Малый театр год основания. От малого до великого: история Малого театра

МАЛЫЙ ТЕАТР Рос-сии го-су-дар-ст-вен-ный ака-де-ми-че-ский - один из ста-рей-ших русских дра-ма-тических те-ат-ров (Мо-ск-ва).

Ис-то-рия труп-пы вос-хо-дит ко 2-й половине 1750-х годов. В 1756 году императрица Ели-за-ве-та Пет-ров-на из-да-ла Указ об уч-ре-ж-де-нии «Рус-ско-го для пред-став-ле-ний тра-ге-дий и ко-ме-дий те-ат-ра». В 1757 году при Московском университете был соз-дан те-атр (пуб-лич-ные спек-так-ли с 1759 год), су-ще-ст-во-вав-ший за-тем как ча-ст-ная ан-тре-при-за. В 1776 году на ос-но-ве ан-тре-при-зы воз-ник те-атр, по-лу-чив-ший из-вест-ность под названием Пет-ров-ско-го (с 1780 года). Здесь впер-вые в Мо-ск-ве бы-ли сыг-ра-ны пье-сы Д.И. Фон-ви-зи-на, Я.Б. Княж-ни-на, А.О. Аб-ле-си-мо-ва, И.А. Кры-ло-ва, Моль-е-ра, Воль-те-ра, Д. Дид-ро, П. Бо-мар-ше, Г.Э. Лес-син-га, Р.Б. Ше-ри-да-на, К. Голь-до-ни и других. В 1806 году те-атр стал ка-зён-ным, во-шёл в сис-те-му им-пе-ра-тор-ских. В XVIII - начале XIX веков московская дра-ма-тическая труп-па ра-бо-та-ла вме-сте с опер-но-ба-лет-ной.

В 1824 году дра-ма-тические спек-так-ли бы-ли пе-ре-не-се-ны в зда-ние на Пет-ров-ской площади (ны-не Те-ат-раль-ная площадь), позд-нее, в от-ли-чие от Боль-шо-го те-ат-ра (от-крыт в 1825 году), по-лу-чив-шее название Малый театр [офи-ци-аль-но от-крыл-ся 14(26) октября 1824 года; зда-ние, по-стро-ен-ное в 1820-1824 годы ар-хи-тек-то-ра-ми О.И. Бо-ве и А.Ф. Эль-кин-ским как ча-ст-ный дом куп-ца Вар-ги-на, пе-ре-страи-ва-лось в 1838-1840 годы архитектором К.А. То-ном и бы-ло ре-кон-ст-руи-ро-ва-но во 2-й половине 1940-х годов по про-ек-ту архитектора А.П. Ве-ли-ка-но-ва].

В Малом театре вы-ра-ба-ты-ва-лась но-вая сис-те-ма ак-тёр-ской иг-ры, ос-но-ван-ная на вер-но-сти жиз-нен-ной прав-де, пси-хо-ло-гической и со-ци-аль-ной кон-крет-но-сти. М.С. Щеп-кин и П.С. Мо-ча-лов за-ло-жи-ли ос-но-вы ис-пол-ни-тель-ской шко-лы, со-еди-няю-щей ме-тод пси-хо-ло-гического реа-лиз-ма с ро-ман-тиз-мом; сре-ди других из-вест-ных ак-тё-ров Малого театра - М.Д. Льво-ва-Си-нец-кая, Н.В. Ре-пи-на, В.И. Жи-во-ки-ни, Л.Л. Ле-о-ни-дов, К.Н. Пол-тав-цев, И.В. Са-ма-рин, С.В. Шум-ский.

Важ-ней-ши-ми для Малого театра событиями ста-ли по-ста-нов-ка ра-нее за-пре-щён-ной ко-ме-дии А.С. Гри-бое-до-ва «Го-ре от ума» (1831 год) и сбли-же-ние с Н.В. Го-го-лем: в 1836 году со-стоя-лась пре-мье-ра «Ре-ви-зо-ра», в 1842 году - сцен из «Мёрт-вых душ», в 1843 году - «Иг-ро-ков» и 1-я мо-с-ков-ская постановка «Же-нить-бы».

С 1850-х годов основным дра-ма-тур-гом теат-ра стал А.Н. Ост-ров-ский, на по-ста-нов-ках его про-из-ве-де-ний вы-рос-ла бле-стя-щая плея-да ак-тё-ров: П.М. Са-дов-ский и другие пред-ста-ви-те-ли ос-но-ван-ной им ди-на-стии (смотри в статье Са-дов-ские), Л.П. Ко-сиц-кая, С.В. и Е.Н. Ва-силь-е-вы, Н.В. Ры-ка-лова, Н.М. Мед-ве-де-ва, Н.А. Ни-ку-ли-на, Г.Н. Фе-до-то-ва, Н.И. Му-зиль и другие. Ост-ров-ский при-ни-мал не-по-средственное уча-стие в жиз-ни Малого театра, в по-ста-нов-ке сво-их пьес, тре-буя строй-нос-ти ис-пол-ни-тель-ско-го ан-самб-ля, вы-со-кой куль-ту-ры сце-нической ре-чи, дос-то-вер-но-сти и ху-дожественного един-ст-ва всех эле-мен-тов спек-так-ля. В ре-пер-ту-ар те-ат-ра вклю-ча-лись и пье-сы-од-но-днев-ки, од-на-ко ге-не-раль-ное на-прав-ле-ние, на-ря-ду с про-из-ве-де-ния-ми Ост-ров-ско-го, оп-ре-де-ля-ла дра-ма-тур-гия А.С. Пуш-ки-на, Го-го-ля, Гри-бое-до-ва, Фон-ви-зи-на, Л.Н. Тол-сто-го, Ф. Шил-ле-ра, У. Шек-спи-ра и других. Тра-ди-ции ге-ро-ического ро-ман-тиз-ма про-яв-ля-лись в твор-че-ст-ве ве-ду-щих ак-тё-ров и пре-ж-де все-го М.Н. Ер-мо-ло-вой. Её спод-виж-ни-ка-ми бы-ли А.П. Лен-ский, А.И. Южин-Сум-ба-тов, К.Н. Ры-ба-ков, А.А. Яб-лоч-ки-на, позд-нее - А.А. Ос-ту-жев. Ве-ли-ко-леп-но сыг-ран-ный ан-самбль Малого театра ук-ра-ша-ли так-же О.О. и М.П. Са-дов-ские, В.А. Мак-ше-ев, О.А. Прав-дин, Н.К. Яков-лев.

В конце XIX - начале XX веков зна-че-ние Малого театра нес-коль-ко ос-лаб-ло, на сце-не пре-об-ла-да-ла мел-ко-тем-ная, ре-мес-лен-ная дра-ма-тур-гия. Ху-дожественный уро-вень спек-так-лей не со-от-вет-ст-во-вал дос-ти-же-ни-ям ре-жис-су-ры тех лет. По-пыт-ки об-нов-ле-ния искусства Малого театра свя-за-ны пре-ж-де все-го с име-нем Лен-ско-го. Од-на-ко соз-дан-ный им фи-ли-ал Малого театра - Но-вый те-атр - не смог осу-ще-ст-вить про-грам-му ре-форм. Южин-Сум-ба-тов, воз-гла-вив-ший Малый театр в 1909 году, стре-мил-ся вос-ста-но-вить его бы-лые по-зи-ции, но и его по-пыт-ки ус-пе-хом не увен-ча-лись.

