Государственный музей религии где находится. Музей истории религии

Государственный музей истории религии - один из самых известных в России и во всем мире. Был основан в 1932 году, благодаря инициативе Владимира Тан-Богоразова - языковеда и этнографа. Среди трех крупнейших музеев, посвященных данной тематике, один из которых находится в Великобритании, а другой в Тайвани, музей в Петербурге - самый старый, обладающий наибольшим фондом экспонатов. Яркие и красочные музейные экспозиции знакомят с историей основных религий, древними верованиями и обрядами. Пройдя по залам, можно совершить путешествие во времени и окунуться в атмосферу мира последователей религиозных течений. В каждом зале представлены культовые предметы с подробным описанием, понятным даже юным посетителям. Также, специально для детей, музей истории религии предлагает отдел «начало начал», где проходят занятия для ребят всех возрастов.

История создания музея

В 1930 году на территории Зимнего Дворца состоялась выставка, где были представлены различные культовые предметы, привезенные со всего мира, а также большое количество икон, древних рукописей, скульптур, картин и графики. Она имела потрясающий успех, такой, что было принято решение создать музей истории религии.

Санкт-Петербург в то время был окутан идеями о несовместимости церкви и научных подходов, поэтому цель музея была в том, чтобы рассказать о религии как о форме идеологии и показать развитие материалистических и атеистических взглядов. В силу этих особенностей местом расположения музея стал Казанский собор. Изначально его название звучало следующим образом - «Музей истории религии и атеизма». В 1991 году было решено возвратить здание собора Казанской Божьей матери православной церкви, а музею было отдано помещение на Почтамтской улице, где он находится и до сих пор. В это же время он сменил и свое название на текущее.

Экспозиция архаических верований и обрядов

В первых залах можно увидеть историю древних верований, где экспонаты повествуют о том, что с самого зарождения человечества люди пытались понять, как устроено мироздание, и определить в нем свое место. Конечно, наиболее непонятным событием для первобытного человека было прекращение жизни, поэтому погребальные ритуалы и предметы, с ними связанные, составляют немалую часть коллекции. Историки относят зарождение религиозных обрядов к эпохе палеолита, где неандертальцы заботятся об умерших, веря в загробную жизнь. Залы музея, благодаря специальной передают пещерную атмосферу, а на стенах с потрясающей точностью воссозданы наскальные рисунки.

Экспозиция религий Древнего мира

Следующие двери, которые открывает Государственный музей истории религии, ведут в залы, посвященные верованиям Месопотамии, Древнего Египта, Греции и Рима, минойского Крита. Здесь представлены такие экспонаты, как египетские саркофаги, погребальные маски, а также различные мелкие вылепленные предметы. Этот период стал переходным для человечества от эпохи первобытности к цивилизации.

Экспозиция религии иудеев

Для рассмотрения иудаизма можно выбрать несколько ракурсов. Музей истории религии предлагает познакомиться с экспозицией, как с библейским периодом, или как с периодом возникновения монотеизма, а также представить историю глазами евреев.

Экспозиция, посвященная христианству

В этой части музея подробно освящается история развития христианства, рассказывается об иудейских истоках, первых пророчествах, жизни Иисуса Христа, а также об истории возникновения первых церквей.

Есть залы, посвященные православию, в которых представлены такие экспонаты, как иконы, книги и храмовая утварь.

Выделены отдельно ветви христианства - католицизм и протестантизм. Об их истории возникновения и развития можно узнать, посетив соответствующие помещения с экспозициями.

Экспозиция религий Востока

Музей истории религии насчитывает большое количество экспонатов в этом разделе. Более 1000 памятников открывают религиозный мир стран Южной, Центральной и Восточной Азии. Здесь можно познакомиться с различными Японии и Индии.

Виртуальный музей

Для людей, у которых нет возможности приехать в Петербург, Музей истории религии предлагает совершить виртуальную экскурсию. На официальном сайте по щелчку на закладке «виртуальный музей» можно посетить выставки и экспозиции, рассмотреть коллекции, поучаствовать в дискуссиях и ознакомиться с процессом реставрации. Кроме того, образовательный портал музея ведет на несколько информационных ресурсов, а в медиатеке содержатся интересные документальные фильмы.

Открытый университет истории религий мира предлагает прослушать лекции, посвященные разным аспектам верований. О темах и датах лекций можно узнать на официальном сайте музея.

