Конспект НОД в старшей группе. Тема «Богатыри земли русской»

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую,

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит — не шелохнется!

Древняя Русь славилась далеко за её пределами. Русь была большим и богатым государством. Чужеземцы, посещавшие столицу Древней Руси — Киев, рассказывали о его богатстве. Недаром Главные ворота Киева назывались Золотыми. Обитые золочёной медью, они ярко блестели на солнце. Золотом горели и купола многочисленных церквей.

Были на Руси и «могучие богатыри». «Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это от того, что с давних времен и, можно сказать, до нашего времени со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

Мы достали репродукции картины «Богатыри» и стали ее рассматривать. Прочитали стихотворение Андрея Усачева про богатырей.

Вот они, знаменитые три богатыря русских. Три воина на могучих конях. Стоят они на страже русских границ. Старший, самый сильный и мудрый – Илья Муромец.

Средний — Добрыня Никитич. Он искусен не только в воинском ремесле, но и в науках, и в игре шахматной. Если нужно, какое дело миром уладить – лучше Добрыни никто не справится. И богатырской силы и храбрости ему не занимать: одолел самого Змея Горыныча! Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира, вызволил из змеевых пещер.

Младший – Алеша Попович, победитель Тугарина Змеевича. У Алеши главное – смекалка да хитрость. Веселый человек Алеша, потому и любят его товарищи.

Мы вспомнили былины про каждого из богатырей и прочитали их.

После прочтения былин снова вернулись к картине и я стала задавать Даше вопросы. Каким нарисовал художник каждого из богатырей. Что их объединяет? Каков пейзаж? Кто старший? Как он выглядит? Как сидит? Как вооружен? Так ли спокоен Добрыня Никитич? Как вооружен? Как выглядит Алеша Попович? Как он смотрит? Чем вооружен? Что видим сбоку?

«Богатыри» — самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа.

Я предложила Даше выполнить задание на карточке и собрать богатыря в дорогу.

Потом я включила симфонию «Богатырская» А.П.Бородина. (часть 1). Мы стали ее слушать и представлять себе героев симфонии? В музыке Бородина ощущаются люди сильные, могучие, люди — богатыри. Все время музыка была такой грозной, могучей, сильной, или ее характер менялся? А всегда ли была грозная и могучая музыка? (нет) встречалась и более певучая, спокойная, даже лиричная. Мысленно представляешь образ Древней Руси, ее бескрайние степи, здесь богатыри любуются просторами, родной природой, примечают во поле нет ли где ворога, не обижают ли где кого.

Прочитали с Дашей стихотворение и Даша стала рассуждать, насколько стих, музыка, картина передают дух богатырей и русского народа.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Можно загадать загадки, чтобы ребенок определил про кого они написаны:

Свист соловьиный,

Взор орлиный –

Не зверь, не охотник,

А… (Соловей-Разбойник)

Из-за сопок и полей

Показался некий зверь.

В ноздри он дышал огнем,

Ночью стало, словно днем.

Он украл Забаву,

Потащил в дубраву.

(Змей Огненный)

Провели с Дашей физкультминутку

Дружно встали – раз, два, три –

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Далее мы приступили к воссозданию картины. В нашем арсенале уже было два богатыря, поэтому Даша предложила нарисовать третьего. Рисовала и вырезала сама, я только помогла ей сделать для него подставку и приклеить его (еще бороду обвела). Наши богатыри получились без коней, но от этого они не стали менее мужественными.

Конспект НООД на тему: «Русские богатыри»

Цель: дать детям представление о богатырях - защитниках Руси, формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси.

Задачи: воспитывать в детях гордость за своих предков; дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа, желание подражать богатырям.

Предварительная работа : чтение сказки «Никита Кожемяка», сказки А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях», просмотр мультфильмов «Алёша Попович и Тугарин змей», «Сказка о царе Салтане».

Используемые материалы: картины и иллюстрации с изображением богатырей, оружия и доспехов; карта России, белые листы, простые карандаши, цветные карандаши и мелки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно, ребята, мы с вами живём в России. Много разных стран на нашей Земле и везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная, как папа и мама, это то место где вы родились. Давайте подойдём к карте и посмотрим, какая она - наша Родина? (ответы детей).

Дети: Большая, огромная, красивая.

Воспитатель: А ещё наша страна богатая. А богатая, она потому что есть в нашей стране океаны, моря, озёра и реки - в которых водится много разной рыбы; много лесов - где живут разные звери и птицы; много полей - где колосятся и растут золотые хлеба. Более 1000лет назад появилось на зеле Русское государство и называлось оно - Русь. Давным-давно на месте наших городов и деревень, были непроходимые леса и топкие болота. Жить в таких условиях могли только сильные, храбрые и выносливые люди. И звали их - русичи. Богатство нашей земли привлекало много врагов - хотели они завладеть нашими землями. В давние времена приходили враги на русскую землю - жгли и разоряли города и села, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное богатство. Как вы думаете, кто же в далекие времена защищал наше отечество? (ответы детей).

Дети: Русские богатыри.

Воспитатель: А кто из вас может нам сказать какие они были? (ответы детей)

Дети: Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, храбрые, доблестные.

Воспитатель: А каких вы знаете богатырей? (ответы детей)

Дети: Алеша Попович, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Илья Муромец.

Воспитатель: Откуда вы узнали о богатырях? (ответы детей).

Дети: Читали сказки и былины, смотрели мультфильмы, рассматривали картины.

Воспитатель: Богатыри жили 1000 лет назад, а вот слава их подвигов, как о защитниках земли русской дошла до наших дней. А вы хотели бы стать богатырями?

