Значение занятий музыкальной направленности для детей. «Значение и последствия занятий музыкальной направленности для детей

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал.

Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально.Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.

Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание.

Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера.

Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе.

Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

Наиболее важные критерии в работе музыкального руководителя ДОУ:

1.Создание необходимых условий для развития у детей музыкальных способностей с учетом особенностей ребенка (смущение, застенчивость и т.п.), профилактика возникновения у него негативных переживаний.

2. Развитие у детей музыкального слуха: звуковысотного, ритмического, тембрового, и т.д. (используются дидактические игры, приемы моделирования и пр.)

3. Формирование певческих способностей.

4. Овладение дошкольниками элементарной игрой на музыкальных инструментах: металлофоне, бубне, погремушке и пр.

5. Развитие музыкально-ритмических движений в соответствии с характером музыки.

6. Учет достижений ребенка в разных видах музыкальной деятельности, фиксирование внимания на его потенциальных возможностях и способностях. Достижения дошкольника не сравнивается с достижениями других детей, а лишь с его собственными.

7. Создание условий для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в музыкальной игре (совместное чтение сказок, прослушивание аудиокассет, обсуждение событий жизни детей; организация посещения музеев, концертных залов, музыкальных театров и т.д.)

8. Приобщение ребенка к мировой и национальной музыкальной культуре.

9. Ознакомление детей с классической музыкой: прослушивание музыкальных произведений, беседы об их содержании, композиторах и т.д.

10. Знакомство дошкольников с призведениями народной музыки и песенного фольклора:организация их прослушивания и исполнения, знакомство с частушками, колядками, хороводами; разучивание народных танцев, песен, игр и т.п.

11. Формирование у детей представления о видах музыкального искусства (опере, балете и т.д.) и различных жанрах музыкальных произведений (вальсе, марше, колыбельной и др.).

12. Знакомство детей на занятиях с многообразием выразительных средств в музыке (ладом, мелодией, тембром, силой, темпом, высотой, длительностью звука и пр.).

13. Ознакомление дошкольников с различными классическими и народными музыкальными инструментами (рассказ о старинных и современных музыкальных инструментах, знакомство с их внешним видом и звучанием).

14. Приобщение детей к обрядовым, народным и традиционным праздникам и гуляньям.

15. Создание условий для развития творческой активности детей в музыкальной деятельности; обеспечение игровым материалом и оборудованием для музыкального развития детей.

16. Проведение музыкальных занятий (слушание музыки, пение, муз.-ритмические движения, игра на муз. инструментах). Стимулирование и поддержка стремления ребенка к выражению чувств через мимику, жесты, движения, голос.

17. поощрение импровизации детей в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах и пр.: побуждение передавать музыкальными средствами характерные особенности различных персонажей, свои эмоциональные переживания и настроения и т.п.

18. Предоставление дошкольникам права выбора средств для импровизации и самовыражения: музыкальных инструментов, роли, сюжетов, видов деятельности: пения, танца, ритмических движений и пр.

19. Создание условий для развития музыкального творчества детей на основании синтеза искусств, использование сочетания разных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игр-драматизаций и т.д.

20. Поощрение исполнительского творчества в музыкальной деятельности (участие в музыкальных спектаклях, концертах и др.) при поддержке педагогом индивидуальных интересов и возможностей детей с одновременным учетом их возрастных особенностей.

21. Помощь детям (по мере овладения дошкольниками игровыми действиями) в выборе различных музыкальных ролей; организация несложных музыкально-сюжетных игр с несколькими детьми.

22. Совместная музыкальная деятельность детей и взрослых: создание (по возможности) хора, оркестра или танцевального ансамбля с участием взрослых; проведение совместных праздников детей, родителей и сотрудников ДОУ и т.д.

23. Развитие у дошкольников в соответствии с их индивидуальными особенностями способности свободно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в музыкальные спектакли детей с речевыми трудностями), обеспечивая тем самым активное участие каждого.

24. Постоянный учет возможностей ребенка, с тем, чтобы не допускать унего ощущения несостоятельности6 оказывать помощь при затруднениях, не «навязывать» ему сложных и непонятных музыкальных произведений.

25. Проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему; стремление установить с детьми доверительные отношения, проявление внимания к их настроениям, желаниям, достижениям и неудачам.