Экскурсии в Москве

Если вы житель столицы, то для ознакомления с мировыми вероучениями не обязательно посещать Петербург. Музей истории религии, конечно, сложно заменить, однако создать общее понятие и окунуться в атмосферу религиозной жизни возможно. Для этого следует посетить экскурсию под названием «Мировые религии в Москве». Экскурсовод подробно расскажет об архитектуре церквей, о роли символов, об особенностях каждого из вероучений и о многом другом. В программе - посещение мечети, евангельских христиан-баптистов, синагоги, лютеранского и католического собора. Музей истории религии в Москве - это, по сути, музей церквей, реально существующих конфессий на сегодняшний день.

Ночь музеев

Как в Москве, так и в Санкт-Петербурге проводится ежегодная акция под названием «Ночь в Музее». В это время все музеи распахивают двери для посетителей и предлагают посмотреть коллекции совершенно бесплатно. Кроме того, проводятся специальные представления, игры и познавательные викторины. Музей истории религии эту акцию также не обходит стороной. Во время нее он знакомит жителей и гостей северной столицы с этнической музыкой и танцами, проводит увлекательные квесты и мастер-классы, а также предлагает поучаствовать в традиционных обрядах народов мира. «Ночь музеев», как обычно, проходит в ночь с 17 на 18 мая. Детям она подарит незабываемые впечатления, которые надолго останутся в памяти.

Программы для детей

Есть несколько причин посетить Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге. Во-первых, его богатейшая музейная коллекция насчитывает порядка 200 тысяч экспонатов, среди которых присутствуют уникальные археологические находки, датированные VI веком до н.э.

Во-вторых, наряду с иконами и предметами культового назначения здесь представлены произведения изобразительного и декоративного искусства, редкие книги, образцы нумизматики и медалей разных эпох, стран и народов. Зарождение, развитие и особенности основных религиозных мировоззрений рассматриваются, таким образом, в контексте мировой науки, истории и культуры.

В-третьих, что немаловажно, в построении экспозиции присутствует хронология, логика и современные интерактивные средства подачи материала. И, конечно же, самое главное, — это отсутствие навязывания предпочтений, толерантность к представителям различных религиозных конфессий.

В итоге, все это делает музейно-туристический продукт актуальным для широкого круга посетителей, а расположение в центре города – удобным для посещения.

Историческая справка

Первый в мире музей истории религии был открыт в городе на Неве, и произошло это в стране, где государственной идеологией был атеизм.

В апреле 1930 года в залах Зимнего дворца прошла антирелигиозная выставка, организованная Институтом этнографии. Здесь были представлены культовые предметы и тематические произведения искусства со всего мира. В те времена общественную мысль будоражили идеи о несовместимости науки и религии. Они нашли свое выражение в огромном успехе экспозиции и вдохновили на создание музея истории религии и атеизма в системе Академии наук СССР, который был учрежден 26.04.1931 года.

Инициатором и первым его директором явился выдающийся российский ученый, историк и этнограф В. Г. Богораз-Тан. В основу собрания музея, кроме выставочной коллекции, легли экспонаты, поступившие из , и Библиотеки Академии наук. Расположился музей в , где и состоялось его торжественное открытие 15 ноября 1932 года.

То, что музей изначально формировался в научной академической структуре, отличало его от других подобных музеев, в том числе его предшественника — Ленинградского антирелигиозного музея (1929-1932). Сотрудники не просто собирали, хранили и экспонировали памятники религиозной культуры, а занялись изучением такого сложного феномена общественной истории, каким является религия, научно-исследовательской работой и просветительской деятельностью.

Уже на первом этапе становления музея (с 1932 по 1944 год) собранные коллекции отображали многообразие и эволюцию верований и культовых традиций разных народов, — они рассматривались с точки зрения места религии в жизни различных эпох, в аспектах духовности, психологии, общественных движений, искусства.

Восстановление музея после войны в 1944-1960 годы и создание широкой экспозиции, посвященной истории мировых религий, принесло широкую известность в своей стране и за рубежом. Этому способствовали многочисленные передвижные фотовыставки, печатание монографий и публикация периодического издания «Ежегодник МИР».

В 1961 году музей переходит в подчинение Министерства культуры. Наступает период, когда научная деятельность сворачивается и ей на смену приходит пропаганда атеистических идей.

В начале 1990-х годов музей получает свое нынешнее название и здание в центре города, куда въезжает после проведения реконструкции в 2000 году. За годы советской власти стало привычным расположение музеев религии и атеизма в культовых сооружениях. Государственному музею истории религии в Санкт-Петербурге впервые выделяется светская постройка, которая была специально оборудована под музей. Здание имеет свою историю.

В начале XVIII века на близлежащих землях располагалась усадьба графа П. Ягужинского. Трехэтажный усадебный дом в дальнейшем приобрел известность благодаря своему театру, в котором давались цирковые представления и демонстрировался частный зверинец.

