Прогулка вечером в мае старшая группа. Организация и методика проведения прогулки в старшей группе

Современные программы дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач как в рамках непосредственной образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов. Поэтому прогулка в старшем дошкольном возрасте обязательно должна включать решение программных образовательных задач.

В части 1-2 этой же главы была рассмотрена прогулка как способ организации образовательной деятельности в ДОУ, где были подробно рассмотрены структурные компоненты прогулки (наблюдения в природе, игры, труд). В данной части главы будут рассмотрены методологические основы организации прогулки с детьми старшего дошкольного возраста.

Наблюдения на прогулке в старшей группе детского сада

В ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом, у старших дошкольников происходит одновременное овладение умственными и практическими действиями. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления.

Традиционно материал наблюдений в природе распределяют по временам года: осень, зима, весна, лето. Целью этих наблюдений является формирование конкретных представлений о каждом сезоне.

При проведении сезонных наблюдений в природе в старшей группе детского сада нужно закреплять представления детей о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных и человека; учить выделять характерные признаки сезона (ветер, дождь, похолодание - осень, холодно, снег, метель - зима, солнце пригревает, день стал длиннее - весна, идет дождь, радуга, гром, солнце печет, жарко - лето); учить детей самостоятельно делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе: подул ветер - усилился листопад, после дождя выглянуло солнышко - появилась радуга, солнце ушло за тучку - пропали тени. При наблюдении природных явлений, детям необходимо объяснять причину их возникновения. Правильно будет приучать детей наблюдать за погодой, связывая наблюдения с их личным опытом и деятельностью: закреплять знания о том, как надо одеваться на прогулку в зависимости от погоды, какие взять игрушки, какие организовать игры.

Для успешного достижения поставленной цели воспитателю нужно продумывать и использовать специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задавать вопросы, предлагать обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания. В наблюдения также необходимо включать знакомство с художественной литературой (например, осенью - «Четыре художника» Г. Скребицкого, «Как птицы и звери готовятся к зиме» Г. Снегирева, зимой - «Зима» И. Сурикова, «Лето» А. Плещеева и др.), загадывание тематических загадок, заучивание народных примет, расширять словарный запас детей (названия месяцев, названия природных явлений). В процессе прогулки и экскурсий целесообразно проводить различные дидактические игры, с помощью которых можно расширять и углублять знания о природе («Найди по описанию», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист упал?» и др.)

В своей работе воспитатель может использовать разные виды наблюдений. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств - используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Также может быть использовано длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т.д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.

Результаты наблюдений должны фиксироваться в календарях, дневниках. В старшем возрасте дошкольники способны к схематическому изображению этих результатов. Календарь погоды наиболее распространен в этих целях. Его оформление должно быть удобным для заполнения детьми, условные знаки должны отражать суть фиксируемого явления природы и быть простыми в изображении.

Следующий вид наблюдений - это наблюдения за трудом взрослых: посадкой и обрезкой кустарников, уборкой снега с дорожек, сбивание сосулек с крыши и т. д. Необходимо донести до детей сведения о необходимости данных работ, приучать детей к уважению работы другого человека, бережному отношению результатам труда людей.

Наблюдения детей надо сочетать с активной деятельностью: трудом играми, опытами с природным материалом. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей.

Труд старших дошкольников на прогулке.

Трудовое воспитание старшего дошкольника является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. В старшем дошкольном возрасте ставится задача постепенного развития у детей интереса к труду взрослых, желания трудится, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. На прогулке эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие дошкольников в посильной трудовой деятельности. Подчеркивается общественная направленность труда, его социальная значимость, формируется уважительное отношение к людям труда. Планируя и организуя на прогулке трудовую деятельность со старшими дошкольниками, воспитатель должен обеспечить всестороннее развитие детей, помочь им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывать ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставлял им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.

На шестом году жизни у детей совершенствуются навыки самообслуживания. В старшей группе расширяется содержание хозяйственно-бытового труда детей на прогулке: дошкольников приучают поддерживать порядок на участке (расчищать снег лопатками, сметать веничками). Особое внимание уделяется формированию навыков организации коллективного труда: детей приучают выслушивать задание, продумывать план работы, помогать товарищам, не бросать дело незаконченным, просить помощи (например, при уборке участка от опавшей листвы). По окончании работы важно проанализировать результат труда. В процессе такого труда каждый ребенок ощущает себя членом коллектива, осознает значимость своей работы. Очень важно в процессе труда учить детей спокойно, дружелюбно и вежливо общаться, уметь контролировать свое поведение, оценивать свои действия, тактично делать замечания и правильно на них реагировать. .

Детей шестого года жизни полезно привлекать к сезонной работе в огороде и цветнике детского сада: осенью дети могут принять участие в сборе урожая овощей, перекапывании огорода к зиме, сборе опавшей листвы, весной - вскапывании грядок, рыхлении клумб, летом - к подвязыванию и окучиванию, прополке растений. В старшей группе продолжается формирование навыков работы с граблями, лопатами, лейками.

В ходе трудовой деятельности педагог проводит сопутствующие тематические беседы, расширяющие знания детей о природе, о труде людей; также - закрепляются навыки и правила поведения в природе, элементарные трудовые навыки, трудолюбие. В старшем возрасте дети уже знают свойства песка, снега. Они уже могут без направленного руководства взрослого выполнять задуманные игровые действия. Труд в песочнице теперь становится обслуживающим игровую деятельность (например, дети устраивают конкурс «Самый красивый торт», или строят песочный городок для режиссерской игры). В зимнее время на участке дети могут выполнить такую работу со снегом для организации игр и развлечений: построить дом из снега, выкопать «берлогу», соорудить снежную крепость и заготовить «снаряды».

Особенности игр старших дошкольников на прогулке.

Игра - как одна из форм освоения детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», является важным элементом прогулки. При организации деятельности на прогулке в старшей группе детского сада планируется проведение:

Дидактических игр, направленных на развитие внимания, воображения, памяти, образного мышления, связной речи; позволяющих закрепить и расширить знания детей об окружающем мире («Что где растет?», «Что лишнее?», «Узнай растение» и др.);

Подвижных игр, направленных на развитие активности, самостоятельности, творчества, фантазии, выдержки, смелости, стремления преодолевать трудности, умение действовать в коллективе, укрепление эмоциональных контактов между детьми, оздоровление, укрепление организма, профилактику заболеваний. Это могут быть бессюжетные народные игры с предметами (бабки, кольцеброс, кегли), элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей), спортивные развлечения (упражнения) (летом - езда на велосипеде, классики; зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах). Важно, чтобы в подвижных играх участвовали все дети, в связи с этим на прогулке не стоит разучивать новые подвижные игры - это лучше делать на физкультурных занятиях; - сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческого мышления и воображения, активности и инициативности. Воспитатель выполняет в игре роль советчика и партнера - он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Так в старшей группе на прогулке детям можно предложить игры «Экологи», «Служба спасения» и т.п.

Структурные компоненты прогулки (наблюдения, труд и др.) проходят на фоне самостоятельной игровой деятельности всех детей, которая занимает основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе и требует постоянного контроля со стороны взрослого. Основная задача воспитателя на прогулке состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Работа воспитателей с детьми на прогулке нуждается в планировании содержания, приемов и методов руководства разнообразной детской деятельностью.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при правильном планировании и организации, в процессе воспитательно-образовательной работы на прогулке заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности старшего дошкольника. Образовательная работа на прогулке в старшей группе детского сада должна быть направлена решение программных задач, на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. В процессе прогулки в старшей группе детского сада должны решаться задачи социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Эти задачи должны решаться через организацию наблюдений в природе, организацию и проведение различных игр и разнообразного труда детей, а также через самостоятельную деятельность самих детей и индивидуальную работу с ними

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Время дневных прогулок в старшей группе детского сада, на базе которого проходило исследование соответствует режиму данной группы (дневная прогулка начинается и заканчивается согласно режиму группыи длится примерно 2 часа);

2. Темы наблюдений, проводимых на прогулке (рассматривание одежды людей, наблюдение за снегопадом), соответствуют возрасту детей. В ходе наблюдений педагог использует различные методы и приемы (беседа с привлечением личного опыта детей, словарная работа, рассматривание, сравнение снега со знакомыми материалами сходного с ним свойства: вата, пух; закрепление результатов наблюдений с помощью загадок, установка на значимость результатов наблюдения для дальнейшей продуктивной деятельности детей). При проведении наблюдений воспитатель использует различные приемы активизации детей: создание проблемных ситуаций (на прогулке «Снегопад» дети рассматривают природное явление - снегопад, с целью определения его характерных черт, для дальнейшего его изображения в творческой деятельности), загадывание загадок (при рассматривании одежды на прогулке «Осень» - загадка о резиновых сапогах), привлечение личного опыта детей (на прогулке «Осень» - вопрос о том, как дети одевались летом), включение детей в исследовательскую деятельность (на прогулке «Осень» - определение названия листа, по дереву, с которого он упал).Таким образом, содержательный аспект наблюдения направлен на развитие познавательной активности детей.

