни. Джеймс Кук.

Ну и иди пешком, а я поеду на лифте. Один из сиамских близнецов - другому.

У женщин свои секреты. Дездемона.
- Пап, а, пап, а почему трава зеленая? Пап, а, пап, а что будет, если крестьяне перестанут платить оброк? Пап, а, пап, а откуда я взялся? Пап, а, пап, а кто сильнее: медведь...

В четвертьфинале турнира смешанных единоборств Strikeforce российский боец Федор Емельяненко уступил бразильцу Антонио Силве техническим нокаутом. После второго раунда рефери по совету медиков принял решение остановить бой из-за серьезной гематомы на правом глазу россиянина.

Публицист Егор Холмогоров дает понять, что созыв Синода древних патриархатов в Стамбуле спровоцирован неосторожным высказыванием митрополита Илариона (Алфеева) "Всего несколько дней назад от имени Московского Патриархата было заявлено, что мы не рассматриваем концепцию Третьего Рима как актуальную каноническую теорию. И это несмотря на то, что она была интегрирована в томос об учреждении в России патриаршества", - заявил известный православный публицист, главный редактор интернет-издания...

В Нувейбу мы влюбились, что называется, с первого взгляда. Представьте себе такую картину: узкий, километров пять-шесть шириной, Акабский залив, с обеих сторон скалистые бурые горы.

С египетского берега в море вдается широкий песчаный язык, намытый селевыми потоками из просторного ущелья лет эдак десять тысяч назад, когда ливни в этой части нашей планеты были обычным явлением.

На песчаной косе - малюсенький бедуинский поселок, с рощицами пальм, застроенный просторно, хаотично - места...

"Крайности барокко" - с таким необычным и завлекательным названием проходит восьмой по счету международный фестиваль Earlymusic. На сегодняшний день - это самый масштабный, стильный и интересный аутентичный проект в России.

На фестиваль, базирующийся в Петербурге, приезжают из других городов и из-за рубежа специально, в нашей стране ему аналогов нет. И большая радость, что постепенно Earlymusic расширяет околоневское пространство: уже в течение нескольких лет отдельные проекты фестиваль...




Top