Танцы из балета щелкунчик название и описание. Пётр Ильич Чайковский — музыка к балету «Щелкунчик

Коллективная игра на музыкальных инструментах – мощное средство воспитания и обучения детей музыкальному творчеству. Игра в ансамбле дисциплинирует, развивает чувство ответственности, активизирует музыкальные способности, включает в работу и тренирует психические механизмы, отвечающие за тонкую нервную деятельность.

В каждой школе можно найти 8 – 10 учеников, у которых дома есть музыкальные инструменты. Это может быть баян, аккордеон, гармонь. Инструменты для игры можно поискать у родственников, знакомых, соседей. Мой опыт в создании детских оркестров народных инструментов позволяет сказать, что всегда находится достаточное количество инструментов. Причем, всплывают из кладовых и чердаков чуть ли не раритетные, музейные экземпляры баянов, аккордеонов, гармошек. Конечно, многие инструменты требуют серьезного ремонта, но это уже другая история.

Итак, из детей, имеющих музыкальные инструменты и желающих обучиться играть на них, создается инструментальный ансамбль.

После того, как минимальный состав будущего коллектива подобран, дети с инструментами и желательно с родителями приглашаются на первое занятие. На вводном уроке руководитель ставит перед детьми задачи, разъясняет методы обучения, настраивает коллектив на работу, акцентируя внимание на систематичности занятий, добросовестном отношении к домашним заданиям. Естественно для создания такого коллектива необходима твёрдая теоретическая база, в которой всё распланировано, расписано, разложено по полочкам.

Хорошо, если у руководителя есть программа по оркестру (ансамблю) с тематическим планированием, репертуарными приложениями. Такая программа – основа любого обучения, а не дань моде. Руководствуясь положениями этого документа, педагог сможет чётко наладить, организовать репетиционную и концертную деятельность коллектива. На первом же занятии руководитель рассказывает о музыкальных инструментах, которые войдут в состав ансамбля, демонстрирует их возможности. Разумеется, руководитель должен свободно владеть этими инструментами. После обсуждения распорядка занятий и решения возникших организационных вопросов можно приступить непосредственно к игре. Вот чему нужно поучиться на первом уроке:

1.Правильная посадка и положение пальцев на клавиатуре.

2.Извлечение индивидуально и коллективно ноты «до».

3.Проигрывание ноты «до» под метроном в разных темпах и с разными длительностями.

4.Рационально – правильная работа мехом при извлечении звука.

И пусть эта первая встреча затянется, пусть именно на ней дети поймут, что «не боги горшки» обжигают, что научиться играть на баяне, гармони, аккордеоне вполне реально.

Для более полного освоения детьми инструмента руководитель должен спланировать и организовать индивидуальные уроки. Они не должны сводиться только к разучиванию произведений. Здесь можно разбираться в вопросах теории музыки, методах и примах работы начинающих музыкантов с инструментами. Сюда же можно отнести всевозможные упражнения на развитие музыкального слуха и чувства ритма. И обязательное условие – индивидуальные занятия не должны быть скучными, рутинными.

В организации ансамбля баянистов я использовал незаслуженно забытый метод обучения игре на инструментах «с руки». Этот метод продуктивно работал в глубокой старине. Ведь практически все музыканты, играющие на народных инструментах в конце 19, начале 20-го века учились игре на балалайках, домрах, гармонях именно «с руки» учителя или опытного музыканта.

Успешно использовал подобную методику знаменитый музыкант – народник В. Андреев. Его питомцы быстро и качественно осваивали инструменты, вели интенсивную концертную деятельность, достигали высшего мастерства. Естественно, им поневоле пришлось впоследствии заняться теорией музыки. Но начало было положено именно с копирования игры учителя.

Обучение коллективной игре на музыкальных инструментах «с руки» хорошо тем, что участники ансамбля очень быстро перехватывают мелодии, манеру, пассажи, акценты учителя. И буквально на 2-3 занятии довольно свободно и устойчиво играют свои партии. Это превосходный стимул для движения вперед. Ведь для ребенка очень важен результата его трудов. А в данном случае результат на лицо: из простых звуков, несложных партий в итоге собралась мелодия, зазвучавшая широко, раздольно, напевно. Каждый участник ансамбля хорошо слышит и общую, и свою игру. Все это концентрировано развивает музыкальные способности детей.

А как же нотная грамота? К ней мы еще вернемся. И дети воспримут ее как необходимость, как реальный и могучий инструмент для освоения баяна. И после того как они поиграют в ансамбле «с руки», им будет легче справиться с «закорючками» нотной грамоты.

Итак, дети с инструментами рассаживаются на стульях полукругом на расстоянии примерно 50 см друг от друга. Это расстояние необходимо для того, чтобы педагог мог иметь круговой доступ к каждому музыканту (спереди, сзади, с боку). А подвигаться придется не мало.