3. Во время прогулки педагог проводит подвижные игры с правилами (1 - 2), в которых обязательно участвуют все дети. Педагог строит ситуацию выбора игры детьми так, что дети сами ее предлагают: сначала воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру, затем следует предложение детям самостоятельно выбрать ее, когда среди предлагаемых детьми игр звучит запланированная воспитателем, то он соглашается. Такие игры занимают около 15-и минут, проводятся обычно в конце прогулки. Данные игры направлены на развитие быстроты, ловкости, выносливости и соответствуют возрасту детей.

4. Индивидуальная работа с детьми заранее не планируется, однако в ходе прогулки проводится. С некоторыми эта работа заключается в корректировке поведения и проходит в виде беседы; с некоторыми - направлена на закрепление физических умений и навыков (обучение девочки правильно кататься с горки на ледянке на примере другого ребенка с объяснением техники катания), также в ходе индивидуальной работы педагог учит детей конструктивно разрешать спорные и конфликтные ситуации, вовлекая детей в различные игровые ситуации (разрешение спора девочек о том, как надо украшать «пирог» из песка способом организации «конкурса на лучший пирог»). Таким образом, индивидуальная работа с детьми на прогулке носит стихийный характер и зависит только от складывающихся в ходе прогулки обстоятельств.

5. Трудовая деятельность детей на участке в основном направлена на поддержание в чистоте групповой площадки: так осенью дети собирают опавшие листья и ветки, зимой - в основном занимаются расчисткой дорожек от снега и посыпание их песком. Можно сделать вывод, что труд детей во время прогулки имеет однообразный характер, а это в свою очередь может привести к переутомлению или потере интереса к трудовой деятельности. Трудовая деятельность детей на прогулке была направлена на формирование элементарных трудовых навыков (сбор листьев, расчистка дорожек от снега) путем непосредственного участия детей в посильных трудовых действиях. При этом воспитатель, организовывал детский труд так, чтобы дети в последующем могли самостоятельно правильно трудиться (объяснение на прогулке «Снегопад», что кто-то может чистить горку, кто-то дорожку). Трудовая деятельность детей проходила рядом с трудом взрослого (воспитатель тоже убирал снег), на фоне его разъяснений (зачем нужно убирать снег, почему снега много, откуда он берется и т. д.).

6. На прогулке, во время свободной деятельности дети объединяются в небольшие группы и организуют сюжетно-ролевые игры. Сюжеты своих игр они берут из повседневной окружающей жизни («за грибами», «На рыбалку»). В этих играх дети часто используют макеты грузовика, парохода, которые находятся на площадке. Также дети с удовольствием лепят из песка различные «куличи» и «пироги», эти изделия они используют в дальнейших играх («Чаепитие»). Обычно дети сами начинают свою игру, воспитатель обогащает, направляет ее сюжет так, чтобы в игре решались нужные воспитательно-образовательные задачи (так игра-соревнование между девочками «Лучший пирог» учит детей конструктивно разрешать спор, «Бобслей» - соблюдать правила техники безопасности при катании с горы, «Грибники» - направлена на закрепление и расширение представлений детей о деревьях их листьях, установления связи между явлениями живой и неживой природы). В этих играх решаются задачи образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».

7. Во время совместной и индивидуальной работы с детьми педагог использует обучающие и дидактические игры, но не на каждой прогулке. Иногда дидактическая игра включается в сюжетно-ролевую игру детей (так вариант игры «С чьей ветки детка?» применялся в игре «Грибники», где дети определяли название гриба-листа по дереву, с которого он упал, предварительно сравнив его с листьями находящимися на дереве). На прогулке воспитатель активно использует сюжетно-ролевые игры детей для решения программных задач. Так в игре «Грибники» на прогулке «Осень» дети упражнялись в нахождении дерева по его листу и наоборот, закрепляли названия некоторых деревьев (береза, рябина, осина, тополь), закрепляли характерные черты листьев этих деревьев, учились сотрудничать (Вова и Кирилл при дележе ведерка), решать задачи сообща (поиск тополя), также дети узнали о том, что ветер может далеко унести листья от их родного дерева, в этой игре попутно совершенствовалось умение детей действовать с предметами заместителями (листья - грибы). В игре «Бобслей» на прогулке «Снегопад» дети познакомились с некоторыми особенностями санного спорта, попутно у них закреплялось умение безопасного поведения на горке, умения следовать правилам игры, формировалось чувство ответственности за свои действия, способность правильной оценки действий другого (взаимоконтроль).

8. Двигательная активность детей в ходе прогулки зависит от температуры воздуха и самих детей (их темперамента, настроения и пр.) . Так в зимнее время на прогулке дети почти все время находятся в активном движении: то заняты трудом (расчистка дорожек и горки от снега), то играми-развлечениями (катание с горки на ледянках), то подвижными играми. Но некоторые дети предпочитают спокойные виды деятельности, поэтому обязательно в конце прогулки воспитатель проводит подвижные игры с правилами, в которых участвуют все, такие игры занимают примерно 10-15 минут и направлены на развитие быстроты, ловкости и выносливости, что соответствует программным задачам образовательной области «Физическое развитие». Также сами дети в ходе свободной деятельности активно двигаются: перебегают с одного места на другое, много ходят. Этому способствует большая территория групповой площадки: так, чтобы «сходить в лес» ребенку нужно пройти примерно 30 метров от веранды к группе деревьев, чтобы отнести «выпечку» к столу - 10 метров от песочницы к столику. Однако на групповой площадке нет оборудования для упражнения в лазании, равновесии, нет инвентаря для упражнения в метании и прыжках. Также на групповой площадке отсутствует дорожка для катания на велосипеде и самокате.

9. Выносной материал для организации различных видов деятельности детей на прогулке (труд, игры, опыты) имеется в достаточном количестве: осенью это ведерки, формочки и совочки для игр с песком, мяч - для подвижных игр, зимой - венички и лопатки для работы со снегом, ледянки для катания с горки. Однако наблюдается малое его разнообразие. Так для уборки территории от листьев осенью старшим дошкольникам уже можно доверить грабельки, а их нет, зимой детям интересно убирать снег не только лопатками, но и перевозить его в специально оборудованных «возках». Зимой также можно играть со снегом как летом с песком - лепить из него «куличи», украшать изделия из снега при помощи красок, лоскутков яркой ткани.

На основе анализа данных, полученных в ходе исследования организации прогулки в старшей группе детского сада в практике ДОУ можно сказать, что виды детской деятельности, запланированные воспитателем на прогулке, достаточно разнообразны и включают в себя познавательно-исследовательскую, художественно-эстетическую, коммуникативную, двигательную, игровую и трудовую. Однако воспитателем не планируется индивидуальная работа с детьми на прогулке и полностью зависит от складывающихся обстоятельств в ходе самой прогулки.

