Этническое население. Этнический состав населения россии

Изучением этнического (национального) состава населения занимается наука, называемая этнологией (от греч. ethnos – племя, народ), или этнографией. Сформировавшаяся как самостоятельная ветвь науки еще во второй половине XIX в., этнология и ныне сохраняет тесную связь с географией, историей, социологией, антропологией и другими науками.
Основное понятие этнологии – понятие об этносе. Этносом называется сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих, как правило, единым языком, некоторыми общими особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием, т. е. сознанием своего единства, в отличие от других подобных этнических образований. Некоторые ученые считают, что ни один из перечисленных признаков этноса не является определяющим: в одних случаях главную роль играет территория, в других – язык, в третьих – особенности культуры и т. д. (В самом деле, например, немцы и австрийцы, англичане и австралийцы, португальцы и бразильцы говорят на одном языке, но относятся к разным этносам, а швейцарцы, напротив, говорят на четырех языках, а образуют один этнос.) Другие полагают, что все же определяющим признаком следует считать этническое самосознание, которое к тому же обычно закрепляется в определенном самоназвании (этнониме), например, «русские», «немцы», «китайцы» и др.
Теория возникновения и развития этносов получила наименование теории этногенеза. До недавнего времени в отечественной науке господствовало деление народов (этносов) на три стадиальных типа: племя, народность и нация. При этом исходили из того, что племена и союзы племен – как общности людей – исторически соответствовали первобытно-общинному строю. Народности обычно связывали с рабовладельческим и феодальным строем, а нации как высшую форму этнической общности – с развитием капиталистических, а затем и социалистических отношений (отсюда и деление наций на буржуазные и социалистические). В последнее время в связи с переоценкой прежнего формационного подхода, в основе которого лежало учение об исторической преемственности общественно-экономических формаций, и со все большей ориентацией на современный цивилизационный подход, многие прежние положения теории этногенеза стали пересматриваться, а в научной терминологии – в качестве обобщающего – все шире начало применяться понятие «этнос».
В связи с теорией этногенеза нельзя не упомянуть и об одном принципиальном споре, который уже давно ведут отечественные ученые. Большинство из них придерживается взгляда на этнос как на историко-социальное, историко-экономическое явление. Другие исходят из того, что этнос нужно считать своего рода био-гео-историческим феноменом.
Эту точку зрения в книге «Этногенез и биосфера Земли» и других своих работах отстаивал географ, историк и этнограф Л. Н. Гумилев. Он считал этногенез процессом прежде всего биологическим, биосферным, связанным с пассионарностью человека, т. е. с его способностью к сверхнапряжению сил для достижения великой цели. При этом условием для возникновения пассионарных толчков, влияющих на образование и развитие этноса, является не солнечная активность, а особое состояние Вселенной, от которой этносы получают энергетические импульсы. По Гумилеву, процесс существования этноса – от его возникновения до распада – продолжается 1200–1500 лет. За это время он проходит фазы подъема, затем надлома, обскурации (от лат. obscurous – затемненный, в смысле реакционный) и, наконец, реликтовую. При достижении высшей фазы возникают и наиболее крупные этнические образования – суперэтносы. Л. Н. Гумилев считал, что Россия вступила в фазу подъема в XIII в., а в XIX в. перешла в фазу надлома, которая в XX в. находилась в своей заключительной стадии.
После знакомства с понятием об этносе можно перейти к рассмотрению этнического состава (структуры) населения мира, т. е. распределения его по принципу этнической (национальной) принадлежности.
Прежде всего, естественно, возникает вопрос об общем количестве этносов (народов), населяющих Землю. Обычно считается, что их от 4 тыс. до 5,5 тыс. Более точную цифру назвать трудно, поскольку многие из них еще недостаточно исследованы, и это не позволяет отличить, скажем, язык от его диалектов. По численности все народы распределяются крайне диспропорционально (табл. 56).
Таблица 56


Анализ таблицы 56 показывает, что в начале 1990-х гг. 321 народ, насчитывавший более 1 млн человек каждый, составлял 96,2 % всего населения земного шара. В том числе на 79 народов с численностью более 10 млн человек приходилось почти 80 % населения, на 36 народов численностью более 25 млн человек – около 65 % и на 19 народов численностью более 50 млн человек каждый – 54 % населения. К концу 1990-х гг. количество самых крупных народов выросло до 21, а доля их в мировом населении приблизилась к 60 % (табл. 57).
Нетрудно подсчитать, что общая численность 11 народов, каждый из которых насчитывает более 100 млн человек, составляет около половины человечества. А на другом полюсе находятся сотни малочисленных этносов, обитающих преимущественно в тропических лесах и в районах Севера. Многие из них насчитывают менее 1000 человек, например андаманцы в Индии, тоала в Индонезии, алакалуфы в Аргентине и Чили, юкагиры в России.
Таблица 57


