Уроки музыкальной литературы первый год обучения. Уроки музыкальной литературы

Издательство Бомбора Год издания 2019

Они - главная K-Pop группа, символ Южной Кореи, семеро парней, которые вывели корейскую музыку на мировой уровень. Более 11 млн подписчиков на официальном YouTube канале, более 7 млн в Facebook и 6,5 млн в Instagram, а российское фан-сообщество в ВК... ?Они - главная K-Pop группа, символ Южной Кореи, семеро парней, которые вывели корейскую музыку на мировой уровень. Более 11 млн подписчиков на официальном YouTube канале, более 7 млн в Facebook и 6,5 млн в Instagram, а российское фан-сообщество в ВК насчитывает более 400 тыс. человек. Перед вами первая неофициальная биография группы, ставшей мировым феноменом! Из книги вы узнаете, как все начиналось, кто участники группы, как им удалось покорить мир и, конечно, какую роль сыграло во всем этом фан-сообщество ARMY. Добро пожаловать в мир "пуленепробиваемых" BTS! Скрыть Показать весь текст

413 ₽

788 ₽

613 ₽

690 ₽

789 ₽

861 ₽

Пастуро М.

Издательство Новое литературное обозрение Год издания 2018

Почему общества эпохи Античности и раннего Средневековья относились к синему цвету с полным равнодушием? Почему начиная с XII века он постепенно набирает популярность во всех областях жизни, а синие тона в одежде и в бытовой культуре становятся желанными и... Почему общества эпохи Античности и раннего Средневековья относились к синему цвету с полным равнодушием? Почему начиная с XII века он постепенно набирает популярность во всех областях жизни, а синие тона в одежде и в бытовой культуре становятся желанными и престижными, значительно превосходя зеленые и красные? Исследование французского историка посвящено осмыслению истории отношений европейцев с синим цветом, таящей в себе немало загадок и неожиданностей. Из этой книги читатель узнает, какие социальные, моральные, художественные и религиозные ценности были связаны с ним в разное время, а также каковы его перспективы в будущем.

I четверть

Элементы музыкальной речи.

Характер музыкальной темы. Развитие темы.

Урок 1 . Элементы музыкальной речи.

Музыка окружает нас повсюду. Можно сказать, что мы живем в музыкальном мире. Сегодня ведущей ролью музыки стало развлечение: под нее мы танцуем, отдыхаем, музыкальный фон стал обычным, часто даже неосознаваемым. Но музыка с древних времен имеет гораздо большее значение в нашей жизни. Она воспитывает человека, облагораживает его внутренний мир. Музыка помогает: укачать ребенка, организовать массовое действие или общую работу. Музыка лечит. Музыка налаживает общение людей разных национальностей.

Музыка (от греч. «муза») – искусство, которое отражает действительность и воздействует на человека при помощи организованных звуков (по высоте, длительности, громкости и тембру).

Музыка в чем-то похожа на речь. Она так же обращена к слушателю с целью воздействовать на него. В музыке, как и в речи, внутреннее состояние человека выражается с помощью интонации, регистра, темпа, тембра, динамики их изменения и взаимосвязи. Мелодию, аккомпанемент, лад, тембр, регистр, динамику, темп, штрихи, ритм, и метр - называют элементами музыкальной речи .

    Мелодия (от греч. «песня, напев») – выраженная одноголосно музыкальная мысль . Мелодия играет самую важную роль в музыкальном искусстве. Мелодия бывает вокальная и инструментальная . Различают два типа мелодии: кантилена (от итал. «пение») – напевная, плавная и речитатив (от лат. «декламировать») – стремление приблизиться к естественной речи. Кроме того, различают мелодии широкого диапазона и узкого диапазона (звуковой объем голоса или инструмента – интервал между самым низким и самым высоким звуком). Большое значение для выразительности мелодии имеет ее направление. Восходящее движение мелодии обычно связано с усилением напряжения, а нисходящее – с расслаблением (влияние закономерностей дыхания и особенностей работы голосовых связок). Но иногда, добиваясь особенного эффекта, композиторы используют, например, нисходящее движение для усиления тревоги, напряжения и наоборот. Чаще мелодия движется волнообразно : широкие ходы вверх заполняет плавное поступенное движение вниз и т.п.

    Аккомпанемент (от франц.) – сопровождение мелодии . Разделение на мелодию и аккомпанемент свойственно гомофонно-гармонической фактуре (от лат. «обработка, строение» - музыкальное изложение), в отличие от одноголосной, аккордовой или полифонической. Аккомпанемент служит гармонической опорой мелодии (гармония от греч. «стройность, соразмерность» – аккорды и их последовательность). Различают два типа изложения аккомпанемента: аккордовый и фигурированный .

    Лад (от греч. «согласие, стройность, порядок») – согласованность музыкальных звуков по высоте. В классической музыке чаще используются два основных лада – мажор и минор .

    Тембр – (от франц. «окраска») – окраска звука. Голоса инструментов, благодаря особому их устройству обладают неповторимым звучанием. По тембру различаются и голоса в хоре (снизу - вверх): бас - тенор - альт - сопрано.

    Регистр (от лат. «список, перечень») – участки диапазона различных музыкальных инструментов. Различают: низкий , средний и высокий регистры.

    Динамика (от греч. «сила») – громкость звучания. Для обозначения динамики используются итальянские термины.

    Темп (от лат. «время») - скорость звучания музыкального произведения. Различают темпы быстрые , умеренные и медленные. Для обозначения темпа используются итальянские термины.

    Штрих (от нем. «черта, линия») – выразительный элемент, способ исполнения. Так же обозначается итальянскими терминами.

    Метр (от греч. «мера») – равномерное чередование сильных и слабых долей. Метр и ритм указывают на очень давнюю связь музыки со стихом и телодвижением.

