История русской культуры 19 век. Яковкина Н.И., История русской культуры: XIX век - файл n1.doc

1. Введение.

2. Предреформенная Россия.

2.1 Образование и просвещение.

2.2 Успехи научной мысли.

2.3 Общественно-политическая мысль

2.4 Художественная культура

Список литературы

1. Введение.

Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века(пореформенная Россия).

На общественно - культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны - Отечественная война 1812 г. и движения декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.

Эпоха 1812 г. - важный этап в развитии национального самосознания. Общая идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Успешное завершение в войне воспринималось современниками как, национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение. “Война 1812 г. пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в политическом его существовании.” “1812 г. - эпоха, с которой начиналась новая жизнь для России и дело не только во внешнем велич ии и блеске, но прежде всего во внутреннем развитии в обществе гражданственности и образования, которые были результатом этой эпохи”.

С ростом национального самосознания связан интерес к собственной истории, особенно возросший в это время. Фактом огромного культурного значения стала “История государства Российского” Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818 г. Карамзин стал первым историком, которого стада читать публика.

Эпоха 1812 г. породила также довольно широкое распространение религиозных исканий среди части светских и духовных деятелей в России. Правительство в лице Александра I придерживалось в это время в своей конфессиональной политике принципа веротерпимости ко всем религиям наравне с православием.

Еще при Павле I была разрешена деятельность Ордена иезуитов, стремившихся к распространению католицизма в России. Александр I покровительствовал миссионерской деятельности Британского библейского общества, занимавшегося распространением Библии. В декабре 1812 г. была разрешена деятельность петербургского Библейского общества. В это время Библия издавалась на русском, французском языках, языках народов России (прежде тексты Библии существовали только на церковнославянском языке).

Однако претензии Библейского общества выступать в роли верховного арбитра в вопросах религии, вмешаться вдела православной церкви вызывали недовольство и протест со стороны и церковных иерархов, и некоторых политических деятелей (А. А. Аракчеева, архимандрита Фотия, А. С. Шишкова и др.). В изменившейся ситуации, в 1826 г., Библейское общество прекратило свое существование. Несколькими годами ранее была запрещена деятельность иезуитов в России (1820), по распоряжению правительства закрыты масонские ложи (1822).

Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 г. было, несомненно, важной вехой в общественно- культурной жизни страны. “Декабристы пробудили душу у нового поколения”. Стремление осмыслить и понять идеи дворянских революционеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, появлению новых ориентиров в официальной идеологии.

Для общественной мысли XVIII - начала XIX вв. принадлежность России к Западной Европе была фактом очевидным. Теперь, после событий 14 декабря 1825 г., осознание этой духовно- интеллектуальной связи стало восприниматься резко критически со стороны официальных властей. В правительственных документах (Манифест 13 июля 1826 г., “Донесение следственной комиссии”) декабризм объявлялся “заразой, принесенной извне”, а противопоставление России Западной Европе возводилось в принцип официальной идеологии. Мысль о превосходстве самодержавной, православной России над “гниющим” Западом стала одной из составных частей теории официальной народности. В социально - экономической жизни страны во второй четверти XIX в. все более определенно обозначались процессы, свидетельствовавшие о кризисе феодально - крепостнической системы, дальнейшем развитии капиталистического уклада, углублении социальной дифференциации.

Массовое применение техники, связанное с промышленным переворотом, т.е. переходом мануфактуры в фабрику, было качественно новым моментом в развитии производительных сил. К этому времени относится зарождение отечественного машиностроения. На заводах изготовлялись паровые двигатели, рабочие машины и механизмы, главным образом для технических предприятий. В 1831 г. В России возникло первое механическое заведение для производства сельскохозяйственных машин.

Паровые двигатели стали использоваться на транспорте. В1815 году на Неве появился первый пароход. С конца 30-х годов началось железнодорожное строительство. Открытое в 1851 г. железнодорожное сообщение между Москвой и Петербургом имело большое значение для развития внутренних экономических связей.

Но все же в первой половине XIX в. основным видом транспорта оставался гужевой и водный, а главными путями сообщений - грунтовые дороги и реки. Железнодорожных путей в России к 1861 г. насчитывалось всего около 1,5 тыс. верст, что для огромных пространств страны было очень незначительно.

Идеи национальной самобытности, используемые официальной идеологией, стали применяться в культурной политике правительства, прежде всего по отношению к системе образования и просвещения. Для ограждения России от потрясений Западной Европы и их последствий предполагалось “умножать, где только можно, число умственных плотин”. Так считал министр народного просвещения С. С. Уваров в начале 30-х годов.

Уже в последнее десятилетие царствования Александра I в школьном образовании усилилось влияние церкви и религии. В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с С.Н. Голицыным - председателем петербургского Библейского общества. В 1819 г. во всех российских университетах учреждались кафедры “ богопознания и христианского учения” и вводился курс богословия. В XVIII в. отсутствие богословия в учебном плане Московского университета отличало его от других европейских университетов. В начальных школах было запрещено изучение книги “О должностях человека и гражданина”, из курса уездных училищ исключены начала естественной истории и технологии, сократились курсы географии и истории. “Науки, изощряющие ум, не составляют без веры и безнравственности благоденствия народного, обучать грамоте весь народ принесло бы более вреда, чем пользы, науки полезны только тогда, когда как соль употребляются в меру, смотря по состоянию (т. е. сословию) людей” В этих словах был сформулирован принцип сословности образования, ставший главным в политике правительства Николая I по отношению к школе.

Одним из средств борьбы с распространением в обществе прогрессивных идей становилась цензура. Изданный в 1826 г. цензурный устав получил у современников название “чугунного”. Цензор мог по своему усмотрению сокращать текст, заменять слова и выражения. С этого времени вплоть до конца николаевского царствования усиливалось открытое гонение на передовую литературу и журналистику, а годы, последовавшие за революционными событиями 1848 г. в Западной Европе, получили печально известное название “эпохи цензурного террора”. Запрещалось к изданию все, что в малейшей степени, по мнению властей, могло повредить существовавшим в России порядкам, “ослабить должное к власти почтение”. В цензурных циркулярах 50-х годов указывалось, что “в книгах для простого народа” нельзя допускать критики правительства, церкви, описывать “бедствия крепостного крестьянства”, следовало “избегать говорить о народной воле, о требованиях к нуждам рабочих классов”.

2. Предреформенная Россия

(Первая половина XIX века.)

2.1. Образование и просвещение.

В 20-50-е годы изменилось отношение правительства к задачам, которые должна была решать школа в системе просвещения. Если в начале XIX в. приоритетным было общее образование, то теперь школа прежде всего способствовала восприятию нравственности, основанной на религиозных чувствах. В утвержденном в 1828 г. Уставе учебных заведений целью обучения считалось “при нравственном образовании доставлять юношеству средства к приобретению нужнейших по состоянию каждого познаний”.

В этот период усиливается сословность в системе образования, нарушается преемственность обучения в общеобразовательной школе, что прежде декларировать в правительственных постановлениях.

Типы школ сохранялись, но каждый из них становился сословно-обособленным. Приходские одноклассные училища предназначались для детей “самых низших сословий”, в них обучали закону божьему, грамоте и арифметике. Уездные трехклассные училища создавались для детей “купцов, ремесленников и других городских обывателей”, в их программе были русский язык, арифметика, начала геометрии, история и география. В гимназиях , которые имели семь классов, получали образование главным образом дети дворян, чиновников, богатых купцов. Рескрипт правительства 19 августа 1827 г. еще раз подтверждал, что крепостные крестьяне не должны допускаться в гимназии и университеты, они могут обучаться только в школах, где “предметы не выше тех, кои преподаются в училищах уездных” . Все эти меры правительства были направленны на укрепление сословных различий. В одном из циркуляров попечителям учебных округов министр народного просвещения С. С. Уваров подчеркивал, что “при возрастающем повсюду стремлении к образованию наступило время пещись о том, чтобы чрезмерным стремлением к высшим предметам учения не поколебать некоторым образом порядок гражданских сословий” . Однако помимо идеологической направленности, в деятельности Министерства народного просвещения было немало сделано для улучшения системы образования: увеличилась численность училищ и гимназий, проведена университетская реформа (1835).

Захарченко М.В.