Начинаем разучивать новое произведение. Участники ансамбля рассажены строго по партиям. Педагог становиться за спиной первого баяниста и показывает начальный такт разучиваемой пьесы. Показ повторяется в медленном темпе несколько раз. Ученик повторяет услышанное и увиденное, разучивает фрагмент заданной мелодии. В это время педагог переходит ко второму ученику и по аналогии с первым показывает, что и как надо играть в данном отрезке (такте). После показа игры первого такта все участники ансамбля (по партиям), руководитель возвращается к первому участнику, повторяет выученное, исправляя ошибки. Заранее проверяется по очереди у всех. Затем ансамблю дается время, 2-3 минуты на заучивание своих партий.

Если один такт произведения выучен всеми участниками без ошибок, педагог предлагает сыграть выученное коллективно, сам при этом играет основную мелодию и партию левой руки.

Разученный фрагмент произведения повторяется ансамблем несколько раз для закрепления. На этом этапе педагог следит за посадкой учеников, движением меха, положением пальцев, точностью партий.

Аналогичная работа проводиться с последующими тактами до самого окончания пьесы.

Как видим, ничего сложного нет. Любой учитель музыки в школе может организовать подобный ансамбль или даже оркестр, который через пару месяцев будет вполне прилично играть.

Желаю удачи! Послушайте на досуге:

Цели урока:

I. Познавательные:

Продолжить знакомство с творчеством П. И. Чайковского и балетом “Щелкунчик”. Сосредоточить внимание учащихся на особенностях музыкальной выразительности балета. Раскрыть понятия: балет, либретто, увертюра, декорация, пантомима.

II. Развивающие:

Развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческую фантазию, воображение. Способствовать формированию чувства эстетического сопереживания к произведениям искусства, развитию умения проникать в художественный образ музыкального произведения. Содействовать развитию способности сравнительного рассмотрения предлагаемого материала и развитию художественной, литературной речи.

III. Воспитывающие:

Воспитывать любовь к высокому искусству во всех его проявлениях, к классической музыке, к творческому наследию великих композиторов.

Музыкальный репертуар:

Слушание:

П. И. Чайковский балет “Щелкунчик”

1. “Увертюра”

2. танец “Трепак”

3. танец “Снежинок”

Исполнение:

1. “Рождественская песенка”

Слова и музыка П. И. Синявского

2. “Под Новый год

Слова В. Шумилина

Музыка С. Зарицкой

Просмотр:

ТСО (видеоматериал: фрагмент “Танец снежинок” из балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”)

Наглядно-иллюстративный материал:

1. Портрет П. И. Чайковского.

2. Иллюстрации к балету П. И. Чайковского “Щелкунчик” (музыкальное пособие “Искусство слышать”).

3. Фотокартины с изображением зимних пейзажей.

Оборудование:

2. Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон.

3. ТСО: видео-двойка, музыкальный центр

4. Аудио видеокассеты для прослушивания и просмотра музыкального материала.

Виды деятельности:

Слушание, беседа, сравнение, сопоставление, исполнение, рисование, творческая работа (подбор цветовой гаммы, соответствующей характеру музыкального произведения).

Ход урока

Организационный момент.

1. Вход детей в класс под “Увертюру” из балета “Щелкунчик”.

2. Распевание.

Исполнение песни:

“Рождественская песенка”

Слова и музыка П. Синявского. (см. приложение 1)

У.:- После исполнения песни определите музыкальные жанры, которые встречаются в ней?

Д.:- Песня и танец.

У.:- Определите музыкальные типы куплета и припева?

Д.:- Куплет - песенный, припев - танцевальный.

У.:- Какая по характеру песня?

Д.:- Песня - нежная, светлая, спокойная и в то же время оживлённая, задорная, радостная, праздничная.

У.:- Расскажите, какие черты придаёт этой музыке песенность и танцевальность.

Д.:- Куплет становится напевным, песенным, а припев - подвижным, танцевальным.

Рассказ учителя:

Рождество – это снег, тихо падающий за окном,

Это запах свечей и ёлки,

Это звёздные ночи и рождественские напевы.

С 6 на 7 января на Руси празднуется Рождество- Рождественский сочельник, который подводит черту под прожитый год, открывая двухнедельные новогодние праздники – святки. Также с древних времен на Руси праздновался Новый год. Обычаи и обряды, связанные со встречей Нового года, у разных народов свои, но все они сводятся к одному - добиться удачи, счастья, благополучия. Поскольку зимой единственным зелёным деревом оставалась ёлка, она была выбрана как жизнеутверждающий символ праздника. Поэтому, когда для детей украшалась ёлка, она считалась рождественской. Макушку ёлки украшали звездой. Отсюда и пошло название “Рождественская звезда”.

Эта “Рождественская звезда” перенесла нас в мини-концертный зал. На прошлой нашей встрече в концертном зале мы продолжили знакомство с творческим наследием русского композитора, музыка которого перенесла нас в удивительный мир балета.

У.:- Назовите имя этого композитора?

Д.:- П. И. Чайковский.

У.:- Когда и где родился П. И. Чайковский?

