Живопись основные виды. Направления в живописи

Большинство живописных произведений, которые вы видите - это предметы станковой . Этот термин , что картины были написаны на специальном станке - мольберте. Их можно установить в раму, повесить на стену или преподнести в качестве подарка. Другими словами, станковая - это картина, написанная на плоском фоне: бумаге, доске. В этом виде живописи преобладают работы, написанные маслом, но также картины, в которых применяются другие материалы - гуашь и акварель, пастель, тушь, уголь, акриловые краски, цветные карандаши и т.д.
Одним из прикладных видов станковой живописи является театрально-декорационная живопись - эскизы костюмов героев и мизансцен.

Монументальная живопись - роспись зданий

Монументальная живопись не может существовать отдельно от того места, где ее выполняют. Этот вид живописи был очень популярен в 16-19 веках, когда строились величественные храмы, и лучшие художники расписывали их своды. Самый распространенный вид - это фреска, роспись водными красками по сырой штукатурке.

Также была распространена живопись на сухой штукатурке - секко, но такие произведения хуже сохранились до наших времен. Наиболее известный монументальной живописи - это масштабная роспись Сикстинской капеллы, в которой принял участие Микеланджело. По оценкам критиков, фрески капеллы могут быть приравнены к Восьмому чуду света.

Самые древние произведения монументальной живописи - это наскальные росписи первых людей.

Декоративная живопись - прикладное искусство

Декоративная живопись тесно сближается с декоративно-прикладным искусством. Она играет скорее вспомогательную роль в украшении различных предметов. Декоративная живопись - это разнообразные узоры и орнаменты, украшающие предметы быта, мебель, архитектуру. Авторы этого вида живописи могут быть неизвестны - нехитрые росписи крестьянских домов и мебели также относятся к этому виду.

Миниатюрная живопись - милые мелочи

Изначально миниатюрная живопись представляла собой оформления книг. Старинные книги делались с большой тщательностью и были очень дороги. Для их украшения нанимали специальных мастеров, которые красиво оформляли заглавные , обложки и заставки между главами. Такие издания были настоящим произведением искусства. Существовало несколько школ, придерживающихся строгих канонов миниатюрной живописи.

Позже миниатюрой стали называть любые живописные произведения малого масштаба. Они использовались в качестве сувениров и памятных подарков. Несмотря на малые размеры, этот вид живописи требовал большой точности и мастерства. Самыми популярными материалами для сувенирных миниатюр были , кость, камень и металлические пластинки.

Совет 2: Какие бывают виды мольбертов: основные и популярные

Рисование – это одно из самых интересных направлений в творчестве. Но для того чтобы написать картину, нужно правильно выбрать не только кисти и краски, но и мольберт.

Для некоторых людей занятие творчеством, а именно рисованием, является неотъемлемой частью жизни в виде хобби или профессиональной деятельности. Художники и любители придают особое значение именно материалам и приспособлениям, с которыми они работают. Так мольберты являются неотъемлемой частью творческого процесса, поэтому есть необходимость рассмотреть эти вспомогательные предметы более подробно.

Итак, в данный момент имеется три основных вида , это: мольберты-треноги, мольберты вертикальной панели (стационарные), а также этюдники. Каждый из видов мольбертов обладает характерными особенностями. К примеру, треноги очень удобны в сборке и эксплуатации. Такой мольберт всегда можно разобрать, при этом в сложенном виде это приспособление занимает совсем немного места.

В то же время мольберты вертикальной панели очень удобны, имея функции регулирования высоты и угла наклона, однако они занимают много места за счет своей стационарности. Принцип крепления бумаги или натянутого холста в этих типах мольбертов практически неизменен. Внизу имеется небольшая панель для расположения расходных материалов: карандашей, красок, кистей и прочего.

Этюдники могут быть использованы на природе для с натуры. При этом в собранном виде это приспособление превращается в небольшой чемоданчик, с которым можно совершать длительные переезды до места написания полотна.

Наиболее популярные мольберты

Наибольшей популярностью пользуются именно мольберты-треноги. Это обусловлено их удобством и компактностью. Кроме того, такой мольберт можно изготовить и самостоятельно, если вы не желаете тратить деньги на его покупку.

Для работы в студии или на дому часто используются и мольберты-столы, то есть мольберты с вертикальной панелью. Этот вид удобен при работе на одном месте, так как транспортировка его затрудняется невозможностью разобрать предмет на более мелкие детали с последующей сборкой. При этом каждый тип мольбертов предназначен для определенного целевого использования, однако наиболее универсальным можно по праву считать треногу, так как ее можно применять как для постоянной работы в студии, так и для работы с натуры на природе, разумеется, если она не слишком велика.

Источники:

  • Классификация мольбертов

Искусство декорирования поверхностей красками и кистью называют художественной росписью. Само понятие росписи серьезно отличается от живописи, так как является частью задуманного художником пространства.

Художественную роспись изначально наносили на любые демократичные и легкодобываемые материалы: кожу, дерево, натуральные ткани, глину и . Умения передавались из поколения в поколение мастерами, появлялись специфические художественные приемы, которые помогали изделия. Со временем избиралось наиболее содержательное и выразительное нанесение орнамента. В архитектуре росписью декорировали потолки, своды, стены, балки, а в быту декор наносился на предметы быта.

Систематизация различных видов росписи впервые была начата еще в 1876 году профессором А.А. Исаевым в его двухтомнике под названием «Промыслы Московской губернии». Предприятия художественной росписи и в настоящее время развивают свое дело, чтобы отвечать спросу на рынках России и за рубежом.

Хохломская роспись

В богатом растительном орнаменте нашло применение мастерство тонкой кисти, пришедшее из монастырей. Оттуда же был выведен секрет, как красить посуду в золотой цвет без применения золота. Роспись не изменилась до настоящего времени и процесс с давних времен до наших дней происходит одинаково. Заготовку посуды вытачивают из дерева на токарном станке, затем грунтуют специально подготовленным раствором глины или используют искусственные грунтовки. Посуду покрывают краской на основе олова или серебра, реже - алюминия. Расписывают по задуманному мотиву и сушат в печи, затем лакируют и снова делают горячую сушку.