По-сле 1917 года Малый театр (с 1919 года ака-де-мический) об-ра-тил-ся к но-вой дра-ма-тур-гии («Лю-бовь Яро-вая» К.А. Тре-нё-ва, 1926 год, и другие). Вы-со-кий уро-вень сце-нического мас-тер-ст-ва де-мон-ст-ри-ро-ва-ли ве-те-ра-ны Малого театра (В.О. Мас-са-ли-ти-но-ва, С.Л. Куз-не-цов, Е.Д. Тур-ча-ни-но-ва, В.Н. Ры-жо-ва, В.Н. Па-шен-ная и другие), ак-тё-ры сред-не-го по-ко-ления (Е.Н. Го-го-ле-ва, Н.А. Ан-нен-ков, Н.И. Ры-жов), а так-же ак-тё-ры, пе-ре-шед-шие из других те-ат-ров (Н.М. Ра-дин, М.М. Блю-мен-таль-Та-ма-ри-на, К.А. Зу-бов, М.И. Ца-рёв, Е.М. Шат-ро-ва, И.В. Иль-ин-ский и другие). Сре-ди луч-ших по-ста-но-вок 1930-1940-х годов - пье-сы А.Н. Ос-т-ров-ско-го «Бе-ше-ные день-ги» (1934 год), «На вся-ко-го муд-ре-ца до-воль-но про-сто-ты» (1935 год), «Лес» (1937 год), «Вол-ки и ов-цы» (1941 год); «Отел-ло» У. Шек-спи-ра (1935 год), «Го-ре от ума» А.С. Гри-бое-до-ва (1938 год), «Ре-ви-зор» Н.В. Го-го-ля (1938 год). В го-ды Великой Отечественной вой-ны при Малом театре ра-бо-тал фрон-то-вой фи-ли-ал. На фронт вы-ез-жа-ли де-сят-ки ар-ти-стических бри-гад. Сре-ди по-ста-но-вок: «Фронт» А.Е. Кор-ней-чу-ка (1942 год), «На-ше-ст-вие» Л.М. Ле-о-но-ва (1943 год), «Пиг-ма-ли-он» Б. Шоу (1943 год), «Иван Гроз-ный» А.Н. Тол-сто-го (1945 год).

В по-сле-во-ен-ные го-ды со-бы-ти-ем стал спек-такль «Вас-са Же-лез-но-ва» М. Горь-ко-го с уча-сти-ем В.Н. Па-шен-ной (1952 год). В 1950-е годы в те-ат-ре ра-бо-та-ли ре-жис-сёры: К.П. Хох-лов, И.Я. Су-да-ков, Л.А. Вол-ков, А.Д. Ди-кий. Яр-кость ре-жис-сёр-ских и ак-тёр-ских ре-ше-ний от-ли-ча-ла спек-так-ли «Власть тьмы» Л.Н. Тол-сто-го (1956 год), «Мас-ка-рад» М.Ю. Лер-мон-то-ва (1962 год), «Мак-бет» У. Шек-спи-ра (1955 год), инс-це-ни-ров-ки «Яр-мар-ки тще-сла-вия» У. Тек-ке-рея (1958 год) и «Гос-по-жи Бо-ва-ри» Г. Фло-бе-ра (1963 год). В 1960 году Малый театр об-ра-тил-ся к дра-ма-тур-гии А.П. Че-хо-ва («Ива-нов», режиссёр Б.А. Ба-боч-кин).

В 1960-1970-е годы ос-но-ву ре-пер-туа-ра Малого театра по-преж-не-му со-став-ля-ли пье-сы современных ав-то-ров (А.Н. Ар-бу-зо-ва, С.И. Алё-ши-на, А.Е. Кор-ней-чука, Е.Р. Си-мо-но-ва, А.В. Соф-ро-но-ва и другие), а так-же клас-си-ка. Зна-чительную роль иг-ра-ла ре-жис-сёр-ская дея-тель-ность Ба-боч-ки-на, Л.В. Вар-па-хов-ско-го, И.В. Иль-ин-ско-го, Б.И. Ра-вен-ских, Л.Е. Хей-фе-ца, Б.А. Льво-ва-Ано-хи-на и других.

В 1980-е годы для ре-пер-ту-ар-ных ис-ка-ний те-ат-ра был ха-рак-те-рен ин-те-рес к про-зе Ю.В. Бон-да-ре-ва, Г.М. Мар-ко-ва, Д.А. Гра-ни-на, В.М. Шук-ши-на, а так-же мо-ло-дых ав-то-ров - А.М. Га-ли-на, А.А. Ду-да-ре-ва и других. На-ря-ду с отечественной клас-си-кой бы-ли по-став-ле-ны «За-го-вор Фие-ско в Ге-нуе» Ф. Шил-ле-ра (1977 год), «Ко-роль Лир» Шек-спи-ра (1979 год), «Си-ра-но де Бер-же-рак» Э. Рос-та-на (1983 год), «Фед-ра» Ж. Ра-си-на (1985 год) и другие.

В 1990-2000-х годах спек-так-ли ста-ви-ли В.М. Бей-лис, В.Н. Дра-гу-нов, В.М. и Ю.М. Со-ло-ми-ны, С.В. Же-но-вач, А.В. Кор-шу-нов (смотри в статье Кор-шу-но-вы), В.Н. Ива-нов, А.А. Жи-тин-кин, А.Я. Ша-пи-ро. Сре-ди по-ста-но-вок: «Князь Се-реб-ря-ный» (1990 год), «Царь Бо-рис» (1993 год) и «Царь Ио-анн Гроз-ный» («Смерть Ио-ан-на Гроз-но-го», 1995 год) А.К. Тол-сто-го, «Царь Пётр и Алек-сей» Ф. Н. Го-рен-штей-на (1991 год), «Дя-дюш-кин сон» по Ф.М. Дос-то-ев-ско-му (1992 год), «Дя-дя Ва-ня» (1993 год), «Чай-ка» (1996 год), «Три се-ст-ры» (2004 год) Че-хо-ва, «Пре-ступ-ная мать, или Вто-рой Тар-тюф» П. Бо-мар-ше (1994 год), «Свадь-ба Кре-чин-ско-го» А.Н. Кол-ке-ра по А.В. Су-хо-во-Ко-бы-ли-ну (1997 год), «Лес», «Тру-до-вой хлеб» и «Бе-ше-ные день-ги» А.Н. Ост-ров-ско-го, «Тай-ны Мад-рид-ско-го дво-ра» Э. Скри-ба и Э. Ле-гу-ве, «Ко-вар-ст-во и лю-бовь» Шил-ле-ра (все в 1998 года), «Ко-роль Гус-тав Ва-са» А. Стринд-бер-га и «Сказ-ка о ца-ре Сал-та-не» А.С. Пуш-ки-на (обе в 1999 года), «Го-ре от ума» А.С. Гри-бое-до-ва (2000 год), «Уси-лия люб-ви» Шек-спи-ра и «Прав-да - хо-ро-шо, а сча-стье луч-ше» Ост-ров-ско-го (обе в 2002 года), «Мни-мый боль-ной» Моль-е-ра (2005 год), «Лю-бов-ный круг» С. Мо-эма (2007 год), «Бе-зум-ный, бе-зум-ный Ген-рих» Л. Пи-ран-дел-ло и «Де-ти солн-ца» Горь-ко-го (обе в 2008 года).