Не менее интересен и важен также вопрос о национальном составе населения отдельных стран мира. В соответствии с его особенностями можно выделить пять типов государств: 1) однонациональные; 2) с резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных национальных меньшинств; 3) двунациональные; 4) с более сложным национальным составом, но относительно однородным в этническом отношении; 5) многонациональные, со сложным и разнородным в этническом отношении составом.
Первый тип государств достаточно широко представлен в мире. Например, в зарубежной Европе около половины всех стран – практически однонациональные. Это Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Чехия, Словения, Италия, Португалия. В зарубежной Азии таких стран значительно меньше: Япония, Бангладеш, Саудовская Аравия, некоторые небольшие страны. Еще меньше их в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар). А в Латинской Америке почти все государства однонациональные, поскольку индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций.
Страны второго типа также встречаются довольно часто. В зарубежной Европе это Великобритания, Франция, Испания, Румыния, страны Балтии. В зарубежной Азии – Китай, Монголия, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Шри-Ланка, Ирак, Сирия, Турция. В Африке – Алжир, Марокко, Мавритания, Зимбабве, Ботсвана. В Северной Америке – США, в Океании – Австралийский Союз и Новая Зеландия.
Третий тип стран встречается значительно реже. Примерами его могут служить Бельгия, Канада.
Страны четвертого типа, с довольно сложным, хотя этнически однородным составом чаще всего встречаются в Азии, Центральной, Восточной и Южной Африке. Есть они и в Латинской Америке.
Наиболее характерные страны пятого типа – Индия и Россия. К этому типу можно отнести также Индонезию, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки.
Известно, что в последнее время в странах с более сложным национальным составом заметно обострились межэтнические противоречия.
Они имеют разные исторические корни. Так, в странах, возникших в результате европейской колонизации, сохраняется угнетение коренного населения (индейцев, эскимосов, аборигенов Австралии, маорийцев). Другой источник противоречий – недооценка языковой и культурной самобытности национальных меньшинств (шотландцев и валлийцев в Великобритании, басков в Испании, корсиканцев во Франции, франкоканадцев в Канаде). Еще одной причиной усиления подобных противоречий стал приток во многие страны десятков и сотен тысяч иностранных рабочих. В развивающихся странах межэтнические противоречия связаны в первую очередь с последствиями колониальной эпохи, когда границы владений проводили большей частью без учета этнических границ, в результате чего возникла своеобразная «этническая мозаика». Постоянные противоречия на национальной почве, доходящие до воинствующего сепаратизма, особенно характерны для Индии, Шри-Ланки, Индонезии, Эфиопии, Нигерии, ДР Конго, Судана, Сомали, да и многих других стран.
Этнический состав населения отдельных стран не остается неизменным. С течением времени он постепенно изменяется, в первую очередь под воздействием этнических процессов, которые подразделяются на процессы этнического разделения и этнического объединения. К разделительным относятся те процессы, при которых прежде единый этнос либо прекращает свое существование, либо делится на части. Объединительные процессы, напротив, приводят к слиянию групп людей различной этнической принадлежности и образованию более крупных этнических общностей. Это происходит в результате межэтнических консолидации, ассимиляции и интеграции.
Процесс консолидации проявляется в слиянии близких по языку и культуре этносов (или их частей), которые в результате превращаются в более крупную этническую общность. Этот процесс характерен, например, для Тропической Африки; происходил он и в бывшем СССР. Сущность ассимиляции заключается в том, что отдельные части какого-либо этноса или даже целый народ, живя в среде другого народа, в результате длительного общения усваивает его культуру, воспринимает его язык и перестает считать себя принадлежащим к прежней этнической общности. Одним из важных факторов такой ассимиляции служат смешанные в национальном отношении браки. Ассимиляция более характерна для экономически развитых стран с давно сложившимися нациями, где эти нации ассимилируют менее развитые национальные группы людей. А под межэтнической интеграцией понимают сближение различных этносов без слияния их в единое целое. Она происходит и в развитых, и в развивающихся странах. Можно добавить, что консолидация приводит к укрупнению этносов, а ассимиляция – к сокращению национальных меньшинств.
Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют более 190 народов и народностей. Согласно переписи 2002 г. русские составляют более 80 % всего населения. На втором месте по численности стоят татары (более 5 млн человек), на третьем – украинцы (свыше 4 млн), на четвертом – чуваши. Доля каждой из остальных наций в населении страны не превышала 1 %.
Изучение этнического состава относится к важнейшим аспектам географии населения, поскольку Россия является полиэтническим государством, и в ней проживают представители более чем 160 народов. Этнический фактор определяет значительные территориальные различия демографических процессов, половозрастной структуры и размеров семьи, подвижности населения, форм ведения хозяйства и расселения. Этнический состав населения существенно влияет на общественные и политические процессы в стране.
Этнос - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающих, как правило, единым языком, общими особенностями духовной и материальной культуры, этнической территорией, самосознанием, зафиксированным в самоназвании (этнониме).
В этнологии - науке об этносах - существуют разные теории, объясняющие возникновение этносов. Наиболее распространенные из них - примордиализм, инструментализм и конструктивизм.
Для сторонников примордиализма этничность является фундаментальной частью идентичности человека - безусловной и неизменной. Этнос примордиалистами понимается как объективно существующее историческое образование, имеющее природные или общественные предпосылки. Формирование этносов - длительный исторический процесс, в котором важнейшими факторами являются общность языка и территории.
В середине 1970-х гг. в западной этнологии появился иной подход к этносу - инструментализм. Последователи этого направления полагают, что этничность используется в обществе в качестве инструмента в борьбе за благосостояние и власть. Этничность понималась не как объективное свойство человека, а как чувство солидарности группы людей, формирующееся в определенных обстоятельствах. Инструменталисты считают этнос продуктом этнических мифов, которые создаются элитой общества для достижения определенных целей. Сторонники этого подхода не ищут объективных оснований возникновения этносов, а выявляют функции, которые этносы и этничность играют в обществе.
И третий, наиболее распространенный подход к этничности - конструктивизм. Этнос в конструктивизме - общность людей, формирующаяся на основе культурного самоопределения по отношению к другим общностям. В этом подходе наиболее важными факторами этноса считаются - этническое самосознание и язык как символ, на основании которого происходит понимание этнических различий одного этноса от другого. Для конструктивизма важно, насколько объективно общее историческое происхождение представителей того или иного этноса, представление или миф об общей исторической судьбе этноса.
Среди отечественных этнологов в области теории этноса наиболее значимы работы Л. Н. Гумилева, Ю.В. Бромлея, Н.Н. Чебоксаро- ва, Г.Е. Маркова, В.В. Пименова, В.А. Тишкова, С.А. Арутюнова.
В составе любых, даже достаточно консолидированных, народов имеются группы, культура и быт которых сохраняют некоторые особенности (они имеют свои диалекты, культовые обряды). Такие этнические группы называют субэтносами. Они нередко формируются при длительном отрыве части народа от основного этнического массива.
Основную роль в формировании этносов играют этнические процессы. Объединение этносов осуществляется в форме консолидации и ассимиляции. Консолидация проявляется в слиянии близких по языку и культуре этносов и этнических групп в более крупную общность. Процесс консолидации проявляется в сглаживании культурных и языковых различий между этническими группами, усилении однородности этноса. Ассимиляция - это «растворение» одного народа в другом, утрата этнического самосознания, что особенно характерно для этнических меньшинств и обусловлено численным и социальнокультурным неравенством этносов.
Наряду с этим существуют разделительные этнические процессы, приводящие к распадению этноса или отделению его части. Они связаны с миграциями или с разделением этнической территории межгосударственными границами.
Этнический состав населения определяется по результатам переписей населения, включающих вопросы об этнической принадлежности, определяемой по самосознанию. В ходе переписи населения в СССР в 1989 г. этническая принадлежность в значительной мере также определялась по родному языку.
По последней советской переписи 1989 г. русские составляли только половину населения страны (145 млн из 286 млн); другими крупными народами были украинцы (44 млн), узбеки (17 млн), белорусы (10 млн), казахи (8 млн), азербайджанцы (7 млн) и т. д. - всего 20 народов с численностью более 1 млн чел.
После распада СССР Россия стала более этнически однородной: около 80% составляют русские.
Этногеографическое положение России. Чтобы глубже понять специфику этнических процессов и проблемы межнациональных отношений в России, необходимо нашу страну рассмотреть на более широком фоне.
Под этногеографическим положением понимают положение страны по отношению к местам проживания других народов, тра-
155
диционные взаимоотношения с этими народами (дружба, вражда и т. д.) и их перспективы.
Наибольшее значение для России имеет ее ближайшее окружение. Территория бывшего Советского Союза, расположенная на стыке Европы и Азии, относилась культурологами к разным «культурным мирам» (или даже к разным цивилизациям).
В западных частях бывшего СССР несомненно преобладало европейское влияние.
Эстония и Латвия (ранее находившиеся под властью немцев, а затем, до XVIII в., - шведов) представляли собой своего рода «продолжение» протестантской Северной Европы. Литва, западные части Белоруссии и Украины, долгое время принадлежавшие Польше (и в определенной мере полонизированные), - продолжение католического мира. Православная Молдавия, исторически и культурно связанная с Румынией, - продолжение православного «балканского мира».
Такой сложный регион, как Кавказ, образующий самостоятельную целостность на карте мира, в то же время очень сильно связан с Передней Азией, Ближним и Средним Востоком: им владели римляне, парфяне, византийцы, турки, персы и лишь с XIX в. - русские.
Интерес современного Ирана к нынешнему независимому Азербайджану определяется, в частности, тем, что из 17 млн азербайджанцев более половины живет в Иране (в начале XIX в., после последней русско-персидской войны, государственная граница поделила почти пополам этническую территорию азербайджанцев). А для Турции важна судьба грузин-мусульман (в Аджарии), а также очень близких к ним по языку и культуре азербайджанцев (языки турецкий и азербайджанский мало отличаются друг от друга). Турция традиционно поддерживала кавказских горцев, сопротивлявшихся России. Именно в Турцию эмигрировали сотни тысяч абхазов, шапсугов, черкесов и других кавказских народов (а также сотни тысяч крымских татар).