Первая половина 19 века характеризуется быстрым ростом и распространением культуры. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. Церковь, подчиненная государству и воспринявшая формы западной учености, являет образцы подвижничества, утверждающего православную традицию. Вполне освоившись в пределах европейской образованности, русская культура напряженно ищет образ национально-культурной самобытности, вырабатывая национальные формы бытия в современной цивилизации. Идеи гражданственности и народности становятся ареной борьбы идеологий.

Единая тенденция по-разному реализуется в период двух царствований. Царствование Александра 1 – дворянский период культуры. Культурная инициатива русской аристократии свободно проявляется в различных сферах общественной жизни, культурное отчуждение образованного общества от народа становится предметом общественного самосознания. В царствование Николая II все больший вес получает культурная инициатива разночинцев. Различие заявленных прежде культурных стратегий оформляется в идеологии, приобретает значение политическое. Государство ведет охранительную политику, содержание его культурной стратегии определяет формула "православие, самодержавие народность".

Просвещение

В 1802 г. создано Министерство Народного просвещения, в 1804 принят Устав учебных заведений, в котором ведущая роль в организации образования отдается университетам и предполагается создание государственной системы преемственно связанных учебных заведений, по территориальному принципу объединяемых в учебные округа с центром в университете: Московский (с 1755), Казанский (1804), Дерптский, Харьковский, (1802-05), Виленский (преобразован), Варшавский (1816), СПб (1819, преобразован), Университеты (кроме Дерптского и Варшавского) не имели богословских факультетов. С 1819 учреждаются ученые степени магистра и доктора наук, для занятия должностей в университетах обязательна защита соотв. диссертаций. Университеты обладали автономией (отменена по Уставу 1835 г., восстановлена по Уставу 1863 г.). Государственная сеть (приходские училища, уездные училища, губернские гимназии, университеты). развивалась медленно, школа стала на ноги к 40-м гг., когда действовало 20 гимназий в Москве, 17 в СПб, гимназии почти в каждом губернском городе, училища в уездах, сеть приходских народных школ была развита слабо. Основной социальной базой учености и образования (слушатели и профессура Университетов) были духовные училища, системно преобразованные по Уставу 1814 года на базе существовавших прежде. Преобразованиями занималась Синодальная "Комиссия духовных училищ" (1808). В основу системы положен тот же территориальный принцип: приходские училища, епархиальные, семинарии. Сеть разделена на округа во главе с Академией. Академия - учебно-научные центры богословия нового типа: это учебное заведение, ученая корпорация и административный центр: СПб Академия (1809), Московская (1814), Киевская (1819), Казанская (1842).

Открываются технические институты: в СПб Лесной (1803), корпуса инженеров путей сообщения (1809), практический технологический (1828), артиллерийской и инженерной академии (1855), возобновлен Главный педагогический институт (1828), в Москве – высшее техническое училище (1830).

Развитие наук

Рост и развитие научных исследований обусловлен обширной деятельностью государства по институциализации науки при активной общественной инициативе, выражаемой в создании многочисленных научных обществ.

Естествознание. Естествознание развивается в русле деятельности РАН (осн. 1747, с 1803- Императорская АН, с 1836 – императорская СпбАН), факультетов университетов (по уставу 1804 г. - физико-математические факультеты, с 1834 – естественные и физико-математические отделения) и при технических учебных заведениях, Создаются лаборатории (обсерватории, физические химические, ботанические сады), развиваются научные исследования. Возникают научные общества Московское общество испытателей природы, (1805), Минералогическое общество (1817), Московское общество сельского хозяйства (1820), Рус. географическое общество (1845). При РАН организуются новые академические научные учреждения: Азиатский музей (1818), Египетский (1825), Зоологический (1832), Ботанический (1823) музеи, Пулковская обсерватория (1839, основатель и директор В.Я.Струве). Создаются научно-административные органы при министерствах: Военном (военно-топографическое депо), Морском (гидрографическое управление, Финансов (депо образцовых мер и весов), ученые комитеты при горном и сельскохозяйственном ведомствах.

В основных научных центрах – Москве и Петербурге формируются научные школы. Санкт – Петербургский университет и Академия наук: математика (П.Л.Чебышев), астрономия (В.Я.Струве), физика электромагнетизма (Э.Х.Ленц, Б.С.Якоби), химия (Г.И.Гесс, А.А.Воскресенский), эмбриология (Х.Пандер, К.М.Бэр), хирургия и анатомия (Н.И.Пирогов). Москва: аналитическая механика (Н.Д.Брашман), астрономия (Ф.А.Бредихин),геология (Г.Н.Щуровский), климатология (М.Ф.Спасский), терапия (М.Я.Мудров), физиология (В.А.Басов). Казань – геометрия (Н.И.Лобачевский), астрономия (М.А.Ковальский), химия (Н.Н.Зинин).

Бурно развиваются географические исследования: совершено около 40 кругосветных плаваний с участием астрономов, биологов, физиков и др. (И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ю. Лисянский (1803-1806),Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П. Лазарев (1819-21) и др.). Открыта Антарктида (1820), острова в океанах, собраны материалы и коллекции по океанографии, этнографии, биологии. Исследуется Сибирь (А.Ф.Миддендорф, 1842-45), Дальний Восток (Г.И.Невельской, 1848-55), Арктика и Аляска, Алтай (П.А.Чихачев, 1842), Аральское и Каспийское моря. На средства русского правительства организована экспедиция А.Гумбольда (1829 г.– Урал. Алтай. Ср. Азия). Созданы подробные карты Империи (1801-1804 – 20-верст на дюйм, 1839 – 10 в/д – Зап. России).Проведено множество геологических исследований – Донецкого горного кряжа, Подмосковного угольного бассейна, Кавказа. Урала, Забайкалья. Составлены геологические карты европейской части России.

Проявляется глубокий интерес к принципиальным мировоззренческим проблемам естествознания, возникает и развивается естественно-научный материализм, эволюционная философия (К.Ф.Рулье, школа биологов-эволюционистов: Н.А.Северцов, Я.А.Борзенков)

Гуманитарное знание

При высоком общественном и научном интересе к разысканию и широкой публикации источников по русской истории учреждается Московское общество истории и древностей Российских (1804). Археограф, член РАН А.И. Мусин-Пушкин (его библиотека погибла в Москве во время пожара 1812 г.) открыл, издал и широко пропагандировал Лаврентьевскую летопись, (с "Поучением Владимира Мономаха"), "Слово о полку Игореве". В 1829 (П.М.Строев) – Археографическая комиссия учреждена и начинает публикацию древнерусских актов и ПСРЛ. Развиваются вспомогательные исторические дисциплины.

Периоду принадлежит смена историографической парадигмы. Историографию, основанную на самодержавной идее ("последний летописец" Н.М. Карамзин) сменяет историография, исходящая из идеи развития, осуществляющегося в борьбе исторических сил (С.М. Соловьев – 29- томная "История России"). Историки осмысляют основания русской историографии (Н.М.Полевой, М.Т.Каченовский, К.Д. Кавелин и др.).

Развивается всеобщая история, изучение истории как западных, так и восточных стран: европейская медиевистика (Т.Н.Грановский, Московский университет), славяноведение (В.И.Ламанский), китаеведение (иер. Иакинф (Н.Я.Бичурин)), монголоведение (И.Н.Березин, Казань). В начале 19 века создано отделение русского языка и словесности Имп. АН. Закладываются основание научных методов в русской филологии и лингвистике (А.Х.Востоков, И.И. Срезневский).

Развивается книгоиздание, книготорговля, периодическая печать.

С 1802 года, после правительственного указа, разрешающего открытие вольных типографий, издательское дело становится постепенно популярным. Книжная торговля (А.Ф.Смирдин) способствует изданию и распространению рождающейся русской литературы. Периодическая печать до 1825 года концентрируется в столицах. В 1809 г. из 77 названий - 9 газет, 68 журналов (1. С.40), причем из них на долю провинциальной прессы приходится 3 наименования в 1813 г., а в 1817 – 7. Издания неустойчивы, краткосрочны. С 1825 возникают специализированные издания, научные журналы, собственная пресса в провинции. Издания приобретают собственную постоянную публику с постоянным интересом, становятся устойчивыми. Большое влияние на умонастроения общества приобретают литературные журналы. (Журнал Ф.Булгарина "Северная пчела" - тираж 2000 экз.).

В библиотечном деле по-прежнему большое значение имеют частные собиратели. Большое значение имеет деятельность сановников и ученых - Н.П. Румянцева и Ал. Ив. Мусина- Пушкина по собиранию и изданию памятников древнерусской письменности. Библиотека Н.П. Румянцева в СПб насчитывает – 28 512 тт). в т.ч. книги Гутенберга и Ивана Федорова.

