Музыкальные портреты главных героев оперы. Музыкальный портрет

Музыкальный портрет

Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке.

В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время

не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка искусство временно е (она развертывается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми их изменениями.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной не программной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

Н.Рерих. Русский художник(1874-1947) Эскиз декорации оперы «Князь Игорь»

Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь - эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для театра - оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.

Музыка может помочь встретиться с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения создают образы различных персонажей.

Ф. Гайдн признавался, что всегда сочинял музыку, имея в виду характерные типы человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу…

Можно написать целую книгу о женских образах в инструментальной музыке Моцарта» (В. Медушевский).

Портрет композитора в литературе и кино

Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., - а также его письма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.

«Вселенная Моцарта» (Ирина Якушина ) так называется одна из книг о жизни и творчестве Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1799), австрийского композитора, автора бессмертных музыкальных сочинений - Симфонии № 40, «Маленькой ночной серенады», «Рондо в турецком стиле», «Реквиема».

П очему музыка Моцарта сравнивается со Вселенной? Видимо, потому, что в ней разнообразно и глубоко раскрываются различные явления жизни, ее вечные темы: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, прекрасное и безобразное. Контрасты образов, ситуаций составляют главную движущую силу его музыки, которая помогает слушателям понять его жизненное кредо: «На любимой земле несравненно прекрасна жизнь!»

Трагическая кончина Моцарта в возрасте 35 лет породила множество предположений о смерти композитора, находящегося в расцвете творческих сил. Одно из них - отравление Моцарта его современником, признанным в обществе придворным композитором Антонио Сальери (1750 -1825), легло в основу маленькой трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери», оперы Н. Римского-Корсакова, современных кинофильмов и драматических спектаклей.

Иную трактовку взаимоотношений двух композиторов дает зрителям кинорежиссер М. Форман - создатель фильма «Амадей», удостоенного пяти премий «Оскар» Американской киноакадемии: обезумевший старик Сальери, которого спасают после попытки самоубийства, на исповеди рассказывает священнику о своих чувствах и переживаниях, которые он испытывал, наблюдая за расцветом таланта Моцарта. В заключительной части фильма запечатлены моменты постановки оперы «Волшебная флейта» и создания «Реквиема».

Прочитайте маленькую трагедию

А.С.Пушкин. Моцарт и Сальери. Слушать Здесь.

Рассмотрите иллюстрации М. Врубеля.

Посмотрите фрагменты фильма «Амадей». Какие особенности характеров Моцарта и Сальери раскрывают перед вами эти произведения?

Какой опыт взаимоотношений между людьми вы приобретаете в результате знакомства с произведениями искусства?

Послушайте фрагменты знакомых вам сочинений Моцарта.

Моцарт Ария Фигаро из оперы "Свадьба Фигаро". Слушать Здесь.

Какие чувства, выраженные в музыке Моцарта, созвучны чувствам современного слушателя?

Послушайте современную обработку одного из сочинений Моцарта. Почему известные исполнители обращаются к творческой интерпретации музыки Моцарта?

Моцарт симфония №40 в современной обработке. Слушать Здесь.

Прочитайте литературные произведения, в которых нарисован образ-портрет композитора (отрывки из романа Д. Вейса «Возвышенное и земное» Слушать Здесь, стихотворения Л. Болеславского, В. Бокова и др.).

Ю.Воронов Моцарт. Слушать Здесь.

Моцарт Фантазия ре минор.Слушать Здесь.

Моцарт Фантазия ре минор лит-ра. Слушать Здесь.

Лев Болеславский. Реквием. Слушать Здесь

Оказывается, человек может звучать…. В нотах, музыкальных фразах, мелодиях раскрывается его характер, изображается «лицо». Известно, что портрет, написанный художником, способен передавать сущность человека, оставляя некую тайну. Каждая часть лица, каждый изгиб тела на холсте воскрешает нас как личность, при этом сохраняя что-то сокровенное.

