Чем отличается литература 18 века. Характеристика Литературы XVIII века

Сейчас невозможно представить себе, чтоб нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.

Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.

Искусство - это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство - это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство - это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.

Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена. Не время и не место действия определяет мое восприятие великой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром.

Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: «Слово о полку Игореве», иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Не-рли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей.

Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.

Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

III. Заключение.

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Страсти, стремления, мечты, образы, опасения - все то, чем живет каждый человек - приобретают в творчестве особую окраску и силу.

Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного - в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих.

Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом. Это, наверное, будет в будущем. А пока талантливые творцы не должны забывать, что их произведения способны влиять на миллионы, и это может быть благотворным или пагубным.

Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития:

Формирует у человека способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,

Формирует навыки использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

Развивает глубокое понимания красоты природы, окружающего мира. способности беречь эту красоту;

Вооружает людей знаниями, а также прививает умения и навыки в области доступных видов искусств - музыки, живописи, театра, художественного слова, архитектуры;

Развивает творческие способности, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, дома, в быту;

Развивает понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Итак, искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. И только от самого человека зависит, каким он сделает свое будущее, что читать будет он, что слушать, как говорить.

«Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения, является само искусство», – указывал ученый-психолог Н.Е. Румянцева.

Литература

Гнедич П.П. История искусств, 2002

Каган М. С. Морфология искусства. - Л.: Искусство, 1972. - 440 с

Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни.- М., «Знание», 1975

Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12

Искусство и современность

4. Значение искусства в современном мире и перспективы его развития

Вопрос, какую роль играет искусство в человеческой жизни, столь же древен, как и первые попытки его теоретического осмысления. Правда, на самой заре эстетической мысли, выражаемой подчас в мифологической форме, собственно, и вопроса никакого не было. Ведь наш далекий предок был уверен в том, что проткнуть изображение бизона реальной или нарисованной стрелой - значит обеспечить удачную охоту, исполнить воинственный танец - значит наверняка победить своих врагов. Спрашивается, какие же сомнения могли быть в практической действенности искусства, если оно было органически вплетено в практическую жизнь людей, было не отторжимо от ремесла, творившего мир необходимых для существования людей предметов и вещей, было связано с магическими обрядами, благодаря которым люди стремились воздействовать на окружающую их действительность? В более поздний период этот вопрос ставился неоднократно, но ответы на него не были однозначными. В настоящее же время ответить на вопрос о значении искусства стало еще сложнее. Сегодня все ученые разделились на два лагеря.

Представители первого считают, что современное общество радикально отличается от всех предшествовавших форм человеческого существования. И, как писал когда-то Ортега-и-Гассет,". возникает эпоха без эталонов, которая не видит позади себя ничего образцового, ничего приемлемого для себя. Следы духовной традиции стёрлись. Все примеры, образцы, эталоны бесполезны".

Сегодня в мире электронных медиа, пространств общения, парков развлечений, где межличностное общение заменяется и символизируется товарами, индивидуум испытывает своеобразный вакуум субъективности. Он не только не чувствует своей национальной идентичности, но становится неким "полым" субъектом, лишенным каких-либо устойчивых характеристик и духовных ориентиров.

Ученые свидетельствуют об утрате всякой надежды не только на перемены в обществе, но и на его понимание. Главным стремлением оказывается желание прожить настоящий момент для себя лично, не ради славы предков и не для будущих поколений. "Мы теряем чувство исторической протяженности, - пишет американский философ Кристофер Лэш, - чувство принадлежности к поколениям, которые, родившись в прошлом, простираются в будущее". Эту определяющую тенденцию в обществе он называет "коллективным нарциссизмом". И поскольку общество не имеет будущего, то является нормальным жить текущим моментом, фиксировать внимание на нашей "личной репрезентации". При этом стремление к личному выживанию является единственной стратегией. Эта сосредоточенность на собственной личности формирует моральный климат современного общества.

Таким образом, исследователи, принадлежащие к первой группе, считают, что современный человек не только не только не производит предметов искусства для настоящего и будущих поколений, но и не обращается к предметам искусства прежних эпох. А это в свою очередь приведет к тому, что искусство в его общем понятии вообще вскоре перестанет существовать.

Представители же второго лагеря говорят о том, что в условиях современного общества наблюдается рост роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок индивидуального и коллективного бытия людей.