К государственным библиотекам, действующим с 1728 г. (библиотека Академии наук, потом - ведомственные библиотеки учебных институтов) в начале 19 в. – прибавляются коммерческие публичные библиотеки. В 1812 году в СПб открывается общедоступная публичная государственная библиотека (директор А.Н.Оленин, сотрудник – Н.И. Гнендич). Ее фонды выросли с 243 тыс. в 1812 г. до – 500 тыс. к 1850, из них русский фонд вырос от 2300 ед. в 1812 г. 30 тыс. в 1850 г. Круг чтения в начале века - это преимущественно иностранная литература на иностранных языках, для широкой публики – иностранные романы. К середине века заметно растет интерес к отечественной литературе (первыми стали популярны Карамзин, Пушкин, Жуковский). Тираж "Истории" Карамзина 3 тыс экз. в 1818 году ушел за 25 дней.

Развивается переводческая деятельность. На русский язык переводится классика мировой словесности. (И. Гнедич – перевод Гомера, В.Карпов – пер. Платона, Оптина Пустынь - переводы Св. Отцев), Увлечение созданием домашних библиотек достигает и провинциальных дворян. Разночинная интеллигенция к середине века становится заметным читателем, получает большую популярность научная, общественно-политическая литература. Новинки иностранной научной и популярной литературы незамедлительно достигают России: выписываются, реферируются, переводятся, обсуждаются в печати.

Становление русской литературы, живописи, театра, музыки происходит в русле общей для Европы и России стилевой эволюции. Классицизм на исходе 18 века сменяется сентиментализмом, далее возникает романтизм, затем реализм. Художественные школы развиваются под влиянием Академии Художеств. Порядок обучения здесь, неизменный в течении всего 19 века, воспитывает огромное трудолюбие. Классицизм и академизм в русской живописи – Ф.А. Бруни. И.П.Матрос развивает тему патриотических чувств, служения родине, сюжеты берут из античной, библейской и из русской истории. Сентиментализм – А.Г.Венецианов. В русле романтизма – портретная живопись, народный быт (О.Кипренский, Карл Брюллов). Реализм (П.А.Федотов) – образы действительности.

Развивается театр. Крепостные театры постепенно сменяются "вольными" – государственными и частными (однако практика продажи крепостных артистов по-прежнему в силе). Театры в СПб – Эрмитажный, Большой, Малый; труппы - драматическая, оперная, балетная, русские и приезжие: французская и итальянская. 1832 – Александринский театр. В Москве – построены Малый и Большой театры. Возникают отделы театральной критики в периодике. 1808 – первый театральный журнал. Артисты – балерина Истомина, драматический актер П.С.Мочалов (играет Шекспира, Шиллера), в стиле реализма славен М.С.Щепкин.

Отечественная словесность является мощным фактором национального самосознания и выражает его развитие. Действуют литературные салоны (В.А.Жуковский, А.Н.Оленин), общества распространения культуры, способствующие формированию национальной словесности ("Вольное общество любителей российской словесности, наук и культуры" (1801-1812), "Беседа любителей русского слова" под предс. Г.Р.Державина, также кн. Шаховской, кн. Ширинский-Шихматов, адм. А.С. Шишков, гр. Хвостов). Это первая радость свободного художества, восприятие влияний западных литератур, подражательность и доверчивое ученичество, обретение собственного исторического опыта творческой деятельности в универсальных культурных формах.

С 1825 г. – время "реакции", современники оценивают как "время углубленной умственной работы, переоценки ценностей, собирания сил". В 1826 г. действует строгая цензура, запрещено печатать анонимные произведения. В 30-40 гг формируется литературное направление "официальной народности" (исполнение формулы ""православие самодержавие), где культивируется охранительное начало (Ф.В. Булгарин, Н.В.Кукольник, Н.И.Греч. М.Н.Загоскин). Роман М.Загоскина "Юрий Милославский (1829) отражает идею единения народа вокруг царя в годины испытаний. Эти литературные произведения популярны, покровительствуемы Бенкендорфом и царем. В оппозиции официальной народности развиваются литературные течения "социального" направления и творческие поиски литературного выражения самосознания народа.

Формируется русская эмиграция (А.И.Герцен). С 40-е гг. в литературной критике остро зазвучала социальная тема. Глашатай реализма В.Г.Белинский акцентирует в реалистическом направлении критический анализ действительности, тему маленького человека и бедственного положения социальных низов общества. (И.С.Тургенев, И.И. Панаев, Д.В. Григорович, Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин).

Становление нового литературного языка происходит в драматической борьбе сторонников радикальной "прививки" универсальных грамматических форм и радетелей сохранения и взращивания живых церковнославянских и народных корней русского языка. В русской филологии и литературе растет интерес к устной и письменной народной традиции (к "живой народности"). Музыка и музыковедение, литература и филология включаются в собирательство образцов устной народной традиции (А.С.Пушкин, И.В Киреевский, Ф. Буслаев). В творчестве А.С.Пушкина национальное самосознание послепетровской России находит органическое выражение в языке и литературной форме.

Богословие и философия

Александровская эпоха – период "борьбы за богословие", николаевская - "философского пробуждения".

Дух Александровской эпохи пронизан мистицизмом, активно воспринимается немецкий мистицизм, масонская мистика (Эккартсгаузен, Сен-Мартен, Сведенборг, Фенелон). Масонские ложи и организации (ложа "Умирающего Сфинкса", Лабзин (1766-1825)) собирают образованные силы общества (Витберг, Херасков, Н.Тургенев), оказывают воздействие на тайные общества (Арзамас, Союз благоденствия, Зеленая Лампа), заметно влияют на направление культурной жизни.

Возобладала идея "универсального", "внутреннего", надконфессионального христианства, проводимая самим императором в русле манифеста Священного Союза (1815). В 1817 г. учреждается Министерство духовных дел и народного просвещения" (кн. А.Н.Голицын (1773-1844)). "Сугубое министерство" хочет пробудить в массах религиозную потребность и вместе с тем навязать новую государственную религиозную идею, призванную заместить историческую Церковь ("министерство затмения" – Карамзин). В этой двусмысленной обстановке выдвигается идеал просвещенного духовенства, призванного активно участвовать в народно-государственной жизни, которому место на верхах общества, и начинают вырабатываться основания православного богословия, правильно обустраивающего законный путь веры, дабы предупредить уклонения на незаконные пути, прилагаются усилия к распространению богословских познаний. Язык преподавания в духовных школах становится русским, издается. Митрополит Московский Филарет (Дроздов), пишет русский катехизис для народа. Издание Библии на русском языке (идея, поддерживаемая митр. Филаретом) находится в руках надконфессионального Библейского общества (учр. 1804), деятельность которого вызывает резкую оппозицию (адм. Шишков, архим. Фотий). Общество упразднено в 1825 г.

К середине века русская богословская школа, становится на один исторический уровень с западной, в содержании образования. Складываются доминанты русской православной богословской школы: интуиция Священной истории, религиозный интерес к прошлому, единство философского умозрения и свидетельства Откровения (2, с. 232). В духовных школах вызревает философская ученость, (Ф. Голубинский, В.Н.Карпов, переводчик Платона, О.М.Новицкий, П.Д.Юркевич). Практическое аскетическое богословие являет себя в деятельности святых подвижников преп. Серафима Саровского, преп. Игнатия Брянчанинова, святых отцов Оптиной пустыни.

В Николаевскую эпоху потребность в философии вырастает из созревшей необходимости сознательно увидеть себя в русле исторической жизни народов. Философия развивается по двум направлениям – как философия природы (Павлов, И. Давыдов, А.Герцен) и философия истории, в русле которой оформляется основная идеологическая оппозиция 19 века - "славянофилов" (А.С.Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские) и "западников" (А.И.Герцен, Т. Грановский). Водораздел проходит по линии понимания религиозной судьбы России и, шире, историософского значения религиозной идеи. Переживая мощное влияние немецкой классической школы (Гегель, Шеллинг), русская мысль осознает необходимость восхождения к ее началам. Это вдумчивое ученичество, обращение к корням собственной культуры, народным и церковным, переосмысление плодов цивилизации в "двойном свете" западного и собственного исторического опыта.

Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. Статьи "Российская империя", "Университеты"

2. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж. 1937 (репринт)

3. Н.И.Яковкина. Очерки русской культуры первой половины 19 века. Учебное пособие. Изд-во ЛГУ,1989


Захарченко М.В. Первая половина 19 века характеризуется быстрым ростом и распространением культуры. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не

Начало 19 века в России было ознаменовано культурным подъемом, получившим название «золотой век». Русская славилась на весь мир и опережала во многом другие европейские страны. В искусстве утверждался классицизм, который нашел свое отражение в архитектуре, литературе, музыке.

При императоре Александре I проводилась политика «просвещенного абсолютизма», направленная на развитие образования, поддержку промышленности, она покровительствовала наукам и искусствам.

Взошедший на престол в 1825 году Николай I проводил которая опиралась на полицию и бюрократию.

Архитектура начала 19 века

Большое влияние на разные сферы искусства и общественной жизни оказала победа в Отечественной войне 1812 года. Поэтому русская культура первой половины 19 века отличается патриотическими настроениями. Отражение тех славных событий можно проследить в архитектуре. Талантливый архитектор, выходец из Андрей Никифорович Воронихин стал создателем Казанского собора. Он был задуман Павлом I как подобие собора Св. Петра в Риме. Воронихин смог удачно вписать здание в ансамбль центрального для Петербурга Невского проспекта. Казанский собор, ставший мемориалом года, стал местом погребения фельдмаршала М. И. Кутузова. На отделку иконостаса ушло сорок пудов серебра, которое похитили французы и вернули казаки. Здесь хранились штандарты и знамена французских войск.

Живопись

В живописи развивалось искусство портрета. Одним из значимых русских художников-портретистов этой эпохи признан О. А. Кипренский. русская культура 19 века развивала в период политических потрясений, царивших в Европе, где шли захватнические войны Наполеона. К этому периоду относится знаменитый портрет гусарского полковника работы Кипренского. В женских портретах Кипренский передавал теплоту и лиричность образов. Художник стремился на своих полотнах показать людей, которые отражали историческую эпоху.

XIX век стал Золотым веком русской культуры. Господствующим видом искусства становится литература. Смена литературных направлений определяет развитие всей эпохи.

Русская культура 19 века и Европа

Начиная с реформ Петра I Россия находилась под мощным культурным влиянием Европы. Особенности развития культуры 19 века выразились в проникновении западных стилей и направлений.

Кратко о культуре 19 века в России сказал А. И. Герцен: на реформы Петра Россия ответила гением Пушкина.

Литературные стили

На рубеже XVIII-XIX вв. в литературе утвердился сентиментализм. Его ведущим представителем стал Н. М. Карамзин.

В 20-е гг. XIX века на смену сентиментализму приходит романтизм. Прежде всего это связано с творчеством В. А. Жуковского.

Рис. 1. Портрет В. А. Жуковского. О. А. Кипренский. 1815.

Романтиками были поэты-декабристы:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • К. Ф. Рылеев,
  • В. К. Кюхельбекер,
  • А. И. Одоевский.

С 30-х гг. в русской литературе ведущим направлением становится реализм. А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь заложили основы современного русского языка. Русская литература вступила в свой Золотой век.

Во второй половине XIX века русские писатели прочно утверждаются в мировой литературе. Произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова относятся к критическом реализму. В них поднимаются важнейшие философские и нравственные проблемы человечества.

Архитектурные стили

В первой трети XIX века в русской архитектуре наступает период “строгого” классицизма или ампир. Он пришел в Россию под влиянием наполеоновской Франции и представлен архитекторами:

  • К. Росси (Александринский театр);
  • А. Д. Захаров (Адмиралтейство);
  • А. Н. Воронихин (Казанский собор).

В 30-50-е гг. XIX века формируется новое направление – эклектика или историзм. В отечественной архитектуре оно проявилось в появлении русско-византийского стиля. По проектам К. А. Тона были построены:

  • Храм Христа Спасителя,
  • Большой Кремлевский дворец,
  • железнодорожные вокзалы в Москве и Петербурге.

Рис. 2. Современный вид Храма Христа Спасителя.

Во второй половине XIX века разновидностью эклектики стал псевдорусский стиль. Он представлен следующими архитекторами:

  • А. А. Семенов (Исторический музей в Москве);
  • Д. Н. Чичагов (московская Городская дума);
  • А. Н. Померанцев (современный ГУМ).

Стили в живописи

В первой половине XIX века в творчестве русских художников преобладали классицизм и романтизм. Для первого было характерно использование античных и библейских сюжетов. Ведущими представителями классицизма были Ф. А. Бруни и Ф. И. Толстой.

Художники-романтики предпочитали портретную и пейзажную живопись. Среди них выделяются:

  • С. Ф. Щедрин;
  • О. А. Кипренский;
  • А. Г. Венецианов.

Особое место занимает К. П. Брюллов, вершиной творчества которого является картина “Последний день Помпеи”.

Во второй половине XIX века в живописи прочно утверждается реализм. В 1870 г. возникает “Товарищество передвижных выставок”, в котором объединились художники-реалисты:

  • И. Е. Репин,
  • Н. Н. Ге,
  • И. Н. Крамской и др.

Скульптура XIX века

Особое значение в России имела монументальная скульптура, представленная в следующей таблице:

Учебная программа

Самара 2010


Введение

Предмет и задачи курса. Отличительные черты русской культуры 19-го столетия. Возрастание ее роли в мировой культуре. Периодизация культурного процесса. История изучения данного этапа развития русской культуры. Основные собрания и публикации памятников культуры России XIX века.

1. Особенности русской культуры первой половины XIX века. Наука, образование, книжное дело и периодика

Предпосылки “золотого века” русской культуры. Влияние экономического развития, укрепления хозяйственных и торговых связей, распространения отходничества на культуру. Столица и провинциальный город, усадьба и деревня в культурном процессе. Культурно-информационная инфраструктура: пути сообщения, транспорт, почта.

Политика государства в области культуры. Цензура. Рост общественного интереса к вопросам культуры. Меценатство. Межнациональные и зарубежные культурные связи.

Война 1812 года и подъем национального самосознания. Возрастание интереса к отечественной истории. “История государства Российского” Н.М. Карамзина. Начало систематического собирания и публикации источников по русской истории. Интерес к фольклору со стороны образованной части общества. П.И. Киреевский. Научные учреждения и общества. Успехи естественных и гуманитарных наук в России. Выдающиеся деятели науки и техники. Великие географические открытия русских мореплавателей.

Реформы в области образования при Александре I и Николае I. Рост числа начальных школ различных ведомств. Уровень грамотности дореформенной России. Развитие религиозной, профессиональной, средней общеобразовательной и высшей школы. Художественное образование в России. Изменения в Академии художеств. Открытие Московского училища живописи и ваяния.

Формирование системы культурно-просветительских учреждений. Библиотеки. Возникновение государственной публичной библиотеки в Петербурге. Музеи. Открытие для широкой публики Оружейной палаты Кремля и Императорского Эрмитажа. Частные собрания.

Книгоиздательское дело и книжная торговля. Крупнейшие издатели. Рост периодики. Журналы, их тематическая и идейная направленность. Разнообразие столичных газет. “Губернские ведомости” – первые официальные газеты в провинции.

2. Литература, эстетическая и общественно-политическая мысль, музыка и театр первой половины XIX века

Литература - ведущая область русской культуры первой половины XIX века и основная форма выражения общественно-политических идей. Художественные направления в литературе.

Сентиментализм Н.М. Карамзина и его последователей. Споры о литературном языке и стилистике. А.С. Шишков и “Беседа любителей русского слова”. Романтизм 1810-1820-х гг. В.А. Жуковский. Литературные общества “Арзамас”, “Зеленая лампа”, “Вольное общество любителей русской словесности”. Литературные салоны и их расцвет во второй четверти XIX в. Реализм. Становление русской классической литературы “золотого века” и утверждение новых норм литературного языка в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и их современников. Темы патриотизма, гражданственности, народа в творчестве русских писателей. Нравственность и гуманизм русской литературы. Исторические романы М. Загоскина и И. Лажечникова.

“Натуральная” школа и “критический” реализм в 1840-1850‑е гг. Превращение литературно-художественной критики в оружие идейной и общественно-политической борьбы.

Основные направления общественно-политической мысли. Углубление идейного размежевания в общественном сознании. Идеи декабристов и их влияние на общество. Теория “официальной народности”. “Философические письма” П.Я. Чаадаева и споры вокруг них. Интерес к классической немецкой философии в России. Западники и славянофилы – российские либералы. Русский утопический социализм. В.Г. Белинский. А.И. Герцен.