26. Создание развивающей среды, способствующей музыкальному развитию и эмоциональному благополучию детей (экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества, портретов композиторов и выдающихся исполнителей; выставки авторских работ детей; родителей; цветы и пр.).

27. Органичное включение музыки в различные виды деятельности детсада (при проведении зарядки, на занятиях по изобразительной деятельности ит.д.).

28. Использование музыки при организации режимных моментов (колыбельной – перед сном, веселой музыки – на прогулке, в процессе игры и занятий).

29. Проведение консультаций и оказание методической помощи родителям по вопросам музыкального воспитания детей в школе.

30. Обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты при проведении занятий.

31. Участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

32. Повышение своей профессиональной квалификации.

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Музыкальная культура личности - это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения.

Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней.

В большинстве своем все люди испытывает потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни, но, к сожалению, это в основном радио и ТВ-репертуар. Назначение музыкальных произведений связывается с развлечением и отдыхом, музыка, по их мнению, помогает расслабиться после рабочего дня, корректирует эмоциональное состояние.

Задача педагогов дошкольных учреждения - по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации. Важно сформировать у юной личности самостоятельность в эстетической оценке действительности.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются нам важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий - низкий, громкий - тихий), двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называет простейшие музыкальные инструменты.

Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

В области восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. У старших дошкольников восприятие еще недостаточно дифференцированно: не имеет целенаправленного характера, часто непроизвольно (непреднамеренное восприятие). Поэтому в сочетании с аналогичными особенностями внимания, восприятие ребенка обычно привлекается яркостью, наглядностью.

Наглядные пособия на музыкальных занятиях необходимы дошкольникам не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал, что ":внимание маленького ребенка - это капризное "существо". Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизится к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка - если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник".

Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания -развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает музыкальные способности детей, а различные виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

Ребенок младшего дошкольного возраста, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей необходимо подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие - нежно и ласково.

Эмоциональная отзывчивость на музыку - это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.

Список литературы

  1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности "Музыка и пение" - М.: Просвещение, 1983.-224 стр.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.; Просвещение, 1981г.
  3. Метлов Н.А. Музыка - детям- М.; Просвещение, 1985г.
  4. Методика музыкального воспитания в детском саду/ под ред. Ветлугиной Н.А. - М, 1982г.
  5. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. - М.: 1972г.
  6. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997
  7. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т / В.А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1979.
  8. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. - М.; 1986г
  9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М., Л., 1977г.
  10. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания - М., 1989г.

Музыкальные занятия – основная форма организации музыкальной деятельности детей, где осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыка обладает особенным даром – она понятна и близка людям любой национальности. С рождения и на протяжении всей жизни она воздействует на человека и отражает переживания людей в разные моменты его жизни. Слушая колыбельную успокаивается плачущий ребенок, от мелодий прошлых лет на глаза наворачиваются слезы, от залихватской плясовой ноги сами просятся в пляс, марши заставляют отбивать ритм, пусть даже пальцами рук.

Музыка способна успокоить и утешить людей, снять психическое напряжение, помочь, расслабиться, преодолеть стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней. Большинство людей испытывает потребность слушать музыку , любят ее, она присутствует в их жизни.

Музыкальные произведения отражают страницы истории и объединяют людей в едином переживании, они словно средство общения между ними. Она сопровождает человека всю жизнь.

Еще до рождения можно и нужно приобщать детей к музыке , сделать её активным помощником эстетического воспитания. Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка.

Ребенок выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание . То есть, если музыка положительно влияет на ребенка уже в первые годы его жизни, то просто необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия.

Ведь музыка дает большие возможности для общения взрослого и ребенка, она является основой для эмоционального контакта между ними. Ребенок с раннего детства узнает знакомые мелодии и различает высоту и силу звуков (высокий - низкий, громкий - тихий, может двигаться согласно характеру музыки , умеет выполнять простые движения : притопывает ногой, хлопает в ладоши, поворачивает кистями рук

Данные современных научных исследований свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Если в детстве у ребенка не будет музыки , то восполнить отсутствие полноценных музыкальных впечатлений впоследствии проблематично.

С этим искусством дети соприкасаются с рождения, в детском саду они получают уже целенаправленное музыкальное воспитание . Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста.