Ру-ко-во-ди-те-ля-ми Малого театра в раз-ные го-ды бы-ли: А.И. Южин-Сум-ба-тов, И.Я. Су-да-ков, П.М. Са-дов-ский, К.А. Зу-бов, М.И. Ца-рёв, Б.И. Ра-вен-ских и другие. С 1988 года художественный руководитель те-ат-ра - Ю.М. Со-ло-мин. В труп-пе в раз-ные го-ды ра-бо-та-ли: В.И. Боч-ка-рёв, Э.А. Бы-ст-риц-кая, Е.Я. Вес-ник, Е.К. Глу-шен-ко, М.И. Жа-ров, Ю.И. Каю-ров, В.В. Ке-ниг-сон, Н.И. Кор-ни-ен-ко, В.И. Кор-шу-нов (с 1985 года ди-рек-тор, в 1998-2009 годы ге-не-раль-ный ди-рек-тор), И.А. Лик-со, Э.Е. Мар-це-вич, И.В. Му-равь-ё-ва, Р.Д. Ни-фон-то-ва, В.П. Пав-лов, Т.П. Пан-ко-ва, Н.В. Под-гор-ный, Е.В. Са-мой-лов, В.И. Хох-ря-ков, А.С. Эй-бо-жен-ко и многие другие.

При те-ат-ре су-ще-ст-ву-ет те-ат-раль-ная шко-ла (смотри в статье Те-ат-раль-ное учи-ли-ще име-ни М.С. Щеп-ки-на).

Малый театр име-ет 2 сце-нических пло-щад-ки (основная сце-на и фи-ли-ал). В 1929 году пе-ред главным зда-ни-ем ус-та-нов-лен па-мят-ник А.Н. Ост-ров-ско-му.

Малый театр вклю-чён в Государственный свод осо-бо цен-ных объ-ек-тов куль-тур-но-го на-сле-дия на-ро-дов РФ. На-гра-ж-дён ор-де-ном Ле-ни-на (1937).

История Государственного Академического Малого Театра

Малый театр - старейший театр России. Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: “Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр...” Известный поэт и драматург М.М.Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии.

На основе университетского был создан драматический Петровский театр. В эти годы труппа театра пополнялась актерами крепостных театров. Но здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров. На службу в нее и поступили артисты бывшего Петровского. Новая труппа Императорского Московского театра выступала на разных сценических площадках, пока, наконец, дирекция Императорских театров не приступила к осуществлению идеи архитектора Бове: строительству в Москве театрального центра.

Таким образом, “прародителем” Малого театра явился театр при Московском университете. Но не из-за этого Малый называли “вторым Университетом”, а благодаря тому влиянию, которое он оказывал на русскую культуру, на умы, на настроения в обществе. Малый театр со дня своего основания является одним из самых важных центров духовной жизни России.

В 1824 году Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и драматическая часть Московской труппы Императорского театра получила собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и собственное название - Малый театр.

“Московские ведомости” поместили объявление о первом спектакле в Малом: “Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет...”

Слово “малый” сначала даже не писали с заглавной буквы - ведь оно объясняется просто размерами здания, которое было невелико по сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей. Но вскоре слова “Большой” и “Малый” стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке. До 1824 года балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были единым целым: один и тот же артист мог участвовать в спектаклях разного рода. Долгое время театры были соединены даже подземным ходом. Продолжалось и взаимопроникновение жанров.

Еще при жизни А.С.Пушкина Малый создал сценические версии трех произведении поэта: “Руслана и Людмилы” (1825 г.), “Бахчисарайского фонтана” (1827 г.) и “Цыган” (1832 г.). Из зарубежной драматургии театр отдавал предпочтение произведениям Шекспира и Шиллера. Впрочем, наряду с серьезными пьесами, существовал в Малом театре и “легкий” репертуар: мелодрамы и водевили. Важным событием в жизни Малого стала постановка комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”. В 1830 году цензура разрешила к представлению лишь отдельные сцены из пьесы, а в 1831 году театральная Москва впервые увидела ее целиком. В спектакле принимали участие два великих мастера московской сцены - Щепкин в роли Фамусова и Мочалов в роли Чацкого. Не менее важным этапом в творческой жизни Малого театра явились постановки пьес Н.В.Гоголя. Сам великий писатель, надеясь на точное прочтение своей пьесы “Ревизор” в Малом театре, написал М.С.Щепкину письмо, где давал ему советы для постановки. Театр также создал инсценировку “Мертвых душ”, а впоследствии поставил “Женитьбу” и “Игроков” Н.В.Гоголя, причем “Игроки” увидели свет впервые. Высоко ценил искусство Малого театра И.С.Тургенев. Специально для Малого и его корифея - М.С.Щепкина - создал он свои пьесы “Холостяк” и “Нахлебник”. В Малом театре впервые была представлена на сцене знаменитая комедия “Свадьба Кречинского” А.В.Сухово-Кобылина.

Знаменитый писатель И.А.Гончаров, обращаясь к АН.Островскому, писал: “Только после вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: “У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться “Театр Островского”. Сегодня Островский и Малый театр - имена, неотделимые друг от друга. Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции с актерами, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны Островским для бенефисов, по просьбе того или иного актера Малого театра.

Еще при жизни драматурга Малый стали называть “Домом Островского”. Памятник великому драматургу установлен у входа в театр. И, какие бы перемены ни происходили в театре и в обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют в Малом ведущее положение. Полтораста лет тому назад был заключен союз, нерасторжимый и поныне: Островский обрел свой театр, Малый театр – своего драматурга.

На рубеже XIX и XX веков основу репертуара Малого театра продолжали составлять произведения русской и зарубежной классики. При этом интерес публики к искусству Малого театра оставался исключительно высоким - так, спектакль “Орлеанская дева” по Ф.Шиллеру с великой Ермоловой в главной роли шел на сцене в течение 18 лет, причем через 9 лет после премьеры он был перенесен на сцену Большого театра, так как Малый не вмещал всех желающих его посмотреть. Бывало и так, что, напротив, оперные и балетные спектакли шли в Малом. Именно здесь, по желанию П.И.Чайковского, состоялась премьера оперы “Евгений Онегин”.

Современное поколение артистов и режиссеров Малого театра отличается приверженностью его богатым традициям и опирается на опыт предшественников. Сегодня, как и всегда, основу репертуара театра составляют пьесы А.Н.Островского: “Волки и овцы”, “Не было гроша, да вдруг алтын”, “Лес”, “Бешеные деньги”, “Трудовой хлеб”, “Свои люди - сочтемся!” В былые времена театр не мог найти общего языка с А.П.Чеховым - при жизни писателя на сцене Малого театра появлялись только его смешные водевили. Однако сегодня спектакли по великим пьесам Чехова занимают значительное место в жизни театра: “Вишневый сад”, “Дядя Ваня”, “Чайка”. Своего рода “визитной карточкой” Малого театра стала драматическая трилогия А.К.Толстого, рассказывающая об истории Государства Российского: “Царь Иоанн Грозный”, “Царь Федор Иоаннович”, “Царь Борис”. В спектаклях по А.К. Толстому звучит музыка Г.В.Свиридова, которую великий композитор написал специально для Малого театра. Не обделяет своим внимание театр и зарубежную классику - в его репертуаре пьесы Ф.Шиллера, А.Стриндберга, Э.Скриба.

