Предмет искусство в начальной школе. Специфика уроков по изобразительной деятельности в начальной школе

В поисках новых идей для организации уроков по изобразительному искусству приглашаем Вас посетить наш специальный раздел, посвящённый этой теме.

Здесь Вы найдёте готовые планы и конспекты уроков для каждого из классов начальной школы. В том числе мероприятий в стилистике традиционных народных промыслов; либо проводимых специально к какому-либо празднику; посвящённых сезонным изменениям природы; иллюстрированию детских литературных произведений.

Рисование, которое становится настоящим искусством.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 149 .
Все разделы | Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах

«В самом процессе преподавания есть неповторимые и особо ценные моменты, когда ты вдруг ощущаешь, как в том, или ином ученике начинают открываться глубины его души и он озаряется каким-то своим внутренним светом», - пишет Иоханнес Иттен «Рисовать надобно уметь прежде, нежели...

Конспект урока ИЗО во 2 классе для обучающихся с ОВЗ Конспект открытого урока ИЗО, проведенного во 2 классе для обучающихся с ОВЗ II четверть 6 урок Тема урока : Откручивание кусочка пластилина от целого. Лепка. Снежинка. Цель урока : формирование умения откручивания кусочков пластилина от целого куска. Задачи урока :...

Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах - Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1 классе

Публикация «Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1...» Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г. в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования второго...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» по ИЗО в 3 классе Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана на основании книги «Азбука народных промыслов 1-4 классы», которая является дополнительным материалом к урокам изобразительного искусства и технологии, В соответствии с требованиями Федерального...

Разработка урока по изобразительному искусству «Карнавальные маски» в 5 классе Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе «Карнавальные маски» Цель: Изготовление карнавальной маски. Задачи: 1. Развитие творческих способностей на уроке. 2. Расширение знаний по предмету. 3. Создание объемных выразительных масок. 4. Использование различного...

Технологическая карта урока по ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема урока: ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ Цели урока Формировать представление об изменчивости языка искусства, правил изображения; познакомить с основными свойствами цвета;...

Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах - Разработка урока по изобразительному искусству, 5 класс. Создание панно «Бал в интерьере дворца»

Урок № 22 Дата: 15.02.2019г. Предмет: Изобразительное искусство. Класс: 5 Учитель: Самединова Д.С, учитель Тема: Создание панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка». Урок №43 Тема ОВЗ: «Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (коробка с...

План-конспект урока ИЗО в 7 классе «Динамика и статика» Тема: «Динамика и статика». Цель: закрепление композиционных понятий, динамика и статика. Задачи: – освоение понятий динамики и статики; – развитие оригинальных композиционных решений; –применение знаний выразительных средств, при создании изображения. Материалы: – ножницы; –...

М.: 1999. – 368 с.

В пособии в доступной форме рассказывается об основах изобразительной деятельности. Оно включает в себя как теоретические сведения о материалах и техниках, так и подробные рекомендации для выполнения заданий по рисунку, живописи, дизайну, лепке и архитектуре. Материал изложен системно, доступно и наглядно. Текст сопровождается иллюстрациями, которые повышают информативность учебного пособия, помогают извлекать информацию не только из текста, но и визуально. Книга рекомендуется также для студентов педагогических колледжей.

Формат: pdf

Размер: 30,5 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 8
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ 8
§ 1. Рисунок - вид графики 9
§ 2. Из истории рисунка 17
§ 3. Восприятие и изображение формы 22
§ 4. Свет и тень 26
§ 5. Пропорции 30
§ 6. Перспектива 34
ШКОЛА РИСУНКА 47
§1. Практические советы 48
Графические художественные материалы и техники 48
Передача фактуры предметов 54
§ 2. Методика работы над рисованием отдельных предметов и гипсов 55
Последовательность рисования куба 57
Последовательность рисования шара 58
Последовательность рисования цилиндра 58
Последовательность рисования пирамиды 59
Последовательность рисования шестигранной призмы 59
Последовательность рисования кувшина. Карандаш 60
§ 3. Методика работы над рисованием складок драпировки 61
§ 4. Методика работы над рисованием гипсового орнамента 63
§ 5. Методика работы над рисованием натюрморта 65
Последовательность рисования натюрморта из геометрических тел 67
Последовательность рисования натюрморта из бытовых предметов 69
§ 6. Методика работы над рисованием головы человека 70
Последовательность рисования головы гипсовой модели 70
Последовательность рисования головы живой модели 72
§ 7. Методика работы над рисованием фигуры человека 74
Последовательность рисования фигуры человека 77
§ 8. Методика работы над рисованием природы 78
Рисование трав, цветов и ветвей 78
Рисование деревьев 82
Рисование пейзажа 86
Последовательность рисования пейзажа 89
Рисование зверей и птиц 89
Практические задания 97
Глава II . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ 98
§ 1. Живопись - искусство цвета 98
§ 2. Из истории живописи 104
§ 3. Многообразие жанров живописи 114
Портрет 114
Натюрморт 116
Пейзаж
Анималистический жанр
Исторический жанр
Батальный жанр
Мифологический жанр
Бытовой жанр
§ 4. Восприятие и символика цвета
§ 5. Цвет и синтез искусств
§ 6. Основы цветоведения
О природе цвета 137
Основные, составные и дополнительные цвета
Основные характеристики цвета
Локальиый цвет
Цветовые контрасты
Смешение цветов
Колорит
Типы цветовых гармоний
§ 7. Композиция в живописи
Правила, приемы и средства композиции
Ритм
Выделение сюжетно-композиционного центра
ШКОЛА ЖИВОПИСИ
§ I. Практические советы
Живописные художественные материалы"и "техники работы 163
последовательность выполнения живописного произведения 166
& I. Методика работы над живописным изображением натюрморта 168
Последовательность изображения натюрморта. Гризайль 172
Последовательность изображения натюрморта из бытовых предметов. Акварель
Последовательность изображения натюрморта из бытовых предметов. Гуашь
§ 3. Методика работы над живописным изображением головы человека
Последовательность выполнения живописного этюда головы живой модели
§ 4. Методика работы над живописным" изображением фигуры человека.
Последовательность выполнения живописного этюда фигуры человека
§ 5 Методика работы над живописным изображенинм пеизажа (пленэр)
Последовательность изображения пейзажа." Акварель по-сырому 179
Последовательность изображения пейзажа. Акварель 180
Последовательность изображения пейзажа. Гуашь
Практические задания
Глава III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ 181
KW™T И дек°Ра™вн°-пРИкладное искусство в системе ценностей культуры
§ 2. Композиция в народном и декоративно-прикладном искусстве 192
§ -3. Искусство орнамента
Виды и структура орнаментов 196
Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных стран
и народов 199
Стилизация природных форм 204
§ 4. Народные художественные промыслы 207
Роспись по дереву 207
Хохлома 207
Городец 209
Росписи Северной Двины и Мезени 210
Керамика 213
Гжельская керамика 213
Скопинская керамика 215
Русская глиняная игрушка 216
Дымковская игрушка 216
Каргопольская игрушка 217
Филимоновская игрушка 217
Русская деревянная игрушка 218
Игрушка русского Севера 219
Нижегородская «топорщина» 220
Полхов-Майданские тарарушки 221
Сергиевопосадская игрушка 222
Богородская игрушка 223
Матрешки (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан) 225
Русские художественные лаки 226
Федоскино 227
Палех, Мстера, Холуй 228
Жостово 229
Павлопосадские платки 230
§ 5. Народный костюм 232
ШКОЛА НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 235
§ 1. Методика освоения декоративной росписи 235
Хохломская роспись 236
Городецкая роспись 240
Полхов-майданская роспись 241
Мезенская роспись 241
Жостовская роспись 242
Гжельская роспись 244
§ 2. Методика работы над лепкой и росписью народных глиняных игрушек 246
Дымковская игрушка 247
Каргопольская игрушка 249
Филимоновская игрушка 249
§ 3. Методика работы над тематической декоративной композицией 250
Практические задания 254
Глава IV. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНУ 256
§ 1. Дизайн - искусство организации целостной эстетической среды 257
§ 2. Из истории дизайна 272
§ 3. Основы формообразования 278
§ 4. Цвет в дизайне 283
§ 5. Композиция в дизайне 286
ШКОЛА ДИЗАЙНА 288
§ 1. Методика работы над заданиями по графическому дизайну 288
§ 2. Методика работы над проектированием и моделированием объектов дизайна 290
Практические задания 294
Часть II МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
§ 1. Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству в начальной школе 295
§ 2. Методика обучения изобразительному искусству в I-IV классах 312
Методика обучения рисунку, живописи, композиции в начальной школе
Методика обучения народному и декоративно-прикладному искусству 324
Методика обучения дизайну в начальной школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература 3S7