Формы работы с детьми на прогулке, планируемые воспитателем многообразны и вариативны. Задачи, которые решаются в ходе прогулки с детьми старшего дошкольного возраста соответствуют программным задачам образовательных областей «Познавательное развитие», «Коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Однако при планировании прогулок не учитываются задачи образовательных областей «Социально коммуникативное развитие» и «Физическое развитие». Но задачи данных областей решаются в ходе сюжетно-ролевых игр, затеянных самими детьми, и в ходе подвижных игр с правилами, организуемых воспитателем. Время дневных прогулок соответствует режиму группы.

Темы наблюдений, проводимых на прогулке, соответствуют возрасту детей. В ходе наблюдений педагог использует различные методы и приемы, содержательный аспект наблюдения направлен на развитие познавательной активности детей.

Двигательная активность детей в ходе прогулки соответствует программным задачам образовательной области «Физическое развитие» и реализуется в ходе проведения подвижных игр и в ходе свободной деятельности детей. Этому способствует большая территория групповой площадки. Однако на групповой площадке нет оборудования для упражнения в лазании, равновесии, нет инвентаря для упражнения в метании и прыжках. Также на групповой площадке отсутствует дорожка для катания на велосипеде и самокате.

Выносной материал для организации различных видов деятельности детей на прогулке имеется в достаточном количестве, однако наблюдается малое его разнообразие.

По результатам анализа теоретических основ проблемы организации прогулки в старшей группе детского сада и результатам изучения особенностей организации прогулки в старшей группе детского сада в практике ДОУ были разработаны методические рекомендации для педагога по организации прогулки в старшей группе детского сада.

1. Групповая площадка старших дошкольников.

Предметное оборудование групповой площадки старших дошкольников должно соответствовать возрастным особенностям детей. Дети данного возраста любят игры спортивного характера (городки, кегли), для этих игр можно организовать на территории групповой площадки участки с твердым покрытием. Для прыжков с разбега можно оборудовать специальную перекопанную полосу с твердым местом для разбега. Также дети старшего дошкольного возраста любят игры конструктивного характера. Для подобных игр мальчики могут использовать безопасные строительные отходы или специальные крупные кубы и бруски, девочкам можно установить столик для плетения, лепки.

Также на участке старшей группы можно выделить «дикую зону» (пни, покрышки) или тарзаниумум (сетки, батуты, лестницы, канаты) для упражнений в ловкости, равновесии, силе.

Также на площадке необходимо создавать условия для объединения детей в группы по интересам (различные тематические мини-зоны).

Необходимое условие для художественного развития детей - зона для самостоятельной художественной деятельности детей: доски для рисования мелом, мольберты и пр.

Чтобы трудовая деятельность старших дошкольников имела разнообразный характер, на их групповой площадке важно создавать условия для труда: мини-огород, цветник - для работы в теплое время года, зимой детей можно привлекать к строительству снежных фигур разного функционального назначения (снежные крепости, лабиринты, горки, валы, ворота для подлезания и пр.)

Также на групповой площадке или отдельно на территории детского сада рекомендуется иметь специально оборудованную метеоплощадку для наблюдения за погодой. На такой площадке необходимо иметь устройства для наблюдения за ветром (флюгер, ветряной рукав, анемометр), дождемер - для измерения осадков, термометр для измерения температуры воздуха, солнечные часы - для определения времени по положению солнца.

Также на участке старших дошкольников можно выделить территорию для наблюдения за птицами, где весной можно вывешивать скворечники, а зимой -кормушки.

2. Выносной материал.

Для разнообразной деятельности детей в зависимости от содержания прогулки на групповую площадку выносится различный выносной материал. Данный материал можно разбить на несколько групп в зависимости от его функционального назначения: - оборудование для трудовой деятельности: в теплое время года старшим дошкольникам необходимы ведерки, лейки, лопатки, грабли для труда в цветнике и на огороде; в холодное время - лопатки для снега, метелки, «возки» для снега, ведерки (побольше) для снега.

Оборудование для игр с природным материалом и опытов с неживыми объектами природы: в теплое время года необходимо иметь совочки для песка, различные формочки и ведерки разной величины, тазы и надувной бассейн для опытов с водой, камушки разной величины и фактуры; в холодное время - различные емкости для изучения агрегатных состояний воды, совки и формы для лепки фигурок из снега, следы-печатки, ледянки, салазки.

Материал, который выносится на прогулку должен быть целым, иметь эстетический вид. Хранится весь этот материал должен в специальном месте.

3. Условия для активизации движений детей.

Особенностью детей дошкольного возраста является их потребность в активных движениях. В теплое время года эта потребность полностью удовлетворяется (дети бегают по своему участку, лазают по лесенкам и т. п.). В зимнее время, когда одежда сковывает движения, и погодные условия становятся более суровыми, необходимо особое внимание уделять двигательной активности детей. Поэтому зимой на площадке нужно обязательно расчищать участок для подвижных игр, можно сооружать постройки из снега по всей территории участка, которые бы стимулировать двигательную активности детей. Это могут быть крепости, валы, кратеры, пещеры и лабиринты с лазами, ледяные горки. Также на групповой площадке старших дошкольников можно залить небольшой каток, проложить лыжню вдоль забора.

4. Структурные компоненты прогулок.

Структурными компонентами прогулки являются:

Разнообразные наблюдения,

Дидактические задания,

Трудовая деятельность детей,

Подвижные игры и игровые упражнения,

Индивидуальная работа с детьми.

Все перечисленные компоненты являются обязательными при планировании каждой прогулки, все они должны выступать как логически обоснованные части того, что запланировано педагогом на конкретной прогулке. Каждый обязательный компонент в старшей группе должен занимать около 15 минут и осуществляться на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от погодных условий и настроя детей структурные компоненты прогулки могут осуществляться в разной последовательности. Например, в холодную погоду, дети могут в начале прогулки поиграть в подвижные игры, в теплое время года вначале прогулки можно провести наблюдение.

5. Распределение материала прогулок по временам года.

Распределение материалов прогулок целесообразно проводить по временам года: осень, зима, весна, лето.

Каждому сезону должны соответствовать темы наблюдений за живой природой (цветами, деревьями, животными, птицами), неживой природой (сезонные и погодные явления, вода, песок, глина и др.), наблюдения за трудом взрослого, за жизнью улицы (целевые прогулки). Задачи, которые будут решаться в ходе этих наблюдений должны соответствовать возрасту и уровню развития детей, а также задачам программы, реализуемой в ДОУ.

6. Решение программных задач на прогулке.

Воспитательно-образовательная работа со старшими дошкольниками на прогулке должна быть направлена на решение задач образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Для решения задач области «Социально-коммуникативное развитие» в условиях прогулки со старшими дошкольниками целесообразно организовывать сюжетно-ролевые игры, направленные на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; также задачи данной области могут решаться в трудовой деятельности, направленной на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда.

Для решения задач образовательной области «Познавательное развитие» в условиях прогулки необходимо организовывать различные наблюдения за природными объектами и явлениями, экскурсии за пределы участка. Наблюдения должны планироваться заранее и иметь последовательный, усложняющийся характер. Задачи данной области решаются в различных дидактических играх и заданиях, направленных на уточнение и закрепление уже имеющихся у детей знаний, расширение представлений о природе и процессах, протекающих в ней.

Для решения образовательной области «Речевое развитие» на прогулке можно использовать различные методы и приемы: беседы в ходе наблюдений в природе, вопросы разной сложности (точные и требующие сложных ответов), чтение тематических стихотворений, пословиц и поговорок, загадывание тематических загадок, различные дидактические словесные игры («Какое слово лишнее?», «Назови птицу с этим звуком», «Закончи предложение» и т. п.).

Для решения задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» со старшими дошкольниками в условиях прогулки нужно организовывать наблюдения за красотой окружающей природы (небо, плывущие облака, первая травка и т. п.), чтение лирических произведений о природе («Белая береза» С. Есенина, «Веселые льдинки» И. Демянова, «Одуванчик» О. Высоцкой и др.), прослушивание классической музыки на природе (Чайковский «Времена года»).

