Художник куприн биография. Александр куприн и его натюрморты

Александр Васильевич Куприн – русский и советский живописец-пейзажист, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР.

Александр Васильевич родился в Борисоглебске. Его отец был преподавателем уездного училища. Когда мальчику было 13 лет, они семьей переехали в Воронеж, где Куприн учился в гимназии и работал конторщиком на железной дороге. Александр всегда увлекался искусством, что привело его на вечерние классы Общества любителей художеств. Позже, решив стать художником, он в 1902 году уехал в Санкт-Петербург и поступил в школу А.Е.Дмитриева-Кавказского, но в 1904 году ушел из нее, переехал в Москву и поступил в студию К.Ф.Юона. Проучившись в ней два года, Куприн перевелся в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1908 году художник впервые увидел в частных собраниях московских меценатов новую французскую живопись, которая стала очень интересна Куприну. Художник начал писать и выставлять произведения в духе этого искусства. В 1909 году он участвовал в салоне «Золотое руно» со своими собраниями, которые создавались во времена жизни в Москве под воздействием новейших течений французского искусства. Научившись многому, мастер ушел из училища и большое количество лет посвятил экспериментам в области художественного искусства. Куприн был одним из деятельных членов объединения «Бубновый валет». В период 1910-1924 годы отдавал предпочтение написанию натюрмортов, начиная с кубистических произведений, постепенно смягчая геометричность форм.

В 1920 году художник уехал в Нижний Новгород, где работал руководителем нижегородских и сормовских художественных мастерских. Год возвращения в Москву (1924) оказался переломным для искусства Александра Васильевича, он обращался к реалистическому пейзажу, а также совершал ежегодные поездки в Бахчисарай, где и писал свои первые значительные реалистические картины.

В 1930-1934 годы наступил новый период в искусстве Куприна. Художник работал над индустриальным пейзажем, изображая заводы в Днепропетровске и Москве, а также нефтяные промыслы в Баку. В эти годы он вновь начал класть на холст Крым, а перед началом войны – мотивы русской природы. Такие пейзажи вновь завладели вниманием художника, однако в последних своих произведениях он вернулся к индустриальным темам.

Живописец пережил, проверил своими собственными руками, испытал почти все художественные увлечения и манеры, которые в годы его юности смущали души молодых художников. К реализму его привел сложный процесс сложения нового человека и нового художника.

Неправильно было бы сказать, что Куприн в молодости и Куприн в пору творческой зрелости – это два абсолютно разных художника. В его творчестве прослеживается определенная система интересов, которые были свойственны и раннему, и «наиболее взрослому» периоду искусства – это внимание к эмоциональной выразительности цвета, стремление к строгой конструктивности рисунка, острый интерес к ритмической настроенности композиции, в которой раскрывается закономерность строения предметов, пейзажа и т.д.

Творчеству Александра Васильевича Куприна свойственна большая интеллектуальная сила. Он был влюблен в живую красоту природы и вдохновлен стремлением проверить разумом свои впечатления. В его произведениях искусства светится огонек творческого, познавательного проникновения в изображаемом мире.

Александр Куприн умер в 1960 году в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Куприн Александр Васильевич (1880-1960) - русский живописец. В 1888 году Ван Гог написал свои знаменитые "Подсолнухи" и "Натюрморт с гипсовой статуэткой". В 1919 году появились "Подсолнухи в цвету" и "Натюрморт с синим веером и скульптурой Б. Д. Королева" Александра Куприна. Одни и те же цветы. Почти одни и те же предметы. Но как по-разному отражаются они в полотнах - зеркалах этих художников: у Ван Гога уже в рисунке, в четко выделенных, очерченных формах чувствуется как бы внутреннее напряжение, экспрессия. Его подсолнухи как бы хранят в себе непостижимую тайну. У Куприна же широко, ясно написанные цветы, кажется, могут раствориться в живом, пульсирующем фоне. Смотришь на них и чувствуешь великую радость от встречи с таким совершенным, мудрым творением природы. Живопись Куприна сочная, ясная, солнечная. А вот в "Натюрморте с синим веером..." уже не только и не столько эмоциональное, но и рациональное видение определяет структуру композиции.

Будучи одним из основателей объединения "Бубновый валет"; хорошо зная принципы кубизма, Александр Куприн в лучших своих произведениях гармонично сочетал декоративное начало и остроаналитическое проникновение в натуру.

Жизненность и характерность были главными чертами не только натюрмортов, но и пейзажей, композиций Александра Куприна. Он любил повторять, что, если у художника нет ярко выраженного отношения к предмету, у него никогда не получится интересного художественного образа. И, раскрывая своим ученикам секрет того, как написать хороший этюд, советовал: "Нужно начинать с того, что сразу больше всего захватило, а потом, постепенно, можно привязывать все остальное".

Глубоко изучая творчество импрессионистов и постимпрессионистов, все новые художественные течения начала XX века, Александр Куприн смог выкристаллизовать свой, личный творческий подход к воспроизведению натуры, научился передавать в красках неповторимое эмоциональное звучание каждого пейзажа, каждой вещи, цветка, модели.