Изобразительное искусство - это мир прекрасного! Как же научиться его понимать? Для этого необходимо освоить язык изобразительного искусства, разобраться в его видах и жанрах.
Как известно, виды искусства можно объединить в следующие группы: пластические, временные и синтетические. Пластические искусства - это пространственные искусства, произведения имеют предметный характер, создаются путем обработки материала и существуют в реальном пространстве.
К пластическим искусствам относятся: изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура), архитектура, декоративное и прикладное искусство, дизайн, а также произведения народного искусства изобразительного и прикладного характера.
Все виды искусства осваивают мир в образной форме. Произведения пластических искусств воспринимаются зрительно, а иногда и осязательно (скульптура и декоративно-прикладное искусство). Этим они существенно отличаются от произведений временных видов искусства. Музыкальные произведения воспринимаются на слух. Для исполнения симфонии и чтения книги требуется определенное время.
Не следует относить к пластическим искусствам балет, в котором происходит слияние музыки и движения на основе пластики человеческого тела. Балет считают синтетическим видом искусства.
В пространственных искусствах пластика объемов, форм, линий имеет существенное значение, именно с этим и связано их название. Пластические искусства с XVIII в. называют прекрасными, изящными, этим подчеркивается их красота и совершенство образов.
Вместе с тем с глубокой древности пластические искусства особенно тесно связаны с материальным производством, обработкой и оформлением предметного мира, среды, окружающей человека, то есть с созданием материальной культуры. Тем самым художественная вещь воспринимается как овеществленное творчество, эстетическое освоение мира.
Искусство каждой эпохи воплощает ее ведущие философские идеи. Как род художественной деятельности пластические искусства занимают на всех ступенях истории развития человечества важное место в духовном освоении действительности, им доступен самый широкий круг тем.
Пластические искусства тяготеют к синтезу искусств, то есть к слиянию и взаимодействию архитектуры с монументальным искусством, скульптурой, живописью и декоративно-прикладным искусством; живописи со скульптурой (в рельефах), живописи с декоративно-прикладным искусством (в керамических изделиях, вазах) и т. д.
Пластические искусства как один из художественных элементов являются составной частью многих синтетических искусств (театр, экранные искусства). Существуют попытки объединения живописи с музыкой.
В структуру образа пластических искусств (каллиграфия, плакат, карикатура) может входить материал языка (слово, буква, надпись). В искусстве книги графика объединяется с литературой. Пластические искусства могут
даже приобретать качества временных искусств (кинетическое искусство). Но в основном образная структура произведения пластического искусства строится с помощью пространства, объема, формы, цвета и др.
Окружающий нас мир становится предметом изображения художника, фиксируется им в пластических образах. Основная их особенность заключается в том, что, материализуясь на плоской или иной поверхности, они дают нам художественное представление о многообразии предметов и их расположении в пространстве.
Художественность пластического изображения раскрывается в отборе тех качеств предметно-пространственного мира, которые дают возможность передать характерную выразительность и выделить эстетически ценное.
При этом можно говорить о трех различных пластических системах. Следует отметить, что в изобразительном искусстве с давних времен существовали одновременно или сменяя друг друга различные системы художественного восприятия и отображения реального мира.

В пособии автор раскрывает методику преподавания изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательной школы, приводит примерное тематическое планирование и разработки уроков на основе базовой программы "Изобразительное искусство и художественный труд", созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского. Пособие адресовано учителям изобразительного искусства, студентам педагогических колледжей и педучилищ.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ.
Как воплотить в жизнь поставленные задачи художественного образования? Какая методика нужна современному учителю?
Споры о методической подготовке учителей подчас совершенно противоположны. Различные мнения по этому поводу известны студентам и педучилищ, и педвузов. Нам пришлось столкнуться с мнением, что преподавание - дело легкое, что учиться ему не надо, достаточно только знать предмет.

Конечно, чтобы преподавать рисование по-старому, достаточно было знать только перечень традиционных методик. А как быть, когда надо осваивать новые программы, нетрадиционные? Здесь даже на хорошем знании искусства и умении рисовать далеко не уедешь. Никакие энциклопедические знания не помогут, если учитель не найдет пути к ребенку.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
Раздел I
МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ 7
Глава 1
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
Гуманизация образования и новое педагогическое мышление 8
Цели и задачи художественного развития детей средствами искусства 9
Глава 2
СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПЛАСТИЧЕСКИХ ВИДОВ ИСКУССТВА 12
Принципы программы «Изобразительное искусство и художественный труд» (концепция Б.М.Неменского) 12
Методические основы 15
Глава 3
ИСКУССТВО МОДЕЛИРОВАНИЯ УРОКОВ 22
Проблемное обучение 22
Три метода проблемного обучения 23
Типы уроков 24
Литература 35
Раздел II
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД» 1-4 классы 37
1 класс - ИСКУССТВО ВИДЕТЬ 38
2 класс - ТЫ И ИСКУССТВО 47
3 класс - ИСКУССТВО ВСЮДУ ВОКРУГ НАС 56
4 класс - КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК 65
Раздел III
АВТОРСКИЕ ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ (конспекты уроков во 2,3,4 классах четырехлетней начальной школы) 71
Пояснительная записка 72
2 класс - ТЫ И ИСКУССТВО 74
I четверть. Как и чем работают художники 74
II четверть. Знакомство с мастерами Изображения, Украшения, Постройки 93
III четверть. О чем говорит искусство 106
IV четверть. Как говорит искусство 126
3 класс - ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС 144
I четверть. Искусство в твоем доме 144
II четверть. Искусство на улицах твоего города 158
III четверть. Художник и зрелище 172
IV четверть. Музеи искусства 184
4 класс - КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК 203
I четверть. Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы 203
II четверть. Искусство народов соседних стран 231
III четверть. Каждый народ - художник 243
IV четверть. Представление народов о духовной красоте человека 270.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Уроки изобразительного искусства в начальной школе, 1-4 класс, Островская О.В., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Как мы уже сказали, методика и технология как предмет изучения рассматривают особенности работы педагога с учащимися.