Так как изделие несколько раз проходит интенсивную термическую обработку, краски были выбраны из тех, на чью яркость высокие температуры не влияли. Это черный, золото и киноварь.

Гжельский фарфор

Гжель уникальна, так как каждый художник, используя классические и всем знакомые мотивы, создает технику индивидуально. Главная роль принадлежит опытности мастера и движению его кисти. При этом на белизне от одного мазка возникают гармоничные переходы от темно-синего до нежно-голубого. Краска используется только одна, кобальт, и рисунок делается очень быстро, с первого раза.

Матрешка

Эти фигурки разного размера, вкладывающиеся одна в другую, ведут свой род из Японии. Большую популярность эти куклы приобрели в 1900 году, после выставки в Париже. Основное производство шло в селе Полховский Майдан, которое славилось и росписью, и токарями - ведь форму матрешки нужно было еще выточить.

Полховская имеет отличительные черты, по которым ее можно узнать среди прочих. У нее написанное мелкими мазками лицо, а в области лба цветок розы-дикуши. Цвет платка контрастирует с цветом сарафана, а со спины матрешка на 2/3 алая или зеленая. Фартук овальный и проходит от шеи до земли.

Самая сложная в обработке, инкрустированная соломой матрешка из Вятки.

Почти каждая девушка, если ее свободное время не перегружено учебой или свиданиями, имеет одно или несколько увлечений. Некоторые из них захватывают ее своей оригинальностью ненадолго, другие являются спутниками на всю жизнь.

Инструкция

Самым распространенным видом женского хобби можно назвать все виды рукоделия: и крючком, макраме, шитье, вышивание. Такое увлечение зарождается не на пустом месте, оно традиционно переходит от мам и бабушек, которые занимаются ими в присутствии дочерей и внучек. Маленькой девочке становится интересно, и она просит взрослых показать ей, петли, узелки, строчку или тамбурный шов. Вначале не получается, и она может даже забросить на время свое новое увлечение, но через несколько лет природа возьмет свое, и вот уже девушка-подросток сошьет свои первые джинсы или свяжет берет.

Не столь затратным по времени, оставляющим вечера свободными и для других занятий, является цветоводство. Все женщины любят цветы, а уж выращенные собственными представляют наибольший интерес. Слежение за появлением отростков, их увеличением в размерах и последующим цветением сродни материнству, поэтому и доставляет удовольствие многим представительницам прекрасного пола. Если терпения ухаживать за розами и фиалками нет, можно начать с хлорофитума, или простых кактусов.

К самым ранним видам хобби, которые возникают у маленького ребенка, относятся рисование и движение под музыку. Если к ним есть талант, то начинания не пропадут, а разовьются в умение отображать внешний и внутренний миры посредством живописи и танцевать. Если таланта нет, но душа настойчиво требует выражения всех ее порывов, то девушка становится неплохим фотографом. На ее снимках чаще всего фигурируют родственники и подруги, знаменательные места и захватившие воображение уголки природы.

Другим методом реализовать свой потенциал является изготовление поделок из различных материалов. Это лепка из глины и мыловарение, карвинг и дизайн. Последние могут превратиться в профессию и стать неплохим способом заработка. А карвинг можно назвать разновидностью распространенного, но далеко не всеохватывающего хобби – готовки. Сварить простейшую кашу и суп, испечь пиццу из всего, что есть в холодильнике, способна почти всякая девушка, но лишь некоторые из них обладают искусством приготовления оригинальных блюд.

И наконец, поголовное увлечение женщин всех возрастов и социальных категорий – это гадание. Чаще всего на картах, но для достижения результата используются также , кофейная гуща, хиромантия и другие методы ворожбы. Узнавание прошлого и будущего не может наскучить, а специализация на отдельном виде может превратить девушку в настоящего мастера.

Круглые и плоские, с деревянной ручкой и пластмассовой, куница и пони. Разнообразие форм и видов кистей помогает художнику в создании шедевров на полотне или бумаге. Так, например, беличья кисть применяется в основном для работы с акварельной краской, а кисть линейной формы используется для нанесения надписей.

Формы кистей

Одна из самых распространенных и универсальных форм кистей – круглая. Пучок такой кисти закреплен в круглую обойму, как правило, металлическую. Кисти могут быть разных размеров. Маленький пучок используется для создания миниатюр, а большой – для крупных пейзажей. Круглая кисть обеспечивает однородную линию одинаковой толщины, хотя умелый художник может ее варьировать.

Плоскими кистями хорошо прорабатывать крупные участки композиции, они удерживают в себе много краски. Мазки такой кистью получаются ровными и широкими.

Кисть под названием «кошачий глаз» имеет овальную или куполообразную форму. Такая кисть очень индивидуальна в использовании и может применяться аналогично круглой и плоской.

Подвид плоских кистей – контурные, они обладают схожей формой, но пучок короче и, соответственно, более упругий. Такие кисти используются для техники масляной живописи, ими легко делать плоские мазки и четкие контуры.

Шрифтовые кисти имеют круглый длинный пучок с тонким острым кончиком, что позволяет делать надписи и наносить контуры. Такие кисти используются с жидкими красками.

Ретушные кисти также относятся к разновидности плоских кистей, их особенность заключается в подрезанном под углом кончике. Такие кисти применяются для создания очень тонких мазков и плавного и точного перехода одного цвета в другой. Это создается благодаря тонкому и острому кончику.

Линейные кисти, также как и шрифтовые имеют круглую длинную форму пучка и используются для нанесения надписей и создания длинных ровных линий. Линейные кисти короче шрифтовых, но длиннее и тоньше круглых.