Александр Васильевич Куприн родился 23 марта 1880 года в городе Борисоглебске Тамбовской губернии в семье преподавателя уездного училища. Именно воспоминания раннего детства стали основой его художественного видения. Уже в конце жизни Александр Куприн вспоминал: "Все кругом как бы улыбалось мне. Я помню пышные пионы, гордость моей матери, розы, декоративные кустарники, гудящих шмелей, барахтающихся внутри лилий и петуний, бабочек, собирающих своими тонкими, спирально изогнутыми хоботками сладкий сок душистых цветов, задорное чириканье воробьев, гнездившихся под карнизами наших окон, наконец, особый звук, когда бондари, наши соседи, набивали обручи на новые кадки и бочки..."

Отец Александра Куприна преподавал историю и географию, у них в доме часто собирались друзья отца, играли на рояле, пели. Сам Александр Куприн всю жизнь не только рисовал, но и играл, сочинял музыку. Уже став знаменитым художником, он привез в свою мастерскую орган, послушать его игру часто приходили его московские друзья.

Поступив в классическую гимназию, Александр Куприн начал заниматься у Н. Евсеева, который в свое время учил рисовать И. Машкова, М. Родионова. Вскоре семья переехала в Воронеж. А когда А. Куприну было всего шестнадцать лет, умер отец. Начались материальные трудности, и Александр поступил на должность конторщика Юго-Восточной железной дороги. В свободное время он писал этюды и много рисовал, пристально вглядываясь в переплетение ветвей деревьев, в колышущиеся под ветром цветы и разнотравье и, Главное, в небо, которое всегда было для него камертоном всего цветового состояния картины.

Великой радостью стало для начинающего художника открытие в Воронеже при Обществе любителей художеств бесплатной школы живописи и рисования, где он смог учиться у Л. Соловьева и М. Пономарева.

В 1902 году Александр Куприн поехал в Петербург и поступил в частную школу-мастерскую академика Л.Дмитриева-Кавказского. В то же время, чтобы заработать, он делал монументальные мозаичные панно и копии картин великих русских художников. О своей непростой жизни в Петербурге он подробно, очень эмоционально писал своей любимой девушке Анастасии Полозанцевой в Воронеж: "Теперь в Питере приходится круто. Спать, гулять и закрывать глаза не полагается. Скоро побегу очертя голову искать заработка. Для этого нужно немного обозлиться".

Потерпев неудачу с поступлением в Петербургскую академию художеств, в 1904 году Александр Куприн переехал в Москву, где решил поступать в Училище живописи, ваяния и зодчества и, чтобы успешно сдать экзамены, занимался в частной студии К. Юона. Мечтой Александра Куприна было учиться у В. Серова. Но к тому времени, когда Куприн окончил фигурный класс и перешел в натурный, после которого должен был заниматься в мастерской Серова, Серов уже ушел из училища, и Куприн учился у Коровина.

В 1905 году Куприн женился на А. Полозанцевой, той самой девушке, которой он писал такие искренние письма в Воронеж. Вместе они прожили более пятидесяти лет. В тот год на лето они переехали в деревню Мазилово под Москвой. В этом же году у них родился сын Александр (в 1923 г. случится большая беда - сын утонет в Москве-реке). Куприн писал подмосковные пейзажи, писал и в солнечную погоду, и в дождь. В 1907 году он заболел туберкулезом и вынужден был ехать лечиться в Крым.

Потом Куприн часто повторял: "Кто не видел моря, тот не видел второй половины мира..."

Крымские пейзажи навсегда пленили его своей необычной, сказочной гармонией. Он не только писал, но и изучал разные состояния природы. Наблюдая за морем, заметил: "Цвет моря слагается из двух основных факторов - цвета морской воды и бликов на ее поверхности. Чем толще слой воды, тем интенсивнее аквамариновый цвет ее". Особенно большое впечатление произвел на Куприна Гурзуф.

С 1908 года он участвовал в художественных выставках. В 1909 году ездил писать индустриальные пейзажи в поселок Каменное. В это же время он познакомился с П. Кончаловским.

Живопись импрессионистов, постимпрессионистов, кубистов, Брака, Пикассо, с которой Куприн имел возможность познакомиться в щукинской галерее, галерее Морозова, встречи на выставке "Золотого руна" были для него, как он позже писал, глотком свежего воздуха.

Именно в это время он почувствовал, что должен писать не совсем гак, как учат в училище. В 1910 году А. Куприн, П. Кон-чаловский, И. Машков и В.Рождественский решили организовать группу "Бубновый валет". О возникновении этого не совсем обычного названия А. Куприн писал: "Я был у Ларионова и Гончаровой. Сидели, рассматривая репродукции с картин французов. Ларионов взял в руки карту бубнового валета. "Вот почему бы не назвать нашу выставку, наше объединение "Бубновый валет". Это было бы протестом против обоснованного какой-то идеологией названия, вроде "Мир искусства", "Голубая роза", выражающих устремление к утонченной извращенности с погоней за модой".