Искусство и современность

Искусство представляет собой высшую форму эстетической деятельности, оно выделяет прекрасное в специальный объект. Общение с произведениями искусства во многом формирует эстетический вкус, который тем тоньше...

Нравственные ценности и эстетика в жизни современного человека

Религия (от лат. religio -- благочестие, набожность, святыня, предмет культа) -- такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний -- «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств...

Основы этики и эстетики

Виды искусства: - Прикладное искусство - Цирк - Архитектура - Декоративное искусство - Живопись и графика - Скульптура - Литература - Театр - Музыка - Хореография - Фотография - Кино -...

Подготовка к проведению приемов. Виды протокольных приемов

Важнейшей составной частью протокола любой страны является организация дипломатических приемов, их церемониал и этикет...

Предмет и становление эстетики

Исторически складывающаяся форма любого произведения искусства - свидетельство не только мастерства и художественных традиций эпохи, но и источник нашего знания о человеке: о том, как изменялись способы его восприятия и чувственности...

Предмет эстетики, его сущность и содержание

Многообразие культурного процесса современности. Элитарная и массовая культура. Элитарная культура, как культура создающая принципиально новое, как культуры высоких ценностей, как творчество. Массовая культура...

Происхождение древнегреческой трагедии и эстетическая категория "трагическое"

Трагедия на пути своего становления проходит ряд стадий, развиваясь, по мнению большинства исследователей, из дифирамбического хорового произведения жителей древнего Пелопоннеса...

Происхождение и развитие морали

Всякое сильное социальное движение формулирует свое отношение к морали, - отмечают И.Л. Зеленкова и Е. В. Беляева, - и пролетариат XIX века также выработал свой взгляд на вещи. Сам образ жизни рабочего, вытекающий из совместного труда...

Социальная природа искусства

Отдельные науки и отрасли духовной и практической деятельности осваивают различные аспекты мира, позволяют сформироваться и осуществиться тем или иным сторонам личности. Искусство же -- гарант восприятия мира в его целостности...

Сущность и составные компоненты культуры обслуживания

Сегодня в практике российского сервиса очевидны положительные сдвиги в следующих направлениях: ¦ производители услуг осознают значение потребителей в развитии бизнеса и конкуренции; за потребителя идет борьба; ¦ трансформируются в лучшую...

Изобразительное искусство в современном мире.

В том-то и признак настоящего искусства,

что оно всегда современно, насущно - полезно.

Ф. М. Достоевский

Роль искусства в современном мире высока, так как искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому, духовному освоению мира, процесс и совокупность результатов человеческой деятельности .

Одной из главных специфических функций искусства является эстетическая функция, как формирование творческого духа и ценностных ориентаций личности.

Общеизвестно, что в изобразительной деятельности детей отражаются их знания и представления об окружающей действительности . Главной задачей, которой является всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка.

Изобразительное искусство как учебный предмет дает детям знания элементарных основ изобразительного искусства, что имеет большое значение в их эстетическом и духовном воспитании. Умение видеть в окружающей действительности разнообразие форм, цвета, видеть прекрасное в различных его проявлениях и в известной мере воспроизводить это прекрасное содействует развитию художественных способностей, формированию эстетического вкуса.

Учебный предмет «изобразительное искусство» современного, отечественного образования немного отличается от учебного предмета «рисования» советской школы, задачей которой являлось: обучить учащихся элементарным основам реалистического рисунка, дать им необходимые умения и навыки .

Задача же современного урока, как школьной дисциплины, немного шире: сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Направить приобретенные знания, умения и навыки, в данной области, на выработку универсальных учебных действий обучающихся/

Художественная деятельность в системе образования - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства .

Несмотря на некоторые различия и рисование в советской школе, и изобразительное искусство в современной системе образования рассматриваются как художественные дисциплины и образовательный предмет художественно-эстетического цикла с широкими воспитательными и учебными возможностями.

Целенаправленная, систематическая учебная деятельность современного учителя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Именно по этой причине качество обученности и обучаемости учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, главным компонентом которого является содержание урока, методическое оснащение кабинета и положительная атмосфера на самом уроке. В результате учебной деятельности должны быть достигнуты личностные, предметные и метапредметные результаты. Учителю необходимо сформировать не только познавательные, коммуникативные, регулятивные учебные действия, но и обеспечить способность к выражению самостоятельных действий .