Воспитатель: И я вам помогу в этом. (проводится физ. минутка)

Физкультминутка:

Богатырь - вот он каков.

Он силен, он здоров (показывают силу).

Он из лука стрелял, (показ).

Метко палицу бросал. (показ).

На границе стоя (стойка смирно).

Зорко - зорко наблюдал (показ).

Подрастем мы и смотри (поднимаются из положения сидя).

Станем, как богатыри! (показ)

Воспитатель: Еще, ребята, на наших занятиях мы с вами много читали про богатырей и даже выучили стихотворения про них. Кто хочет рассказать стихотворение?

Дети: читают стихи.

1.Силен, как вольный ветер 2. Славный молодец Добрыня

Могуч, как ураган. Взмылил конские бока,

Он защищает землю, Прямоезжую дорогу

От злобных басурман! Одолел в четыре дня.

Он силой доброю богат, О его победах слава

Он защищает стольный град. На Руси давно гремит;

Спасает бедных и детей, Налетел, ударил справа,

И стариков и матерей. Под огонь подставил щит.

Воспитатель: Мы с вами также знаем очень много пословиц и поговорок о доблести и любви к Родине. Давайте вспомним их и назовем.

Дети: Сам погибай, а товарища выручай.

С родной земли - умри, не сходи!

За край свой насмерть стой!

За правое дело стой смело!

Жить Родине - служить.

Не тот герой, кто награду, ждет - а герой, кто за народ идет.

Родимая сторона мать, чужая - мачеха.

Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.

Человек без Родины - что соловей без песни.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Кто к нам с мечом придет - от меча и погибнет.

Воспитатель: Молодцы, вот сколько вы много знаете пословиц и поговорок. А чтобы побеждать в боях и сражениях у русских богатырей были помощники. А какие? (ответы детей).

Дети: Конь, оружие и доспехи.

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки про оружие и доспехи, а вы внимательно слушайте и постарайтесь их отгадать.

  1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (кольчуга).
  2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (шлем).
  3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что, догадались? Конечно же….(меч).
  4. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит - тяжелый, блестящий и кругленький….(щит).

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. И я теперь вижу, что вы много знаете о русских богатырях. У богатырей была одна цель - не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину. А сейчас я вам предлагаю по желанию нарисовать богатырей, оружие или доспехи. А потом из ваших рисунков мы сделаем книжку, которая будет называться «Русские богатыри».

Актуальность:

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, изучить историю и культуру страны как свою собственную биографию. "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойного завоеванного русскими людьми на протяжении долгих столетий. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших победах, памятниках, литературе, языке. Национальные отличия сохранятся на поколения, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Цель проекта: обогащение ребенка знаниями об истории России.

Задачи проекта:

  • формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы;
  • воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональное переживание;
  • развитие интеллектуальной компетентности ребёнка;
  • развитие творческих способностей ребенка.

Длительность проекта: февраль.

Участники проекта: воспитанники группы, семьи воспитанников, воспитатели, воспитатель изодеятельности, музыкальный руководитель.

План образовательной деятельности воспитателя по проекту.

(интеграция областей "Познание" + "Коммуникация" + "Социализация" + "Художественное творчество")

Нед Тема Цель Творческая деятельность
I Богатырская Русь

Рассказ по картине Васнецова "Три богатыря". Рассматривание иллюстраций.

Закрепляем умение рассматривать картину. Формируем умение составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки. Самостоятельное придумывание события (предшествующее, последующее).
Беседа о гербах. Рассказ воспитателя об украшении счетов различными эмблемами. Познакомить с одеждой и оружием богатырей. Знакомить с историей русского костюма. Изготовление щитов, шлемов, кольчуг.
Просмотр диска "Богатырская слобода". Дать представление о прошлом древних богатырей, их жизненном укладе. Познакомить с историческими фактами жизни богатырей родного края. Воспитывать гордость за богатырскую мощь России. Выставка рисунков по теме "Богатырская застава".
Худ. Литература

"Бой на калиновом мосту", "Никита Кожемяка", "Добрыня и Змей", "Василиса Микулишна".

Формирование целостной картины мира, первичных ценностных представлений. Развитие литературной речи. Приобщение к словесному искусству, в т.ч., художественного восприятия и эстетического вкуса. Расширение словарного запаса. Выставка детских рисунков по сказкам.
Ф.Э.М.П.

"Строители Кремля".

Развивать навыки ориентировки на листе бумаги. Формировать навыки чтения плана. Развивать память, внимание, навыки количественного и порядкового счета, решать арифметические задачи.
Конструирование

"Богатырская застава".

Формировать конструкторские навыки, направленное воображение. Упражнять в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям. Предварительные зарисовки сооружений, анализ схем, конструкций. Формировать совместную поисковую деятельность. Изготовление макета "Богатырской слободы". Работа с родителями: изготовление деталей к макету "Богатырская слобода".
Развитие речи.

"Москва не сразу строилась".

Развиваем связанную речь путем составления рассказа". По серии картинок "История Московского Кремля". Объяснить, откуда произошло название "Кремль", "крепость", "укрепление". Рассказать, что все старинные русские города начинались со строительства кремля для защиты от врагов. Развиваем фонематический слух, умение определять место звука в слове. Выставка рисунков "Старинные города".
Сюжетно - ролевые игры "Защитники древнего Кремля". Воспитываем интерес к русской истории, объяснить, что успех обороны зависел от дисциплины и слаженности всех воинов.
"Аппликация"

Украшение шлемов и щитов.