Позже Ларионов и Гончарова вышли из "Бубнового валета" и начали организацию своих выставок - "Ослиный хвост", "Мишень" и др. А группа художников во главе с Кончаловским, Машковым, Лентуловым, Куприным, Рождественским, Фальком еще больше укрепилась на реалистических позициях. Организуя свои выставки, они приглашали участвовать в них французских художников - Пикассо, Матисса, Леже и др. В это время Куприн называл кубизм, кубофутуризм, имажинизм, супрематизм, лучизм, абстракционизм "наркозом" и был уверен, что на смену им придет настоящее, как он считал, здоровое искусство.

На творчество "бубнововалетовцев" оказала влияние не только французская живопись, особенно Сезанн, но и русское народное искусство.

В живописи Куприна, как и других бубновалетовцев, очень ясно прозвучала новая интерпретация рисунка и цвета. Цельность восприятия реальной действительности утверждалась им в строгой построенности формы и цвета.

Натюрморты А. Куприна - это не мертвая природа, они полны жизни, света, тепла. В 1910 году появились "Мальвы на черном фоне", в 1911-1912 - "Натюрморт с книгами и со свечой", который сейчас находится в собрании Третьяковской галереи.

Ярко индивидуальны и написанные в это время пейзажи - "Турецкие фелюги. Гудауты. Кавказ", "Пейзаж с горой".

В 1913-1914 годах Куприн ездил во Францию и Северную Италию. Манера и взгляд художника меняются. Например, в пейзажах 1914-1915 годов слитные мягкие формы листвы противопоставляются контурам стволов, а натюрморты 1917 года с искусственными цветами и фруктами подчеркнуто декоративны. В это же время А. Куприн пишет очень интересные работы с обнаженной натурой. Это не просто натурные этюды, а станковые картины, в которых форма лепится крупными планами, светотенью, что придает телу особую скульптурность.

После революции Александр Куприн участвовал в осуществлении так называемого ленинского плана монументальной пропаганды, создавал декоративные панно для оформления Москвы к различным революционным праздникам, работал ассистентом у К. Коровина во Вхутемасе, потом преподавал в Нижегородской и Сормовской художественных мастерских, стал профессором живописи театрально-декоративного, а потом керамического отделения Вхутемаса.

Как и многие художники в то время, Куприн работал над индустриальной темой - побывал на заводе имени Петровского в Днепропетровске, московских заводах, нефтяных промыслах в Азербайджане, преподавал в Текстильном институте, писал Донбасс и Бахчисарай.

Он был не только очень эмоциональным, но и вдумчивым художником. В своих "Советах ученикам" он акцентировал внимание на том, что теплые цвета - это цвета приближающие, а холодные - отдаляющие, а в композиции учил видеть обобщенно, фиксировать внимание на главном, а второстепенное обобщать.

Его многочисленные ученики, многие из которых стали известными художниками, до сих пор вспоминают, как он говорил им: "Смотрите шире. Занимайтесь не жилописью, а живописью". Этим искусством он сам владел в совершенстве.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

А. Куприн. Натюрморт с синим подносом. Масло. 1914.

Такой суровый приговор вынес своим ранним увлечениям художник Александр Васильевич Куприн (1880-1960). Александр уже в детстве, прошедшем в небольшом городке Борисоглебске Тамбовской губернии и в Воронеже, мечтал стать художником. С годами желание это становится потребностью, хотя Куприн долго не мог решиться на этот шаг, не веря в свои силы. На первых порах он посещает вечерние рисовальные классы при обществе любителей искусств, сочетая занятия искусством с работой в конторе.

За этим первым робким шагом следует более серьезный: в 1902 году, оставляя службу, Куприн уезжает в Петербург, а потом в Москву. «В то время,- рассказывал Александр Васильевич,- я жил в Москве. Мой батюшка высылал мне из Воронежа двадцать пять рублей в месяц. На эти деньги я должен был содержать себя и жену, платить за квартиру и оплачивать посещаемые мной занятия в частной студии К. Ф. Юона. Я вынужден был брать заказы на исполнение праздничных открыток в типографии Сытина».
Его учителями в начальном (головном) классе были Н. Касаткин и С. Милорадович, а в натурном на старших курсах - А. Архипов и К. Коровин.
Не обладая большой культурой, но безгранично веря в свои силы, мы старались отойти в мир собственных переживаний, быть дальше от жизни и природы, следовательно, от непосредственных впечатлений». Но для начинающего мастера это было не просто кратковременным увлечением. Куприн со свойственным молодости пылом отдает ему годы жизни.
Ложное бунтарство привело художника к мысли покинуть стены училища и принять участие в выставочной деятельности группировки под названием «Бубновый валет».
Для этой цели сняли вестибюль богатого купеческого дома. Получили разрешение от градоначальника на выпуск входных билетов, и в один из воскресных дней открытие состоялось. Нам тогда казалось, что мы совершаем революцию в области искусства и что нам принадлежит будущее. Но, несмотря на сенсационную рекламу, народу на нашу выставку приходило немного. Мы попали в затруднительное положение.