Исходя из традиционной классно-урочной системы образования, современный учитель, основываясь на основные требования к современным урокам по новым стандартам второго поколения, выделяет системно-деятельностный подход, как наиболее эффективную форму работы, способствующую развитию универсальных учебных действий.

Конечно же, стоит затронуть и внедрение в сам учебный процесс информационных технологий, которые помогают учителю в разработке учебно-методических комплексов урочной и внеурочной учебных деятельностях.

Современный учитель должен быть компетентен не только в профессиональной (художественной) области , но и в области информационных и коммуникативных технологий.

На рис. 1 представлено взаимодействие информационных и педагогических технологий применяемых в учебном процессе изобразительного искусства.

В учебном процессе современного урока наблюдается постоянное взаимодействие разных технологий обучения, их взаимное влияние на содержание урока. Рассмотрим роль информационных технологий в реализации педагогической деятельности обучения .

Рисунок 1

В условиях ФГОС вписываются и известные педагогические технологии, укрепившиеся в традиционной системе образования, направленные на разлитие личности ребенка и выработку универсальных учебных действий в ходе обучения. Следует отметить взаимодействия ИКТ и педагогических технологий обучения, которые представлены в таблице «Использование ИКТ на современных уроках изобразительного искусства».

Понятие информационной технологии появилось с возникновением информационного общества, основой социальной динамики в которой являются не традиционные материалы, а информационные ресурсы и технологии сбора, обработки и передачи информации .

Поскольку изобразительное искусство является школьным предметом, а художественно-творческая деятельность учащихся неразрывно связана с учебным процессом, так как является одним из видов образовательной деятельности. То применения информационных технологий в учебной структуре современного урока занимают главное место при разработке, как самих учебных программ, так и содержания урока.

Использование ИКТ на современных уроках изобразительного искусства.

Название технологии

Роль информационных технологий в реализации педагогической деятельности

Использования ИКТ на уроках изобразительного искусства

Модульное обучения.

С использованием компьютера могут быть подготовлены материалы, способствующие организации учебной деятельности, компьютерные технологии позволяют разработать систему тестов для диагностики, мониторинга уровня подготовленности обучающихся к предмету или их обученности, с дальнейшей корректировкой. Поиск информации в Internet. Обработка текста в Word, использование табличного процесса Excel для создания расчетных таблиц.

В ходе педагогической деятельности неоднократно проводятся диагностики и мониторинги уровней обученности и обучаемости в форме табличек и диаграмм. Применяется программа Excel (рис. 2).

Проектный

метод обучения.

Большие возможности реализации компьютерных технологий используются в проектной деятельности обучающихся. Оформление практических результатов его публичная защита. Поиск информации в Internet. Обработка текста в Word. Создание презентаций, представление учебной информации средствами программ PowerPoint.

На уроках художественно-эстетического цикла уделяется большое внимание и проектной деятельности обучающихся.

Цель проектной деятельности:Самостоятельное освоение участниками комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций по изобразительной деятельности. Сама форма научно-исследовательской работы не возможна без применения программ Internet и Word.

Представлена публичная защита проекта на тему: «Жанр изо - Марина» Грицкова Максима, ученика 7 А класса (2012-2013 учебный год) (рис. 4).

Проблемное обучение.

Благодаря информационным и коммуникационным технологиям осуществляется поиск, сбор, обработка информации эксперимента или исследования. Поиск информации в Internet. Обработка текста в Word, использование табличного процесса Excel для создания расчетных таблиц. Создание презентаций, представление учебной информации средствами программ PowerPoint.

В поиске информации о жанровом или видовом своеобразии полотен художников используется всемирная информационная сеть - Internet.

Развивающее обучение

Активно применяется на предметах художественно-эстетического цикла для развития творческого потенциала личности ребенка, ее способностей и задатков. С использованием компьютерных технологий создаются растровые и векторные рисунки, средствами программы Adobe Photoshop, CorelDraw и Paint.

Широко применяется программа Paint в системе внеурочной деятельности.

На рис. 3 представлена работа «Ранняя осень» Демьянкиной Дарьи, ученицы 2 А класса.

Игровое обучение

Обеспечение деятельностного подхода и вовлечение в творческую деятельность обучающихся возможно с применением информационных технологий в обучение. Использование информационной и компьютерной техники: слайд-проектов, мультимедиа-проектов, видеомагнитофонной.