Для решения образовательной области «Физическое развитие» на прогулке со старшими дошкольниками необходимо организовывать упражнения, направленные на развитие координации, гибкости, равновесия. На прогулке детей старшего дошкольного возраста можно знакомит с некоторыми видами спорта: баскетбол, футбол, хоккей - для этого необходимо иметь специальное оборудование (корзина, ворота, каток и клюшки). Необходимо проводить с детьми подвижные игры с правилами на свежем воздухе, это могут быть игры с бегом, лазанием, эстафетами, соревнования и народные игры.

Также задачи этой области могут решаться и в трудовой деятельности, так как она способствует совершенствованию движений и укреплению нервной системы.

7. Планирование прогулки.

При составлении плана прогулки необходимо опираться на программные задачи, именно они будут определять содержание деятельности детей и воспитателя на прогулке. Поставленным задачам прогулки должны соответствовать различные виды деятельности детей, планируемые воспитателем. Деятельность старших дошкольников на прогулке должна быть разнообразной и включать разные виды (игровую, коммуникативную, трудовую и др.). Формы работы со старшими дошкольниками должны быть вариативны. Например, наблюдения могут включать в себя наблюдение за живыми и неживыми объектами природы, за явлениями погоды, за сезонными изменениями в природе; словарная работа может включать в себя разучивание примет, поговорок и пословиц, чтение тематических стихотворений, разгадывание тематических загадок.

Заключение

Гипотеза исследования «прогулка в старшей группе детского сада может использоваться как способ организации образовательной деятельности в ДОУ при планировании содержания ее частей (наблюдение, трудовая деятельность, игровая деятельность (подвижные игры), индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей), приемов и методов руководства разнообразной детской деятельностью, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей, направленным на решение задач программы, реализуемой в ДОУ и включающей в себя решение задач образовательных областей «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие» подтвердилась в ходе исследования.

Во-первых: анализ теоретических основ проблемы организации прогулки в старшей группе детского сада показал, что в процессе воспитательно-образовательной работы на прогулке заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности старшего дошкольника.

Во-вторых, анализ календарных планов воспитателя старшей группы детского сада, на базе которого проходило исследование, по разделу «прогулка» показал, что цели и задачи прогулок соответствуют программным целям и задачам, что запланированные виды деятельности и формы работы с детьми соответствуют возрасту детей и направлены на решение запланированных задач.

В-третьих, анализ прогулок показал, что в условиях прогулки возможно решение задач всех пяти образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие» в различных видах детской деятельности.

По результатам анализа теоретических основ проблемы организации прогулки в старшей группе детского сада и результатам изучения особенностей организации прогулки в старшей группе детского сада в практике ДОУ были разработаны методические рекомендации для педагога по организации прогулки в старшей группе детского сада. Данные рекомендации включают несколько пунктов: групповая площадка старших дошкольников, выносной материал, условия для активизации движений детей, структурные компоненты прогулок, распределение материала прогулок по временам года, решение программных задач на прогулке, планирование прогулки.

Из полученных результатов видно, что экспериментальное изучение данной проблемы подтвердило гипотезу исследования. Таким образом, можно сделать вывод, что организация прогулки в старшей группе детского сада требует от педагога знания образовательных программных задач, особенностей психического и физического развития детей в каждой возрастной группе, наличие способности быстро реагировать на изменяющиеся условия воспитательно-образовательного процесса, умения применять индивидуальный подход к детям. Образовательная работа на прогулке должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Список литературы

Нормативные документы

1. СанПиН 2.4.1.3049-13 утвержденный приказом Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» № 26 от от 15 мая 2013 г.

2. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования» утвержденный приказом №1155 Министерства образования и науки РФ от17.10.2013 г.

3. ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования

4. Детство: примерная основная общеобразовательная программа д ошкольного образования/ Науч. ред. А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. - СПб.: Детство-пресс, 2011.

5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез,2010.

Учебно-методические пособия, статьи, монографии

6. Алебастрова А. А. Справочник заведующего ДОУ.- М.: ВАКО,2008.- 208 с.

7. Ануфриева Л. Общефизическая подготовка детей на прогулке//Дошкольное воспитание. 1996.№ 2

8. Васильева А.И. и др. Старший воспитатель детского сада. - М.: Просвещение, 1990. - 143 с.

9. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2009. -- 128 с.

10. Горяинова И.Снежные фигуры для здоровья и радости//Обруч.1998. № 6

11. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения/ под ред А. Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.- СПб.: Питер,2013.-464 с.

12. Зуйкова М.Б. Режим - путь к здоровью// Управление ДОУ. 2006. № 1.

13. Кобзева Т. Г. и др. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа.- Волгоград: Учитель, 2012.-287 с.

14. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 2007.- 208 с.

15. Кравченко И.В.,Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 208 с.

16. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 -7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2012. - 333 с.

17. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-192 с.

18. Пантелеева Г.Н. Эстетика участка дошкольного учереждения.- М.: Просвещение,1988. -110 с.

19. Смоленская Р. М. Участок детского сада. - М.: провещение, 1977.-96 с.

20. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез,2008._ 112 с.

21. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.- 160 с.

Приложения

Приложение 1

Блок-схема календарное планирование прогулок (первая неделя в н о ябре).

Тема прогулки

Формы работы

Виды деятельности

Ноябрь - подзимник.

Продолжить знакомство с многообразием природных явлений (изморозь, заморозки)

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Учить самостоятельно определять погоду.

Наблюдение за первыми заморозками. Разучивание примет, поговорок и пословиц. Чтение стихотворений. Разгадывание загадок. Дидактическая игра «похож - непохож». Подвижная игра «казаки-разбойники».

Познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, трудовая.

Продолжить знакомство детей с многообразием растительного мира, продолжить формировать умения устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой природе и жизнью человека.

Наблюдение за изменением температуры воздуха, за погодой, рассматривание одежды. Разгадывание загадок. Игра: подвижная на развитие быстроты реакции и ловкости, малоподвижная - на развитие умения стоять некоторое время неподвижно, дидактическая - направленная на закрепление названий деревьев и их характерных черт.

Труд: сбор опавших листьев.

Продолжить знакомство с многообразием птиц, расширять представления о зимующих и перелетных птицах, воспитывать чувство доброты.

Наблюдение за птицами вблизи участка, Разучивание примет, поговорок и пословиц. Чтение стихотворений. Разгадывание загадок. Дидактическая игра «третий лишний». Подвижная игра «стайка, кот на крыше». Труд на участке: сбор опавших листьев и веток, уборка мусора.

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая, трудовая.

Продолжить знакомство с многообразием природных явлений, развивать любознательность.

Наблюдение за тенью от солнца.Разучивание примет, поговорок и пословиц. Чтение стихотворений. Разгадывание загадок. Дидактическая игра «наоборот», подвижные игры «с кочки на кочку», «зайцы и волк».

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая, трудовая.

Учить видеть и описывать красоту неба, пейзажа, расширять словарный запас, кругозор; воспитывать любознательность.

Наблюдение за небом. Разучивание примет, поговорок и пословиц. Чтение стихотворений. Разгадывание загадок. Дидактическая игра «хлопки», «ищи». Подвижная игра «повар».

Познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная, двигательная, игровая, трудовая.

Приложение 2

Блок-схема календарное планирование прогулок (первая неделя в д е кабре).

Дата прогулки

Формы работы

Виды деятельности

Начало зимы

Развивать наблюдательность, разговорную речь; воспитывать любовь к природе, способность чувствовать ее красоту.

Наблюдение за небом. Разучивание примет, поговорок и пословиц. Чтение стихотворений. Дидактическая игра «похож - не похож». Русская народная игра «снежная баба», «волк». Труд на участке: уборка снега с дорожек, посыпка их песком.

Познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая, коммуникативная, двигательная, игровая, трудовая.

Развивать чуткость к восприятию зимнего пейзажа развивать познавательный интерес к природе.

Наблюдение за ветром. Разучивание примет, поговорок и пословиц. Разгадывание загадок. Дидактическая игра «назови три предмета». Подвижная игра «стайка, кот на крыше».

Продолжить знакомство с объектами неживой природы; развивать наблюдательность; учит рассуждать; развивать творческое воображение.

Наблюдение за солнцем. Разучивание примет, поговорок и пословиц. Чтение стихотворений. Разгадывание загадок. Дидактическая игра «природа и человек».

Познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая, коммуникативная, двигательная, игровая.

Продолжать закреплять знания об агрегатном состоянии воды; развивать познавательные интересы.

Наблюдение за замерзанием воды. Опыт «прозрачность льда». Разучивание примет, поговорок и пословиц. Чтение стихотворений. Разгадывание загадок. Подвижная игра «липкие пеньки». Труд на участке: посыпка дорожек песком.

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая, трудовая.

Продолжить знакомство со свойствами снега, с зимними явлениями природы; развивать наблюдательность.

Наблюдение за снегопадом. Разгадывание загадок. Дидактическая игра «третий лишний». Подвижная игра «стайка, кот на крыше».

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая.

Приложение 3

Фотозапись прогулки в старшей группе детского сада от 05.11. 2013 г.

Погода: температура воздуха +12 Сє, легкий ветер, небо пасмурное, с утра моросит дождь.

Количество детей: 15. (9 девочек, 6 мальчиков).

Ход прогулки:

10-40. Часть детей выходит на веранду, ждет воспитателя и остальных детей (обсуждают то, чем они будут заниматься на прогулке).

Выходит воспитатель с оставшимися детьми. Предлагает им встать у перил так, чтобы не мешать обзору друг друга:

Встаньте возле перил, так, чтобы вам было видно площадку, подвиньтесь, не толкайте друг друга.

Дети быстро справляются с задачей, стоят лицом к групповой площадке. Воспитатель позади детей. Воспитатель обращает внимание на то, как одеты ребята. -Ребята, мы с вами вышли на прогулку. Какая сегодня погода?

Хмурая, солнышко за тучами, осень, дождик был - все мокрое.(ответы детей)

А, во что мы с вами оделись, чтобы нам было и не жарко, и не холодно?

Куртка, шапка, сапоги, кроссовки, штаны «болоньковые», ветровка.

Все правильно, точно как летом одевались (с хитринкой).

Не-ет! (дети смеются).

Почему нет, ветровку носили? А кроссовки?

Витя: Ну не всегда ведь! А теперь всегда носим.

Витя: Мама сказала, что дождь будет, наверное, ветер холодный.

Правильно сказала мама. А почему, как вы думаете, теперь погода так меняется?

Потому что осень наступила.(Дети)

Правильно. Ребята раньше мы с вами наблюдали как меняются растения, животные. Сегодня мы обратили внимание на нашу с вами одежду, как она меняется осенью. Теперь посмотрим, сможете ли вы угадать мои загадку:

Отгадай загадку: кто мы? В ясный день сидим мы дома. Если дождь, у нас работа: топать-шлепать по болотам.

Дети думают, вспоминают, что такое ясный день (это когда солнышко, небо чистое). Потом один ребенок имитирует «топанье-шлепанье», на его ногах сапоги. Один мальчик вдруг радостно кричит:

Да это же сапоги резиновые! - дети подхватывают его ответ.

10-56. В это время несколько мальчиков покидают веранду и идут к деревьям, которые насажены по периметру у забора.

Верно, ребята. А для чего нам нужно носить сапоги в сырую погоду?

Соня: Чтобы ноги не намочить, а то заболеть можно быстро.

Милана: А мне мама не надела сапоги (расстроено), чтобы ноги не потели. (Показывает кроссовки).

Можно и такую обувь, главное, чтобы она не промокала. Была теплой и удобной. А на площадке у нас нет луж, так что твои ноги не промокнут (успокаивает ребенка).

Денис: Значит сегодня можно бегать по травке?

Милана: А как сегодня можно играть?

Воспитатель объясняет, где можно запачкаться (скамейки у песочницы, сиденья в модуле машины). Объясняет, что нежелательно опускаться на колени на мокрую траву, трогать руками в перчатках мокрые предметы.

11- 02. Группа девочек (5) направляется к веранде, где хранятся игрушки для прогулки, затем остальные дети бегут кучей за ними. Воспитатель их останавливает и предлагает отправиться за игрушками Вите и Кириллу, а остальным ждать на улице. Дети останавливаются. Выбранные мальчики деловито выносят игрушки и приступают к их «раздаче». Между Кириллом и Вовой возникает конфликт. Не хватает на всех ведерок. Дети начинают спор:

Кирилл: это ведро мое, я вчера с ним играл, а ты вообще не был в садике.

Вова: ну и что. Тут все игрушки для всех, а твои дома, так Ольга Ивановна говорит.

Диана: почему вы ругаетесь как маленькие? Играйтесь по очереди.

Вова: а мне сейчас надо, я за грибами поеду. Кирилл: А я тоже.

Соня: а за грибами вообще то корзинку надо, а не ведро.

Кирилл: а я с ведром хочу.

Вмешивается воспитатель:

А вы вместе за грибами собрались?

Кирилл: да, на машине. А машина то у нас одна.

Так если вы вместе поедете, может вам в одно ведро и собирать?

Мальчики смотрят друг на друга, потом Кирилл восклицает:

Точно! Так мы быстрее соберем полное ведро грибов.

Вова: Поехали быстрее!

11- 10. Мальчики бегут к машине. Там уже сидят дети. За рулем шофер изображает шум мотора. Дети «едут». Но они уже едут и не в лес. Мальчики запрыгивают в кузов потом, через некоторое время вылезают, бегут к кучке деревьев, собирают опавшую листву - грибы. Идут к машине. Запрыгивают в кузов, через несколько секунд выпрыгивают, идут к воспитателю. Показывают ведро:

Вова: Вот полное собрали (запыхавшись, с гордостью)

Воспитатель предлагает посмотреть (перебрать) грибы. Подходят еще несколько детей. Вместе идут на веранду. По пути воспитатель спрашивает у детей какие грибы они знают.

Поганки, съедобные, мухомор, подберезовик, опята (дети говорят наперебой).

Пришли на веранду. Высыпали листья на середину.

«Грибники»: вот наши грибы.

Давайте посмотрим, какие вы грибы нам принесли

Воспитатель берет березовый лист.

Вот я вижу подберезовик, а знаете, почему я так думаю? Потому что, он растет под березкой, вы ведь там его сорвали?

Наверное.

Соня: Я посмотрю! -Бежит с листком к березе. Оттуда радостно кричит, - да! Здесь, здесь!

Некоторые дети бегут туда же удостовериться в правдивости ее слов. Сравнивают листочки под деревом, на дереве, с «подберезовиком». Берут еще такие листья и возвращаются на веранду.

Постепенно с вопросами «А что вы делаете?» на веранде собирается вся группа.

Да вот грибы нам принесли, смотрим, какие.

Воспитатель берет лист осины, а этот «гриб» как назовем? Дети самостоятельно приходят к выводу, что этот «гриб» можно назвать подосиновиком.

Соня находит в листьях на полу лист рябины:

Смотрите я «подрябиновик» нашла!

Витя: Не бывает такого гриба.

Соня: А «покабутке» все бывает.

Витя соглашается. Видит большой лист тополя:

Вот это лопух! (удивленно) Как он - то называется?

11- 25. Дети идут по площадке, ищут похожие листья - находят, но на участке не растет тополь. Дети в недоумении - откуда взялись такие листья. Подходят с этим вопросом к воспитателю. Воспитатель предлагает им посмотреть на деревья, которые растут за пределами участка детского сада. Дети называют тополь, отмечают его большой размер. - Да тополь высокое дерево, большое и листья у него тоже большие. Как вы думаете, как его листья попали к нам на площадку. - Ветром принесло. 11-30. Во время беседы некоторые дети тоже начали сбор листьев-грибов. На песочнице Ксюша и Катя затеяли печь пироги. Мальчики принесли им листочки и попросили испечь «пирог с грибами». Девочки взяли ведерко и стали смешивать листья с песком (месим тесто). Потом сделали кулич (форма - ведро), позвали мальчиков «кушать». Те пришли, разрезали «пирог» лопатками, съели, поблагодарили (спасибо, было очень вкусно), принялись печь «пироги» по технологии девочек.