Мир форм, окружающую их пространственную среду живописец трактует как жесткую конкретную материю. Композиции отличаются сочетанием изысканной декоративности и ясной конструктивности. В одном из последних пейзажей, «Тополя», ступенчатый ритм уходящих к небу деревьев непохож на геометрические вариации ранних натюрмортов. Он звучит подобно мощному органному голосу природы.
Отныне неиссякаемым источником творчества Куприна становится пейзаж. В 30-е годы советские пейзажисты разрабатывали новую область этого жанра - индустриальный пейзаж. Вдохновленные грандиозными преобразованиями, происходящими в стране, художники отправляются на крупнейшие стройки, стремясь запечатлеть героев первых пятилеток, их трудовой энтузиазм. А. Куприн создает пейзажи металлургического Днепропетровска, угольного Донбасса, нефтяного Баку, Его интересуют проблемы органического слияния созданных руками человека промышленных гигантов с природным ландшафтом.
Творческий метод художника, сложившийся в течение многолетней работы в Крыму, выступает в единстве со спокойным гармоничным состоянием крымского ландшафта.
Система Куприна заключалась в следующем: он всегда носил с собой альбомы, куда набрасывал близкие ему мотивы, повторяя их в нескольких вариациях, а в мастерской обдумывал будущую композицию, Затем начиналась подготовка холста, Мастер строго, до сантиметра, рассчитывал размер, разбивал холст на клетки и точно переносил контурный рисунок. Потом опять шел на натуру и делал цветовую раскладку, которая в мастерской снова приводилась в соответствие с общим замыслом. Выстроенная по композиции и цвету картина вновь выносилась на пленэр и после некоторых уточнений приобретала окончательный вид.
Природа юга была созвучна характеру и интересам Куприна. Он досконально знал историю Крыма и передавал ее в пейзаже. Художник сокрушался, видя, как постепенно разрушаются и уходят в небытие старые архитектурные постройки: кладбищенские камни с замысловатыми арабскими надписями, мечети и минареты. «Нельзя писать места, не зная его истории,- любил повторять Александр Васильевич.- Архитектура народа рождается из природы. Она дает его исторический и национальный адрес. Это своеобразная летопись в камне…»

В каждом воссозданном на холсте пейзаже Куприна интересовали не момент или состояние природы, а историчность местности. И хотя, к примеру, в «Беасальской долине» архитектура далеко не главный акцент композиции, она органически входит в ритмическое построение ландшафта. Вертикаль минарета, плоские крыши домов как бы вторят строгим вертикалям тополей и плавным очертаниям гор. Куприна, с одной стороны, интересуют конкретные формы, с другой - он всегда видит пейзаж глазами поэта, для которого важны не детали, а целое. Тополя «Беасальской долины», возвышающиеся по обе стороны от дороги, служат своеобразными кулисами, вводящими зрителя в мир изображаемого. Не случайно Куприн высоко ценил творческое наследие таких великих мастеров, как Пуссен и Клод Лоррен. Их глубокое проникновение в сущность природы, раскрытое ими органическое бытие в ней самых разнообразных форм и красок - от архитектурных построек до мощных, тяжелых скал, от плотной зелени растений до голубых далей - было глубоко созвучно видению советского художника.
Как-то вечером мы гуляли по узким улицам Бахчисарая. Прислушиваясь к звукам журчащих фонтанов, вдыхая запах трав, Александр Васильевич говорил: «Как прекрасны природа и вместе с нею человек, который не бунтует против нее, а стремится жить в полном согласии с ней. Художник должен полюбить природу, учиться у нее, настроить себя на глубокое ее ощущение. Только тогда можно достичь полной гармонии в ее передаче. Всякая попытка придумать, сконструировать новые формы неминуемо приведет к краху, к отвлеченному формо-творчеству, не имеющему ничего общего с жизнью и ее красотой. Теперь я пытаюсь найти путь к объективному пониманию красоты природы. Жалею лишь об одном: когда я многое понял в искусстве - жизнь моя почти прожита…»

Куприн - художник, воспевающий в своих произведениях Крым. "Моя первая половина жизни прошла в бесплодных поисках нового изобразительного языка. Я шел от формы к содержанию, не отдавая себе отчета в том, что, в конечном счете, созданная мною форма будет выражать. Все мои эксперименты не смогли проложить пути к сердцу человека".

Такой суровый приговор вынес своим ранним увлечениям . И это отречение зрелого мастера было столь же искренним, сколь бурными и темпераментными были поиски молодого новатора, поглощенного формальными открытиями Сезанна, геометрической символикой кубизма .