Театр возглавляют художественный руководитель - Народный артист СССР Ю.М.Соломин - и генеральный директор - Народный артист СССР В.И.Коршунов. В труппе театра много известнейших, любимых народом артистов - Народный артист СССР Е.В.Самойлов, Народная артистка СССР Э.А.Быстрицкая, Народные артисты России Т.П.Панкова, А.И.Кочетков, И.В.Муравьева, А.Я.Михайлов, Ю.И.Каюров, В.П.Павлов, Э.Е.Марцевич и многие другие - список можно продолжать и продолжать. Труппа театра насчитывает более 100 человек, а общее количество работников театра - более 700. Малый - единственный из всех драматических театров страны - сохранил свой вокально-драматический состав, хор и малый симфонический оркестр. В составе оркестра - музыканты высочайшего профессионального уровня, лауреаты международных конкурсов.

В октябре 1995 года был открыт после ремонта филиал Малого театра на улице Большая Ордынка. Если на основной сцене Малого театра идет только классика, то филиал предполагается сделать экспериментальной площадкой, где классика будет сосуществовать с новыми для старейшего коллектива формами - так, недавно там был поставлен мюзикл А.Колкера по пьесе А.В.Сухово-Кобылина “Свадьба Кречинского”.

Творческая жизнь театра чрезвычайно активна и плодотворна. В каждом сезоне Малый выпускает 4-5 новых спектаклей и снимает что-либо из старых названий из своего репертуара. Обширна и гастрольная география театра - за последние годы он побывал в Германии, Франции, Японии, Израиле, Греции, Кипре, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Монголии, Южной Корее и других странах. Малый театр является инициатором и регулярно проводит Всероссийской фестиваль “Островский в Доме Островского”. Этот фестиваль осуществляет благородную миссию поддержки русской театральной провинции, всегда богатой талантами. Театры из разных городов и областей России представляют свои постановки по пьесам великого драматурга на сцене Малого театра. Недавно родился еще один театральный форум - Международный фестиваль национальных театров. Идея его проведения вновь принадлежала Малому. В рамках этого фестиваля театры из разных стран мира привозят на старейшую московскую драматическую сцену свои традиционные постановки, созданные в русле национального искусства.

Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.


Малый театр - старейший русский драматический театр в Москве, играющий выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры.

Его история начинается совсем не со дня открытия известного нам сегодня Малого театра 14 (26) октября 1824 года. Начинается она гораздо раньше, когда мысль об учреждении в Москве «императорской» труппы была изложена в докладе 1805 года главного директора театров А. Л. Нарышкина. Его «доклад» был поддержан, и в 1806 году была составлена московская труппа. В течение 18 лет спектакли московской труппы шли то в доме Пашкова на Моховой, то в доме Апраксина на Знаменке, то в театральном здании у Арбатских ворот. В 1824 году их перенесли в дом Варгина на Петровской (ныне Театральной площади), в то самое здание, которое и получило название Малого театра. Все эти долгие годы были как бы подготовительными для будущего расцвета - неуклонно происходило собирание актерских сил. Малый театр воспринял все богатое театральное наследие прошлого века - ведь еще и в первой четверти XIX столетия на московской сцене игрались комедии «российского Расина», первого драматурга - Сумарокова. Зрителей все еще волновали монологи княжнинских героев, их рассуждения о высоких гражданских добродетелях. Еще шли комические оперы Аблесимова и ядовитая сатира Капниста «Ябеда». Но все же большая театральная эпоха отечественного классицизма завершалась. Уже меняется сам литературный язык, уже Сумароков глядится страшно устаревшим, а Пушкин прямо говорит о его «варварском изнеженном» языке. Речь и в театре шла о выработке поэтического языка, о сценической речи, о технике игры, о сценической манере актера. Но классицизм открыл для новых поколений богатство слова, торжественность слова, влюбленность в слово. Ведь в театре XVIII века именно слово часто предопределяло сценическую манеру исполнения роли. Само разделение на трагедию и комедию, на жанры высокий и низкий формировало представление о разном поэтическом языке. В трагедиях Сумарокова язык был «возвышен», в комедиях Фонвизина он приближался к народной речи. Эволюция репертуара, выделение новых драматических форм шли одновременно с эволюцией русского актерского искусства. Театр XVIII века можно было бы назвать литературным - в нем именно слово, поэзия стояли на первом месте. Искусство актера - это искусство слова и жеста. Центральный момент игры в театре классицизма заключался в произнесении монолога - монолог же находился в твердом подчинении ряду правил, предусматривающих как логичность, так и его ритмическое построение.

Деление на амплуа еще продолжало существовать и в театре XIX века. Так, список труппы, относящийся к 1809 году, гласит, что роли царей в трагедии играл Плавильщиков, первые роли - Степан Мочалов и Петр Злов, роли молодых любовников - Артамон Прусаков, далее следовали роли вторых, третьих любовников, резонеров, наперсников, комических стариков, простаков. Подобная же картина повторялась и с женским составом труппы. Петр Плавильщиков - первый трагик, в первые годы XIX века был уже стар. Но он еще крепко был связан со старой актерской школой. В игре любил он логику стиха, он не любил «придавать стихам постороннее значение». Он прекрасно умел изображать людей великой и твердой души. Современник о нем писал: «Чувство ужаса, отвращение, омерзение отражалось на его лице, как в зеркале… Он имел огромные природные способности: звучный голос, сильную грудь, произношение огненное…» Но в театре все больше и больше ценилась чувствительность - вот и новые трагедии В. Озерова начала нового XIX столетия все сплошь насыщены воздыханиями и томностью. Чувствительность стала цениться и в игре трагического актера. В 1817 году в московскую труппу пришел великий Павел Мочалов - он и дебютировал именно в трагедии Озерова. В 1822 году состоялся дебют великого М. С. Щепкина. К 1824 году это была уже труппа, которой суждено было произвести реформу сценического искусства. В 1815–1824 годах труппа пополнилась новыми блистательными актерами. В нее вошли П. С. Мочалов, а также актеры, окончившие московскую театральную школу. Из провинции пригласили М. С. Щепкина - он дебютировал на сцене театра в 1822 году, и М. Львову-Синецкую (1824). С именем М. С. Щепкина связана реформа нашего национального театра. Его искусство - это начало реалистического исполнения ролей. Он поражал современников невиданной простотой, богатством, естественностью. Рядом с Мочаловым - актером больших чувств, вдохновенным романтиком, Щепкин казался простым и бесхитростным.

Театр к той поре уже многие любили страстно - вспомним, что неистовый Виссарион Белинский признавался в своей энтузиастической, исступленной любви к театру. Но любовь к театру была различной, да и публика в театре бывала самая разная. Чиновники и купцы, например, иначе выражали свою любовь к артисту Мочалову - они стучали ногами и кричали: «Играет-то ведь как, злодей! Чудо! Чудо!» Непосредственное очарование театральным представлением все время витало в разночинной публике - Малый посещали приезжающие в столицу помещики, купцы, чиновники, которые любили пойти в театр с семьею. Они радовались на водевилях, напряженно следили за развитием интриги в мелодраме. У них были свои любимые и особо ценимые актеры.