В 1786 году Почтовый департамент выкупил дом, ушедший с молотка за долги отпрыска благородного рода. Этот дом стоял напротив почтового ведомства, в нем стали проживать служащие почты. Через Почтамтскую улицу между двумя зданиями была перекинута арка, имевшая внутренний переход. По нему чиновники попадали из дома на работу, не выходя на улицу. Сейчас переход закрыт.

В 1859-1861 годы архитектор А. К. Кавос достраивает 4-й этаж и изменяет фасады здания в модном тогда стиле эклектики, гармонично смешав в отделке элементы классицизма, барокко и ренессанса. Довольно символично было расположить музей, где также смешались самые противоречивые религиозные направления, в подобном доме.

Открытие музея в новом здании состоялось 8 июня 2001 года. Известно, что после переезда исчезли экспозиции с пугающими обрядами, — например, демонстрирующие орудия пыток инквизиции, хотя это достаточно важный аспект в понимании жизни средневековой Европы. Раздел атеизма вообще скрылся в архивах, унося с собой из залов музея часть нашей истории. Не получили места и различные секты. Например, баптизм, чрезвычайно популярный в США, никак не представлен. Впрочем, эти замечания не умаляют значимости музея, а лишь подчеркивают необъятность поднятой им темы.

Экспозиция музея

сэр Уинстон Черчилль

Красочные экспозиции представлены таким образом, что, переходя из одного зала в другой, посетители совершают путешествие во времени, постепенно передвигаясь от первобытных верований к современным религиозным течениям. Соответствующее музыкальное оформление и антураж создают особую атмосферу, а интерактивные экраны, аудио и видео файлы, пользование аудиогидом дают возможность неспешного самостоятельного осмотра и полного погружения в эпоху, с которой Вы знакомитесь в данный момент.

При первом посещении рекомендуется все же принять участие в обзорной экскурсии. Опытный гид за 1,5 часа сумеет дать общее целостное впечатление о музее. Вся коллекция распределена на фонды, их всего 15, и даже беглое знакомство требует достаточного времени. Есть опасность потеряться на несколько часов!

Красиво выглядит вестибюль. Его украшает гипсовая скульптура, переданная из Эрмитажа и еще в 1950-х годах. Отсюда начинается путь, ведущий из глубины веков к современности, выстроенный в хронологическом порядке и с удивительной логической последовательностью представляющий периоды:

  • Архаические верования и обряды;
  • Религии Древнего мира;
  • Иудаизм;
  • Христианство;
  • Православие;
  • Католицизм, протестантизм;
  • Религии Востока;
  • Ислам;
  • Буддизм;
  • Религии Китая, Японии, Индии.

Первые залы переносят нас в эпоху палеолита, когда зарождаются погребальные обряды. Акустика и наскальные рисунки передают пещерную атмосферу. Экспонаты свидетельствуют о первых попытках наших далеких предков понять основы мироздания и место человека в нем.

Далее следует переходный период от первобытной эпохи к цивилизации. Мы попадаем в мир Древнего Египта и Месопотамии, Древней Греции и Рима, оказываемся среди ритуальных предметов, египетских саркофагов, увидим древнегреческие сосуды и погребальные маски.

Следующий этап – возникновение монотеизма. Здесь музей предлагает познакомиться с религией иудеев, причем с разных точек зрения: как с библейским периодом, в ракурсе веры в единого бога или взглянуть на историю глазами евреев. В залах мы сможем увидеть, как выглядит Тора, узнать, что такое свиток Торы, капорет и парахет.

Обширная экспозиция посвящена христианству, зарождению и первым пророчествам, его отдельным периодам и ветвям. В зале раннего христианства стоит обратить внимание на иконы, написанные Н. С. Емельяновым — ведь это по его эскизам были выполнены наружные мозаики !

Интересные экспонаты, связанные с отечественной историей, представлены в разделе «Церковь и государство». Среди них: блюдо, изготовленное к 300-летию дома Романовых, живопись М. В. Нестерова, В. М. Васнецова, И. К. Айвазовского и других не менее знаменитых художников, — например, старинная картина «Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны» или современное полотно Ю. А. Рыбакова «Мираж».

Многообразие религий Востока отображают экспозиции, посвященные странам Восточной, Южной и Центральной Азии. Особенной популярностью пользуется зал, где представлен Буддийский рай – это макет, выполненный в 1904-1905 годах монахами Бурятских монастырей под названием «Сукхавати – Чистая земля будды Амитабхи». Многие поклонники буддизма приходят в музей с исключительной целью медитировать в этом зале.

В разделе «Ислам» есть еще один макет (поменьше). Это копия Соборной Мечети Санкт-Петербурга (оригинал находится на Кронверкском проспекте, 7, возле метро «Горьковская»).