Развитие эстетической мысли. “Вольное общество любителей Российской словесности, наук и художеств”, “Общество поощрения художеств”, их роль в развитии культуры и искусства. Первые художественные журналы в России.

Связь театрального и музыкального искусства с литературой, с идейными спорами, общественными настроениями. Основные центры театральной культуры. Малый театр и его роль в становлении реализма на русской сцене. М.С. Щепкин и другие выдающиеся актеры. Театр в провинции. Утверждение национальной школы в оперной и симфонической музыке. М.И. Глинка. А.С. Даргомыжский. Музыка в быту. Русский романс.

3. Высокий классицизм в архитектуре Петербурга первой половины XIX в.

Архитектура первой трети ХIХ в. Основные черты стиля высокого (позднего) классицизма. Развитие городского ансамбля при строительстве общественных зданий. Синтез архитектуры и скульптуры. Внедрение новых технических приемов и новых строительных материалов. Два этапа в развитии архитектуры позднего классицизма, до войны 1812 года и после ее окончания.

Первый этап высокого классицизма Петербурга. Д. Кваренги. Смольный институт. А.Н. Воронихин. Его работа в малых архитектурных формах и декоративном искусстве. Казанский собор и создание городского ансамбля на главной улице Петербурга. А.Д. Захаров. Здание Адмиралтейства и принцип решения крупного ансамбля в историческом центре Петербурга. Роль скульптурной декорации в оформлении фасада и интерьеров. Проектирование ансамбля Стрелки Васильевского острова. Тома де Томон. Биржа. Ростральные колонны.

Второй этап высокого классицизма Петербурга. К.И. Росси – великий архитектор, мастер монументальных и величавых построек, крупных городских ансамблей. Михайловский дворец. Здание Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади. Александринский театр, площадь и улицы, примыкающие к нему. Здание Сената и Синода, Сенатская площадь. Усиление роли декоративных элементов и скульптуры в художественном решении зданий.

Завершение застройки Стрелки Васильевского острова. И.Ф. Лукини. Здания Таможни и пакгаузов. Архитектурное творчество В.П. Стасова. Павловские казармы в Петербурге. Проекты полковых соборов. Участие В.П. Стасова в застройке Москвы (Провиантские склады) и Костромы (Табачные ряды). Жилые постройки архитекторов П. Жако и Д. Адамини. Петербургские мостостроители В.И. Гесте, Е.А. Адам, Г. Треттер и их сооружения: Зеленый (Полицейский), Трехколенный, Почтамтский и Банковский мосты.

4. Архитектура классицизма первой половины XIX века в Москве, подмосковных усадьбах и провинциальных городах. Переход от классицизма к эклектике в середине XIX в.

Особенности московской архитектурной школы высокого классицизма. Необходимость решения важных градостроительных задач после пожара Москвы в 1812 г. Роль архитектора О.И. Бове в создании нового облика древней столицы. Реконструкция Красной площади. Закладка Александровского сада у кремлевской стены на месте поймы реки Неглинной. Здание Манежа (совместно с инженером А. Бетанкуром) и Манежная площадь. Здание Большого театра (совместно с А.А. Михайловым) и ансамбль Театральной площади. Триумфальная арка. Роль скульптур работы И. Витали в ее решении. Первая Градская больница. Церковь Всех Скорбящих Радости.

Своеобразие композиционных решений жилых и общественных зданий Д.И. Жилярди в Москве. Дом Луниных на Никитском бульваре. Здание Опекунского совета на Солянке. Реконструкция здания Московского университета. Ансамбли загородных усадеб Высокие Горы и Кузьминки. А.Г. Григорьев – ученик и последователь Д.И. Жилярди. Особняки Хрущевых и Станицкой на Пречистенке. Церковь Большое Вознесение у Никитских ворот. Особенности московского “ампира”, черты камерности, лиризма. Типовые приемы скульптурной декорации. А. Витберг. Проект Храма Христа Спасителя в Москве. Е.Д. Тюрин. Собор Богоявления в Елохове.

Ансамбль подмосковной усадьбы Юсуповых в Архангельском. Участие в его создании крепостных архитекторов и мастеров. Садово-парковое дело в России. Расцвет пейзажного искусства.

Причины разложения стиля классицизма и перехода к эклектике (историзму). Появление новых типов зданий и сооружений: музеев, железнодорожных вокзалов, магазинов-пассажей и др. Эклектика в Петербурге. О. Монферран. Исаакиевский собор и Александрийская колонна. А.П. Брюллов. Лютеранская церковь святого Петра. Аничков мост (совместно с инженером А.Д. Готманом и скульптором П.К. Клодтом). А.И. Штакеншнейдер. Дворец Белосельских-Белозерских. Интерьеры Зимнего дворца. Л. Кленце. Новый Эрмитаж. Р.А. Желязевич. Пассаж.

Архитектурная эклектика Москвы. Работы М.Д. Быковского в Страстном и Ивановском монастырях. К.А. Тон. Храм Христа Спасителя. Большой Кремлевский дворец. Оружейная палата. Железнодорожные вокзалы в столицах.

Провинциальный классицизм и эклектика. Памятники и ансамбли Ярославля, Костромы, других городов России. Творчество губернских архитекторов. П.Я. Паньков. П.И. Фурсов. Воспроизведение приемов каменной архитектуры классицизма и эклектики в деревянной застройке. Памятники Вологды.

5. Особенности живописи первой половины XIX века. Мастера романтического портрета О.А. Кипренский, В.А. Тропинин и их современники

Своеобразие позднего классицизма в живописи. Стилевое разнообразие в произведениях искусства. От классицизма к романтизму и реализму.

Творчество В.К. Шебуева и его деятельность в Академии Художеств. “Гадание. Автопортрет”. А.И. Варнек. “Автопортрет” и “Портрет графа Т. Потоцкого”. П.Е. Заболотский “Портрет М.Ю. Лермонтова”.

О.А. Кипренский. Ранний период творчества. Портреты мальчика Челищева, Хвостовой, Давыдова, Ростопчиных, Жуковского, Уварова. Графические портреты периода Отечественной войны. Пенсионерская поездка в Европу и возвращение на родину. Поздний период творчества. Портреты Авдулиной, А.С. Пушкина. Эволюция образа художника в автопортретах Кипренского. Черты романтизма и реализма в работах Кипренского. Новаторство художника в содержании портретных образов и в формах выражения.

В.А. Тропинин. Развитие интимного портрета. Своеобразие творческих приемов, проявление жанровых элементов и формирование нового типа портрета. Работы московского периода. “Портрет сына”, “Портрет П.А. Булакова”, “Портрет А.С. Пушкина”, “Гитарист”, “Кружевница”, “Белошвейка”, “Пряха”, “Автопортрет”, “Портрет И.П. Шереметевской”.

Народный бытовой портрет. Произведения непрофессиональных, неизвестных и провинциальных художников.

6. Утверждение в русском искусстве первой половины XIX века пейзажа, бытового жанра, натюрморта

С.Ф. Щедрин – основоположник русского лирического пейзажа. Романтическая окраска творчества художника и его эволюция в итальянский период. Элементы жанра в пейзажах Щедрина. “Новый Рим. Замок св. Ангела”. “Берег Сорренто с видом на остров Капри”. “Большая гавань на острове Капри”. “Терраса, обвитая виноградом”. “Терраса на берегу моря. Капуччини близ Соренто”. “Набережная Мерджеллина в Неаполе”.

А.Г. Венецианов. Ранние работы и карикатуры. Жанровые композиции и пейзажные изображения русской природы. “Гумно”. “На пашне. Весна”. “На жатве. Лето”. Отдельные крестьянские образы, характер их трактовки, приемы идеализации. “Захарка”. “Пряха”. “Девушка с теленком”. “Жнецы”. “Девушка с бураком”. “Спящий пастушок”. “Девушка в платке”. Автопортрет и портреты В.К. Головачевского, В.С. Путятиной, дочерей художника, В.П. Кочубея. Интерьер в картинах Венецианова. “Утро помещицы”. Школа Венецианова. Г.В. Сорока. “Кабинет дома в Островках”, “Рыбаки”, “Портрет А.Г. Венецианова”, “Автопортрет”. Е.Ф. Крендовский. “Сборы на охоту”. А.В. Тыранов. “Мастерская художников братьев Чернецовых”, “Вид на реке Тосно”. Н.С. Крылов. “Зима”. С.К. Зарянко. “Портрет Ф.П. Толстого”, “Мужской портрет”. К.А. Зеленцов. “В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях”.