11- 40. Подошел воспитатель и предложил печь пирожки (пирог большой, для многих, а пирожок - он маленький, для одного человека, в пирожок кладут начинку). В формочку набрал немного песка, положил листочек, закрыл песком, сделал куличик. Дети активно приняли эту идею, занялись «выпеканием пирожков». Воспитатель незаметно отходит от песочницы. Подходит к мальчикам, которые играют в водителей грузовика.

Здравствуйте, водители, куда едете?

Денис: Мы уже с леса приехали, сейчас на рыбалку поедем.

На речку (показывает в сторону деревьев, туда, где недавно был «лес»)

А мне с вами можно?

Конечно, только надо Славу подождать, он червей копает.

В это время подходит Слава.

Много накопал?

Да (показывает ведро с землей, там полведра земли)

Целых полведра! А зачем вам черви?

Слава: на них рыба клюет.

Подходит Марина, смеется: Как ей клевать, она же не курица, чтобы червяков клевать Мальчики в недоумении, видно, что им самим это тоже непонятно. - А рыба и не клюет, это такой речевой оборот рыбаков. Когда рыба попадает на удочку, то говорят: «Клюет». Марина: А меня с собой возьмите? Денис (сердито): Нет, ты не умеешь рыбу ловить, мы с Ольгой Ивановной поедем.

Так вот и возьмите Марину, заодно - про рыбалку ей все расскажите, а я забыла, что мне сегодня совсем некогда с вами ехать, я в другой раз поеду, хорошо?

Дети соглашаются.

11-57. В это время у Ксюши и Кати возник спор, чем украсить новый кулич- пирог.

Ксюша: надо листочками, так будет красиво.

Катя: так пирога не видно (сердито убирает листья с кулича)

Ксюша: Ольга Ивановна! Что она мешает?!

Воспитатель: что случилось девочки?

Катя: Она неправильно делает! (топает ногой на Ксюшу)

Ксюша: Не буду с тобой играть! (отворачивается)

Воспитатель: А давайте каждая испечет пирог, и нас позовет пить чай, а мы с детками решим, у кого пирог лучше.

Катя: Ладно, но только у меня будет лучше.

12-03. Девочки с энтузиазмом берутся за дело. При этом сердито поглядывают друг на друга, ворчат. Сопереживающие ситуации дети с интересом смотрят за их деятельностью, дают советы. Мария замечает, что все происходящее на песочнице похоже на «мамину программу», где кушать варят. Воспитатель соглашается:

Да, наши девочки будто участвуют в кулинарном шоу. У них соревнование на лучший пирог. Нас они приглашают в жюри, мы будем оценивать их работу. Кирилл: давайте ставить им жетоны.

Мария: у нас нет жетонов, они в группе.

Воспитатель: можно их заменить, не так ли? Давайте найдем себе по камешку, пока девочки готовят? 12- 07. Дети разбегаются по площадке в поисках камешков. Затем собираются обратно. У некоторых по несколько камешков. Воспитатель объясняет, что для голосования нужен только один.

Воспитатель объясняет детям критерии, по которым надо оценивать девочек:

Девочки спорили, как надо украшать пирог, давайте будем отдавать свои камешки той, чей пирог вам больше нравится, и говорите почему.

Дети начинают оценку, комментируя свой выбор:

Ксюше, этот пирог красивее;

Кате, у нее как будто свечечки на торте;

Ксюше, у нее он цветной и красивый;

Кате у нее пирог как с орешками;

В итоге у Ксюши 6 камешков, а у Кати - 7.

Вот видите (девочкам), ваши пироги очень понравились детям, и у Кати и у Ксюши. А свой камешек я отдам Ксюше, чтобы ваша дружба все же победила. Оба торта получились очень красивыми. Катин торт подойдет для Дня Рождения, а Ксюшин - на праздник Осени. Оба торта, наверное, получились очень вкусными, давайте дружно пить с ними чай.

12 -15. Дети принимают эту идею воспитателя с радостью. Энергично рассаживаются за столик, имитируют чаепитие. Воспитатель незаметно отходит в сторону. За столом дети стараются вести себя как взрослые слышны реплики типа «Подайте мне, пожалуйста, сахар», «можно мне еще кусочек?», «а с чем печь такой вкусный торт?», «спасибо, было очень вкусно».

Воспитатель с детьми, которые не пошли «пить чай» организует уборку на веранде, дети сметают листья в кучу на полу веранды, собирают их в мусорный пакет.

Вика: А на улице мы будем листья убирать как большие?

А как большие убирают?

Ну с граблями, тележкой…

Конечно, мы будем убирать листья на своей площадке, но не сейчас, посмотри, еще на деревьях много листьев, вот все упадут, потом и уберем.

Может мы костер сделаем?

Нет не будем, это опасно, мы их будем собирать в кучи, а потом их дворник увезет с площадки.

В это время подходят Денис, Кирилл, Слава, Витя.

Кирилл: А куда?

А вот об этом я не могу вам сказать. Давайте дома спросите куда можно деть листья.

Вика: А я у дворника спрошу, когда мы ему будем кучи делать.

Да, тоже можно.

12 - 23. Веранда убрана. Стол тоже. Игрушки дети собрали без напоминания и просьб. (они видели как помощник воспитателя пошла на пищеблок за обедом).

Соня (приносит мяч): Давайте поиграем с мячиком! (остальные подхватывают)

Давайте! Во что?

Дети предлагают «ловишки с мячом» (водящий догоняет и осаливает убегающего мячом, мяч можно бросать в убегающего. Кто пойман - уходит в дом ловишки). Сразу оговаривается периметр территории игры. Последний непойманый становится новым ловишкой. Игра повторяется 2 раза.

12 -30. Возвращается помощник воспитателя с пищеблока, зовет Марину - она дежурит в группе. Марина с выражением сожаления покидает площадку и заходит в детский сад вместе с помощником воспитателя.

Воспитатель предлагает детям поиграть в другую игру без мяча. Дети предлагают игры «Хитрая лиса», «Гуси-лебеди», «Совушка-сова». Выбор останавливается на последней игре.

12-37. Воспитатель предлагает детям идти на обед. Победителю последней игры достается право быть дежурным по прогулке. Дети с охотой бегут к детскому саду, тщательно вытирают обувь о сетку на крыльце. Дежурный проверяет подошвы обуви у детей, которые заходят в детский сад.

Приложение 4

Фотозапись прогулки в старшей группе детского сада от 20. 12. 2013 г.

Погода: температура воздуха -4 Сє, ветра нет, снегопад.

Количество детей: 17. (10 девочек, 7 мальчиков).

Ход прогулки:

10-50. Часть детей выходит на крыльцо, дверь открыта, дети постепенно скапливаются на площадке крыльца. Слышно: «Ольга Ивановна, можно за лопатками?»

Идите, только не все сразу. Пусть девочки меня подождут.

Мальчики срываются с места и бегут наперегонки к пристройке с лопатками и санками. Девочки остаются. Выходит воспитатель. Все они идут на площадку. Мальчики с лопатками приступают к расчистке площадки от снега. Они делают длинную дорожку в сторону веранды от узкой дорожки, расчищенной дворником к пожарному выходу. Девочки тоже разбирают лопатки и присоединяются к мальчикам. Детям становится тесно работать. Воспитатель со своей лопатой идет к детям и просит всех остановится.

Дети, разве вам так удобно работать?

Вика: мне неудобно, мне Валя мешает, я снег чищу, а она все опять сыплет.

Мне кажется, что у нас тут слишком много лопаток работает, а ведь снег не только лопаткой убирают.

Валя: я веник возьму.

Саша: Я тоже.

Девочки уходят за вениками.

Ребята, посмотрите, а где наша горка, я что-то ее не вижу.

Слава: Да вон она вся в снегу стоит. Точно! Я пойду горку убирать!

Вова: Я с тобой.

Все мальчики хотят убирать горку.

Девочки с вениками подошли.

Лопатками горку мы не будем убирать. Пусть туда идут девочки с веничками. Они снег сметут, а потом вы его лопатками и убирайте.

10-55. Девочки идут к горке.