Создание презентаций, представление учебной информации средствами программ PowerPoint.

Итоговая форма контроля по предмету изобразительное искусство может проходить в виде выставки-презентации детских работ с использованием программы PowerPoint.

В 7 классе, при изучении сюжетно-тематических картин, особое внимание отводится созданию композиции на библейские темы. По завершению творческих работ проводится выставка в форме презентации.

Обучение развитию критического мышления

Развитие критического мышления, вовлечение обучающихся в различные виды деятельности учебного процесса, возможно при использовании информационных технологий. Создание презентаций с использованием PowerPoint, создание статических и динамических изображений средствами программ Adobe Photoshop, CorelDraw и Paint, поиск информации в Internet.

При объяснении нового материала или при выполнении творческой работы с натуры или по памяти при поэтапном построении предмета или объекта используются как презентации, так и растровые и векторные рисунки.

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Соглашусь с мнением В. В. Алейникова о том, что внедрение компьютерных технологий в процесс создает предпосылки для интенсификации учебного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. Однако их использование в учебном процессе будет эффективным только в том случае, если у учителей будет сформировано правильное представление о месте и роли данных технологий в учебном процессе.

Литература.

    Алейников В. В. подготовка студентов к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Брянск, 1998

    Большой толковый словарь по культурологи/ под ред. Б. И. Кононенко. – М.:ВЕЧЕАСТ. 2003

    Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М. Просвещение. 2012

    Кирилло А. А. Учителю об изобразительных материалах. – М., Просвещение, 1971

    Лебедева М. Б. подготовка студентов педагогического университета к использованию информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности. Монография. - С-Пб., 2005

    Методика обучения рисованию / под. ред. А. П. Фомичева. – М., 1983

    http://www.zakonprost.ru/content/base/part/581417 Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р)

Какой бы сложной и непредсказуемой ни была наша жизнь, всегда существуют моменты и события, которые ее украшают и делают прекрасной. Мы всегда стараемся стремиться к лучшему, к чему-то хорошему. Жить, любить, заниматься чем-то полезным для себя и общества - это замечательно. Роль искусства в так же немаловажна, как и сама жизнь. Все, что нас окружает, - это своего рода искусство.

Еще в древние времена наши предки пытались изобразить на стенах, кусочках кожи, камнях какие-то картины, события своей жизни, сражения, охоту. В те времена они и не подозревали, что их попытки принесут много новых знаний для человечества в будущем. Их скульптуры, предметы утвари, оружие, одежда имеют большое значение, благодаря этим находкам мы знаем историю развития наших предков. Тогда они и понятия не имели, о том, что все, что они делают - это искусство, и то, что роль искусства в жизни человека будет очень велика.

Культурному развитию, нравственности способствуют разные направления искусства (сущность, которых заключается в том, чтобы показать и научить реальному и прекрасному миру). С помощью музыки, поэзии профессионалов и любителей мы можем познать эстетическое восприятие нашего мира. Поэтому роль искусства в жизни человека просто огромна!

Художники, скульпторы, поэты, музыканты и каждый человек, который пытается передать своим творчеством восприятие и свое видение чего-то особенного, что нас окружает, занимает важное место в культурном развитии человечества. Даже маленький ребенок, сделав свой первый рисунок, аппликацию или поделку, уже в какой-то степени прикоснулся к миру искусства. В старшем возрасте, будучи подростком, формируются его вкусы в выборе стиля одежды, предпочтения в музыке, книгах и его восприятие жизни. Мировоззрение и эстетический вкус выстраиваются в логическую цепочку при непосредственном общении с произведениями искусства, но только личная оценка влияет на выбор и формирование вкуса. Поэтому необходимо чаще сталкиваться с миром искусства и настоящими шедеврами.

Роль искусства в жизни человека столь велика, что, однажды овладев привычкой посещать музеи и художественные галереи, читать интересные книги, поэзию, захочется прикоснуться к духовному и историческому миру, знакомиться с новыми и интересными людьми, познать художественные творения других народов, познакомиться с их историей и культурой. Все это приносит разнообразие и яркие краски в нашу жизнь, способствует стремлению жить лучше, интереснее. Вокруг нас много духовного богатства и роль искусства в современном мире занимает не последнее место. Прикоснувшись к прекрасному, человек пытается внести в свою жизнь как можно больше красивых вещей, стремится к совершенству своего тела и речи, правильному поведению и общению с другими людьми. Изучая и общаясь с искусством, появляется желание самому придумывать что-то новое и оригинальное, хочется творить и изобретать.