Кавказ - место «стыка» христианского и мусульманского мира, при численном преобладании последнего. Из всех народов Кавказа христианами являются лишь армяне, грузины и осетины, почти все остальные - мусульмане.
Центральная Азия - место встречи таких разных культур, как парфянская и тюркская, арабская и китайская, иранская и монгольская и многих других. Здесь преобладает мусульманская религия (и относительно небольшие православные общины русских). На этой территории всегда взаимодействовали культуры оседлых земледельцев (их потомки - большая часть таджиков и узбеков) и кочевников (туркмены, киргизы, казахи). Здесь проживает и немного китайцев (дунгане - это китайцы-мусульмане) и белуджей (выходцев из Белуджистана - на стыке Ирана, Афганистана и Пакистана). В этом районе, как и на Кавказе, государственные границы разрезают этнические территории: в Северном Афганистане проживает несколько миллионов таджиков и около 2 млн узбеков (что делает очень вероятным проникновение афганских междоусобиц на территории Таджикистана и Узбекистана), в Иране - около миллиона туркмен, в Китае - около миллиона казахов.
Особенно «стыковое», «переходное» положение у современного Казахстана, вся северная часть которого заселена русскими. Их чуть менее половины всего населения республики, а часть из них появилась на этой территории раньше, чем казахи. Много немцев (высланных в 1941 г. с территории европейской части России, Украины и Прибалтики), на юге - узбеки, дунгане, уйгуры (мусульманский тюркский народ, основная часть которого живет на западе Китая) и др. Поэтому для Казахстана особенно опасны любые проявления межнациональной напряженности. Видимо, в современных границах эта страна может существовать лишь при «прозрачности» этих границ и очень «мягкой» национальной политике.
Крайний Север России иногда называют частью «четвертого мира».
Иными словами - это край народов, образ жизни которых связан в основном с присваивающим хозяйством (охота, рыболовство, собирательство) или с пастбищным оленеводством. Всего в России насчитывается 26 таких народов общей численностью 180 тыс. чел.
Если сравнить ареалы расселения этих народов с картой природных условий жизни населения, то окажется, что они прожива-
157
ют на территориях с «неблагоприятными» природными условиями. Это еще раз говорит об условности любых человеческих оценок: карта составлялась с точки зрения жителя Центральной России, для которого, например, жизнь на Таймыре совсем не привлекательна. Но для ненцев, коренных жителей этого района, это именно та природа, к которой они приспособились в течение многих веков. В других условиях, «лучших» с точки зрения европейца, они жить не смогли бы, потому что не имели бы возможности заниматься своим традиционным хозяйством - пастбищным оленеводством (а если бы и выжили в других условиях, то стали бы совершенно другим народом).
В настоящее время Крайний Север для хозяйства России выполняет функции «кладовой природных ресурсов», прежде всего полезных ископаемых. Отсюда поступает большая часть нефти и газа, все алмазы, золото, много других цветных металлов. Промышленное освоение территории разрушает природную основу жизни этих народов: выводит из строя оленьи пастбища, места рыбной ловли. Поэтому очень острой проблемой является охрана природной среды в этих районах: иначе малые народы просто исчезнут с лица Земли.
Факторы трансформации этнической структуры России в постсоветский период. Изменения в этническом составе населения России в постсоветский период происходят под действием нескольких факторов: различии в естественном движении среди различных этнических групп, процессов внешней миграции, вследствие политических конфликтов после распада СССР и трудовых миграций, изменения этнического самосознания у представителей различных этносов.
Более высокие темпы естественного прироста народов Северного Кавказа, по сравнению с другими этническими группами России, повлияли на рост, как их абсолютной численности, так и относительного веса в этнической структуре населения страны.
Внешние этнические миграции в постсоветское время также стали одним из весомых факторов изменения этнической структуры населения России. В начале 1990-х гг. этнические эмиграции в Германию и Израиль существенным образом снизили абсолютную и относительную численность немцев и евреев нашей страны.
В это же время возвратные миграции русскоязычного населения из бывших республик СССР компенсировали демогра-
158.
фическую убыль населения России. Распад СССР, социальные конфликты и экономические трудности в Закавказье послужили одной из основных причин массовой иммиграции в Россию армян и азербайджанцев. Также образование стран СНГ повлекло за собой возвращение титульных этносов бывших союзных республик из РФ в свои страны.
В период с 1989 до 2002 г. увеличилась численность титульных этносов тех бывших республик СССР, где проходили этнические и социальные конфликты. Более чем в три раза выросла численность таджиков, армян, азербайджанцев и грузин.
Данные переписи населения 2010 г. показывают, что активный рост численности представителей стран Закавказья в период 2002- 2010 гг. прекратился. Численность грузин и азербайджанцев в России снизилась по сравнению с 2002 г., число армян выросло на 4,6%.
Новой тенденцией стал рост численности титульных этносов среднеазиатских стран, что является следствием активной трудовой миграции из Средней Азии в Россию, которая активизировалась в первое десятилетие XXI в. (табл. 2).
Исследователи полагают, что изменение этнического самосознания, особенно в семьях, где есть представители русского и иного этноса, привело к существенному снижению численности немцев в России в период с 2002 по 2010 г., схожие процессы смены этнической идентичности происходят в смешанных русско-мордовских и русскоукраинских семьях.
Перепись 2010 г. зафиксировала в России 22 наиболее многочисленных этноса, численность которых в России превышает 400 тыс. чел.; в 2002 г. таких этносов было 23, а 1989 г. - 17. В связи с ростом численности населения к 2002 г. в эту группу вошли азербайджанцы, кабардинцы, даргинцы, кумыки, ингуши, лезгины и якуты, а выбыли из-за уменьшения численности - евреи. В период с 2002 по 2010 г. из этой группы из-за уменьшения численности вышли немцы, все остальные этносы сохранили численность больше 400 тыс. чел.
Численность семи народов в России превышает 1 млн чел.: русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне. В составе этой группы в постсоветский период произошли изменения: в 2002 г. в группу вошли чеченцы и армяне, а вышли из нее

Изменение численности титульных этнических групп республик бывшего СССР,
а также немцев и евреев в России в 1989-2010 гг.

Этнические
группы

Численность, тыс. чел.

Изменение численности этнической группы, тыс. чел.

Изменение численности этнической группы, %
1989 2002 2010 1989-2002 2002-2010 1989-2002 2002-2010
Численность населения РФ 147021,9 145166,7 142856,5 -1855,2 -2310,2 98,7 98,4
Русские 119865,9 115889,1 111016,9 -3976,8 -4872,2 96,7 95,8
Украинцы 4362.9 2943,0 1928,0 -1419,9 -1015,0 67,5 65,5
Белорусы 1206,2 808,0 521,4 -398,2 -286,6 67,0 64,5
Узбеки 126,9 122,9 289,9 -4 167,0 96,8 235,9
Казахи 635,9 140,0 647,7 -495,9 507,7 22,0 462,6
Грузины 130,7 197,9 157,8 67,2 -40,1 151,4 79,7
Азербайджанцы 335,9 621,8 603,1 285,9 -18,7 185,1 97,0
Литовцы 70,4 45,6 31,4 -24,8 -14,2 64,8 68,9
Молдаване 172,7 172,3 156,4 -0,4 -15,9 99,8 90,8
Латыши 46,8 28,5 19 -18,3 -9,5 60,9 66,7
Киргизы 41,7 31,8 103,4 -9,9 71,6 76,3 325,2
Таджики 38,2 120,1 200,3 81,9 80,2 314,4 166,8
Армяне 532,4 1130,5 1182,4 598,1 51,9 212,3 104,6
Туркмены 39,7 33,1 36,9 -6,6 3,8 83,4 111,5
Эстонцы 46,4 28,1 17,9 -18,3 -10,2 60,6 63,7
Евреи 536,8 229,9 156,8 -306,9 -73,1 42,8 68,2
Немцы 842,3 597,2 394,1 -245,1 -203,1 70,9 66

Таблица 2

Источник: Переписи населения СССР и РФ, итоги которых размещены на сайте www.demoscope.ru