Музыка же, как и любой другой вид искусства, воплощает в жизнь нечто прекрасное. Она передает настроение, заряжая человека позитивом. Очень часто мы ищем себя в строках песен, пытаемся уловить любую нотку и сопоставить ее со своей личностью.

А представьте эти два величайших вида искусства вместе - живопись и музыка! Портрет человека в музыке. Интересно?

Музыкальный портрет - это…

Прежде всего, это искусство, которое раскрывает Вашу душу, музыкально передает эмоции и характер человека. Это Ваше, личное, неповторимое, как и сам человек. С помощью музыкального портрета, вы рассматриваете себя с разных сторон, раскрывая все более глубокие грани вашего внутреннего мира. Мелодия, списанная фактически с вашего «я», способствует улучшению духовного состояния — с этим не поспорить! Ведь слушая определенную музыку, Вы испытываете эмоции. А если это музыка Вашей души? Приходилось ли рассматривать ее со стороны? Это неизгладимое впечатление - реальность приобретает другие очертания: любовь, красота, безграничность…

Как составляют музыкальный портрет?

Вы никогда не задумывались, что такое умиротворение? Иногда, в некоторые моменты, ты ощущаешь какое-то душевное спокойствие. Тебя ничего не волнует, ты ходишь по нескончаемым стезям, там, глубоко внутри. Когда теряются мысли, и ты погружаешься в нечто большее, что невозможно описать. Это нечто поднимается глубоко изнутри, из самых тайных комнат сердца.

Какое количество людей способны прочесть неизведанный мир?
Музыкальный портрет может создать только гений, гений души. Он может не только прочесть, но и воспроизвести это в музыку, ощутить, понять Ваше мышление, сознание, открыть волю. Воспроизвести музыку, которая играет внутри Вас.

Все полнота искусства создания музыкального портрета обитает в уникальной среде интуитивного мира. Для того чтобы создать его, композитору нужен личный контакт с человеком либо личная фотография или видеозапись. Когда собрана вся информация о человеке, музыкант записывает портрет в студии, обеспечивая мелодии качественное звучание. В практике также бывало такое, что композитор записывает музыкальный портрет в присутствие человека, о котором пишет. Но в любом случае, с личной встречей или без нее, качество не изменится. Это в любом случае будет то, что называется - музыкальное изображение внутреннего мира.

Хотите услышать, как звучит музыкальный портрет?

Музыкальный портрет имеет два вида создания:

1) Импровизация (экспромт) — это воссоздание чувств автора сразу в запись

2) Прописанная пьеса - сложная, разработанная до мелочей композиция в нотах. Подобного рода композицию впоследствии можно аранжировать. Данная мелодия имеет вид произведения, над которым нужно трудиться определенное время.

Музыкальный портрет - историческое наследие и эксклюзивный подарок

Современного человека очень тяжело удивить, не так ли? Представьте, что Вы получаете в подарок самого себя - свой внутренний мир, давно знакомые и родные Вам чувства и переживания?.. Только облеченные в язык музыки. Это не только актуально и ново для нашего мира, это кажется невероятным и невообразимым!

Заказывая музыкальный портрет, Вы можете сделать подарок любимому человеку. Ведь автор может написать музыкальный портрет лично Ваш или, например, выразить Ваши чувства к любимому человеку - изобразить его таким, каким Вы его видите! Музыкант может написать портрет о любви, о дружбе и т.д. В музыкальном портрете можно воплотить всю многогранность личности!

Узнать об услуге и заказать музыкальный портрет можно

Урок №8 Музыкальный портрет

Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке.

В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она развертывается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми их изменениями.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

РЕРИХ. Эскиз декорации оперы «Князь Игорь»

Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь - эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для театра - оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.

Музыка может помочь встретиться с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения создают образы различных персонажей. Ф. Гайдн признавался, что всегда сочинял музыку, имея в виду характерные типы человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу… Можно написать целую книгу о женских образах в инструментальной музыке Моцарта» (В. Медушевский).

ГОЛОВИН. Эскиз декорации оперы «Борис Годунов»

Художественно-творческое задание

Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увидели » в музыке? Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?

Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характеристику.

Творческие работы обучающихся:

Воронцова Анастасия

Послушав В.А.Моцарта Симфония №6" , мне представился образ девушки нежной, доброй и ласковой.Но вдруг, она чем-то обеспокоена и переживает, но вот узнаёт что-то печальное и грустное.Она расстроена и безмолвна.

Покой в беспокойстве

Где-нибудь на краю этой жизни

На душе моей будет светлее...

И застонут заснувшие мысли...

Уезжай, уезжай же скорее...

Прорываюсь сквозь сердца оконце,

Где душа моя нынче летает...

Обретаю покой в беспокойстве...

Значит снова душа воскресает...

После каждой написанной строчки

Я тебя одного вспоминаю...

После фразы - три вечные точки...

И как свечка тихонько сгораю...

Еле слышно уж жизни биенье...

Только вот не пойму почему...

И смертельно любое движенье...

Я его без остатка приму...

Лорченко Сергей

Прослушав произведение Прокофьева "Танец рыцарей" мне представилась, сухая поляна в вечернее время, где стоит одинокое старое засохшее дерево, а неподалеку большой камень. И вот на этой поляне встречаются два рыцаря, они испепеляют друг друга злыми взглядами, и вот они достают свои мечи из ножей и начинается долгая и смертельная схватка. И рыцарь ранил своего противника прямо в плечо, он медленно падет на землю, но раненный рыцарь находит силы и отважно став он сделал смертельный удар в сердце. Раненый в плечо рыцарь вернулся домой к своим детям и к жене.

Воронцова Екатерина

Послушав В.А.Моцорта Серенаду №13 , мне представился образ сдержанного и решительного человека, который проявляет какую-то симпатию к другому человеку, но старается этого не показывать. Об этом чувстве написано стихотворение:

Любовь к тебе на дне души скрываю,

Но всё равно её не утаишь,-

Во всём сквозит,

И люди замечают,

И даже спрашивают:"Ты о чём грустишь?"

Канэмори Тайра

Ульяна Ломакина

В Симфонии №40 В.А.Моцарта" Полужирное начертание" я «увидела» портрет ребенка, никогда не сидящего на месте. Он скачет, веселится, прыгает, бегает, резвится. Прослушав произведение С.С. Прокофьева «Вальс», я увидела портрет человека тоже очень задорного человека. Его захватывает эта мелодия, он танцует.

Из всех портретов я бы выбрала портрет ребенка. На этом портрете («Симфония №40 В.А.Моцарт») я вижу маленькую девочку, лет 5-7, которая играет. С ее лица не сходит улыбка, она очень жизнерадостна и искренна. Ее глаза будто наполняют окружающий серый мир весельем, глаза как бы зовут нас поиграть с ней, забыться и вернуться на секунду в детство.

Лена Новоселова

Послушав, произведение Моцарта "Плач по любви" , мне представился образ влюбленной пары, которые в ссоре, но очень любят друг друга. Представляется то, как они ругаются: девушка плачет, парень, чуть сдерживая слезы, пытается объяснить ей всю ситуацию. Но она его как будто не слышит. И вот они решают расстаться. Они тяжело переживают это расставание. Но, когда чувства вроде бы прошли и мысли о нем или о ней перестали постоянно блуждать в голове, они пытаются найти замену, но понимают что такой или такого больше на свете нет. В надежде, что он или она простят друг друга, вновь разговаривают и мирятся! В дальнейшем так и хочется представить их счастливыми и с несколькими детишками!

Расстаться можно и любя,

Боль рассосется понемногу,

Но только, обманув себя,

Мы обмануть не сможем Бога.

Это строчки из песни Талькова "Моя Любовь"....