    Ритм (от греч. «теку») – чередование долгих и коротких звуков. Сочетание разных по длительности музыкальных звуков образует ритмический рисунок. Ритмический рисунок, который используется на протяжении всего произведения или его части, называют ритмоформулой . По ритмоформуле можно узнать некоторые танцы, например, мазурку -

Задания:

    При помощи таблицы в Приложении 1 найдите и выпишите в тетрадь динамические оттенки по порядку: от очень тихого до очень громкого.

    При помощи таблицы в Приложении 2 найдите и выпишите в тетрадь умеренные темпы.

    Прочитайте стихи, выделяя ударения в словах, определите, в каком двухдольный метр, а в каком трехдольный. Как называются эти размеры стихов? Найдите свои примеры.

Б. Заходер

Дедушка Рох

Дедушка Рох

Посеял горох,

Землю пахал –

Тяжко вздыхал,

Когда убирал –

Пот утирал.

Когда молотил -

По пальцу хватил.

Зато, когда ел,

Язык проглотил –

До того было вкусно!

Г. Сапгир

Сколько ног?

Маша кошку рисовала.

Миша ей сказал:

Смотри,

Ног у кошки вышло мало

– Только три.

Дай-ка мне подрисовать.

Раз, два, три

Четыре, пять!

Урок 2

Музыкальный образ. Музыкальная тема.

Роль элементов музыкальной речи в создании образа.

Когда мы слушаем музыку, то не пытаемся выделить отдельно мелодию, ритм, регистр, тембр и т. д., а воспринимаем целое. Перед нами возникает неповторимый музыкальный образ , который хотел донести до нас композитор. Вся сложность заключается в том, что невозможно понимать язык музыки в том же прямом смысле, как мы понимаем язык литературы или конкретные образы живописи. Музыка передает эмоции, настроения, чувства.

Подбирая эпитеты (от греч. «приложение») – определения, передающие ​ впечатления о предмете, мы можем описать свои впечатления о музыкальном произведении.

В музыкальном произведении может быть один или несколько образов. Они воплощаются в музыкальных темах. Музыкальная тема (от греч. «то, что положено в основу») – основная мысль произведения, материал для дальнейшего развития. По характеру темы могут быть близкими, дополняющими друг друга или, наоборот, далекими, противоположными – контрастными . Сходное или различное звучание музыкальных тем зависит от тех элементов музыкальной речи, которые подобрал композитор для каждой из них.

Пользуясь Приложением 3 , подберем эпитеты к Главной и Побочной темам «Богатырской» симфонии А. П. Бородина . Темы контрастны. Характер Главной мы можем описать эпитетами: значительный, мужественный, решительный, настойчивый, воинственный, тяжелый (необходимо подбирать не менее 5 слов). А характер Побочной темы – ласковый, мягкий, приветливый, светлый, спокойный. Подобранные эпитеты помогут нам потом, при повторном прослушивании, узнать темы.

Если мы сравним элементы музыкальной речи, из которых складываются Главная и Побочная темы, то увидим, что они тоже различаются. Таким образом, контрастный характер музыкальных тем создается различными элементами музыкальной речи. И, наоборот, в сходных по характеру темах мы обязательно обнаружим общие элементы музыкальной речи.

Задания:

1. Пользуясь таблицей в Приложении 4, найдите даты жизни и смерти А. П.

Бородина. Какие композиторы жили с ним в одно время?

    Попробуйте сочинить свое музыкальное произведение. Придумайте и запишите название, характер музыкальной темы и элементы музыкальной речи, из которых он сложился.

    Сравните характер Главной и Побочной тем в Увертюре к опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Есть общие черты? Сходны ли элементы музыкальной речи?

Урок 3

Музыкальный образ.

Программная музыка.

Иногда композитор, желая быть понятым более точно, пользуется способностью музыки передавать не только настроение, но и образы движения, а так же умением подражать различным звукам, например: пению птиц, топоту коней, плеску волн. И перед нашим внутренним взором разворачиваются целые картины, «нарисованные» музыкальными звуками: образ-портрет, образ-сцена, образ-пейзаж, образ-настроение. А чтобы уточнить наши впечатления, направить их, композитор дает произведению название или даже описывает словами то, что мы должны понять из услышанного. Такая музыка называется программной .

Музыкальный образ «Полета валькирий» Р. Вагнера доступен каждому слушателю - погоня, битва и падение. Это то, что передано исключительно элементами музыкальной речи. Воинственность музыке придает схожесть с маршем: четкий пунктирный ритм, мелодия с интонациями сигналов, движением по звукам трезвучия. Тембры медных духовых инструментов напоминают военный оркестр. Изменения динамики позволяют представить, как герои приближаются издалека, проносятся мимо и удаляются. Пользуется Вагнер и звукоизобразительностью: скачка, свист, рассекающей воздух стрелы, гром ударов, падение. Таким образом, общий замысел вполне понятен. А знание сюжета оперы «Валькирия» (2 часть тетралогии «Кольцо нибелунга»), где и звучит этот симфонический антракт (музыкальный фрагмент, предваряющий действие в опере) позволяет еще более конкретизировать его содержание: Богиня-воительница, нарушившая волю отца, пытается спастись от его гнева на своем крылатом коне.

Прослушав «Полет валькирий» Р. Вагнера, напишем небольшое сочинение, в котором воссоздадим картину, которая нам представилась. Не забудем о том, что яркие музыкальные образы нуждаются в ярком описании.

Задания:

1.Пользуясь таблицей в Приложении 4, найдите даты жизни и смерти Р.

Вагнера. Какие композиторы жили с ним в одно время?

    Что обозначает немецкая поговорка: «Настоящий музыкант умеет слышать глазами и видеть ушами»?

    Запишите элементы музыкальной речи, которыми воспользовался Р. Вагнер в «Полете валькирий».