Кисти флейц помимо живописи, используются при нанесении макияжа, а именно, пудры или румян. Это мягкие кисти предназначены для свободной живописи акварельными красками. Они удерживают много воды, поэтому ими можно проводить длинные сплошные однородные линии без прерывания.

Веерные кисти имеют негустой пучок в форме веера. Они используются для создания утонченной цветовой растяжки, перехода цветов и контрастов.

Виды кистей

Помимо форм и размеров существует значимое различие кистей по видам, а именно, из какого волоса сделан пучок. Самый распространенный вид кистей – белка. Такие кисти изготавливают из обработанных волосков хвоста белки, так как именно в хвосте самые длинный ворс. Беличьи кисти очень мягкие и нежные, поэтому требуют особого ухода. Их используют для работы с акварельной краской или другой краской на водной основе.

Колонковые кисти изготавливают из обработанного ворса хвоста колонка. Эти кисти достаточно мягкие и в то же время, упругие. Поэтому их используют

Человек всегда стремился к красоте, гармонии и выражению себя. Это стремление с древнейших времён проявляется в живописи — виде изобразительного искусства, первые произведения которого мы можем встретить и у первобытного человека.

Живопись передаёт зрительные образы посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу (холст, дерево, бумага, картон). В зависимости от используемых красок и материалов основы выделяют различные техники и виды живописи . Среди них:

  • масло;
  • темпера;
  • эмаль;
  • гуашь;
  • пастель;
  • тушь;
  • живопись по штукатурке: фреска и а секко;
  • акварельная;
  • сухая кисть;
  • акрил;
  • смешанная техника
  • и многие другие.

Техник живописи существует великое множество. Всё, что оставляет какой-либо след на чём-то, строго говоря, является живописью: живопись создаётся природой, временем и человеком.

Цвет в живописи является одним из важнейших выразительных средств. Он сам по себе может быть носителем определённой идеи, кроме того может многократно усиливать мысль, заложенную в сюжете картины.

Живопись способна пробуждать в нас самые разнообразные чувства и эмоции. Созерцая, можно наполниться чувством гармонии и покоя , снять стресс и погрузиться в размышления , а можно зарядиться энергией и волей к воплощению своей мечты. Картина, которая близка эмоционально, способна удерживать на себе внимание часами, и обладатель такой картины будет находить в ней каждый раз новые смыслы, идеи и послания художника. Созерцание — одна из форм медитации, когда вы погружаетесь в свой внутренний мир и проводите столь необходимое время наедине с собой.

Кроме того, живопись , как и любой другой вид искусства, помогает выразить себя , свои эмоции и настроение, снять стресс и внутреннее напряжение, а иногда найти ответы на важные вопросы.

Для многих людей живопись становится не просто приятным занятием, но и полезным времяпрепровождением, благотворно влияющим на внутреннее состояние. Создавая что-то новое, человек раскрывает свой потенциал, реализует свои творческие способности, познаёт себя и окружающий мир.

Занятия живописью активизируют правое (творческое, эмоциональное) полушарие головного мозга . Это очень важно в наш разумный и рациональный век. Раскрытие творческих способностей помогает достижению успеха в совершенно разных областях жизни (карьере, отношениях с близкими людьми, личностном росте), поскольку творческий подход и гибкость становятся частью вашей личности.

Возможно, в детстве вы любили рисовать, а родители не захотели отдавать вас в художественную школу? Или вы всегда мечтали уметь красиво выражать свои мысли с помощью зрительных образов? "Учиться живописи никогда не поздно!" , — говорят современные учителя. При нынешнем разнообразии техник, жанров и материалов каждый может найти что-то подходящее для себя. А изучить основы композиции и сориентироваться в современных стилях и направлениях можно на специальных курсах живописи для взрослых.

Живопись — это целый мир красоты, образов и красок . Если вы хотите стать непосредственным участником его создания, тогда занятия живописью — для вас!

— это один из основных видов изобразительного искусства; представляет собой художественное изображение предметного мира цветными красками на поверхности. Живопись подразделяют на: станковую, монументальную и декоративную.

— в основном представлена работами, выполненными масляными красками на холсте (картоне, деревянных досках или оголите). Представляет собой самый массовый вид живописи. Именно этот вид обычно и применяют к термину "живопись ".

— это техника рисования на стенах при оформлении зданий и архитектурных элементов в зданиях. Особенно распространена в Европе фреска - монументальная живопись по сырой штукатурке водорастворимыми красками. Эта техника рисования хорошо известна ещё со времён античности. Позже, такая техника использована при оформлении многих христианских религиозных храмов и их сводов.

Декоративная живопись — (от латинского слова от decoro - украшать) это способ рисования и нанесения изображений на предметы и детали интерьера, стены, мебель и другие декоративные предметы. Относится к декоративно-прикладному искусству.

Возможности живописного искусства особенно ярко раскрывает станковая живопись с 15 века, с момента массового использования масляных красок. Именно в ней доступно особое многообразие содержания и глубокой разработанности формы. В основе живописных художественных средств лежат цвета (возможности красок), в неразрывном единстве со светотенью, и линия; цвет и светотень разработаны и развиты техниками живописи с полнотой и яркостью, недоступной другим видам искусства. Этим обусловлено присущее реалистической живописи совершенство объёмной и пространственной моделировки, живая и точная передача действительности, возможности реализации задуманных художником сюжетов (и способов построения композиций) и другие изобразительные достоинства.

Ещё одним отличием в различиях видов живописи является техники исполнения по разновидностям красок. Не всегда достаточно общих признаков для определения. Границу между живописью и графикой в каждом отдельном случае: например, произведения, выполненные акварелью или пастелью, могут относиться и к той и к другой области, в зависимости от подхода художника и поставленных им задач. Хотя рисунки на бумаге и относятся к графике, применение различных техник рисования красками иногда стирает различия между живописью и графикой.