Театр и должен был стать школою нравов. Он и показывал порок наказанным, а добродетель вознагражденной. Именно в это время оформилась та формула-триада, что во многом определила пути русского искусства. «Православие, самодержавие, народность» действительно сыграли выдающуюся роль в формировании мировоззрения, в том числе и культурного. Сама их «официальность», которую до сих пор любят помянуть с недоверием, стала следствием или даже закреплением определенного исторического опыта. Опыта победы в Отечественной войне 1812 года. Малый театр активно использовал всю современную драматургию. В это время драма вообще подчинялась сцене - она воспринималась, прежде всего, как материал для сценического произведения, а не для чтения. На сценических подмостках удовлетворялся интерес к личности: в неистовстве романтического трагика Павла Мочалова, в жизнерадостном веселье и здоровье Живокини, в бездне обаяния лукавых персонажей Щепкина. Эти лучшие актеры эпохи умели «вложить себя» - свой жизненный трудный опыт, свою человеческую душу - в те отвлеченные от русской жизни мелодрамы и водевили, которые предлагали драматурги. Они вкладывали в роли «свою Россию» - ту жизнь, которая протекала на шумных улицах и в трактирах, в мещанских семьях и купеческих домах.

Но почему же именно Михаила Семеновича Щепкина (1788–1863) принято считать реформатором? До своего появления на московской сцене (а в момент дебюта ему было уже 35 лет!) Щепкин имел уже большой жизненный опыт. Он говорил о себе, что знает Русскую жизнь «от дворца до лакейской». И это было правдой. Крепостной мальчик помещиков Волькенштейн, он много разъезжал вместе с родителями, близко стоявшими к семье графа (отец - управляющий, мать - горничная). Уже в раннем детстве Щепкин познакомился с крепостным и школьным театром, где и сам впервые появился на сцене в возрасте восьми лет. В 1805 году ему представился случай выступить на сцене публичного театра - дебют был удачным, и Щепкин становится профессиональным актером, вступив в кочевую труппу. Он объездил множество городов, и эта кочевая жизнь открыла перед ним огромное количество разнообразнейших жизненных впечатлений. В бесконечной панораме перед ним проходили деревни и города, обыватели и чиновные люди. Не менее яркими были и впечатления от игры других провинциальных актеров. Позже Щепкин писал, что «искусство игры» того времени состояло в том, что «никто не говорил своим голосом… игра состояла из крайне изуродованной декламации, слова произносились как можно громче, и почти каждое слово сопровождалось жестами». Но там же, на провинциальной сцене, Щепкин впервые увидел актера, который заставил его понять, что «искусство настолько высоко, насколько близко природе». «Простота» и «естественность» - вот что стало сценической и жизненной задачей Щепкина. Но их нельзя было добиться сразу. И Мочалов, и Живокини тоже потрясали публику простотой и живостью, но оба эти артиста добивались такого эффекта тогда, когда исполняемые ими роли совпадали с их личными человеческими качествами. Спектакли Мочалова были интуитивны, а Живокини всегда играл «от себя и самого себя». Щепкин поставил задачу сделать «простоту» и «естественность» законами творчества, которые бы позволяли актеру сознательно вызывать в себе определенные состояния, определенную актерскую технику для их (простоты и естественности) выявления. Он и применял свои артистические силы к водевилям и мелодрамам Шаховского, Загоскина, Писарева, пьесам Мольера и Шеридана. Стихия трюка, комического водевильного приема всегда была сильна в ролях Щепкина. Но появившаяся новая русская драматургия - «Ревизор» Гоголя, пьесы Тургенева («Нахлебник»), Сухово-Кобылина («Свадьба Кречинского») стала той опорой для актера, которая позволила ему поставить впервые вопрос о «внутренней технике актера». В этом и было главное, по словам историка, новаторство Щепкина: «Мочалов был велик и безотчетен в своем творчестве. Живокини личен и обаятелен. Они были неповторимы. Щепкин искал осознанной свободы актерского творчества».

Он научился постигать «идею образа», он умел заставить себя думать и чувствовать так, как представляемый им герой - отсюда при всех очень незавидных внешних (малый рост, кубическая фигурка, полнота) данных актер умел представлять все разнообразие типов человеческих, ибо «душа пылкая и жаркая» позволяла играть и мелодраматического Матроса, и гоголевского городничего, и нахлебника Кузовкина. Именно поэтому его городничий «был героический, величавый мошенник, одаренный государственной мудростью и удивительною находчивостью» (П. Марков). А в Фамусове («Горе от ума») он смог показать многогранность душевных переживаний человека. Уже при жизни Щепкина появились актеры, которые ощутили на себе его влияние. Щепкин очистил стиль актерской игры, он утвердил культуру актера, он научил использованию внутренней техники. Но, естественно, новое время, новая драма неизбежно в чем-то все меняли. Однако изменениям и обновлению был задан путь. Труппа театра объединяла актеров разных поколений, поэтому линия преемственности, сохранения лучшего, с одной стороны, и обновления - с другой, всегда имела силу в Малом театре. Малый театр всегда, во все времена был знаменит своей актерской школой, которую позже назовут «школа Малого театра». Малый театр - это царство его величества Актера.

Расцвет актерского искусства Малого театра теснейшим образом связан с мощным взлетом русской драматургии XIX века. Связь театра с русской драмой всегда была прочной. В середине XIX века Малый театр обладал лучшей драматической труппой в стране. Представителями ее старшего поколения были - основоположник реалистической актерской школы М. С. Щепкин и непревзойденный водевильный комик В. И. Живокини. Заметное место в актерском сообществе занимали ученики Щепкина: И. В. Самарин - в молодости - изящный молодой человек на французские роли… в старости идеальный барин - Фамусов; С. В. Шумский, которого Станиславский по артистичности и отточенности мастерства сравнивал с французом Кокленом. Быстрым и блистательным творческим ростом был отмечен актерский путь выученика Московского театрального училища С. В. Васильева и П. М. Садовского.

Обладая превосходными характерными актерами, Малый театр после смерти Мочалова не имел талантливых исполнителей (равных ему) трагических ролей. Лишь только с появлением А. П. Ленского (1876) он обрел обаятельного и блестящего трагика. В 1866 году начал свою сорокалетнюю службу на сцене Малого Н. И. Музиль - актер редкого дарования. В 1870 году в труппу театра был принят сын П. М. Садовского - М. П. Садовский.

В женском составе театра в 50-е годы блистала Л. Н. Никулина-Косицкая - актриса яркая, эмоциональная. Она первая сыграла на сцене Малого Катерину в «Грозе» Островского. Одаренная Е. Н. Васильева, прекрасная характерная актриса Н. М. Медведева, талантливая «комическая старуха» С. П. Акимова, Н. В. Рыкалова, а позже Прославленная Г. Н. Федотова, блистательная 0.0. Садовская - все они составили неповторимое созвездие труппы Малого театра.