Закрепляем навыки вырезания по контуру, складывания листа в четверо, вырезание геометрических фигур. Развивать творческий замысел, воображение. Закрепляем навыки работы с ножницами, клеем.
II Эскадрон гусар

Художественная литература

Чтение стихотворения М. Лермонтова "Бородино".

Учить осмысливать содержание произведения. Побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи а другие их слушают и заучивают наизусть. Учить рассказывать о том, что узнали, осмысливать характеры персонажей, воспитывать любовь к родному краю и стране, формировать образность речи.
Аппликация + конструирование

"Изготовление киверов из цветного картона и бумаги"

Учить работать самостоятельно и в коллективе, закрепляя уверенность в том, что общий результат зависит от усилий каждого. Развивать навыки конструирования по предложенному рисунку или словесному описанию. Учить поиску новых конструктивных решений, поощрять творческую инициативу. Закреплять навыки работы с бумагой и ножницами, кистью и клеем.
Развитие речи.

Составление рассказа по одной из картин о Бородинском сражении.

Знакомить с содержанием картины. Учить составлять описательный рассказ по картине; правильно употреблять местоимения и предлоги в речи; обогащать речь эмоционально окрашенной лексикой; развивать эмоциональную отзывчивость на происходящее; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине. Раскрашивание силуэтов русских солдат.
Ознакомление с окружающим.

"Москва - столица России". Значение для истории полководца Кутузова. Чтение сказки "Царь-пушка".

Познакомить с достопримечательностям Москвы, ее памятными местами, памятниками древности. Объяснить происхождение названий Царь-колокол, Царь-пушка (фотоиллюстрации). Рассмотреть портрет Кутузова, рассказать о великом полководце. Воспитывать любовь к родине, объяснить значение слова "патриотизм". Заучить поговорку "Пришел Кутузов - бить французов". Рисование кремля, царь-пушки.
Ф.Э.М.П.

Число 9. Составление и решение задач с использованием раздаточного материала (гусары).

Развивать навыки количественного и порядкового счета. Развивать навыки ориентировки на листе бумаги. Решать арифметические задачи (например, вычислить для скольких гусар понадобится определенное количество сабель). Учить измерять величину предмета условной меркой (высота стены крепости). Рассказать о старинных мерах длины.
Сюжетно-ролевая игра "Семья" - "Собираемся в лесу". Развивать и усложнять известный сюжет. Учить самостоятельно распределять роли; помочь выстроить сюжет игры. Закреплять правила поведения в общественных местах. Выставка рисунков гусар 1812г., дам с характерными деталями одежды (длинное платье, шарф, шляпка, высокая прическа).
III По морям, по волнам.

Ф.Э.М..П. + аппликация

"Корабли на рейде".

Систематизирование знания о числе 8 и цифре 8; формировать представление о составе числа 8 из двух меньших; закреплять умение создавать коллективную композицию; упражнять в вырезывании и составлении изображения предмета (корабля), передавая основные форму и детали; воспитывать желание принимать участие в общественной работе, добиваясь хорошего качества своего изображения. Коллективная работа "Корабли на рейде".
Художественная литература.

"Про матроса Василия"

Знакомить детей с новым художественным произведением, рассказывающем об истории Российского флота и его героях. Учить воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл. Подвести к пониманию идеи произведения. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей. Расширяем словарный запас. Коллективная работа - коллаж "По морям, по волнам"
Развитие речи.

"Веселое путешествие на остров грамматики".

Развиваем навык построения предложения по схеме и определения схемы для данного предложения. Развиваем словарь: подбор определений и эпитетов к слову "вода". Усвоение названий морских профессий и профессиональных действий. Развитие связной речи - формируем навыки составления предложений по картине и составления короткого рассказа по картине. Развиваем социальные навыки (работа в группе, учитывание мнения других). Развиваем умение отстаивать свое мнение. Развиваем умение придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании. Развиваем творческое мышление.
Ознакомление с окружающим.

"Водный транспорт".

Закрепляем названия водных видов транспорта. Проследить вместе с детьми историю водного транспорта: от плота к лодке, парусным кораблям и т.д. Показ моделей старинных парусных судов. Воспитывать интерес к изучению окружающего мира, уважение к людям "водных" профессий, интерес к водным путешествиям, романтике дальних странствий. Объясняем значение слов паро-ход, ледо-кол и т.д. Работа по словообразованию: корабль - кораблестроитель, парус - парусник, море - моряк, река - речник. Обогащение словаря: галера, фрегат, гардемарин. Активизация словаря: капитан, боцман, кок, штурман, юнга, радист.
Рассказ о крейсере "Варяг" и капитане В. Рудневе. Рассказ о герое СССР В. Кускове Учить осмысливать содержание рассказа. Формировать оценочное отношение к героям рассказа. Учить пересказывать рассказ (совместное пересказывание). Рисунки героического крейсера "Варяг".
Строительная игра из напольного конструктора Обыграть сделанную из конструктора постройку, закрепляя профессиональные действия военных моряков.
Ф.Э.М.П.

"Плыви, плыви кораблик".

Закрепляем знания детей геометрических фигур: отличительные признаки треугольник, квадрат, обобщающее понятие многоугольник; навыки счета, понятие числового ряда и знание порядка следования чисел в числовом ряду. Развиваем внимание и память; творческое воображение, логическое мышление, приемы умственных действий, речь, быстроту реакции, познавательный интерес; навыки самостоятельной и коллективной работы.
Конструирование из бумаги "Парусник". Развивать навыки работы с бумагой, выполнение аккуратных, точных сгибов, завитков. Отрабатывать навыки сгибания бумаги по вертикали, горизонтали, пополам. Учить украшать свою поделку дополнительными деталями по замыслу. Развивать навыки коллективной работы при составлении композиции из готовых форм.
IV На страже Родины.