Даня Вершинина

Прослушав произведение Моцарта "Турецкий марш" , я увидела парад, большую яркую толпу людей, с барабанами, трубками, рожками и другими музыкальными инструментами. Мне представился один молодой солдат, стоящий в конце строя, запинающийся, позитивный до жути, веселый, пытается играть на инструменте. И представился другой, совершено противоположенный человеку, сидящий на трибунах, дедушка, дедушка лет восьмидесяти, сидит и у него текут слезы, он смотрит на молодого солдата и видит себя....видит себя в молодости.... Мне представился обычный парад, обычный парад для нашего времени, для того юноши, но очень горький и трогательный для того больного ветерана, защищавшего нашу Родину.

Аня Ивашина

Прослушав композицию В.А.Моцарта "Allegro" , я представила какой-то веселый придворный бал, там танцуют множество знатных людей, они веселятся, разговаривают и едят. Я "увидела" молодого парня, которому приглянулась девушка. Он не решался подойти. Но, осмелившись и набравшись уверенности, он подошел к ней и просил ее руки. И тут..этот самый момент..она согласна. Все их поздравляют, все рады за них.

Когда я послушала композицию С.Прокофьева "Балет Ромео и Джульетта. Танец рыцарей" мне представилась местность, где происходит тот самый танец в исполнении рыцарей. Сначала было некое напряжение, а потом все "спало". Стало спокойнее.

Из этих двух портретов я бы выбрала про рыцарей. Эта грациозная игра скрипки и восхитительная игра органа. Совместимы здесь удивительно! Как я уже писала, там происходит танец рыцарей. Чистое поле. Два рыцаря, перед боем, пускаются в танец. Начиная грубо и напряженно, но продолжая медленно и спокойно. Их грация, их манера исполнения. Мне очень понравилось!

Данил Калачёв

Я прослушал произведение Прокофьева "Танец рыцарей " мне представилось смутное военное время в средние века, колонны рыцарей в кованных тяжёлых доспехах с мечами и копьями, двигаются в бой с чужеземцами. Кони тянут за собой огромные орудия. Дух военного положения представляется благодаря тяжёлым музыкальным инструментам: барабаны, труба. Напряжённость ситуации позволяет понять тревожная игра скрипки. В середине произведения тяжёлая музыка сменяется спокойной лирической мелодией в этот момент мне представились женщины, старики и дети, которые с тревогой и любовью провожают своих героев на войну.

Алешина Катя

Прослушав музыку В.А. Моцарта "Реквием по мечте" , мне представилась ситуация: когда ты идешь к своей заветной мечте, преодолеваешь все трудности на своем пути, но вдруг… все рушится, твоя мечта так и не осуществилась, кажется это конец, ведь это была твоя цель жизни. Но рано или поздно каждая мечта или осуществляется или не сбывается, но мы не должны расстраиваться, если у тебя что-то не получается. Ведь когда мечта сбылась, ты ищешь новую мечту, и делаешь все для ее исполнения, хотя можно даже ничего не делая, мечта может вдруг осуществиться, ведь у всех мечты разные.

Малков Феликс

Я прослушал музыку Родиона Щедрина к балету «Анна Каренина» (последний акт) . Мне представляется женщина, которая в отчаянии мечется, делая выбор между жизнью и смертью, с которой мгновенно закончатся её душевные страдания, её позор и осуждение в обществе. В Анне Карениной зреет какое-то важное решение, и это подчёркивает оркестр, в котором зреет настоящая катастрофа. Сила музыки нарастает, создавая гнетущее чувство, предвещая что-то ужасное. Я представляю женщину, доведённую до предела и отчаянно идущую навстречу смерти, ещё мгновение, и она сделает этот необратимый шаг. В музыке великолепно передано приближение поезда и соответственно неминуемое приближение трагической развязки. И она происходит: последние звуки (скрежет удаляющегося поезда) дают понять, что жизнь Анны Карениной оборвалась.

Большое впечатление произвела на меня музыка Альфреда Шнитке «Полёт», написанная к фильму «Сказка странствий». Я представил человека, парящего над землёй, свободного, влюблённого, желающего достичь своей светлой и чистой мечты. Он как будто машет нам и приглашает за собой, утверждая своим примером, что каждый человек может полететь, если захочет, каждый, в ком есть доброта, надежда, искренность, человеколюбие и сострадание, одним словом, в ком есть душа! Пронзительная (звучание скрипок) и будоражащая (колокола) музыка А.Шнитке, словно магическая палочка, ведет за собой в мир, где царит добро, и воплощаются наши потаенные желания.