произведений (возможно из репертуара по специальности).

Урок 4

Развитие музыкальной темы.

Секвенция.

Мы узнали, что тема занимает ведущее положение в музыкальном произведении. И не только благодаря запоминающейся мелодии или яркому образу, но и способности к развитию ( изменению). Каждая музыкальная тема на протяжении своего изложения изменяется полностью или частично. Развитие темы приводит к кульминации (от лат. «вершина») – самому напряженному моменту музыкального произведения, или его части . Существует несколько приемов развития музыкальной темы: повторение, секвенция, вариационное развитие, имитация.

Самый простой прием развития – повторение . Обычно он встречается в песнях, где одна и та же мелодия повторяется с разными словами. На повторении основана и секвенция (от лат. «следую») - прием развития, который усложнен тем, что тема повторяется на разной высоте, через одинаковый интервал, точно или приблизительно.

Прослушаем фрагмент симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада» (1888) . Эта музыка программная. Всем хорошо известны арабские сказки «1000 и одна ночь». Но Римский-Корсаков еще предваряет симфоническую сюиту программой: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин дал зарок казнить каждую из жен после первой брачной ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так, что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ».

Две важные музыкальные темы открывают произведение: Тема Шахриара и Тема Шехеразады – они контрастны. Подберем эпитеты для каждой из них. Развертывание Темы Шехеразады плавно подводит нас к следующей теме – «Море». Мы легко узнаем, откуда она «выросла» - из Темы Шахриара. Тема Моря звучит сначала очень широко, неторопливо, покачиваясь. Постепенно характер темы меняется, представляется, что на море поднимаются волны, они все выше и выше, и вот разражается настоящая буря. Этот эффект достигнут при помощи секвенции – Тема Моря с каждым разом звучит все выше, благодаря этому и нарастет напряжение.

Задания:

1. Пользуясь таблицей в Приложении 4, найдите даты жизни и смерти Н. А.

Римского-Корсакова. Какие композиторы жили с ним в одно время?

2. Найдите в произведениях по специальности секвенцию.

3. Напишите небольшое сочинение по Теме Моря. Отразите в тексте те

изменения, которые с ней происходят.

Урок 5

Развитие музыкальной темы.

Вариационное развитие.

Вариационное развитие – это тоже повторение, но видоизмененное, отличающееся от первого изложения темы. Изменениям могут подвергнуться все элементы музыкальной речи, из которых состоит тема. Вариационное развитие – один из старинных способов изменения музыкальной темы, и основной в народной музыке. Не удивительно, что в произведениях, написанных с использованием народных мелодий, композиторы выбирают именно этот способ развития темы.

Прослушаем фрагмент Симфонической фантазии «Камаринская» М. И. Глинки (1848) . Здесь звучат две русские народные темы. Первая – свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», а вторая – плясовая «Камаринская». Вариационное развитие помогает Глинке приблизиться к особенностям исполнения народных мелодий. Например, часто русские народные песни начинаются с одноголосного запева, к которому постепенно добавляются голоса, варьирующие основную мелодию. Так и первая тема «Камаринской» излагается сначала одноголосно. Потом к ней добавляются новые тембры различных инструментов, пока не вступает весь оркестр. Плясовая тема также первый раз звучит одноголосно. Ее развитие напоминает разудалую народную пляску, в которой танцоры стараются удивить нас все новыми и новыми «коленцами». Наступает даже такой момент, когда композитор вообще убирает мелодию, оставляя только аккомпанемент. Но плясовая тема уже врезалась в нашу память, и нам кажется, что она продолжает звучать. Удивительнее всего переходы между темами – совершенно различные контрастные первоначально темы после развития совершенно естественно соединяются одна с другой.

В финале (4 части) 4 симфония П. И. Чайковского (1877). В композитор тоже использует русскую народную песню. Она настолько известна, что не нуждается в напоминании. Мы ее, конечно, узнали. Для ее развития композитор также пользуется вариационным способом развития.

Вариационное развитие помогает раскрыть музыкальную тему по-новому, более полно, с разных сторон, и это очень обогащает звучание.

Задания:

    Пользуясь таблицей в Приложении 4, найдите даты жизни и смерти М. И. Глинки. Какие композиторы жили с ним в одно время?

    Вспомните и запишите, какие элементы музыкальной речи изменялись в первой теме «Камаринской» М. И. Глинки. Какие во второй?

    Вспомните и запишите 5 названий произведений П. И. Чайковского.

Урок 6

Русское народное музыкальное творчество.

Календарные песни.

Мы уже начали говорить о народных мелодиях и особенностях их развития. И теперь остановимся подробнее на этом особом искусстве. Вокальное и инструментальное творчество народа называется м узыкальный фольклор (от англ. «народная мудрость»). Авторы народных песен неизвестны, они передаются из уст в уста, и каждый исполнитель добавляет что-то от себя. Благодаря такому коллективному творчеству песни существуют в нескольких вариантах. Кроме того, многократная переработка шлифует напев, оставляя в нем только самые яркие мелодические обороты и интонации. Народная песня неразрывно связана с жизнью народа, его трудом, бытом, мировоззрением. С русской историей сравнивал Максим Горький русскую народную песню.

Жизнь древнего человека напрямую зависела от проявления сил природы. Неудивительно, что наши предки не только обожествляли эти таинственные силы, но и подмечали их особенности, закономерности. Все это выражалось в обрядах, а обряды сопровождались песнями, танцами. Сложился годовой круг праздников: Рождество, Святки, Масленица, Сороки (Жаворонки), Пасха, Егорьев день, Троица, Ивана Купалы. Любопытно, что все они были приурочены к еще более древним – языческим праздникам, посвященным дням солнцестояния и солнцеворота. Так сложился самый древний круг песен – календарные .