Дошкольный возраст наиболее оптимален для приобщения ребенка к миру прекрасного. Поэтому очень важно чтобы воспитатель был всесторонне развит и приобщен к миру музыкального искусства . Как и любое другое искусство, музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям. Важно не только понимать и любить музыку , научиться выразительно, стройно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструменте. Самое главное - уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Музыкальные занятия - это основная форма музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении. На музыкальных занятиях дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки , пению, музыкально -ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах . Музыкальные занятия способствуют развитию музыкальности ребенка , формированию его личности.

Музыкальное занятие является самым сложным по своему построению в детском саду, поскольку чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сосредоточенности, волевых усилий.

Музыка это средство эстетического воспитания, которое направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Музыкальные занятия объединяют детей совместными действиями, радостными, эстетическими переживаниями, учат культуре поведения, способствуют проявлению умственных усилий, инициативы, творчества. Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности . Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

И в повседневной жизни детского сада также происходит влияние музыки на дошкольников . Важно использовать музыкальные произведения в часы приема детей, досугов, на прогулке, на занятиях , перед сном и после сна. Музыка обогащает детей новыми впечатлениями, что способствует развитию самостоятельной творческой инициативы.

Жизнь детей в группе нужно так организовать, чтобы она стала ярче, разнообразнее. Чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях каждый ребенок мог применить самостоятельно. С этой целью воспитателю необходимо заранее продумать возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного её включения в детскую деятельность.

Если утреннюю гимнастику или физкультурные занятия сопровождает музыка , то качество выполняемых ими упражнений значительно повышается , лучше организуется коллектив.

Доказано наукой, что звучание музыкальных произведений влияет на работоспособность сердечно сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. Если выполнять упражнения с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Ребенок и здесь учиться воспринимать музыку , двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности.

При знакомстве детей с русскими народными сказками, воспитатель может сопровождать свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок. Сказка воспринимается детьми быстрее и интереснее, если при её пересказе будут использоваться музыкальные произведения , детские музыкальные инструменты . Это позволит детям понять характер героев, особенности персонажей сказок.

Музыка также обогащает детские впечатления. Например, дети старшей группы рисуют осенний пейзаж, как падают медленно, кружась осенние листочки. И включив детям музыкальное произведение "Осенняя песня" П. Чайковского, или любую другую, педагог создает определенный настрой на работу.

Дети очень любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий . С большим удовольствием они будут слушать песни из знакомых мультфильмов, музыкальные композиции в современном исполнении.

В часы досуга дети любят устраивать импровизированные "танцы", они поют вместе воспитателем знакомые песни. В свободное время, дети часто играют в "концерт", " музыкальные занятия ", "день рождения", они могут вспомнить и спеть уже известные музыкальные произведения , танцы, хороводы, импровизируют, сочиняют собственные песенки, пытаясь играть на разных музыкальных инструментах .

Если использовать музыку и во время прогулок детей, то она и здесь окажет свое воспитательное влияние и будет стимулировать их активность, самостоятельность, создаст хорошее настроение.

Обычно лето наиболее подходящее время года для музыкальных проявлений детей на прогулках, когда на участках организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем водить хороводы. Очень нравятся детям подвижные игры с пением ("У медведя во бору", "Теремок") . Успех всей этой работы во многом зависит от воспитателя, от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального руководителя .

Проводимые развлечения в детском саду также обогащают жизнь ребенка. Исполнение песен, праздничных хороводов, плясок объединяет всех в едином порыве. Даже когда выступает небольшая группа, остальные дети радуются успехам своих товарищей.

Развлечения в детском саду могут быть разнообразны по своей тематике и организации. Это и концерты, спектакли, игры соревнования, викторины, карнавальные театрализованные представления. Таким образом, развлечения это весьма интересная, воспитывающая форма организации музыкальной деятельности , поскольку вызывают у ребят желание самостоятельно и творчески себя проявить, создают веселье, радость,. Так же организуются поздравления детей с днём рождения. Всё это не только развивает музыкальные способности детей , но и приучает их заботится друг о друге.

Приветствуется и использование музыкально дидактических игр , которые развивают музыкальных слух , творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усвоить элементы нотной грамоты. Например, музыкально дидактическая игра "Песня, танец, марш", где дети должны определять жанр музыкального произведения с помощью картинок символов. Дети с восторгом слушают бодрую, веселую, подвижную, энергическую музыку , четко и ритмично ходят под неё.