50-60-е годы XIX века - это новый этап в становлении русского актера и русской драматургии. И хотя в Малом продолжали играть Мелодрамы и водевили, но именно драматургия А. Н. Островского стала тем «литературным материалом», что позволила раскрыть новые Качества искусства актеров. «Островский дал театру слово, которого в большинстве не знал прежний театр, слово современное и московское - слово и язык „московских просвирен". Вместо привычных и чрезмерных образов мелодрам, вместо мелкого и безразличного языка комедий, вместо надоевших острот водевилей Островский принес язык, который оформлял чувства изображаемых героев». Пьесы жизни Островского словно открыли в театральном искусстве те вечные, постоянные начала, что до сих пор живут в Малом. Уже в спектакле «Не в свои сани не садись» с Садовским, Шумским, Сергеем Васильевым, Никулиной-Косицкой и Акимовой зрители были буквально поражены конкретностью и одушевленностью увиденной картины, художественной простотой, колоритностью и подлинностью новых героев, выведенных на сцену Островским. Затем последовал спектакль «Бедность не порок», с незабываемым Любимом Торцовым, созданным Садовским. Но высшей точкой стала «Гроза» - Садовский и Рыкалова в ролях Дикого и Кабанихи потрясали публику. Катерину играла Никулина-Косицкая. Спектакль «Гроза» стал крупнейшим театральным событием в русской культуре. Нет, не о «темном царстве» играли актеры Малого. Они создали мощные национальные типы - за Кабанихой и Диким стояла мощная традиция, глубокие пласты русской жизни, охранительный консерватизм, которые только и смог тогда оценить проницательный критик Аполлон Григорьев. В течение девяти сезонов (с 1873 по 1882 год) в Малом театре было поставлено 29 пьес Островского. Островского играли несколько поколений актеров Малого театра. Ермолова, Ленский, Михаил и Ольга Садовские (молодые актеры театра) обеспечили успех знаменитой постановке «Таланты и поклонники» 1881 года. Это спектакль стали именовать «показательным», то есть образцовым и классическим. Островский всегда составлял основу репертуара Малого театра - вплоть до наших дней. Недаром Малый называют «Домом Островского».

Актеры театра Островского обладали яркой творческой индивидуальностью. Пров Михайлович Садовский (1818–1872), служивший в Малом до конца своей жизни, в середине века был в труппе театра «актером первого положения». В пьесах Островского он покорял зрителей жизненной достоверностью образов, самобытностью, типичной русскостью, он искал в героях «душевной красоты». Садовский сыграл 30 ролей Островского - чиновников и взяточников, грубиянов и циников, трогательных и несчастных, нелепых и прекрасных. Но никогда в русской актерской школе не был принят грубый шарж и одномерность образов. Никогда человек не определялся раз и навсегда в «самодуры» или «циники». Актеры Малого театра создавали «рисунок роли», живой образ человека, когда и в самодуре зазвучит щемящая нотка тоски, а в словах Катерины в «Грозе» не столько «протест» важен, сколько ее слова «Уж все равно, уж душу свою погубила».

В 80-90-е годы XIX века Малый театр по-прежнему оставался ведущим театром страны. Он обладал первоклассным артистическим составом. На его сцене продолжали работать И. В. Самарин, С. П. Аникина, Н. В. Рыкалова, Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова, И. А. Никулина, Н. М. Медведева, А. П. Ленский, Н. И. Музиль, О. А. Правдин. В театр пришел К. Н. Рыбаков, А. И. Южин. Из Петербурга был переведен на роли драматических любовников Ф. П. Горев. Окончив училище, на сцену Малого поступила Е. К. Лешковская. В 90-е годы, окончив драматические курсы, в театр пришли Е. Д. Турчанинова, Е. М. Садовская, В. Н. Рыжова, И. А. Рыжов, Н. К. Яковлев, П. М. Садовский, А. А. Остужев.

Репертуар театра не может состоять только из драматургических шедевров. Помимо классики, театр был вынужден играть и «повседневный репертуар» - пьесы В. Крылова, Тарновского, Скриба, Галеви и прочих. Забытый ныне драматург И. В. Шпажинский был основным поставщиком в Малый театр так называемой психологической драмы. Это была обычная второсортная драматургия, но весь успех ей обеспечивали мощные актерские силы Малого театра. Шли на его сцене пьесы А. И. Сумбатова, М. И. Чайковского, Вл. И. Немировича-Данченко. В «Цене жизни» Немировича-Данченко был создан яркий образ главной героини Анны Демуриной великолепной М. Н. Ермоловой. В репертуаре театра были возобновлены «Ревизор» и «Горе от ума», поставлен Лопе де Вега, ставится Шекспир, исторические трагедии Ибсена, Гауптмана. Новая отечественная драматургия представлена на сцене Малого пьесами Л. Н. Толстого «Плоды просвещения» и «Власть тьмы». Но Чехов для Малого театра остался чужим. А на исходе XIX века театр вновь вернется к Островскому. Таковы были его репертуарные линии. Но, как и всегда. Малый театр - это актер. Если расцвет театра в 30-40-е годы связан с именами Мочалова и Щепкина, в 50-60-е годы - Островского и Прова Садовского, то 80-е годы ознаменованы героическим искусством М. Н. Ермоловой.

Мария Николаевна Ермолова (1853–1928) была крупнейшей трагической актрисой конца XIX века. Дочь суфлера Малого театра, она росла в обстановке страстного почитания национальной сцены. Она знала Москву и знала свою Россию. Она служила своим искусством добру, свободе, красоте и правде. Она довела форму актерского искусства до предельной, гениальной «пушкинской» простоты. Ей были близки Островский и Шиллер. «Орлеанская дева» Шиллера стала ее сбывшейся мечтой. Ермолова с юности знала трагедию наизусть. Ермолова утверждала, что «во всей мировой истории нет образа чище и светлее Жанны д"Арк». В образе, созданном ею, нашли художественное выражение идеи подвига и самопожертвования. Потрясение публики было сильнейшим. Героическая мощь, поэтичность, простота таланта Ермоловой в этом образе нашли свое воплощение. Ермоловой был близок и Шекспир. В пьесах Шекспира ею было сыграно 16 ролей.

Но великая актриса строила и образ русской трагической героини. В произведениях Островского Ермолова сыграла 19 ролей. Лучшими ее ролями были Негина в «Талантах и поклонниках» и Кручинина в «Без вины виноватые». Творчество Ермоловой было одновременно и конкретным и идеальным, - это была художественная проповедь. В эту пору не было русской трагедии в драматургии, но ее создала Ермолова на сцене своими героическими образами. Она была проста, строга и смела, ее голос звучал мощно, трепетно, ее движения были величественны, а за трагическим взмахом ее движений часто звучала тоска, но и большая вера в силу человеческого духа.

В первые годы после революции 1917 года театр переживал труднейший период. Нужно было бороться за свое искусство, за свое звание лучшего театра страны со всеми, кто объявил традиционные старые театры «академическим старьем». Театр по-прежнему ставил классику. Но театр должен был ставить и произведения современной драматургии. В 1921 году постановкой спектакля «Оливер Кромвель» Луначарского театр пытался ответить на «требования времени». Монументализм, принципы реализма, усиление идейного, «социально-значимого» репертуара во многом были связаны с обязанностями искусства «служить народу». Но Малый театр всегда служил русскому народу. А все успехи театра этого периода, как и в дальнейшем, были связаны с его актерами. И с талантливой, убедительной, живой актерской игрой. В советской истории Малого театра значительный успех был связан со спектаклями «Любовь Яровая» (1926), где заглавную роль исполняла В. Пашенная. Лучшими постановками 30-40-х годов стали спектакли по пьесам Островского: «Бешеные деньги», «На всякого мудреца довольно простоты», «Лес», «Волки и овцы». На сцене театра продолжали играть А. А. Яблочкина, В. О. Массалитинова. Е. Д. Турчанинова, В. Н. Рыжова, М. М. Климов, П. М. Садовский, а также артисты, пришедшие из других театров: Н. М. Радин, М. М. Блюменталь-Тамарина, Н. Н. Рыбников, М. И. Царев, Д. В. Зеркалова, И. В. Ильинский. Все ярче раскрывались творческие дарования В. Н. Пашенной, Е. Н. Гоголевой, Н. А. Анненкова, Н. И. Рыжовой.