Год начинался весной, именно тогда звучали веснянки . Все действия людей были направлены на то, чтобы поскорее пришло тепло. Дети бегали с выпеченными из теста жаворонками, разбрасывая их в поле или раскачивая на шестах, чтобы они казались летящими. Женщины и девушки поднимались на заре на пригорки или крыши домов и звали весну. Мелодии этих песен состоят из настойчиво повторяющихся восклицательных интонаций. Узкий диапазон и переменный лад – особенности веснянок. Кроме того, каждая строфа заканчивается особым выкриком – «гуканьем».

Колядки (от лат. «первый день каждого месяца») – народные величальные песни, приуроченные к зимним обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Крещение. Колядки исполнялись молодыми людьми, часто ряженными, чтобы отпугнуть нечистую силу. На шестах они несли круг с лентами – символ солнца. В каждой колядке есть обязательная часть – величально - поздравительная. За добрые пожелания хозяева должны были одарить колядовщиков.

На Святки (время от Рождества до Крещения) молодежь гадала. Часто гадания сопровождались специальными песнями – подблюдными . Они состояли из куплетов-загадок: о скорой свадьбе, богатстве, благополучии, болезни, даже смерти. На блюдо или чашу с водой складывались серьги, кольца всех присутствующих. Во время песни выбранная девушка доставала вещицы по одной - хозяину кольца или сережки и предназначалось предсказание.

Хороводные первоначально были одной из разновидностей весенних песен. Позже они стали звучать на протяжении всего года. Хороводы (караводы, карагоды, круги) были круговые и некруговые – песни-игры (танки или гаивки). В песнях-играх танцующие подражали трудовым движениям или разыгрывали шуточные сценки. Хороводные песни могли быть лирическими, плавными, неторопливыми, или – скорыми, шуточными.

Задания:

    По верованиям древних славян Весна прилетала на крыльях птиц. Самой почитаемой птицей был жаворонок. Догадайтесь, почему у него такое название?

    Зачем колядовщики наряжались медведем, козой, чертом? Нарисуйте такой костюм.

    Знаете ли вы гадания? Расспросите взрослых и опишите одно.

Урок 7

Русское народное музыкальное творчество.

Семейно-бытовые. Былины. Лирические песни. Частушки.

Еще один обширный круг песен – семейно-бытовые . Русские народные песни были почти на все случаи жизни: Родинные, Крестьбинские, Колыбельные, Свадебные, Плачи.

Колыбельная песня служит для убаюкивания ребенка. Очень простая, даже однообразная мелодия звучит спокойно, размеренно, слова и мелодические обороты часто повторяются - ребенка надо усыпить, а не развлечь.

Старинная русская свадьба состояла из традиционных комедийных и драматических сцен, игр и сопровождалось все действо разнохарактерными свадебными песнями . Этот «спектакль», в котором были точно расписаны и известны «роли» длился иногда несколько дней, увлекая в свои участники, всех жителей. Руководил всем человек – сват или дружка, который в совершенстве знал все тонкости обряда. Начинались свадебные гуляния в доме невесты: сватовство, смотрины невесты, девичник, выкуп невесты, прощание невесты с семьей. Потом все ехали в церковь на венчание. И вторая часть свадьбы проходила уже в доме жениха. Здесь были накрыты столы и постоянно звучали песни: величальные, застольные, шуточные, плясовые.

Особое место в народной музыке занимает песня-плач – напевно интонируемая поэтическая импровизация, связанная с выражением горя, скорби. Пелись плачи на похоронах, при печальных известиях, проводах в чужедальнюю сторону или в солдаты и даже на свадьбах – при прощании невесты с родным домом. Мелодия этих песен очень простая, состоит из нисходящих малосекундовых интонаций, в узком диапазоне. Строчка иногда обрывается вздохами, выкриками или плачем. Уметь плакать должна была каждая русская женщина, но были плакальщицы, которые делали это с особым искусством.

Неписанной историей Руси являются былины (старины, старинки) – легендарные поэтические повествования о далеком историческом прошлом. Герои былин – богатыри, носители лучших черт народа, заступники земли Русской. Былины сказывались нараспев под мерный аккомпанемент гуслей. На первом месте был текст, а мелодия только добавляла ему выразительность. Сказителей былин называли Боянами. Это были профессиональные музыканты, которые хранили в памяти огромное количество историй.

Народ не делал различий между былиной и исторической песней , называя и ту и другую стариной. Но отличия были и весьма существенные. В исторических песнях события русской истории излагались более точно. Их складывали непосредственные участники татаро-монгольского ига, взятия Иваном Грозным Казани, польской интервенции XVII века, восстаний Ермака и Пугачева, наполеоновского нашествия и др. В музыкальном отношении исторические песни гораздо сложнее былин. Яркие запоминающиеся мелодии с четкой структурой подчеркивают содержание текста.

Протяжные лирические песни обращались к внутреннему миру человека, его переживаниям, чувствам. Протяжными их называют за то, что в них широко распеваются слоги - «песня с целую версту». В лирических песнях очень сложные мелодии, свободный ритм, переменный метр и лад. Они являются более поздними – расцвет лирических протяжных песен приходится на XVIII век. А рассказывают они о родной сторонушке, горькой судьбе, разлуке, женской доле, тяжелом подневольном труде и, конечно, о любви. Им свойственна импровизационнть (импровизация - от лат. «неожиданный, внезапный»), поэтому в разных районах одну и ту же песню поют по-разному.

Позже всех в XIX веке появились частушки (от «частый» «быстрый») – шуточные песенки-куплеты, четырехстишия, исполняемые обычно под аккомпанемент гармони или балалайки. «Припевки», «прибаски», «коротушки», «тараторки», «припляски» - названия частушек в разных областях России очень точно передают суть этих песен. Лирические частушки назывались «страдания». Частушки русские люди сочиняют до сих пор, отзываясь на события современной жизни хлесткими, шуточными стихами.