Хорошо играть на различение характера танцевальной музыки . Слушая музыку , дети определяют, что это – полька, вальс или русская плясовая.

Характер музыки иногда можно понять по движениям под неё. Двигаясь под музыку , дети могут проверить, правильно ли они назвали танец, подходят ли их движения к данной музыке .

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребёнка. Важно уже в раннем возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления , побудить сопереживать музыке . Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Музыкальные занятия играют развивают выдержку, волю, внимание, память, воспитывают чувство коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе.


Читайте в этой статье:

Интерес детей к музыке можно заметить с раннего возраста. При этом часто вопросы, касающиеся развития мира малыша, практически не волнуют их родителей. На самом деле для детей дошкольного возраста очень важно развивать музыкальность и любовь к музыке. На данном вопросе взрослым следует сделать большой акцент. Когда детей заставляют запоминать ноты, разучивать различные гаммы и этюды, они быстро устают и не понимают, что может быть интересного в этих занятиях. Иногда бывает так, что малыш учится играть на конкретном инструменте, но при этом не умеет играть те детские песни, которые они поют в садике. Он не совсем понимает ту музыку, которую его заставляют разучивать, и по этой причине такие занятия для него становятся скучными и неинтересными. Он их не воспринимает как творческое занятие. Чуть позже такие занятия превращаются в настоящую каторгу. Занятия музыкой для таких детей должны основываться на их интересах и предпочтениях. Огромный отпечаток на вкусы дошкольника оказывает окружающая среда. Немаловажная роль здесь отводится и родителям.

Развитие музыкальности дошкольников

Музыка занимает особое место не только в жизни взрослых, но и в жизни детей. Приобщая молодое поколение к музыкальной культуре, можно открыть для дошкольника мир, наполненный новыми ощущениями и радостными переживаниями, и при этом помочь ему развиться эстетически и эмоционально.

Для того чтобы музыкальное развитие детей было успешным, необходимо с ранних лет воспитывать в ребенке любовь к музыке. Главными компонентами развития музыкальности являются слух и эмоциональная отзывчивость. Без этих музыкальных способностей становится невозможным приобщение ребенка дошкольного возраста к миру музыки. В свою очередь, это может пагубно отразиться на целостном воспитании личности.

Эмоциональное восприятие музыки считается одним из главных показателем музыкальности. Благодаря простейшим сенсорным способностям складывается база для развития чувства ритма и ладовысотного слуха. Эти способности проявляются не только во время восприятия музыки, но и во время ее исполнения.

В настоящее время существует большое количество вопросов о том, какая взаимосвязь существует между музыкой и развитием детей. Музыка способна оказывать влияние на того, кто ее слушает, изменять его настроение, создавая образы за счет различных средств выразительности. Одни выражены ярко и динамично, другие заставляют задуматься. В любом случае только находясь в комплексном взаимодействии, они способны оказать влияние на слушателя.

Во время слушания музыки происходит не только формирование музыкальных способностей, но и эмоциональное развитие, так как, слушая музыку, дети учатся различать образы и сопереживать героям. Язык музыки невозможно выразить словами, она способна вызывать такие эмоции и чувства, которые не имеют словесных описаний.

Для чего необходимо музыкальное развитие

Уже очень давно доказано, что малыш начинает воспринимать музыку, находясь еще внутри утробы матери. При восприятии музыки вместе с будущей мамой происходит музыкальное и эмоциональное развитие, формирование его вкусов и предпочтений.

Основной период, в котором происходит формирование музыкальных способностей и приобщение к музыкальной культуре, — это дошкольный возраст. Расширение музыкально-эстетического сознания детей на этом этапе положительно скажется на последующем развитии личности.

Музыка оказывает влияние и на умственное развитие детей, дает большое количество информации о жизни композиторов. Разбирая содержание произведений, дети расширяют свой кругозор, в словаре появляются новые слова, при помощи которых дошкольник может передать настроение, выраженное в музыке. Расширение умственных способностей у детей дошкольного возраста происходит в результате того, что музыкальные произведения необходимо анализировать, сравнивать и сопоставлять друг с другом, запоминать и так далее.

В современной педагогике музыка представляется как средство, без которого невозможно эмоциональное развитие, которое необходимо для того, чтобы привить ребенку любовь к доброму и прекрасному.