Верхний этаж отведен под временные выставки. Музей участвует в мероприятии «Ночь музеев», организует экскурсии, в том числе по городу и за городом, занятия с детьми и курс лекций для взрослых. Специальные залы могут быть предоставлены под проведение концертов, конференций, презентаций.

Выходной день в музее – среда, каждый первый понедельник – вход свободный для всех желающих.

Где находится и как добраться

Буквально в двух шагах от , напротив Главпочтамта, слева от его знаменитой арки находится Музей истории религии, расположенный в здании по улице Почтамтской, 14 / Почтамтский переулок, 5.

Сюда можно дойти пешком от станций метро «Адмиралтейская» и «Сенная» или доехать от метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» на троллейбусе №5, №22, автобусе №3, №22, №27 или маршрутном такси №169, №306.

Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

В историческом центре Санкт-Петербурга, недалеко от Эрмитажа, уже более 100 лет работает уникальный в своем роде Музей истории религии, посвященный истории возникновения и развития верований и культов у разных народов мира. Здание построено в стиле эклектика, что означает соединение разнородных стилей, взглядов и идей. Как ни странно, изначальная концепция музея была атеистической, но хранящиеся в нем артефакты скорее способствуют укреплению веры. Обширная коллекция экспонатов дает представление не только о религии, но и об образе жизни людей, начиная с древних времен и до наших дней.

Немного истории

Музей был основан в 1930 г. в системе Академии наук СССР по инициативе историка религии Владимира Богораз-Тана и первоначально размещен на территории Казанского собора. В отличие от своего предшественника - Ленинградского антирелигиозного музея, он был задуман не только как атеистическое учреждение, но и как место для научных исследований и просветительской работы. Благодаря советскому общественному деятелю Бонч-Бруевичу религиозные экспонаты дошли до современников. Первые предметы поступили из собраний ленинградских музеев: Государственного Эрмитажа, Русского музея и Кунсткамеры, сегодня коллекция продолжает пополняться.

Что посмотреть

Силами работников музея, тушивших в годы Великой отечественной войны на крыше зажигательные бомбы, экспонаты пережили войну.

Около 200 тыс. ценных исторических и культурных находок собраны из разных стран. Одни родом из Древних цивилизаций Запада и Востока, другие - из средних веков и современности. Предметы культа основных мировых религий: христианства, ислама, буддизма, иудаизма рассказывают об укладе жизни и традициях различных времен и народов.

Музей наполнен разнообразными экспонатами религиозной и бытовой тематики - как христианскими иконами и старопечатными книгами, так и восточной экзотикой.

Весьма любопытны археологическая и нумизматическая коллекции древних (начиная с 6 века до н. э.), средневековых и более современных предметов культа. Рекомендуем взглянуть на буддийские артефакты 2-4 веков н. э., найденные при раскопках центра Кара-Тепе. Восток представлен широко: индуистские ритуальные маски, музыкальные инструменты и утварь, восточные скульптуры, иконы и мусульманские настенные лубки 19-20 веков, религиозные плакаты, буддийские танки 18-20 веков, бытовые лубки 18-19 веков.

Для детей разных возрастов музей предлагает целые программы и отдельные интерактивные занятия и экскурсии.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, 14/5. Веб-сайт

Доехать можно на метро до станции «Гостиный Двор», далее на маршрутках №№ 169 или 306.

Часы работы: с 10:00 до 18:00 (по вторникам с 13:00 до 21:00), кассы открыты с 10:00 до 17:00. Среда - выходной день.

Узнать стоимость билетов и приобрести их онлайн можно на сайте музея. В первый понедельник каждого месяца - вход для всех бесплатный. Работает сувенирный магазин.

Добавить отзыв

Следить

Другие достопримечательности рядом

Санкт-Петербург и окрестности

  • Где остановиться: для поездок в окрестностях Питера лучше всего остановиться в отелях Санкт-Петербурга .
  • Что посмотреть: величественный Санкт-Петербург и его пригороды - великолепный Петергоф , сохранившийся в своем подлинном виде Ораниенбаум , музей-заповедник Гатчины , Павловск с одним из самых красивых пейзажных парков в мире, Янтарную комнату в

Государственный музей истории религии

Удивительный Санкт-Петербург,
выросший на пустынных болотах через труды нечеловеческие, — памятник
силе воли самодержца, возведенный голыми руками. Посему характер его —
не добрый и не злой, но требовательный, порой до жестокости. Город —
решето золотоискателей, посыпает землю массой просеянного песка и ила,
обнажая при этом истинные сокровища. Сколько сокровищ прекрасных,
удививших весь мир, собрал в себе этот город. Не подарил с легкой руки,
но позволил им обнажиться из болотистой массы в момент, когда они были
уже готовы и практически совершенны. Одним из чудес Санкт-Петербурга (а
поговаривают, что и всего света) является Государственный музей истории
религии. Как и в случае с самим городом, в основании ГМИРа лежала мысль.