Задания:

    1. Каких былинных героев вы знаете? Запишите их имена.

      Вспомните и запишите названия известных вам (или вашим родителям) исторических песен. О каких событиях русской истории они рассказывают?

      Знаете ли вы частушки? Запишите слова известной вам или сочините свою частушку. Спойте ее.

Урок 8

Народная песня в русской классической музыке.

Творчество русских композиторов неразрывно связано народной песней. М. И. Глинка говорил: «Музыку создаем не мы, создает народ: мы только записываем и аранжируем » (от нем. «приводить в порядок, устраивать» - переложение обработка музыкального произведения). С конца XVIII века профессиональные музыканты начинают обращать внимание на народные мелодии, используя в своих произведениях подлинные песни или подражая их звучанию. Тогда же появляются и первые сборники русских народных песен. Но особенное внимание русское народное творчество привлекло в XIX веке, в творчестве М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, композиторов «Могучей кучки» - М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского и Ц. А. Кюи. Они записывали, обрабатывали и изучали мелодии народных песен. Самые известные сборники русских народных песен в обработке М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корскакова, П. И. Чайковского и Н. А. Лядова.

М. А. Балакирев – русский композитор, музыкально-общественный деятель, организатор объединения музыкантов «Могучая кучка» - после поездки по Волге в 1860 году выпустил сборник «40 русских народных песен в обработке для голоса и фортепиано».

Особенно часто обращался в своем творчестве к народным сюжетам, образам и мелодиям Н. А. Римский-Корсаков . В своей опере «Садко» (1896) , написанной на сюжет русской былины о новгородском гусляре композитор размышляет о великой силе искусства - идея, которая привлекала внимание композиторов, как прошлого, так и современности (вспомним хотя бы миф о древнегреческом певце Орфее). Своими песнями Садко покорил грозного Морского царя, завоевал любовь его дочери Волховы, принес богатство и славу родному Новгороду. Мелодии и речитативы оперы очень близки напевам русских народных песен, например, ария Садко из 2 картины «Ой, ты темная дубравушка!» является очень тонкой и точной стилизацией протяжной лирической песни. Лирическое и волшебное начало сливаются в колыбельной Морской царевны - Волховы «Сон по бережку ходил». Использует Римский-Корсаков здесь и подлинные народные мелодии - хор «Высота ли, высота поднебесная» написан на мелодию былины «Соловей Будимерович». Композитор сохранил здесь не только напев, но и народные слова.

В опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907) Римский-Корсаков обращается к народной легенде. Еще во времена татаро-монгольского нашествия в XIII веке родилась в народе эта удивительно светлая легенда о чудесном спасении заволжского града Китежа от врагов. Когда вышли татары к скрытому в непроходимых лесах городу Китежу, открылся им только пустой берег озера Светлояр. Но в водах его отражались стены города, маковки церквей, терема и избы. Увидев это, враги, объятые ужасом, бежали прочь. Симфонический антракт «Сеча при Керженце» рассказывает музыкальными средствами о неравной битве защитников Китежа и татарами. Сопоставляя две контрастные темы – русской и вражеской – композитор создает образ битвы. В теме захватчиков-татар Римский-Корсаков использовал (в измененном виде) мелодию исторической песни «Про татарский полон».

Задание:

    Вспомните произведения, прослушанные на уроке, в которых композиторы воспользовались русскими народными мелодиями.

    Вспомните и запишите названия сказок, рассказов, повестей, или стихотворений, где речь идет о музыкантах.

    Прослушав Симфонический антракт «Сеча при Керженце» Н. А. Римского-Корсакова, напишите небольшое сочинение.

МОУ ДОД «ДШИ п.Ува »

Конспект урока по теме: «Музыкальный фольклор»

Предмет: Музыкальная литература 1 год обучения.

Составитель: Таланова Т.А.

преподаватель теоретических дисциплин

Тема урока: Музыкальный фольклор

Цель урока:

Формирование художественно- эстетического вкуса детей

Воспитание любви к своей земле, к своему народу

Пробуждение интереса к русскому фольклору

Задачи:

- обобщить и закрепить знания о русских народных песнях

Развивать творческие способности учащихся в разучивании русской народной песни и импровизации

Оценить степень усвоения пройденного материала

Расширить кругозор учащихся

Тип урока: комбинированный - урок закрепления знаний, контроль и новый материал, углубляющий пройденную тему (ответы детей, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видео материала, дидактическая игра, творческие задания, разучивание песни, тестовое задание)

Оснащение урока:

оборудование:

аудио, видеоаппаратура, ноутбук, инструмент фортепиано, презентация, нотные примеры, тексты песен, дидактический материал (лото- жанры русской народной песни, проверочный тест).

музыкальный материал:

Русские народные песни: « Щедровочка щедровала», « Как за речкою, да за Дарьею» , «Ни одна во поле дороженька», Колыбельная (А.Лядов), «Я с комариком», «Валенки» в исполнении М.Мордасовой, «Выйду ль я на реченьку» в исполнении Л.Руслановой, « По улице широкой» в исполнении хора им.Пятницкого.

План урока

    Организационный момент, проверка домашнего задания.

    Повторение (ответы учащихся на вопросы преподавателя, сопровождаемые презентацией).

    Закрепление (дидактические игры, творческие задания, разучивание песни), контроль (тест письменно)

    Новый материал (знакомство с певцами и коллективом, исполняющими русские народные песни)

    Объяснение домашнего задания.

Ход урока

    Организационный момент , проверка домашнего задания (подобрать или нарисовать картинки к разным жанрам русской народной песни).

    Повторение

    Что такое фольклор? Назовите отличие народного творчества от профессионального.