Сообщение детей:

П. И. Чайковский (7 мая 1840 г. – 6 ноября 1893 г.) в рабочем посёлке Воткинск. В семье начальника Камско-Воткинского горного округа Ильи Петровича Чайковского родился мальчик, которому суждено было стать гордостью русской музыкальной культуры. В родном Воткинске Чайковский провел только восемь детских лет, но воспоминания об этом времени были живы в душе композитора всегда. Воткинской земле он был обязан наиболее сильным музыкальным впечатлениям. “Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки”,- отмечал Пётр Ильич. П. И. Чайковский – гениальный русский композитор, который один из первых получил профессиональное музыкальное образование в России. В 1865 году П. Чайковский окончил Петербургскую консерваторию и через год сам стал преподавать в консерватории, но уже в Москве. Смерть Петра Ильича была неожиданной: после триумфальной премьеры своей Шестой симфонии композитор выпил стакан сырой воды и заразился холерой, которая тогда свирепствовала в Петербурге.

У.:- Скажите, как называется балет П. И. Чайковского?

Д.:- “Щелкунчик”.

У.:- На сюжет, какой сказки было написано либретто к балету? Назовите автора этой сказки.

Д.:- Рождественскую сказку о Щелкунчике написал немецкий писатель

Эрнест Теодор Амадей Гофман.

У.:- Немецкий писатель Эрнест Теодор Амадей Гофман был щедро одарён музыкальным талантом и сочинил много музыки. А в балет сказка превратилась 23 марта 1892, когда П. И. Чайковский завершил работу над его партитурой.

Изучение нового материала.

Новое музыкальное понятие – “либретто” (

“Либретто” - это сценарий или сюжет балета. Без либретто не может существовать и состояться балет.

У.: - На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с сюжетом балета

“Щелкунчик”. Давайте вспомним основных героев этой сказки и кратко их охарактеризуем…

“Щелкунчик”. Учащиеся в процессе знакомства с сюжетом приходят к выводу, что добро вновь победило зло благодаря доброму нраву и мягкосердечию главной героини Маши.)

Ребята, вспомните, в какой еще русской сказке благодаря силе добра, любви происходит превращение чудовища в чудесного юношу?

(С. Аксаков “Аленький цветочек”).

У.: - Когда мы вошли в класс, нас с вами встретила музыка, которая явилась началом к нашему уроку.

Кто был внимателен, что звучало в начале урока?

Д.:- Увертюра к балету П. И. Чайковского “Щелкунчик”.

У.:- Всё с чего-то начинается:

Год - с января.

Неделя - с понедельника.

Алфавит - с буквы “А”.

А балет - с “Увертюры”.

Новое музыкальное понятие- “увертюра” (записывается детьми в музыкальный словарик)

“Увертюра” (в переводе с французского языка) - открытие, начало. По характеру увертюры мы получаем представление о спектакле в целом. Она, как зерно - интонация, в сжатой форме раскрывает замысел балета и создаётся на основе её главных тем.

У.:- Кто исполняет “Увертюру”?

Д.:- Симфонический оркестр.

У.:- Кто управляет симфоническим оркестром?

Д.:- Дирижёр.

Новое музыкальное понятие- “дирижёр” (записывается детьми в музыкальный словарик)

“Дирижёр” - сродни слову директор. Директор-это руководитель, организатор. А у музыкантов руководитель - дирижёр, который организует их звучание. А палочка в руке дирижёра симфонического оркестра вовсе не означает, что музыканты играют из-под “палки”, а показывает, когда нужно играть.

У.:- В древности люди пели и играли на своих не хитрых инструментах, танцуя. Так вместе появились на свет музыка и танец. Любая музыка живёт и дышит танцевальными движениями. Пластикой, изящностью, гибкостью, танцевальными движениями живёт балет.

Ребята, мы все любим заниматься танцами, т. е. хореографией.

? – Как называют человека, который ставит танцы?

У.:- Хореограф. А балет - БАЛЕТМЕЙСТЕР.

Либреттист пишет сценарий балета языком слов.

Композитор пишет музыку балета языком звуков.

Балетмейстер, сочиняя танцы, языком жестов и движений.

У.:- Балет - спектакль, объединяющий разные виды искусства: музыку, танец, драматическое и изобразительное искусство. Классический балет развёртывается (раскрывается) как чередование танцев и пантомимных сцен.

Новое понятие (записывается детьми в музыкальный словарик)

Пантомима - представление без слов, с помощью мимики и жестов. Без пантомимы невозможен балет. Пантомима может существовать как самостоятельное искусство.

У.: - Основой классического танца послужили позы и жесты.

До П. И. Чайковского музыку к балетам было принято сочинять как череду идущих друг за другом танцев. При этом танцы могли переставляться как угодно и не очень-то отражали единую линию развития сюжета. В “Щелкунчике” композитор блестяще и поистине виртуозно объединил сочетание танцев с симфонизацией балета. Иначе говоря, им были сформированы разнообразные выразительные сцены, где музыка правдиво отражает все детали сценического действия. Это было великое достижение в истории балета.