Идея о создании выставки,
которая бы демонстрировала возникновение религии, ее зарождение и
развитие на примере подлинных экспонатов проникла в голову Владимира
Германовича Богораз - Тана, российского этнографа и языковеда. Годом
рождения идеи можно считать 1928, а сам музей был основан решением
Президиума Академии наук СССР от 7 сентября 1930 года, и открыт в 1932
году 15 ноября. По иронии судьбы, Музей истории религии и атеизма, как
его тогда назвали, занял недействующий на тот момент Казанский собор.

Богораз Владимир Германович

(псевдоним Н.А.Тан, В.Г.Тан)

(15 (27).04.1865 — 10.05.1936)

Мысль родилась в начале
двадцатых годов в процессе подготовки выставки «Эволюция религиозных
верований человечества» в Кунсткамере. На ней были представлены
культовые предметы народов мира, начиная с древности и до наших времен. В
процессе работы Богораз-Тан, будучи автором этого проекта, понял, что
идея грандиозна, и требует дальнейшего развития. Но как, ведь для этого
ее необходимо было вписать в рамки того времени, подстроить под его
нововведенные законы, навязывавшие пропаганду марксизма-ленинизма всеми
возможными способами, в том числе и через деятельность музеев.

Советские антирелигиозные агитматериалы

Зависимость от идеологии
государства и неизбежность столкновения с проверяющими органами,
безусловно, сильно осложняла работу. Богораз-Тану приходилось лавировать
между возникающими обстоятельствами, находить компромисс между тем,
чего от него хотела партия, и тем, что хотел он сам. Но ему удалось
сберечь зерно своей идеи и добиться для нее места под солнцем, а если
изъясняться буквально - заполучить поддержку властей. Итак, в 1930 году
15 апреля прошло заседание в честь торжественного открытия
Антирелигиозной выставки в Белом зале Зимнего дворца. Событие сие было
приурочено к пятилетию Союза воинствующих безбожников. Богораз-Тан так
писал об этой выставке: «Мы брали из наших коллекций щедрой рукой
самое дорогое и лучшее, что было: уникальные предметы из Индии, Китая и
Африки, шаманские уборы из Камчатки, из Чукотской Земли, античные
мраморы, золото, кость, эмаль. Выставка должна говорить вещами
».
Вдобавок к этому был создан «Краткий путеводитель по Антирелигиозной
выставке АН СССР», а также группа «экскурсоводов-разъяснителей». Это
были своего рода щиты от нападок со стороны убежденных атеистов, дабы те
не смогли обвинить организаторов выставки в пропаганде религии.

Выставка была принята довольно
хорошо, — этому посодействовала хитрая формулировка ее концепции.
Действительно, на тот момент воспитание атеизма в молодых умах нового
поколения считалось просто необходимым. В связи со всем вышеизложенным,
был поднят вопрос о перевоплощении ее в постоянный Антирелигиозный
музей. Испугавшись закрепления выданных под временную выставку
помещений, дирекция Эрмитажа потребовала срочно освободить эти самые
помещения, якобы для нужд одного из своих отделов. Далее следовали
мытарства экспозиции по пространствам города со всеми сопутствующими
трудностями.

Музей истории религии и атеизма (б. Казанский собор)

Фото и подпись середины 1960-х годов

И, наконец-то, присвоение музею
здания Казанского собора позволило в полной мере развернуть его
экспозиционную и научную деятельность. Хотя состояние собора было
печальным, а штат музея небольшим, работа кипела. Существовавшие на тот
момент экспозиции развивались и дорабатывались, не останавливался и
приток ценных материалов, которые требовали обработки и систематизации,
проводились исследования, создавались новые экспозиции.

«В музее истории религии и атеизма...»

Иллюстрация из книги «Достопримечательности Ленинграда»

Лениздат, 1961 год

По мере увеличения штата музея,
шире разворачивалась исследовательская деятельность, организовывались
научные экспедиции и командировки в Бурят-Монголию, на Кавказ и не
только. Благодаря экспедиционной деятельности были собраны коллекции по
буддизму и исламу, по религии сванов и верованиям народов Сибири.

К 1934 году библиотека музея
насчитывала уже 5 000 томов и включала литературу по истории религии и
антирелигиозную, книги старопечатные, рукописные, современные.
Естественным образом вытекала издательская деятельность из научной. Все
это время Богораз-Тан боролся с неустойчивым финансовым положением,
старясь доказать вышестоящим уполномоченным необходимость постановки
работников музея в условия штатной оплаты.