Пейзажная живопись М.Н. Воробьева (“Вид Дворцовой набережной”, “Вид пристани с египетскими сфинксами днем”), М.И. Лебедева (“Аричча близ Рима”, “В парке”), А.М. Дорогова (“Вид Константинополя”). Кавказские, крымские и волжские пейзажи братьев Н.Г. и Г.Г. Чернецовых. Г. Чернецов как мастер группового портрета. Развитие от романтического к реалистическому пейзажу в творчестве И.К. Айвазовского (“Вид Одессы в лунную ночь”, “Девятый вал”, “Черное море”).

Русский натюрморт. И.Т. Хруцкий. “Цветы и плоды”. Другие жанры в творчестве этого художника.

7. Исторический жанр в живописи первой половины XIX века. Творчество К.И. Брюллова и А.А. Иванова. Зарождение критического реализма

Исторический жанр. Кризис академического искусства. Ф.А. Бруни. “Смерть Камиллы, сестры Горация”. “Медный змий”. Росписи Исаакиевского собора.

К.И. Брюллов. Эволюция творчества. Сочетание традиций классицизма с чертами романтизма и реализма. “Итальянский полдень”. “Вирсавия”. Картина “Последний день Помпеи” и ее место в русской исторической живописи. Портрет в творчестве Брюллова. “Всадница”, портреты Н. Кукольника, А. Струговщикова, Ю. Самойловой, Е.П. Строгановой, великой княгини Елены Павловны, М.-А. Ланчи, автопортреты.

А.А. Иванов. Философская глубина и психологизм произведений. Ранние работы. “Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора”, “Аполлон, Кипарис и Гиацинт, занимающиеся музыкой”, “Явление Христа Марии Магдалине”. Работа над картиной “Явление Христа народу”. Характер замысла и особенности его воплощения. Этюды к картине. Жанровые работы и пейзажи Иванова. Эволюция миросозерцания.

Графика и ее значение в развитии русского искусства. Военные картинки 1812 года И.И. Теребенева и других авторов. Зарождение критического отношения к действительности. Работы В.Ф. Тимма и Т.Г. Шевченко. Сближение графического искусства с литературой своего времени. Иллюстрации А.А. Агина к “Мертвым душам” Н. Гоголя и Г.Г. Гагарина к “Тарантасу” В. Сологуба.

П.А. Федотов и развитие бытового жанра. Ранние графичекие работы. Обращение к станковой живописи. “Разборчивая невеста”, “Свежий кавалер”, “Завтрак аристократа”, “Сватовство майора”. Поздние произведения. “Вдовушка”, “Игроки”, “Анкор, еще анкор!”. Портрет и пейзаж в творчестве Федотова. Воздействие Федотова на русскую живопись.

8. Скульптура и декоративно-прикладное искусство первой половины XIX в.

Связь скульптуры с архитектурой. Работы мастера-каменотеса С.К. Суханова на здании Биржи и ростральных колоннах. Жанры скульптуры и ее стилевая эволюция. Мотивы сентиментализма в скульптуре. П.П. Соколов. “Молочница с разбитым кувшином”.

И.П. Мартос – блестящий выразитель идей русского классицизма в различных жанрах. Путь скульптора от ранних произведений к зрелому периоду. Стилистика позднего классицизма в работах начала ХIХ столетия. Тема надгробия, развитие идеи и формы ее выражения. Рельефы Казанского собора (совместно с И.П. Прокофьевым). Памятник Минину и Пожарскому.

Ф.Ф. Щедрин и И.И. Теребенев. Путь к монументальному стилю. Патриотический пафос их работ. Решение синтеза скульптуры и архитектуры в здании Адмиралтейства.

С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский. Монументальные и декоративные работы. Скульптурные группы у здания Горного института. Колесницы Славы над аркой Генерального штаба и Аполлона на Александринском театре. “Русский Сцевола”. Портретные работы. Надгробные памятники.

Ф.П. Толстой и его место в скульптуре классицизма. Своеобразие творческого пути. Медали в память Отечественной войны 1812 года. Барельефы. Круглая скульптура. Графика Ф.П. Толстого.

Б.И. Орловский. Станковая скульптура, памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором. П.К. Клодт. Скульптурные группы на Аничковом мосту, памятники Николаю I и И.А. Крылову.

Н.С. Пименов и А.В. Логановский, их скульптуры играющих крестьянских парней. И.П. Витали в оформлении Триумфальных ворот в Москве и Исаакиевского собора в Петербурге. Портреты работы И.П. Витали и С.И. Гальберга. Н.А. Рамазанов. “Портрет Н.В. Гоголя”. А.И. Теребенев. Атланты портика Нового Эрмитажа.

Малые скульптурные формы в украшении бытовых предметов. Я. Самарин.

Декоративно-прикладное искусство в культуре России первой половины ХIХ века. Его особенности и виды. Вклад Академии Художеств и крепостных мастеров в развитие декоративного искусства. Художественное ремесло в убранстве царских резиденций (Зимний дворец, Большой Кремлевский дворец и др.), музеев (Новый Эрмитаж), аристократических усадеб (Архангельское) и в быту: мебель, светильники, декоративные вазы, изделия из камня и металла. Обработка малахита – вершина русского камнерезного дела. Малахитовая гостиная Эрмитажа. Ювелирное искусство. Произведения в стиле “второго (или “ложного”) барокко” фирмы Никольс и Плинке и фабрики Сазикова. Табакерки и другие изделия мастера И.В. Кейбеля. Становление ювелирной фабрики И. Губкина. Ордена и медали. Церковная утварь. Посуда. Распространение самоваров. Фарфор. Стекло. Одежда и мода. Освоение изготовления и украшения булатной стали (Златоуст), флинтглясса (Гусь-Хрустальный), папье-маше (Федоскино), “мороза” по жести (Великий Устюг).

9. Особенности русской культуры второй половины XIX века. Наука и просвещение, книжное дело и периодика, графика и фотография

Влияние отмены крепостного права и реформ 1860-1870-х гг. на культурный процесс. Отражение в культуре экономического развития и изменений в социальной структуре общества. Социокультурный облик пореформенного города. Усиление влияния города на культуру села. Закат усадебной культуры. Расширение возможностей культурного обмена и распространения достижений культуры в связи с развитием транспорта, почты, телеграфа, звукозаписи.

Правительственный курс и преобразования в области культуры в царствование Александра II и Александра III. Отношение к культуре различных общественных сил и течений. Частная инициатива и благотворительность в области культуры. Международные культурные связи России и ее вклад в мировую культуру второй половины XIX века.

Условия развития науки и техники. Первые научные съезды в России. Научно-просветительское движение. Влияние успехов естественных наук на духовную и умственную жизнь. Выдающиеся достижения русских ученых и изобретателей. Подъем исторической науки. С.М. Соловьев. В.О. Ключевский. Русские путешественники, географы, этнографы, фольклористы.

Объективные условия развития просвещения в эпоху капиталистической модернизации. Политика властей в отношении начальной школы. Министерские школы. Участие интеллигенции в развитии народного образования. Появление и расцвет земской школы. Роль церкви в распространении грамотности и просвещения. Церковно-приходские школы. Воскресные школы и формы внешкольного образования. Состояние общего среднего и профессионального образования. Гимназии. Реальные училища. Технические училища. Университеты и высшая специальная школа. Эволюция художественного образования. Основание консерваторий в Петербурге и Москве. Женское образование. Высшие женские курсы в Москве и Петербурге.

Развитие системы культурно-просветительских учреждений. Развитие искусствоведческой науки, музейного дела. Художественные и промышленные выставки. Общедоступные музеи и частные коллекции. Создание Третьяковской галереи. Библиотеки. Открытие публичной библиотеки в Москве. Книгоиздание. Распространение книги в народной среде. Лубочная литература. Офени. Русская периодика в столицах и провинции. Эмигрантские и подпольные издания. Книжная и журнальная графика. Появление и распространение фотографии в России.

10. Общественно-политическая мысль, литература, театр и музыка второй половины XIX века

Основные проблемы социально-политической и экономической жизни в русской общественной мысли. Активизация общественной жизни и идейной борьбы. Охранительное течение и его идеологи. Русский либерализм, разнообразие его проявлений. Подъем радикальной революционной мысли. Демократы-“шестидесятники”. Народничество. Распространение марксизма в России. Нравственно-религиозные поиски русских мыслителей. Почвенничество. Создание Н.Я. Данилевским теории культурно-исторических типов. Философские и эстетические идеи времени.