Поскольку основным объектом научных исследований в области преподавания является школьник, то естественно здесь нельзя обойтись без таких наук деятельностью человека.

Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, приобщение к общечеловеческим и эстетическим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Изобразительное искусство должно содействовать всестороннему, гармоничному развитию учащихся.

В задачи преподавания изобразительного искусства входит:

формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни, природе, искусстве;

формирование художественно-творческой активности школьника, развитие художественного вкуса, творческого воображения, эстетического вкуса, эстетического чувства, воспитания интереса к искусству и т.п.;

овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков при рисовании с натуры, по памяти и представлению, при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, при иллюстрировании, при работе с пластическими материалами (глина, пластилин), графическими материалами (гуашь, пастель, кар, фломастер, уголь) и т.д.;

развитие у детей изобразительных способностей , художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимание прекрасного, воспитание и любви к искусству;приобщение к наследию отечественного и мирового искусства.

Одна из главных задач занятий изобразительным искусством – помочь детям познать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, научить видеть, но в то же время не заглушить их творческую индивидуальность.

Нужно заинтересовать школьников своим предметом, рассказать, что умение рисовать нужно не только художникам, что изобразительные навыки нужны и людям многих других профессий. Умение рисовать необходимо конструктору, модельеру, архитектору, биологу, археологу, воспитателю детского сада, врачу-косметологу и многим другим.

Всем известно о выдающихся талантах в изобразительном искусстве у наших известных ученых-исследователей: Михаила Васильевича Ломоносова, Семенова-Тянь-Шаньского, Миклухо-Маклая, Дмитрия Менделеева и др.

Рисование помогало в их творчестве многим писателям: Гете, Виктор Гюго, Андерсен, Ал. Пушкин и М. Лермонтов, Л. Толстой и Вл. Маяковский.

Научно-теоретические основы обучения и воспитания школьников средствами изобразительного искусства в трудах В.С.Кузина, Б.М. Неменского, Н.С. Ивановой, Т.Я. Шпикаловой, Н.М.Сокольниковой.


На данном этапе в народном образовании есть несколько направлений в обучении детей:

1. Государственные муниципальные общеобразовательные школы.

2. Государственные с углубленным изучением предметов или с классами направленными на изучение этих предметов:

· физико-математический уклон школы № 20,45,15;

· гуманитарно-языковые № 30,11;

· эстетические № 63,23.

3. Школы - лицеи, школы - гимназии.

4. Частные школы: им. Д.В. Поленова, «Возрождение».

5. Религиозная гимназия, под руководством отца Льва Махно.

Во многих школах большое внимание уделено художественно-эстетическому воспитанию и образованию и в частности преподаванию изобразительного искусства и музыки.

Как уже было отмечено, на современном этапе по методике преподавания изо много интересных разработок у таких авторов как Э.И. Кубышкина, В.С. Кузин, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Е.Е. Рожкова, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству. Вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы.

Обратим внимание на тех ученых, которые создали свои программы, учебники, системы художественно-эстетического обучения.

Владимир Сергеевич Кузин – член-корреспондент РАО доктор пед. наук, профессор. В его программе ведущее место отводится рисованию с натуры, т.е. научить видеть предметы и явления так, как они существуют. Он является руководителем группы авторов государственной программы по изобразительному искусству.

Борис Михайлович Неменский – художник, педагог, лауреат, государственной премии, член-корреспондент Академии педагогических наук.

Его методика основана на внутреннем мире ребенка, на его чувствах, эмоциях, восприятии окружающего мира через душу ребенка. В данный момент в Тульском регионе некоторые школы занимаются по его программе, которая называется «Изобразительное искусство и художественный труд».

Татьяна Яковлевна Шпикалова
в своих трудах основное внимание заостряет на изучении народного декоративно-прикладного искусства.

5. Урок – как основная форма учебно-воспитательной работы.
Основные типы уроков-занятий по изобразительному искусству.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 2. Специфика уроков по изобразительной деятельности в начальной школе

2.3 Нетрадиционные техники рисования, используемые на уроках изобразительной деятельности

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

изобразительный личность школьник

Введение

На сегодняшний день проблема развития творческой личности младших школьников является социально значимой. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Актуальность нашей работы заключается в том, что на современном этапе развития педагогической науки проблема формирования эстетической, духовной культуры человека, его творческого становления является доминантой цивилизованного развития.

В настоящее время образование делает акцент на общие учебные предметы, забыв о развитии эмоциональных процессов, творческих способностей младших школьников. Тем самым, затормаживая духовное развитие детей.

Обучение изобразительному искусству не только через восприятие, но и через практическую деятельность, духовно обогащает.

Прежде всего, необходимо создать условия для творческого развития ребенка - научить работать с разнообразными художественными материалами, научить понимать язык изобразительного искусства, использовать средства художественной выразительности и постоянно обогащать зрительные представления детей и совершенствовать их опыт.

Затем постепенно через освоение изобразительной грамоты в интересной и доступной, порой игровой, форме ребенок подготавливается к решению творческих задач. Такое обучение с использованием разнообразных современных методик и нестандартных техник рисования помогает каждому раскрыться наилучшим образом. Одни более склонны к графическому воплощению образов, другие для их создания выбирают живописные материалы. Важно, что и тем и другим предоставляется возможность совершенствовать мастерство в одном из видов деятельности и в тоже время получить знания по предмету «Изобразительное искусство».

Задача педагога лишь развивать чувство меры, эстетический вкус ребёнка, чтобы избежать бездумного копирования образцов, помочь обрести творческое лицо каждому ребёнку.

Знакомство с разными стилями, направлениям и техниками в изобразительном искусстве, с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников обогащает внутренний мир, помогает внутренним поискам.

Целью курсовой работы является изучение методической системы обучения изобразительной деятельности, направленной на развитие творческой личности младшего школьника.