Сафронова Наташа

Слушая ораторию «Нагасаки» А.Г. Шнитке пред моим взором проходят ужасные последствия войны, потери, которые наполняли сердца неописуемой грустью потери близкого и дорогого человека.

Для этой композиции. На мой взгляд, как нельзя лучше подходят стихи В.С.Высоцкого «Братские могилы»:

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче - гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы -

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов -

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?..

И признаться, я плачу читая эти строки, слушая эту ораторию.

Портрет в литературе и музыке

Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души.

Леонардо да Винчи

Из опыта изобразительных видов искусства мы знаем, насколько важен для портрета внешний облик модели. Разумеется, портретисту последний интересен не сам по себе, не как цель, а как средство - возможность заглянуть в глубины личности. Давно известно, что внешность человека связана с его психикой, его внутренним миром. На основе этих взаимосвязей психологи, врачи, да и просто люди с развитой наблюдательностью и необходимыми познаниями «считывают» информацию о психических свойствах человека по радужной оболочке глаза (глаза - «зеркало души», «окно души», «врата души»), чертам лица, руке, походке, манерам, излюбленной позе и т. д.

Более всего о человеке может рассказать его лицо. не без основания полагал, что лицо - «душа человека»; как говорил русский философ, «это как бы навигаторская карта». Лидо - «сюжет» книги «Личность». Неслучайно изменение лица порой означает превращение в другого человека. Эта взаимозависимость внешнего и внутреннего дала толчок художественной фантазии писателей - В. Гюго в «Человеке, который смеется», М. Фришу в «Назову себя Гантенбайн». Именно уродование лица кажется герою романа Д. Орузлла «1984» окончательным разрушением его личности. Герой романа Кобо Абэ «Чужое лидо», волею обстоятельств вынужденный изготовить себе маску, под ее влиянием начинает жить двойной жизнью. Маска, скрывающая лицо, - право на иной «имидж», иной характер, иную ценностную систему, иное поведение (вспомним Фантомаса П. Сувестра и М. Аллена и киноверсий их книг, фабулу «Летучей мыши» И. Штрауса...).

Учитывая, как много может рассказать описание внешности, писатели часто пользуются им для характеристики персонажа. Мастерски сделанное описание делает облик персонажа едва ли не «живым», зримым. Мы словно видим индивидуально неповторимых провинциалов «Мертвых душ». Рельефны герои Л. Толстого.

Не только то, как выглядит человек, но и окружающая его обстановка, обстоятельства, в которых он существует, также несут информацию о персонаже. Это хорошо понимал, например, Пушкин, представляя читателю Онегина в первой главе своего романа, в стихах. Автору мало выразительных штрихов личностного «я» персонажа («молодой повеса», «как dandy лондонский одет»), и оно дополняется множеством подробностей воспитания Онегина, его светской жизни с балами, театрами, флиртами, модами, салонами, обедами.

Очевидно, способность «обстоятельств действия» свидетельствовать о людях нашла свое крайнее выражение в новелле современного немецкого писателя Германа Гессе «Последнее лето Клингзора». Художник Клингзор, чтобы, написать автопортрет, обращается к фотографиям самого себя, родителей, друзей и возлюбленных, для успешной работы ему необходимы даже камни и мхи, - словом, вся история Земли. Впрочем, искусство опробовало и другую крайность - полное отсечение окружения от человека, что мы видим на полотнах великих живописцев Возрождения: у Леонардо да Винчи, Рафаэля картины природы намеренно отдалены от крупно выписанных, приковывающих к себе внимание зрителя лиц. Или слышим в операх: центральная ария-портрет Онегина «Вы мне писали, не отпирайтесь» никак не связана с окружающими ее бытовыми зарисовками - песней девушек «Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки»; признающийся в своих чувствах Лизе Елецкий в «Пиковой даме» Чайковского, словно не замечает суеты шумного парадного петербургского бала. Контраст организует внимание зрителя или слушателя, направляя его на «крупный план» и расслабляя на «фоне».