Между ранними натюрмортами и поздними крымскими пейзажами Куприна проходит сложный путь самопознания, размышлений об истинном призвании искусства. Но в чем художник был всегда неизменен - это в своей любви к живописи. Александр уже в детстве, прошедшем в небольшом городке Борисоглебске Тамбовской губернии и в Воронеже мечтал стать художником. С годами желание это становится потребностью, хотя Куприн долго не мог решиться на этот шаг, не веря в свои силы. На первых порах он посещает вечерние рисовальные классы при обществе любителей искусств, сочетая занятия искусством с работой в конторе.

За первым робким шагом следует более серьезный: в 1902 году, он оставляет службу и уезжает в Петербург, а потом в Москву. Отец высылал ему из Воронежа 25 рублей в месяц, на которые Куприн должен был содержать себя и жену, платить за квартиру и оплачивать посещения занятий в частной студии К. Ф. Юона. Нужда заставляла его брать заказы на исполнение праздничных открыток в типографии Сытина.

После двух лет учебы в студии К. Юона, 26-летний Куприн поступает в Московское училище живописи. Его учителями в начальном классе были Н. Касаткин и С. Милорадович, а в натурном на старших курсах - А. Архипов и К. Коровин. Время ученичества и первых самостоятельных шагов художника совпало с периодом поисков и экспериментов в русском искусстве. Бунтарский дух овладел и Куприным. Он "заболел" отрицанием всего того, что его окружало.

Художник покинул училище и принял участие в выставках коллектива под названием "Бубновый валет", В 1910 году состоялась первая выставка объединения. В ее устройстве участвовали Кончаловский, Машков, Лентулов, Рождественский и Куприн. Они сняли вестибюль богатого купеческого дома, получили разрешение на выпуск входных билетов, и открытие состоялось. Членам "Бубнового валета" казалось, что они совершают революцию в области искусства и им принадлежит будущее. Посетителей было мало, а нужно было платить за аренду помещения и жить дальше. Поэтому радости их не было предела, когда они получили уведомление о том, что московские коллекционеры приобретают для своих собраний несколько натюрмортов у Кончаловского и Машкова. Художники рассматривали это как признание их искусства.

В этот период в творчестве Куприна заметно влияние кубизма. Излюбленным его жанром становится натюрморт, в котором художник пытается создать свой мир, далекий от реальных наблюдений. Он кропотливо подбирает предметы для постановок. Кувшины, кружки, подносы часто делает и расписывает своими руками. Кубистические изыскания приводят художника к противоположному - к правде натуры. Он сознает, что художник не может укладывать живое, эмоциональное видение в прокрустово ложе чужих схем и форм. Куприну нужно было освоить открытия живописной пластики, с тем, чтобы увидеть мир по-своему, непредвзято.

Так к художнику приходит зрелость. Произошли большие перемены и во взглядах Куприна на искусство. Формальные поиски и эксперименты уступают место глубокому, проникновенному изучению натуры. Конструктивный остов его картин словно обрастает плотью жизненных наблюдений. В одном из последних пейзажей, "Тополя", ступенчатый ритм уходящих к небу деревьев не похож на геометрические вариации ранних натюрмортов. Он звучит подобно мощному органному голосу природы.

Пейзаж становится для Куприна главным жанром. Он пишет крымские пейзажи, словно проникнутые лирикой. Каньоны со скалами, деревья на узких улочках старинного Бахчисарая с высокими минаретами на закате - мотивы, созвучные стихам Пушкина и музыке Римского-Корсакова. Творческий метод художника, сложившийся в течение многолетней работы в Крыму, выступает в единстве со спокойным гармоничным состоянием крымского ландшафта.

Интересна система Куприна, заключающаяся в следующем: он всегда носил с собой альбом, куда набрасывал близкие ему мотивы, повторяя их в нескольких вариациях, а в мастерской обдумывал будущую композицию. Затем начиналась подготовка холста. Мастер строго до сантиметра, рассчитывал размер, разбивал холст на клетки и точно переносил контурный рисунок. Потом опять шел на натуру и делал цветовую раскладку, которая в мастерской снова приводилась в соответствие с общим замыслом. Выстроенная по композиции и цвету, картина вновь выносилась на пленэр и после некоторых уточнений приобретала окончательный вид.

Природа юга была созвучна характеру и интересам Куприна. Он досконально знал историю Крыма и передавал ее в пейзаже. Художник сокрушался, видя, как постепенно разрушаются и уходят в небытие старые архитектурные постройки: кладбищенские камни с замысловатыми арабскими надписями, мечети и минареты. "Нельзя писать места, не зная его истории, - любил повторять Куприн. - Архитектура народа рождается из природы. Она дает его исторический и национальный адрес. Это своеобразная летопись в камне".

В каждом воссозданном на холсте пейзаже Куприна интересовали не момент или состояние природы, а историчность местности. И хотя в "Беасальской долине" архитектура далеко не главный акцент композиции, она органически входит в ритмическое построение ландшафта. Вертикаль минарета, плоские крыши домов как бы вторят строгим вертикалям тополей и плавным очертаниям гор. Куприна, с одной стороны интересуют конкретные формы, с другой - он всегда видит пейзаж глазами поэта, для которого важны не детали, а целое. Тополя "Беасальской долины", возвышающиеся по обе стороны от дороги, служат своеобразными кулисами, вводящими зрителя в мир изображаемого. Не случайно Куприн высоко ценил творческое наследие таких великих мастеров, как Пуссен и Клод Лоррен. Их глубокое проникновение в сущность природы, раскрытое ими органическое бытие в ней различных форм и красок - от архитектурных построек до мощных, тяжелых скал, от плотной зелени растений до голубых далей - было глубоко созвучно видению русского художника.