о
CD
CD

iQ

160.
белорусы и мордва. Эта же картина сохранилась и по данным переписи 2010 г.
В соответствии с лингвистической классификацией языков народы России принадлежат в основном к четырем языковым семьям: индоевропейской (81,3% населения), алтайской (8,9)%), уральской (1,7%) и кавказской (3,6%), которые, в свою очередь, делятся на группы. Около 4% жителей России, по данным переписи населения 2010 г., не указали свою национальную принадлежность.
Крупнейшей по численности является славянская группа индоевропейской семьи, к ней относится 79,5 % населения России.
Численность наиболее многочисленного среди славянских народов - русских - составила в 2010 г. 111,02 млн. чел., это 77,7% населения России. Численность русских по сравнению с 1989 г. к 2010 г. сократилась в России на 8,85 млн.. чел. Это произошло главным образом за счет естественной убыли, которую не смог компенсировать миграционный приток русских из ближнего зарубежья, который был активным в первое десятилетие после распада СССР и составил в тот период более 3 млн.. чел.
Русские расселены повсеместно, но основная их часть сосредоточена в пределах главной полосы расселения. Наиболее мононациональными являются центральные и северо-западные районы европейской части, где зародилось русское государство. Здесь доля русских в составе населения превышает 93%. В результате длительных миграций русские расселились в ареалах проживания других народов России, и теперь в большинстве республик и почти во всех автономных округах русское население численно преобладает.
Ареал расселения русского этноса не совпадает с государственными границами России. При распаде Советского Союза в 1991 г. за пределами РФ на территории других союзных республик осталось около 25 млн (около 17% всех русских СССР) этнических русских, в разное время переселившихся из России или родившихся уже на новом месте. Отличительными чертами русского населения бывших республик СССР является то, что большинство из них преимущественно городские жители и в советское время традиционно обладали более высоким, по сравнению с титульным населением союзных республик, социальным статусом.
Более всего русских за пределами России проживает на Украине. По данным переписи населения 1989 г., их было 11 млн чел., или 22% населения страны, а по последней украинской переписи (2001 г.) - млн чел. (17,3% населения Украины). Русские в Украине проживают в восточных областях, где развита тяжелая промышленность, а также в центральных и южных областях.
Много русских и в Казахстане: в 1989 г. было зафиксировано млн, или 38% населения, по казахстанской переписи 2009 г. - млн или 24% населения (главная причина уменьшения численности русских в Казахстане миграционный отток в Россию). Значительная часть русских Казахстана - потомки переселенцев царского времени, распахивавших плодородные земли Северного Казахстана, или приехавшие в 1950-х гг. осваивать целинные и залежные земли в этих же областях. В 2009 г. русские составляли весомую долю населения в Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Кустанайской, Павлодарской и Акмолинской областях.
В Белоруссии после распада СССР оказалось 1,3 млн русских, по данным переписи 2009 г., их численность сократилась до 785 тыс., в Узбекистане в 1989 г. проживало 1,6 млн, по разным данным на начало 2000-х гг. - 1,2 млн; в Киргизии - 0,9 млн, по данным переписи 2009 г. - 0,4 млн.
Особая ситуация сложилась в Латвии, где в 1989 г. из общей численности населения 2,6 млн чел. немногим менее 1 млн составляли русские. Правительство Латвии стремится сохранить ряд преимуществ для коренного населения и ограничить права «мигрантов», что, прежде всего, касается получения гражданства и возможности обучения на русском языке. Сходная ситуация сложилась и в Эстонии, хотя русских там меньше (0,5 млн, или 30%).
В других республиках бывшего СССР число оказавшихся там русских колебалось от 50 тыс. (Армения) до 500 тыс. (Молдавия), и их доля в населении значительно меньше.
К славянской группе индоевропейской семьи относятся также млн украинцев, 521 тыс. белорусов и 47 тыс. поляков. Значительная часть украинцев проживает в приграничных с Украиной областях
Черноземья и в Краснодарском крае. Аграрные переселения конца XIX - начала XX в. сформировали повышенную долю украинцев в населении Приморского края, в советский период основным направлением миграций стали северные районы нового освоения - от Воркуты до Магадана. Самой массовой была миграция в нефтегазодобывающие регионы Западной Сибири: в населении Ямало-Ненецкого автономного округа доля украинцев в 1989 г. составила 17%, Ханты- Мансийского - 12% при среднероссийском уровне - 3%. В настоящее время из-за внешних миграций и смены этнической идентичности доля украинцев в населении России снизилась до 1%, а в этих регионах до 9,4% и 6%, соответственно.
К индоевропейской семье относятся также народы германской группы - немцы (394 тыс.), проживающие в основном на юге Западной Сибири, и евреи (156 тыс.), живущие преимущественно в крупных городах европейской части страны (в населении Еврейской АО их доля составляет менее 1%). Численность этих народов за последние 20 лет существенно сократилась в связи с эмиграцией в Германию и Израиль.
В отдельную языковую группу выделены армяне, численность которых в России за 1990-е гг. выросла более чем в два раза и составила в 2002 г. 1,13 млн, к 2010 г. активный рост численности армян в России прекратился, и их численность составила 1,18 млн. Большая часть армян проживает на Северном Кавказе.
Крупнейшим народом иранской группы на территории России являются осетины (528 тыс.). На языках иранской группы говорят таджики (их в России 200 тыс.), живущие на Северном Кавказе таты (1,6 тыс.) и горские евреи (0,7 тыс.). Численность народов балтийской группы (латыши (19 тыс.), литовцы (31 тыс.) в России относительно невелика; больше молдаван (156 тыс.), язык которых относится к романской группе.
Алтайская языковая семья представлена несколькими группами, крупнейшая из которых - тюркская. Ареалы расселения народов тюркской группы расположены в Урало-Поволжье, в Сибири, на Северном Кавказе. К этой группе относится второй по численности народ России - татары (5,3 млн). В Татарстане живет 38% всех татар России, значительная их доля расселена в Башкирии, в регионах Поволжья и на юге Западной Сибири. К этой же группе относятся чуваши (1,44 млн), живущие на Средней Волге, башкиры (1,58 млн), заселяющие юг Предуралья.
На Северном Кавказе к тюркским народам относятся кумыки (503 тыс.) и ногайцы (104 тыс.), проживающие в основном в Дагестане, а также карачаевцы (218 тыс.) и балкарцы (113 тыс.). В Сибири и на Дальнем Востоке тюркская группа представлена якутами (478 тыс.), тувинцами (264 тыс.), значительно меньшими по численности хакасами (73 тыс.), алтайцами (74 тыс.), шорцами (13 тыс.), а также живущими на Крайнем Севере долганами (8 тыс.).
Из тюркских народов ближнего зарубежья в России больше всего казахов (648 тыс.), они сосредоточены в пограничных с Казахстаном регионах Урало-Поволжья и юга Западной Сибири. Среднеазиатские народы представлены узбеками (290 тыс.), киргизами (103 тыс.) и туркменами (37 тыс.). Заметно выше численность живущих в России азербайджанцев - 603 тыс., весьма широк и ареал их расселения: менее 1/3 проживают в пограничном Северо-Кавказском районе.
Монгольская группа алтайской языковой семьи представлена двумя родственными народами - бурятами (461 тыс.) и калмыками (183 тыс.), откочевавшими с юга Сибири на Нижнюю Волгу в XVII в. К тунгусо-маньчжурской группе этой же семьи относятся малочисленные народы Сибири и Дальнего Востока - эвенки (38 тыс.), эвены (22 тыс.) и амурские народы (нанайцы, ульчи и др.). Корейцы (153 тыс.) составляют отдельную языковую семью, основная их часть проживает на Дальнем Востоке.
Народы уральской семьи проживают в основном на севере европейской части России, в Волго-Вятском районе и Приуралье. В финно-угорской группе крупнейшим и наиболее широко расселенным этносом является мордва (744 тыс.), численность которой постоянно сокращается из-за ассимиляции. К этой группе относятся также удмурты (552 тыс.), марийцы (548 тыс.), коми (228 тыс.), коми-пермяки (94 тыс.) и карелы (61 тыс.). Численность карел сократилась практически на треть за последние 30 лет из-за быстро идущей ассимиляции, доля их в Республике Карелия составляет менее 7%. В России проживают 18 тыс. эстонцев и 20 тыс. финнов, совсем немного венгров, вепсов и саамов, также относящихся к этой языковой группе. За Уралом финно-угорскими народами являются ханты (31 тыс.) и манси (12 тыс.), доля которых в своем автономном округе уменьшилась до 1,5% после