Балет “Щелкунчик” состоит из нескольких танцев: “Танец феи Драже”, танец “Шоколад”, “вальс Цветов”, “Танец снежинок”, “Трепак”.

Остановимся подробнее на двух разнохарактерных танцах.

1. “ТРЕПАК” - это старинный русский танец в быстром темпе. Поскольку П. И. Чайковский был воспитан на народной музыке, в своих сочинениях он использовал народные темы. Балет “Щелкунчик” вобрал в себя движения народного танца.

Предлагаю учащимся прослушать танец “Трепак”.

После прослушивания музыки дети делятся впечатлениями.

Какой был танец по характеру?

Д.:- Задорный, жизнерадостный, ритмический, чёткий, танцевальный, с лихим притопыванием.

У.: -Что хотел показать в этом танце композитор?

Д.:- Ловкость, силу, удаль танцоров.

2. “ Танец Снежинок” (просмотр видеофрагмента)

Цель: Обратить внимание учащихся на то, что “Танец Снежинок” не иллюстрация пейзажа, а обобщение чистоты, хрупкости, трепетности.

(После просмотра фрагмента дети делятся своими впечатлениями.)

У.:- Какой была музыка по характеру?

Д.:- Музыка вальсовая, мягкая, лёгкая, кружащаяся, прозрачная, сказочная.

У.:- По вашему мнению, что придавало музыке сказочность?

Д.:- Звон колокольчиков придавал танцу таинственность и сказочность.

Сегодня на уроке мы с вами благодаря сюжету балета “Щелкунчик” попали в рождественскую сказку неслучайно, ведь скоро Новый год, чудеса, волшебство.

Исполнение песни:

“Под Новый год”

Музыка С. Зарицкой

Творческое задание:

На парте каждого учащегося лежит листок А4 с клавиатурой.

Задача: Разделить лист пополам и раскрасить “клавиши” теми цветами, которые подходят по цветовой гамме для танца “Трепак” и “Танца Снежинок”.

Итог урока.

У.:- Ребята, скажите, что нового вы узнали на уроке? С какими музыкальными понятиями познакомились? Что больше всего вам запомнилось?

Используемая литература:

  1. “166 биографий знаменитых композиторов”, Изд-во “Композитор”, г. Санкт-Петербург, 2000 г.
  2. “Музыка от А до Я”. Эмиль Финкельштейн, Изд-во “Композитор”, г. Санкт-Петербург, 1997 г.
  3. “Там, где музыка живет”. Аркадий Кленов, Изд-во “Педагогика-Пресс”, Москва, 1994 г.
  4. Энциклопедический словарь юного музыканта”, “Педагогика”, Москва, 1985 г.

Балет (от лат. «танцую») можно назвать «братом» оперы – они оба появились в эпоху Возрождения из попыток воссоздать древнегреческую трагедию. Предками балета были маскарады, карнавальные шествия, конные турниры, народные игры и пляски, придворные представления. На уровень профессионального искусства балет поднялся во Франции в XVII веке - в произведениях Жана-Батиста Люли он надолго объединился с оперой. Лишь во второй половине XVIII века балет стал самостоятельным видом музыкально-театрального искусства. Балет – это музыкальный спектакль, в котором содержание передается при помощи танца. В нем соединяются музыка, танец и сценическое действие.

В создании балета участвуют: сценарист - он пишет либретто, композитор пишет музыку, балетмейстер (от нем. «мастер балета») сочиняет хореографию (от греч. «пляска» и «пишу»), художник придумывает костюмы действующих лиц и декорации.

Хореография состоит из танца и пантомимы. Танцы в балете принято делить на классические и характерные.

Классический танец исполняется на пуантах (от франц. «остриё, кончик») – специальной обуви, с твердым носком, который изготовляют из розового атласа и закрепляют лентами на ноге танцовщицы. Классический танец включает элементы придворного этикета: поклоны, реверансы, торжественную поступь. Для него необходимы: выворотность ног, отточенная техника прыжков и вращений. Классический танец бывает быстрый, виртуозный - Аллегро или медленный, плавный, лирический – Адажио .

Характерный танец выражает характеры: национальный, фантастический, комический, сказочный.

Пантомима – немая актерская игра, состоящая из выразительных жестов и мимики. Она, подобно оперному речитативу, связывает отдельные танцы, помогает развитию действия. Пантомима и танец объединяются в особом «действенном танце», или па д’аксьон .

Музыка в балете подчинена четким танцевальным ритмам. В классических балетах звучат вальсы, польки, галопы, старинные менуэты, гавоты, сарабанды, национальные танцы – итальянская тарантелла, испанское болеро, польская мазурка и др. Издавна применяются ритмы марша. Есть место в балете и для программно-изобразительной музыки, которая обрисовывает картины, объясняет сценические ситуации.



П. И. Чайковский сравнивал музыку балета с симфонией – многие герои имеют темы-характеристики. Их называют лейтмотивами (от нем. «ведущий мотив»).