Необходимо учитывать, что сам семантический термин "живопись" является словом русского языка. Оно взято для использования как термин в период формирования в России изобразительного искусства в эпоху барокко . Использование слова "живопись" в то время применялось только к определённому виду реалистичного изображения красками. Но изначально оно происходит от церковной техники рисования икон, в которой использовано слово "писать" (относящееся к письменности) потому, что это слово является переводом значения в греческих текстах (вот такие "трудности перевода"). Развитие в России собственной художественной школы и наследование европейских академических знаний в области искусства, развило область применения русского слова "живопись", вписав его в образовательную терминологию и литературный язык. Но в русском языке так и образовалась особенность значения глагола "писать" в отношении письменности и рисования картин.

Жанры живописи

В ходе развития изобразительного искусства сформировались несколько классических жанров картин, которые обрели свои особенности и правила.

Портрет — это реалистичное изображение человека, в котором художник пытается добиться сходства с оригиналом. Один из самых популярных жанров живописи. Большинство заказчиков использовали талант художников, чтобы увековечить собственное изображение или, желая получить изображение близкого человека, родственника и т.п. Заказчики стремились получить портретное сходство (или даже приукрасить его) оставив в истории зрительное воплощение. Портреты различных стилей являются самой массовой частью экспозиции большинства художественных музеев и частных коллекций. Данный жанр включает в себя и такую разновидность портрета, как автопортрет — изображение самого художника, написанное им самим.

Пейзаж — один из популярных живописных жанров, в котором художник стремится отобразить природу, её красоту или особенность. Различные виды природы (настроение времени года и погоды) оказывают яркое эмоциональное влияние на любого зрителя - это психологическая особенность человека. Стремление получить эмоциональное впечатление от пейзажей сделало этот жанр одним из самых популярных в художественном творчестве.

— этот жанр во многом похож на пейзаж, но имеет ключевую особенность: на картинах изображаются пейзажи с участием архитектурных объектов, зданий или городов. Особое направление - уличные виды городов, передающие атмосферу места. Ещё одним направлением этого жанра является изображение красоты архитектуры конкретного здания - его внешнего вида или изображения его интерьеров.

— жанр, в котором основным сюжетом картин является историческое событие или его интерпретация художником. Что интересно - к этому жанру относится огромное количество картин на библейскую тему. Так как в средневековье библейские сюжеты считались "историческим" событиями и основными заказчиками этих картин была церковь. "Исторические" библейские сюжеты присутствуют в творчестве большинства художников. Второе рождение исторической живописи происходит во времена неоклассицизма, когда художники обращаются к известным историческим сюжетам, событиям из времён античности или национальным легендам.

— отражает сцены войн и сражений. Особенностью является не только желание отразить историческое событие, но и донести зрителю эмоциональное возвышение подвига и героизма. В последующем, этот жанр становится ещё и политическим, позволяя художнику доносить зрителю свой взгляд (своё отношение) на происходящее. Подобный эффект политического акцента и силу таланта художника мы можем видеть в творчестве В. Верещагина .

— это жанр живописи с композициями из неодушевлённых предметов, с использованием цветов, продуктов, посуды. Этот жанр один из самых поздних и сформировался в голландской школе живописи. Возможно, его появление вызвано особенностью голландской школы. Экономический расцвет 17 века в Голландии привёл к стремлению к доступной роскоши (картинам) у значительного количества населения. Эта ситуация привлекла в Голландию большое количество художников, вызвав острую конкуренцию среди них. Бедным художникам были недоступны модели и мастерские (люди в соответствующих одеждах). Рисуя картины на продажу, они использовали подручные средства (предметы) для композиций картин. Эта ситуация в истории голландской школы является причиной развития жанровой живописи.

Жанровая живопись — сюжетом картин являются бытовые сцены повседневной жизни или праздников, обычно - с участием простых людей. Так же как и натюрморт, получает распространение у художников Голландии в 17 веке. В период романтизма и неоклассицизма этот жанр обретает новое рождение, картины стремятся не столько отразить повседневный быт, сколько романтизировать его, внести в сюжет определённый смысл или мораль.

Марина — вид пейзажа, в котором изображаются морские виды, прибрежные пейзажи с видом на море, восходы и закаты на море, корабли или даже морские сражения. Хотя существует и отдельный батальный жанр, но морские сражения всё равно относятся к жанру "марина". Развитие и популяризация этого жанра также можно отнести к голландской школе 17 века. Пользовался популярностью в России благодаря творчеству Айвазовского .

— особенностью этого жанра является создание реалистичных картин, изображающих красоту животных и птиц. Одной из интересных особенностей этого жанра является наличие картин, изображающих несуществующих или мифических животных. Художники, которые специализирующиеся на изображениях животных называются анималистами .

История живописи

Потребность в реалистичном изображении существовала с древнейших времён, но имела ряд недостатков из-за отсутствия технологий, систематизированной школы и образования. В древности чаще можно встретить примеры прикладной и монументальной живописи с техникой рисования по штукатурке. Во времена античности, большее значение придавалось таланту исполнителя, художники были ограничены в технологии изготовления красок и возможности получить систематизированное образование. Но уже в античности сформировались специализированные знания и труды (Витрувий), которые будут основой нового расцвета европейского искусства в эпоху Возрождения. Декоративная живопись получала существенное развитие во времена греческой и римской античности (школа утеряна в средние века) уровень которой был, достигнут только после 15 века.

Роспись римской фрески (Помпеи I век до н.э.), пример уровня техники античной живописи:

"Тёмные века" средневековья, воинствующее христианство и инквизиция приводят к запретам на изучение художественного наследия античности. Огромный опыт античных мастеров, знания в области пропорций, композиции, архитектуры и скульптуры оказываются под запретом, а многие художественные ценности уничтожаются из-за их посвящения античным божествам. Возвращение к ценностям искусства и науки в Европе происходит только в период Ренессанса (возрождения).