изучить методы, используемые на уроках по изобразительной деятельности и их классификацию;

определить влияние изобразительной деятельности на развитие творческой личности у детей младшего школьного возраста;

отметить образовательное и воспитательное значения уроков по изобразительной деятельности;

рассмотреть различные нетрадиционные техники рисования, используемые на уроках изобразительной деятельности.

Объект: процесс развития творческой личности ребенка в младшем школьном возрасте.

Предмет: методы и принципы развития творческой личности младших школьников на уроках по изобразительному искусству.

Таким образом, с одной стороны очевидна возросшая потребность современного общества в творческой самодеятельной личности, а с другой стороны - недостаточность развития творческих начал (воображения) у младших школьников.

Глава 1. Теория и методика организации изобразительной деятельности младших школьников

1.1 История методов обучения изобразительной деятельности

Интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник очень давно. Уже в XI веке книжная графика и миниатюра достигают очень высокой степени развития. Это говорит о том, что вместе с грамотой ученики осваивали изобразительный ряд, который помогал вырабатывать восприятие текста и изображения в единстве.

Впервые рисование как общеобразовательный предмет появляется в начале 18 века. В этот период на рисование начинают смотреть как на одно из средств, способствующих развитию образного представления и умений, которые можно применить в любой профессии. Учебные заведения не ставили своей целью воспитание художников-профессионалов. Они обучали рисованию в общеобразовательных целях.

В 1735 году был издан на немецком и русском языках учебник по рисованию И. Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Обучение по системе Прейслера начинается с рисования прямых и кривых линий, геометрических фигур и объёмных тел, после чего ученик переходит к рисованию частей человеческого тела, затем головы и, наконец, всей фигуры. Поскольку раньше рисунки из этой книги просто копировали, то этот метод получил название «копировального».

Русская Академия художеств к началу XIX века выдвинулась в первый ряд среди художественных академий Европы. Воспитанниками академии были такие художники, как А.Е. Егоров, К.П. Брюллов.

В 1834 г. А.П. Сапожников издал «Курс рисования» - первый учебник для общеобразовательных учебных заведений, который в последующем переиздавался несколько раз. Обучение начинается со знакомства с различными линиями, затем с углами, потом с освоением геометрических фигур. Далее идет знакомство со светотенями, при помощи показа моделей. Затем переход к рисованию сложных тел. Вторая часть «Курса рисования» посвящена рисованию человеческой фигуры, а также некоторым правилам композиции. Ценность метода Сапожникова заключается в том, что он основан на рисовании с натуры, причем это не просто копирование, а анализ формы. Сапожников поставил своей целью приучить рисующих с натуры анализировать, рассуждать. Данный метод нашел самое широкое применение не только в общеобразовательных школах, но и в специальных художественных учебных заведениях.

Сапожников указал, что лучшим средством помочь ученику правильно строить формы какого-либо предмета является метод ее упрощения в начальной стадии рисования. Вначале ученик должен определить геометрическую основу формы предмета, а затем уже переходить к уточнению.

С 1903 г. Разрешено преподавать рисование во всех учебных заведениях.

С целью выработки методов преподавания рисования была создана программа для средних учебных заведений (данным вопросом занималась комиссия при Академии художеств: И.Н. Крамской, П.П. Чистяков, Н.Н. Ге), она требовала:

«- ученики должны рисовать с натуры так, чтобы наблюдалась строгая последовательность в выборе моделей, начиная с проволочных линий и фигур, до гипсовых голов;

Начальное рисование геометрических фигур и тел должна перемежаться с рисованием сходных с ними предметов из окружающей обстановки;

Копирование с оригиналов должно быть остановлено, как вредное для начинающих и занимающее много времени; знакомство с перспективой должно быть только наглядное, и ни в коем случае объяснение ее правил не должно предшествовать наблюдению самих учащихся»

Большое влияние на развитие методики преподавания рисования оказал выдающийся художник-педагог П.П. Чистяков. Он считал, что обучение должно проходить как в начальной стадии, так и в высшей на основе единых принципов, на научной основе.

Копировальный метод он отвергал категорически: «…главнейшим недостатком должно признать почти повсеместное копирование с оригиналов, причем ученики работают бессознательно, часто с дурных образцов и почти без пользы тратят слишком много времени на отделку рисунка в ущерб существенному изучению»

Большую ценность для нас представляют идеи Чистякова, касающиеся взаимоотношений педагога с воспитанниками, а именно использование индивидуального подхода. «В случае ошибки или неудачи он старался осторожно разъяснить суть и ловко навести ученика на путь истинный».

Для России начала 20 века был характерен повышенный интерес к методике преподавания рисования в общеобразовательных учебных заведениях. От учащегося требуется не одно техническое умение или знание геометрических и орнаментальных форм, но и развитие наблюдательности, творческого воображения, памяти форм и красок; требуется тесная связь рисования со всеми предметами учебного курса, то есть оно становится непременным спутником их.

Формализм, развивавшийся в искусстве, стал оказывать свое влияние не только на молодых художников, но и на учителей общеобразовательных школ. Формализм вносил путаницу и в методику преподавания рисования, и в систему художественного образования. В частности, стал широко пропагандироваться метод «свободного воспитания».

Учитель не должен никогда насиловать индивидуальности ребенка, напротив. Он должен стараться определить, к какому жанру данный ребенок наиболее способен. Поощряя его в этом направлении, учитель должен научить его главным приемам рисования.

Поскольку теоретических работ по вопросам методики преподавания в России почти не было, учителям предлагалось знакомиться с трудами зарубежных специалистов, таких как Ф.Кульман, А.Баумгарт, Ж.Аугсбург, Л.Тэдд.

Такое широкое и повсеместное увлечение детским творчеством имело свои положительные стороны. Методика преподавания рисования стала получать научно-теоретическое обоснование, на изобразительную деятельность детей стали смотреть более серьезно, а на рисование в школе- как на важный учебно-воспитательный процесс.

Среди широко известных художников-педагогов, оказавших влияние на развитие советской методики обучения рисованию в школах, особого внимания заслуживает Д.Н. Кардовский. Именно ему мы обязаны появлением высших учебных заведений, готовящих учителей рисования для средних школ. Он отстаивал позиции реалистического искусства и оберегал молодежь от влияния формализма, стремился повысить художественную культуру учащегося, внушал любовь к природе и искусству, уважение к научным знаниям.

В основу своего метода Кардовский положил «обруб», то есть принцип упрощения сложной формы предметов до наипростейших форм. Он считал, что начинающему трудно сразу понять и изобразить сложную форму предмета, поэтому ее необходимо изначально упростить. Когда ученик понимал основу, ему можно разрешать переходить к утончению. А сложную форму предмета ученик должен вначале как бы обрубить.

В 1951 году выпущена книга Е.С. Кондахчана «Методика преподавания рисунка в средней школе». Обучение рисунку должно строиться на основе рисования с натуры, на наблюдении и изучении реальной действительности. В процессе познания окружающей действительности у учащихся формируется материалистическое мировоззрение, что имеет огромное значение в воспитании и всестороннем развитии детей.