массовой миграции славянского населения в ходе освоения крупнейших нефтегазовых месторождений. К самодийской группе уральской семьи относятся проживающие на Крайнем Севере ненцы (45 тыс.), малочисленные селькупы (3,6 тыс.) и нганасаны (0,9 тыс.).
Народы северокавказской языковой семьи представлены двумя группами. В северо-западной части проживают адыгейцы (125 тыс.) и родственные им кабардинцы (517 тыс.), черкесы (73 тыс.) и абазины (43 тыс.). Все они относятся к абхазо-адыгской группе. В нее входят также живущие в основном в Закавказье абхазы. Нахско-дагестанская группа объединяет народы юго-восточной части региона. Крупнейший народ Северного Кавказа - чеченцы (1,43 млн); близких к ним по языку ингушей 445 тыс. В дагестанской подгруппе самым большим по численности народом являются аварцы (912 тыс.), затем идут даргинцы (589 тыс.), лезгины (474 тыс.), лакцы (179 тыс.) и табасараны (146 тыс.), помимо них Дагестан населяют многие этносы и субэтносы (рутульцы, агулы, цахуры, удины и др.).
Крайне малочисленна чукотско-камчатская языковая семья, в нее входят чукчи (16 тыс.), коряки (8 тыс.) и ительмены (3 тыс.). Еще меньше в России эскимосов (1,7 тыс.) и алеутов (0,5 тыс.), объединенных в отдельную семью. Языки двух небольших народов (кетов и нивхов) не относятся ни к одной из существующих языковых семей и выделяются как изолированные.
Этническая структура регионов России. Из 83 регионов - субъектов Федерации - 26 составляют национально-территориальные образования: 21 республика, 1 автономная область, 4 автономных округа.
Из 21 республики России в 10 титульные народы составляют более половины всех жителей. Это большинство северо-кавказских республик: Дагестан (более 80%), Чечня (95%), Ингушетия (94%), Кабардино-Балкария (70%), Северная Осетия (65%), Карачаево- Черкесия (53%), а также Калмыкия (57%), Чувашия (68%), Татарстан (53%) и Тува (82%). Минимальные доли титульных этносов в Карелии (7,4%) и Хакасии (12%).
В автономных округах титульные народы составляют меньшинство населения. Минимальные значения из-за притоков новоселов в последние десятилетия имеют Ханты-Мансийский (2,1%) и Ямало-Ненецкий (около 6%) округа.
Рассредоточенность размещения многих народов, их интенсивные контакты между собой и особенно с русскими способствовали процессу ассимиляции («растворения» одних народов среди других). Среди финно-угорских народов наиболее рассредоточена этническая территория мордвы: 45% мордвы живет на территории Мордовии. Среди населения Мордовии мордва составляет 40%, остальное население в основном русские, немного татар и чувашей. Еще меньше доля титульной нации в Карелии: там карелы составляют 7,4% всех жителей. Численность карелов и мордвы в последние десятилетия сокращалась за счет ассимиляции среди русских.
Значение русского языка для народов России. Русским языком, по данным переписи 2002 г., владеют не только практически все живущие в России русские (99,8%), но также и представители других народов. Из 29 млн чел. нерусского населения России 27 млн чел. заявили, что они владеют русским языком. Всего по-русски говорят 98,4 % населения России.
Таким образом, подавляющее большинство населения России может общаться между собой на русском языке. Это особенно важно для регионов, где народы говорят на разных языках, например, в Дагестане, где русский язык выполняет функцию языка межнационального общения. Важно это и для других республик, где титульные народы говорят на сильно отличающихся языках, например, для Кабардино- Балкарии (где кабардинский язык относится к северокавказской семье, а балкарский - к тюркской группе алтайской семьи).
Кроме того, знание русского языка представителями нерусских народов позволяет им приобщаться к русской культуре (а через нее и к мировой), получать образование не только у себя дома, но и в любом регионе России, участвовать в решении общероссийских проблем.
В конце 1980-х гг. появились многочисленные национальные движения, поставившие своей целью возрождение родного языка и культуры. Нередко их деятельность сопровождалась усилением этноцентризма и национализма, этническими конфликтами. В борьбе российских республик за суверенитет и повышение статуса далеко не всегда главными были этнические причины. Чаще всего основной движущей силой конфликта с федеральными властями становилось стремление республиканских элит к большей независимости от Центра, для чего и разыгрывалась национальная карта.
Реальные проявления сепаратизма были наиболее сильны в Чечне, где конфликт продолжался более 10 лет. В начале 1990-х гг. заметным был сепаратизм и в Туве, которая несколько десятилетий имела собственную государственность и только в 1944 г. была присоединена к Советскому Союзу. Позитивным примером достижения компромисса между федеральными и республиканскими властями стала Республика Татарстан, первая заключившая договор о разграничении полномочий, который положил конец противостоянию.
Еще одной причиной возникновения конфликтов являются межэтнические противоречия, ставшие следствием депортаций некоторых народов в годы войны (см. раздел «Миграции населения») и неоднократного передела границ республик. Наиболее острыми стали вооруженные столкновения ингушей и осетин за Пригородный район, принадлежащий Северной Осетии, но ранее входивший в состав Чечено-Ингушской Республики. Сходные противоречия существуют и между народами Дагестана, но они разрешаются мирным путем. Изменение границ республик привело к передаче в их состав части равнинных земель, заселенных казачеством. Растущая аграрная перенаселенность республик Северного Кавказа усилила конкуренцию за землю, что приводит теперь к вытеснению русских из этих районов, нарастанию противоречий между различными этносами.
Конфликты, связанные с численным преобладанием одного из двух этносов и концентрацией власти в руках его представителей, существуют в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Несколько иные проблемы характерны для Башкирии, где башкиры до последнего времени являлись только третьим по численности после русских и татар народом (переписи 2002 и 2010 гг. зафиксировали в Башкирии уже несколько большее число башкир, чем татар).
Большинство межэтнических конфликтов имеют корни в давней и недавней российской истории, обострены этнодемографическими, экономическими проблемами, поэтому простых путей к согласию не существует. Для разрешения межэтнических проблем необходимы совершенствование национальной политики, укрепление реального федерализма, создание условий для свободного развития языков и культур, укрепление гарантий, исключающих ущемление прав граждан по этническому признаку, учет жизненных интересов малых народов при осуществлении крупных проектов на основной территории их проживания.
167
Конфессиональный (религиозный) состав населения России характеризуется абсолютным преобладанием православия. Православие исповедует подавляющее большинство верующих среди восточнославянских народов - русских, украинцев, белорусов, финно-угорских народов России - мордвы, удмуртов, марийцев, коми, коми-пермяков, карелов, ряда тюркских народов - чувашей, хакасов, якутов. Среди народов Северного Кавказа православие исповедуют лишь осетины.
Вторая по численности верующих религия в России - ислам. Его исповедуют татары, башкиры и почти все народы Северного Кавказа (кроме осетин).
Буддизм получил распространение среди монголоязычных народов - бурят, калмыков, а также среди тувинцев.
Большинство верующих среди представителей малых народностей Севера, Сибири и Дальнего Востока (ненцы, ханты, манси, шорцы, эвенки, нанайцы и др.) официально считаются православными, но в большинстве случаев они исповедуют и родоплеменные, языческие верования (шаманизм).
Число верующих сторонников других конфессий в России невелико. В последнее время отмечается активная миссионерская деятельность представителей нетрадиционных для России конфессий.
Вопросы и задания Дайте определение этноса. Опишите основные подходы к этничности. Какие вы знаете этнические процессы? Приведите примеры этни
ческих процессов. Дайте характеристику этногеографическому положению России. Укажите основные факторы изменения этнической структуры на
селения России в постсоветский период. Численность каких этносов России изменилась вследствие массо
вых этнических миграций после 1991 г.? Какие этносы России наиболее активно затронуты процессом ас
симиляции? Приведите этноязыковую классификацию этносов, проживающих
в России. Перечислите пять наиболее многочисленных народов России. Дайте характеристику этнической структуры регионов России.

168. В чем основные причины этнических противоречий? Какие религии преобладают в России?
Литература http://demoscope.ru - демографический еженедельник «Демоскоп» http://www.perepis-2010.ru - портал «Всероссийская перепись насе
ления 2010 года». http://www.gks.ru - официальный сайт Федеральной службы госу
дарственной статистики. http://www.cisstat.com - межгосударственный статистический ко
митет СНГ. http://www.iea.ras.ru - сайт Института этнологии и антропологии
РАН. http://www.ethnology.ru - сайт «Этнография народов России». http://socioline.ru - сайт «Социология по-новому».

Этнос, нация – это исторически устойчивая общность людей, объединенных общим языком, культурой, традициями, самосознанием, общей территорией, где сформировалась нация.

– это многонациональная страна, в которой проживает 130 народов, среди которых 78% составляет русская нация, численностью в 116 млн. чел. Среди других крупных народов, с численностью более 1 млн. чел. – татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне. Население других народов колеблется от нескольких сотен (малые народы Крайнего Севера) до 1 млн. чел. Число народностей, насчитывающих до 10 тыс. чел., в России более 60.

Среди российских национальностей около половины относится к «иноземным», т.е. имеющим вне России свои государственные образования. Эти представители бывших республик СССР, а также немцы, корейцы, греки и другие (общая численность их немногим превышает 5 млн. чел.), а наиболее крупную группу составляют украинцы. Коренные народы России имеют разные этнические корни – индо-европейские (в т.ч. славянские), угро-финские, тюркские, монгольские, палеоазиатские и др.

В России сформировались следующие ареалы проживания коренных наций. Ареал проживания русского народа – это зона основного хозяйственного развития, протянувшаяся с запада на восток России, с концентрацией большинства населения в Центральной и Южной России.

Вместе с тем русское население расселено повсеместно, на всем пространстве России. За – в проживает более 20 млн. чел. русских, в т.ч. в приграничных районах и их доля составляет 30–50%, около 2 млн. русских проживает в дальнем зарубежье. Общая численность русской нации в мире
составляет около 150 млн. чел.