Художникам раннего Ренессанса (возрождения) приходится навёрстывать и возрождать достижения и уровень античных художников. То, чем мы восхищаемся в работах художников раннего Возрождения, было уровнем мастеров Рима. Наглядный пример потери нескольких веков развития европейского искусства (и цивилизации) в период "тёмных веков" средневековья, воинствующего христианство и инквизиции - разница между этими картинами 14 веков!

Возникновение и распространение технологии изготовления масляных красок и техники рисования ими в 15 веке порождает развитие станковой живописи и особый вид продукции художников - цветные картины масляными красками на грунтованном холсте или дереве.

Огромный скачок в качественном развитии живопись получает в эпоху Ренессанса , во многом благодаря труду Леона Баттиста Альберти (1404-1472 гг.). Он впервые изложил основы перспективы в живописи (трактат "О живописи" 1436 г.). Ему (его трудам по систематизации научных знаний) европейская художественная школа обязана появлению (возрождению) реалистичной перспективы и естественности пропорций в картинах художников. Знаменитый и знакомый многим рисунок Леонардо да Винчи "Витрувианский человек " (пропорции человека) 1493 года, посвящённый систематизации античных знаний Витрувия о пропорциях и композиции, был создан Леонардо на полвека позже трактата Альберти "О живописи". И труд Леонардо является продолжением развития европейской (итальянской) художественной школы Эпохи Ренессанса.

Но яркое и массовое развитие живопись получила, начиная с 16-17 веков, когда стала распространенной техника масляной живописи, появились различные технологии изготовления красок и сформировались школы живописи. Именно система знаний и художественного образования (техника рисования), в сочетании со спросом на произведения искусства у аристократии и монархов приводит к бурному расцвету изобразительного искусства в Европе (период барокко).

Неограниченные финансовые возможности европейских монархий, аристократии и предпринимателей стали прекрасной почвой для дальнейшего развития живописи в 17-19 веках. А ослабление влияния церкви и светский образ жизни (помноженные на развитие протестантизма) позволили родиться множеству сюжетов, стилей и направлений в живописи (барокко и рококо).

В ходе развития изобразительного искусства, художниками сформировано множество стилей и техник, которые приводят к высочайшему уровню реализма в произведениях. К концу 19 века (с приходом модернистских течений) в живописи начинаются интересные трансформации. Доступность художественного образования, массовая конкуренция и высокие требования к мастерству художников у публики (и покупателей) порождают новые направления в способах выражения. Изобразительное искусство уже не ограничено только уровнем техники исполнения, художники стремятся внести в произведения особые значения, способы "взгляда" и философию. Что часто идёт в ущерб уровню исполнения, становится спекуляцией или способом эпатажа. Разнообразие возникающих стилей, оживлённые обсуждения и даже скандалы порождают развитие интереса к новым формам живописи.

Современные компьютерные (цифровые) технологии рисования относятся к графике и не могут называться живописью, хотя многие компьютерные программы и оборудование позволяют полностью повторять любые техники рисования красками.

Ни для кого не секрет, что живопись имеет свою типизацию и разделяется на жанры. Зародилось это явление в Европе 15-го века, тогда сформировалось понятие первосортной живописи, туда входили картины мифологической и исторической направленности, к второсортной относили — пейзажи, портреты, натюрморты. Но эта сортировка потеряла свою актуальность примерно в 1900 годах, когда жанров и стилей стало слишком много и было бы слишком старомодно пользоваться четким делением только на эти две группы. Именно поэтому хочу рассказать про актуальные виды живописи на сегодняшний день.

Натюрморт (nature morte — «мёртвая природа») - картины неодушевлённых вещей. Этот жанр зародился в 15-ом веке, обрел самостоятельность в 17-ом, благодаря голландским художникам. Самостоятельным жанр стал в связи с наступлением Золотого века в Голландии, художники были избалованы изобилием еды и других вещей, которые раньше считались предметами роскоши и богатства, именно на этой почве появился такой узкий жанр как Голандский натюрморт. В наши дни натюрморт является широко распространенным видом живописи, и пользуется большим спросом у покупателей картин.

Портрет - человек либо группа людей которые изображены на картине. Рамки этого стиля очень расплывчаты, портрет очень часто пересекается с другими стилями, например с пейзажем или натюрмортом. Портреты еще бывают историческими, посмертными, религиозными. Еще существует автопортрет, это когда художник рисует сам себя.

Пейзаж - очень важный жанр в жиописи. В нем художник рисует либо первозданную, либо преображенную человеком природу, либо местность. Давно вышел за рамки привычных морских или горных видов, и на сегодняшний день является одним из самых популярных видов живописи. Пейзажи бывают городскими, сельскими, морскими, горными и т.п. Раньше пейзажи рисовали только на пленэрах, когда художник рисовал с натуры то, что видел. В наши дни такая практика встречается все реже, и современные художники предпочитают работать с фотографии.

Марина — тот же морской натюрморт, только с правильным названием. В маринах изображаются события которые происходят в море, баталии, большие волны, грузовые судна и т.п. Ярким представителем этого жанра был Иван Айвазовский.

Историческая живопись — возникла по необходимости, в эпоху Ренессанса, художники рисовали важные культурные и исторические события. Исторические картины не всегда основывается на истории, в нее так же входят различные виды живописи, такие как: мифология, евангельские и библейские события.

Батальная живопись — тематика, которая раскрывает тему войны и военной жизни. Художник старается изобразить важный, эпичный, ключевой момент сражения или битвы. При этом, достоверность может плавно отходить на второй план.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Особенности живописи как вида изобразительного искусства

Живописи принадлежит особое место в ряду других искусств : пожалуй, ни один другой вид искусства не способен передать увиденные явления мира, человеческие образы с такой полнотой, особенно если учесть, что большинство информации мы получаем из внешнего мира с помощью зрения, т.е. визуально. искусство живопись портрет пейзаж натюрморт

Именно искусству живописи удалось сотворить невозможное - остановить мгновение задолго до фотографии: произведения этого вида и искусства через один изображаемый момент передает предшествующее последующее, прошлое и будущее, домысливаемые зрителем.