Ознакомление с окружающим.

Беседа "Наша армия родная"

Углублять знания о российской армии. Дать элементарные представления о родах войск. Рассказать о подвигах Защитников Отечества во время ВОВ.
Ф.Э.М.П. + Аппликация Учить решать задачи на нахождения суммы, записывать арифметическое действие, используя знак "+", придумывать содержание поздравительной открытки, осуществлять замысел, привлекая полученные ранее знания и умения. Совершенствовать умение моделировать описанные в задаче взаимосвязи между данными и искомыми с использованием не только наглядного материала, но и схематических изображений; развивать чувство цвета, творческие способности.
Художественная литература.

"Шинель" Е. Благинина.

Отработка с детьми выразительного чтения стихотворения. Продемонстрировать детям, как по разному могут звучать стихи в зависимости от интонации прочтения. Организована родителями фото выставка "Наши деды и отцы", "Мой прадедушка - герой".
Конструирование.

"Военный самолет".

Сообщить детям новую информацию о различных видах воздушного транспорта. Закрепляем навыки складывания листа бумаги пополам, вырезание по контуру. Развиваем самостоятельный творческий замысел, умение использовать в работе ранее полученные знания, умения, навыки.
Ф.Э.М.П.

Математические задачи.

Пограничник с собакой.

Систематизировать знания о составе числа 10 и цифрах 1, 0; учить раскладывать число 10 на 2 меньших и получать из 2х меньших одно большее. Закреплять навык ориентирования на листе бумаги. (графический диктант)
Экскурсия в мини-музей боевой славы Д/С.

Обобщающая беседа "Герои русской земли".

Обобщение знаний детей о героическом прошлом и настоящем нашей родины. Побуждение к самостоятельному связному рассказыванию о полученных знаниях. Воспитание любви и уважения к защитникам родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов.

План физ.инструктора к проекту "Герои русской земли" область "Здоровье" и "Физическая культура".

Подвижные игры.

1 неделя "Богатыри"

"Бой богатырей".

Цель: удержать равновесие и при этом вытолкнуть противника за линию круга. Дети делятся на пары и попарно размещаются в обручах. По команде Воеводы начинается бой. Игроки должны суметь удержаться в обруче, вытолкнув соперника за его границы.

"Взятие крепости".

Цель: развитие меткости, силы, ловкости, чувства равновесия. Дети делятся на 2 команды. Каждая команда занимает свою крепость, которую должна защищать. Выталкивая соперников с её стен. Во время взятия крепости соперника дети забрасывают их снежками.

"Царь и Воевода".

Цель: повышение двигательной активности детей с учетом индивидуальных особенностей развития. Из группы детей выбирются 2 героя "Царь", который будет давать задания пойманным детям и "Воевода", который будет ловить нарушителей. Дети выполняют разнообразные движения под музыку. По сигналу они все должны убежать в "домик", "Воевода" ловит. Всех пойманных отводят к царю. Царь придумывает задание каждому пойманному (например: присесть 10 раз, прыгнуть 20 раз, пробежать круг задом наперед и т.п.). После выполнения задания Царя игрок возвращается в игру. Воспитатель помогает Царю выбрать задания ориентируясь на физические возможности пойманного игрока.

2 неделя "Гусары"

Эстафета "Эскадрон в городе"

Цель: закрепление навыков бега с подлезанием. Развитие координации. Ориентировки в пространстве. Дети делятся на две команды-два эскадрона. Первый участник бежит на среднюю линию, поднимает обруч (открывает ворота). Второй подбегает перехватывает обруч. В это время первый пролезает в него и, обегая стойку, возвращается в команду. После этого третий начинает выполнять действия. Игра продолжается до тех пор. Пока весь эскадрон не побывает в городе и не вернется обратно.

"Бравый наездник"

Цель: Закреплять умение прыгать на фитболле с продвижением вперед. Дети прыгают по залу на фитболлах, по команде застывают на месте.

"Полет на ядре"

Цель: развитие координации движения, ориентировки в пространстве. Дети зажимают мяч между колен и бегают по залу. По сигналу "Цель" "ядро" отпускается и игрок замирает на месте.

"Меткий стрелок".

Цель: развитие меткости, скорости реакции. Дети делятся на 2 команды, находящиеся по разные стороны от сетки. По сигналу начинают перебрасывать мячи через сетку на поле противника. Самыми меткими считаются игроки, сумевшие поймать мяч в руки и быстро перебросив его обратно.

3 неделя "По морям, по волнам"

"Спасение матросов".

Цель: закрепление умения выполнять челночный бег по-одному и в парах. Дети-матросы на тонущем корабле. На противоположной стороне игровой площадки обруч - "Остров Спасения". Остаться на острове может только тот кто спас от гибели товарища. Первый игрок оббегая обруч возвращается за вторым, Второй с ним добегает до обруча и возвращается за третьим, а первый остается на острове. Когда все матросы переправлены на остров. Над островом поднимается флаг команды.

"Морской бой".

Цель: Развитие меткости. Дети получают по 3 заряда (мяч или мешочек с песком). Их задача сбить "корабли" противника метким попаданием.

"Свистать всех наверх".