Описывая цвет волос и глаз, рост, одежду, походку, привычки, обстоятельства жизни героя, писатель отнюдь не стремится создать «зрительный ряд» художественного произведения. Его истинная цель при этом (и совершенно сознательная) лежит много дальше: рассмотреть во внешних признаках душу человека. Вот как сказал об этом крупный французский портретист XVIII века Кантен де Латур: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома погружаюсь в глубину их души и забираю ее целиком».

А как музыка портретирует человека? Воплощает ли она зримое? Чтобы понять это, сопоставим три портрета одного и того же человека - выдающегося немецкого композитора конца XIX - начала XX веков Рихарда Штрауса.

Вот каким (отнюдь не ангелом, но живым человеком) его увидел Ромен Роллан: «У него по-прежнему вид взрослого рассеянного ребенка с надутыми губами. Высокий, стройный, довольно элегантный, высокомерный, он кажется принадлежащим к более тонкой расе, чем другие немецкие музыканты, среди которых он находится. Презрительный, пресыщенный успехом, весьма требовательный, он далек от того, чтобы быть с остальными музыкантами в миролюбивых скромных отношениях, как Малер. Штраус не менее нервен, чем он... Но у него большое преимущество перед Малером: он умеет отдыхать, Легко возбудимый и сонливый, он спасается от своей нервности благодаря присущей ему силе инерции; в нем есть черты баварской рыхлости. Я уверен, что по истечении тех часов, когда он живет интенсивной жизнью и когда энергия его расходуется чрезвычайно, у него бывают часы как бы небытия. Тогда замечаешь его блуждающие и полусонные глаза».

Два других портрета композитора - звуковых - «нарисованы» им самим в симфонической поэме «Жизнь героя» и в «Домашней симфонии». Музыкальные автопортреты во многом похожи на описание Р. Роллана. Однако, задумаемся, какие именно стороны личности «озвучиваются». Вряд ли, слушая музыку, мы догадались бы о том, что прототип «высокий, стройный, довольно элегантный», что у него «вид взрослого рассудительного ребенка с надутыми губами» и «блуждающие и полусонные глаза». Но вот другие черты Штрауса-человека, раскрывающие его эмоциональный мир (нервность, легкую возбудимость и сонливость) и важные черты характера (высокомерие, самолюбование) переданы музыкой убедительно.

Сравнение портретов Р. Штрауса иллюстрирует более общую закономерность. Язык музыки не особенно располагает к зрительным ассоциациям, но и полностью отбросить такую возможность было бы опрометчиво. Скорее всего, внешние, физические параметры личности лишь отчасти могут найти отражение в портрете, но лишь косвенно, опосредованно, и в той степени, в которой они гармонируют с психическими свойствами личности.

Нетрудно сделать еще одно наблюдение. Живописный портрет через внешний облик стремится уловить глубинные черты личности, в то время как музыкальный располагает обратной возможностью - «схватывая суть» человека (его эмоциональную природу и характер), допускает обогащение зрительными ассоциациями. Литературный портрет, занимая между ними промежуточное место, вмещает в себя информативное описание и внешнего вида, и эмоционально-характерного «ядра» личности.

Итак, эмоцию содержит в себе любой портрет, но она особенно значима в портрете музыкальном. В этом нас убеждает заметное явление в мировой музыкальной культуре - миниатюры французского композитора конца XVII - начала XVIII веков Франсуа Куперена, сочиненные для предшественника современного фортепиано, клавесина. Во многих из них запечатлены хорошо знакомые композитору люди: жена одного из органистов королевской церкви, Габриэля Гарнье («Ла Гарнье»), супруга композитора Антуана Форкре («Великолепная, или Форкре»), невеста Людовика XV Мария Лещинска («Принцесса Мари»), малолетняя дочь принца Монако, Антуана I Гримальди («Принцесса де Шабей, или муза Монако»). Среди «моделей» есть и явно окружавшие композитора люди («Манон», «Анжелика», «Нанет»), и даже родственники, В любом случае метод воссоздания человеческой личности един: через индивидуальную эмоцию. Его Манон весела и беззаботна , торжественно-величавой предстает в парадном портрете Антонина, более лиричными тонами окрашен облик Мими. И все они - словно продолжение портретной галереи, собранной в книге крупного писателя и философа Жака де Лабрюйера «Характеры, или Нравы нынешнего века».