Расцвет критического реализма в русской литературе второй половины XIX века и ее обличительный пафос. Нигилизм как общественно-культурное явление и антинигилистическая литература. Гуманизм и просветительство в литературных произведениях. Отход ведущих мастеров слова от “злобы дня” к общечеловеческим, философско-нравственным проблемам. Отражение в литературе утраты общественного оптимизма демократической интеллигенцией.

Художественные достижения выдающихся русских писателей и общественное звучание их творчества, жизни и деятельности. Н.Г. Чернышевский. И.С. Тургенев. И.А. Гончаров. Н.А. Некрасов. Ф.М. Достоевский. Л.Н. Толстой. А.П. Чехов. В.Г. Короленко. Влияние литературной критики на формирование идейных воззрений и художественных вкусов читателей. Развитие публицистики, ее тем и направлений.

Театральная и музыкальная жизнь столиц и провинциальных городов. Утверждение в драматургии и музыке принципов реализма, народности, национального своеобразия. Театр А.Н. Островского. Композиторы “Могучей кучки”. Музыкальный мир П.И. Чайковского. Формирование русской оперной национальной исполнительской школы. Становление русской хореографической школы. Романс и песня. Фольклор в музыкальной культуре. Духовная музыка.

11. Архитектура второй половины XIX века

Внедрение в архитектуру достижений промышленного прогресса, совершенствование строительной техники, дальнейшее развитие типологии зданий. Тенденция перехода от дворца к особняку, от усадьбы к даче. Упадок дворянской усадьбы и появление новых объектов садово-паркового искусства. Карабиха. Абрамцево. Спасское-Лутовиново. Ясная Поляна. Городские и курортные бульвары, сады, парки. Появление типа многоэтажного доходного дома. Негативные последствия капиталистического развития городов – хаотичность застройки, диспропорции и несогласованность в масштабах сооружений, резкий контраст между торжественным и парадным центром и убогими окраинами.

Смешение “исторических” стилей, исчезновение из их числа классицистических традиций. Использование принципа стилизаторства – имитации в убранстве фасадов зданий типичных форм и деталей одного или сразу нескольких стилей (ренессанса, готики, мавританского и др.) Дворец Великого князя Владимира Александровича (арх. А.И. Резанов), Архив Государственного Совета (ныне РГАВМФ) и дворец Великого князя Михаила Михайловича (арх. М.Е. Месмахер), Балтийский вокзал и особняк Штиглица (арх. А.И. Кракау) – петербургские постройки в стиле неоренессанс.

“Русский” (или псевдорусский) стиль как одна из разновидностей эклектики. Этапное событие в его оформлении – постройка архитектором Н.В. Никитиным “Погодинской избы” (дома историка М. Погодина) в Москве. Каменные московские сооружения – здания Исторического (арх. А.А. Семенов и В.О. Шервуд) и Политехнического (арх. И.А. Монигетти и Н.А. Шохин) музеев, Городской думы (арх. Д.Н. Чичагов), Биржи (арх. А.С. Каминский), Верхних торговых рядов (ныне здание ГУМа, арх. А.Н. Померанцев). Церковь Воскресения “на крови” в Петербурге (арх. А. Парланд). Главный дом Нижегородской ярмарки (арх. К.В. Трайман, А.Т. Трамбицкий, А.И. фон Гоген). Работы архитекторов В.А. Гартмана и И.П. Ропета (Петрова).

12. Утверждение реализма в живописи второй половины XIX века. Творчество художников-реалистов московской и академической школ в 1860-е гг. Родоначальники передвижничества: В.Г. Перов и И.Н. Крамской

Ведущая роль живописи среди других видов изобразительного искусства. Доминирующее значение реалистического направления. Поиски новых средств художественной выразительности, обновление языка живописи. Размывание традиционных границ жанров, совмещение приемов и задач разных жанров в одном полотне.

В.Г. Перов. Начало творческого пути. Связь с традициями П. Федотова. Обличительные черты в живописи: “Проповедь на селе”, “Сельский крестный ход на Пасху”, “Чаепитие в Мытищах”, “Трапеза”. Зрелый период творчества: “Гитарист-бобыль”, “Проводы покойника”, “Тройка”, “Приезд гувернантки в купеческий дом”, “Последний кабак у заставы”, “Утопленница”, “На могиле сына”. Типичность образов, их социально-заостренный характер, документальность. Портретный жанр в творчестве Перова. Портреты А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского. Поздние работы: “Птицелов”, “Рыболов”, “Охотники на привале”. Исторический жанр в творчестве Перова. “Спор о вере”.

Московская художественная школа – оплот реализма в живописи 1860-х гг. Бытовой жанр в картинах И.М. Прянишникова “Шутники. Гостиный двор”, В.В. Пукирева “В мастерской художника” и “Неравный брак”, А.И. Соломаткина “Славильщики-городовые”. Реалистическое обращение к темам близкого и давнего прошлого. Н.В. Неврев “Торг”. В. Шварц. “Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче”.

Художественная жизнь середины XIX века в Академии художеств и отражение в ней социальных проблем. “Привал арестантов” В.И. Якоби. “Искушение” Н.Г. Шильдера – первая картина в коллекции П.М. Третьякова.

“Бунт четырнадцати” во главе с И.Н. Крамским (1863). Санкт-Петербургская Артель художников. Организация Товарищества передвижных художественных выставок (1870). Основные направления деятельности Товарищества. Важность просветительской функции. Сложность взаимоотношений Товарищества и Академии художеств. Борьба новых идей с консервативными тенденциями. В.В. Стасов – художественный критик и идеолог нового поколения художников. П.М. Третьяков – собиратель произведений нового русского искусства. И.Н. Крамской – теоретик и вожак “передвижничества”.

Творчество Крамского-художника. Автопортрет и портреты деятелей культуры: фотографа М.Д. Тулинова, писателей Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, мецената П.М. Третьякова, издателя А.С. Суворина, философа В.С. Соловьева, художника И.И. Шишкина, астронома О.В. Струве. Психологизм портретов художника. Постановка этических вопросов в живописи на евангельские темы. “Христос в пустыне”. Другие жанры в творчестве Крамского. “Крестьянин с уздечкой”. “Русалки (Майская ночь)”. “Осмотр старого дома”. “Лунная ночь”. “Неизвестная (Незнакомка)”. “Неутешное горе”.

13. Реализм в историческом, религиозно-философском, бытовом, батальном жанрах второй половины XIX в. Традиции академизма в работах на темы античности и русской истории

Н.Н. Ге – ближайший сподвижник И.Н. Крамского. Влияние традиций Брюллова и Иванова на формирование художника. Библейские темы в раннем творчестве Ге. “Саул у Аэндорской волшебницы”, “Тайная вечеря”. Особенности исторической живописи мастера. “Петр I допрашивает царевича Алексея Петергофе”. Обращение к религиозно-нравственной тематике и поиски новой живописной выразительности в поздних работах. “Что есть истина? Христос и Пилат”. “Голгофа”. Ге как портретист. Автопортрет. Потрет Е.О. Лихачевой.

Жанровая живопись передвижников. Укрупнение формата картин, стремление к объективно-эпическому стилю. Г.Г. Мясоедов – инициатор создания Товарищества передвижных выставок. “Земство обедает”. “Страдная пора. Косцы”. Темы крестьянского быта и умирающей барской усадьбы в творчестве В.М. Максимова. “Больной муж”. “Приход колдуна на крестьянскую свадьбу”. “Бабушкины сказки”. “Все в прошлом”. Мастер многофигурных композиций К.А. Савицкий. “Ремонтные работы на железной дороге”. “Встреча иконы”. “На войну”.

Новые темы и образы в произведениях Н.А. Ярошенко: “Студент”, “Курсистка”, “Заключенный”, “Кочегар”. Картина “Всюду жизнь”, ее философский и идейный смысл. Портрет актрисы П.А. Стрепетовой.

Традиционное понимание и новое осмысление жанра В.Е. Маковским. “Осужденный”. “На бульваре”. “Вечеринка”. “Крах банка”. Тема детства в произведениях В.Е. и К.Е. Маковских “Свидание”, “Дети, бегущие от грозы”. Образы Востока у К.Е. Маковского. “Перенесение священного ковра в Каире”.