В годы Великой Отечественной войны театр участвует в поддержке фронта. А на сцене его идет пьеса «Фронт» Корнейчука, «Нашествие» Леонова. Все наиболее значительные советские драматурги были представлены в репертуаре Малого театра. Многие из них ныне забыты, но, тем не менее, они отражали свое время и были востребованы публикой. Но все же Малый театр всегда оставался театром русской и мировой классики. Постановки «Макбета» 1955 года в заглавной роли с М. Царевым, «Власти тьмы» 1956 года с блестящей актерской работой И. Ильинского (он играл Акима), «Грозы» 1962 года с Кабанихой - Пашенной, Катериной - Нифонтовой, Диким - Жаровым стали большими художественными событиями. Театр ставит Чехова («Иванов») и Лермонтова («Маскарад»), «Горе от ума» Грибоедова и «Ярмарку тщеславия» Теккерея. В нем по-прежнему работают лучшие русские актеры: А. И. Южин, И. Я. Судаков, М. И. Царев, Н. А. Анненков, Б. А. Бабочкин, М. И. Жаров, Е. Н. Гоголева, П. А. Константинов, Э. Л. Быстрицкая, Е. П. Велихов, В. И. Коршунов, Е. С. Матвеев, В. В. Борцов, В. И. Хохряков, Н. В. Подгорный и многие другие.

Современная театральная культура немыслима без традиций Малого театра, без его постоянной опоры на классику и большое искусство актера. Он, как «большой корабль» отечественной культуры, не стремится к бесконечному обновлению. Его цель - сохранить лучшее, оградить от разрушения сами принципы существования старого русского театра. И сегодня в его репертуаре блестяще играют классику. Можно с уверенностью сказать, что Островского нигде не умеют играть так, как в Малом. Современное поколение артистов и режиссеров Малого театра по-прежнему верно традиции. Основу репертуара, естественно, составляют пьесы Островского: «Волки и овцы», «Не было гроша, да вдруг алтын», «Лес», «Бешеные деньги», «Трудовой хлеб», «Свои люди - сочтемся!». В театре идет Чехов, великолепная трилогия А. К. Толстого - «Царь Иоанн Грозный», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». В этих спектаклях звучит музыка великого русского композитора Г. В. Свиридова. Театр возглавляет Ю. М. Соломин, генеральным директором театра является В. И. Коршунов. До своей смерти, последовавшей после столетнего юбилея, в театре работал легендарный Н. А. Анненков. Великолепная труппа театра насчитывает более 100 человек (общее число работников театра - более 700). В Малом работают известные всей стране артисты - Е. В. Самойлов, Э. А. Быстрицкая, Т. П. Панкова, А. И. Кочетков, И. В. Муравьева, А. Я. Михайлов, Ю. И. Каюров, В. П. Павлов, Э. Е. Марцевич, В. М. Соломин, Л. В. Титова, О. А. Чуваева, Л. Н. Щербинина, Н. П. Швец, А. Н. Анохин, В. В. Бунаков, И. В. Иванова, С. А. Коршунов, Л. А. Пашкова и многие, многие другие.

В октябре 1995 года был открыт после ремонта филиал Малого театра на улице Большая Ордынка. Творческая жизнь театра по-прежнему плодотворна. В каждом сезоне театр выпускает по несколько новых спектаклей. Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Сам Малый театр включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром. Третьяковской галереей, Эрмитажем.

Чем отличается Малый театр от Большого? Наверное, немало людей задаются этим вопросом. Главное отличие заключается в жанрах. Большой - это театр оперы и балета. Малый - драматический.

История

Большой театр отличается от Малого театра датой основания. Принято считать, что он был открыт в 1776 году. Труппа Малого театра ведёт свой отчёт с 1756 г. Он был первым публичным увеселительным учреждением такого рода в России. Вскоре на базе Малого драматического театра появилась оперная труппа. В неё вошли в основном студенты Московского универститета, где давалось хорошее музыкальное образование.

Таким образом, нынешние Малый и Большой театры составили единую труппу - оперно-драматическую. В состав её входили и крепостные артисты, и приглашённые звёзды из-за границы. В сезоне 1824-1825 гг. труппа была разделена на два самостоятельных коллектива - драматический и оперный. Каждая из них обрела своё отдельное здание.

Таким образом, в Москве появилось два храма искусств - Большой театр и Малый. Разница в названиях изначально означала размеры зданий, в которых они располагаются. Помещение Малого театра гораздо меньше, чем Большого. Но вскоре их названия превратились из определений, указывающих на площадь зданий, в имена собственные. Теперь слова "большой" и "малый" принято писать с большой буквы. И на иностранные языки они не переводятся. Во всех странах мира названия этих театров звучат только на русском языке - "Большой" и "Малый".

Репертуарные планы

Большой театр отличается от Малого театра репертуаром. В нём идут исключительно музыкальные спектакли - опера и балет. В Малом театре показывают только драматические постановки.

Репертуар Большого театра включает следующие постановки:

  • "Чародейка" (опера).
  • "Эсмеральда" (балет).
  • "Билли Бадд" (опера).
  • "Гамлет" (балет).
  • "Сомнамбула" (опера).
  • "Чиполлино" (балет).
  • "Дитя и волшебство" (опера).
  • "Дама с камелиями" (балет).
  • "Роделинда" (опера).
  • "Идиот" (опера).
  • "Квартира" (балет).
  • "Пиковая дама" (опера).
  • "Легенда о любви" (балет).
  • "История Кая и Герды" (опера).
  • "Герой нашего времени" (балет).
  • "Лебединое озеро" (балет) и так далее.

Репертуар Малого театра включает спектакли:

  • "Бесприданница".
  • "Царь Борис".
  • "Васса Железнова".
  • "Усилия любви".
  • "Власть тьмы".
  • "Театр императрицы".
  • "День на день не приходится".
  • "Снежная Королева."
  • "Дети солнца".
  • "Сердце не камень".
  • "Жизнь и любовь господина Мольера".
  • "Ревизор".
  • "Маскарад".
  • "Почти всё о любви".
  • "Наследники Рабурдена" и другие спектакли.

Труппы

Большой театр отличается от Малого театра тем, что в его труппе работают оперные певцы, артисты балета и музыканты. Это обусловлено его спецификой. В Малом театре служат драматические актёры. Ещё одно отличие в количестве артистов. В Большом театре огромная труппа. В Малом - актёров гораздо меньше.