С начала 60-х годов экспериментальные учебники по рисованию начинают выходить систематически, их авторами являлись: В.В. Колокольников, Е.Е. Рожкова, С.А. Федоров, Н.Н. Ростовцев.

Советская методика в своем развитии имеет поступательный характер: она из года в год совершенствуется, получает научно-теоретическое обоснование.

В 1970 году переработаны и утверждены новые учебные программы, где сформулированы цели и задачи преподавания рисования, определено содержание учебного материала. Расширение задач эстетического воспитания, знакомство с творчеством великих художников прошлого и выдающихся советских художников привело к тому, что вместо предмета «рисование» возник новый учебный предмет - «изобразительное искусство».

Проблемами обучения изобразительного искусства людей с особыми образовательными потребностями общество художников и педагогов интересовалось в то время мало. Собственно, каких-то особых методик не существовало.

В настоящее время существует большое количество методик и программ для преподавания рисования в школе. Преподавателям предоставляется вариативность при выборе любой из них.

1.2 Классификация методов обучения изобразительному искусству

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся.

Так как дети школьного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:

Наглядные;

Словесные;

Практические.

Это традиционная классификация. В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

информативно - рецептивный;

репродуктивный;

исследовательский;

эвристический;

метод проблемного изложения материала

В информационно - рецептивный метод включаются следующие приемы:

рассматривание;

наблюдение;

экскурсия;

образец воспитателя;

показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

рассказ, искусствоведческий рассказ;

использование образцов педагога;

художественное слово.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

прием повтора;

работа на черновиках;

выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу. Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности учитель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.

Так в рисовании основной прием для первого класса - показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием - пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда - сюда», «сверху - вниз» и т.д. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

Использование литературных, музыкальных инструментов - важнейший методический прием. Еще один прием работы в начальных классах - сотворчество педагога с детьми.

В младших классах на занятиях по рисованию активно используется информационно - рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.

Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе.

Итак, основными методическими принципами обучения изобразительному искусству является ряд характеристик:

1. Доступность заданий.

Процесс рисования, связан с восприятием и изучением предметов действительности, с осмысливанием особенностей восприятия формы, среды, освещения, влияния одного цвета на другой и т.д. Каждый учитель знает о большом интересе детей к рисованию, всем знакома смелость и подчас большая выразительность самостоятельных детских рисунков. В связи с этим иногда возможности детей переоцениваются - им даются непосильные задания. Это не приносит им пользы.

Но не должно быть также и недооценки возможностей учащихся, чрезмерного сужения задач, ограничения круга изображаемых предметов. Такие требования могли иметь место в копировальной системе обучения, но оно несовместимо с задачами обучения реалистическому изображению, которое основано на зрительном восприятии предметов и явлений действительности.

С первых шагов обучения рисования, наряду с развитием восприятия конкретных предметов и явлений действительности, дети подводятся к пониманию элементов абстракции.

Чем глубже и полнее познают дети разнообразные явления действительности (например, перспективу, освещение), осмысливают особенности зрительного восприятия, тем становятся им доступнее приемы анализа видимой формы предметов, понимание правил построения рисунка переносится с одного предмета на другие, аналогичные по форме. Наряду с этим, делая выводы из наблюдений одного и того же явления на разных объектах и в разных условиях, конкретные представления абстрагируются учащимися в общие понятия и представления. Результатом каждого задания должен быть рисунок, в котором по возможности полно и убедительно учащийся передает предметы действительности.

Следовательно, доступность заданий в очень большой мере определяется характером изображения, к которому учитель подводит учащихся в решении конкретной задачи.

Таким образом, учет общего развития учащихся с нарушением слуха, развития их изобразительных возможностей определяет доступность выполнения заданий и требований к их рисункам.

2. Последовательность учебных задач

Определяя последовательность задач рисования, необходимо учитывать особенности восприятия учащимися предметов действительности и процесс изображения их на плоскости.

Процесс изображения протекает во времени, он расчленяется на отдельные этапы. Поэтому обучение рисованию связано с выработкой у учащихся умения вычленять в целостном зрительном образе отдельные стороны для того, чтобы передать их на плоскости, не упуская при этом целого.

Наряду с этим, с самого начала обучения у детей вырабатывается умение видеть в рисунке изображаемые предметы (за линиями, штрихами, тоном, цветом также целостно, как в действительности), а также, сравнивая изображение с действительностью, оценивать рисунок на всех стадиях его выполнения.

На любом этапе обучения, при любом самом простом задании в передаче целостных зрительных образов предметов, перед учащимися всегда ставится группа задач.

В обучении рисованию ведущее значение имеют задачи линейного построения формы предметов на плоскости листа. Основное развитие этих задач связано с постепенным овладением передачей в рисунке объема предметов и положения их в пространстве. На занятиях живописью акцент ставится на анализ цвета, рефлексию своих эмоций, связанных с тем или иным цветом.

3. Требования к рисункам учащихся.

Требования к рисункам учащихся можно объединить в две основные группы, соответствующие различным учебным задачам: требования, связанные с технической стороной работы и требования, связанные с эстетической стороной изобразительной деятельности:

Итак, технические требования могут быть таковы:

правильное расположение рисунка на листе;

передача пропорции предметов в соответствии с изображаемой действительностью;

овладение линией и пятном как средствами передачи формы предметов на плоскости;

передача характерных особенностей цвета предметов.

Также существуют требования к рисункам учащихся связанные с перспективным изображением предметов:

при изображении предметов с натуры передавать перспективные явления так, как они видны учащемуся с его точки зрения;

начиная с 3 класса рисования с натуры отдельных предметов прямоугольной формы передавать сокращения повернутых в глубину поверхностей предметов с определенной точки зрения, не нарушая при этом конструкции и пропорции;

правильно передавать направление линий основания и верха предметов, учитывая уровень своего зрения, и согласовывать в рисунке верх и низ изображаемого предмета, ориентируясь на определенный уровень зрения;

передавать дальнюю границу горизонтальной плоскости, на которой расположены предметы;

рисуя с натуры группы предметов, передавать на листе основания ближних предметов ниже, основания дальних - выше, в соответствии с конкретными пространственными взаимоотношениями предметов в натуре.

4. Сознательность и эмоциональность учебного процесса.

Для того чтобы достичь хороших результатов в обучении рисованию, наряду с правильным отбором заданий очень большую роль играет использование учителем всех учебно-воспитательных возможностей, заложенных в рисовании, как в процессе развития эстетических потребностей. Возможности его очень широки, так как процесс рисования - осмысленная передача действительности, обусловленная не только зрительным восприятием, но и пониманием ее сущности, осознанием особенностей.

Основные предпосылки активности учебного процесса - понимание детьми задач изображения и эмоциональное отношение как к натуре, так и к самому процессу рисования.