К подробной характеристике эмоционального мира человека расположена и оперная ария. Любопытно, что в итальянской опере XVII - начала XVIII веков сложилась традиция выделять в арии главную эмоцию персонажа, главный аффект . Основные эмоции дали жизнь типам арий: арии скорби, арии гнева, арии ужаса, арии-элегии, бравурной арии и другим. Позже композиторы стараются передать не одно всеохватное состояние человека, а комплекс присущих ему эмоций и тем самым добиваются более индивидуальной и глубокой характеристики. Такой, как в каватине (то есть выходной арии) Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» Глинки. Композитор явно вдохновлен пушкинским образом:

Она чувствительна, скромна,

Любви супружеской верна,

Немножко ветрена... так что же?

Еще милее тем она.

Ария Людмилы состоит из двух разделов. Первый, вступительный, - обращение к отцу - проникнут светлой грустью, лиризмом. Широкая распевная мелодия, звучащая в медленном темпе, прерывается, однако, кокетливыми фразами.

Во втором, основном разделе мы узнаем главные черты героини: жизнерадостность, беспечность. Аккомпанируемая «танцующими» польку аккордами, мелодия быстро преодолевает сложные скачки и ритмические «сбивы» (синкопы). Звенит, переливается высокое колоратурное сопрано Людмилы.

Вот еще один музыкальный портрет, «написанный» уже без участия голоса - пьеса «Меркуцио» Сергея Прокофьева из фортепианного цикла «Ромео и Джульетта». Музыка излучает бьющую через край энергию. Быстрый темп, упругие ритмы, свободные перебросы из нижнего регистра в верхний и наоборот, смелые интонационные изломы мелодии «оживляют» образ весельчака, «дерзкого молодчика», который «в одну минуту больше говорит, чем за месяц выслушает», балагура, шутника, не умеющего оставаться в бездействии.

Таким образом, получается, что личность в музыке не просто наделяется какой-то придуманной автором эмоцией, а непременно той, которая особенно показательна для оригинала (литературного прототипа, если таковой, разумеется, существует). И еще один немаловажный вывод: понимая, что «одна, но пламенная страсть» все же схематизирует личность, «загоняет» ее в двухмерное плоскостное пространство, композитор старается прийти к некоему множеству эмоциональных штрихов; многоцветная же «палитра» эмоций позволяет обрисовать не только эмоциональный мир персонажа, но, фактически, нечто значительно большее - характер.

Дата: 09.12.2017г Дата:13.12.2017г Дата:23.12.2017г

Класс: 6 «В» Класс: 6 «А» Класс: 6 «Б»

Тема: « Музыкальный портрет»

Тип урока: углубление темы, развивающий, проблемный

Цель урока: Расширить и углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.

Задачи урока:

Обучающие:

Сформировать представление о жанре музыкального портрета;

Познакомить с творческим содружеством композиторов «Могучей кучки»;

Научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов.

Развивающие:

Развитие исследовательских навыков;

Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения как основы развития творческого воображения

Углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки с помощью сравнительного анализа музыки – «Песни Варлаама» М.Мусоргского и изобразительного искусства – картины И.Репина «Протодьякон»;

Выработка умения раскрыть свойства «живописной музыки» благодаря мастерскому использованию композиторами и исполнителями красок музыкальной речи (регистровых, тембровых, динамических, темпо-ритмических).