Труппа ГАБТ:

  • Мария Гаврилова.
  • Елена Новак.
  • Вадим Тихонов.
  • Евгения Образщцова.
  • Константин Шушаков.
  • Вячеслав Почапский.
  • Анна Волкова.
  • Денис Родькин.
  • Виктория Богоявленская.
  • Ольга Дробышева.
  • Анастасия Горячева.
  • Дмитрий Гришин.
  • Ирина Васильева.
  • Андрей Денисов.
  • Вячеслав Лопатин.
  • Ольга Кульчинская.
  • Ирина Долженко.
  • Марат Гали.
  • Анна Леонова.
  • Игорь Головатенко.
  • Михаил Казаков.
  • Симоне Альбергини.
  • Денис Медведев.
  • Анна Гребцова.
  • Александр Казарез.
  • Юлия Степанова и многие другие.

Труппа Малого театра:

  • Людмила Суворкина.
  • Владимир Бочкарёв.
  • Аксиния Пустыльникова.
  • Борис Клюев.
  • Алексей Кудинович.
  • Аполлинария Муравьёва.
  • Лилия Юдина.
  • Филипп Марцевич.
  • Юрий Ильин.
  • Любовь Ещенко.
  • Инесса Рахвалова и другие.

Руководители

Большой театр отличается от Малого театра и руководством. Ими управляют совершенно разные люди.

Генеральным директором ГАБТ является Владимир Урин. В 1971 году он окончил режиссёрский факультет Ленинградского института культуры. В 1975 г. - театроведческий факультет ГИТИСа.

Карьеру В. Урин начал в городе Кирове. Там он возглавлял ТЮЗ. В 1981 г. Владимир переехал в Москву. В столице он возглавил Кабинет кукольных и детских театров. Он был организатором конгрессов, фестивалей, семинаров, творческих лабораторий и различных проектов.

В 1995 году стал гендиректором Музыкального театра имени К. С. Станиславского. С 1997 г. является завкафедрой менеджмента и продюсирования в Школе-студии МХАТ. ГАБТ возглавил в 2013 году.

Генеральный директор Малого театра - Тамара Михайлова. В 1981 году она окончила Московский авиационный институт. С 1980 г. работала инженером в разных НИИ. В 2008 году и по сей день Тамара Анатольевна является проректором по организационно-творческой работе в Щепкинском училище. Благодаря ей были отремонтированы фасады и внутрення отделка помещений учебного заведения, была приведена в порядок документация и успешно прошла аудиторская проверка.

В 2009 году Т. Михайлова была удостоена благодарности от Президента России за заслуги в сфере подготовки специалистов в области театрального искусства.

Пост генерального директора Малого театра Тамара Анатольевна заняла в 2010 году.

Здания

Большой и Малый театр отличия имеют также в архитектуре зданий. Внешне они совершенно непохожи друг на друга. Хотя к ним обоим приложил руку московский архитектор А. Бове. Здание Большого театра было построено в 1824 году. В пятидесятые годы 19-го века оно сгорело. Восстанавливал его архитектор Кавос. Он несколько изменил его внешний вид. Были изменены кровля и портик. Четырёхскатное покрытие архитектор заменил двускатным. Художественные достоинства фасада ГАБТ несколько снизились после переделок, внесённых Кавосом.

Здание Малого театра изначально было жилым домом. Принадлежало оно купцу В. Варгину. Проект здания был создан А. Элькинским. Фасад спроектировал А. Бове. В 1824 году В. Варгин сдал свой дом в наём императорскому театру (Малому). Через десять с небольшим лет здание было перестроено и внутри, и снаружи по проекту архитектора К. Тона. В 1914 году театр сгорел. Восстановлен он был в 40-е годы 20-го века архитектором А. Великановым.

Адреса

Ещё одно отличие Большого театра от Малого - это адреса. Хотя они и располагаются рядом.

Адрес ГАБТ: Театральная площадь, дом № 1. Ближайшая станция метро - "Охотный ряд". Адрес Малого театра: Театральный проезд, дом № 1, строение 1. Ближайшая станция метро - также "Охотный ряд".

Одним из старейших драматических театров России является государственный академический Малый театр. Именно он в свое время сыграл определяющую роль в развитии национальной культуры страны и становлении сценического представления, как отдельного вида искусства. Благодаря Малому театру выразительность, образность и мощь жанрового мастерства были доведены до совершенства.

Начала свой творческий путь московская обитель Мельпомены в далеком 1756 году, еще во времена правления царицы Елизаветы Петровны, повелевшей учредить для представления трагедий и комедий Русский театр. Первоначально он имел вид актерской студии на базе университета, участвовать в котором могли исключительно студенты вуза. Но с 1776 года театр становится независимым и приобретает официальный статус Императорской сцены с постоянной труппой, состоящей только из профессиональных артистов.

Наибольшего расцвета театрально-драматическое искусство достигает в период царствования Александра I. Тогда же, в 1803 году, происходит и разделение театра на два совершенно разных жанра творчества - оперу и драму. Вследствие такого кардинального преобразования зрелищного искусства, в 1824 году появляется Малый театр с собственным зданием и репертуаром. Располагается он в самом центре Москвы на Петровской (сегодня Театральной) площади.

Даже в годы Второй мировой войны академический театр не прекращал свою работу, стараясь активно поддерживать отечественную армию. Благодаря его материальному содействию, была построена воздушная эскадрилья «Малый театр - фронту», известная своим победоносным авиаштурмом в 1944–1945 годах Восточной Пруссии. Отреставрировано сооружение Малого театра было только в 1946 году. Сегодня здание причисляется к особо ценным объектам национального наследия и объявлено достоянием народов России.

Малый театр в своем творчестве всегда опирался на богатые традиции русской сценической школы. Несмотря на большое разнообразие современных тенденций в театральном искусстве, он все еще является традиционным классическим театром. В его обширном репертуаре собраны лучшие произведения авторов русской и мировой драматургии - Фонвизина, Крылова, Гоголя, Чехова, Бомарше, Мольера, Шекспира, Шиллера и пр. Но главную известность театру принесли многочисленные постановки пьес А.Н. Островского.

Современная жизнь Малого театра

Сегодня, как и прежде, театр активно функционирует, давая представления не только на просторах России, но и за ее пределами. Благодаря чему Московский академический Малый театр хорошо знают во многих странах мира. При этом гастрольный график труппы настолько плотный, что за границей артисты бывают даже чаще, чем дома.

Современный репертуар Малого театра постоянно обновляется, представляя на суд зрителя кроме хорошо известных произведений, новый, но не менее интересный, драматический материал. Кроме того, жизнь театра всегда насыщена творческими событиями, самые яркие из которых - форум «Международный фестиваль национальных театров» и ежегодный фестиваль «Островский в доме Островского».

Интересные факты о Малом театре

  • Несмотря на востребованность пьес Чехова в Малом, изначально отношения между писателем и театром складывались непросто. Много лет подряд драматургу отказывали в постановке его произведений, отдавая предпочтение творчеству Островского. Сегодня же в репертуаре Малого театра числится несколько чеховских спектаклей - «Три сестры», «Вишневый сад», «Предложение», «Медведь» и «Чайка».
  • На сцене Малого театра было поставлено 48 пьес А.Н. Островского, а сам драматург активно участвовал не только в репетициях спектаклей, но и всей театрально-богемной жизни. Из-за чего Малый имел свое неофициальное название, как «Дом Островского».
  • Пьеса «Горе от ума» А.С. Грибоедова впервые в полном объеме была показана 1831 года. До этого цензура позволяла ставить лишь отдельные эпизоды этого произведения.



Top