Для повышения качества всего процесса рисования необходимо возбудить у детей эмоциональное отношение, вызвать радостное ожидание интересной работы. Наряду с этим интерес должен закрепляться и поддерживаться эстетическими качествами самой натуры - ее формой, цветом, поверхностью, тем как она поставлена, освещена, на каком она фоне и хорошо ли видна рисующим. Они должны увидеть особенности натуры, осмыслить их, разобраться в том, что в предметах и положении их в пространстве для них знакомо, что - ново.

Первоначальное восприятие натуры бывает обычно целостно. Очень важно, чтобы оно было и эмоционально. Это оказывает большое воздействие и на дальнейшее развитие восприятия, связанное с анализом натуры.

Начиная рисование, необходимо пробудить у учащихся эмоциональное отношение к теме. Учитель может направить внимание учеников на просмотр картин, слушание музыки и т.п. Дополняя друг друга, эти средства эмоционального воздействия постепенно подведут детей к более полному восприятию действительности, а также и к выбору доступных им средств изображения.

На разных этапах обучения дети обычно испытывают чувство радости и эстетического удовлетворения от работы. Важным моментом в занятиях изобразительным искусством является рефлексия, формирование оценочного компонента. Анализируя свои рисунки в процессе работы и рисунки товарищей по окончании работы, школьники учатся не только передавать средствами изобразительного искусства окружающую действительность, но и сознавать понятия «прекрасное - некрасивое», «хорошее - дурное»… Это дает учителю возможность развивать вкус учащихся, знакомить их с материальной культурой современности и прошлого, совершенствовать технические умения.

1.3 Влияние изобразительной деятельности на развитие творческой личности у младшего школьника

Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного «из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики».

Обучение рисованию направлено на умение передавать в рисунке свои впечатления; уметь обследовать предметы сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; отражать свойства предметов; умение радоваться рисункам и лепным поделкам. Важнейшим элементом работы по рисованию является формирование замысла рисунка, развитие сюжетного рисования, лепки, конструирования, соотнесение с реальными предметами, людьми, событиями. Большое значение придается развитию творчества в процессе рисования, аппликации, конструирования. Развитие изобразительной деятельности тесно связано с расширением словаря и использованием фразеологии -- этот вид деятельности может быть связан с обучением рассказывании.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.

Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться пережить его снова, в своих рисунках, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность школьников, как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности.
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных, особенно для детей младшего школьного возраста.

«Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей».

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить

какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм

Пространственного расположения предметов окружающего мира различных величинах, многообразии оттенков цветов запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение, изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями.

Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по изобразительной деятельности все больше развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря;

На занятиях по изобразительной деятельности все больше развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Для осуществления разных видов деятельности, совершенствования умственного развития детей, большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.

Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.

«Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности».

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность школьников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества - желание получить результат, создать определенное изображение.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

«В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности».

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Глава 2. Специфика уроков изобразительного искусства

2.1 Образовательное и воспитательное значение уроков по изобразительной деятельности

В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперед. Уроки искусства и внеклассные занятия таят в себе огромный творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей.

В системе обучения и воспитания учащихся школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач уроков, внеклассных занятий декоративно - прикладного искусства.

Значение уроков изобразительного искусства для развития творческих способностей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно прикладным искусством, этот вид деятельности в очень высокой степени способствует эстетическому воспитанию школьников. Декоративно-прикладному искусству учащиеся отдают особое предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении других, относительно более сложных видов работы. Этому способствует возможность подбирать по желанию детали изделий, самостоятельно определить их цвет в росписи, в цветовых сочетаниях.

Обучаясь на уроке изобразительного искусства, учащиеся стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это воспитывает эстетический вкус; развивает стремление к совершенствованию своих умений.

Главными задачами являются:

* Учить детей находить прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь;

* Находить оптимальную нагрузку для учащихся и тем самым создавать благоприятные условия для его творческого роста;

* Не заставлять детей трудиться, а увлечь трудом;

* Поощрять активность и свободу выбора, поддерживать должный уровень учащихся, помогать развиться воле ребёнка.

Выстраивать систему занятий необходимо таким образом, чтобы учащиеся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного. На уроках, внеклассных занятиях присутствует выбор: множество возможностей разных решений данной теме. Именно выбор создаёт успех работы ребёнка. Выбор играет роль в самовыражении учащихся.

Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию творческой личности. Дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.

До недавнего времени в практике школы было очень распространенно обучение по образцу. При этом основное внимание обращалось на то, чтобы у ребят получались аккуратные работы, как можно более похожие на демонстрируемый предмет. Что же достигалось при такой методике, чему можно научить детей?

Обучение по образцу - это тренировка, при помощи которой ученик может достигнуть иногда довольно высокой степени мастерства и выполнение тех или иных операций.

Однако " механически усвоенный способ действия становится одним из препятствий на пути развития воображения".

В самом деле, копируя образец, да ещё зачастую выполняя все действия под диктовку, учащиеся делают работу чисто механически. Внешне такой урок производит впечатление хорошо организованного, чёткого, учителю нетрудно следить за работой каждого ученика, но в сущности это только передача приёмов и способов действий, без развития творческих способностей.

Ребёнку уже не нужно самому наблюдать, анализировать, находить главное, определять смысл, красоту и оригинальность деталей: ему нужно только скопировать.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что истинное развитие воображения ученика возможно лишь в процессе самостоятельного поиска нового способа действия, необходимо и на уроках изобразительного искусства создавать ситуацию поиска.

2.2 Типы уроков по изобразительной деятельности и их структура

Потребность в классификации уроков у ученых - педагогов возникла давно. Кузин В.С. дал следующую классификацию уроков изобразительной деятельности:

1.Урок сообщения нового материала,

2.Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.

4.Урок смешанного типа.

Использование данных типов уроков в преподавании изобразительного искусства обуславливается, прежде всего, особенностями каждого вида занятий по этому предмету.

Для того чтобы осуществлять процесс планирования уроков ИЗО в начальной школе, необходимо опираться на программы по предмету «Изобразительное искусство», рекомендуемые Министерством Образования в госстандарте. В настоящее время это:

1.Программа В.С. Кузина «Изобразительное искусство»

2.Программа Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

3.Программа Т. Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд».

4.Программа Полуянова «Изобразительное искусство».

Мы остановимся на программе В.С.Кузина «Изобразительное искусство», максимально приближенной к стандартной.

Наиболее широко используется урок смешанного типа. Для каждого типа урока изобразительного искусства характерна определенная структура. Для урока рисования характерны те же структурные элементы, но они насыщены своеобразием данного урока.

Основные элементы урока даны в Приложении 1.

Но необходимо отметить, что данная структура не является обязательной, а лишь только подчеркивает необходимость поэтапности урока. Опытный учитель строит урок исходя из материала, подготовленности класса, оборудования урока и других возможностей. Но благодаря структуре не будет упущена ни одна из частей урока.