Вечером, гуляя по средневековым улочкам Бахчисарая, прислушиваясь к звукам журчащих фонтанов, вдыхая запах трав, Александр Васильевич часто думал о том, как прекрасна природа и вместе с нею человек, который не бунтует против нее, а стремится жить в полном согласии с ней. Куприн считал, что художник должен полюбить природу, учиться у нее, настроить себя на глубокое ее ощущение. Только тогда можно достичь полной гармонии в ее передаче. Всякая попытка придумать, сконструировать новые формы неминуемо приведет к краху, к отвлеченному формотворчеству, не имеющему ничего общего с жизнью и ее красотой.

Куприн был строг в оценке своего творчества. Но ценность его для нас очевидна. Художник сумел выразить в картинах правду и красоту окружающего мира, увиденную глазами современника. Замечательное творчество Куприна напоминает нам о высоком назначении искусства во всех его проявлениях.

Его отец был преподавателем уездного училища. С 1893 года семья Куприных жила в Воронеже, где Александр Куприн учился, но потом нужда заставила его поступить конторщиком на железную дорогу. В эти годы влечение к искусству привело его в вечерние классы Общества любителей художеств. Затем, решив стать художником, он в 1902 году отправился в Петербург. Там он учился в школе А.Е.Дмитриева-Кавказского, но в 1904 году бросил ее и переехал в Москву. В столице он поступил в студию К.Ф.Юона. Пробыв в Москве два года, Куприн начал учиться в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В училище он оказался весьма неуживчивым учеником. В 1908 году он впервые увидел в частных собраниях московских меценатов новую французскую живопись, увлекся ею и в том же году начал писать и выставлять произведения в духе этого искусства.

В 1909 году он участвовал в салоне «Золотого руна», где было собрано все то, что создавалось в те годы в Москве под воздействием новейших течений французского искусства. Это не прошло даром для Куприна. В 1910 году он был вынужден уйти из училища и с тех пор на много лет с головой окунулся в эксперименты. Куприн стал одним из деятельных членов объединения «Бубновый валет». С 1910 года почти четырнадцать лет он писал, главным образом, натюрморты. Сначала это были кубистические произведения, затем в них постепенно смягчилась геометричность форм. Но все это оставалось в пределах программы «Бубнового валета».

В 1920 году он уехал в Нижний Новгород, где руководил нижегородскими и сормовскими художественными мастерскими. В 1924 году он вернулся в Москву. Год возвращения в столицу оказался переломным для его искусства. Он обратился к реалистическому пейзажу, а с 1926-го по 1930-й годы совершал ежегодные поездки в Бахчисарай, где и писал свои первые значительные реалистические картины.

С 1930-го по 1934-й годы наступил новый период в его искусстве. Художник работал над индустриальным пейзажем, изображая заводы в Днепропетровске и Москве, нефтяные промыслы в Баку. В эти годы он вновь обратился к Крыму, а перед самой войной - к мотивам русской природы. С 1945 года крымские пейзажи вновь завладели вниманием художника, и, наконец, в последних своих произведениях он возвратился к индустриальным темам.

Куприн испытал почти все художественные увлечения и манеры, которые в годы его юности смущали души молодых художников. К реализму Куприна привел сложный процесс сложения нового художника, процесс слияния творчества художника с общественной и художественной жизнью страны. Неправильно было бы сказать, что Куприн в молодости и Куприн-реалист в пору своей творческой зрелости - это два абсолютно разных художника. Выработалась определенная система его творческих интересов, которые были свойственны раннему и остались свойственны зрелому периоду его искусства. Было заметно внимание к эмоциональной выразительности цвета, стремление к строгой конструктивности рисунка, острый интерес к ритмической настроенности композиции, в которой раскрывается закономерность строения предметов, пейзажа. Его творчеству была свойственна большая интеллектуальная сила. Влюбленный в живую красоту природы, он вдохновлялся стремлением проверить разумом свои впечатления, в его искусстве светился огонь творческого, познавательного проникновения в изображаемый им мир.