Главными ареалами проживания других народов России являются:

  • Урало-Поволжский регион, где находятся республики Татарстан, Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Чувашия, с севера к ним примыкают республика Коми и Коми – Пермяцкий национальный округ. Народы этих республик издавна жили в тесном соседстве между собой и с русским населением, поэтому их поселения перемешаны между собой и размещаются часто вне пределов своих республик. Так, на территории Татарстана проживает менее 40% татар России, остальные расселены от Москвы до Енисея. Во многих республиках большинство населения составляют русские. По религии это в основном православные и мусульмане.
  • Северо-Кавказский регион включает , Карачаево-Черкесскую, Кабардино-Балкарскую, Чеченскую, Северо-Осетинскую, Дагестанскую и Калмыцкую республики. История этих народов протекала сложно как в период Российской Империи, так и в советские времена, когда ряд народов был в годы Великой Отечественной войны депортирован – это , балкарцы, ингуши, чеченцы, . По религиозной принадлежности они мусульмане, калмыки – буддисты, – православные.
  • Сибирский регион – ареал размещения нескольких республик – Якутской, Бурятской, Хакасской, Тувинской, Горно-Алтайской. Общей чертой населения является их тюркское и (у бурят) происхождение и принадлежность к православной, буддистской религиям и шаманизму. Это народы слабо ассимилированы русской культурой, сохраняют свои традиции, занятия, образ жизни, слабо перемешиваются с другими народами.
  • Крайний Север – регион, где проживает около 30 малочисленных северных народов, часть из которых имеет свои национальные округа – Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Долгано-Ненецкий (Таймырский), Чукотский, Корякский. Другие народы или очень сильно рассеяны по пространству Севера (эвены) и Дальнего Востока, или столь малочисленны, что расселяются в нескольких административных районах, сельских округах, населенных пунктах. По религии это в большинстве православные и приверженцы местных верований.
  • Европейский северо-запад, самым крупным народом которого являются , проживающие в Карельской республике, а также другие угро-финские немногочисленные народы – вепсы, саамы, ижорцы, часть которых ассимилировалась русским населением.

Проживание множества народов в тесном соседстве между собой, со своими обычаями и традициями представляет достаточно сложную проблему. Вместе с тем для экономики страны многообразие форм хозяйственной деятельности, связанное с образом жизни и традициями каждого народа, несомненно является благом. Оно помогает, например, вести рациональное хозяйство и осваивать ресурсы в таких суровых районах, как тундра и лесотундра, северная тайга и побережье , полупустыни и горы.

Этнический состав населения

Изучение любой страны в географии невозможно без знания тех народов, которые е ней проживают. Здесь важно знать и на каком языке разговаривает этот народ, и какие особенности духовной и материальной культуры отличают его от других народов, в чем особенность его демографического поведения. Прошлым и настоящим народов занимаются многие науки: археология, география, философия и др. науки. Но существует и специальная наука – этнография (этнология), которая занимается изучением происхождения народов, их основных характеристик и свойств, взаимоотношений между ними.

Основным понятием в этнографии является понятие этноса.

Этнос (от греч. éthnos – общество, группа, племя, народ) исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающая совокупностью признаков: общностью территории и языка, относительно стабильными особенностями материальной и духовной культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, т.е. самосознанием и самоназванием (по Ю.В. Бромлею

Из перечисленных признаков этноса ни один не является абсолютно необходимым, для отнесения группы людей к определенному народу. Так, один и тот же народ может разговаривать на двух языках (например, белорусы говорят и на русском и на белорусском языках). А на английском языке говорят и англичане, и австралийцы, новозеландцы, американцы США, ирландцы и др. народы. Что касается общности территории, то и этот признак не всегда выступает обязательным признаком этноса. Например, белорусами могут себя считать и те эмигранты, которые переехали на постоянное место жительство в Канаду, США, Бразилию. Очень сложно внутри большой группы людей найти абсолютную схожесть в одежде, пище, социально-бытовом поведении. Люди всегда разные. И может быть столичный житель Москвы будет по чертам материальной и духовной культуры ближе парижанину или лондонцу, чем такому же русскому, но живущему в селе за Уралом. Скорее общность территории является необходимым условием его возникновения и существования.

Поэтому важнейшим элементом этнической идентификации любой группы людей является этническое самосознание.

Под этническим самосознанием принято понимать осознание человеком своей принадлежности к определенному народу (этносу), а под самоназванием обозначить словом этот этнос.

Иногда этническое самосознание приобретает гипертрофированные формы, т.е. представители определенного народа считают себя более «значимыми» по-сравнению с другими рядом живущими народами, добиваясь при этом привилегий одного народа над другим во многих сферах жизнедеятельности (в сфере власти, хозяйственных структурах, символике и т. д.) Такое этническое самосознание называют национализм . Крайне агрессивной формой национализма является шовинизм , при котором представители определенного этноса применяют этническую дискриминацию или насильственную ассимиляцию к другим народам. При этом, если эти меры доходят до уничтожения людей другой национальности, то имеет место такое явление как геноцид .

Известный русский ученый Л.Н. Гумилев считает, что этнос находится в процессе постоянного развития и трансформации, имеет стадию зарождения, развития, старения и исчезновения (теперь уже забыты такие народы как византийцы, эллины, римляне, гунны, вавилоняне, а ведь когда-то это были великие народы, оставившие нам следы своей великой культуры). От момента зарождения до момента исчезновения проходит около 1200-1550 лет, и нынешние « отсталые народы», например, народы Африки или Океании всего лишь этносы на своей стадии молодости или наоборот старости, а цивилизованные европейцы потому чванливы, что могут пользоваться накопленной культурой предыдущих столетий своего развития.

В нашей этнографии принято выделять три стадии формирования этноса (так называемые стадиальные или временные типы).

Самой ранней и простой стадией развития этноса считается род и племя. Род и племя имеет следующие признаки: определенная территория; общие признаки хозяйственной деятельности; родовая власть. Этническое самосознание у членов племени отражается в представлении об общем предке. Категория эта историческая и классическим примером служили эвенки, ненцы (северные народы, проживающие на европейском севере нашей страны) еще в недалеком дореволюционном прошлом. Примерами современного периода могут служить некоторые сохранившиеся племена в труднодоступных изолированных местах у индейцев Южной Америки, аборигенов Австралии, народов экваториальной Африки.

С ростом общественного разделения труда, с появлением классового общества и образованием государств начали складываться народности – вторая стадия развития этноса. Народность может восприниматься в двух смыслах:

1. Стадия развития этноса, занимающая промежуточное положение между племенем и нацией. В этом случае эта группа людей имеет следующие признаки: единая территория, культура, зачатки общности экономической жизни и государственности; этническое самосознание выражается уже в осознании общности происхождения от определенного племени.

2. Современные этносы, утратившие черты племени и не ставшие нациями.

Высшей стадий развития этноса является нация.

Нация тоже может иметь два значения:

§ Высшая стадия развития этноса, характеризующаяся наличием государственности, общностью этнической территории, экономической жизни, появлением и распространением литературного языка, признающегося как государственный, наличием этнического самосознания;

§ Совокупность граждан одного государства.

Этнические общности находятся в постоянном движении: изменяется их численность, меняется половозрастной состав, некоторые общности исчезают, другие зарождаются. Все те процессы, которые приводят к изменению либо каких-то отдельных элементов, либо этноса в целом называют этническими процессами. Они бывают этнообъединительными или этноразделительными .

На стадии появления и формирования государств более всего встречались этнообъединительные процессы. Специалисты главным образом выделяют два таких процесса: консолидация и ассимиляция. Консолидация - это слияние близких по языку и культуре групп в более крупную этническую общность или включение в этническую общность близкой ему группы. Так, из родственных племен кривичей, радимичей и дреговичей сформировался в последствии такой народ как белорусы. Этническая ассимиляция - это процесс «растворения» ранее самостоятельного этноса или какой-то его части в среде другого, обычно более крупного этноса. Бывает естественной и насильственной. При естественной ассимиляции из-за долгого проживания в чужой стране иммигранты усваивают язык, культуру, стереотип поведения людей страны проживания. Основной путь при этом – межэтнические браки. Примером насильственной ассимиляции может быть ополячивание белорусов во времена присоединения белорусских земель к Речи Посполитой, когда нашему населению насаждался польский язык, католическая вера, польские школы.



Сегодня нет точного определения количество народов, однако наиболее часто встречаемая величина количества народов – 2000 – 2500, которые находятся на различных стадиях развития. Наибольшее распространение среди географов получили распространение классификация народов по численности и языку .

По численности населения группировка народов была предложена Бруком С.И. Крупнейшими народами, численность которых превышает 100 млн чел. являются: китайцы, хиндустанцы, американцы США, бенгальцы, русские, бразильцы, японцы, панджабцы. На эти 8 народов приходится около 41 % всего населения земли. На народы с численностью от 50 до 100 млн. – еще около 17 % населения. Таких народов сегодня насчитывается 12. Но более всего (более 180) народов имеет численность от 1 до 5 млн человек. Хотя в совокупности на них приходится только 8 % населения Земли.