    Какое общее название имеют самые древние народные песни?

    Что играет главную роль в обрядовых песнях, почему? Какая в них мелодия, как она строится?

    Одни из древнейших народных песен, рассказывающих о давно прошедших временах. О чем рассказывалось в былинах? Как называли исполнителей былин? На каком инструменте они себе аккомпанировали?

    Что в былине главное? Былины сказывались очень спокойно, неторопливо, их напевы складывались из длинных фраз.Для плавности сказа часто вставлялись дополнительные слоги.Существовали былины южные- Киевские, и северные- Новгородские. Кто является их героями?

    Позднее, в 13 – 14 веках появились исторические песни. О чем рассказывалось в этих песнях? Кем они исполнялись? Какой была мелодия по сравнению с былинами?

    Песни, в которых раскрывается душа народа? О чем в них поется? (о девушке – лебедушке,о горькой разлуке, о смерти в поле вдали от дома, о разбойничьей доле)

    Назовите особенности мелодии, текста. Как поются?

    Напевы лирических хороводных песен подсказывают танцевальные движения.В песнях повторяются слова «ай, люли», «ой, дид ладо» («Во поле береза стояла», «А мы просо сеяли» и др.)

    В плясовых песнях, в отличие от хороводных, важно показать свое умение, ловкость, удаль. Как правило это мужские танцы. В них часто выходят солисты – кто кого перепляшет: знаменитые «Барыня», «Трепак», «Камаринская».

Среди шуточных плясовых песен встречаются такие, в которых ритмический рисунок мелодии не совпадает с ударениями в тексте. Нарочито «неправильные» ударения можно услышать, например в песне «Я с комариком плясала».

    Колыбельные – первые лирические песни, которые слышит ребенок. Их ласковые интонации и спокойный «укачивающий» ритм выражают нежность матери.

Какие слова часто звучат в колыбельных? Какие персонажи встречаются?

III .Закрепление

    Музыкальная викторина .

А сейчас я вам предлагаю угадайку. После прослушивания музыкального фрагмента нужно поднять карточку с названием жанра песни.

Жанровое лото (Смотри в конце конспекта)

Теперь предлагаю вам сыграть в жанровое лото, после прослушивания задания или вопроса нужно заполнять карту соответствующими маленькими карточками с названиями жанров.

Импровизация мелодии на заданный текст.

Сочинение мелодии (по желанию) на предложенный текст:

Сею- вею, повеваю, я пшеницей посылаю, с новым годом поздравляю!

Сею- вею, повеваю, овес, ячмень посылаю, счастья, радости желаю!

Чтобы в поле уродило, чтобы в хлеву удвоило,

Чтобы детки подрастали, чтобы девок замуж взяли!

Сею- вею, повеваю, с Новым годом поздравляю!

Прочитав текст, определить жанр песни, подумать, какой должна быть мелодия.

Разучивание колядки «Сею- вею, повеваю»

IV .Новый материал (Презентация)

    Нередко на селе выделялись лучшие певцы с хорошим слухом и голосом, они обычно были запевалами и хранителями песен. Кто из вас знает таких певцов? Я хочу вас сегодня познакомить с замечательными артистами, которые оставили свой глубокий след в русской культуре. Первая, о ком я хочу рассказать вам – это Мария Николаевна Мордасова – исполнительница русских песен и частушек. Родилась Мария Николаевна в деревне Нижняя Мазовка в Тамбовской области. Работала дояркой, бригадиром свекловодческой бригады, участвовала в смотре художественной самодеятельности в 1938 году. Жюри высоко оценило дарование певицы и она переехала жить в Воронеж. Зимой 1942-1943 годов в селе Анна был создан Воронежский русский народный хор, одной из первых его участниц стала Мария. В 1943-1972 годах она – солистка Воронежского народного хора. Мария Николаевна – собирательница народных песен, автор многочисленных частушек и припевок.

    Фото и песня «Валенки»

    Теперь я расскажу вам еще об одной замечательной русской певице – это Лидия Андреевна Русланова. Родилась в 1900 году в крестьянской семье. Когда девочке было 5 лет, мама ее умерла, а отец погиб в русско-японскую войну. До 14 лет Л.А. воспитывалась в сиротском приюте. В 1916 году поехала на фронт сестрой милосердия и служила в санитарном поезде. Во время Великой Отечественной войны вела активную концертную деятельность и была отмечена правительственными наградами.

    Фото и песня

    Песня в начале 20 века была общедоступным жанром и пелась коллективно. Появилась потребность в создании народных хоров. В 1904 году появился один из первых народных хоров в России.Организатором его стал Митрофан Ефимович Пятницкий (1864-1927г). Он ездил по российским деревням, прослушивал и отбирал лучшие голоса девчонок и ребят. Так и возник хор под управлением талантливого артиста. М.Е.Пятницкий – не только создатель замечательного коллектива, он – собиратель русского народного творчества. Им записано на фонограф около 400 песен (в основном воронежских). Кроме того, Пятницкий является еще собирателем народных костюмов и инструментов. В годы Первой мировой войны Пятницкий служил в одной из Московских больниц, куда поступали раненые солдаты. Из их числа он создал так называемый «хор инвалидов» (в числе поющих был и медперсонал). Многие участники хора, зачастую малограмотные и неграмотные крестьяне в прошлом, впервые изучили нотную грамоту и приобщились к хоровому пению.

    Фото М.Е.Пятницкого

    Видео – запись выступления хора им.Пятницкого с песней « По улице широкой»

    « Народная песня, эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем…Деревня начинает забывать свои прекрасные песни…Народная песня исчезает и её надо спасать». Как вы понимаете эти слова М.Е.Пятницкого, согласны ли вы с ним?