По своему строению балет похож на оперу – он делится на действия, картины, сцены и номера. Чаще всего балет заканчивается апофеозом – заключением, в котором участвуют все исполнители.

Балетные номера бывают сольные , ансамблевые и массовые . Сольные номера исполняются только солистами балета. Вариация – танец одного солиста, состоящая из трех частей. Па-де-де – танец двух солистов. Он состоит из общего выхода – антре, лирического дуэта – адажио, мужских и женских вариаций и заключения – коды. Па-де-труа – танец трех солистов. Па-де-катр - танец четырех солистов. Ансамблевые номера исполняют корифеи – ведущие артисты кордебалета (от 4 до 8 исполнителей). Массовые номера исполняет кордебалет (от франц. «корпус балета») - коллектив танцовщиков – от 8 до 30 человек. Главный принцип композиции в этих танцах – симметрия и геометрическая правильность. Хореографические группы образуют круги, квадраты, звезды, кресты и другие геометрические фигуры.

Часто в балетное действие включается ряд танцев, расположенных в определенном порядке, который заканчивается балетной кодой. Подобная сюита называется дивертисмент (от франц. «развлечение»).

П. И. Чайковский в содружестве с балетмейстером Мариусом Петипа создал три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица»,«Щелкунчик» (1892) - все они стали шедеврами мировой балетной музыки. Сюжетом для последнего послужила новелла немецкого писателя-романтика Э. Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». В балете два действия.

Увертюра вводит слушателей в волшебство рождественской истории.

Марш сопровождает раздачу подарков.

Рост елки – чудо, которое видит героиня, попадая в мир сказки.

Сцена сражения кульминационный эпизод 1 акта балета - почти настоящее, но все-таки кукольное сражение игрушек и мышей.

Дивертисмент из второго действия изображает праздник в волшебном царстве сластей Конфетюренбурге. Все эти танцы характерные:Арабский танец (Кофе) ,Китайский танец (Чай) ,Испанский танец (Шоколад) ,Русский танец (Трепак) . Завершает дивертисмент Вальс цветов .

Далее следует главный лирический номер балета – Па-де-де , но здесь его исполняют не главные герои – Клара и Щелкунчик, как это обычно принято, а хозяйка сказочного сахарного дворца - фея Драже и принц Коклюш. Это адажио стало смысловым центром балета, его кульминацией. Вариацией танцовщицы стал знаменитый номер - Танец феи Драже .

Задания:

1. Вспомните и запишите названия не менее 5 балетов русских или зарубежных композиторов.

2. Пользуясь диаграммой Приложения 4, найдите даты жизни П. И. Чайковского. Какие композиторы жили с ним в одно время.

3. Вспомните, какие произведения вы слышали, в которых использовался тембр челесты? Чем схожи эти произведения?

Сегодня вашему вниманию я хочу предложить замечательный диск — сочинение номер 71 Петра Ильича Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», которое более известно многим как балет «Щелкунчик» . Эти записи в исполнении Оркестра Государственного академического Большого Театра СССР под руководством Геннадия Рождественского, а также немецкая версия Berliner Philarmoniker — доставят подлинное удовольствие.

П.И. Чайковский — «Щелкунчик»

«Щелкунчик» занимает особое место среди поздних произведении П. И. Чайковского и стоит обособленно от традиции балетного жанра, так как здесь новаторски применены музыкальные образы.

Двухактный балет «Щелкунчик» заказан был Чайковскому дирекцией императорских театров в начале 1891 года. Вскоре композитором была получена от Петипа написанная подробная программа «Щелкунчика». А 25 фев­раля Чайковский уже сообщает в одном из писем, что работает над бале­том «изо всей мочи». а в январе-феврале 1892 года к балет был уже готов и полностью инструментован.

Музыка «Щелкунчика» впервые прозвучала 7 марта 1892 года в одном из Петербургских симфонических концертов Русского музыкального обще­ства (РМО). По свидетельству брата композитора, «успех нового произведения был боль­шой. Из шести номеров сюиты пять было повторено по единодушному тре­бованию публики».

Премьера балета «Щелкунчик» и оперы «Иоланта» прошла 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. И это было последнее предствавление Чайковского, которое ему довелось увидеть на сцене Мариинского театра.

По своему общему идейному смыслу «Щелкунчик» Чайковского имеет много общего с другими его балетами: здесь тот же основной мотив преодоления «злых чар» победоносной силой любви и человечности. Недоброе, враждебное человеку олицетворено в образах таинственного фокусника Дроссельмейера, совы на часах и мышиного царства. Им противопостав­лен мир детской души,- еще робкой, пугливой, но именно потому особенно трогательной в своей сердечности и инстинктивном стремлении к добру. Нежная преданность Клары побеждает колдовство Дроссельмейера, осво­бождает из плена прекрасного юношу Щелкунчика, утверждает свет и радость.