Самой распространенной является лингвистическая классификация народов мира (на основе родства языков). Таксономические ранги народов мира, принятые в лингвистической классификации народов таковы:

§ Подгруппа

§ Подразделение

В лингвистической классификации народов мира принято выделять следующие семьи: индоевропейская, сино-тибетская, семья нигер-конго, семитская, берберская, кушитская, чадская, австронезийская, дравидийская, алтайская, уральско-юкагирская, австроазиатская, паратайская, нило-сахарская, северокавказская, картвельская, семья мяо-яо, австралийская, эскимосо-алеутская, чукотско-камчатская, папуасские семьи, семьи индийских народов, андаманская.

Некоторые народы занимают изолированное положение, т.е. не входят ни в одну названную семью (айны, баски, нивхи, буриши, хоти, кусунда).

Изучением этнического (национального) состава населения занимается наука, называемая этнологией (от греч. ethnos – племя, народ), или этнографией. Сформировавшаяся как самостоятельная ветвь науки еще во второй половине XIX в., этнология и ныне сохраняет тесную связь с географией, историей, социологией, антропологией и другими науками.

Основное понятие этнологии – понятие об этносе. Этносом называется сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих, как правило, единым языком, некоторыми общими особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием, т. е. сознанием своего единства, в отличие от других подобных этнических образований. Некоторые ученые считают, что ни один из перечисленных признаков этноса не является определяющим: в одних случаях главную роль играет территория, в других – язык, в третьих – особенности культуры и т. д. (В самом деле, например, немцы и австрийцы, англичане и австралийцы, португальцы и бразильцы говорят на одном языке, но относятся к разным этносам, а швейцарцы, напротив, говорят на четырех языках, а образуют один этнос.) Другие полагают, что все же определяющим признаком следует считать этническое самосознание, которое к тому же обычно закрепляется в определенном самоназвании (этнониме), например, «русские», «немцы», «китайцы» и др.

Теория возникновения и развития этносов получила наименование теории этногенеза. До недавнего времени в отечественной науке господствовало деление народов (этносов) на три стадиальных типа: племя, народность и нация. При этом исходили из того, что племена и союзы племен – как общности людей – исторически соответствовали первобытно-общинному строю. Народности обычно связывали с рабовладельческим и феодальным строем, а нации как высшую форму этнической общности – с развитием капиталистических, а затем и социалистических отношений (отсюда и деление наций на буржуазные и социалистические). В последнее время в связи с переоценкой прежнего формационного подхода, в основе которого лежало учение об исторической преемственности общественно-экономических формаций, и со все большей ориентацией на современный цивилизационный подход, многие прежние положения теории этногенеза стали пересматриваться, а в научной терминологии – в качестве обобщающего – все шире начало применяться понятие «этнос».

В связи с теорией этногенеза нельзя не упомянуть и об одном принципиальном споре, который уже давно ведут отечественные ученые. Большинство из них придерживается взгляда на этнос как на историко-социальное, историко-экономическое явление. Другие исходят из того, что этнос нужно считать своего рода био-гео-историческим феноменом.



Эту точку зрения в книге «Этногенез и биосфера Земли» и других своих работах отстаивал географ, историк и этнограф Л. Н. Гумилев. Он считал этногенез процессом прежде всего биологическим, биосферным, связанным с пассионарностью человека, т. е. с его способностью к сверхнапряжению сил для достижения великой цели. При этом условием для возникновения пассионарных толчков, влияющих на образование и развитие этноса, является не солнечная активность, а особое состояние Вселенной, от которой этносы получают энергетические импульсы. По Гумилеву, процесс существования этноса – от его возникновения до распада – продолжается 1200–1500 лет. За это время он проходит фазы подъема, затем надлома, обскурации (от лат. obscurous – затемненный, в смысле реакционный) и, наконец, реликтовую. При достижении высшей фазы возникают и наиболее крупные этнические образования – суперэтносы. Л. Н. Гумилев считал, что Россия вступила в фазу подъема в XIII в., а в XIX в. перешла в фазу надлома, которая в XX в. находилась в своей заключительной стадии.

После знакомства с понятием об этносе можно перейти к рассмотрению этнического состава (структуры) населения мира, т. е. распределения его по принципу этнической (национальной) принадлежности.

Прежде всего, естественно, возникает вопрос об общем количестве этносов (народов), населяющих Землю. Обычно считается, что их от 4 тыс. до 5,5 тыс. Более точную цифру назвать трудно, поскольку многие из них еще недостаточно исследованы, и это не позволяет отличить, скажем, язык от его диалектов. По численности все народы распределяются крайне диспропорционально (табл. 56).

Таблица 56

ГРУППИРОВКА НАРОДОВ ПО ИХ ЧИСЛЕННОСТИ (1992 г.)

Анализ таблицы 56 показывает, что в начале 1990-х гг. 321 народ, насчитывавший более 1 млн человек каждый, составлял 96,2 % всего населения земного шара. В том числе на 79 народов с численностью более 10 млн человек приходилось почти 80 % населения, на 36 народов численностью более 25 млн человек – около 65 % и на 19 народов численностью более 50 млн человек каждый – 54 % населения. К концу 1990-х гг. количество самых крупных народов выросло до 21, а доля их в мировом населении приблизилась к 60 % (табл. 57).

Нетрудно подсчитать, что общая численность 11 народов, каждый из которых насчитывает более 100 млн человек, составляет около половины человечества. А на другом полюсе находятся сотни малочисленных этносов, обитающих преимущественно в тропических лесах и в районах Севера. Многие из них насчитывают менее 1000 человек, например андаманцы в Индии, тоала в Индонезии, алакалуфы в Аргентине и Чили, юкагиры в России.

Таблица 57

ЧИСЛЕННОСТЬ КРУПНЕЙШИХ НАРОДОВ МИРА В НАЧАЛЕ XXI В.

Не менее интересен и важен также вопрос о национальном составе населения отдельных стран мира. В соответствии с его особенностями можно выделить пять типов государств: 1) однонациональные; 2) с резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных национальных меньшинств; 3) двунациональные; 4) с более сложным национальным составом, но относительно однородным в этническом отношении; 5) многонациональные, со сложным и разнородным в этническом отношении составом.

Первый тип государств достаточно широко представлен в мире. Например, в зарубежной Европе около половины всех стран – практически однонациональные. Это Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Чехия, Словения, Италия, Португалия. В зарубежной Азии таких стран значительно меньше: Япония, Бангладеш, Саудовская Аравия, некоторые небольшие страны. Еще меньше их в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар). А в Латинской Америке почти все государства однонациональные, поскольку индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций.

Страны второго типа также встречаются довольно часто. В зарубежной Европе это Великобритания, Франция, Испания, Румыния, страны Балтии. В зарубежной Азии – Китай, Монголия, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Шри-Ланка, Ирак, Сирия, Турция. В Африке – Алжир, Марокко, Мавритания, Зимбабве, Ботсвана. В Северной Америке – США, в Океании – Австралийский Союз и Новая Зеландия.

Третий тип стран встречается значительно реже. Примерами его могут служить Бельгия, Канада.

Страны четвертого типа, с довольно сложным, хотя этнически однородным составом чаще всего встречаются в Азии, Центральной, Восточной и Южной Африке. Есть они и в Латинской Америке.

Наиболее характерные страны пятого типа – Индия и Россия. К этому типу можно отнести также Индонезию, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки.

Известно, что в последнее время в странах с более сложным национальным составом заметно обострились межэтнические противоречия.

Они имеют разные исторические корни. Так, в странах, возникших в результате европейской колонизации, сохраняется угнетение коренного населения (индейцев, эскимосов, аборигенов Австралии, маорийцев). Другой источник противоречий – недооценка языковой и культурной самобытности национальных меньшинств (шотландцев и валлийцев в Великобритании, басков в Испании, корсиканцев во Франции, франкоканадцев в Канаде). Еще одной причиной усиления подобных противоречий стал приток во многие страны десятков и сотен тысяч иностранных рабочих. В развивающихся странах межэтнические противоречия связаны в первую очередь с последствиями колониальной эпохи, когда границы владений проводили большей частью без учета этнических границ, в результате чего возникла своеобразная «этническая мозаика». Постоянные противоречия на национальной почве, доходящие до воинствующего сепаратизма, особенно характерны для Индии, Шри-Ланки, Индонезии, Эфиопии, Нигерии, ДР Конго, Судана, Сомали, да и многих других стран.