«Война и религия»

Картина художника Я. Николаева

Экспонат Музея истории религии и атеизма

Репродукция середины 1960-х годов

Темные годы войны увели на фронт
большую часть сотрудников. Оставшиеся свернули выставочную деятельность
ради сохранения экспонатов. Только две выставки были проведены во время
блокады, и посвящены они были военно-историческому прошлому народа и
страны. Последовавший период восстановления был нелегким: здание
пропиталось сыростью и холодом, в качестве отопления установили
несколько буржуек, оконные стекла местами отсутствовали, кровля сильно
повреждена. По окончании войны денег на срочный капитальный ремонт
государство не выделяло. Все приходилось приводить в порядок
самостоятельно. Проведение выставок продолжалось несмотря ни на что.
Пожалуй, самыми посещаемыми из созданных на тот момент экспозиций были
«Кабинет Алхимика конца XVI века» и «История папства и инквизиции»,
рядом с которой была установлена витрина с подлинными орудиями пыток.
Обе выставки располагались в подвале собора и воссоздавались они в
основном по сохранившимся описаниям и старинным гравюрам.

Кабинет алхимика конца XVI века

Реконструкция в Музее истории религии и атеизма

Фото середины 1960-х годов

Коллекция орудий пыток

Экспонаты Музея истории религии и атеизма

Фото середины 1960-х годов

После смерти Богораз-Тана музей
лишился главного своего борца за существование. В 1946 году был подписан
указ о слиянии Музея истории религии Ленинграда с Музеем истории
религии в Москве. Коллекция ленинградского музея при этом передавалась
полностью под распоряжения директора московского музея В.Д.
Бонч-Бруевича и подлежала перевозке в Москву. Вслед за этим последовало
сокращение штата. Старшим научным сотрудником был назначен Михаил
Иосифович Шахнович. Именно благодаря ему и оставшимся работникам,
которые были убеждены в неправильности решения о закрытии музея в
Ленинграде и настаивали на продолжении выставочной деятельности, все
произошло с точностью до наоборот. Через год борьбы фонды московского
музея были перевезены в Ленинград. Этому поспособствовало и ветхое
здание Казанского собора — помещения для музея в Москве не было вовсе. В
1948 году после многочисленных настойчивых обращений «наверх» в соборе
наконец-то были проведены ремонтные и реставрационные работы.

В 1998 году Казанский собор
вновь был освещен, а ГМИР совершил свое последнее перевоплощение, к 2001
году переехав на Почтамтскую улицу, где теперь и находится по сей день.
Сегодня ГМИР — «светский музей в светском государстве ». Свои
задачи формулирует в следующем порядке: изучение, интерпретация,
экспозиция. Его социальные функции заключаются в сохранении и обращении в
вечность культурного наследия посредством фиксирования и консервации
событий и явлений, а также документирования процессов, связанных с
религией.

Принцип научности, принцип
историзма и системный подход - главные в работе музея. По большому
счету, на сегодняшний день ничего не изменилось в
научно-исследовательском подходе сотрудников музея со времен
возникновения первой временной выставки. Но, наконец-то, избавился музей
от тяжести идеологии, в рамки которой был вынужден подстраивать свою
просветительскую деятельность. Как писал один из сотрудников тех времен:
«Сейчас даже трудно сказать, что было сложнее - подготовить экспозицию или благополучно сдать ее всем комиссиям ».

Экспозиции ГМИР явление внешнее
прекрасное, корни же его — в научно-исследовательской и просветительной
деятельности. Огромное количество накопленных материалов
систематизировано в несколько фондов, которые посвящены наиболее
известным мировым религиям и верованиям. Из этих фондов создано около
десяти экспозиций, каждая из которых занимает отдельное помещение и
организована таким образом, чтобы помочь посетителю максимально
проникнуться ее смыслом.

Например, залы, в которых
представлены религии востока, в частности буддизм, моментально
затягивают в свой мир ярких красочных образов. Праздничными и светлыми
они кажутся в сравнении с залами, посвященными католицизму, где даже
свет и краски воспринимаются приглушенными, уводя мысли к мрачному
европейскому средневековью и более оптимистичному возрождению через
подлинные религиозные атрибуты, скульптуры, картины и витражи.

История русского православия
представлена иконостасами, на которых пространство небесное,
божественное обозначено сусальным золотом, а лики святых лишены
привычных для человека трех измерений. Храмовая утварь, книги, облачения
священнослужителей и прочее организовано в цельные композиции, которые
предстают перед глазами, как застывшие кадры из прошлого.