Второе действие балета представляет собой разросшийся до грандиоз­ных размеров финальный праздничный дивертисмент. Его основная часть - пестрая галерея характерных танцев, где проявилось неистощимое вообра­жение и блестящее мастерство Чайковского. Каждая из характерных ми­ниатюр этой сюиты - новая, своеобразная находка в области инструмен­товки. «Знойное» и томное звучание струнных в восточном танце, пронзи­тельно свистящая мелодия флейты пикколо в игрушечном «китайском» танце, тающие хрустальные аккорды челесты в вариации феи Драже, - все это составляет неповторимую оригинальность и особенную прелесть партитуры «Щелкунчика».

Предметом заботы композитора было изобретение особых тембровых эффектов, могущих передать всю сказочную необычайность второго дей­ствия балета. В связи с этим, видимо, он и обратил внимание на недавно изобретенную тогда челесту . Чайковский был од­ним из первых, кто ввел в симфонический оркестр прозрачный, «тающий», поистине волшебный звук челесты . В «Щелкунчике» наряду с челестой большую роль играют также и другие тембры и тембровые соче­тания (в частности, хор детских голосов в «Вальсе снежинок»), создающие впечатление сказочной фееричности. Характерный колорит вносят детские музыкальные инструменты, использованные Чайковским в сценах укачива­ния больного Щелкунчика (колыбельная из № 5) и битвы мышей с оло­вянными солдатиками (№ 7).

Среди пестрых дивертисментных миниатюр второго действия балета выделяются своей монументальностью «Вальс цветов» и «Pas de deux». Обе принадлежат к числу выдающихся образцов большого симфонизированного танца Чайковского . В обеих огромная эмоциональность явно не умещается в рамках сюжета и «захлестывает» их подобно бурному потоку. Это особенно ощущается в музыке «Pas de deux» с его мощным и велича­вым мажором в крайних частях и вспышкой скорби в среднем эпизоде.

Партитура «Щелкунчика» вошла в музыкальную культуру как одна из самых драгоценных страниц наследия Чайковского. Здесь с классической ясностью и полнотой объединились лучшие черты его музыкальной драматургии и его зрелого симфонического искусства.


Пётр Ильич Чайковский — музыка к балету «Щелкунчик»
Большой Театр СССР

Треклист:

01. Увертюра.mp3
02. Картина 1 сцена 1 — Украшение и зажигание елки.mp3
03. Картина 1 сцена 2 — Марш.mp3
04. Картина 1 сцена 3 — Детский галоп и выход родителей.mp3
05. Картина 1 сцена 4 — Выход Дроссельмейера.mp3
06. Картина 1 сцена 5 — Сценка и танец Гросфатер.mp3
07. Картина 1 сцена 6 — Отъезд гостей. Ночь.mp3
08. Картина 1 сцена 7 — Сражение.mp3
09. Картина 2 сцена 1 — Еловый лес зимой.mp3
10. Картина 2 сцена 2 — Вальс снежных хлопьев.mp3

01. Картина 3 сцена 1 — Дворец сластей Конфитюренбург.mp3
02. Картина 3 сцена 2 — Прибытие Мари и Щелкунчика.mp3
03. Картина 3 сцена 3 — Дивертисмент (а) Шоколад_ испанский танец.mp3
04. Картина 3 сцена 3 — Дивертисмент (б) Кофе_ арабский танец.mp3
05. Картина 3 сцена 3 — Дивертисмент (в) Чай_ китайский танец.mp3
06. Картина 3 сцена 3 — Дивертисмент (г) Трепак_ русский танец.mp3
07. Картина 3 сцена 3 — Дивертисмент (д) Танец пастушков.mp3
08. Картина 3 сцена 3 — Дивертисмент (е) Мамаша Гигонь и паяцы.mp3
09. Картина 3 сцена 4 — Вальс цветов.mp3
10. Картина 3 сцена 5 — Па-де-де — Танец Принца Оршада и Феи Драже.mp3
11. Картина 3 сцена 5 — Па-де-де — Вариация I_ Тарантелла.mp3
12. Картина 3 сцена 5 — Па-де-де — Вариация II_ Танец Феи Драже.mp3
13. Картина 3 сцена 5 — Па-де-де — Кода.mp3
14. Картина 3 сцена 6 — Финальный вальс и Апофеоз.mp3

Качество композиций: 320 кб/с
Общий размер альбома в архиве: 184 МБ

Tchaikovsky — The Nutcracker
Berliner Philharmoniker

Треклист:

01. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Miniature Overture.mp3
02. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — The Decoration of the Christmas Tree.mp3
03. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — March.mp3
04. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Children’s Galop and Entry of the Parents.mp3
05. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Arrival of Drosselmeyer.mp3
06. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Grandfather’s Dance.mp3
07. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Clara and the Nutcracker.mp3
08. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — The Battle.mp3
09. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — In the Pine Forest.mp3
10. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Waltz of the Snowflakes.mp3

01. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — The Kingdom of Sweets.mp3
02. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Clara and the Prince.mp3
03. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Divertissement — Chocolate Spanish Dance.mp3
04. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Divertissement — Coffee Arabian Dance.mp3
05. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Divertissement — Tea Chinese Dance.mp3
06. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Divertissement — Trepak Russian Dance.mp3
07. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Divertissement — Dance of the Reed Pipes.mp3
08. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Divertissement — Mother Gigogne.mp3
09. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Waltz of the Flowers.mp3
10. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Pas de deux.mp3
11. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Pas de deux — Variation I Tarantella.mp3
12. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Pas de deux — Variation II Dance of the Sugar Plum Fairy.mp3
13. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Pas de deux — Coda.mp3
14. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Final Waltz and Apotheosis.mp3

Качество композиций: 320 кб/с
Общий размер альбома в архиве: 201 МБ
Сервер для обмена Яндекс.Диск
Представлено для ознакомления

В моем понимании Новый год - это мой родной Омск, где много пушистого, белоснежного снега, настоящий сибирский холодец на каждой кухне, каток, после которого бежишь в ближайшую кофейню, отогреваться чем - нибудь вкусным и очень горячим, наблюдая из сверкающего разноцветными огоньками окна за детьми, что бегут с санками в сторону городской елки и, конечно же, традиционный поход в музыкальный театр на сказочный балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». В Омске любят отмечать Новый год и обожают ходить в театр. Мне доводилось бывать в разных городах нашей страны, но так как аплодируют в Омске, не аплодируют нигде. Если Феодосия - это город музеев, то Омск - самый настоящий город театров.

Омский музыкальный театр

Мне всегда было интересно, как композиторы пишут музыку для балета. В частности, меня всегда интересовало, почему Чайковский решил написать именно балет «Щелкунчик», действие которого происходит в одном из немецких княжеств в эпоху Гофмана, а именно в сказочном городке Конфитюренбург. Однажды Петр Ильич получил заказ от дирекции Императорских театров на одноактную оперу и двухактный балет для постановки в один вечер. Чайковский выбрал для оперы произведение датского писателя Х.Херца «Дочь короля Рене» («Иоланта»), и известную сказку Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» для балета. Сказка эта была взята во французском пересказе, который сделал А.Дюма - отец и называлась «История Щелкунчика».

Сначала Чайковский письменно изложил сюжет «Щелкунчика» и только потом приступил к работе с великим хореографом Мариусом Петипа, который сделал подробный план - заказ и балетмейстерскую экспозицию. К тому времени, Петипа служил России более сорока лет и поставил не один спектакль. Прославленный мастер давал Чайковскому подробные рекомендации и советы относительно того, какой должна быть музыка для этой волшебной и зимней сказки. В 1891 году Чайковский отправился в США на торжественное открытие Карнеги - холла, но он продолжал сочинять музыку, даже когда плыл на пароходе. Понимая, что не успевает к сроку, он еще из Парижа отправляет письмо с просьбой перенести премьеры «Щелкунчика» и «Иоланты» на следующий сезон. Работа пошла активнее, когда Петр Ильич вернулся из поездки. Балет был закончен в течение января и февраля 1892 года. Один из симфонических оркестров Русского музыкального общества исполнил сюиты из музыки к балету «Щелкунчик» под управлением самого композитора. Прозвучало шесть номеров, из которых пять были повторены по требованию публики - это был оглушительный успех.

Заканчивать постановку балета будет второй балетмейстер Мариинского театра Л.Иванов по точным сценариям и указаниям тяжело заболевшего Петипа. Льву Ивановичу Иванову принадлежали постановки половецких плясок в «Князе Игоре» Бородина и танцев в опере-балете Римского-Корсакова «Млада». Репетиции «Щелкунчика» началась в конце сентября 1892 года, а премьера состоялась уже 18 декабря. На удивление, критика была разной, как положительной, так и резко отрицательной. Тем не менее, никакая критика не помешала балету продержаться в репертуаре Мариинского театра более тридцати лет. В 1923 году балет был восстановлен балетмейстером Ф. Лопуховым. В 1929 он создает новую хореографическую версию спектакля. Что изменилось? Изначально героиню балета звали Кларой, в советские годы ее стали называть Машей. (Мари у Дюма). Позже, постановки «Щелкунчика» на разных сценах страны осуществляли разные балетмейстеры.

Почему мы так любим «Щелкунчика» именно в канун Нового года? Все начинается с рождественского сочельника в доме Зильбергаузов, когда гости собираются на праздник. В зал заходят Клара, Фриц и их маленькие гости. В центре внимания абсолютно всех - пушистая и нарядная елка. Часы бьют полночь, и с последним их ударом появляется крестный Клары, таинственный Дроссельмейер, который приносит в подарок детям огромные механические куклы — Маркитантку, Солдата, Арлекина и Коломбину. Зильбергауз, боясь, что дети испортят подарки, приказывает унести их в его кабинет. Дети страшно огорчены и Дроссельмейер, чтобы утешить их, вынимает из кармана странную игрушку - смешного маленького Щелкунчика и показывает, как тот грызет орехи. Фриц заставляет Щелкунчика разгрызать самые твердые орехи, и у Щелкунчика ломается челюсть. Тогда раздраженный Фриц бросает игрушку на пол, но Клаpa поднимает его, укачивает, укладывает на кроватку своей любимой куклы и укутывает теплым одеялом. Зильбергауз велит вынести из гостиной мебель, начинается бал.