    Объяснение домашнего задания

В качестве домашнего задания я предлагаю вам 1) написать сочинение о народной песне, о том нужно ли собирать и хранить их, для чего это нужно или

2) узнать и записать имена певцов и названия коллективов, исполняющих народные песни (20 века и современных)

Спасибо всем за работу на уроке, до свидания.

Использованная литература:

    Барабошкина А.В.Сольфеджио для 2-го класса ДМШ.- М.: Музыка, 1987.

    Бачинская Н.М., Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество.- М.: Музыка, 1969.

    Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения предмету. – М.: Музыка. – 2000.

    Царёва Н.А. Уроки госпожи мелодии: Рассказы тётушки Ферматы / Учебник для 3-го класса ДМШ и ДШИ.М.: ООО « Издательство « РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» г. Аркадак.

План-конспект урока по музыкальной литературе (4кл. фо-но 1 год обучения)

Преподаватель Путилина Н.Ю.

Тема:

Балет «Щелкунчик»

П.И.Чайковского.

Тема: Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик».

Тип: Изучение нового материала .

Вид: Традиционный.

Цель: Познакомить детей с музыкально- сценическим жанром как – балет.

Задачи:

Воспитательные : пробудить интерес к творчеству П.И.Чайковского.

Образовательные: Познакомится с балетом «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Развивающие: Развить музыкальное мышление, воображение.

Этапы урока:

1. Организационный.

2. Этап усвоения новых знаний.

3. Этап закрепления.

4. Заключительный этап.

План урока:

1.Организационный момент.

Знакомство с Мариинским театром. Краткое содержание сказки «Щелкунчик» Гофмана. Краткая биография П.И.Чайковского. Знакомство с музыкальным сценическим жанром- балет, включая понятия: пантомима, увертюра, классический танец.

2. Основной этап. Этап усвоения знаний.

Изучение балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»:

1 акт,1 картина; «Марш», « Рост ёлки».

1 акт, 2 картина: «Вальс снежных хлопьев».

2 акт,танцы: «Кофе», «Чай», «Трепак»,«Танец трёх пастушков», «Вальс цветов», «Адажио», «Танец феи Драже».

3.Этап: Закрепление знаний.

Вопросы для закрепления нового материала.

4.Этап завершающий: домашнее задание.

Средства обучения: компьютер, (проектор),музыкальный центр.

Методические пособия: музыкальная литература, З.Осовицкая, А.Казаринова.

Аудиопособие по музыкальной литературе автор Кушнир.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Слайд № 1. Название презентации.

Слайд № 2. Заставка с изображением «Щелкунчика».

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с музыкальным театром миром сказки и удивительных превращений, мир наших грёз и сновидений.

Слайд №3. Мариинский театр.

Учитель: Перед вами Мариинский театр оперы и балета г. Санкт-Петербурга.

Слайд №4. Сцена театра.

Учитель: Именно на этой сцене театра 6 декабря в 1892 году с большим успехом состоялась премьера балета «Щелкунчик». Поднимите руку, кто был в театре? Надеюсь,что когда нибудь, кто не был в театре обязательно побывает на премьере балета или оперы. Ребята, а вы знаете, кто написал музыку к балету «Щелкунчик».

Дети: Ответ - П.И.Чайковский

Учитель: Правильно ребята.

Слайд №5. Портрет П.И.Чайковского.

Учитель знакомит детей с краткой биографией композитора.

Учитель: Ребята, а кто знает, что обозначает слово балет?

Дети: Ответ: Балет происходит от итальянского слова «ballo», что значит «танцую», одной из самых сложных и богатых жанров музыкально- театрального искусства.

Учитель: Правильно ребята! Балеты Чайковского наполнены глубоким содержанием и чувством, стали образцами академического балета. П.И.Чайковский писал: « Балет – та же симфония». Он написан тем же ярким, сложным языком, что и оперы. В балете, как и в литературе, музыке, живописи – возрос интерес к духовной жизни человека, к миру его чувств, настроении, переживаний. Хореографы, танцовщики стали искать новые формы выразительности в танце и пантомиме. Однако музыку для балетов писали второстепенные композиторы – ремесленники, а под час и рядовые оркестранты. Музыка одного спектакля часто напоминало пёстрое лоскутное одеяло, « сшитое» из разноцветных «лоскутков» музыки нескольких композиторов. Такое не равноправие музыки и хореографии в балете продолжалось до тех пор, пока не встретились два гениальных мастера – композитор П.И.Чайковский и балетмейстер Мариус Петипа.

Слайд №6. Портрет Мариуса Петипа.

Учитель кратко рассказывает биографию хореографа.

Учитель: Мариус Петипа сочинил сценарий «Щелкунчика». В нём он определил характер музыки и строение двухактного балета. Однако болезнь помешала ему продолжить работу и премьеру спектакля подготовил Л.Иванов – второй балетмейстер театра.

Слайд №7. Лев Иванов.

Учитель: Кто мне скажет, на какую сказку был написан балет «Щелкунчик»? Кто его автор?

Дети: Ответ. На сказку немецкого писателя Ф.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

Слайд №8. Эрнст Гофман.

Учитель: Правильно ребята! Молодцы! Давайте вместе вспомним содержание сказки.

Дети по очереди рассказывают сказку.

2.Этап усвоения новых знаний.

Учитель: В музыке мир добра и зла резко разделён для слушателя тембрами, оркестровкой. Для композитора мир добра – это мир детства, поэзии и красоты. В увертюре, детских сценах у ёлки, а затем в царстве сластей Конфитюренбурге «поют» струнные инструменты; их дополняют «тёплые» , насыщенные по тембру голоса гобоев, английского рожка, кларнетов.