Еще в годы обучения в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, пораженный новой французской живописью, Куприн с пламенной страстью обратился к поискам открытого чистого звучания цвета. Известно, что в те годы он, например, писал натурщицу чистым желтым цветом. Молодого художника интересовала выразительность колорита. Лаконизм элементарных цветовых сочетаний сменился в начале 1910-х годов кубистическими увлечениями. Куприна увлекло стремление отыскать в зрительно воспринимаемых формах мира их внутреннюю структуру, открыть в кажущейся случайности внутреннюю закономерность. Так появились многочисленные натюрморты, которые художник писал примерно до 1923 года. В них главным оказывалось четкое построение обобщенных и геометрических форм. В этих работах господствовали жесткие объемы, подчиненные своей внутренней логике, не совпадающие с формой предметов. Более того‚ художник ставил себе натюрморты из муляжей: он писал искусственные цветы, модели плодов и фруктов, которые делал сам. Через эти картины проходило, то угасая, то постепенно укрепляясь‚ стремление художника охватить зримый мир не только взором, но и разумом, стремление создать выверенную им самим, а не воспринятую на веру художественную программу.

Мальвы на черном фоне (1910)

Обнаженная натурщица с красной ленточкой в волосах и с синим подносом (1910)

Пейзаж с горой. Гудауты (1911)

Натюрморт с хлебами (1914)

Натюрморт с кактусом (1917)

Натюрморт с трубкой (1917)

Натюрморт со шляпой (1917)

Древнерусская архитектура. Москва (1918)

Москва. Пейзаж с церковью (1918)

Сельский домик. Село Зюзино (1918)

Большой натюрморт с искусственными цветами, красным подносом и деревянной тарелкой (1919)

Натюрморт на круглом столе. Молочник, медный кофейник и красный перец (1919)

Натюрморт со статуэткой Б.Д.Королева (1919)

Сокольники. Каланча (1919)

Фили. Кутузовская церковь (1921)

Весенний пейзаж. Яблоня весной (1922)

Городской архитектурный мотив (1922)

Храм с колокольней у моста (1922)

Букет осенних листьев на голубом фоне. Село Крылатское (1923)

Крылатское. Группа деревьев (1923)

Стремление отойти от отвлеченного геометризма‚ ощутить реальность изображаемой материи обнаружилась в написанном в 1917 году натюрморте с глиняным кувшином. Линии, плоскости и грани более ранних натюрмортов сменили ощущение тяжелой весомой массы. Форма строилась, прежде всего, с помощью переходов цветовых тонов, и светотеневая моделировка сливалась с движением цвета. Такая живопись представляла собой один из наиболее реалистических вариантов творчества общества «Бубновый валет».

Натюрморт с глиняным кувшином и фиолетовой драпировкой на круглом столе (1917)

В эти годы шел еще один важный процесс. Ко дню переезда Советского правительства из Петрограда в Москву Куприн написал вместе с А.В.Лентуловым знамя, которое было поднято на здании Московского Совета. В Нижнем Новгороде он исполнил кубо-футуристические декорации для постановки в театре пьесы Василия Каменского «Степан Разин».

Вторая половина 1920-х годов считается так называемым первым бахчисарайским периодом творчества Куприна. Он написал в те годы огромное количество этюдов, в некоторых из них видна известная случайность композиции, рассчитанная на то, чтобы создать эффект непосредственного взгляда на природу. В них цвет становился динамичным и скользящим, а геометризм рисунка сменялся более быстрым очерком предметов. Все эти свойства представляли собой лишь оттенки в искусстве Куприна, сохранявшем свои основные качества - стремление к конструктивности и логической стройности.

Бахчисарай. Уличка с тремя фигурами (1927)

Бахчисарай. Чурук-Су. Полдень (1927)

Бахчисарай. Вечер. Река Чурук-Су (1930)

Бахчисарай. Заброшенная мечеть (1930)

Бахчисарай. Полдень (1930)

Бахчисарай. Скалы в Русской слободе (1930)

Феодосия. Храм XI века (1930)

Баку. Вечер в старом городе (1931)

В Крыму в эти годы художник написал свою картину «Тополя». После ранних натюрмортов Куприна эта картина выглядела настоящим откровением. В ней звучало радостное, взволнованное приятие художником красочной картины природы, захватывающей своей яркой жизнью. Непосредственные впечатления от пейзажа одухотворяли это произведение. После натюрмортов особенно бросалось в глаза увлечение художника динамической движущейся картиной жизни.

Тополя. Бахчисарай (1927)

Композиция картины строилась уходящими в глубину и вверх ступенями. За мягкими массами зелени первого плана, над тяжелыми геометрическими формами домиков, на фоне гор с их размеренными ритмами, возносились силуэты тополей. Они вырастали подобно струям фонтана, бьющим вверх, и движение это, теряя силу на излете, завершалось мягкими очертаниями вершин, а затем как бы вновь возвращалось вниз. Мелкие, дробные пятна облаков вплетались в эту полную внутренней трепетности картину природы. Куприн с увлечением рассказывал о том, что он увидел в южной природе, учил видеть в ней то, что мог бы не заметить и не почувствовать невнимательный наблюдатель. В его глазах и горы, и тополя, и небо с облаками становились единой материальной средой, охваченной единой жизнью. И в самой живописи, в приемах письма художник заставлял зрителя воспринять эти свои представления. Верхушки тополей не просто были написаны на фоне неба, они были окружены массой неба. Мазки красок светлых желтоватых оттенков, которыми Куприн писал вечереющее небо, обходили вокруг очертаний тополей, как бы описывая их, вмещая в свою среду деревья. Проложенные легкими мазками верхушки тополей казались быстро возносящимися кверху, но ниже, к корням дерева, мазки краски становились густыми и тяжелыми, краска словно стекала вниз, давая возможность в самой фактуре живописи ощутить и прочное строение дерева, и эффект взлетающего вверх движения.