Цель: Развитие скорости реакции, ориентировке в пространстве. Закрепить понятия "колонна, шеренга, круг". По сигналу все дети разбегаются в рассыпную по игровой площадке. По команде возвращаются в свои отряды, выполняя команду ведущего. Строятся в колонну. В шеренгу или в круг.

4 неделя "На страже Родины".

Проводиться музыкально-спортивный праздник

"Наша Армия сильна".

План воспитателя изодеятельности по проекту

"Герои русской земли"

(интеграция областей "Художественное творчество"+ "Познание"+ "Коммуникация")

Неделя Вид деятельности Задачи Продуктивная деятельность (результат)
1 неделя Показ слайдовой презентации

"Богатырская Русь" и "История русской одежды" ("Познание"+ "Коммуникация")

Худ.творчество (рисование): "Богата земля русская богатырской силой"

Худ.творчество (лепка):

"Три богатыря"

(работа в творческих группах)

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить представление о былине, как о реальных исторических фактах, закрепить знания детей о былинных героях- Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Познакомить детей с одеждой и оружием богатырей.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать. Расширить знания детей об истории русского народного костюма и его традициях. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

Формировать умение рисовать фигуру человека используя схему рисования, рисовать одежду, передавая её характерные особенности. Совершенствовать умение создавать сюжетную композицию в рисунке, передавая свои накопленные знания и умения. Формировать навык закрашивания применяя приемы - штрихования и растушовки. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать патриотические чувства, уверенность, инициативность. Совершенствовать умения планировать свою работу.

Формировать умение лепить фигуру человека и лошади из валика путем надрезания стекой и моделирования пропорциональных частей тела. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения рук и ног (с характером движения); поощрять творческую инициативу. Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы и пропорций. Воспитывать умение работать коллективно.

Выставка детских рисунков по теме: "Богата земля русская богатырской силой"

Выставка детских лепных работ: "Три богатыря"

2 неделя Просмотр слайдовой презентации "Русские гусары" и "Дамы гусарской эпохи"

("Познание"+ "Коммуникация")

Худ. творчество (рисование): "Удалой гусарский эскадрон"

Худ. творчество (рисование): "Эскадрон гусар"

- формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы;

Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, полученных от просмотра картин, посвященных Бородинскому сражению, расширить знания детей о героях Бородинского сражения- М.И.Кутузов, А. Суворов и т.д.;

Развивать интеллектуальную компетентность детей о гусарской эпохе;

Расширить знания детей об одежде и традициях русского народа гусарской эпохи.

Совершенствовать умения оформлять и раскрашивать силуэты (гусары), соблюдая направления штриховки. Совершенствовать умения планировать работу. Инициировать активность творческой деятельности для дальнейшего применения результатов работы в различной продуктивной деятельности.

Совершенствовать умения детей рисовать фигуру человека; оформлять рисунок соответственно его теме; развивать внимание при рассматривании элементов гусарского мундира и умение передавать увиденное в рисунке. Формировать навык закрашивания применяя приемы - штрихования и растушовки. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать патриотические чувства, уверенность, инициативность. Совершенствовать умения планировать свою работу.

Использование готовых гусарских силуэтов в игровой и образовательной деятельности-ФЭМП

Выставка детских рисунков по теме: "Эскадрон гусар"

3 неделя Просмотр слайдовой презентации "История Российского флота"

("Познание"+ "Коммуникация")

Художественное творчество: "Ветер парус раздувает" (рисование)

"По морям плывет кораблик" (рисование кораблей для коллективной коллажной работы"

- знакомство детей с историей развития Российского флота, формирование у детей чувства гордости за свою Родину;

Пополнить знания детей о великой роли Петра I для России в кораблестроении;

Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, полученных от просмотра хроники героических подвигах броненосца "Потемкин" и "Варяг", крейсера "Авроры";

Развивать интеллектуальную компетентность детей о Российском флоте;

Обогатить словарный запас слов детей.

Совершенствовать умение детей при рассматривании отмечать особенности, детализировать изображение; развивать умение рисовать парусные корабли. Формировать чувство цветоощущений и сюжетного построения композиции.

Закреплять знания детей о разных видах кораблей; совершенствовать умение рисовать их. Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Формировать умение рисовать простые сюжеты по замыслу. Закреплять знания о цвете. Воспитывать умение работать коллективно, интерес к изобразительной деятельности, способствовать овладению композиционных умений; поощрять творческую инициативу.

Выставка детских рисунков "Под парусом, стремительно"

Коллаж "По морям, по волнам"

4 неделя Просмотр слайдовой презентации "На страже Родины"

("Познание"+ "Коммуникация")

Художественное творчество: "Боевая техника" (рисование)

"Отважные парашютисты" (лепка+конструирование)

- воспитание уважения к защитникам Родины, ?гордость за свой народ, любовь к Родине;

Развивать представление о разных родах войск, закрепить знания о всенародном празднике воинов, уточнить, кто такие защитники отечества; развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей;

Продолжить знакомство с понятием "большая родина и малая", научить понимать и объяснять их значение. ?

Совершенствовать умения планировать свою работу. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать патриотические чувства, уверенность, инициативность.

Формировать умение лепить фигуру человека из валика путем надрезания стекой и моделирования пропорциональных частей тела. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения рук и ног (с характером движения); поощрять творческую инициативу. Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы и пропорций.

Конструирование: изготовление полиэтиленового парашюта.

Выставка детских рисунков "Наша Армия сильна!"