Картина - это зрелище, организованное художником:

· Несмотря на то, что живописец воплощает действительные образы в зримых формах, они не являются прямым копированием жизни;

· Создавая картину, художник опирается на натуру, но при этом воссоздает ее на материале, полученном в результате его социального и профессионального опыта, умения, мастерства, образного мышления.

Можно обнаружить несколько основных видов переживания, вызываемых живописными произведениями:

· Узнавание привычных предметов, постигаемых зрением,- на основе этого рождаются определенные ассоциации по поводу изображаемого;

· Получение эстетического чувства.

Таким образом, живописное произведение выполняет изобразительную, повествовательную и декоративную функции.

Виды живописи и ее выразительные средства

Живопись разделяют на следующие виды:

· Монументально - декоративная - служит для дополнения и оформления архитектурных сооружений (стенные росписи, плафоны, панно, мозаики);

· Декорационная - используется в других видах искусств (в кино или театре);

· Станковая;

· Иконопись;

· Миниатюра.

Наиболее самостоятельной разновидностью является станковая живопись.

Живопись обладает особыми выразительными средствами:

· Рисунок;

· Колорит;

· Композиция.

Рисунок - одно из важнейших выразительных средств: именно с помощью него и составляющих рисунок линий создаются пластические образы. Иногда эти линии схематичны, лишь намечают конструкции объемов.

Цвет - ведущее выразительное средство искусства живописи. Именно в цвете познает человек окружающий его мир. Цвет:

· Выстраивает форму изображаемых предметов;

· Моделирует пространство предметов;

· Создает настроение;

· Образует определенный ритм.

Система организации цвета, соотношения цветовых тонов, с помощью которых решаются задачи художественного образа, называется колоритом:

· В узком значении - это единственно верная организация цветовых решений данной картины;

· В широком - общие для большинства людей законы восприятия цвета, так как можно сказать «теплый колорит», «холодный колорит» и т.д.

В различные периоды истории живописи существовали свои колористические системы.

На ранних этапах использовался локальный колорит, исключающий игру цветов и оттенков: цвет здесь как бы однороден и неизменен.

В эпоху Возрождения сложился тональный колорит, где цвета обусловлены положением в пространстве и их освещенностью. Умение обозначить именно светом форму изображаемого предмета называется пластикой цвета.

Существует два типа тонального колорита:

· Драматический - контраст света и тени;

· Цветовой - контраст цветовых тонов.

Для художника весьма важным является умение пользоваться приемом светотени, т.е. выдержать верную градацию светлого и темного на картине, поскольку именно так достигается объем изображаемого предмета, окруженного световоздушной средой.

Композиция в живописи в самом общем смысле - размещение фигур, их соотношение в пространстве картины. Композиция объединяет в единое целое огромное разнообразие деталей и элементов. Причинно-следственная их связь образует замкнутую систему, в которой ничего нельзя изменить или добавить к ней. Эта система отражает часть действительного мира, которая осознана и прочувствована художником, выделена им из множества явлений.

В то же время в области композиции находится сосредоточение идейно-творческого замысла, поскольку именно через нее проявляется отношение творца к своей модели. Изображение становится явлением художественным лишь тогда, когда оно подчинено идейному замыслу , потому что в противном случае можно говорить только о простом копировании.

Н.Н Волков обращает внимание на различие понятий «структура», «конструкция», и «композиция»:

· Структура определяется единым характером связей между элементами, единым законом формообразования. С понятием структуры по отношению к произведению искусства связывают многослойность художественного произведения, т. е. в процессе восприятия картины мы можем проникнуть в более глубокие слои ее структуры;

· Конструкция - это тип структуры, в которой элементы связаны функционально, потому что ее целостность зависит от единства функции. Применительно к картине можно сказать, что функцией конструктивных связей в картине является создание и укрепление смысловых связей, так как обычно конструктивный центр чаще всего и есть смысловой узел;

· Композиция произведения искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла.

Одним из главных законов композиции является ограничение изображения, которое обеспечивает возможности для самой важной в выражении замысла картины.

Форма ограничения также играет существенную роль - в художественной практике были выработаны такие основные формы:

· Прямоугольник.

Ограничение касается и того, что можно изобразить, т.е. найти внешнее подобие в красках, линиях на плоскости предметам, лицам, зримому пространству и т.д.

В практике изобразительного искусства известны следующие типы композиций:

· Устойчивые (статичные) - основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в центре произведения;

· Динамические - с господствующими диагоналями, кругами и овалами;

· Открытые - композиционные линии как бы расходятся от центра4

· Закрытые - происходит стягивание линий к центру.

Устойчивые и закрытые композиционные схемы характерны для художественной практики эпохи Возрождения, динамические и открытые - для эпохи барокко.

Техники и основные жанры живописи

Выразительность картины и воплощение художественного замысла зависят от того, какая техника живописи используется художником.

Основные виды техник живописи:

· Масляная живопись;

· Акварель;

· Темпера;

· Пастель;

· Фреска.

Живопись масляными красками характеризуется тем, что с их помощью можно получать сложные колористические решения - вязкость и долгое высыхание масляных красок позволяют пользоваться смешением красок и получать их разнообразные комбинации.

Обычной основой для масляной живописи служит льняной холст, покрытый полумасляным грунтом.

Возможны и другие поверхности.

Акварель отличается от других техник особой прозрачностью и свежестью цвета. Она не применяет белил и используется на негрунтованной белой бумаге, выполняющей их роль.

Интересна акварель, выполненная по сырой бумаге.

Темпера, приготавливаемая на казеиново- масляном, яичном или синтетическом связующем веществе, является одной из самых древних техник живописи.

Темпера осложняет работу художника тем, что достаточно быстро высыхает и не поддается смешению, а также при высыхании меняет цвет, Но зато цвет в темпере особенно красив - спокойный, бархатистый, ровный.