Вопрос, какую роль играет искусство в человеческой жизни, столь же древен, как и первые попытки его теоретического осмысления. Правда, на самой заре эстетической мысли, выражаемой подчас в мифологической форме, собственно, и вопроса никакого не было. Ведь наш далекий предок был уверен в том, что проткнуть изображение бизона реальной или нарисованной стрелой - значит обеспечить удачную охоту, исполнить воинственный танец - значит наверняка победить своих врагов. Спрашивается, какие же сомнения могли быть в практической действенности искусства, если оно было органически вплетено в практическую жизнь людей, было не отторжимо от ремесла, творившего мир необходимых для существования людей предметов и вещей, было связано с магическими обрядами, благодаря которым люди стремились воздействовать на окружающую их действительность? В более поздний период этот вопрос ставился неоднократно, но ответы на него не были однозначными. В настоящее же время ответить на вопрос о значении искусства стало еще сложнее. Сегодня все ученые разделились на два лагеря.

Представители первого считают, что современное общество радикально отличается от всех предшествовавших форм человеческого существования. И, как писал когда-то Ортега-и-Гассет,". возникает эпоха без эталонов, которая не видит позади себя ничего образцового, ничего приемлемого для себя. Следы духовной традиции стёрлись. Все примеры, образцы, эталоны бесполезны".

Сегодня в мире электронных медиа, пространств общения, парков развлечений, где межличностное общение заменяется и символизируется товарами, индивидуум испытывает своеобразный вакуум субъективности. Он не только не чувствует своей национальной идентичности, но становится неким "полым" субъектом, лишенным каких-либо устойчивых характеристик и духовных ориентиров.

Ученые свидетельствуют об утрате всякой надежды не только на перемены в обществе, но и на его понимание. Главным стремлением оказывается желание прожить настоящий момент для себя лично, не ради славы предков и не для будущих поколений. "Мы теряем чувство исторической протяженности, - пишет американский философ Кристофер Лэш, - чувство принадлежности к поколениям, которые, родившись в прошлом, простираются в будущее". Эту определяющую тенденцию в обществе он называет "коллективным нарциссизмом". И поскольку общество не имеет будущего, то является нормальным жить текущим моментом, фиксировать внимание на нашей "личной репрезентации". При этом стремление к личному выживанию является единственной стратегией. Эта сосредоточенность на собственной личности формирует моральный климат современного общества.

Таким образом, исследователи, принадлежащие к первой группе, считают, что современный человек не только не только не производит предметов искусства для настоящего и будущих поколений, но и не обращается к предметам искусства прежних эпох. А это в свою очередь приведет к тому, что искусство в его общем понятии вообще вскоре перестанет существовать.

Представители же второго лагеря говорят о том, что в условиях современного общества наблюдается рост роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок индивидуального и коллективного бытия людей.

Современной общество сейчас находится в так называемом "переходном периоде". А в переходный период развитие народного сознания приводит к тому, что широкий круг людей, который прежде в своем духовном развитии вовсе не соприкасались с художественной культурой, постепенно к ней приходит в контакт. Ученые этой группы считают, что миром овладела массовая культура западных стран. Но это господство постепенно сходит на нет. И сегодня многие как никогда жаждут настоящего искусства, а не заменителя в виде западной массовой культуры.

Кто прав, а кто нет - это риторический вопрос. А на него, как известно, невозможно дать ответ. Но хотелось бы верить, что в данном случае правы представитель второго лагеря. Ведь в нашей стране наблюдается небольшое, но возрастание интереса к всемирно признанным предметам искусства и к элитарному искусству в целом.

Современное искусство выступает как художественная программа изменяющегося мира - мира ускорения социального прогресса на базе продвинутой технологии, урбанизации. В то же время искусство определяется как процесс, в котором происходит жизненно важная процедура обмена значениями, которые являются социальными конструктами и носят изменчивый, зависимый от времени и места характер. Современное искусство стремится спровоцировать интеллектуальное соучастие зрителя, разбудить обыденное сознание, предлагая радикально новый опыт осмысления мира.