Виды музыкальной деятельности

Музыкальное воспитание дошкольников включает в себя следующие виды деятельности:

  • восприятие музыки;
  • ее исполнение;
  • проявление творчества;
  • образовательная деятельность.

Каждый из этих видов имеет свои разновидности, которые могут существовать как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом. Формирование музыкальных способностей детей происходит под влиянием каждого из этих видов. Исключив какую-нибудь деятельность, можно нарушить целостное воспитание личности.

Эмоциональное восприятие музыки детьми старшего возраста происходит более осознанно. Они способны выделять не только главные образы, но и определять, при помощи каких средств они изображены композитором.

Исполнительская деятельность детей семи лет тоже отличается от исполнительской деятельности малышей. Они могут не просто петь или танцевать, а выполнять движения под собственное пение.

Более самостоятельны старшие дошкольники и в проявлении творчества. Дети могут не только выполнять готовые упражнения, но и придумывать свои элементы.

Невозможно развитие музыкальных способностей детей и без образовательной деятельности, которая существует в тесном союзе с другими видами.

Музыкальное развитие малышей

Когда малышу исполняется три года, он уже обладает достаточным набором навыков, без которых невозможно развитие музыкальных способностей. Данному возрасту соответствуют некоторые особенности восприятия видов музыки. Дети трех лет довольно хорошо ориентируются в этой области, им известно, что музыку можно слушать, петь, под нее можно танцевать и играть.

Благодаря этим знаниям происходит не только развитие музыкальных способностей, но и эмоциональное обогащение. Взрослые могут ставить перед детьми задания, которые требуют точного выполнения.

Ведущую роль в формировании музыкальности по-прежнему занимает восприятие. Если детям дать послушать два контрастных произведения, например тихую колыбельную и бодрый марш, то реакция на них будет абсолютно разной.

В этом возрасте для детей свойственно интересоваться яркими моментами произведения, обычно это вступление или заключение, реже выразительная интонация мелодии. Во время прослушивания тренируется память, позволяя запоминать понравившийся момент и узнавать его при повторном прослушивании. Восприятие музыки может формироваться и при прослушивании небольших пьес с ярко выраженными образами: «Медведь», «Поезд», «Птичка», «Машина» и так далее.

Формирование слуха у детей осуществляется во время выполнения музыкально-дидактических заданий или игр, главная задача которых — развитие музыкальных и сенсорных способностей, которые напрямую связаны с восприятием таких свойств звука, как высота, тембр, сила и длительность.

Следующий этап в развитии музыкальности дошкольников — подражание голосу взрослого. У детей формируется голосовой аппарат, их речь становится более активной. Конечно, малыши не сразу могут выдавать целые куплеты и строчки, сначала они подхватывают за взрослым окончания фраз, потом отдельные слова, а потом уже могут легко петь вместе с взрослым. При повторении за взрослым слов у малыша происходит формирование фонематического слуха, нарушение которого может отразиться на дальнейшей успеваемости.

Чтобы малыш мог уловить ритм, необходимо медленно, нараспев проговаривать слова песни, к тому же это позволяет контролировать дыхание.

Музыкальная деятельность детей включает в себя следующие разделы:

  • слушание;
  • музыкально-ритмические упражнения;
  • пение;
  • музыкально-дидактические игры;
  • подвижные музыкальные игры;
  • игра на детских музыкальных инструментах;
  • пляски.

Только при комплексном подходе возможно качественное развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Посещая музыкальные занятия в детском саду, дошкольник принимает участие в каждом из перечисленных видов деятельности. По мере того как малыш растет и развивается, нагрузка и время проведения занятий увеличивается.

Музыкальное развитие старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте музыкальная деятельность состоит из таких же разделов, как и в младшем. Но они уже не такие простые и ставят перед детьми более сложные задачи.

Развитие музыкальных способностей детей происходит в основном на занятиях. Задача педагога — подобрать репертуар с учетом возрастных особенностей детей. Кроме того, занятие можно выстроить на основе одной темы, объединив все виды музыкальной деятельности единым сюжетом.

Подобные занятия очень нравятся детям, они получают больше эмоций, раскрываются, благодаря чему могут свободно проявлять свое творчество.