Широкое применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства, использование различных приемов работы карандашом или кистью, обязывают педагога заранее организовать оборудование класса.

Во время рисования с натуры в классе должно быть три - четыре натуральные постановки. Обязательное условие при этом - постановки должны находиться ниже уровня глаз, только в этом случае можно научить отображать перспективу. Нужно иметь несколько видов драпировки, специальные подставки для регулировки уровня натуральной постановки. Иногда для искусственного освещения применяют специальные светильники.

Очень важна правильная организация рабочего места школьника. Учитель в начале урока должен проверять готовность к уроку. Рабочее место ученика не должно загромождаться лишними предметами. Стол должен быть оборудован наклоном или приспособлением для удобства при рисовании.

В настоящее время широкое распространение получили мультимедийные средства обучения, способствующие совершенствованию учебного процесса: различные проекторы, кинопроекторы, компьютеры. Очень много информации содержится на компьютерных дисках, где не только можно увидеть, но и подетально рассмотреть произведения искусства, прослушать рассказ чтеца о данном авторе и его произведениях. Существует множество видео продукции на данную тему. В оборудование урока входят и другие наглядные пособия: модели, таблицы, репродукции.

Систематическое и последовательное, прочное усвоение знаний учебного материала не возможно без планирования и предварительной подготовки учителя к уроку.

Совершенно необходимо планировать как тематические, так и поурочные планы. К этому обязывают и дидактические принципы.

Обычно планирование урока осуществляется в виде плана - конспекта. В нем учитель, руководствуясь поурочным планированием на четверть, четко указывает тему, цель и задачи каждого урока с определением их основного содержания и времени, отводимого на каждую часть. В плане - конспекте указывается наглядный материал, который должен быть использован на уроке, оборудование урока, отдельные методические приемы учителя.

Планирование каждого конкретного урока не возможно без планирования материала на четверть, полугодие, год. Как правило, годовой тематический план предусматривает и планирование материала на четверть. В практике используют и иллюстрированное планирование, на котором видны не только части урока, но и выполнение учебного задания, техники работы, дается наглядное пособие того, что будут рисовать на уроке.

Для годового планирования учитель должен руководствоваться программой по изобразительному искусству.

В подготовку учителя к уроку обязательно входит написание конспекта урока. Практикуют различные подходы к этому виду деятельности, однако есть обязательные моменты для всех. Как правило, надо назвать класс, тему урока, цель, задачи, оборудование (для учителя и учащихся), написать план урока с распределением времени по минутам и ход урока с указанием содержания бесед, используемых материалов, методических рекомендаций для каждого этапа урока. Желательно также составлять план размещения материалов на доске, прикладывать к конспекту урока эскизы наглядных пособий.

Цель содержит общие развивающие, воспитательные и обучающие моменты, а задачи показывают, что нужно для этого сделать. Важно отметить, что при подведении урока, оценке работ учащихся, прежде всего, нужно обращать внимание на выполнение поставленных целей. Мастерство написания конспекта приходит с опытом работы, но совершенствовать его можно всю жизнь.

Итак, самым эффективным делением на виды уроков изобразительной деятельности является градация В.С.Кузина. Основные типы уроков по изобразительной деятельности:

1. Урок сообщения нового материала.

2. Урок повторения и закрепления.

3. Урок выявления ЗУН учащихся путем их проверки и оценки этих

знаний, умений и навыков.

4. Урок смешанного типа.

Структуризация уроков рассматривается у всех вышеперечисленных педагогов, и только соответствие структуры урока поставленной цели позволит добиться наилучших результатов изобразительной деятельности младших школьников.

2.3 Нетрадиционные техники рисования, используемые на уроках изобразительного искусства

Занятия по изобразительной деятельности, направлены на развитие у младших школьников художественно - творческих способностей. А художественное творчество - это деятельность, в результате которой дети создают что-то новое, оригинальное, интересное, проявляя все свое воображение, реализуя свой замысел, где самостоятельно находят средства для их воплощения. Также, на занятиях у детей формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями, стремление достичь качественных результатов, способности к преодолению трудностей. Для того чтобы заинтересовать учащихся и создать условия для раскрытия их потенциала, нужно вводить на уроки изобразительного искусства нетрадиционные способы рисования.

Нетрадиционная техника рисования это необычные методы, художественные техники изучены и апробированы в работе с детьми. "Рано - рано поутру петушок пропел ку-ка-ре-ку", "медузы на дне океана затеяли игру", "кисти рябины" , "ножки бежали по дорожке" и это все, при помощи ладошек можно реализовать в мечту. А сколько дома не нужных вещей, вот щетка зубная, огарок свечи, тушь, моток ниток, пенопласт, монетки, и все это может пригодиться для работы.

Рисование необычайными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые, положительные эмоции. А эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества. Ну а по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребенка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что, огорчает.

Работая по нетрадиционным техникам рисования, необходимо ставить перед собой следующие задачи:

* Развивать пространственное мышление детей.

* Учить детей свободно выражать свой замысел.

* Побуждать детей к творческим поискам и решениям.

* Учить детей работать с разнообразным материалом.

* Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия.

* Развивать творческие способности.

* Развивать уверенность в собственных силах.

* Развивать навыки мелких движений пальцев, кисти рук.

* Развивать чувство фактурности и объемности.

* Способствовать формированию положительных черт характера как аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, активность, усидчивость.

* Развивать воображение, полет фантазии.

Нетрадиционные методы рисования способствуют развитию у детей воображения, фантазии, активной мыслительной деятельности. Ребенок воспринимает такое занятие как игру, и это доставляет ему двойную радость. учит ребенка размышлять, сравнивать, сопоставлять полученные результаты в рисунке с окружающей действительностью. Это в свою очередь приводит к активному формированию словарного запаса ребенка.

Существует множество методов нетрадиционного рисования. Например, в первом классе, на уроке по теме "Мастер изображения учит видеть”, дети работают акварелью или гуашью, изображая сказочный лес. На этом уроке можно применить технику "Печатка”, что помогает сделать урок волшебным. Из картофеля вырезаются разные формы: треугольники, квадраты, сердечки, ромбики, дети смотрят, где можно применить эту форму, опускают ее в краску и …выполняют свой рисунок на заданную тему. Работу можно вести по группам и коллективно (в зависимости от наполняемости класса), так как печаток немного и ими пользуются все.

Техника "Притирание” также дает неожиданные результаты. Только тут нам для выполнения задания понадобятся цветные карандаши. На урок необходимо принести любые металлические предметы: скрепки, монетки, проволоку и т.д. Это очень интригует ребят. Они задают вопрос: зачем на уроке рисования нужны все эти предметы, и как они нам помогут в работе? А все очень просто. Накрываем предмет листом альбомной бумаги (например, монету), придавливаем и мокрым цветным карандашом выводим изображение на поверхность. Где можно применить это изображение, дети фантазируют сами.