Пастель - живопись цветными мелками.

Дает мягкие, нежные тона. Выполняется на сырой бумаге или замше.

Произведения, выполненные пастелью, к сожалению, трудно сохраняются из- за их сыпучести.

Акварель, пастель и гуашь иногда относят к графике, поскольку эти краски наносятся на негрунтованную бумагу, однако они обладают в большей мере основным специфическим свойством живописи - цветом.

Фресковая живопись выполняется следующим образом: порошек красочного пигмента разводится водой и наносится на сырую штукатурку, прочно скрепляющую красочный слой.

Обладает многовековой историей.

Особенно часто такая техника используется при украшении стен зданий.

Несмотря на то что живопись способна отражать практически все явления действительной жизни, наиболее часто она представляет изображения людей, живой и неживой природы.

Поэтому основными жанрами живописи можно считать:

· Портрет;

· Пейзаж;

· Натюрморт.

Портрет

Портрет в самом общем смысле определяется как изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности.

Обычно указывают такие признаки портрета в изобразительном искусстве:

· Сходство с моделью;

· Отражение через нее социально- этических черт.

Но, несомненно, в портрете отражено не только это, но и особое отношение художника к портретируемому.

Никогда не спутать портреты кисти Рембрандта с работами Веласкеса, Репина с Серовым или Тропининым, поскольку в портрете представляют два характера - художника и его модели.

Неисчерпаема основная тема портрета - человек. Однако в зависимости от особенностей восприятия художником портретируемого возникает идея, которую стремится передать художник.

В зависимости от идеи портрета определяются:

· Композиционное решение;

· Техника живописи;

· Колорит и т. д.

Идея произведения порождает образ портрета:

· Документально- повествовательный;

· Эмоционально- чувственный;

· Психологический;

· Философский.

Для документально- повествовательного решения образа характерно тяготение к достоверной конкретизации портрета.

Стремление к документальному сходству здесь преобладает над авторским видением.

Эмоциональное образное решение достигается декоративными живописными средствами и документальная подлинность здесь не обязательна.

Не столь важно, как похожи на своих прототипов рубенсовские женщины. Главное - восхищение их красотой, здоровьем, чувственностью, передающееся от художника к зрителю.

К разновидности философского портрета можно отнести «Портрет старика в красном» Рембрандта (ок. 1654). В период его творческой зрелости были весьма распространены такие портреты- биографии пожилых людей, которые являются философским размышление художника о том периоде человеческой жизни, когда подводятся своеобразные итоги долгого и непростого бытия.

Художники довольно часто избирают в качестве модели себя, поэтому так распространен автопортрет.

В нем художник стремится оценить себя со стороны как личность, определить свое место в обществе, просто запечатлеть себя для потомков.

Дюрер, Рембрандт, Веласкес, Ван Гог совершают внутренний разговор с собой и одновременно со зрителем.

Особое место занимает в живописи групповой портрет.

Интересен он тем, что представляет собой именно общий портрет, а не портреты нескольких конкретных личностей, изображенных на одном холсте.

В таком портрете, конечно, существует отдельная характеристика каждого персонажа, но в то же время создается впечатление общности, единства художественного образа («Регенши приюта для престарелых в Харлеме» Ф. Халса).

Порой весьма сложно провести границу между групповым портретом и другими жанрами, поскольку старые мастера изображали группы людей часто в действии.

Пейзаж

Основным предметом изображения жанра пейзажа является природа - либо естественная, либо преображенная человеком.

Этот жанр значительно более молод, по сравнению с другими. Если скульптурные портреты создавались еще в 3 тыс. до н.э., а живописные насчитывают историю около 2 тыс. лет, то начало биографии пейзажа датируется 6 в. Н.э., причем распространены они были на Востоке, особенно в Китае.

Рождение европейского пейзажа произошло в 16 в., а самостоятельность жанра он приобрел лишь с начала 17 века.

Пейзажный жанр сформировался, пройдя путь от декоративно- вспомогательного элемента в составе других произведений к самостоятельному художественному явлению, портретированию природной среды.

Это могут быть реально существующие или воображаемые виды природы. За некоторыми из них закрепились свои названия:

· Городской архитектурный пейзаж называют редутой («Оперный проезд» К. Писсарро;

· Морские виды - мариной (пейзажи И. Айвазовского).

Жанр пейзажа становится не просто отображением природы, но и средством выражения особой художественной идеи.

Более того, по характеру излюбленных сюжетов в известной степени можно судить об эмоциональном строе художника и стилистических особенностях его творчества.

От выбора природного вида зависит образный смысл произведения:

· Эпическое начало содержится в изображении лесных далей, горных панорам, бескрайних равнин («Кама» А. Васнецов).

· Бурное море или непроходимая глушь воплощает нечто таинственное, порой суровое (Ж. Мишель «Гроза»);

· Лиричны виды засыпанных снегом тропинок, лесных опушек, небольших водоемов;

· Солнечное утро или полдень может передавать ощущение радости и спокойствия («Белые кувшинки» К.Моне, «Московский дворик» В. Поленова).

Поскольку первозданная природа постепенно подвергается активному вмешательству со стороны человека, пейзаж приобретает черты серьезного исторического документа.

Пейзаж способен воплотить даже некоторые социальные ощущения эпохи, течение общественной мысли: так в середине 19 века эстетика романтического и классического пейзажа постепенно уступает свое место национальному пейзажу, который нередко приобретает социальный смысл; зафиксировано в пейзаже и наступление новой технической эры («Новая Москва Ю. Пименова, «Берлино-Потсдамская железная дорога» А. Менцеля).

Пейзаж является не только объектом познания природы, памятником искусства, но и отражением состояния культуры определенной эпохи.

Натюрморт

Натюрморт изображает мир окружающих человека вещей, которые размещены и организованы в цельную композицию в реальной бытовой среде.

Именно такая организация вещей является компонентом образной системы жанра.