Большое значение в развитии музыкальности старших дошкольников играет слушание. Этот вид деятельности встречается и в самостоятельном варианте, и во время обучения пению, в ритмических упражнениях и дидактических играх, а также во время игры на различных инструментах и разучивания танцевальных композиций.

Когда дошкольнику исполняется 6 лет, он уже может проявлять свой художественный вкус, а также оценивать произведения и их исполнение. Во время пения голос дошкольника звучит более звонко, чем у детей помладше. К тому же шестилетний ребенок может воспроизводить плавную мелодию. Диапазон становится намного шире, а интонация устойчивее.

На музыкальных занятиях ребенок получает не только музыкальное, но и эстетическое, умственное и физическое воспитание. Благодаря этому происходит гармоничное развитие личности, при этом педагог ставит перед собой следующие задачи:

  1. Прививать ребенку любовь к музыке, учить эмоционально реагировать на нее.
  2. Расширять детские впечатления и увеличивать круг интересов. Это происходит во время знакомства с новыми произведениями и композиторами.
  3. Обогащать словарный запас детей, учить применять новые слова во время характеристики образа произведения.
  4. Приобщать детей к видам музыкальной деятельности, которые используются на занятиях.
  5. Развивать музыкальные способности детей и голосовые данные, а также совершенствовать двигательные навыки.
  6. Учить выражать свое мнение о произведении и высказывать свои мысли.
  7. Развивать творческую самостоятельность, учить передавать образы во время игр и танцевальных движений.

Формируя музыкальные способности детей дошкольного возраста, необходимо помнить о влиянии, которое оказывает музыка на развитие полноценной личности. Она учит его быть добрым, отзывчивым и при этом развивает его музыкальность и другие положительные качества.

Возняк Ольга Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ЧДОУ № 178 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Значение занятий музыкальной направленности для детей"
Дата публикации: 15.02.2018
Раздел: дошкольное образование

«Значение занятий музыкальной направленности для детей»

признавалась

незаменимым

средством

формирования

личностных

человека,

духовного

особенностью является то, что она может с непосредственностью и силой

передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и их

оттенков, существующих в реальной жизни. Музыка формирует отношение

человека к окружающему миру, к самому себе, его оценку действительности,

отводится

воспитании

ребенка. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что

музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие

полноценных музыкальных впечатлений в детстве очень сложно восполнить

впоследствии.

Музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У

ребенка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а

переживать

чувствовать

помогает

воспитать

прекрасному в целом, чуткость в жизни. Музыкальные занятия были всегда

интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально –

ритмические

движения,

музыкальных

инструментах,

творчество

музыкальной

деятельности.

дают музыкальные занятия ребенку?

Музыкальные

всесторонне

развивают

помогают

красоту окружающего мира, формируют представление о видах искусств,

учат воспринимать фольклор и классику, развивают творческое воображение,

подготавливают к обучению в школе. Организация занятий требует от детей

определенной

трудоспособности

проявления

умственных

музыкальных занятиях у детей расширяется кругозор, активно обогащается

словарный

запоминают

произносят

названия

музыкальных произведений, песен, игр, фамилии и имена композиторов,

характеристику музыки. В дополнение к различной информации о музыке,

огромное

познавательное

значение,

обогащают

словарный запас ребенка

характеристики

чувств, которые передаваемых

Дошкольники имеют небольшой опыт в понимании человеческих чувств,

которые существуют в реальной жизни. Музыка передает ребенку весь спектр

эмоций и оттенков, которые можно бесконечно расширять. Музыкальное

образование имеет важное значение для формирования эстетических чувств

детей: знакомство с культурным наследием музыки, ребенок учится понимать

стандарты

культурный

поколений.

Возможность

сравнивать звучание и высоту самого звука развивает в ребенке такие навыки

как: сравнение и анализ, что тоже способствует общему развитию ребенка.

На музыкальных занятиях развивается речь детей, так как такие понятия как

темп, ритм, динамика присущи как речи, так и музыке.

Пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных

нарушениях речи: невнятном произношении, проглатывании окончаний слов,

даже при заикании. Устранению этих нарушений речи помогает включение в

занятие упражнений на развитие певческого дыхания, дикции, пальчиковых

и г р. Занятия

развивают

способность

выразительному

интонированию

успешной

выразительному

артикуляцию

необходимое условие для уверенных ответов на уроках. Умение правильно и

говорить

помогает

общаться

взрослыми

с м у щ е н и я

с т е с н е н и я.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из самых важных

музыкальных способностей. Музыка развивает эмоциональную отзывчивость

воспитывает

личностные

качества,

способность

сопереживать с другим человеком. Эмоциональная сфера сама по себе не

развивается. Всему этому детей надо учить. На музыкальных занятиях дети

учатся выражать свои эмоции и чувства словами (в процессе слушания

музыки, пении), движениями (в танце, в игре, в инсценировках и

хороводах).

Музыка – это одно из средств физического развития детей.

физического

воспитания

музыкально

ритмические

движения. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение

укрепляют

благотворно

воздействуют

кровообращения,

улучшает

координацию

движений.

В большинстве своем все люди испытывают потребность слушать музыку,

постоянно

присутствует

вызывает

духовное

удовольствие,

наслаждение,

способна

успокаивать

психическое

напряжение,

помогает

становится

источников

здоровья

человека

профилактическим

средством

лечения различных заболеваний. Влиянием музыки на состояние здоровья

человека люди интересовались с древних времен. Сегодня музыкальная

терапия используется для уменьшения боли, страха, напряжения, повышения

тонуса организма, лечения депрессии, для медицинской реабилитации и для

сопровождения физических занятий.

Правильное дыхание – залог здоровья. Глубокое дыхание благоприятно

влияет на наше общее состояние организма. Чем быстрее ритм мелодии - тем

чаще становится наше дыхание, и наоборот. Музыка влияет на работу сердца

артериальное

давление.

увеличить

сердечных

сокращений - слушайте мелодию побыстрей, увеличивайте громкость. Хотите

восстановить стабильный сердечный ритм - слушайте музыку с медленным

расслабляйтесь.

Приятная

благотворно

действует

вызывает

увеличение

лимфоцитов,

о р г а н и з м у

с т а н о в и т с я

б о р о т ь с я

б о л е з н я м и.

Споры о влиянии музыки на интеллектуальные способности человека

и на его психику ведутся уже давно.

Доказано, что музыка влияет на

интеллектуальные

способности человека.

способствует

повышению

эмоциональной

активности

человека.

активности,

действительно

повышаются

умственные

способности.

касается

музыкальных направлений, это зависит от конкретного человека. На какой

музыке он воспитывался, какую слушал в течение жизни. Поэтому на одних

действует одна музыка, а на других - другая.

развивает

коммуникативные

способности

межличностного общения. Известно, что музыка – это интернациональный

способный

объединить людей

национальностей,

возрастов,

профессий.

раскрепоститься,

активизирует

межличностную

коммуникацию,

«общение

одновременно

способствуя

преодолению

коммуникационных

барьеров.

обеспечить

уникальную

возможность

Игра на музыкальных инструментах доставляет огромную радость детям.

Если учить детей систематически и последовательно, то в подготовительной

группе все дети смогут играть на разных музыкальных инструментах. Работа

в оркестре формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться

успехам. Для многих ребят игра на инструментах помогает выразить свои

чувства, настроение. Эта деятельность открывает перед детьми новый мир

Положительный терапевтической эффект имеют произвольные, свободные

движения

эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях,

ориентироваться

пространстве

удовлетворить

потребность ребенка в движении, в игре.

Танцы-игры

партнеров

искусственные

ярлыки, создавая для всех равные условия общения. Ребенок с заниженной

самооценкой

чувствует

полноправным

коллектива. Ребенок, который лидирует в группе и привык пренебрегать

"тихонями" и "задирами", открывает для себя, что они вовсе не плохие, а

такие же, как все. В совместной музыкальной деятельности дети старшего

дошкольного

возраста

овладевают

навыками

индивидуальных

коллективных

действий,

принимать

доброжелательно относиться к окружающему миру, то есть приобретают

фундаментальные

установки,

определяющие

дальнейшем

в о з м о ж н о с т ь

с а м о р е а л и з а ц и и

у с п е ш н о с т и

Ребенок, принимая участие в концертах, праздничных утренниках, начинает

понимать, что, выступая, он приносит слушателям радость. Делая добро, мы

сами становимся добрее. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений,

эмоционально

обогащается,

испытывает

жизнерадостность.

Таким образом, музыкальные занятия, оказывая разностороннее влияние на

детей, способствуют воспитанию гармонически развитой личности.




Top