В.В. Верещагин. “Туркестанская” и “балканская” серии батальных картин: “Двери Тимура”, “Торжествуют”, “Смертельно раненый”, “Перед атакой”, “Панихида по убитым”, “Шипка – Шейново. Скобелев под Шипкой”. “Апофеоз войны” – квинтэссенция пацифизма художника. Незаконченная “индийская” серия. Историческая серия “1812 год. Наполеон в России”. Тема 1812 года в творчестве А.Д. Кившенко. “Военный совет в Филях”.

В.И. Суриков. Философское осмысление русской истории в картинах “Утро стрелецкой казни”, “Меншиков в Березове”, “Боярыня Морозова”. Монументальность полотен художника, сила их художественной выразительности. Мастерство композиции, особенности света и цвета в бытовых и героических композициях “Взятие снежного городка”, “Переход Суворова через Альпы”, “Покорение Сибири Ермаком”, “Степан Разин”, “Посещение царевной женского монастыря”. Портрет в творчестве Сурикова.

Традиции академизма в исторической живописи. К.Д. Флавицкий. “Христианские мученики в Колизее”. “Княжна Тараканова”. В. Смирнов. “Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя”. “Смерть Нерона”. Г.И. Семирадский. “Римская оргия”. “Танец среди мечей”. “Фрина на празднике Посейдона в Элевсине”. “Похороны знатного руса (по ибн-Фадлану)”. С. Бакалович. “Гладиаторы перед выходом на арену”.

14. Пейзажная живопись передвижников

Эстетика нового реалистического пейзажа второй половины ХIХ в. Критическое переосмысление традиций академического и позднеромантического пейзажа. Новый идеал красоты и вдохновения в обыденных, повседневных проявлениях, неброских привычных видах родной природы. Особая эмоциональность и передача настроения в пейзажных образах.

Лирический русский пейзаж. А.К. Саврасов. “Вид в Ораниенбауме”. Поездка на Верхнюю Волгу и появление картин “Грачи прилетели” и “Разлив Волги под Ярославлем”. Педагогические труды Саврасова. Продолжатель его традиций Ф.А. Васильев. “Вид на Волге. Барки”. “Оттепель”. “Мокрый луг”. “Болото в лесу. Осень”. “В крымских горах”.

Эпическое звучание пейзажей И.И. Шишкина. “Рожь”. “Полдень. В окрестностях Москвы”. “Корабельная роща”. “Среди долины ровныя…”. “Дубовая роща”. “Дождь в дубовом лесу”. “Утро в сосновом бору”.

А.И. Куинджи – непревзойденный мастер цвета и света в пейзаже. “Вечер на Украине”. “Ночь на Днепре”. “Березовая роща”. “Радуга”.

В.Д. Поленов. Патриархальный городской и усадебный пейзаж. “Московский дворик”. “Бабушкин сад”. “Заросший пруд”. Сочетание пейзажа с евангельскими сюжетами. “Христос и грешница”. “На Тивериадском (Генисаретском) озере”.

Творчество И.И. Левитана – завершение исканий пейзажистов-пере­движ­ни­ков. Мастерство камерного лирического этюда в ранних работах Левитана. “Осенний день. Сокольники”. Зрелый период творчества мастера. Импрессионистические элементы в трактовке видимого мира. Пейзаж-настроение и философский пейзаж в творчестве художника. “Вечер. Золотой Плёс”. “После дождя. Плёс”. “Золотая осень”. “Тихая обитель”. “У омута”. “Март” “Летний вечер”. “Сумерки. Стога”. “Владимирка”. “Над вечным покоем”. “Тишина”. “Озеро”.

15. Достижение в произведениях И.Е. Репина вершин русского реализма. Отход от реалистического искусства и зарождение русского декоративного модерна в творчестве В.М. Васнецова

Мастерство и многогранность творчества И.Е. Репина. Постижение высот академической школы. “Воскрешение дочери Иаира”. “Садко”. Картины “Бурлаки на Волге” и “Крестный ход в Курской губернии” как произведения программного характера. Образы “Протодиакона” и “Горбуна” и их социальное значение.

Обращение Репина к историческим темам. “Царевна Софья”. “Иван Грозный и его сын Иван. 18 ноября 1581 г.”. “Запорожцы”. Отражение революционного движения в картинах “Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди”, “Не ждали”.

Творчество Репина в портретном жанре. Богатство психологической и эмоциональной характеристики образов В. Стасова, Л. Толстого, М. Мусоргского, А. Глазунова, П. Третьякова. Камерный характер портретов родных и близких художника. Выдающееся мастерство в создании сложных групповых портретов. “Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве”. Картина “Заседание Государственного Совета” и ее значение. Этюды к картине как новый метод портретирования. Репин – педагог. Эпистолярное и мемуарное наследие художника.

В.М. Васнецов как живописец. Ранние произведения в бытовом жанре и отказ от него. Обращение к истории и сказке. “После побоища Игоря Святославича с половцами”. “Три царевны подземного царства”. “Аленушка”. “Ковер-самолет”. “Витязь на распутье”. “Иван Грозный”. Нарастание декоративного начала в его живописи. Монументальная композиция “Каменный век” в Историческом музее Москвы.

Стремление Васнецова к возрождению древнерусского религиозного искусства. “Крещение Руси”, “Богоматерь Благодатное небо”, другие сюжеты художественной росписи Владимирского собора в Киеве и икон.

Театрально-декорационная работа Васнецова над сказкой “Снегурочка”. Картина “Богатыри” как первое обращение в живописи к былинному эпосу и как декоративное панно. Ведущая роль Васнецова в зарождении национально-романтического направления русского модерна.

16. Скульптура и декоративно-прикладное искусство второй половины XIX века

Постепенная утрата скульптурой монументальных черт. Увлечение повествовательностью, большее внимание деталям, дробность форм – свидетельства отступления от классицистических норм. Распад большого синтеза искусств, проявления эклектического “бесстилья” в середине XIX века. Появление предпосылок возрождения стилевого единства, начало поисков нового стиля и синтеза искусств к концу века.

Кризисные явления и достижения в скульптуре. Памятники “Тысячелетие России” в Новгороде и Екатерине II в Петербурге (скульптор М.О. Микешин). Памятники в Москве А.С. Пушкину (скульптор А.М. Опекушин) и первопечатнику Ивану Федорову (скульптор С. Волнухин).

М.М. Антокольский. Отход от монументальных средств скульптуры и замена их обращением к скульптурным образам “монументальных личностей”: Сократ, Христос, Нестор, Иван Грозный, Ермак, Петр I. Скульптурные портреты современников.

Бытовой жанр в скульптуре. Ф.Ф. Каменский. “Первый шаг”. М. Чижов. “Крестьянин в беде”. В.А. Беклемишев. “Деревенская любовь”.

Мелкая пластика. Вклад Е.А. Лансере в развитие анималистического и исторического жанров. “Святослав”. “Царский сокольничий”.

Мемориальная, садово-парковая и декоративно-прикладная скульптура.

Ведущие ювелирные фирмы и фабрики страны (О. Курдюкаева, К.Э. Болина, П.А. Овчинникова, Д. Орлова, И.С. Губкина, Ф. Фульда, Грачевых, Сазиковых, И.П. Хлебникова, К.Ф. Верфеля и др.) Превращение мастерской ювелиров Фаберже в крупнейшую ювелирную фирму России. Использование “натуральных форм” в ювелирных изделиях. Воспроизведение архитектурных ландшафтов, бытовых сцен и “русской темы”. Имитация в драгоценном металле других материалов.

Декоративное искусство в интерьере общественных, жилых, промышленных помещений. Ме­бель и ее мастера. Фарфор. Стекло. Культура одежды и обуви. Мода. Модные салоны. Развитие народных художественных промыслов. Выставки изделий художественного ремесла и декоративного искусства.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ХIХ ВЕКА

1. Особенности русской культуры первой половины XIX века.

2. Наука и образование первой половины XIX века.

3. Книжное дело и периодика первой половины XIX века.

4. Литература, эстетическая и общественно-политическая мысль первой половины XIX века.

5. Музыка первой половины XIX века.

6. Театр первой половины XIX века.

7. Высокий классицизм в архитектуре Пе­тербурга первой половины ХIХ века.

8. Восстановление и строительство общественных зданий Москвы после войны 1812 года. Архитектура классицизма первой половины XIX века в Москве.

9. Усадебное строительство первой половины XIX века. Классицизм в архитектуре русской провинции.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08




Top