На уроке по теме "Изображать можно пятном” применяем черно-белую технику "Монотипия”. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше тушь или гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Свернем лист пополам, хорошо прогладим, раскроем и дадим просохнуть. Задание: внимательно посмотрите, на что похоже ваше пятно и дорисуйте его!

На уроке "Красивые рыбы” уместно будет применить технику "Печать со стекла”. Эта техника поможет ребенку быстро "нарисовать” водное пространство, в котором и будут жить его рыбки. Стекло произвольно горизонтальными мазками закрашиваем голубой и синей акварелью, можно сразу сделать 2-3 вертикальные зеленые полосы, имитируя водоросли. Приложить чистый лист бумаги. Аккуратно прижать. Отпечатавшийся рисунок просушить. Далее дорисовать по плану.

Во втором классе на уроке "Наши друзья-птицы" так же можно использовать уже знакомую вам технику "печать со стекла”. Только теперь вам придется изобразить на куске стекла фрагмент дерева: несколько веток и листья. Так же сделать оттиск, дать ему высохнуть и приступать к рисованию птиц.

На уроке "Сказочная птица" возможно использование нетрадиционную технику "Ниткография”. Для работы мы берём обычные нитки, гуашь. Небольшие куски ниток опускаем в гуашь (так как объем крышечки от гуаши небольшой, нитка сворачивается произвольно), кладём их на чистый лист бумаги. Лист сворачиваем, сильно прижимаем рукой а ниточку вытягиваем за кончик. Очень интересные работы получаются, когда нитки выкрашены в разные цвета.

Нетрадиционную технику "Рисование по фольге” можно применить на уроке по теме "Обитатели подводного мира”. Рисунок наносится гуашью с добавлением клея ПВА. Цвет фольги подбираем по замыслу: голубую, синюю, фиолетовую, зеленую и т.д. Для изображения подводного животного, необходимо сделать рисунок, а потом "передавить” его на фольгу и разукрасить.

Урок во втором классе на тему "Кружевные узоры" можно выполнить в технике "Граттаж”. Непростым в выполнении этого задания, будет то, что необходимо выполнить предварительную работу. Старшеклассникам даётся задание приготовить листы для работы второклассников. Лист бумаги натирается воском. Гуашь смешивается с тушью или мылом, и в несколько приемов, лист закрашивается. Самым интересным является то, что рисовать узор необходимо сразу и исправить уже ничего нельзя. После такой работы ребята становятся более уверенными.

На уроке "Четвероногий герой" для выражения характера изображаемых животных используем технику "Тампонирование”. Для выполнения этой техники из кусочка бумаги необходимо сделать тампон. Опустив его в краску нанести на приготовленную бумагу продуманный рисунок. С помощью тампона можно нарисовать небо, траву (ближе - дальше), листья деревьев, животных.

Тему "Человек и его украшения" можно разнообразить, если применить при выполнении украшения одежды бисер (на клей), макаронные изделия, цветную бумагу, перья, кусочки ткани и шерстяных ниток, бусинок. Работы получаются яркими и интересными.

Урок "Поле цветов” выполняется в технике "Обрывной аппликации”. Аппликация выполняется как обычно, только все лепестки цветов и листья выполняются без ножниц, пальчиками. При этом развивается мелкая моторика рук. Клеится только кончик обрывка.

В третьем классе на уроке "Красота букетов из Жостово" можно выполнить коллективную работу в технике "Мятая бумага”. Из кусочков цветной или выкрашенной в необходимый цвет бумаги вырезаем лепесток цветка. Вырезанную деталь сильно сминаем, разворачиваем и собираем при помощи клея в нужный вам цветок. Собранные цветы располагают в виде узора на черном фоне.

На уроке "Мамин платок” применима техника холодного батика. Для выполнения работы вам понадобится небольшой кусочек накрахмаленной ткани. У ребят очень сильная мотивация, они расписывают платок для своей мамы. Работа ведется гуашью с добавлением клея ПВА.

К уроку "Букет цветов” необходимо собрать и высушить цветы и листья, интересные по форме и цвету и выполнить коллективную работу в технике "Флористика”. Соприкосновение с природой подарит учащимся новые впечатления и чувства, что положительно влияет на эмоциональную деятельность детей, а коллективная деятельность над созданием творческой работы закрепит доброжелательное отношение в классе.

Урок на тему "Натюрморт" можно провести при помощи "Лоскутной техники”. Можно сделать любой натюрморт, вырезая из ткани необходимого вам цвета и фактуры задуманные предметы быта, посуду и цветы.

"Портрет друга" можно разнообразить, если выполнить "Картину из полос бумаги”. Для этого необходимо на листе бумаги карандашом нарисовать портрет. Приготовить из бумаги ленты по 1 см шириной на всю длину листа. Карандашные линии промазать клеем "Момент” и быстро поставить на линию бумагу, немного придерживая для сцепки. После приклеивания всех полос, портрет можно аккуратно разукрасить, стараясь не пачкать вертикально стоящие полосы бумаги.

Подобные документы

    Понятие техники изобразительной деятельности и ее роль в развитии воображения детей. Характеристика нетрадиционных техник и их использование в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2014

    Психолого-педагогические основы развития рисования как вида изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Особенности использования нетрадиционных техник рисования и оценка их практической эффективности, диагностика уровня.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2014

    Психологические аспекты обучения детей изобразительной деятельности. Этапы формирования изобразительной деятельности старших дошкольников. Методика проведения комбинированных уроков рисования, включающая использование графических средств компьютера.

    дипломная работа , добавлен 03.05.2011

    Особенности формирования воображения дошкольников. Развитие данной сферы средствами нетрадиционной изобразительной деятельности. Методические подходы к обучению новым техникам рисования. Пути развития воображения детей в изобразительной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2016

    Формирование творческого воображения в индивидуальном развитии ребенка от момента рождения до конца жизни. Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на материале нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2014

    Развитие изобразительной деятельности (рисования) детей среднего дошкольного возраста в процессе интеграции общения и развития речи в ходе непосредственной образовательной деятельности. Влияние вербального общения на развитие изобразительной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2014

    Понятие изобразительной деятельности и ее развитие в дошкольном возрасте. Понятие "графический навык" и особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста. Роль изобразительной деятельности при подготовке ребенка к обучению в школе.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2012

    Сущность понятия дизайна: история возникновения. Организация и условия проведения уроков по изучению элементов дизайнерской деятельности в школе. Методика обучения изобразительной грамоте, композиции; эмоционально-эстетическое и нравственное развитие.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2012

    Развитие детского художественного творчества. Специфика детского изобразительного творчества и его формирование. Использование игровых приемов как средств творческой активности в изобразительной деятельности. Выявление уровня развития детского творчества.

    дипломная работа , добавлен 20.07.2012

    Обучение детей рисованию животных, как часть обучения изобразительному искусству. Последовательность обучения детей рисованию с натуры зверей и птиц. Техника рисования карандашом. Примерные конспекты уроков изобразительного обучения в начальной школе.




Top