Остальные продолжают убирать снег. Некоторые начинают сгребать снег в кучку посреди очищенного участка.

А что вы тут делаете?

Витя: мы тут горку из снега сделаем.

Мария: А где потом играть будем?

Кирилл: а как?

Витя: мы на нее снег будем кидать в кучу.

11-00. Мальчики бегут к песочнице (Витя, Кирилл, Вова, Слава). Начинают ее забрасывать снегом. Подходит воспитатель, советует:

Вы снег равномерно бросайте и трамбуйте, чтобы ваша горка была крепкая.

Витя лезет в песочницу, прыгает по снегу. Мальчики на него ругаются: «Сначала много покидаем, а потом будем вместе топтать». Витя вылезает обратно и принимается кидать снег со всеми. Воспитатель возвращается к остальным детям, которые убирают снег с участка напротив веранды, убирает снег с ними.

11-10. Снег с основной части, где проходят подвижные игры перед верандой, убран, горка очищена от снега. Большая часть детей оставляет лопатки и идет за ледянками. Дети заходят в пристройку, где хранятся игрушки для прогулки, выносят свои ледянки. Бегут к горке. Начинают кататься. Некоторые неправильно садятся и поэтому съезжают только до конца горки. Другие высоко поднимают ноги и скатываются далеко. К горке подходит воспитатель.

Мария, смотри как Витя сел на ледянку (девочке внизу горки). Видишь, как он далеко съехал. Ты, когда поедешь, ножки приподнимай.

После этих слов Мария правильно съехала. Она рада (Ух, ты как клево!)Бежит опять на горку. Съехала еще 2 раза. Дети на горке толпятся. Некоторые не успевают уйти со ската, как съезжают другие. Сталкиваются при съезжании. Смеются. Но это не всем нравится. Вика недовольна, что Кирилл не дал ей встать. (Ты не правильно катаешься!) Дети увлекаются потасовкой на склоне. Куча на скате горки уже из трех детей.

Так дети стоп! Все замерли! Слезайте с горки и подойдите все ко мне.

11- 23. Дети выполняют просьбу воспитателя. Собираются возле него.

Давайте вспомним, как надо правильно кататься с горки. Кирилл, расскажи нам, пожалуйста, об этих правилах.

Кирилл: Нельзя толкать.

Правильно. А вы сейчас правильно катались, ребята?

Марина: Нет, меня мальчики толкали!

Давайте, чтобы вспомнить как правильно надо кататься, будем играть в Олимпийские игры.

Дети: Давайте! (с готовностью)

Есть такой вид спорта, где люди, едут с горки на специальных санях, кто быстрее, а мы с вами будем просто съезжать на ледянках, но представим, что мы олимпийские спортсмены. Нам нужен человек, который будет давать старт. Кто?

Витя, Мария, Ксюша: Я!

Хорошо. Выберите, кто будет первым, потом поменяетесь. Остальные будут спортсменами. Обсудим правила. Судья стоит на специальной площадке (показывает немного в сторону). Съезжает один, по команде. Одновременно на лестнице, на площадке, на спуске, может находиться только один спортсмен. Старт по команде судьи (взмах рукой). Тех, кто нарушит правила, судья дисквалифицирует, исключит из игры. Все понятно?

Дети: Да! Кидаются к горке.

Подождите. Это не все. В спорте у каждого спортсмена есть свой номер, чтобы они не спорили, кто первый.

Валя: давайте считалку. Я знаю новую.

Дети встают в круг. Валя считает (Шла сорока мимо леса, за каким-то интересом. Инте, инте, инте, рес. Выходи на букву «С») Кого посчитали, встает в колонну к горке.

11- 28. Витя бежит на место судьи. Начинается игра. Дети стараются не нарушать правила. Воспитатель отходит к двум девочкам, которые подметают снег со скамеек на веранде.

Что девочки делаете?

Саша: убираемся. Столько снега нападало.(деловито)

Да снега и вправду много. Все идет и идет. Как такое в природе называется? Не знаете случайно?

Лена: Зима.

Да зима. Зимой идет снег. Это понятно. А как говорят, когда снег все идет и идет?

Саша: Это снег идет.

А с неба он что делает?

Лена: сыпется, летит, на землю ложится.

Да все подходит. А еще снег с неба падает. Снег падает.(смотрит на девочек вопросительно).

Лена: Снегопад! Точно мы когда то его рисовали, да?

Саша: а давайте опять нарисуем?

Хорошо, вы посмотрите сейчас как красиво летит снег, как он падает на землю. Подумайте как его можно изобразить лучше.

11-45. Подходит Валя, Катя, Вова.

Вот еще ребята пришли. Мы тут с девочками рассматриваем снегопад. Думаем его потом изобразить. Не можем пока придумать как лучше.

Катя: можно нарисовать.

Можно. А вот посмотрите какой сегодня идет снег. Что про него вы можете сказать? Какой он сегодня?

Дети: белый, пушистый, легкий.

А на что он похож?

Валя: на вату.

Мне тоже так показалось. Ведь вата тоже белая, пушистая, легкая. Правда.

Дети: Да! (хором)

Так может мы как-нибудь с вами вату используем, чтобы снегопад изобразить?

Вова: Точно, будем рвать и клеить. Давайте когда поспим!

Можно и тогда, только вечером у нас мало времени. Надо сейчас все решить как мы это будем делать. Что нам будет нужно для работы?

Дети: вата, клей, куда приклеим! (вразнобой)

Да кстати а на что мы приклеивать будем.

Дети: На картон, на бумагу.

Можно взять большой ватман и сначала нарисовать наш детский сад, небо, деревья, а потом изобразить с помощью ваты и клея снегопад.

Дети: Да! Давайте нарисуем наш садик! Потом маме покажу.(наперебой)

Только это будет работа большая, я думаю, что у нас все сегодня вечером не получиться закончить.

Вова: а мы в другой день придем и все доделаем.(уверенно)

Да можно и так

11-57. Дети уже не играют в олимпийские игры, но катаются по правилам игры. Не толпятся на горке и не толкаются. Пока катались, внизу горки образовался сугроб. Подошел Кирилл с лопатой. Едет Лена.

Лена Кириллу: Уйди! Я же еду! Проеду потом уберешь!

Кирилл делает шаг от горки. Лена проехала. Следом садится Мария.

Кирилл: подожди, не едь пока. Я снег уберу.

Лена ждет, сидя на ледянке на площадке горки. Кирилл убирает снег. Мимо идет Слава. Помогает Кириллу. Они убирают снег от подножия горки.

Подобные документы

    Воспитательное и оздоровительное значение проведения прогулки детей на свежем воздухе в группе детского сада, особенности физкультурных занятий на прогулке. Методика проведения, подбор и чередование физических упражнений и игр с детьми старшей группы.

    контрольная работа , добавлен 29.09.2011

    Формы организации работы по ознакомлению с природой. Занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типа. Конспект мероприятия по ознакомлению с природой в старшей группе детского сада "Прогулка на природу".

    курсовая работа , добавлен 18.11.2014

    Особенности психического и физического развития детей старшей группы детского сада. Значение двигательной активности для роста и развития ребенка. Организация и структура проведения прогулки детей в ДОУ, использование упражнений динамического характера.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2016

    Режим дня детского сада. Организация прогулки в дошкольном образовательном учреждении. Психологическая характеристика детей раннего возраста. Организация и проведение наблюдений. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2014

    Теоретические основы проблемы обучения детей дошкольного возраста представлениям о количестве и счетной деятельности. Методические приемы обучения счету детей. Диагностическое обследование детей старшей группы на выявление предматематических знаний.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2014

    Понятие и методика проведения экскурсий в средней группе детского сада, их значение в экологическом развитии детей и место в образовательно-воспитательной работе. Основные природные элементы участка детского сада и требования к подбору растений.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2009

    Ознакомление с работой воспитателя, помощника воспитателя в первую и во вторую половину дня. Задачи помощника воспитателя. Роль и место самостоятельной деятельности в развитии ребенка. Самостоятельная организация деятельности детей в старшей группе.