Этнический состав населения отдельных стран не остается неизменным. С течением времени он постепенно изменяется, в первую очередь под воздействием этнических процессов, которые подразделяются на процессы этнического разделения и этнического объединения. К разделительным относятся те процессы, при которых прежде единый этнос либо прекращает свое существование, либо делится на части. Объединительные процессы, напротив, приводят к слиянию групп людей различной этнической принадлежности и образованию более крупных этнических общностей. Это происходит в результате межэтнических консолидации, ассимиляции и интеграции.

Процесс консолидации проявляется в слиянии близких по языку и культуре этносов (или их частей), которые в результате превращаются в более крупную этническую общность. Этот процесс характерен, например, для Тропической Африки; происходил он и в бывшем СССР. Сущность ассимиляции заключается в том, что отдельные части какого-либо этноса или даже целый народ, живя в среде другого народа, в результате длительного общения усваивает его культуру, воспринимает его язык и перестает считать себя принадлежащим к прежней этнической общности. Одним из важных факторов такой ассимиляции служат смешанные в национальном отношении браки. Ассимиляция более характерна для экономически развитых стран с давно сложившимися нациями, где эти нации ассимилируют менее развитые национальные группы людей. А под межэтнической интеграцией понимают сближение различных этносов без слияния их в единое целое. Она происходит и в развитых, и в развивающихся странах. Можно добавить, что консолидация приводит к укрупнению этносов, а ассимиляция – к сокращению национальных меньшинств.

Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют более 190 народов и народностей. Согласно переписи 2002 г. русские составляют более 80 % всего населения. На втором месте по численности стоят татары (более 5 млн человек), на третьем – украинцы (свыше 4 млн), на четвертом – чуваши. Доля каждой из остальных наций в населении страны не превышала 1 %.

50. Этнолингвистическая классификация народов

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Непосредственно связанный с мышлением, он служит средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Язык возник одновременно с развитием общества и с течением времени подвергался разного рода изменениям. Как уже было отмечено, язык служит также важным признаком любого этноса.

Языки бывают живые и мертвые (т. е. вышедшие из употребления, как, например, древнегреческий). Среди живых языков выделяют родной язык, усвоенный человеком в детстве; его называют также материнским. Часто говорят о национальном языке – главном языке той или иной нации; иногда в этом случае употребляют понятие «титульный язык». Существует также понятие об официальном (государственном) языке, который обычно совпадает с родным и национальным (русский в России, китайский в Китае, английский в англоязычных странах, арабский в странах Ближнего Востока). Но в многонациональных государствах с особенно сложным национальным составом населения (например, в Индии, ЮАР) такого совпадения может и не быть. Иногда употребляется также понятие о литературном языке той или иной нации.

По мнению этнографов, общее число языков в мире достигает примерно 5000, т. е. в целом соответствует числу народов. При этом в подавляющем большинстве случаев названия народа и языка совпадают.

Тем не менее нередки случаи, когда несколько народов говорят на одном и том же языке (так, на английском говорят англичане, американцы США, австралийцы, новозеландцы, англоканадцы; на испанском – испанцы и большая часть латиноамериканцев; на немецком – немцы, австрийцы, германошвейцарцы). Может быть и противоположный вариант, когда какая-то часть народа или даже целый народ двуязычны, т. е. пользуются в обиходной жизни двумя языками. Такое двуязычие характерно для двунациональных стран (Бельгия, Канада), для стран с более или менее значительными национальными меньшинствами (Франция) и тем более для многонациональных стран (Индия). Двуязычие характерно также для стран с массовым притоком иммигрантов.

По численности говорящих на них языки, как и народы, подразделяются на крупнейшие, крупные, средние, небольшие и совсем небольшие. Естественно, что повышенный интерес вызывают прежде всего самые крупные языки, определяющие этнолингвистическую картину мира. Имеющиеся в статистике данные об этих языках довольно сильно расходятся, поскольку в одних случаях учитывают родной язык, а в других – государственный, поэтому приведенные ниже цифры надо считать в известной мере ориентировочными.

По числу говорящих первое место занимает китайский язык – более 1200 млн человек. Второе место принадлежит английскому языку, на котором почти в 60 странах мира говорят 520 млн человек. На третьем месте – крупнейшие языки Индии, хинди и урду (более 440 млн). На четвертом месте – испанский язык, который служит государственным для более чем 20 стран мира; численность говорящих на нем приближается к 400 млн. На пятом месте – русский язык, на котором говорят более 250 млн человек. На шестом месте оказывается арабский язык, родной и государственный в 25 странах мира (около 250 млн человек). Далее следуют бенгальский (более 225 млн человек), португальский (210 млн), японский (125 млн), немецкий, французский и пенджабский (примерно по 120 млн человек) языки. В целом на этих 13 языках говорят более 3/5 населения мира. Шесть из них – английский, французский, русский, испанский, арабский и китайский служат официальными и рабочими языками ООН. Их с полным основанием можно назвать языками межнационального общения; в наибольшей степени это относится к английскому языку.

Изучение языков народов мира особенно важно потому, что именно языки обычно кладутся в основу классификации народов (этносов). Генеалогическая по своему существу, она называется этнолингвистической классификацией и исходит из принципа родства языков. Высшей таксономической единицей в этой классификации выступает семья языков. Вторую таксономическую единицу образуют группы близкородственных языков, третью – их ветви (подгруппы) и четвертую – отдельные языки.

Всего языковых семей около 20. Наиболее крупная из них – индоевропейская семья, на языках которой говорят примерно 45 % всего населения мира. Ареал ее распространения также самый большой. Он охватывает Европу, Юго-Западную и Южную Азию, Северную и Южную Америку, Австралию. Наиболее многочисленная группа в составе этой семьи – индоарийская, к которой относятся языки хинди, урду, бенгальский, пенджабский и др. Очень крупной является также романская группа, включающая испанский, итальянский, французский и некоторые другие языки. То же можно сказать о германской группе (английский, немецкий и ряд других языков), славянской группе (русский, украинский, белорусский, польский, чешский, болгарский и др.), иранской группе (персидский, таджикский, белуджский и др.).

Вторая по численности говорящих – китайско-тибетская (сино-тибетская) семья, языками которой пользуются 22 % всех жителей планеты. Ясно, что такую большую долю в мире ей обеспечивает китайский язык.

К числу крупных относятся также нигеро-кордофанская семья (распространена в Африке, к югу от Сахары), афразийская семья (в основном на Ближнем и Среднем Востоке), австронезийская семья (в основном в Юго-Восточной Азии и Океании), дравидийская семья (в Южной Азии), алтайская семья (в Азии и Европе).

При использовании этнолингвистической классификации языков следует иметь в виду два дополнительных обстоятельства. Во-первых, то, что географические границы распространения языковых семей и групп на протяжении истории человечества неоднократно изменялись и продолжают, хотя и не так существенно, изменяться в наши дни. Во-вторых, то, что эта классификация еще далека от совершенства. Так, нет полной ясности в вопросе о том, к каким семьям следует относить некоторые даже хорошо изученные языки (японский, корейский). А многие языки, распространенные в Африке южнее Сахары, в Юго-Восточной Азии, в Океании, индейские языки Америки вообще еще слабо изучены. Нужно учитывать также, что некоторые современные языки небольших по численности народов фактически относятся к категории вымирающих. И в еще большей степени – то, что едва ли не 2/3 всех языков современного мира – только разговорные и не имеют своей письменности.

Рис. 43. География основных систем письменности (по Д. В. Зайцу)

Однако все крупные языки имеют свою письменность, картирование которой представляет большой интерес (рис. 43). Как видно из этого рисунка, наибольшее распространение в мире получила письменность, сформировавшаяся на основе латинской графики. Значительны также ареалы распространения письменности на основе кириллицы, санскрита, арабского алфавита, а также иероглифической письменности.

Большинство народов России относится к четырем языковым семьям – индоевропейской, алтайской, северокавказской и уральской. Преобладает среди них индоевропейская семья. В многонациональном Советском Союзе русский язык был главным языком межнационального общения. В Российской Федерации он остается им и в наши дни: статистика свидетельствует о том, что на русском языке могут свободно объясняться между собой 98 % ее жителей.




Top