Натюрморт может иметь самостоятельное значение, а может стать частью композиции другого жанра, для того чтобы более полно раскрыть смысловое содержание произведения, как, например, в картинах «Купчиха» Б.Кустодиева, «Больная» В. Поленова, «Девочка с персиками» В. Серова.

В сюжетно- тематических картинах натюрморт имеет хотя и важное, но подчиненное значение, однако как самостоятельный жанр искусства обладает большими выразительными возможностями. В нем представлена не только внешняя, материальная сущность предметов, но в образной форме передаются существенные стороны жизни, отражаются эпоха и даже важные исторические события.

Натюрморт служит хорошей творческой лабораторией, где художник совершенствует свое мастерство, индивидуальный почерк,

У натюрморта наблюдались периоды спада и развития.

Огромное значение для его формирования сыграли голландские живописцы 16 - 17 вв.

Ими были выработаны основные, художественные принципы:

· Реализм;

· Тонкие наблюдения над жизнью;

· Особый дар передачи эстетической ценности привычных вещей.

В излюбленных «завтраках» и «лавках», с большим мастерством передавались материал предметов; фактура поверхностей фруктов, овощей, дичи, рыбы.

Особенно важно то, что в натюрморте подчеркивается неразрывная связь человека с миром вещей.

Художники импрессионисты несколько по- иному решали творческую задачу живописного натюрморта.

Здесь главным было, не отражение свойств предметов, их осязаемость. А игра света, цвета, свежесть колорита (натюрморты К. Моне, мастеров русской ветви французского импрессионизма К. Коровина и И. Грабаря).

Не всякое запечатление мира вещей на бумаге или холсте будет считаться натюрмортом. Так как каждый предмет имеет свои естественную среду обитания и предназначение, помещение его в другие условия может вызвать диссонанс в звучании картины.

Главное, чтобы объединенные в композицию натюрморта вещи создавали гармоничный эмоционально - насыщенный художественный образ.

Другие жанры живописи

Значительное место в искусстве живописи занимают жанры:

· Бытовой;

· Исторический;

· Батальный;

· Анималистический.

Бытовой жанр изображает повседневную частную и общественную жизнь, как правило, современную художнику.

В картинах этого жанра представлены трудовая деятельность людей («Пряхи» Д.Веласкеса, «На жатве» А. Венецианова), праздники («Крестьянский танец» П.Брейгеля), минуты отдыха, досуга («Молодая пара в парке» Т.Гейсборо, «Шахматисты» О.Домье), национальный колорит («Алжирские женщины в своих покоях» Э.Делакруа).

Исторический жанр - запечатление важных исторических событий. К этому жанру относят легендарные и религиозные сюжеты.

В числе картин исторического жанра можно назвать «Смерть Цезаря» К.Т. фон Пилоти, «Сдачу Бреды» Д. Веласкеса, «Прощание Гектора с Андромахой» А.Лосенко, «Сбинянок» Ж.Л. Давида, «Свободу, ведущую народ» Э Делакруа и др.

Предметом изображения батального жанра являются военные походы, славные сражения, ратные подвиги, боевые действия («Битва при Ангьяри» Леонардо да Винчи, «Тачанка» М. Грекова, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки). Иногда его включают в состав исторической живописи.

В картинах анималистического жанра отображается мир животных (« Домашние птицы» М. де Хондекутера, «Желтые лошади» Ф. Марка).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Зарождение и развитие в XVII веке голландского искусства. Изучение творчества крупнейших мастеров голландской и нидерландской жанровой и пейзажной живописи. Исследование специфических черт таких жанров как бытовой жанр, портрет, пейзаж и натюрморт.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2014

    История развития техники масляной живописи за рубежом и в России с XVIII в. Этапы развития пейзажа как жанра изобразительного искусства. Современное состояние масляной живописи в Башкортостане. Технология выполнения пейзажей приемами масляной живописи.

    дипломная работа , добавлен 05.09.2015

    Портрет как жанр в живописи. История портретной живописи. Портрет в русской живописи. Построение композиции портрета. Техника масляной живописи. Основа под живопись. Масляные художественные краски и кисти. Палитра красящих веществ и смешивание красок.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Понятие станковой живописи как самостоятельного вида искусства. Корейская живопись периода королевства Когурё. Виды изобразительного искусства и архитектура Силла. Выдающиеся художники и их творения. Особенности содержания корейской народной живописи.

    реферат , добавлен 04.06.2012

    Натюрморт как один из жанров изобразительного искусства, знакомство с умениями и навыками живописного выполнения. Особенности использования жидких акриловых красок. Знакомство с задачами живописи. Анализ напряженно-аскетического искусства Византии.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2013

    Тенденции в развитии русской живописи, осваивание художниками линейной перспективы. Распространение техники живописи маслом, возникновение новых жанров. Особое место портретной живописи, развитие реалистического направления в русской живописи XVIII века.

    презентация , добавлен 30.11.2011

    Общая характеристика, классификация и виды пейзажа как одного из актуальных жанров видов искусства. Выявление особенностей, взаимосвязей пейзажного жанра в живописи, фотографии, кино и телевидении. История появления фотоискусства на рубеже ХIХ-ХХ веков.

    реферат , добавлен 26.01.2014

    Художественно-исторические основы пейзажной живописи. История русского пейзажа. Особенности, пути, средства пейзажа как жанра. Композиционные особенности и цвет. Оборудование и материалы для масляной живописи как одного из распространенных видов живописи.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2013

    Возникновение натюрморта и обучение натюрмортной живописи в художественно-педагогических образовательных учреждениях. Самостоятельное значение натюрморта как жанра живописи. Натюрморт в русском искусстве. Обучение цветоведению на основе живописи цветов.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2015

    История развития натюрморта, знаменитые живописцы. Модель выполнения, изображаемые объекты, композиционные особенности жанра. Цвет, средства, приемы и технология масляной живописи. Основные правила работы красками. Выбор темы, работа с холстом и картоном.




Top