    отчет по практике , добавлен 15.10.2013

    Игры, возникающие по инициативе ребенка. Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Организация сюжетной игры в детском саду: сценарии и ход проведения нескольких занятий на определенную тематику в старшей группе детского сада.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2013

    Проблема межличностных отношений в детской группе в психологической науке. Динамика и условия развития межличностных отношений. Влияние ценностных ориентаций педагога на развитие отношений детей в группе детского сада, экспериментальное исследование.

    дипломная работа , добавлен 03.02.2010

    Потребность современного общества в гармоничном развитии личности. Значение дидактических игр в разностороннем развитии ребенка. Виды дидактических игр, используемых в старшей группе. Методика организации дидактических игр, используемых в старшей группе.

Прогулка - это элемент режима, дающий детям возможность удовлетворить свои потребности в движении через разнообразные препятствия, трудовую деятельность, физические упражнения, сюжеты творческие, ролевые игры, свободную самостоятельную деятельность, индивидуальную работу.

Основные задачи, решение в процессе проведения прогулки следующие:

По физическому развитию детей

1. Продолжать укреплять здоровье детей.

2. Закаливать организм

3. Снижать утомление, перегревания, переохлаждение организма

4. повышать двигательную активность через различные, разнообразные движения

5. Воспитывать физические качества: ловкость, смелость, выносливость, самостоятельность, доброжелательность

6. Развивать умение самостоятельно организовать простые игры

Задачи интеллектуального развития (умственного развития)

1. Расширять знания об окружающей действительности: живой и неживой природе и их взаимосвязях, растительном и животном мире, о труде людей через наблюдения, эксперименты, экскурсии

2. Развивать умение анализировать результаты наблюдений и делать выводы, некоторых взаимодействиях и закономерностях в природе

3. Совершенствовать все стороны речи

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между сверстниками в различных видах деятельности

Задачи трудового воспитания

1. Учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата

2. Учить, правильно оценивать свою работу и товарища

3. Воспитывать чувство коллективизма взаимопомощи

Задача социально - нравственного воспитания

1. Развивать потребность справедливо и честно оценивать в игре свое поведение и поведение сверстников, проявлять дружескую взаимопомощь

2. Учить организовывать свои желания (быть первым, лидером)

3. Воспитывать умение выполнять установленные нормы и правила проведения, в своих поступках следовать хорошему примеру

Цели, преследуемые на прогулке

Наблюдение за ветром

Цель: формировать представление о силе ветра, его направлении, температуры (холодный, теплый, сильный - слабый, легкий - резкий, порывистый).

Идет развитие речи, пополнение орфографического словаря.

Включаем словарь: овладение способами образования - ветер, ветерок, ветрище и т.д.

Подбор прилагательных - ветер теплый, холодный, сильный, слабый, резкий, порывистый.

Цель трудовой деятельности

1. Закрепить умение трудится на участке сообща, с подгруппой детей

2. Развивать стремление к достижению конечного результата

3. Учить преодолевать трудности

4. Воспитывать чувство коллективизации, взаимопомощи

Цель подвижных игр: "Веселый хоровод"

1. Упражнять в ходьбе по кругу, в проговаривании слов игры, остановке по сигналу, выполнении определенных движений для рук и ног на социально нравственной культуре поведения. Создать эмоциональное настроение через простую игру: "Мы Веселы ребята" - бег с увертыванием. Через "Эстафету с мячами" -учить соревноваться между командами, болеть за свою команду. развивать физические качества: ловкость, быстроту, сообразительность, выносливость, выдержку и т.д.

Цель сюжетных ролевых игр:

Продолжать учить: самостоятельно организовывать свои роли и готовить место, атрибуты, игрушки - заместители, воображаемые предметы, либо с помощью ситуации.

Развивать и объединять разнообразные игры и играть единым сюжетом. Приучать принимать разнообразные роли в соответствии сюжетом игры.

Воспитывать положительные чувства и привычки, формируем социально нравственную культуру поведения, общение.

Цель индивидуальной работы:

1. "Прыжки из обруча в обруч", "из пенечка на пенечек". Упражнять в умении прыгать на двух ногах, приземляться на полусогнутые ноги, сохраняя равновесие.

2. "Ловля мяча двумя руками у груди". Учим подбрасывать мяч вверх и ловить его у груди двумя руками, затем усложняем, подбрасываем - хлопок - ловим, чтоб мяч не упал.

3. Передача мяча друг - другу

4. Подлезание под препятствие

5. Эстафета с мячами - 2 команды

Цель самостоятельной двигательной активности детей.

1. Дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее.

Цель заключения прогулки

1. Продолжать учить заботится выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее.

Цель заключения прогулки

1. Продолжать учить заботиться о птицах, испытывать радость от сознания, что, делясь крохами можно спасти птиц о т голода и гибели. Воспитывать любовь к нашим пернатым друзьям и приходить на помощь, подкармливать в зимнее время.

Прогулка проводится ежедневно – т.е. 4 раза в день. 2 раза утренняя в2 часа и вечером 2 раза – по 2 часа, не менее 3- 4 часов в день в зависимости от количества занятий, либо от погодных условий.

В старшей дошкольном возрасте рекомендуют в прогулку отводить больше времени простои играм: так как они способствуют развитию моторики, двигательным навыкам, положительно влияют на физическое развитие детей, нервно – психическое, социально – нравственное развитие детей и т.д.

Чтобы прогулка была содержательна и интересная, к ней надо готовится заранее. Подготовить участок к приему детей во избежание ч\ п в разное время выхода на прогулку.

Продумывают структуру проведения прогулки; готовят выносной материал, подбирают художественные слова: (загадки, четверостишия, поговорки, пословицы и т.д.). Намечают п/ игры, м/п/игры в зависимости от сезона, от погодных условий, проводят беседы, с детьми – предварительно о наблюдении за тем или иным объектом- совместно готовим необходимый материал, если он нужен, приучаем самостоятельности.

В зависимости от проведенных занятий: если занятия были со статистическим напряжением (как познаю мир, экологическое, ознакомление с художественной литературой, математика, рисование, лепка, аппликация, конструирование, р/труд и т.д.). Вообще занятия познавательного и репродуктивного характера, тогда прогулку лучше начать с простой игры, снять с них дискомфорт, напряжение и сделать прогулку интересной и привлекательной, а сама игра дает возможность быстрее организовать детей и обогатить содержание их самостоятельной деятельностью. Как правило ведущего всегда выбираем считалкой (сами дети – мы учим), чтоб предотвратить лидерство.

На прогулке следить, чтоб все дети участвовали в игре, следим чтоб дети не переутомлялись, не и допускали чрезмерной двигательной активности, перевозбуждения, усиления потоотделения нарушение дисбаланса.

Переходим на более спокойное, малоподвижным играм: «весенний хоровод», «колокольчик» и т.др. И наоборот при жалобах на холод вовлекаем в более подвижные игры: «Мы веселые ребята», «Догонялки», «Лошадь и кучер», «Ловушки» и т.д.

Так же проводим на прогулку индивидуальную работу по тем движениям и физическим упражнениям, с которыми дети не справляются на занятиях, либо у них пониженный интерес.

Включаем следующие упражнение на ориентирование в пространстве:

1. «Скажи, что находится у тебя слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу».

2. «Назови соседа справа, слева». «Повернись на право, лево, кругом». «Сделай 2 шага в права, влево, 3 прямо – (чтоб повысить интерес прячем игрушку)».

3. Бросание мяча, прыжки в длину с места, подскоки, бег змейкой и др.

В индивидуальную работу включаем также и наблюдения; учим видеть, сравнивать и отражать в своей речи, развиваем навык наблюдений окружающей действительности, т.к. он способствует всестороннему развитию детей, что не маловажно на всех занятиях как познавательных, так и репродуктивных, развиваем активную речь, пополняем словарный запас слов новыми словами.

Поэтому правильно организованная прогулка, продуманная структура проведения на каждый день, разнообразная двигательная активность детей оказывает благоприятное влияние на общее развитие и здоровье в целом, повышает их жизненный тонус, активизирует все основные физиологические функции организма.

Нравится 0 Плохо 0




Top