По окончании торжества детей отправляют спать, а гости и хозяева расходятся. В окно опустевшего зала проникает мягкий лунный свет, а за окном медленно падают пушистые снежные хлопья. Кларе не спится. Она беспокоится о Щелкунчике. Вдруг, слышатся шорох, беготня и царапанье. Девочка пугается, и хочет убежать, но большие настенные часы начинают отбивать время. Клара видит, что вместо совы на часах сидит Дроссельмейстер, помахивающий полами кафтана, словно крыльями. Со всех сторон мерцают маленькие огоньки — мыши заполняют комнату. Клара бежит к кроватке Щелкунчика. Но вдруг, елка начинает расти и становится огромной, куклы оживают и бегают в испуге. В ряды строятся пряничные солдаты, и начинается битва с мышами. Щелкунчик, поднимаясь с постели, приказывает бить тревогу. Раскрываются ящики с оловянными солдатиками, армия Щелкунчика строится в боевое каре. Мышиное войско атакует, но солдатики смело противостоят натиску, и мыши отступают. Тогда в поединок вступает коварный Мышиный король. Он хочет убить Щелкунчика, но Клара снимает башмачок и бросает его в Короля. Щелкунчик ранит его, и тот вместе с остатком войска бежит с поля боя. Щелкунчик с обнаженной шпагой в руке подходит к Кларе. Он превращается в прекрасного юношу и просит девочку последовать за ним. Оба скрываются в ветвях елки. Вот здесь и начинается настоящее новогоднее волшебство, потому что зал превращается в настоящий зимний лес. Крупными хлопьями падает снег и поднимается самая настоящая метель. Снежинки, подгоняемее ветром, танцуют. В сказочном городе Конфитюрюнбурге приезда Клары и принца Щелкунчика уже ожидают во Дворце сластей Фея Драже и Принц Коклюш. В лодке из позолоченной скорлупы приплывают во дворец, где все подготовлено к предстоящему торжеству, Клара и Щелкунчик. Начинается красивый праздник, в котором принимают участие сама повелительница сластей Фея Драже, Матушка Жигонь и другие сказочные персонажи.

«Щелкунчик» - последний балет композитора. Здесь, Чайковский обращается к теме, что уже «звучала» в «Лебедином озере» и «Спящей красавице» - это тема преодоления злых чар могущественной силой любви. В «Щелкунчике» музыка обогащена всевозможными выразительными средствами. В этом балете происходит удивительное слияние изобразительного и выразительного, театральности и психологизма. Музыка очень тонко воплощает все, что происходит на сцене: рост елки, окрики часового, барабанный бой, игрушечные фанфары, мышиный писк и чудесное превращение Щелкунчика. Когда танцуют блестящие и легкие снежинки, музыка волшебным образом передает ощущение холода, игру лунного света и чувства героини, которая вдруг оказалась в таинственном и сказочном мире. Во втором акте звучат различные танцы: танец шоколада, кофе, чая (ярко характерный, насыщенный комическими эффектами китайский), а также живой, в народном духе, русский трепак, изящный и стилизованный танец пастушков, комический танец Матушки Жигонь. Конечно же, вершина дивертисмента — знаменитый Вальс цветов с его разнообразием мелодий, симфоническим развитием, пышностью и торжественностью. Удивительно изящен и тонок танец Феи Драже. Лирической же кульминацией всего балета, от которого мурашки по коже, является адажио, которое изначально было поставлено для Феи Драже и принца, сейчас — для Клары и Щелкунчика.

Русский балет и русские композиторы - это, безусловно, золотая визитная карточка нашей страны. Для нас навсегда останется загадкой, как Чайковский слышал всю эту величественную музыку, что именно его вдохновляло на ее написание, и какие чувства он испытывал, когда создавал свои бессмертные шедевры. Петр Ильич был гениальным композитором и оставил нам огромное и прекрасное музыкальное наследие. К сожалению, в Феодосии пока нет театра, где было бы возможно ставить балеты и принимать у себя артистов из других театров нашей страны. Но мы надеемся, что в ближайшем будущем эта ситуация изменится. Всем нам, а особенно нашим детям очень важно слушать музыку великих русских и зарубежных композиторов. Что касается балета, то это отдельный, волшебный мир, где грация танца тонко переплетена с красотой души, ее болью и радостью. Это просто необычайно красиво. Это искусство, это наша культура, без которой у нас не может быть достойного будущего. Сегодня у всех феодосийцев есть возможность прикоснуться к творчеству великого композитора, придя на концерт, посвященный 175 - летию со дня рождения Петра Ильича.




Top