Продвижение из зала в зал можно
без труда вообразить путешествием по коридорам времени. Ведь
действительно, что бы ни происходило с народами и странами, это в первую
очередь отражалось в их вере. И все мироощущение тех людей тоже можно
прочитать и ощутить через эти бесценные экспонаты. Экскурсии, которые
осуществляет музей, выходят далеко за пределы его стен. Двери лектория
всегда открыты тем, кого интересует история религии и аспекты ее
формирования и развития. А те, кто съел по этой теме уже не одну собаку,
проводят здесь конференции. В музее по прежнему существует научная
библиотека с прекрасной коллекцией изданий, самые старые из которых
относятся к XVII веку.

проект SpbStarosti

Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге – часть обязательной программы многих экскурсионных туров по Северной столице. Одна из богатейших музейных коллекций города не оставит равнодушными ценителей религии. Такое учреждение лишь одно в России, но и в мире подобных мест не так много. Собираемая годами и всё ещё пополняемая коллекция со всех уголков мира насчитывает более двухсот тысяч экспонатов и собрана в одном заведении для индивидуального или группового осмотра.

Музей расположен недалеко от Исаакиевского собора в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга напротив Главпочтамта. Адрес учреждения: ул. Почтамтская 15/4. Добраться можно пешком от станции метро «Адмиралтейская» примерно за 20 минут. От Сенной площади (станции «Сенная», «Садовая» и «Спасская») путь займёт около получаса.

От станций метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» мимо «Адмиралтейской» ходят автобусы (№ 3, 22 и 27) и троллейбусы (№5 и 22). Дорога без пробок займёт около десяти минут. Выход на остановке «Почтамтский переулок», далее перейти дорогу и следовать прямо вдоль жёлтого здания. Вход в музей расположен слева от знаменитой арки почтамта.

История музея

07.09.1930 г Президиум Академии наук СССР выдвинул инициативу об открытии подобного музея, которая 26 апреля 1931 года была поддержана Центральной избирательной комиссией СССР. Учредителем и первым директором музея был известный историк и этнограф тех времён Владимир Германович Тан-Богораз. Точная дата создания музея – 15 ноября 1932 года, когда он распахнул свои двери для посетителей.

С самого открытия и до 2000 года музей располагался в Казанском соборе на Невском проспекте. Его первая коллекция была создана с помощью экспонатов других музеев города – Эрмитажа, Кунсткамеры (музей антропологии и этнографии), Библиотеки Академии наук и Русского музея. Несмотря на то что в советские годы религия не поощрялась, музей задумывался как площадка для изучения и анализа этого сложного феномена. Первые сотрудники музея не только хранили экспонаты, но и делали серьёзную научную работу.

К 1941 году музей собрал богатейшую экспозицию, состоящую из редких и ценных экспонатов как и про основные ветви религии (христианство, буддизм, иудаизм, индуизм и ислам), так и про отдельные направления внутри них. Также там хранилась большая коллекция книг по истории религии и религиоведению. Во время войны оставшиеся в городе сотрудники поддерживали музей, пеклись о сохранности коллекции и даже организовали несколько выставок.

В послевоенные годы восстановление музея и пополнение коллекции сделало его известным и за пределами СССР. Создаются экспозиции по религиям отдельных стран, например «Религия Древнего Египта». Музей известен многим жителям страны, и его рекомендуют к посещению всем, кто приезжает в Ленинград. Интересное название музей получил в 1954 году: «Государственный музей истории религии и атеизма Академии наук СССР».

Своё прежнее название музей вернул только к девяностым годам, и по сей день он известен как «Государственный музей истории религии». Тогда же было принято решение о переводе в отдельное здание и об открытии Казанского собора как действующего храма. В 2000 году музей переехал в специально подготовленное для него помещение, где и пребывает по сей день.

Сейчас сотрудники по-прежнему ведут научную работу, а также разрабатывают различные образовательные и просветительские программы, позволяющие привлекать всё больше людей. Музей приглашает посетителей не только для осмотра экспозиций, но и для специально подготовленных лекций на разную тематику по истории религии, для участия в дискуссионных клубах, а педагогов и экскурсоводов – для курса повышения квалификации.

Коллекция музея

Коллекция музея разделена на фонды, которые объединяют в себе более узкие комплексы.