Фантастический мир мышиного царства, злое «Зазеркалье» связано со звучанием крайних, неприятных для слуха регистров инструментов – низких альтов, кларнетов, фаготов, с отрывистым «сухим» звучанием струнных и «мышиным писком» флейты – пикколо. П.И.Чайковский включил в партитуру и детские музыкальные инструменты: детские трубы, барабаны и тарелки. Самый необычный инструмент партитуры – челеста.

Слад №9. Челеста.

Учитель: Все основные события балета происходят в 1 акте, а 2 акт представляет собой блестящий дивертисмент.

Учитель объясняет значение слова дивертисмент.

Учитель: Сегодня мы с вами послушаем и проанализируем несколько номеров из балета (всего их 15). Ребята! Кто мне скажет, что обозначает слово увертюра? Мы с вами уже знакомились с этим значением слова, когда проходили жанр опера.

Дети: Увертюра - инструментальное вступление к опере, балету… подготавливающее внимание слушателей к предстоящему действию.

Учитель: Правильно! Занавес ещё закрыта, а симфонический оркестр уже играет увертюру.

Звучит увертюра. Дети слушают.

Слайд №10. Гостиная в доме Зильбергхауса.

Учитель: После того как взрослые хозяева и гости зажгли огни рождественской ёлки и приготовили подарки, детей впустили в гостиную и начался праздник. Музыка упругая по ритму и «воздушная» по звучанию к теме увертюры. Но есть и особые приметы: это – фанфарные подчёркивающие торжественность момента раздачу подарков, «тревожный эпизод»- предвестник фантастических событий рождественской ночи.

Слайд №11. Раздача подарков.

Учитель: Давайте послушаем марш и попробуем представить события, происходящие на этом празднике.

Слайд №12 . Рост ёлки.

Учитель: События сказки переносятся в фантастический мир Зазеркалья. Чудеса начинаются после полуночного боя часов. Клара, придя тайком в гостиную, чтобы проведать Щелкунчика, вдруг видит чудо, ёлка увеличивается и постепенно становится огромной. «Рост ёлки» изображён в музыке « в бесконечном», головокружительном восхождении по сказочным ступеням грандиозной мелодии – секвенции. Словно исчезают стены гостиной, раздвигаются границы пространства и времени. Музыка сказочная, передаёт радостную душу девочки.

Звучит фрагмент «Рост ёлки».

Слайд»13. « Сцена сражения».

Учитель: Сцена сражения – центральный, кульминационный эпизод 1 акта балета. Он показывает силу фантастического зла и несокрушимую силу добра, способного преодолеть зло.

Кукольная война замечательно отображена в музыке. Военные «фанфары», исполняемые гобоями (а не трубами), барабанный бой детских барабанчиков, суетливый бег струнных (мыши), пронзительные мотивы флейт (мышиный визг) – всё это «военная музыка игрушек». Встречные гаммаобразные линии оркестровых пассажей также отражают противоборство «военных» сил. Эти элементы музыкального языка создают картину фантастического сражения, зловещего по своему оркестровому колориту. Спасение Щелкунчика и рассеивание злых чар отмечено возвращением в музыку света. С превращением уродца Щелкунчика в прекрасного принца в музыке воцаряется гамма до мажор.

Звучит сцена сражения.

Слайд № 14. « Вальс снежных хлопьев».

Учитель: Представим еловый лес зимой, вьюга. Этот номер создаёт картину тревожного настроения (тональность ми минор), затем вступает « детский хор – снежинки». Звучит напевная, безмятежная, светлая мелодия (соль мажор). Звучит вальс.

Учитель: Дворец в царстве сластей Конфитюренбурге. Клара и Щелкунчик прибывают на бал в царство сластей… «в колеснице из раковины, усеянной каменьями, сверкающей на солнце и влекомый золотыми дельфинами… Музыка ширится и прибывает, как бушующие струи». (либретто Петипа). Здесь происходят чудеса, танцуют гости из разных стран.

Слайд № 15. Танец «Кофе».

Звучит танец «Кофе».

Учитель: Его музыка полна восточной ночи, тёмной печали.

Слайд № 16. Танец «Чай».

Учитель: Радует своим забавным звучанием.

Звучит «Чай».

Слайд № 17. Русский танец «Трепак».

Учитель: Трепак восхищает своей удалью, мужественным звучанием.

Слайд № 18. « Танец трёх пастушков».

Учитель: «Танец трёх пастушков» тонкий и изящный. Пастушки танцуют играя на дудочках, сделанных из камыша. Звучит «Танец трёх пастушков».

Слайд №19. «Вальс цветов».

Учитель: Завершает дивертисмент «Вальс цветов». Вальс не имеет себе равных по красоте и щедрости мелодий.

Звучит «Вальс цветов».

Слайд №20 . «Адажио».

Учитель: За «Вальсом цветов» следует главный лирический номер балета ПА-ДЕ-ДЁ-Адажио.

Учитель: Кто может объяснить значение этого слова?

Дети: ПА-ДЕ-ДЁ – это танец для двоих.

Учитель: Молодцы! Адажио является центральным номером балета – кульминацией. Она становится музыкальным символом счастья и любви.

Звучит «Адажио».

Слайд № 21. « Танец феи Драже».

Учитель: Музыка «Феи Драже» не обыкновенная, у неё « небесный голос». Чайковский услышал его у челесты. Её ровный, механически чёткий, повторяющийся ритм напоминает движение старинных заводных игрушек.

Звучит « Танец феи Драже».

Учитель: Балет завершается всеобщим вальсом и ликующим апофеозом.

3. Этап закрепления знаний.

Учитель: Итак, сегодня мы с вами прослушали балет «Щелкунчик». Узнали понятия новых слов как увертюра, пантомима, дивертисмент, «Адажио».

Учитель: Ребята! Давайте ещё раз повторим значение этих слов и запомним их.

Дети повторяют значение слов.

4.Завершающий этап. Домашнее задание.

Нарисовать рисунки к балету.





Top