Художественное осмысление и репрезентация современного мира требует от художника максимальной чувствительности ко всем областям жизни и ее болевым точкам, а также способности выразить свое видение наиболее адекватными средствами из широкого арсенала арт-технологий (компьюарт, интернетарт, видеоарт и так далее). Акт художественного творчества предполагает тонкое и внимательное отношение ко всем существующим процессам и элементам культуры. Современное искусство часто даже обозначают также термином "актуальное", чтобы подчеркнуть его нетрадиционный, экспериментально-новаторский характер. Такие высокие требования к современным художникам привели к необходимости создания учебного заведения нового типа, вполне адекватным вариантом которого являются школы современного искусства, основанные на принципах интердисциплинарности и свободного сотворчества учащихся и преподавателей, преодолевающего узкие рамки традиционной научной, образовательной, художественной и профессиональной фрагментации, а, следовательно, и социального отчуждения.

Если же говорить о перспективах дальнейшего развития искусства с целью его сохранения, то следует прислушаться к мнению известных ученых-практиков, которые считают, что искусство отдельных стран должно интегрироваться. Сегодня, когда интегративные процессы в мире стали реальностью, стало очевидным, что культурная интеграция является более сложным понятием, чем интеграция политическая. Об этом свидетельствуют продолжающиеся споры о том, что представляет собой мировая культурная общность, каково соотношение стихийных и регулируемых процессов в ее установлении, как сохранить самобытность национальной культуры, избежать ее растворения в обезличенном потоке массовой культуры, который не знает преград и неудержимо заполняет ниши и территории, считавшиеся ранее заповедными очагами традиционного и национального. Однако следует помнить, что национальным искусство является не тогда, когда оно просто использует национальный колорит, а когда оно становится необходимым для создания автопортрета нации. А значит, не искусство нуждается в национальном сознании, а национальное сознание нуждается в искусстве, сохраняющем национально-культурную идентичность. Но чтобы не допустить такой ситуации, когда личность будет развита односторонне и фрагментарно, необходимо стремиться к созданию единой мировой культуры с особенностями, исходящими из национальной самобытности.

Наступает время проанализировать все "за" и " против" ушедшего века и приступить к просвещению и формированию нового полноценного человека, с его пониманием своей миссии на данной планете. Только это просвещение должно быть качественно и художественно грамотным, которое сформирует именно нового человека, человека мира и созидания во благо.

Для этого начинать необходимо с возрождения тиражирования и распространения отечественной классики и произведений отечественного кинематографа. Следует наладить функционирование клубов, Домов культуры, где простые люди могут в свободное время заниматься самодеятельным творчеством, общаясь друг с другом. Отечественная литературная классика необходима, как воздух, сегодняшним новоявленным писателям переходного времени, которые без глубокого освоения отечественной истории не смогут подняться до уровня большой литературы.

Обращение к классике возможно даже в наши дни, ведь искусство не устаревает. В книге академика философа И.Т. Фролова "Перспективы человека" содержатся рассуждения о том, почему искусство не устаревает. Так, в частности, он замечает: "Причина этого - в неповторимой оригинальности произведений искусства, их глубоко индивидуализированном характере, обусловленном, в конечном счете, постоянной обращенностью к человеку". И если наука стремится и к строгой однозначности восприятия знания человеком, находит соответствующие средства для этого, свой язык, то произведения искусства не имеют такой однозначности: восприятие их, преломляясь через субъективный мир человека, порождает целую гамму глубоко индивидуальных оттенков и тонов, делающих это восприятие необычайно многообразным, хотя и подчиненным определенному направлению, общей теме".

Именно в этом заключается тайна необычайного воздействия искусства на человека, его нравственный мир, образ жизни, поведение. Обращаясь к искусству, человек выходит за пределы рациональной однозначности. Искусство открывает загадочное, не поддающееся научному познанию. Именно поэтому человек нуждается в искусстве как в органической части того, что заключено в нем самом и в мире, который он познает и которым наслаждается. А закончить реферат я бы хотела словами немецкого поэта Иоганесса Бехер:

"Красиво жить - не просто звук пустой,

Лишь тот, кто в мире красоту умножил

Трудом, борьбой, - тот жизнь красиво прожил,

Воистину увенчан красотой!".

искусство эстетический феномен




Top