Городской пейзаж с розовой церковью. Сумерки (1924)

Сад под Москвой. Руза (1925)

Розовые, лиловые и черные цветы на розовом фоне (1926)

Судак. Гора святого Георгия (1929)

Начало 1930-х годов дало совершенно новые темы искусству. На рубеже 1920-х и 1930-х годов индустриальная тема привлекала к себе внимание многих художников. Обратились к ним и те мастера, которые в начальную пору своего творчества были связаны с «Бубновым валетом». Куприн обратился в эти годы к индустриальному пейзажу. Из работы над индустриальными пейзажами художник вынес новое идейное начало своего искусства. Работая над этими пейзажами, Куприн оказался в авангарде советских художников, боровшихся за идейную значительность и общественную действенность искусства. Его пейзажи отныне не выглядели частным собеседованием художника с природой.

Днепропетровск. Металлургический завод им. Г.И.Петровского. Доменный цех (1930)

Днепропетровск. Металлургический завод им. Г.И.Петровского-Каупера (1930)

Днепропетровский коксовый завод (1930)

Баку. Нефтяные промыслы. Вид с моря (1931)

Завод "Серп и Молот" в Москве. Мартеновский цех. Литье стали (1931)

Московский металлоаффинерный завод (1931)

В индустриальном пейзаже утверждалось то начало, которое вносило в природу человеческий труд. Перед зрителями проявлялось присущее Куприну пристальное внимание к активному человеческому началу в художественном образе. Впечатление от природы становилось той живой формой, в которую облекалась мысль художника, несущая в себе весомое общественное содержание. Пейзаж Куприна становился документом эпохи индустриализации.

В первой половине 1930-х годов художник вновь вернулся к привычным и известным ему бахчисарайским мотивам.

Букет полевых цветов в белой вазе на черном фоне (1939)

В 1937 году Куприн создал свое лучшее произведение тех лет - «Беасальская долина». В нем перед зрителями предстал живущий собственной закономерностью богатый и величественный мир природы. В зрительно убедительных формах раскрывалось движение внутренних сил природы. Эти внутренние силы, которыми полна изображенная в картине природа, принадлежали не столько самой природе, сколько художнику, который внес свои мысли и чувства в пейзаж. Натуральность передачи цвета предметов сочеталась со стройностью внимательно проработанной художником единой цветовой гаммы, появляющейся здесь как плод сложной обобщающей работы живописца. Естественность облика природы несла в себе внимательно продуманную и богатейшим образом разработанную систему пространственно-объемного и ритмического построения картины.

Беасальская долина. Крым (1937)

«Беасальская долина» завершила собой все предвоенное творчество Куприна. Уже с конца 1930-х годов он начал внимательно работать над мотивами среднерусского пейзажа. Они стали главными в его искусстве военных лет, когда он с той же тонкостью и глубиной, как это было в крымских пейзажах, запечатлевал лирическую картину тихого летнего вечера.

С новой силой искусство Куприна зазвучало с 1945 года, когда художник вновь обратился к полюбившейся ему крымской природе. На этот раз живописи Куприна все больше становилась свойственна сила и строгость обобщающих суждений.

1947 год - новый этап в его искусстве. Он был отмечен двумя большими картинами - «Замерзающее болото» и «Дорога в Беасалы». Творчество художника уже находилось на той ступени знания природы, когда он обрел возможность свободно повествовать о мыслях и раздумьях, оперируя уже претворенными в его сознании мотивами природы. Например, композиции картины «Дорога в Беасалы» было присуще устойчивое равновесие. Скалы справа и слева, уходящая прямо в глубину по дну ущелья дорога, светлые горы на заднем плане - все это создавало проникнутую внутренней логикой панораму величавой природы. На картине были изображены люди, но ни масштаб их фигур, ни их чувства и содержание не соразмерены с содержанием, наполняющим образ природы. Маленькие фигуры людей лишь обогащали пейзаж, не внося в него ничего нового. Природа жила по своим внутренним законам. Образ картины не был проникнут непосредственными человеческими чувствами и не повествовал о лирических переживаниях человека, а содержал выраженные в формах природы обобщенные философические суждения о мире и его грандиозности, о тех живущих в нем силах, которые человек постигает интеллектом, но не чувствами.

Дорога в Беасалы (1945-1946)

В 1954 году Куприн был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1956 году он был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В марте 1960 года на выставке московских художников были показаны его последние работы, написанные для первой республиканской выставки «Советская Россия». На склоне лет художника вновь увлекли индустриальные мотивы - это были написанные по материалам поездки в Тулу летом 1959 года заводские виды.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Использованные материалы:




Top