Воспитывающие:

- воспитание чувства прекрасного на примере произведений мировой музыкальной и художественной культуры;

Формирование эстетического вкуса учащихся;

Воспитание нравственно-патриотических качеств у учащихся через историю родной страны, музыкального наследия родного народа.

Педагогические технологии, используемые на уроке: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативные технологии, технология критического мышления, групповая технология

Знания, умения, навыки, которые актуализируют, приобретут, закрепят учащиеся в ходе урока: В ходе урока обучающиеся приобретают знания о жанре музыкального портрета, умение анализировать произведения музыки и живописи, навыки сравнения произведений музыкального и изобразительного искусства, исследовательской деятельности, работы с современными электронными средствами обучения.

Оборудование: компьютер, колонки, экран, презентация о композиторах «Могучей кучки».

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рад вас всех видеть здоровыми и красивыми. С каким настроением вы пришли ко мне на урок? (…) Я надеюсь, что после урока оно станет ещё лучше. Итак, мы продолжаем путешествие по музыкальной картинной галерее.

II. Повторение пройденного и постановка новой проблемы.

Ребята, перед тем как перейти к новому разделу, давайте вспомним тему III четверти.

(Сл.1. «Можем ли мы увидеть музыку?»)

А в чём состоит цель уроков этой четверти? Что мы должны с вами выяснить?

(Связь музыки с изобразительным искусством)

Ребята, а в чём, на каких примерах и темах мы проследили уже эту связь?

(Музыка способна изображать движение, различные жизненные образы)

Правильно, ребята. И на этих уроках мы с вами убедились, что музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности могут изображать движение, всевозможные образы, взаимодополняя друг друга.

А тема нашего сегодняшнего урока – «Музыкальный портрет». (Сл.2)

Ребята, скажите, а какое значение имеет понятие «портрет» в изобразительном искусстве?

(Отображение визуальных характеристик модели; это повторение в линиях и красках живого лица, где через зрительный образ художник раскрывает внутренний мир человека)

А как вы считаете, исходя из темы нашего урока, что мы сегодня будем выяснять, какова цель этого урока?

(Как музыка может нарисовать музыкальный портрет)

Да, ребята. Сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос, а может ли существовать музыкальный портрет? (проблемный вопрос) (Сл.3)

И рассмотрим мы это понятие на примере музыки русского композитора-классика Модеста Петровича Мусоргского.

IV. Итог.

Ребята, можно ли назвать «Песню Варлаама» музыкальным портретом?

А что музыка нам изображала?

(Характер человека, его внутренний мир.)

Так что же такое музыкальный портрет?

(Музыкальный портрет – это портрет характера героя.)

Правильно, ребята. В музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете всё наоборот. Итак, музыкальный портрет – это портрет характера героя. (Сл. 26)

Действительно ли музыка и изобразительное искусство так тесно взаимосвязаны друг с другом?

- Обладает ли музыка изобразительностью?

- Можем ли мы увидеть музыку?

V. Творческая деятельность учащихся.

Ребята, а теперь давайте попробуем сами стать творцами. Постарайтесь понять своё внутреннее состояние, услышать музыку своей души и написать синквейн по теме нашего урока. В нём постарайтесь отразить своё отношение к увиденному и услышанному на уроке. Вспомним схему синквейна. (Сл. 27)

(Под «Прогулку» М.Мусоргского сочиняют синквейн.)

Ну а теперь прочитайте нам всем, что у вас получилось.

(Зачитывание своих синквейнов.)

А теперь давайте попробуем нарисовать своим исполнением музыкальный потрет героя песни, которую мы разучили на прошлом уроке «Песня о маленьком трубаче».

(Исполнение «Песни о маленьком трубаче» С.Никитина)

VI. Рефлексия.

Ребята, вы сегодня почувствовали себя творцами?

Значит вы сумели выразить свои чувства, эмоции, фантазии?

А что вам больше всего понравилось, запомнилось на уроке?

Ребята, у вас на партах лежат смайлики. Выходя из класса, отобразите своё настроение на доске.

(Учащиеся выходят из класса, прикрепляя к доске смайлики.)




Top