Коллективная композиция лепных работ: "Отважные парашютисты"

План музыкального руководителя по проекту "Герои русской земли"

(интеграция областей "Музыка"+ "Здоровье")

Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

Задачи музыкального воспитания:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах.
  4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  6. Развивать творческое отношение к музыке. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар.

1 неделя проекта:

Зарядка - "Богатыри"

Слушание музыки - 1. Песня "Богатырская сила" А.Пахмутова, Н. Добронравов.

2. Опера Н.А.Римского-Корсакова "Сказка о Царе Салтане".

"Три чуда", чудо второе "Тридцать три богатыря".

2 неделя проекта:

Зарядка - "Гусары"

Слушание музыки - 1. Марши: "Гусарский марш" А.Петров,

"Гусарский марш" А.Свиридов

2. Песня "Гусарская эпоха" А Варламов

3 неделя проекта:

Зарядка - "Моряки"

Слушание музыки - 1. Марш "Прощание Славянки"

2. Песня "Морячка" О. Газманова

3. "Музыкальные загадки" (Звуки: салют, стрельба, шум моря,

морской прибой.)

Музыкально-ритмические движения - танец "Яблочко"

Пение - "Морской капитан"

4 неделя проекта:

Зарядка - "Наша Армия сильна"

Слушание музыки - 1. Дидактическая игра "Найди сходство и различия"

(музыка песни "Будёновец" Я.Дубравиной и "Солдатик"

Г.Куриной)

2. Песня "Три танкиста"

Пение - "Наша Родина сильна"

Комплекс зарядки для детей подготовительной группы "Богатыри"

1 упражнение. Вход в зал "Марш по кругу". Четкая ходьба с энергичной работой рук и ног.

2 упражнение. "Бег на носочках". Лёгкий бег на носочках по кругу, врассыпную, по кругу. ?

3 упражнение. "Враги богатырей - сказочные карлики и великаны". Соответственно музыке ходьба большими шагами на носках, руки тянутся вверх (великаны), ходьба вприсядку, руки держат колени (карлики).

4 упражнение. "Богатырский конь". 1)Поскоки по кругу, одна нога впереди, другая сзади, руки вытянуты вперёд, кулаки сжаты (держат поводья)

2) боковой галоп, руки на поясе.

Дети берут гантели.

5 упражнение. "Силачи". Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Наклоны туловища то вправо, то влево, делая большие махи руками с гантелями.

6 упражнение. "Земелюшка родная". Подъём рук вверх, наклон, положить на пол гантели, выпрямиться.

7 упражнение. "Богатырская застава". Подъём прямой ноги вперёд и двух рук одновременно. Чередовать правую и левую ногу.

8 упражнение. "Богатырский размах". Полуприседания с разведением рук в стороны.

Повторение "Марш".

9 упражнение. "Достань солнышко (потягивание)" (выпрямляет позвоночник). Руки поднять вверх.

Зарядку составили: муз.рук-ль Диденко И.А.

воспитатель Галушко О.К.

провела: муз.рук-ль Диденко И.А.

Зарядка для детей подготовительной группы "Гусары"

Зарядка выполняется под музыку.

1 упражнение. Вход в зал "Марш по кругу, врассыпную". Четкая ходьба с энергичной работой рук и ног.

2 упражнение. "Поскоки". По кругу, одна нога впереди, другая сзади, руки на пояс.

3 упражнение. "Носочки-пяточки". Ходьба по кругу на носках, на пятках.

Дети берут гимнастические палки (по одной на человека).

4 упражнение. "Ура". Подъем правой руки с палкой вверх(палка находится в вертикальном положении), опустить вниз. Переложить палку в левую руку и повторить упражнение.

5 упражнение. "Качели". Положить палку на плечи, наклон туловища вперёд, выпрямиться.

6 упражнение. "Палочка-стоялочка". Поставить палку на пол вертикально, держась правой рукой обойти палку по кругу. Сменить руку на левую, повторить упражнение.

7 упражнение. "Высокое колено". Палку держать двумя вытянутыми перед собой руками на уровне пупка, поднимать по очереди колено, пытаясь достать палку коленом.

8 упражнение. "Атака". Поднять вверх вертикально палку правой рукой и помахать палкой по кругу. То же упражнение выполнить левой рукой.

Повторение "Марш по кругу, врассыпную"

9 упражнение. "Высоко" . Руки через стороны поднять вверх- вдох, опустить вниз-выдох.

Зарядка для детей подготовительной группы "Моряки".

Зарядка выполняется под музыку.

1 упражнение. Вход в зал парами "Марш по кругу парами, перестроение друг за другом". Четкая ходьба с энергичной работой рук и ног.

2 упражнение. "Бег". Лёгкий бег по кругу, врассыпную, по кругу.

3 упражнение. "Шторм". Прыжки по комнате поочередно на одной и на другой ноге.

4 упражнение. "Был юнгой - стал капитаном!" ?Ноги на ширине плеч. Присесть на корточки, опустив руки на колени и наклонив голову. Встать, потянувшись, поднять руки вверх.

5 упражнение. "Смотровой". Выпад вправо, одна нога впереди согнута в колене, другая сзади прямая, рука правая - "козырёк", левая на пояс. Повторить упражнение влево.

6 упражнение. " Драим палубу". Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Наклонять туловище то вправо, то влево, делая большие махи руками.

7 упражнение. "Пляска матроса". Глубокое приседание, подъём туловища с выставлением ноги на пятку по очереди правую, левую.

8 упражнение. "На море качка". Стоим прямо, ноги врозь, руки опущены. Сгибая слегка правую ногу и поворачивая туловище направо, достать рукой пятку. То же - в другую сторону.