Всего фондов 15:

  • Архаические и традиционные верования (собрано множество экспонатов России и других стран мира со всех континентов);
  • Драгоценные металлы (изделия для религиозных целей из драгоценных металлов и сплавов, в основном из серебра);
  • Ислам (живопись, графика и предметы культа, относящиеся к исламу);
  • Иудаизм (также графика и различная ритуальная утварь, в том числе из действующих синагог);
  • Научно-исторический архив (различные печатные материалы, исторические сборники и документы);
  • Православие. Декоративно-прикладное искусство (в основном предметы, образующие убранство православных церквей и храмов: кресты, иконы, скульптура);
  • Православие. Изобразительное искусство (живопись и графика, относящаяся к Русской православной церкви);
  • Религии ранних цивилизаций (экспонаты о религии Древнего Рима, Древнего Востока, Северного Причерноморья и Древней Греции);
  • Религии Востока (конфуцианство, синтоизм, буддизм, индуизм, даосизм);
  • Религии Запада (религиозное и светское искусство стран Западной Европы);
  • Редкие книги (около тысячи редких книг, часто богословского содержания);
  • Ткани (одежда и ткани для религиозных обрядов, а также другой текстиль);
  • Филателия (почтовые марки почти из всех стран мира с разными святыми и другой религиозной тематикой разных эпох);
  • Фонотека-мультимедиа (один из самых новых фондов, сформированный из музыкальных и видеозаписей);
  • Фототека (фотографии за последние 150 лет, на которых запечатлены различные святилища, образ жизни народов разных вероисповеданий, предметы для осуществления религиозных обрядов и т. д.).

Все фонды представлены увлекательными экспозициями в стенах музея, с которыми и знакомятся посетители. Сам музей разделён на секторы, поэтому гости постепенно передвигаются от залов с экспонатами первобытных религий к более поздним направлениям. Оформление помещений также перекликается с представленными коллекциями. В некоторых помещениях играет соответствующая музыка (часто церковная) той эпохи, с которой знакомятся в данный момент посетители.

Особенности музея

Посетители отмечают, что музей носит сугубо научный характер. Передвигаясь от зала к залу, гости сравнивают, как меняется отношение к Богу у людей того или иного вероисповедания, но при этом по завершении экскурсии вопрос, есть ли Бог или его всё-таки нет, так и остаётся открытым. Также известно, что после перевода музея в новое здание исчезли и экспозиции с различными обрядами, которые способны напугать посетителей, например орудия пыток святой инквизиции, что является важным аспектом понимания развития Европы в средние века.

Тема атеизма так же важна, как и тема религии, но сейчас отдельного зала для этого нет – всё скрыто в архивах музея. То же самое касается различных сект. К примеру, баптизм, который довольно популярен в Соединённых Штатах, о котором даже часто говорят в разных американских фильмах не как о секте, а как об обычном направлении христианства, так и не получил своё место в музее.

Режим работы и стоимость билетов

Музей истории религии работает с 10.00 до 18.00. Помните, что касса закрывается на час раньше, поэтому в музей можно попасть только до 17.00. Выходной по средам, а каждый первый понедельник месяца – бесплатный вход для всех желающих.

Стоимость билетов варьируется в зависимости от гражданства и статуса:

  • билет для иностранца обойдётся в 300 руб.;
  • для россиян и жителей СНГ – 150 руб.;
  • для студентов очной формы обучения зарубежных вузов вход 200 рублей;
  • студентам зарубежных вузов при предъявлении международных студенческих удостоверений (ISICили IYTC) – 100 руб.;
  • студентам России и СНГ – 50 руб.;
  • билет для иностранного школьника – 100 рублей;
  • школьникам России и СНГ – 45 рублей;
  • пенсионерам – 50 руб.

Бесплатно посещать музей могут участники Великой Отечественной войны, солдаты срочной службы, инвалиды 1 и 2 групп, дети дошкольного возраста, сотрудники музеев России, многодетные матери и их несовершеннолетние дети.

Одиночные посетители за дополнительную плату могут пройти по музею с экскурсоводом. При формировании группы от 6 человек доплата составит 80 рублей на человека, если группа англоговорящая, то 100 рублей. Если соберётся группа до 5 человек, стоимость услуг экскурсовода на всю группу составит 1 200 для русского языка и 2 300 – для английского.

Для больших экскурсионных групп (от 10 до 30 человек) надо договориться заранее. Цены на услуги экскурсовода для разных категорий граждан (взрослые, школьники, пенсионеры и т. п.) также варьируются. Точные цены лучше узнать, позвонив в музей заранее по телефону отдела экскурсий 8–812–314–58-38.

К дополнительным услугам относится прокат аудиогида (100 рублей на 4 часа и залог 1 000 рублей) и разрешение на фотосъёмку. В стоимость билета разрешение на использование фотоаппарата и видеокамеры не входит – за это требуется доплатить ещё 200 рублей. Съёмка на мобильные телефоны также оплачивается заранее.

Для получения скидки на входной билет необходимо предъявить документ, подтверждающий право на льготу (паспорт гражданина Российской Федерации, студенческий билет, пенсионное удостоверение и т. п.). Без этого работник кассы вправе отказать в льготе и продать билет по полной стоимости в 300 рублей.




Top