9 упражнение. "Пустые бочки". Лежим на спине на полу, над головой вытянутые руки. Перекатываемся на бок, потом на живот, на другой бок и снова на спину. Голова между руками, руки прямые.

10 упражнение. "Пройди по веревке" . Положите на пол вытянутую веревку. Ребёнок должен пройти по ней, сохраняя равновесие.

11 упражнение. "Чайка". Ходьба по кругу друг за другом, размахивая руками, как птица машет крыльями.

Зарядку составила и провела: муз.рук-ль Диденко И.А.

Зарядка для детей подготовительной группы

"Наша Армия сильна!"

Зарядка выполняется под музыку.

(стульчики расставлены заранее в центре зала)

1. Обычная ходьба в колонне.

2. Ходьба на носках, легкий бег (50-60 сек).

3. Бег со сменой направления.

4. Ходьба "змейкой" вокруг стульчиков.

1 упражнение. "Лётчики"

И.П. - сидя на стуле, ноги параллельно, руки опущены вниз.

1 - Поднять руки в стороны.

2 - Опустить вниз, вернуться в исходное положение.

Дозировка:?5 - 6 раз.

2 упражнение. "Танкисты"

И.П. - сидя на стуле, одна нога выпрямлена вперед, другая под стулом.

(cмена положения ног)

1 - Левая нога выпрямлена вперед, правая - под стулом.

2 - Правая нога выпрямлена вперед, левая - под стулом.

Дозировка: 5 - 6 раз.

3 упражнение. "Пограничники"

И.П. - сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 - Наклониться вправо.

2 - Вернуться в исходное положение.

3 - Наклониться влево.

4 - Вернуться в исходное положение.

Дозировка: 6 раз.

4 упражнение "Моряки"

И.П. - стоя на четвереньках, сиденье стула - под животом ребенка. Ребенок опирается на руки и на колени.

1 - Ребенок выпрямляет руки и ноги, удерживает себя на стуле 2 сек. (вдох)

2 - Вернуться в И.П. (выдох)

5 упражнение. "Артеллеристы"

И.П. - стоя за стулом, ноги параллельно, руки на спинке стула.

1 - Присесть.

2 - Встать, вернуться в исходное положение.

Дозировка: 4 - 5 раз.

6 упражнение "Ракетчики"

И.П. - сидя на стуле, сомкнутые ноги выпрямлены - находятся на полу, руки в упоре с боков сиденья стула.

1 - Поднять правую ногу вперед-вверх.

2 - Опустить ногу, вернуться в исходное положение.

3 - Поднять левую ногу вперед-вверх.

4 - Опустить ногу, вернуться в исходное положение.

Дозировка: 6 раз.

7 упражнение. "Десантники"

И.П. - стоя около стула, ноги параллельно, руки на поясе.

Прыжки на двух ногах вокруг стула в обе стороны, в чередовании с ходьбой.

Дозировка: 2 серии по 10 прыжков.

Воспитатель предлагает детям убрать стулья.

3 часть: Обычная ходьба по залу в колонне друг за другом.

Зарядку составила и провела: муз.рук-ль Диденко И.А.

Эффективность проекта:

1 неделя: "Богатырская Русь"

Эффективность:

  • русские народные былины основаны на реальных героях древней Руси;
  • значение геральдики для человека, защищавшего свою Родину;
  • история одежды военной и бытовой, её предназначение для людей Руси;

2 неделя: "Эскадрон гусар"

Эффективность:

3 неделя: "По морям, по волнам"

Эффективность:

  • история возникновения и развития Российского флота;
  • знакомство с морскими легендами Петровских времён;
  • герои бронепалубного крейсера "Варяг"
  • герой Великой Отечественной войны, моряк - Виктор Кусков;
  • обогащение словаря ребенка.

4 неделя: "На страже Родины"

Эффективность:

  • расширить представление детей о различных родах войск нашей Российской Армии;
  • развитие детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа;
  • воспитание нравственно-патриотических качества: гуманизм, гордость, желание сохранить мир своей Родины и Отечества;
  • воспитание гражданской ответственности и чувство гордости за свою страну.

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, отваги, стойкости, наделенные необыкновенным умом и смекалкой. За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.


Алёша Попович сын ростовского попа Леонтия, герой былин. Алёша грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алёша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял, молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, вспыльчивостью, хвастовством. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.


Жила- была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын- богатырь Добрынюшка. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Никого он не заругает, никого он зря не обидит. Недаром его прозвали «тихий Добрынюшка». Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.


Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. В былинах Илья Муромец стоял во главе дружины. Авторы былин подчёркивают в нём силу, мужество, надёжность, справедливость, миролюбие. Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости. Память об Илье, народная любовь к нему сохранилась до сих пор. Ему воздвигнуты памятники. Его именем называют военную технику и др.


Святогор русский богатырь огромного роста и невероятной силы. Вот что рассказывают о нём былины. Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни осина, ни зелёная трава. Там и волк не пробежит, орёл не пролетит. Только Святогор разъезжает между утёсов на могучем коне. Ростом богатырь выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался. Держать его могли только горы, вот там-то он и проживал. Преемником, наследником его силы является Илья Муромец.


Богатырь Никита Кожемяка жил в городе Киеве в Кожевенной слободе. А Кожемякой его прозвали за то, что он мял- разминал бычьи кожи, чтобы из них шили одежду, обувь, воинское снаряжение. Сила у него была огромная. Станет печь топить- дым под тучами стелется, выйдет на Днепр бычьи кожи мочить – не одну несёт а двенадцать разом. Никита совершил такой подвиг: освободил русскую землю от Змея Горыныча.


ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВИЧ (Волх Всеславьевич) богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами Вольги являются хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных. Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела.


Микула Селянинович – любимейший народный герой, пахарь-богатырь. Никто не в силах сравниться с ним ни по силе, ни по могуществу. Даже Святогор, сильнейший и древнейший из всех богатырей, не смог поднять сумку с тягою (силой) земною, которую небрежно обронил Микула Селянинович. «Воевать легче, чем пахать, а пахарь сильнее воина», - поучает былина о Вольге и Микуле. Она возвышает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным: «деревенским людом Русь кормиться»


А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнётся! А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне

Физкультурно-патриотическое развлечение с детьми подготовительной группы может быть приурочено к проведению календарных праздников в детском саду. Занятие про богатырей наиболее актуально 23 февраля, 9 мая, в День незавимости России.

Занятие про богатырей проводится с целью:

  • Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях — защитниках земли русской.
  • Оживить представление о былине, о былинных герояхИлье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
  • Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
  • Закрепить знакомые физические упражнения.
  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Занятие про богатырей позволяет активизировать лексический запас ребенка: богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, топкие болота, былины, меч, булава, палица, копьё, лук и стрелы, гусли.

Предварительная работа:

  • Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
  • Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.
  • Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
  • Слушание в грамзаписи былины «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч».
  • Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».

Оборудование:

  • Иллюстрации богатырей Древней Руси.
  • Карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат).
  • Костюмы богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья-разбойника, Змея Горыныча.

Занятие про богатырей

Дети сидят в зале на стульчиках.

Воспитатель: — Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи — хазары и монголы -татары часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри — защитники нашей Родины в древности.

Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).

Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?

Дети: — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Воспитатель:

— Правильно, а кем они были?

Дети: — Богатырями.

Воспитатель: — Богатыри — это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов — стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, узнать про их подвиги?

Дети: — Да.

Воспитатель: — Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дети: — Дорогу.

Воспитатель: — Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

Пойдёшь направо — Деньги и слава,
Пойдёшь налево — Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо — Ждет опасность и богатырская застава.

— Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?

Дети: — Дорогу, которая идет прямо.

Воспитатель: — Молодцы, давайте для начала расскажем о себе.

1 мальчик:

— На лбу бывают шишки.
Под глазом — фонари.
Уж если мы – мальчишки,
То мы богатыри.

2 мальчик:

— Царапины, занозы.
Нам страшен только йод!
Тут не стесняясь слезы
Сам полководец льет.

3 мальчик:

— Пусть голова в зеленке
И в пластырях нога,
Но есть еще силенки,
Чтоб разгромить врага.

— Для начала разомнитесь
И по кочкам вы пройдитесь,
Соступать вам с них нельзя
Пропасть ждёт вас там, друзья.

Командам нужно пройти на другую сторону зала, используя дощечки.

— Вот преграда на пути,
Её так просто не пройти.
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!

Детям нужно рассказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев.

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине

Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить — Родине служить.
Счастье — Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.

Воспитатель: — Передохнуть бы пора! Привал! Да только во время отдыха нужно сил набраться. А для этого пляска русская народная — хорошая помощница.

Дети танцуют русский народный танец.

— Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти —
Соловей, разбойник злой,
Мост сломал здесь над рекой.

Детям нужно пройти по скамье, проползти через тоннель.

Воспитатель: — Ребята, в группе и дома вы прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте вспомним, как они называются?

Дети: — «Соловей — разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и другие.

Воспитатель: — Дети, а с кем боролись герои — богатыри?

Дети: — С Соловьем-разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель: — Что такое Былина?

Дети: — Былина произошла от слова «быль», «было».

Воспитатель: — Кто слагал Былины о богатырях?

Дети: — Сказитель.

Воспитатель: — Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Сказитель так и говорил:

Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!

— Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

Дети рассказывают стихи:

Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.

Отечество моё! Россия
В тебе дух старины живет
И не одна ещё стихия
Не победила твой народ.

Россия — мать! Тебе хвала
В веках ты видела не мало
Когда б ты говорить могла
Ты многое бы рассказала.

Ты отражала в глади вод
И первый кремль, и город новый
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой.

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…

Дети исполняют патриотическую песню о России.

— Здесь преграда, здесь Кащей,
Ест он много-много щей,
Чтобы дальше вам пройти,
Нужно доказать, что вы богатыри.

Дети должны взять меч, коня и преодолеть полосу препятствий.

Дети соревнуются в скорости — бегают с мячом в руках. Мяч символизирует отрубленную голову Змея Горыныча.

Звучит музыка.

Воспитатель:

— Вспомним, ребята.
Поехал Добрыня Никитич к славной речке —
Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,
Ан Змеинищо да то Горынищо,
Ан о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит.
Говорит-то Змеинищо таковы слова:
«А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,
Я тебя в полон возьму, захочу — сожгу,
Захочу — сожру».

Изловчился Добрыня, ударил Горынище,
Ан упал-то Змей на сыру землю,
На сыру землю, на ковыль-траву.
Запросил пощады, душегубище.

Но срубил он ему буйну голову,
Говорил притом таковы слова:
«Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко стращать малых детушек!»

Воспитатель:

— Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,
Аи седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.

Воспитатель:

— Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, вспомнили об их подвигах. Вы все молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И в конце мы должны вспомнить, какой завет оставили нам богатыри?
Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину. И я хочу сделать вам каждому подарок — это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.

Воспитатель раздает детям раскраски.




Top